Ипатьевский вестник. 2022. №3 (19). С. 35-46 ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ !райеу$ку у^Шк. 2022. №. 3 (19). Р.
БОГОСЛОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная статья УДК 243
DOI: 10.24412/2309-5164-2022-3-35-46
Молитва Иисусова в свете богословия имени Божия
Игорь Александрович Сидоров, Костромская духовная семинария, Кострома, Россия, [email protected]
Аннотация. В настоящей статье рассматривается молитва Иисусова через богословие имени Божия в Священном Писании. Предпринята попытка подтвердить идентичность ветхозаветного и новозаветного почитания имени Бога. В качестве базового материала используется Священное Писание и творения святых отцов.
Ключевые слова: молитва Иисусова, Яхве, Сущий, Иисус, имя
Для цитирования: Сидоров И. А. Молитва Иисусова в свете богословия имени Божия // Ипатьевский вестник. 2022. № 3. С. 35-46. https:// doi.org/10.24412/2309-5164-2022-3-35-46
THEOLOGICAL STUDIES
Scientific article
The Jesus prayer in the light
of the theology of the name of god
Igor Alexandrovich Sidorov Kostroma Theological Seminary, Kostroma, Russia, [email protected]
Abstract. This article examines the prayer of Jesus through the theology of the name of God in the Holy Scriptures. An attempt is made to confirm the identity of the Old Testament
© Сидоров И. А., 2022.
Игорь Александрович Сидоров,
выпускник Костромской духовной семинарии /
Igor Alexandrovich Sidorov graduate of Kostroma Theological Seminary
and New Testament veneration of the name of God. The Holy Scriptures and the works of the Holy Fathers are used as the basic material.
Keywords: The prayer of Jesus, Yahweh, I am, Jesus, name
For citation: Sidorov I. A. The Jesus prayer in the light of the theology of the name of God // Ipatievsky vestnik. 2022. № . 3. Р. 35-46 (In Russian). https:// doi.org/10.24412/2309-5164-2022-3-35-46
СОВРЕМЕННОЕ светское понимание имени кардинально отличается от его понимания в древности, особенно в иудаизме. Сегодня имя — это средство опознания, выделение чего-либо или кого-либо из аналогичного, способ отделить одно от другого и т.п. При этом изначальный смысл имени значения не имеет, так как не относится к сущности опознаваемого. Можно привести пример наречения именем новорожденных детей, в котором изначальный смысл имени не привязывается к личности, а обусловлен, как правило, употреблением конкретного имени в культуре и местности проживания родителей, либо просто их личной симпатии к конкретному имени. При этом, учитывая, что носителей каждого конкретного имени множество, возникает необходимость в дополнительных опознавательных признаках в виде отчества и фамилии.
В глубокой древности, отношение к имени было кардинально другим. Имя являлось не просто каким-либо знаком, а тайным символом, который опосредованно указывает на качества и характеристики его носителя. На именуемую сущность указывало ее имя. В Священном Писании категория имени отражается как раз в данном аспекте, имя есть реальное выражение предмета или лица. Имя в Библии не просто комбинация букв или слов, но являет связь с личностью. Книга Бытие начинается сотворением мира, и первоначально с наименованием мы встречаемся в пятом стихе первой главы, где само действие по наречению впервые производит Сам Бог: «И нарече Богъ свп>тъ день, а тму нарече нощь» (Быт. 1.5). Далее Бог нарекает небо «твердью», сушу «землею», а во второй главе появляются имена рекам, выходящим из рая. И только потом Бог называет человека Адам, которому поручает, как говорят святые отцы, интеллектуальный труд по наречению имен всем животным. А в третьей главе Адам дает имя жене: «И нарече Адамъ имя женп> своей жизнь, яко та мати всп>хъ живущихъ» (Быт. 3.20). То есть мы видим, что процесс творения неотделим от процесса наречения имени, коим Творец определяет иерархическое место чего или кого.
Следовательно, именование есть символ и печать подчинения твари Творцу. После сотворения человека и его наименования, Творец предоставляет такое же право давать имена самому человеку. В этом праве также можно увидеть символ власти Бога над человеком и человека над животными, он становится их властелином. Свт. Иоанн Златоуст (t407) говорит, что наречение имени есть знак владычества1. Можно сказать, что имя в Ветхом завете фактически отождествлено с его носителем, имя отражает саму сущность предмета.
1 Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия (Цит. по: Творения святого отца нашего Иоанна
Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб. 1898. Т. 4. С. 115.
В Священном Писании, человек дает имена и Самому Богу (естественно как откровение Божие нам о Самом Себе), которые могут указывать на какое-либо воздействие Его на человека или отражать Его свойства. В Библии мы можем найти более ста именований и эпитетов Бога.
Взирая на имена Бога в Писании, мы должны понимать, что все эти имена не относятся к Сущности Бога. «Божество неименуемо» говорит нам святитель Григорий Богослов (t389)^ И преподобный Иоанн Дамаскин (t754) в третьей главе своего труда «Источник знания», более известный нам как «Точное изложение православной веры», говорит: «То, что мы говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству...Божество, будучи непостижимым, конечно, будет и безымянно. не зная существа Его, не будем искать и имени Его существа»2. В труде «О Божественных именах» Дионисия Ареопагита (t96) говорится: «Богословы и воспевают Его и как Безымянного, и как сообразного всякому имени»3. Лосский В. Н. в своих трудах по догматическому богословию пишет: «Священное Писание дает нам откровение о Боге, образуя Божественные имена в соответствии с энергиями, в которых Бог сообщается, оставаясь неприступным по Своей Сущности. когда мы говорим: Бог есть Премудрость, Жизнь, Истина, Любовь, мы говорим о Его энергиях, о том, что «после» Сущности, о Его проявлениях природных, но по отношению к самому Троичному бытию — внешних» и, ссылаясь на святителя Григория Паламу, приводит его довод: «Бог именуется Светом не по своей Сущности, но по своей энергии»4.
Святые отцы, утверждая, что Божество неименуемо, одновременно говорят что имя, данное Самим Богом Моисею, наиболее приличествует Божеству, т.е. среди множества имен и эпитетов, присущих Богу, выделяют имя «Сый». В Книге Исход Господь открывает Свое имя как «Сущий» (греч. о ßv) (Исх. 3.14). Григорий Богослов в слове о богословии четвертом толкует значение этого имени так: «Сам нарек Себе имя сие...Сый, действительно принадлежит собственно Богу и всецело Ему одному...Сый...наименование сие находим наиболее свойственным Богу»5. Иоанн Дамаскин пишет: «Из всех имен, усвояемых Богу, кажется, самое высшее есть: Сый»6. «Имя Сущий распространяется на все сущее и превышает сущее»7, — говорит Дионисий Ареопагит в труде «О божественных именах».
Данное Имя Бога появляется в III гл. кн. Исход: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий... Вот имя Мое на веки» (Исх. 3.13-15). Указанные выше имена и эпитеты к Богу употребляет человек, а имя «П1П'», дано нам через пророка Моисея
1 Григорий Богослов, святитель. Собрание творений в 2т. СТСЛ, 1994. T.I. С. 440.
2 Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной веры. М.: Сибирская Благо-звонница, 2015. С. 21.
3 Дионисий Ареопагит. Сочинения. СПб.: Алетейя, 2002. С. 235.
4 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Академический проект; Парадигма, 2015. С. 62.
5 Григорий Богослов, святитель. Собрание творений в 2т. СТСЛ, 1994. ТЛ. С. 440.
6 Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной веры. М.: Сибирская Благо-звонница, 2015. С. 54.
7 Дионисий Ареопагит. Сочинения. СПб.: Алетейя, 2002. С. 403.
Самим Богом. Это имя пишется так: ' (йуд) п (хей) 1 (вав) п (хей): П1П', и образует древнееврейское слово - «П1П'». Латинскими буквами оно пишется IHVH или YHWH или JHWH. Более привычное нам написание: «Yahweh» — «Яхве». Имя «Яхве» появляется в тексте Писания более 6700 раз. Чтобы сравнить, укажем, что имя Элохим появляется около 2,5 тыс. раз, а Адонай около 450 раз. Следует сказать, что смысл данного имени нам понять до конца невозможно. Написанные здесь древнееврейские слова в Септуагинте переведены как «^ю ир1 о ¿V», на церковно-славянском звучат «Я есмь Сущий» — и в буквальном понимании означают «Я есмь Тот, Кто Я есмь». Данную формулировку можно понимать не однозначно: с одной стороны, она говорит, что Бог не хочет отвечать пророку Моисею, с другой стороны, она указывает на отсутствие в человеческом языке исчерпывающих слов, означающих имя Существа Божия. Учитывая благоговение пред этим именем Бога, евреи после Вавилонского плена перестали его вообще произносить1. Только один раз в году, в день очищения, первосвященник мог его называть обращаясь к Богу, но и то, только во святая святых. В остальных случаях необходимости взывания к Богу священное имя заменяли на другие, самыми распространенными из которых было «Адонай» («Кирио» с греческого, «Господь» с церковно-славянского).
Несмотря на то, что смысл имени «Яхве» продолжает оставаться для нас недоступным, в древнееврейской традиции именно оно восхваляется как собственное и личное имя Бога. Все остальные имена, даваемые человеком Богу, преследуют лишь попытку раскрыть и истолковать имя «Яхве». Весь Ветхий Завет проникнут священным страхом пред именем «Яхве». Подтверждение этому, мы можем найти, например, в 3-й Книги Царств, в которой описывается строительство Соломоном храма. Храм описывается здесь как храм имени Господня, а не просто как храм Богу. Все богослужения в Соломоновом храме сосредоточены на имени Божием, имя «Яхве» почитают, услышав имя «Яхве» приходят в храм, в храме исповедуют имя «Яхве», ему служат и ему поклоняются. Второй храм также будет обиталищем имени «Яхве». И после запрещения произносить имя «Яхве», священник по-прежнему будет единожды в год называть имя «Яхве» во Святая святых. Евреи отождествляли имя Бога с самим Богом, имени «Яхве» поклонялись, его боялись, перед ним трепетали, его любили. Имя «Яхве» было святыней данной и вверенной израильскому народу Самим Богом.
Священное Писание Нового Завета практически полностью восприняло ветхозаветное понимание имени. Первое зачало Евангелия от Матфея целиком состоит из «сефер толедот», т.е. из родословия Иисуса Христа, в котором перечисляется родословная с Авраама, а в одиннадцатом зачале Евангелия от Луки родословие ведется от Господа к Адаму и Богу. Толедот Христа служит доказательством Его человечества, подтверждением что Он реальный Человек, и Его Имя является звеном непрерывной цепи человеческих имен. Имя «Иисус» — (арам. т^') это современная церковно-славянская транслитерация еврейского имени «Иешуа» (на иврите глагол «спасать», «приходить на помощь». Иешуа — сокращенная форма древнееврейского (арамейского) имени Иегошуа, а оно,
1 Ср.: Феофан (Быстров), архимандрит. Тетраграмма, или Ветхозаветное Божественное Имя.
Киев: Пролог, 2004. С. 68.
в свою очередь, составлено из корней слов «Яхве» и «шуа» (спасение). Таким образом, имя «Иисус» переводится как «Яхве спасает». Именно поэтому Иисус с еврейского переводится как «Спаситель».
Значение и смысл имени «Иисус» открыл праведному Иосифу Сам Бог через Архангела Гавриила: «родит же сына, и наречеши имя ему Иисус: той бо спасет люди своя от грех их» (Мф. 1.21).
«Христос» (арам. КП'^п) — с древнегреческого «Помазанник», от древнегреческого глагола хр^ — «умащивать», «смазывать», «натирать», «совершать обряд помазания»). У евреев тождественный смысл имеет слово «Машиах», которым называли первосвященников, пророков, царей. Русская транслитерация «машиах» — Мессия. Ииисус Христос помазан и как Пророк, и как Первосвященник, и как Царь, превосходящий всех людей мудростью, святостью и властью.
Таким образом, двойное имя Иисуса Христа есть кратчайший Символ Веры христианства.
Дословный и буквальный смысл имени «Иисус» — «Яхве спасает», т. е. в этом имени священное имя «Яхве». Однако, теперь, помимо славы и могущества, это имя выступает как спасительная сила Бога. И не случайно Новая благая весть начинается с имени «Иисус», которое и содержит и неотрывно связано с именем «Яхве», и таинственным образом указывает на обновленные отношения Бога и человека.
Следует упомянуть, что имя «Господь», на греческом «Киршф>, — это тоже перевод еврейского «Яхве». Отождествление имени «Иисус» и имени «Яхве» отражено и в иконографии Богочеловека надписью над нимбом: «о которое тоже является переводом имени «Яхве». Имя «Иисус» также есть предвечное имя Богочеловека, как и само Боговоплощение, предвечно рожденное в недрах Пресвятой Троицы. Таким образом, по Боговоплощении Бог принимает имя «Иисус», которое буквально имеет смысл «Яхве спасает». После Воскресения и Вознесения перед Божественным именем «Иисус» христиане также благоговеют, как и благоговели иудеи в Ветхом завете перед именем «Яхве». Как для иудеев имя «Яхве» нераздельно от Самого Бога, так для христиан имя Иисус неотделимо от Второй Ипостаси Пресвятой Троицы.
Святитель Иоанн Златоуст, раскрывая нам духовный смысл сто десятого псалма, толкует места, где говорится об имени Бога: «Свято и страшно имя Его, т.е. вполне достойно удивления. Если же таково имя Его, то не тем ли более существо Его? А как имя Его свято и страшно? Его страшатся бесы, боятся болезни; этим именем апостолы исправили всю вселенную.. .им совершено множество великих дел; им мы совершаем священные таинства»1. Святитель считал святыми все имена Божии, но особо выделял имя «Сущий». При этом, по мнению святителя, имя «Сущий» в Ветхом Завете равно имени «Иисус» в Священном Писании Нового Завета. Такое отношение к именам «Яхве» и «Иисус» присуще не только отдельным святым отцам, но и всей восточной христианской традиции2.
1 Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 110, гл. 7 (Цит. по: Творения. Т. 5. СПб. ,1899. С. 309).
2 Иларион (Алфеев), митрополит. Священная тайна церкви Введение в историю и проблематику имяславских споров. Изд. 4-е. М.: Издательский дом «Познание», 2021. С. 117.
Святитель в толковании слов евангелиста Матфея так характеризует и отзывается об имени Иисус: «Это не просто имя, а настоящее сокровище неисчислимых благ»1 и «То же самое, что о «Христе», — может быть сказано о «Сыне», об «Иисусе», о «Господе», так как все эти Имена суть общие и выражают собою оба естества»2. Святитель Амвросий Медиоланский (+397), западный современник святителя Иоанна Златоуста практически вторит ему: «Это Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, явившийся Моисею в терновом кусте, о Котором говорит Моисей: Сущий послал меня. В терновом кусте — не Отец, в пустыне — не Отец, но Сын беседовал с Моисеем...итак, Христос всегда Сущий»3.
Иная точка зрения подпадает под 4-ю анафему 3-го Вселенского Ефесского Собора (из Послания Кирилла, епископа Александрийского, к Несторию об отлучении), которая гласит: «Кто изречения евангельских и апостольских книг, употребленные святыми ли о Христе, или Им самим о Себе, относит раздельно к двум лицам или ипостасям, и одни из них прилагает к человеку, которого представляет отличным от Слова Божия, а другия, как богоприличные, к одному только Слову Бога Отца: анафема»4.
Святитель Афанасий Великий (+373) в труде «На ариан» в четвертом слове пишет: «Под именем Христа разумеем и то, и другое вместе, то есть Божие Слово, соединённое в Марии с Тем, Кто от Марии»5. Святитель Никифор Константинопольский (+828) в «Слове в защиту.нашей христианской веры» пишет: «Христос и Бог наш, соделавшись человеком, принял имя, которое обозначает одинаково и то и другое из соединённых естеств, как освятившее Божество, так и освящённое человечество»6. Апостол Павел в послании к Колоссянам говорит нам: «И все, еже аще что творите словом или делом, вся во имя Господа Иисуса Христа, благодаряще Бога и Отца тем» (Кол. 3.17). Иоанн Златоуст в Беседе девятой на Послание к Колоссянам толкует этот стих так: «Все делай во имя Божье...дивно и велико имя Его.призывая Сына, ты призываешь и Отца. этому имени нет ничего равного; оно всегда дивно»7. Таким образом, по словам святителя, призывая Бога именем «Иисус», мы призываем всю Пресвятую Троицу. Святитель Феофан Затворник вторит святителю Иоанну Златоусту и, толкуя Послание к Филиппийцам, пишет: «Сын Божий имел имя, которое не отошло от Него чрез воплощение.до сего момента, яко Бог, имел Он сие имя.Бог, Сын...Сын Божий.так именовался Он прежде мир не бысть»8.
С учетом всего вышеизложенного, можно сказать, что и орос IV Вселенского Собора о неслитном неизменном неразлучном и нераздельном соединении
1 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Беседы на Матфея-Евангелиста. СПб.1901. Т. 7. С. 43.
2 Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., СПДА 1897. Т.111. С. 814.
3 Амвросий Медиоланский, святитель. Собрание творений. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. Т.и С. 83.
4 Деяния Вселенских соборов в 4-х томах. СПб.: Паломник, 1996. Т.1. С. 198.
5 Афанасий Великий, святитель. Творения в 2-х частях. СТСЛ, 1902. Ч. 2. С. 491.
6 Никифор Константинопольский, святитель. Творения / Творения Святых Отцев. — СТСЛ, МДА, 1904. С. 270.
7 Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. СПб., СПДА,1905. Т. 11. Кн.1. С. 436,435.
8 Феофан Затворник, святитель. Толкования Посланий апостола Павла, Послание к Колосся-нам и Филиппийцам. М.: Паломник, 1998. С. 360.
Божества и человечества в Господе Иисусе Христе также подтверждает, что имя «Иисус» одинаково относится и к человечеству и Божеству Иисуса Христа. Имя Божие предвечно принадлежит Ему, о чем нам говорит неоднократно Сам Господь: «Аз Господь Бог — сие Мое есть Имя» (Ис. 42.8), «Живу Аз и присно живет Имя Мое» (Чис. 14.21), «Прежде солнца пребывает Имя Его» (Пс. 71.17), «От века Имя Твое, — Искупитель наш» (Ис. 63.16). Имя Бога есть Его действие, Его энергия, Его свойство, и неотделимо от Него как неотделимы лучи солнца от самого солнца. Имя Божие предвечно как и Сам Он. Конечно, здесь нужно оговориться, что когда речь идет о предвечности, не имеется в виду человеческая формулировка имени, поскольку вечное Имя Божие, открываясь человеку как бы из вечности, формулируется на тварном языке, тварной человеческой способностью к словесности. А вот где тот переход от нетварного к тварному — собственно говоря, тайна, как и таинственно само имя. Тайной является и связь между реальным, так скажем, «Небесным Именем» и земным именем, но она апофатична, она непостижима разумом, как непостижимо соединение и общение человеческой и божественной природы в Иисусе Христе! Итак, в Священном Писании имя не просто звук, но оно таинственным и непостижимым способом связывает Именуемого и того, кто произносит имя. А поскольку имя «Иисус» — это то же, что и «Яхве», то обращаясь к Иисусу, человек через Его человеческое имя как бы связывается с Его «Вечным Именем» т.е. с энергией, т.е. с Ним Самим. Таким образом, можно утвердительно говорить, что имя «Иисус» дано нам Самим Богом посредством Архангела Гавриила и может наполняться Божественной энергией по Его волению, сообразно с духовным состоянием и восприимчивостью призывающего это Имя. Новозаветное имя Богочеловека — «Иисус» есть ветхозаветное имя Бога — «Яхве» и, призывая имя Иисуса Христа, мы обращаемся не только ко второй ипостаси, а ко всей Пресвятой Троице. «Свято имя Его» (Лк. 1.49) говорит нам Пресвятая Богородица в Евангелии от Луки. Каждое упоминание имени Божия в Священном Писании относится к Самому Иисусу Христу и ко Всей Пресвятой Троице, о чем и говорит нам Он Сам в Евангелии от Иоанна: «Испытайте Писанш, яко вы мните, въ нихъ имгьти животъ вгьчный: и та суть свидптелствующая о Мнгь» (Ин. 5.35).
Молитва Иисусова основывается на библейском учении об имени Божием. Бог неименуем по Своей Сущности и выше всякого имени. Сущность Божия непостижима для нас и не может быть выражена никакими человеческими словами. Однако человек есть творение Божие, причем созданное по Его образу и подобию, соответственно человек обладает некоторыми свойствами, имеющими подобие божественных свойств. Эти свойства Бога по отношению к миру и к нам могут быть наименованы человеком по известным нам свойствам Божества, которые Он Сам нам и открыл.
Как богодухновенно все Священное Писание, так богодухновенно и имя Божие. Имя Божие есть Божественное откровение нам и способ соединения с Божеством. Все Священное Писание насквозь пронизано именем Божиим. По выражению отцов, оно разлито по Священному Писанию как благоуханное миро (Песн. 1.2.).
Божество открывается нам в Своем имени, которое есть обозначение совокупности Его действий и энергий и свойств. Имя Божие является нам как бы обобщенным символом Божественной личности, имя Божие — это скиния Божества, это Его место жительства. В идеальном смысле имя Божие есть проявление Сущности Бога, Свет непостижимого Божества, явление Бога, Его образ, обозначение, выражение и начертание непостижимой и неименуемой Сущности Бога. Святитель Василий Великий в толковании на 32 псалом, говорит, что не слоги имени Бога придают ему святость, но имя Божие есть святое и чистое как любое свойство Бога и всякое понятие о Нем, которое в Боге ус-матривается1. Блаженный Феодорит Кирский пишет: «Если не знаем естества Его, как неприступного, то изучили спасительное имя Его»2. Святитель Тихон Задонский полагает, что «Великое Имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства.слава бо Имени Божия вечна, бесконечна и непременяема есть, как и Сам Бог»3. Святитель Филарет, архиепископ Черниговский (Гумилевский) (+1866) говорит: «Имя Божие есть сущность Божества в том виде, в каком можно знать её»4.
Из этих богооткровенных мыслей святых отцов видно, что православное сознание фактически отождествляет имя Бога Самому Богу в Своем проявлении вне Своей неприступной Сущности, т.к. проявление невозможно отделить от своего источника.
Человек не может соединиться с Богом без молитвы, т.к. молитва в своей сущности есть личное отношение к личному Богу, соответственно личная молитва невозможна без личного Бога. И личный Бог открывается в Своем имени. Невозможно непрестанно быть пред Богом и невозможно постоянно помнить о Нем без Его именования и обращения к Нему без Его имени. Без имени невозможно общение, а без имени Бога невозможно богообщение.
Молитва Иисусова в своем существе и есть непрестанное призывание имени Бога. Она есть свидетельство Завета с Богом. Она есть печать веры. Она духовная точка и опора для соприкосновения божественного и человеческого. Она есть символ веры и завета, в котором соединено Божество и творение. Первая часть молитвы Иисусовой «Господи Иисусе Христе Сыне Божий» основана на божественном откровении Второй Ипостаси Троицы. Бог дал человеку Свое имя для соединения с Ним. В этой части молитвы протянутая рука Божества. Вторая часть молитвы «помилуй мя грешнаго» есть свободный ответ поврежденного грехом человечества.
Первая часть молитвы, в которой сокрыто домостроительство нашего спасения, дана нам даром и выражает то, что Бог объективно сделал для нашего спасения, а вторая часть выражает субъективный аспект молитвы, т.е. то, что должен сделать человек для усвоения спасительного подвига Иисуса
1 Василий Великий, свт. Беседы на псалмы. М.: Сибирская Благозвонница,2014. С. 59.
2 Феодорит Кирский, блж. Изъяснения псалмов. М.: изд. совет РПЦ,2004, Т. 2. С. 251.
3 Тихон Задонский, святитель. Об истинном христианстве. М.: Задонский Рождество-Богоро-дицкий мужской монастырь, 2006. Кн.11. С. 112.
4 Филарет (Гумилевский), святитель. Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, в 2-х частях. СПб.: тип. Императорской академии наук, 1859. С. 181,182.
Христа, т.е. покаяние. И таким образом, молитва Иисусова, рассматриваемая с этих двух точек, и есть возможность кратчайшего пути ко спасению, выраженного в синергии Творца и твари. Именно через эту призму соработничества человека и Бога проявляется истинное духовное содержание молитвы Иисусовой. Именно через взгляд на молитву Иисусову как соработничество человека и Бога, открывается и библейско-богословская основа исихазма, как непрестанного умного делания, основанного на призывании имени Божества, для очищения сердца как центра духовной жизни каждого человека.
Имен Бога в Священном Писании содержится множество, однако имя «Иисус» более употребительно для спасения рода человеческого. Писание говорит, что имя «Иисус» есть имя «паче всякого имени и пред именем Иисусовым поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2.10) и этим в т.ч. обусловлена высшая духовная ценность молитвы Иисусовой. Божественное имя «Иисус» достойно почитания и поклонения в силу общения Божественного естества с человеческим в единой Божественной ипостаси второго Лица Пресвятой Троицы. Соответственно имя «Иисус» равно относится и к человеческому и к Божественному естеству, и это тоже свидетельствует о Богооткровенности молитвы Иисусовой и ее близости нам так сказать по «существу». Говоря языком догматического богословия, Имя Божие и особенно Божественное имя «Иисус» есть свидетельство имманентности трансцендентного Божества.
Аллегорически можно сказать, что в молитве Иисусовой находится и все Священное Писание: слово «Господи» отражает и содержит в себе главную мысль о Боге и отношения Бога и тварного человечества и есть основа основ христианства и нашего бытия и нашего спасения; слово «Иисусе» есть синергия Божества и человечества, в имени Иисус раскрывается тайна домостроительства нашего спасения, через богословие Божественного имени Иисус приоткрывается тайна Боговоплощения; слово «Христе» раскрывает тайну Господа нашего как Первосвященника, Пророка и Царя, в этом слове и все угодники Божии: и праотцы, и пророки, и цари, и священники, и апостолы, и вообще все праведники, послужившие орудием нашего спасения в руках Божиих; слово «Сыне Божий» приоткрывает нам тайну Пресвятой Троицы, тайну Благовещения и тайну Воплощения второй ипостаси Пресвятой Троицы; слова «помилуй мя» есть прошение к Создателю, которое объемлет все чаяния падшего и осужденного праведным судом человечества; словом «грешнаго» мы признаем наше грехопадение и бесчисленные, как морской песок грехи, содеянные волею и неволею.
Спасительность молитвы Иисусовой обуславливается как бы в привитии Божественного имени «Иисус» всему нашему существу, т.к. молитва Иисусова есть святыня, имя Божие есть святыня в сердце нашем.
Через призывание имени Божия к человеку приходит благодать Святого Духа, молитва Иисусова освящает всего человека, уничтожает страсти и помыслы. Наш ум, рассеянный после грехопадения, постоянно рассосредотачивается по материальным вещам и чувственны восприятиям. Но в молитве Иисусовой он может собраться в себя и всецело устремить человека к Богу и душой и сердцем. Помыслы, всеваемые нам врагом, не могут войти ни в ум, ни в сердце, ибо
там Бог. И тут является существо молитвы Иисусовой как соединение и слитие всего существа человека с Господом нашим Иисусом Христом. Это высокое духовное состояние и является целью всякого человека, это стремление к восстановлению падшего образа Первообразом. В молитве Иисусовой, в сердечном с Ним сочетании, Сам Иисус Христос пронизывает наш дух Собою и дарует нам благодать святого с Ним богообщения.
Подведем итог словами святителя Игнатия (Брянчанинова) о молитве Иисусовой: «Учение о Божественной силе имени Иисусова имеет полное достоинство основного догмата и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов... Благодатная сила молитвы Иисусовой заключается в самом Божественном имени Богочеловека... имя Господа — паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни; оно — Дух; оно животворит, изменяет, переплавляет, благотворит»1.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: изд. Московской Патриархии, 2013. — 1376 с.
2. Деяния Вселенских Соборов в 4-х т. СПб.: Паломник, 1996. Т. 4. — 2100 с.
3. Амвросий Медиоланский, святитель. Собрание творений: На латинском и русском языках. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. XV. — 520 с.
4. Афанасий Великий, святитель. Толкование на псалмы. М.: Благовест, 2011. XIV. — 528 с.
5. Василий Великий, святитель. Беседы на псалмы. М.: «Сибирская Благо-звонница», 2014. — 428 с.
6. Григорий Богослов, святитель. Собрание творений в 2-х томах, репринт // ТСЛ, 1994. -455 с.
7. Дионисий Ареопагит. Сочинения. СПб.: Алетейя, 2002. 854 с.
8. Игнатий Брянчанинов, святитель Полное собрание творений и писем в 8т. М.: Паломник, 2014. — 3168 с.
9. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной веры. М.: Сибирская Благозвонница, 2015. — 480 с.
10. Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12т. СПб.: СПДА, 1896-1906. -12254 с.
11. Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. В 2-х кн. М.: Сибирская Благозвонница,2010. Кн. I. — 281 с.
12. Иларион (Алфеев), митрополит. Священная тайна церкви Введение в историю и проблематику имяславских споров. Изд. 4-е. М.: Издательский дом «Познание», 2021. — 1072 с.
13. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Академический проект; Парадигма, 2015. — 543 с.
14. Никифор Константинопольский, святитель. Творения. Сергиев-Посад: СТСЛ, Московская Духовная Академия, 1904. — 442с.
1 Игнатий Брянчанинов, святитель. Полное собрание творений и писем в 8т. М.: Паломник, 2014. Т. 1. С. 207; Т.Н. С. 172,184,185.
15.Тихон (Задонский), святитель. Об истинном христианстве. М.: Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2006. Кн.2. — 719 с.
16. Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснения псалмов. — М.: издательский совет Русской Православной Церкви, 2004. Т. 2. — 536 с.
17. Феофан (Быстров), архимандрит. Тетраграмма, или Ветхозаветное Божественное Имя. Киев: Пролог, 2004. — 360 с.
18. Феофан Затворник, святитель. Толкования Посланий апостола Павла, Послание к Колоссянам Филиппийцам. М.: Паломник, 1998. — 462 с.
19. Филарет (Гумилевский), святитель. Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, в 2-х частях. СПб.: тип. Императорской академии наук, 1859. — 220 с.
REFERENCES
1. Bibliya: Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. M.: izd. Moskovskoy Patriarkhii, 2013. — 1376 s. (In Russian).
2. Deyaniya Vselenskikh soborov v 4-kh t. SPb.: Palomnik, 1996. T.4. — 2100 s.
3. Amvrosiy Mediolanskiy, svyatitel' Sobraniye tvoreniy: Na latinskom i russkom yazykakh. M.: Izd-vo PSTGU, 2015. T.V. — 520 s. (In Russian).
4. Afanasiy Velikiy, svyatitel'. Tolkovaniye na psalmy. M.: Blagovest, 2011. T.IV. — 528 s. (In Russian).
5. Vasiliy Velikiy, svyatitel'. Besedy na psalmy. M.: «Sibirskaya Blagozvonnitsa», 2014. — 428 s. (In Russian).
6. Grigoriy Bogoslov, svyatitel'. Sobraniye tvoreniy v 2-kh tomakh, reprint // TSL, 1994. -455 s. (In Russian).
7. Dionisiy Areopagit. Sochineniya. SPb.: Aleteyya, 2002. 854 s. (In Russian).
8. Ignatiy Bryanchaninov, svyatitel' Polnoye sobraniye tvoreniy i pisem v 8t. M.: Palomnik, 2014. — 3168 s. (In Russian).
9. Ioann Damaskin, prepodobnyy. Tochnoye izlozheniye Pravoslavnoy very. M.: Sibirskaya Blagozvonnitsa, 2015. — 480 s.
10. Ioann Zlatoust, svyatitel'. Polnoye sobraniye tvoreniy v 12t. SPb.: SPDA, 1896-1906. -12254 s. (In Russian).
11. Ioann Zlatoust, svyatitel'. Tolkovaniye na Yevangeliye ot Matfeya. V 2-kh kn. M.: Sibirskaya Blagozvonnitsa,2010. Kn. I. — 281 s.
12. Ilarion (Alfeyev), mitropolit. Svyashchennaya tayna tserkvi Vvedeniye v isto-riyu i problematiku imyaslavskikh sporov. Izd. 4-ye. M.: Izdatel'skiy dom «Poznaniye», 2021. — 1072 s. (In Russian).
13. Losskiy V. N. Ocherk misticheskogo bogosloviya Vostochnoy Tserkvi. Dog-maticheskoye bogosloviye. M.: Akademicheskiy proyekt; Paradigma, 2015. — 543 s. (In Russian).
14. Nikifor Konstantinopol'skiy, svyatitel'. Tvoreniya. Sergiyev-Posad: STSL, Moskovskaya Dukhovnaya Akademiya, 1904. — 442s. (In Russian).
15.Tikhon (Zadonskiy), svyatitel'. Ob istinnom khristianstve. M.: Zadonskiy Rozhdestno-Bogoroditskiy muzhskoy monastyr', 2006. Kn.2. — 719 s. (In Russian).
16. Feodorit Kirskiy, blazhennyy. Iz'yasneniya psalmov. — M.: izdatel'skiy sovet Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi, 2004. T. 2. — 536 s. (In Russian).
17. Feofan (Bystrov), arkhimandrit. Tetragramma, ili Vetkhozavetnoye Bozhest-vennoye Imya. Kiyev: Prolog, 2004. — 360 s. (In Russian).
18. Feofan Zatvornik, svyatitel'. Tolkovaniya poslaniy apostola Pavla, poslaniye k kolossayem i filippiytsam. M.: Palomnik, 1998. — 462 s. (In Russian).
19. Filaret (Gumilevskiy), svyatitel'. Besedy o stradaniyakh Gospoda nashego Iisusa Khrista, v 2-kh chastyakh. SPb.: tip. Imperatorskoy akademii nauk, 1859. — 220 s. (In Russian).
Статья поступила в редакцию 13.05.2022; одобрена после рецензирования: 21.06.2022; принята к публикации 12.07.2022.
The article was submitted 13.05.2022; approved after reviewing: 21.06.2022; accepted for publication 12.07.2022.