ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
Молодая семья: роль мужчины в развитии и укреплении семейных отношений
Предметом осмысления и обсуждения данной статьи является роль мужчины, отца в семье. Это позволит нам под другим углом рассмотреть институциональные проблемы семьи и внутрисемейных отношений и предложить новые нестандартные методики работы с семьей. В связи с незначительным количеством публикаций и научных материалов по данной теме позволю некоторые собственные заключения, подтвержденные отдельными фактическими данными.
Ключевые слова: молодая семья, полнота семьи, социальная роль мужчины, отцовство.
Самое важное — семья. И государство слагается из миллионов семей.
Д.С. Лихачев
Счастлив тот, кто счастлив дома.
Л.Н. Толстой
Целью государственной политики в отношении молодой семьи является становление и развитие благополучной семьи и улучшение качества ее жизни; обеспечение выполнения молодой семьей социально-демографических функций, в т. ч. стимулирование рождаемости детей и их воспитания.
Важным показателем благополучия является полнота семьи.
Семья — социальный институт, где роль каждого члена семьи является уникальной со своими специфическими правами и обязанностями. Сегодня чаще всего принято говорить о проблемах женщин. Конечно, вопрос актуальный, требующий серьезного внимания. Однако предметом осмысления и обсуждения данной статьи является роль мужчины, отца в семье. Это позволит нам под другим углом рассмотреть институциональные проблемы семьи и внутрисемейных отношений и предложить новые нестандартные методики работы с семьей.
Следует особо отметить, что не только Россия, а современный мир в целом переживает глубокие де© Ростовская Т.К., 2011
Т.К. Ростовская
мографические перемены, характеризующиеся значительным снижением рождаемости. И здесь специалисты-демографы приходят порою к бедующим выводам. Например, «чем лучше живут люди, тем в среднем меньше детей они хотят». Или другой вывод ученых: чем выше образовательный уровень супругов, тем меньше детей в их семье. Зарубежные и отечественные исследователи отмечают тенденцию изменения ценностных ориентаций в обществе: снижению в представлениях людей, в том числе молодежи, роли и значения материнства и отцовства.
Среди проблем отцовства одной из главных является судьба детей после развода супругов. По данным Росстата за 2009 год, в России зарегистрировано 921,898 браков в возрасте до 35 лет, а разводов 699,400. По данным столичного управления ЗАГС, в 2009 году только в Москве подали на развод более 64 тыс. супружеских пар, по сравнению с 2008 годом этот показатель вырос почти на 4%. Данная статистика удручающая — в России ежегодно 75 % из зарегистрированных браков заканчиваются разводом. Из них 70% — в первые пять лет совместной жизни, т. е. фактически в молодых семьях.
Если взять макросоциальный уровень, то отцовское влияние, которое крайне необходимо детям, сводится на нет во многом из-за увеличения числа внебрачных детей и тех самых разводов. В Российской Федерации большинство детей после развода супругов остаются с матерью. К великому сожалению, зачастую общение детей с отцами ограничивается, а иногда и вовсе прекращается.
Причин такого положения много. Во-первых, как ни странно, но иногда мужчины сами теряют интерес к детям. Во-вторых, бывшие жены в силу недопонимания важности общения ребенка с отцом препятствуют таким контактам. В-третьих, отцовско-ребячьему общению препятствует низкая супружеская и родительская культура. Все это и способствует тому, что на макросоциальном уровне реальная безотцовщина не уменьшается.
Следует опровергнуть существующую точку зрения относительно того, что в результате безотцовщины страдают только дети и женщины. Очень ущербными чувствуют себя и отцы. Ведь в подобном случае мужчиной переживается еще больший стресс, нежели стресс, испытанный им в период рождения ребенка и становления отцовства. Роль отца становится неопределенной и почти утраченной, проявление заботы и ответственности — минимизированными, жизненные устои — подорванными. В этот период мужчина может попасть в полную дезадаптацию и подвергнуться испытанию на здоровье и девиантность в поведении.
И все же потеря или отсутствие отца особенно остро переживается ребенком. Детям наносится серьезная психическая травма, которая может отрицательно сказаться у мальчика на желании стать хорошим отцом, дать своим детям то, чего он сам не получил. Кроме того, отсутствие отца спо-
собствует возникновению у ребенка дополнительного количества детских страхов, что еще больше усугубляет проблемы с его психическим состоянием.
Одной из проблем современного российского отцовства является то, что общество и его «женская половина» считают мужчин главными по части материального обеспечения семьи. Одновременно от отцов ждут активного участия в решении бытовых вопросов и воспитании детей. Такое противоречивое сочетание традиционалистских и более современных установок приводит чаще всего к спорам, ссорам, взаимным обвинениям между мужчинами и женщинами, а иногда — к домашнему насилию.
Каковы же основные тенденции, определяющие на сегодняшний момент положение мужчины в семье и обществе? В связи с незначительным количеством публикаций и научных материалов по данной теме позволю некоторые собственные заключения, подтвержденные отдельными фактическими данными.
Во-первьх, снижение продолжительности жизни российских мужчин привело к так называемому демографическому разрыву по полу: в настоящее время мужчин в России на 10 млн. человек меньше, чем женщин. Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается, начиная с 33-летнего возраста, когда уже, как правило, создана семья и родились дети.
По статистическим данным, продолжительность жизни мужчин в 2008 г. составила в России 61,9 лет, женщин — 74,2 лет, всего населения — 67,9 лет.
По сравнению с 2006 г. отмечается некоторое увеличение продолжительности жизни, но не значительно: в 2006 г. было: мужчины — 60,37, женщины — 73,37, среднее 66,6.
Во-вторых, серьезную озабоченность вызывает здоровье представителей сильного пола. В России, сегодня по официальным данным, среди мужчин: 4 млн. человек страдают алкоголизмом, 1 млн. человек больны наркоманией, 4 млн. человек страдают бесплодием. И это только официальная статистика.
Сокращается доля абсолютно здоровых молодых ребят призывного возраста. Снижение массы и длины тела, замедленное половое созревание, недостаточность мышечной силы — все это типичные показатели современного развития подростков 15—17-летнего возраста. Распространенность психической патологии в этой возрастной группе в 1,5 раза выше, чем у детей младшего возраста. В структуре психических расстройств 15—17-лет -них молодых людей доля больных с умственной отсталостью составляет 47,6%. Каждый второй (53,2%) характеризуется непсихотическими психическими расстройствами и психозами.
Стремительно растет и число курильщиков, что принципиально расходится с тенденциями в индустриально развитых странах. По данным выборочного исследования, 68% юношей курят, в том числе регулярно 40%.
В-третьих, одной из самых тревожных проблем последних лет следует признать криминализацию общества, в первую очередь динамику подрост-
ковой преступности. Основным институтом социализации мальчиков сегодня являются улица и подростковые коллективы, крайне подверженные криминальному влиянию.
В-четвертых, серьезной проблемой становится преимущественно «женское» воспитание мальчиков. Основными институтами социализации детей являются семья и образовательные учреждения. В семейном воспитании преобладает воспитание мамой и бабушками. Это связано с тем, что сотни тысяч детей в России остаются без отца в результате разводов. Число детей, рожденных вне брака, за последние годы удвоилось и составляет сегодня около трети от общего числа рождающихся.
В неблагополучных семьях воспитание детей также преимущественно находится в женских руках (если таковое проводится вообще). В связи с этим у мальчиков остаются слабо сформированными такие качества мужчины, как умение брать ответственность на себя, воля, мужественность.
Даже в семьях, которые являются полными и благополучными, проблемы мужского воспитания возникают в связи с высокой загруженностью отцов на работе и, следовательно, недостаточным вниманием к воспитанию детей. Поэтому очень четко сегодня прослеживается такая тенденция: если отец — хороший семьянин, то и сын, как правило, проявляет в собственной семье свои лучшие качества.
Образовательные учреждения тенденцию «женского» воспитания мальчиков только усиливают. На 80—90 % кадровый состав дошкольных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования состоит из представителей слабого пола. Мужчины в образовании — сегодня редкость, и причина этого — низкий уровень оплаты труда. В результате этого мальчики и в учреждениях образования не получают мужского воспитания.
В-пятых, негативную роль играют СМИ, которые не только не формируют положительный образ семьи, но и оказывают разрушающее воздействие на существующие нравственные установки и ценности. К сожалению, зачастую СМИ пропагандируют вседозволенность, разнузданность, насилие, культ наживы и грубой силы. Нам предлагают массу фильмов (и теперь уже не только иностранного производства) о том, как легко люди встречаются и расходятся (нет никакой ценности близких отношений) и о том, что семья не имеет особого значения. На телевидении появилось большое количество программ реалити-шоу, в которых семья как ценность мало что значит, в которых люди как встретились, так и разошлись, не обременяя себя какими-либо обязательствами друг перед другом. И сегодня трудно назвать хотя бы один современный российский фильм, пропагандирующий положительный образ отца.
В-шестых, неоднозначное влияние на мужчин оказывает служба в рядах Вооруженных Сил. С одной стороны, армия по-прежнему делает из мальчишки мужчину. Но, с другой стороны, проявления «дедовщины»
формируют установку на решение всех проблем с помощью силы, что проявляется и в дальнейшей семейной жизни. Кроме того, армия на сегодняшний день отождествляется с лишением свободы, что порождает вседозволенность и безответственность, распространенные в среде только что прошедших военную службу.
Не менее важны социальные предпосылки реальных и прогнозируемых угроз мужскому здоровью, долголетию и самому существованию. Речь идет прежде всего об эмансипации и снижении социальной роли мужчин — осталось очень мало сфер профессиональной (фактически нет ни одной профессиональной сферы) деятельности, где бы женщина не смогла заменить мужчину.
Указанные проблемы свидетельствуют о снижении роли мужчины, отца в семье, о кризисе самого института семьи.
Кто он сегодня, современный мужчина? Кормилец, защитник и отец? Сегодня не существует общепринятых стандартов, которые предписывали бы, как современным мужчинам следует справляться с этими ролями. В течение десятилетий женщины руководствовались уже сложившимися четкими ролевыми моделями, но сегодня эти модели не работают, и мужчинам приходится балансировать между современностью и традициями. В результате мужчины могут выглядеть скорее обескураженными, чем, как предписывают стереотипы, воплощать воинственный кураж.
Нельзя сказать, что происшедшие перемены повергли мужчин в кризис. Но, стремясь быть успешным во всех сферах жизни, мужчина испытывает все большее давление со всех сторон. Из-за экономических перемен найти и сохранить работу стало труднее. Социальные перемены предписывают мужчинам и обеспечивать семью финансово, и выполнять домашние обязанности. Культурные перемены приводят к тому, что мужчинам приходится прикладывать больше усилий, чтобы стиль их жизни соответствовал тем картинкам успеха, которые они видят в СМИ.
Равноправие мужчин и женщин делает их взаимоотношения как никогда сложными — женщины подают мужчинам противоречивые сигналы. Они хотят немного старомодного патриархата, соединенного с феминизмом наших дней, и молодым мужчинам приходится искать баланс между традиционной и современной моделями отношений. Несомненно, сегодня существует большее равенство в отношениях мужчин и женщин, а также становятся более частыми и попытки идти на компромисс. Для многих мужчин это означает и новое качество физической близости. Для других же равенство в спальне стало причиной закомплексованности, поскольку современные женщины не боятся просить большего, жаловаться и даже критиковать.
Возникает закономерный вопрос: «Что делать?».
В целях повышения авторитета института семьи, возрождения и укрепления отечественных традиций семейной и родительской культуры, поднятия престижа отцовства и материнства в российской семье, вос-
питания и активной пропаганды у подрастающего поколения духовных и нравственных качеств в числе первоочередных задач следует назвать:
1. Развитие системы целевой подготовки специалистов, владеющих методиками подготовки молодежи к браку и семейной жизни, включая методическое обеспечение образовательного процесса.
2. Разработку инновационных социальных технологий в образовательных учреждениях по духовно-нравственному воспитанию молодежи, подготовке к семейной жизни и сознательному родительству.
3. Развитие системы социальных служб, клубов молодой семьи в целях расширения сферы образовательных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и иных услуг молодым семьям, при организации семейного и детского отдыха.
В заключение хочу подчеркнуть, что только комплексно, объединив усилия государства и общества, включая в этот процесс и саму семью как равноправного субъекта социального партнерства, можно решить острейшую проблему подготовки молодых супругов к ответственному родительству, к появлению нового здорового поколения XXI века.
Литература:
1. Антонов, А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему / А.И. Антонов // Семья в России. — 1999. — №1-2.
2. Гурко, Т.А. Феномен современного отцовства / Т.А. Гурко // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы / отв. ред. А.Н. Седловская, И.М. Семашко. — М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1999. — Т. 1.
3. Гурко, Т.А. Гендерный подход в социологии семьи / Т.А. Гурко // Социология гендерных отношений: учебное пособие / под ред. З.Х. Саралиевой. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003.