Научная статья на тему 'Молчание как риторический прием косвенного педагогического воздействия'

Молчание как риторический прием косвенного педагогического воздействия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
484
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — О. Ю. Ефимова

В данной статье рассматриваются возможности использования молчания как риторического приема косвенного педагогического воздействия. Предлагается определение педагогического молчания как отсутствия речевых действий в коммуникативно обязывающей ситуации с целью воздействия на собеседника (ученика). Осуществляется попытка определить речевую интенцию (намерение) и основные виды значимого молчания учителя, а также условия, необходимые для эффективного применения данного приема. Делаются предположения о перспективах изучения молчания и обучения названному приему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of the article is “intentional silence” as a rhetorical method of indirect contact with students. The notion is defined as the absence of speech acts in a communicative situation, which is aimed at making an impact on a speech act opponent (a student). The author has made an attempt to define the term “speech intention” and to state the main kinds of intentional silence of a teacher and some special conditions for their usage as well. Some recommendations for future research of the problem and some ways of training teachers how to use this method are given.

Текст научной работы на тему «Молчание как риторический прием косвенного педагогического воздействия»

УДК 82.085:371.3

О.Ю. ЕФИМОВА

Кяхтинский филиал Восточно-Сибирского государственного

технологического университета, г. Новокузнецк

МОЛЧАНИЕ КАК РИТОРИЧЕСКИЙ ПРИЕМ КОСВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

В данной статье рассматриваются возможности использования молчания как риторического приема косвенного педагогического воздействия. Предлагается определение педагогического молчания как отсутствия речевых действий в коммуникативно обязывающей ситуации с целью воздействия на собеседника (ученика). Осуществляется попытка определить речевую интенцию (намерение) и основные виды значимого молчания учителя, а также условия, необходимые для эффективного применения данного приема. Делаются предположения о перспективах изучения молчания и обучения названному приему.

The subject of the article is "intentional silence" as a rhetorical method of indirect contact with students. The notion is defined as the absence of speech acts in a communicative situation, which is aimed at making an impact on a speech act opponent (a student). The author has made an attempt to define the term "speech intention" and to state the main kinds of intentional silence of a teacher and some special conditions for their usage as well. Some recommendations for future research of the problem and some ways of training teachers how to use this method are given.

Молчание как сложное явление в последние десятилетия вызывает особый интерес у исследователей. В научных работах различного характера намечены разные подходы к изучению данного явления (прагматический, стилистический, культурологический, литературоведческий, эстетический и другие), предпринимаются попытки описывать многочисленные свойства и особенности молчания, делаются замечания о том, что молчание заслуживает серьезного лингвистического анализа. Однако в научном сознании еще не сложилось единого представления о молчании как сложной коммуникативной единице, не полностью выяснен его коммуникативно-речевой потенциал, не систематизированы уже имеющиеся сведения и поэтому не достаточно, на наш взгляд, исследуются возможности молчания как приема косвенного речевого воздействия в конкретных областях профессиональной речевой деятельности и особенно в педагогическом общении. Результаты анкетирования и личные беседы с учителями, студентами, учащимися показывают, что молчание довольно часто и

достаточно эффективно применяется педагогами в школьной речевой практике. Однако в большинстве случаев данный прием используется интуитивно и неосознанно, как следствие богатого педагогического и речевого опыта. Адресанты имеют лишь приблизительное представление о молчании и используют одну, две его функции, хотя замечают мощный воздействующий потенциал названного приема. Таким образом, молчание как прием косвенного речевого воздействия востребовано в педагогической практике, однако знаний, необходимых для успешного владения этим приемом, недостаточно.

Обобщение сведений, полученных в результате изучения теоретических источников, затрагивающих проблему молчания, анализа реальных примеров педагогического общения, ситуаций педагогического воздействия из художественной и специальной литературы, а также личных наблюдений позволяют нам сделать ряд выводов об особенностях педагогического молчания.

1. Под педагогическим молчанием мы понимаем намеренно используемое учите- 163

Санкт-Петербург. 2005

лем молчание, то есть отсутствие речевых действий в коммуникативно обязывающей ситуации с целью оказания определенного воздействия на собеседника (ученика).

2. Коммуникативно значимое молчание учителя в контексте диалога и межличностного общения выступает как выражение определенной реакции или ее отсутствие на диалогический стимул. Такое молчание мы предлагаем называть реактивным (или молчание адресата). Молчание педагога, выполняющего роль говорящего, инициатора, адресанта общения, которое занимает начальную позицию в общении (с которого начинается общение), мы предлагаем называть инициирующим молчанием.

Среди многообразных форм реактивного педагогического молчания особо выделяются следующие: молчание-размышление (как реакция на неожиданный или затруднительный вопрос, когда адресат не может дать однозначный ответ); молчание как сокрытие информации, мнения, отношения (несообщение по каким-либо причинам некоторой необходимой или ожидаемой информации); молчание-реакция на реплику в диалоге (неприятие вызова, приглашения к спору, прекращение нежелательного или бесполезного разговора во избежание нежелательных последствий или изменения его направленности и другие); молчание-реакция на действие (оценка какого-либо действия у учеников или выражение отношения к этому действию - удивления, возмущения, негодования и другие); молчание-невмешательство (молчанием адресат дает понять, что не будет препятствовать действиям говорящего, но не хочет нести за них ответственность, это знак самоустранения, особенно характерный для социальной коммуникации).

Типы инициирующего молчания учителя могут быть следующими: медитативное молчание помогает педагогу сконцентрироваться, настроиться на общение, успокоиться, собраться с мыслями в ситуации волнения, пассивного конфликта, совладать с сильными проявлениями эмоций, которые в данном случае будут неуместны (чрезмерное раздражение, злость); молчание-164

размышление выражает активную форму мысле-деятельности при нулевом ее выражении, своеобразный тайм-аут, который берется учителем в сложной ситуации, требующей размышления; с помощью интен-ционального молчания учитель выражает конкретную речевую интенцию в конкретной ситуации общения. Последний тип охватывает обширную группу молчаний, так как «трудно найти коммуникативное намерение, которое в принципе не может быть выражено молчанием»*.

3. Основными коммуникативными интенциями педагогического молчания являются: привлечь внимание, заинтересовать, заинтриговать; проявить вежливость, соблюсти педагогический такт; выразить оценку, отношение к кому-либо, чему-либо (одобрить, похвалить, осудить, упрекнуть и другое); передать или вызвать определенные эмоции (удивление, восхищение, досаду, разочарование и другое); избежать нежелательного общения, конфликта; сохранить авторитет, чувство собственного достоинства; побудить к ответу, действию; скрыть информацию, мнение, отношение; скрыть, сдержать свои эмоции (гнев, злобу и другое).

4. Для того чтобы успешно воздействовать молчанием, педагогу необходимо предопределить ряд условий:

- замечает ли ученик(и) адресованное ему(им) молчание учителя;

- умеет ли собеседник (ученик) воспринимать, декодировать косвенные способы информирования (понимает ли намеки, обладает ли чувством юмора, воображением);

- не обидит ли молчание учителя ученика;

- не является ли ситуация требующей обязательного речевого вмешательства (защитить словом, заступиться, поддержать и другое), правомерно ли будет молчание в данной ситуации;

- можно ли предположить возможные последствия, реакцию ученика на молчание (не будет ли она негативной); не создастся ли возможность «прочтения» молчания собеседником, значение которого может спровоцировать конфликт.

*Кибрик А.А. Молчание как коммуникативный акт // Действие: лингвистические и логические модели: Тезисы докладов. М.: Институт языкознания АН СССР, 1991. С.49.

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 2

5. Молчание как средство речевого воздействия может выступать «строительным» элементом различных приемов педагогического общения, например: прием парадокса (промолчать и «не заметить» шалости учеников, рассчитанной на возмущение преподавателя), прием «мнимая глухота» (избежать развития негативного коммуникативного сценария), «запрет на общение» (молчанием выразить негативное отношение, оценку), «давящее» молчание (пристыдить собеседника) и другое.

6. Анализируя проблему молчания в педагогическом процессе, стоит обратить внимание не только на воздействующую силу молчания учителя, но и на значение молчания ученика (учеников). Для педагога важно уметь понимать, что скрывается за молчанием ребенка. Если учитель сумеет

точно определить его значение, то в результате сможет своевременно скорректировать свое поведение по отношению к этому ученику, выбрать наилучший способ воздействия в сложившейся ситуации.

Таким образом, сила умелого воздействия молчанием чрезвычайно велика и требует, на наш взгляд, пристального изучения. Если ввести в программу вузовской подготовки студентов педагогических специальностей сведения о молчании как риторическом приеме косвенного речевого воздействия и разработать систему практических заданий и упражнений, направленных на формирование умений, необходимых для экологичного использования данного приема, то это позволит сделать деятельность учителя более эффективной, разнообразной, отвечающей принципам толерантности и гуманизма.

- 165

Санкт-Петербург. 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.