Научная статья на тему 'Мое ароматное «я»: групповая и индивидуальная самоидентификация пользователей парфюмерных форумов Рунета'

Мое ароматное «я»: групповая и индивидуальная самоидентификация пользователей парфюмерных форумов Рунета Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
852
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРФЮМЕРИЯ / ПАРФЮМЕРНЫЙ ФОРУМ / СООБЩЕСТВО / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тарасова Александра Владимировна

В статье рассматриваются язык тематических форумов Рунета, посвященных обсуждению парфюмерии, характерные черты функционирования ядра пользователей этих форумов в качестве сообщества, а также влияние, которое увлечение парфюмерией оказывает на самоидентификацию его участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мое ароматное «я»: групповая и индивидуальная самоидентификация пользователей парфюмерных форумов Рунета»

А.В. Тарасова

Мое ароматное «Я»: групповая и индивидуальная самоидентификация пользователей парфюмерных форумов Рунета

В статье рассматриваются язык тематических форумов Рунета, посвященных обсуждению парфюмерии, характерные черты функционирования ядра пользователей этих форумов в качестве сообщества, а также влияние, которое увлечение парфюмерией оказывает на самоидентификацию его участников.

Ключевые слова: парфюмерия, парфюмерный форум, сообщество, индивидуальность, самоидентификация.

Увлечение парфюмерией как хобби - явление в нашей стране относительно недавнее: хотя духи в СССР и не были вовсе недоступны, однако достаточно узкий выбор, долгий и не всегда предсказуемый путь новинок западного рынка на советские прилавки и высокая цена ограничивали возможности ценителей ароматов, да и круг их оставался довольно ограниченным и разобщенным. 1990-е годы ознаменовались не только открытием рынка для настоящего потока парфюмов, но и появлением на постсоветском пространстве нового информационного и коммуникационного поля - Интернета. Со временем стало очевидно, что Интернет позволяет без труда создавать сообщества по интересам, в которых можно было делиться впечатлениями, накапливать тематическую информацию, узнавать о способах определения подделок, меняться неподходящим или лишним парфюмом, договариваться об «оффлайновых» мероприятиях, заводить новых знакомых, создавать собственный язык общения. На материалах двух крупных

тематических форумов и основана эта статья.

* * *

Первый из них - это форум или «клуб» fragrantica.ru1 (185 678 зарегистрированных пользователей по состоянию на 03.04.2016), существующий при крупном ресурсе энциклопедического харак-

© Тарасова А.В., 2017

тера - «парфюмерном журнале» (пополняемом силами пользователей), «филиале» англоязычной Фрагрантики2. Количество участников англоязычной Фрагрантики приближается к четыремстам с половиной тысячам, однако другие европейские ее филиалы производят гораздо более скромное впечатление - на итальянской версии ресурса3 зарегистрировано 225 человек, на французской4 же - всего 176. Второй источник - форум laparfumerie.org5 (или ЛаПа; 25 165 зарегистрированных пользователей по состоянию на 03.04.2016), сложившийся в свое время вокруг парфюмерного интернет-магазина и доказавший свою жизнеспособность после его закрытия. Laparfumerie содержит и справочно-энциклопедический раздел - «Парфюмедию»6, но по сравнению с форумом Фрагран-тики в большей степени ориентирован на обмен парфюмом и его перепродажу среди пользователей: если на Фрагрантике страничка каждого из ароматов содержит информацию о его создателе, парфюмерной компании, годе выпуска, его «пирамидке» и формирующих ее «нотах», стойкости и т. д., а также рассказы пользователей о своих впечатлениях, то Laparfumerie еще и подсказывает, можно ли в данный момент раздобыть этот парфюм у других участников.

Посетители этих форумов зачастую зарегистрированы на обоих либо читают и тот, и другой. Это заметно в том числе по активному использованию на Laparfumerie весьма удобного раздела личного профиля участников Фрагрантики - «Парфюмерного гардероба», который позволяет представить всю свою коллекцию. Поэтому есть основания говорить об участниках обоих форумов как о до известной степени единой группе. Ни в коем случае нельзя сказать, однако, что этими двумя ресурсами активность русскоязычных любителей парфюмерии ограничивается - можно назвать еще, например, «Ароманию»7, обязанности модератора на которой выполняет Paloma, автор весьма авторитетного в этой среде «Аромаблога»8.

Судить о социальном, возрастном, гендерном составе пользователей достаточно сложно: в подавляющем большинстве они скрываются за никнеймами и аватарами. Однако среди них присутствуют люди и весьма состоятельные (либо желающие казаться таковыми) - об этом говорят не только регулярные сообщения о покупке дорогих парфюмов, но и упоминания о новых дизайнерских вещах, украшениях, поездках за границу. Другие же, обладающие скромными возможностями, пришли на форум в надежде на помощь единомышленников в приобретении хотя бы пробирки с несколькими каплями желанного парфюма. Одни участники делятся своими воспоминаниями о первых духах, добытых в 1970-е годы, о том, как на их глазах менялось когда-то оформление коробочек «Climat»9,

другие жалуются на недопонимание со стороны однокурсников и даже школьных учителей. Пользовательниц на обоих форумах, похоже, существенно больше, чем пользователей, но в обсуждении участвуют и участники мужского пола (либо представляющиеся в качестве таковых), а на Фрагрантике существует подфорум, посвященный ароматам для мужчин10. Политические взгляды участников иногда дают о себе знать, но это единичные случаи, поскольку аудитория форумов ориентирована на подчеркнуто аполитичный тон и старается избегать острых и болезненных тем.

Ежедневные беседы среди любителей парфюмерии, строго говоря, имеют много общего с разговорами любого иного кружка по интересам, однако увлечение ароматами гораздо более явно заявляет о себе перед посторонней аудиторией. Коллекция кукол остается дома, сообщество, посвященное любимому сериалу, -в Сети, но парфюм выходит в мир вслед за своим обладателем, привлекает внимание и вызывает реакцию, которую носитель аромата не может не замечать. Свои запахи исходят и от людей вокруг, а также от цветов, скошенной травы, мокрого асфальта, свежей краски, помоек и т. д. - и обостренное обоняние любителя парфюма не в состоянии игнорировать эти запахи. Таким образом, посетители парфюмерных форумов вынуждены в существенно большей степени учитывать фактор постоянного взаимодействия с окружающим миром. И наблюдение за их беседами, за самим языком парфюмерных форумов может позволить в более отчетливом виде проследить за проявлением характерных черт сообщества, осознающего себя в качестве такового, за признаками, отличающими «своего» от «чужого», и за тем, как увлечение парфюмом сказывается на групповой и индивидуальной самоидентификации тех, кто изначально мог зайти на форум из мимолетного любопытства.

* * *

Среди поклонников парфюмерии в Рунете сложилась традиция не без иронии именовать самих себя «парфманьяками», реже -«парфюманами». Парфманьяк, разумеется, помешан на ароматах, страдает в разлуке с ними, осознает свою слабость, но не спешит в ней каяться, а, напротив, ищет общества себе подобных:

Я - начинающий парфманьяк! До сего момента увлекалась люксами, но очень хочу приобрести селектив! Уважаемые парфманьяки, подскажите с чего мне начать или что предпочтительнее затестить?11.

16 декабря в 15:00, в Риге, состоится встреча парфманьяков. ...Добро пожаловать!!12

«Парфманьяк» осознает, какое впечатление это самоназвание может произвести на непосвященных и охотно подсмеивается над собой и собратьями:

...«Парфманьяки» - звучит конечно жутко, сразу перед глазами возникает образ всклокоченной женщины (или мужчины) с горящими глазами, прижимающей кучу флакончиков к груди-)))13.

«Парфманьяк» до известной степени, хотя и не вполне всерьез, уподобляет свое увлечение столь болезненным формам зависимости, как алкоголизм и наркомания:

Меня зовут Лена, и я алк.. парфюман-шопоголик14.

Надо, наверно, забыть пароль от Лапы и пользоваться тем, чем забиты полочки в шкафу. Но тогда начнется «ломка»15.

Результатам этой самодиагностики могут вторить и близкие «парфманьяка»:

Сижу с серьёзным лицом, набрызгиваю парфюмку в шприц. Заходит в комнату муж, видит это всё, мягко говоря обалдевает и спрашивает:

- А что через нос уже не пробирает? По вене решила пустить?16

Словом, «парфманьяк» - это устоявшееся определение, обладающее для сообщества любителей парфюмерии вполне определенным набором коннотаций, поэтому представляется допустимым впредь использовать его без кавычек.

Может сложиться впечатление, что отношение парфманьяков к своему хобби столь же иронично, но остроты и рассказы о забавных переделках служат лишь дополнением к главному, к огромным коллекциям, многомесячной азартной охоте за особенно ценными образцами17, серьезному изучению парфюмерии и ее истории, чтению доступной на русском языке литературы и переводам недо-ступной18. Это увлечение, благодаря которому меняется и обогащается само восприятие окружающего мира.

Для меня парфюмерия - это искусство сродни литературе, а ароматы - как книги, которые я читаю. Некоторые хочется перечитывать много раз до конца жизни, некоторые - прочитать один-два раза и отдать другому читателю, некоторые вообще достаточно бегло пролистать. Но библиотеку хочется собрать большую и содержательную, десятком книг не обойдешься19.

* * *

В сообществах парфманьяков сформировался набор терминов, имеющих хождение только в этой среде или наделенных принятым только здесь значением, так что новичкам приходится либо самостоятельно вычислять значение незнакомых слов, либо обращаться за консультацией к старожилам, которые пояснят, что такое, например, «отливант»:

Отливанты - это НАСТОЯЩИЕ ароматы, которые девочки отп-шикивают для Вас в атомайзер или пробирочку из своих бутылочек большого объема20.

Из употребляемых парфманьяками терминов можно назвать также «распив» - коллективное приобретение большого флакона дорогостоящего или редкого парфюма, в результате которого каждый участник получает «отливант» со своей долей, «намаз» как способ нанесения парфюма, «передоз» - превышение оптимального его количества, «запой»21 - невозможность оторваться от одного и того же парфюма в течение относительно долгого срока, «пшик» - как способ измерения количества парфюма, «компот» -либо парфюмерная композиция с доминирующими фруктово-ягодными нотами, либо (чаще) нечто незатейливо-«вкусненькое», предназначенное для нетребовательной аудитории, «минька», «атом» и «милик» - сокращения от «миниатюры», «атомайзера» и «миллилитра». Парфюмы, как следует из процитированного выше, «отпшикивают», а еще они «раскрываются», «замыливают-

ся», «одеколонятся» и даже «индолят».

* * *

Основное содержание парфюмерных бесед составляет, разумеется, обмен не столько шутками, сколько ежедневным опытом взаимодействия с туалетными водами и духами, причем последние в рассказах пользователей предстают обладателями свойств, как будто бы несовместимых с жидкостями во флаконах.

Парфюм уподобляется одежде или аксессуарам, его не только «наносят», но и «наряжаются в него» («наряжусь как я сегодня в Маору Герлен, потрясающе красивый аромат!»22) или «надевают» («Rouge Avignon, Phaedon. Давненько его не надевала, а тут вдруг захотелось»23). Как и одежда, парфюм может быть «статусным», может подходить или не подходить для собеседования и для работы в офисе, для роли невесты или подружки на свадьбе, для тематической вечеринки и для выезда на дачу. Пользователи регулярно просят совета на этот счет и охотно делятся опытом. И, как и в случае

с предметами гардероба, подбор аромата в каждом конкретном случае может превратиться в довольно сложную операцию.

Подобно одежде, парфюм может «сесть» или «не сесть»:

Обычно мы говорим - сел аромат или не сел, так как мы его носим (как одежду)... т. е. аромат который в сочетании с Вашей кожей меняется настолько, что узнать его через некоторое время просто невозможно - здесь и уместно выражение - не сел, не садится24.

...Если аромат НА КОЖЕ раскрылся-изменился не в лучшую сторону, это и значит - «не сел». И наоборот, во флаконе/на блоттере запах может не нравиться, но на коже раскрылся неожиданно и красиво - «сел»:)25.

Таким образом, требуется точное соответствие парфюма его носительнице, достижение гармонии между ними. Путь к ней лежит через дотошное изучение ароматов, знакомство с отдельными составляющими их «нотами», чтение любительских описаний и профессиональной литературы. Фактически, серьезное «парф-маньячество» требует развития исследовательских навыков и ежедневного их применения:

...Нужно записывать свои ощущения от ароматов, читать чужие отзывы и вдумчиво тестировать и новые ароматы, и уже известные. ...Когда перепробуешь определенное кол-во ароматов, начинаешь выделять ноты, понимаешь индивидуальное звучание определенных аккордов конкретно для тебя. Вдумчивые затесты позволяют почувствовать динамику парфюма, насколько он созвучен тебе26.

Вместе с этим большую роль играет и методичное накапливание информации о результатах «разнашивания» - упорной практической деятельности по выяснению оптимального количества «пшиков» аромата («Один пшик на затылок под волосы - это если парфюм тяжелый.»27) и наиболее подходящих для его ношения погодных условий:

Утром была в mon parfum cheri par camille, приятно раскрылся клубникой и пачули, но не убедил, посему после обеда переоделась в Коро-мандель. Как же она дивно хороша в холодную ветреную погоду, чудо!28.

En Passant Frederic Malle сегодня как-то запудрился или даже замылился в помещении... странно, ясно одно ему нужен простор и ветер29.

Сегодня была в Мицуко Герлен, как же красиво раскрылся аромат, никогда бы не подумала! Ассоциировался всегда с осенью! Но как красив был сегодня, особенно на воздухе! Видимо пересмотрю сезонную принадлежность аромата30.

Но если даже влияние времени года и погоды на взаимоотношения с парфюмом носят весьма личный характер, то еще более индивидуальным оказывается, естественно, подбор аромата, наиболее соответствующего расположению духа:

Уже полдень, а я так и не поняла, что у меня сегодня за настроение. Так всё ровно, нейтрально, спокойно - значит, самое время для Beige Chanel31.

Погода испортилась. Захотелось развеять грусть-тоску. Black Saffron, Byredo. Ярко, громко, позитивно32.

Готье классик, яркий, солнечный, нахальный, как моё сегодняшнее настроение33.

А на Fragrantica.ru был даже открыт тред, посвященный «пар-фюмам-антидепрессантам»34.

Взаимодействие с парфюмерией оборачивается процессом столь увлекательным, непредсказуемым и, главное, настолько индивидуальным, что начинает, судя по высказываниям, восприниматься уже как подобие полноценных взаимоотношений между двумя субъектами, в которых парфюм претендует на весьма активную роль. Описываются эти непростые взаимоотношения примерно так же, как если бы речь шла об отношениях чисто человеческого плана - «романе» или дружбе:

...Были испытания с винтажной Мицуоко в духах - подружились. Красивая, грусти не нашла!35

...Сегодня Кожа дракона решила сделать мне неожиданную козу: выдала жесточайший призвук галантереи, просто удушающий36.

Изменяю Амуажам с Ecstasy Tiziana Terenzi37.

...С парфюмом как с мужчиной: пока он к тебе идёт сам, он тебе не нужен, стоит ему уйти и пропасть из поля зрения, он уже незаменим и желанен38.

И всё! На этом наши отношения закончились, больше не могу носить его вообще. ...Один раз за это время нанесла и убедилась, что да, наши отношения изжили себя. Теперь опасаюсь так сильно влюб-ляться39.

В основном рассказывается о подобных взаимоотношениях с ароматами языком подчеркнуто «женским» - с большим количеством уменьшительно-ласкательных суффиксов, с использованием слов типа «любимка» и с «женских» позиций, когда парфюм уподобляется подруге или любимому. Пользователи мужского пола в среднем стремятся к большей сдержанности, но иногда тоже могут позволить себе подобную экспрессивность40.

Обращает на себя внимание также, насколько далек от «научного» стиля язык парфюмерного форума. Само увлечение претендует на серьезный уровень, постепенно превращая своих адептов в полноценных специалистов, но речь этой серьезности и научности противоречит, речь неформальна и в основном производит впечатление не прошедшей литературную обработку, фактически разговорной. Причем несогласованные фразы, отсутствие знаков препинания, строчные буквы вместо заглавных, орфографические ошибки, описки и намеренные эрративы - все это позволяет судить о том, в каких обстоятельствах реплики на форумах могли набираться: в свободную минутку на работе, в транспорте... Это речь, которую невозможно отделить от повседневной жизни парф-маньяков.

* * *

Увлечение парфюмерией - хобби, которое сложно скрыть от посторонних: они, конечно же, реагируют на исходящие от парфма-ньяков ароматы. К тому же, хотя использование парфюмов и относится к области в целом одобряемого обществом женского «ухода за собой», стоят флаконы по большей части недешево: пополнение коллекции со стороны может выглядеть неоправданным расточительством. Поэтому взаимодействие с родственниками, коллегами и даже случайными прохожими порождает немало щекотливых и конфликтных ситуаций, требующих обсуждения с единомышленниками.

Парфманьяки, как правило, интересуются впечатлениями, которые их парфюмы производят на окружающих41, более того, изучение таких отзывов входит в «программу» освоения парфюмерной премудрости, но реакция порой оказывается неожиданной и не слишком приятной. Причем к огорчению из-за того, что пар-фюм может восприниматься как что-то не слишком благоуханное42, добавляется и осознание очевидной бестактности и собственной уязвимости перед ней:

Хозяйка сразу спросила, что это за ужасный парфюм, фукала и мне пришлось попробовать его смыть. ...Я с тех пор к ней в гости езжу, не пользуясь парфюмами43.

Я один случай помню, зашла в Сбербанк в Tumulte Лакруа (2-3 пшика), там небольшая очередь. И дама, стоящая передо мной, поворачивается и ехидно так говорит: «Чувствуете, от кого-то одеколоном плохо запахло?»44

Парфманьяк самим исходящим от него запахом привлекает к себе внимание, - а поскольку речь обычно идет о малоизвестном

парфюме либо о парфюмерной классике, которую полагают старомодной, - заявляет о себе, как о человеке, намеренно выходящем за рамки принятых стандартов. Сам парфюм может даже получить одобрение, но если он не сочетается с представлениями комментаторов о том, кому и какими ароматами надлежит пользоваться, замечание все равно будет сделано45. И, становясь объектом резких замечаний, парфманьяк оказывается перед выбором: безропотно принять критику или думать об обороне46.

Другие как просто «окружающие» превращаются, таким образом, в «Других», которых парфманьяк постоянно сопоставляет с собой и себе противопоставляет. «Другой», разумеется, тоже может охотно пользоваться парфюмерией, но в основе его интереса все равно будет лежать иной принцип. Парфманьяк кропотливо изучает ароматы, стремится к знакомству с возможно большим их числом и ищет среди них то, что наиболее соответствует ее/его индивидуальности; в центре его/ее внимания с равным успехом могут оказаться как последняя новинка, так и флакон полувековой давности; женщина не пренебрежет знакомством с мужским парфюмом, а мужчина - с тем, который считается женским. «Другой» же ориентируется на моду, на вкусы большинства, либо на то, что ему представят в качестве престижного, статусного: он в любом случае стремится к некоему стандарту и позволяет маркетологам делать за себя выбор. «Другой» наивно коверкает названия духов и парфюмерных фирм, верит в наличие в парфю-мах феромонов, притягивающих противоположный пол, путает указанное на упаковке количество парфюма в унциях с чем-то вроде индекса стойкости - словом, всячески демонстрирует свою непросвещенность. В среднем «Другой» обычно благоухает чем-то непритязательным, часто перебарщивая с количеством «пшиков» и тем самым навязчиво вторгаясь в личное пространство парфма-ньяка. Да и сама по себе парфюмерная безграмотность добавляет «Другим» бестактности по отношению к персоне, пользующейся ароматами, с их точки зрения, странными и к тому же слишком дорогими. А добровольный отказ «Других» от того, что так обогащает жизнь парфманьяка, вызывает у последнего недоумение и досаду:

Свежий пример: заскочила к куме, будучи в «Путане» ЭЛДО. Она говорит: «Новые духи? Классные! Почем?» я, с воодушевлением: «На шару! Всего за 38 евро подруга из Лондона прислала!!» В ответ «Тю... Я на рынке за 8 евро беру, и тоже сильно пахнет!»47

...Вспомнила как одна дама в дьюти фри требовала гуэрлен. И еще по молодости наша однокурсница говорила гукки, а другая спорила

и говорила кучи, но победила самая продвинутая она сказала что правильно говорить кукци. Как вы догадались это все о Гуччи!48

...Она мне спустя 3 (!) месяца показывает запечатанную коробочку. Я, конечно, тут же предлагаю открыть понюхать, а она: «Ты что?! А вдруг мне не понравится, а так я смогу его кому-нибудь подарить!» Т. е. людям даже неинтересно, что там скрывается, какое волшебство, настроение или ассоциация...49

Добавляет напряженности во взаимоотношения парфманьяков и «Других» и то, что последние, осуждая любителей нестандартных ароматов, склонны вовсе не замечать запахов пота, перегара, застарелого табачного дыма и т. д., причиняющих большие неудобства парфманьякам с их чувствительным обонянием.

Парфюмы им можно критиковать, демонстративно открывать окна в маршрутках и зажимать носы, а потному мужику и сказать никто ничего не может50.

У нас вообще женщины редко пользуются парфюмом, чаще улавливается что в магазинах, что на работе зАпах пота, еды (чеснок, лук), окурками и похмельем. Но это считается натуральным зАпахом человека, а парфюм бескультурьем51.

Впрочем, парфманьяки бывают не прочь и обсудить, и осудить «Другого» и в том случае, если тот не проявляет никакой агрессии по отношению к парфманьяку, даже вовсе его не замечает. Основание для неодобрения будет примерно тем же - очевидная парфюмерная неразвитость, причем это касается как людей предположительно небогатых, для которых парфюм - роскошь, так и тех, кто производит впечатление полного финансового благополучия:

Дама в норковой шубке и с хорошим макияжем неспешно выгуливала бульдожку в нашем дворе. От дамы исходил посыл высокомерной уверенности в себе. От шубки - сильный шлейф кисленького компотика... Увы!52.

Отдельную разновидность «Других» представляют те, кто, по идее, должны были бы выступать в роли союзников - продавцы-консультанты из парфюмерных магазинов, люди, ежедневно пребывающие в мире ароматов, но неспособные или нежелающие выйти за пределы стереотипных представлений о своем товаре и его потенциальных покупателях. В глазах консультанта парфюмерные новинки всегда имеют преимущество перед классикой, а хиты продаж - перед ароматами, которые способен оценить только

изощренный вкус. Особое недовольство у парфманьяков вызывает тот факт, что их друзья, мужья, дети, искренне желающие порадовать жену, подругу или мать парфюмерным подарком, нередко становятся «жертвами» консультантов, в результате чего парфманьяк попадает в неловкое положение. Ограниченность и навязчивость усугубляются еще и бесцеремонностью по отношению к покупателям, чьи запросы кажутся консультантам абсурдными.

Видели бы Вы, КАК меня сегодня обхаяла продавщица, когда я покупала себе Нежный Ирис от Букета России. Она говорит: «А Вы пробовали новый аромат от Агилеры?» Отвечаю, что да, не понравился. Она в ответ: «Что Вы, он Не может не нравиться, у Вас совсем нет вкуса! Оно и видно, Букет России покупаете - это же ТОЛЬКО для бабушек, стоит 60 р.. Хоть бы попробовали ради интереса НОРМАЛЬНЫЕ ароматы»53.

Складывается достаточно парадоксальная ситуация - парфюм, который, казалось бы, призван добавить привлекательности своему носителю и подтвердить ее/его статус в обществе, т. е. облегчить для нее/него процесс коммуникации с другими людьми, в случае с парфманьяками, напротив, только усложняет взаимоотношения с непосвященными, увеличивает вероятность конфликтов. Наслаждаясь любимым ароматом не в полном одиночестве, парфманьяк по большей части пребывает в состоянии настороженности, психологически не слишком комфортном, готовясь отстаивать свое право на этот аромат. Но малоприятные последствия увлечения парфюмерией во многом искупаются осознанием собственной парфюмерной просвещенности и наличием круга единомышленников на форуме. Ценность самого парфюма оказывается столь же или даже менее существенной в сравнении с ценностью новообретенного чувства собственного парфюмерного достоинства (зачастую переходящего в парфюмерный снобизм) и ощущением причастности к сообществу себе подобных, наличием места, где всегда можно найти понимание.

Поскольку парфманьяку в любом случае приходится и работать, и жить среди «Других», предстоит продумывать стратегию и тактику сосуществования, и этот круг проблем также весьма охотно обсуждается среди «своих». Среди вариантов поведения по отношению к «Другому» - и игнорирование54, и полноценные боевые действия55, и попытки установить дипломатические отношения:

.Сама я, надевая на работу очередной новый парфюм из коллекции, просила коллег прямо сказать мне, если для кого-то он невыносим.

По мне, лучше я буду носить аромат куда-то ещё, кроме работы, чем меня за моей спиной будут ненавидеть56.

Один из самых привлекательных вариантов - выступить по отношению к парфюмерно неразвитым родственникам, друзьям и коллегам в роли просветителя, этакого цивилизатора. И хотя этот вариант сложен и дается не всем, рассказы об успехах соратников в области приобщения человечества к прекрасному воспринимаются с воодушевлением и гордостью за «своих»:

Девочка на работе шлейфит Елисейскими полями (скромно потупившись, я посоветовала). Нравятся они мне. И девочка хорошая. А вобче то я своих коллег парфюмками позаражала таки57.

Наташ, приучайте их к Хабаните по капельке, и ни за что не уходите на улицу - пусть сидят, и с вами ощущают всю красоту постепенного раскрытия. КультПросвет - в массы58.

Недавно показывала маме свою обновку Serge Lutens Tubereuse Criminelle. Сегодня собираюсь на работу, нанесла на себя сей аромат. Мама почувствовала их и говорит: «Это те, которые в "гробике"?» Научила на свою голову терминологии...59

И особенно приятно бывает с помощью слова-маячка узнать в потенциальном «Другом» - «своего». Или хотя бы родственника этого «своего»:

...Как-то осенью на одной почтенной даме услышала дивный запах.. такой альдегидный, явно ниша, но мне не знаком был...)) На комплимент и вопрос, что за чудо - дама ответила, что подарила ей дочь, ей не подошёл, название она не помнит... НО..., (вот здесь прикол) - КУПЛЕН БЫЛ НА РАСПИВЕ на каком-то форуме...))60.

* * *

Самоидентифицируясь в качестве парфманьяков, пользуясь понятной лишь «своим» терминологией (в том числе и шуточной), отстаивая свое право на увлечение парфюмерией и заражая им прежде равнодушных к этой теме новичков, ядро пользователей русскоязычных парфюмерных форумов поддерживает друг в друге уверенность в том, что каждый из пользователей имеет полное право на свое хобби. Оно влияет и на характер контактов с другими людьми, и в целом на восприятие окружающего мира - так что ежедневный путь из дома на работу превращается в исследование «запахов города»61, живопись и музыка рассматриваются в контексте ольфакторных ассоциаций, в книгах

выискиваются упоминания духов, а в фильмах высматриваются и опознаются флакончики, мелькающие в кадре62. Столь внимательное отношение к объектам, не вызывавшим пристального интереса до увлечения парфюмерией обратной стороной имеет не менее внимательное наблюдение за собой, за своими реакциями. Итогом становится более четкое представление о том, что собой представляет это самое «Я», где границы между ним и окружающими, какова допустимая степень взаимного воздействия между «Я» и «Другими» и где начинается личная территория, на которой постороннее вмешательство недопустимо. Таким образом, название одного из разделов личной странички пользователя на форуме Фрагрантики, «Мое ароматное Я» (посвященного, разумеется, лучше всего отражающему личность носительницы аромату), невольно указывает на неожиданную роль, которую парфюмерное хобби начинает играть в жизни наиболее преданных своих адептов, - способствуя индивидуализации их представлений о самих себе.

Примечания

1 Fragrantica.ru парфюмерный журнал [Электронный ресурс]. URL: http://www. fragrantica.ru/board/ (дата обращения: 03.04.2016).

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Laparfumerie.org [Электронный ресурс]. URL: http://www.laparfumerie.org/ (дата обращения: 03.04.2016).

6 Парфюмедия [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://www. laparfumerie.org/parfumedia/ (дата обращения: 03.04.2016).

7 Aromania.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.aromania.ru/(дата обращения: 03.04.2016). 44 443 пользователей по состоянию на 03.04.2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Aromablog.ru. Парфюмерные обзоры и новости [Электронный ресурс]. URL: http://www.aromablog.ru/ (дата обращения: 03.04.2016).

9 Включая и ту версию, которую в фильме «Ирония судьбы, или с Легким паром!» (1975) Ипполит преподносит Наде.

10 Количество тем (более полутора тысяч) «Выбора духов. Советов для мужчин» говорит о том, что подфорум действительно востребован. Тем не менее в «Выборе духов. Советах для женщин» - больше четырех тысяч тем.

11 Комментарий пользователя Marisa [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/qgwfSFю (дата обращения: 03.04.2016).

12 Комментарий пользователя Monte [Электронный ресурс] // Fragrantica. ru парфюмерный журнал. URL: http://www.fragrantica.ru/board/viewtopic. php?id=13792&p=5 (дата обращения: 03.04.2016)..

13 Комментарий пользователя parazitka [Электронный ресурс] // Fragrantica. ru парфюмерный журнал. URL: http://www.fragrantica.ru/board/viewtopic. php?id=13792&p=5 (дата обращения: 03.04.2016).

14 Комментарий пользователя Yelena [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/sQJNYn (дата обращения: 03.04.2016).

15 Комментарий пользователя Инна Inna [Электронный ресурс] // Laparfumerie. org. URL: http://goo.gl/UHJxKn (дата обращения: 03.04.2016).

16 Комментарий пользователя Пусичка Пушистая [Электронный ресурс] // Fragrantica.ru парфюмерный журнал. URL: http://www.fragrantica.ru/board/ viewtopic.php?id=65008&p=5 (дата обращения: 03.04.2016).

17 Комментарий пользователя Hartley: «Это ж так страшно увлекательно -сидеть в пампасах и караулить! Я вот даже немного опустошенность какую-то чувствую, потому что все, отохотилась, нету куража и азарта» [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/MZUbGO (дата обращения: 03.04.2016).

18 До выхода на русском языке книги «100 лучших ароматов. Как выбирать и носить духи» Т. Санчез и Л. Турина с мнением Луки Турина, чрезвычайно популярного у парфманьяков, можно было познакомиться только благодаря любительским переводам. См.: Санчез Т., Турин Л. 100 лучших ароматов. Как выбирать и носить духи. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

19 Комментарий пользователя aldanare [Электронный ресурс] // Fragrantica. ru парфюмерный журнал. URL: http://www.fragrantica.ru/board/viewtopic. php?id=53119 (дата обращения: 03.04.2016).

20 Комментарий пользователя Bastinda [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/HLw95y (дата обращения: 03.04.2016).

21 Можно отметить, что «передоз» и «запой» тоже говорят об ироническом уподоблении своей парфюмерной зависимости алкоголизму и наркомании.

22 Комментарий пользователя блондик [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/twMzAQ (дата обращения: 03.04.2016).

23 Комментарий пользователя svkbak [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/7homlU (дата обращения: 03.04.2016).

24 Пользователь Prety [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo. gl/xgX72N (дата обращения: 03.04.2016).

25 Комментарий пользователя Людмила [Электронный ресурс] // Laparfumerie. org. URL: http://goo.gl/xgX72N (дата обращения: 03.04.2016).

26 Комментарий пользователя Шардоне [Электронный ресурс] // Fragrantica. ru парфюмерный журнал. URL: http://www.fragrantica.ru/board/viewtopic. php?id=94682&p=2 (дата обращения: 03.04.2016).

27 Комментарий пользователя Damascena [Электронный ресурс] // Laparfumerie. org. URL: http://goo.gl/pFxffv (дата обращения: 03.04.2016).

28 Комментарий пользователя fleur d'hiver [Электронный ресурс] // Laparfumerie. org. URL: http://goo.gl/f4d5Py (дата обращения: 03.04.2016).

29 Комментарий пользователя Саламандра [Электронный ресурс] // Laparfumerie. org. URL: http://goo.gl/oE4Lio (дата обращения: 03.04.2016).

30 Комментарий пользователя Ольга777 [Электронный ресурс] // Laparfumerie. org. URL: http://goo.gl/aUSvfQ (дата обращения: 03.04.2016).

31 Комментарии пользователя Ольга Д [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/ci7ZUs (дата обращения: 03.04.2016).

32 Комментарий пользователя Туша [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/f9YHYx (дата обращения: 03.04.2016).

33 Комментарий пользователя Цыганочка [Электронный ресурс] // Laparfumerie. org. URL: http://goo.gl/BS1e6s (дата обращения: 03.04.2016).

34 Fragrantica.ru Парфюмерный журнал [Электронный ресурс] URL: http://www. fragrantica.ru/board/viewtopic.php?id=68825 (дата обращения: 03.04.2016).

35 Комментарий пользователя anna-may-may [Электронный ресурс] // Laparfumerie. org. URL: http://goo.gl/t27RPk (дата обращения: 03.04.2016).

36 Комментарии пользователя Bakrem [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/zK0RzH (дата обращения: 03.04.2016).

37 Комментарии пользователя danavi2012 [Электронный ресурс] // Laparfumerie. org. URL: http://goo.gl/00Qazw (дата обращения: 03.04.2016).

38 Комментарий пользователя omma [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/wjP1jn (дата обращения: 03.04.2016)..

39 Комментарий пользователя Mystery [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/7E8t1U (дата обращения: 03.04.2016)..

40 Комментарий пользователя Роман Бузуев: «Перенюхав несколько мужских ароматов, я сразу же, моментально, можно сказать, втрескался в один из них...» [Электронный ресурс] // Fragrantica.ru парфюмерный журнал. URL: http: //www.fragrantica.ru/board/viewtopic.php?id=129548 (дата обращения: 03.04.2016).

41 На Laparfumerie.org есть треды: «Ароматы, которые собрали больше всего комплиментов» [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/i6kbBv; «Самые необычные комплименты вашим парфюмам» [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/awbUK0; «Ароматы, которые положительно оценили ваши мужчины» [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/s4SlDh; а на Фрагрантике - тред «Комплименты» [Электронный ресурс] // Fragrantica.ru парфюмерный журнал. URL: http://www.fragrantica.ru/ board/viewtopic.php?id=65026 (дата обращения: 03.04.2016).

42 Комментарий пользователя roseorhideya: «. любимый унюхал кошек в классическом Шалимаре))), а я чувствую ваниль и засахаренные апельсиновые корочки, обожаю, при нём не наношу теперь» [Электронный ресурс] // Fragrantica. ru парфюмерный журнал. URL: http://www.fragrantica.ru/board/viewtopic. php?id=77074&p=4 (дата обращения: 03.04.2016).

43 Комментарий пользователя жжжжжж [Электронный ресурс] // Fragrantica. ru парфюмерный журнал. URL: http://www.fragrantica.ru/board/viewtopic. php?id=77074&p=3 (дата обращения: 03.04.2016).

44 Комментарий пользователя muza [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/nNDoRS (дата обращения: 03.04.2016).

45 Комментарий пользователя Еленка Рыжая: «.чаще чем хотелось бы слышала от всяких умных женщин, что мои парфюмерные вкусы мне не соответствуют,

типа ой, такой аромат дорогой (сексуальный), тебе не подходит, ты губы не красишь и в декольте не ходишь...» [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/4M1C66 (дата обращения: 03.04.2016)..

46 Комментарий пользователя Kleopatra: «И она повела носом и сказала - *фи! покойниками пахнет!* На что я невозмутимо отреагировала - а вам, говорю, часто доводилось покойников нюхать?! Она сразу замолчала и сделала вид, что ничего не говорила» [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo. gl/AqbhpY (дата обращения: 03.04.2016).

47 Комментарий пользователя Bastinda [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/unS98X (дата обращения: 03.04.2016).

48 Комментарий пользователя Ниагара [Электронный ресурс] // Fragrantica. ru парфюмерный журнал. URL: http://www.fragrantica.ru/board/viewtopic. php?id=65008&p=5 (дата обращения: 03.04.2016).

49 Комментарий пользователя Пачуля [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/DvGVKL (дата обращения: 03.04.2016).

50 Комментарий пользователя Violator72 [Электронный ресурс] // Fragrantica. ru парфюмерный журнал. URL: http://www.fragrantica.ru/board/viewtopic. php?id=51116&p=2 (дата обращения: 03.04.2016).

51 Комментарий пользователя аромашка [Электронный ресурс] // Laparfumerie. org. URL: http://goo.gl/fLorHR (дата обращения: 03.04.2016).

52 Комментарий пользователя Sibirochka [Электронный ресурс] // Laparfumerie. org. URL: http://goo.gl/NOi7qB (дата обращения: 03.04.2016).

53 Комментарий пользователя Yanka58 [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/L6pfRZ (дата обращения: 03.04.2016).

54 Комментарий пользователя Iris: «.про комментарии тех, кто парфюмом не пользуется вообще, и говорить не интересно. Что с них взять? Парфюмерия -как музыка. Для тех, кто всю жизнь слушает только примитивную попсу, симфонический концерт - всего лишь набор раздражающих звуков» [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/reqDQ3 (дата обращения: 03.04.2016).

55 Комментарий пользователя Helena/2012: «Я в своё время боролась всячески: И наносила откровенный термоядер в таких дозах аж самой было противно, использовала совсем малое количество и намазом, и не носила совсем, и язвила в ответ, и критиковала их парфюмы! Даже приходила раньше всех и брызгала самым противным освежителем воздуха! Короче воевала всеми способами, но тщетно! Избавиться от ФУУУ смогла только путем повышения в должности и переходом в отдельный кабинет!» [Электронный ресурс] // Fragrantica. ru парфюмерный журнал. URL: http://www.fragrantica.ru/board/viewtopic. php?id=51116 (дата обращения: 03.04.2016).

56 Комментарий пользователя Эльвира [Электронный ресурс] // Fragrantica. ru парфюмерный журнал. URL: http://www.fragrantica.ru/board/viewtopic. php?id=51116&p=4 (дата обращения: 03.04.2016).

57 Комментарий пользователя iriska [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/Pe3Dpz (дата обращения: 03.04.2016)..

58 Комментарий пользователя Samsara1983 [Электронный ресурс] // Laparfumerie. org. URL: http://goo.gl/ANRLX9 (дата обращения: 03.04.2016).

59 Комментарий пользователя zygomaticus [Электронный ресурс] // Fragrantica. ru парфюмерный журнал. URL: http://www.fragrantica.ru/board/viewtopic. php?id=64998&p=13 (дата обращения: 03.04.2016); Serge Lutens выпускает пар-фюмы во флаконах двух типов, которые напоминают пользователям «колокольчики» и «гробики».

60 Комментарий пользователя Кэти2 [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/JrIctk (дата обращения: 03.04.2016).

61 См.: тред «Ароматы окружающих или Запах города» [Электронный ресурс] // Laparfumerie.org. URL: http://goo.gl/t5IImF (дата обращения: 03.04.2016).

62 См.: тред «Парфюмы в кино и не только» [Электронный ресурс] // Fragrantica. ru парфюмерный журнал. URL: http://www.fragrantica.ru/board/viewtopic. php?id=331 (дата обращения: 03.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.