Научная статья на тему 'Мои предки и восстание'

Мои предки и восстание Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мои предки и восстание»

Лаптинский В. В. Мои предки и Восстание // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 230-232. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ

В. В. Лаптинский г. Ижевск

МОИ ПРЕДКИ И ВОССТАНИЕ

Прошло уже почти 100 лет со дня Ижевско-Воткинского восстания. За это время многое уже стерлось из памяти людей, поэтому наш долг — сохранить рассказы тех, кто помнит о событиях тех далеких лет от дедушек и прадедушек, бабушек и прабабушек, потому что только очевидцы тех дней могли поведать, что же происходило в то далекое время реально, без различных идеологических раскрасок.

Я родился в Ижевске в 1959 г., в семье коренных ижевцев. Так случилось, что мои родители развелись, когда мне было три года, мать в то время училась в техникуме, и основную заботу о моем воспитании и содержании взяли на себя дедушка и бабушка со стороны матери, Виктор Дмитриевич и София Захаровна Аввакумовы. Дедушка был великолепным рассказчиком, и поэтому, наверно, рос я любознательным ребенком. В то время была жива еще моя прабабушка, Мария Федоровна Филимонова (она ушла из жизни в 1967 г., в возрасте 83-х лет). Однажды я спросил деда, почему его фамилия Аввакумов, а у его мамы — Филимонова?

Дед начал рассказывать...

«У моей мамы, Марии Федоровны, было три мужа. Первый муж, мой отец, Дмитрий Аввакумов, работал на заводе, был оружейником. Его предки приехали на Ижевский завод из Нижнего Тагила как специалисты-металлурги. Один из предков был знатоком дела по устройству плотин, так что они были в числе первых мастеровых, которые приехали на будущий завод. Прожил отец недолго — умер 26-и лет от роду. В то время бушевала чахотка — форма скоротечного туберкулеза. Через некоторое время от той же болезни умерли почти все его родственники. Перед смертью тесть попросил Марию Федоровну, которая осталась вдовой с 4-х летним ребенком на руках: "Ты, Манечка, молодая, красивая, выйдешь замуж, но фамилию нашу Витюшке оставь".

Бабушка выполнила эту просьбу. Шел 1914 г. После смерти родни мужа бабушке досталось небольшое наследство, и она занялась предпри-

Лаптинский В. В. Мои предки и Восстание // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 230-232. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

нимательством — покупала в окрестных деревнях шерсть, которой снабжала крестьян, мастеров по валянию валенок. Готовые валенки она продавала в маленькой лавке, которая была расположена на углу улицы Красной и К. Либкнехта (ул. К. Либкнехта у нас в семье, да и соседи называли Большой дорогой). Когда мама водила меня в детский сад, этот дом еще не был снесен.

Женщине в одиночку было трудно со всем управляться, и бабушка вновь вышла замуж. Второй муж, Венедиктов1 (имени, к сожалению, я не помню), тоже работал на заводе. Когда началась Первая мировая, рабочих на фронт не призывали, так как Ижевский завод был одним из главных производителей оружия для армии. У них родился сын Валентин, но он умер в раннем детстве от менингита.

Наступило время гражданской войны. Ижевский завод несколько раз переходил их рук в руки, и второй муж бабушки вступил в Белую Армию. Первый и последний его бой был в районе станции Агрыз с частями дивизии Азина. Они с группой ижевцев попали в плен. Азин приказал всех пленных переколоть штыками, чтобы не тратить зря патроны. Несколько пленных спаслись и пришли домой, в Ижевск. Знакомые с моей прабабушкой, они сообщили о гибели ее мужа Венедиктова.

Мария Федоровна с соседками, у которых мужья тоже были убиты в Агрызе, поехали на телегах за телами своих мужей. Ночью, при свете луны, они перебирали трупы убитых, разыскивая своих. Вернувшись в Ижевск, похоронили на кладбище.

Третий муж, Поликарп Васильевич Филимонов, вернулся из германского плена в соответствии с Брестским мирным договором. Будучи еще в действующей армии, вступил в ряды РСДРП(б).

Когда началось Ижевско-Воткинское восстание, он был на задании в одной из дальних деревень с бойцами продотряда. Его родной брат, Григорий Васильевич Лехтер (или Лейхтер), был активным участником восстания. Фамилии были разные, потому что Поликарп Васильевич был крещеным евреем, и фамилию взял по имени деда, которого звали Филимон. Может быть, фамилия была изменена по другой причине — опасность еврейских погромов существовала в России в первые годы XX в.

1 В архивных документах Ижевского завода того периода нами была встречена фамилия Бенедиктов. В известных историкам сохранившихся церковных книгах записи смертей по поселку Ижевского завода фамилия Венедиктов или Бенедиктов не обнаружена. (Прим. издателя).

Лаптинский В. В. Мои предки и Восстание // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: науч.-практ. журнал: Вокруг Ижевско-Воткинского восстания. - 2017. - № 2 (35). - С. 230-232. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Григорий Васильевич Лехтер (или Лейхтер) с Ижевской дивизией в составе войск адмирала Колчака воевал на фронтах гражданской войны, потом оказался в Китае, в г. Харбине. Каким-то образом там же была и его семья. Две его дочери в Китае окончили медицинский институт. Они вернулись в СССР в 1930-х гг.2

Поликарп Васильевич Филимонов к тому времени был начальником конного двора оружейного завода, имел большой дом в центре Ижевска. Когда его брат с семьей вернулся в Ижевск, он выделил им часть дома, помог с трудоустройством. Дочери вернувшихся работали врачами. Репрессиям никто подвергнут не был.

До самой смерти между братьями были очень напряженные отношения. Григорий Васильевич сделал отдельный вход на свою половину дома, даже отгородил забором часть двора, чтобы не встречаться с братом и его семьей. Когда Поликарп Васильевич умер, Григорий зашел на половину брата, минуту постоял у гроба и вышел.

Все дальше от нас это тяжелое время. Но когда брат идет на брата, сын на отца... Дай Бог, чтобы подобное никогда не повторилось вновь.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Коробейников А. В. Участники Ижевского восстания августа — ноября 1918 г.: их судьбы и списки по архивным фондам Советской милиции. -Ижевск: Иднакар, 2016. - 506 с.

2. РГВА. Ф. 40819. Оп. 1. Д. 1.

2

В описи архивного фонда БРЭМ личные дела по таким фамилиям данные не обнаружены. В то же время, в списке ижевских «отступленцев» ноября 1918 г. за № 3083 числится Григорий Васильевич Филимонов, портной, проживавший по ул. Красная (бывш. Куренная) 198/12 [1, с. 396], а в списке «возвращенцев» он же, 43 лет, портной, проживавший по тому же адресу (Куренная, 198/12), как прибывший из Харбина

4 сентября 1923 г. [1. с. 485]. В именном списке Ижевского полка по состоянию на 1 сентября 1920 г. в составе нестроевой роты мы находим Григория Филимонова, квартирьера-каптенармуса в чине старшего унтер-офицера. [2, л. 4-8]. Таким образом, семейное предание не совсем точно в деталях: этот персонаж служил в белом войске под фамилией Филимонов. (Прим. издателя).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.