Научная статья на тему 'Мои аспирантские годы'

Мои аспирантские годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Стрелков Юрий Александрович / Strelkov Yuriy Aleksandrovich

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Евсеева Надежда Васильевна

Воспоминания об Юрии Александровиче Стрелкове – моем научном руководителе и просто хорошем человеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MY POST-GRADUATE YEARS

Memories of Yuri Aleksandrovich Strelkov – my scientific advisor and just a good person

Текст научной работы на тему «Мои аспирантские годы»

МОИ АСПИРАНТСКИЕ ГОДЫ

MY POST-GRADUATE YEARS

HJB. Евсеева

N.V. Yevseyeva

Воспоминания об Юрии Александровиче Стрелкове — моем научном руководителе и просто хорошем человеке.

Memories of Yuri Aleksandrovich Strelkov - my scientific advisor and just a good person.

Ключевые слова: Стрелков Юрий Александрович.

Keywords: Strelkov Yuriy Aleksandrovich.

С Юрием Александровичем Стрелковым я впервые встретилась в лаборатории болезней рыб ГосНИОРХ в декабре 1983 г., когда приехала поступать в очную аспирантуру по специальности «Паразитология». Появление мое было, мягко говоря, неожиданным, я не была «целевой» аспиранткой, но экзамен по паразитологии

у меня все-таки приняли. В комиссии были Ю.А. Стрелков, Н.Н. Банина и Е.А. Богданова. Поскольку два других экзамена - по иностранному языку и философии - были сданы еще в ПетрГУ на «отлично», то меня зачислили в очную аспирантуру. До этого я в течение 8 лет работала в СевНИОРХе, где изучала фауну паразитов естественных водоемов и исследовала эпизоотическое состояние рыб - объектов рыбоводства.

В паразитологию я попала, можно сказать, случайно. В Петрозаводском университете я специализировалась по биохимии и токсикологии рыб, по этой теме писала дипломную работу. После окончания университета меня распределили в СевНИОРХ, и директор института Леонид Павлович Рыжков предложил мне заняться болезнями рыб, так как нужен был еще один сотрудник для укомплектования штата новой лаборатории паразитологии.

Про паразитов рыб я знала только из курса зоологии беспозвоночных и летней практики по зоологии, которыми руководила Валерия Федоровна Рыбак. Поскольку деваться мне было особенно некуда, я согласилась ненадолго остаться в лаборатории по изучению паразитов рыб. Как оказалось впоследствии, это «ненадолго» растянулось на 40 с лишним лет.

Н.В. Евсеева, 2007 г.

27

Когда я ехала в Ленинград поступать в аспирантуру, я больше всего боялась встретить очень важных ученых, какими их обычно изображают на портретах. Но, на мое удивление, все оказалось не так страшно и люди были вполне симпатичными и простыми. Особенно это касалось Ю.А. Стрелкова, который сразу как-то располагал к себе. Мне определили тему диссертации, выдали оптику и инструменты, показали место для жилья и рассказали, как доехать до оз. Отрадного, где предстояло собирать материал для диссертации. Там ранее было отмечено сильное заражение цестодой Triaenophorus crassus местных сиговых рыб и культивируемой форели. На сбор материала вначале определили срок в 1 год.

Ю.А. Стрелков иЕВ. Евсеева.

Лаборатория «Болезни рыб» в ГосНИОРХ, апрель 1996 г.

Честно говоря, я и не задумывалась, сколько забот и хлопот выпало на долю Юрия Александровича и других сотрудников лаборатории с моим размещением, добычей материала, общением с местным руководством и пр. Чего стоит только героическая перевозка мальков радужной форели из ЦЭС «Ропша» в оз. Отрадное, совершенное Олегом Николаевичем Юнчисом в «запорожце», где вместо заднего сиденья стояла ванна с водой и рыбой. Дело происходило перед демонстрацией 1 Мая, дороги в городе были перекрыты, но мы все-таки довезли рыбу без особых потерь.

Поскольку тема диссертации была связана с изучением жизненного цикла це-стоды Triaenophorus crassus, то для решения этой задачи потребовалось овладеть знаниями по биологии трех хозяев - планктонных ракообразных, лососевидных рыб и щуки - окончательного хозяина. Наибольшая трудность была в изучении зараженности и выявления круга промежуточных хозяев на стадии процеркоида. Для этого надо было хорошо знать видовой состав и структуру зоопланктона в изучае-

28

мом озере. В этом мне очень помог специалист-гидробиолог Виктор Ростиславович Алексеев, с которым меня познакомили в лаборатории. Я с увлечением занялась постановкой опытов по заражению копепод в эксперименте, а затем и исследованиями в природных условиях. Особый интерес для меня представляло выявление роли диапаузы ракообразных как элемента устойчивости паразитарных систем. Позднее, уже после окончания аспирантуры, я продолжила эти исследования, работая в Институте биологии Карельского научного центра РАН.

В период обучения в аспирантуре меня удивляло очень живое обсуждение сотрудниками лаборатории каких-то тем, касающихся как работы, так и порой обычных жизненных ситуаций. Особенно мне нравилось, когда спорили Анна Михайловна Лопухина с Олегом Николаевичем Юнчисом. Очень по-питерски интеллигентно высказывали свое мнение Раиса Александровна Куденцова и Ксения Абрамовна Факторович. Наталья Борисовна Чернышева напоминала мне очень любознательную, вежливую и заинтересованную птицу. Молодежь пока помалкивала. И всем этим руководил Юрий Александрович.

Ю.А. Стрелков, Н.В. Евсеева, В.Н. Воронин.

70 лет лаборатории «Болезни рыб» ГосНИОРХ, 1999 г.

Н.В. Евсеева, Н.М. Пронин,

С.К. Никитина.

Биологическая база на Куршской косе, съезд ВГБО, 2001 г.

Где-то на втором году аспирантуры в с. Приладожское, где я обосновалась, неожиданно приехал Юрий Александрович. Первая мысль моя была о том, чем я его буду кормить, так как для себя я готовила очень мало. Главное, не было хлеба. Тогда мы поехали в магазин в с. Яблоновка, где располагалась бригада рыбаков, у которых я брала рыбу для исследования. Рыбаки как раз пришли с похожки и предложили Юрию Александровичу свежей рыбы. Но он категорически отказался, и даже за деньги рыбу не взял. Я так и не поняла, почему, ведь они искренне хотели помочь.

Годы учебы в аспирантуре дали мне возможность общаться с ведущими учены ми-паразитологами, присутствовать на производственных заседаниях и защитах диссертаций в Зоологическом институте РАН, Ленинградском университете, ВНИ-ИПРХ, ездить на семинары и конференции в другие города, а также познакомиться со специалистами из разных регионов страны.

Летом 1987 года, когда я была уже на третьем году обучения, произошла случайная встреча на берегу Байкала с Николаем Маргемьяновичем Прониным - из-

29

вестным исследователем фауны паразитов этого замечательного водоема. Он очень удивился, увидев меня на его любимом Чивыркуйском заливе, и как-то ревниво посмотрел на разложенные на столе листки с цифрами (я обрабатывала свой материал по оз. Отрадному). Так, случайно совпало, что именно в это время и в это место приехала я с семьей своей сестры из Кемерово, где они живут. Благодаря этой встрече мы имели возможность пополнить свои скудные дорожные запасы свежей рыбой из Байкала, помыться в бане, съездить в магазин за продуктами. Кроме того, по просьбе Николая Мартемьяновича я приняла участие в обследовании омуля на зараженность Diphyllobothrium dendriticum для выявления его эпидемиологического значения. Так получилось, что много лет спустя мне пришлось столкнуться с этой проблемой, проводя исследования по паразитам радужной форели, завозимой в Карелию из Финляндии.

В январе 1988 г. произошло знаменательное событие: у меня в гостях в Петрозаводске были известные скандинавские и русские паразитологи, которые приехали на Международный симпозиум по паразитам пресноводных рыб. В те годы было обязательным посещением иностранными гостями семей сотрудников принимающей стороны. Благодаря этому я имела возможность познакомиться с Г. Мальмбергом и Г-П. Фагерхольмом. Из российских коллег были О.Н. Бауер, Л.В. Аникиева и Ю.А. Стрелков. Время было сложное, перестроечное, магазины пустые, угощать особенно было нечем, но мои гости были довольны чашкой чая с рюмочкой карельского бальзама, картофельными калитками и купленными по случаю двумя плитками шоколада. Тогда я еще и не могла предположить, что описанный впервые Мальмбергом в 1957 г. Gyrodactylus salaris станет большой проблемой как для атлантического лосося, так и для радужной форели, выращиваемой в садковых хозяйствах Карелии.

В 2002 г. я отмечала свой 50-летний юбилей. Я пригласила и Юрия Александровича. На удивление, он охотно согласился и приехал в Петрозаводск, к тому же у него были еще какие-то дела в Институте биологии КарНЦ РАН. Юбилей прошел замечательно - все гости до сих пор очень тепло вспоминают Юрия Александровича, а я частенько разглядываю фотографии, сделанные им как в институте, так и дома.

Время моего обучения в Лаборатории болезней рыб в качестве аспирантки было очень плодотворным - я научилась планировать свою работу, проводить эксперименты, обобщать накопленные данные, читать научную литературу, писать статьи. Жила я тогда, как и некоторые другие аспиранты, в общежитии в Ропше. Место, скажем, не самое комфортабельное, но зато всегда можно было посоветоваться по разным вопросам у населявших его аспирантов - будущих ихтиологов, гидробиологов, рыбоводов, генетиков, биохимиков и др. Вероятно, такое наше «аспирантское братство» и помогло мне вовремя собрать, проанализировать и обобщить полученные научные данные. В срок, отпущенный для подготовки кандидатской диссертации, я защитилась в МГУ им. Ломоносова, и Юрий Александрович был рядом со мной все это время.

30

Трудовые будни. На оз. Сегозеро, 2014 г. В лаборатории с дипломницей, 2013 г.

После защиты меня приняли на работу в Институт биологии КарНЦ РАН, где я проработала 20 лет. Позже я перешла в Петрозаводский университет, преподавала курс «Ихтиопатология» и занималась изучением состояния здоровья радужной форели в аквакультуре Карелии. Может быть, всего этого не было, если бы я не прошла «школу» ГосНИОРХ. Впрочем, жизнь продолжается и спасибо большое за это всем сотрудникам нынешним и ушедшим, а особенно Юрию Александровичу Стрелкову!

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.