Научная статья на тему 'Модульный дистанционный курс как средство фундаментализации образования'

Модульный дистанционный курс как средство фундаментализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДУЛЬНЫЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС / DISTANCE LEARNING / FUNDAMENTAL EDUCATION / MODULE DISTANCE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Лариса Владимировна

В статье описывается опыт внедрения в образовательный процесс Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики новой формы обучения, при которой основная роль отводится использованию дистанционных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Module Distance Course as a Means of Fundamental Education

The article describes the experience of introduction of the new form of education in the educational process of the Buryat Branch of Siberian State University of Telecommunications and Computer Science, where the dominant role is given to the use of distance learning.

Текст научной работы на тему «Модульный дистанционный курс как средство фундаментализации образования»

Произошедшие качественные изменения в сознании и мышлении педагогов в совокупности с другими приемами гуманистического подхода - потенциалом гуманитарных дисциплин и активных методов обучения, в свою очередь, способствовали успешной реализации компонентов

разработанной модели становления нравственного мировоззрения студентов, что подтверждается степенью значимости полученных качественных изменений на этапе преобразующего эксперимента.

Литература

1. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений [Текст] / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1988.-339с.

2. Подлиняев, О. Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода. Дисс. доктора. пед. наук. [Текст] / О.Л. Подлиняев. - Иркутск: ИрГПУ, 1999. - 379 с.

3. Вульфсон, Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: Актуальные проблемы [Текст] / Б.Л. Вульфсон. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 336 с.

Матвеева Ольга Михайловна, аспирант Братского государственного университета. E-mail: north_mail@mail.ru

УДК 37.043

© Л. В. Николаева

Модульный дистанционный курс как средство фундаментализации образования

В статье описывается опыт внедрения в образовательный процесс Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики новой формы обучения, при которой основная роль отводится использованию дистанционных технологий

Ключевые слова: дистанционное обучение, фундаментализация образования, модульный дистанционный курс.

L. V Niko/aeva

Module Distance Course as a Means of Fundamental Education

The article describes the experience of introduction of the new form of education in the educational process of the Buryat Branch of Siberian State University of Telecommunications and Computer Science, where the dominant role is given to the use of distance learning.

Keywords: Distance learning, fundamental education, module distance course.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) имеют огромные возможности в решении задач фундаментализации образования, в т.ч. технологии дистанционного обучения. Одним из важнейших дидактических принципов является принцип фундаментализации. Неотъемлемой чертой образовательного процесса стали модели и технологии дистанционного обучения. Технологии дистанционного обучения способствуют достижению целей государства в области образования - его доступности, улучшению качества обучения, уничтожению барьеров на пути получения образования. Дистанционное обучение на основе современных информационных технологий вносит в учебный процесс новые возможности: сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса, широкое использование информационных ресурсов, существенное расширение возможностей традиционных форм обучения, а также возможность построения новых эффективных форм обучения. Дистанционное обучение становится разновидностью системы непре-

рывного образования [1].

В современных учебных курсах классическое понимание фундаментальных законов науки наполняется новым содержанием: законы науки тогда и только тогда считаются фундаментальными, когда одновременно являются фундаментальными условиями бытия человека [2].Фундаментализация образования «предполагает все большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека. Именно это должно позволить самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических и стрессовых ситуациях, а также в тех случаях, когда человек сталкивается с новыми весьма сложными природными и социальными явлениями. Научные знания и высокие нравственные принципы являются в этих случаях единственной надежной опорой» [3].

Современная личность как субъект непрерывного образования может реализоваться только в результате получения новых знаний и опы-

та на протяжении всей своей жизни. Между тем современные стандарты и программы всё еще не могут обеспечить в должной мере вертикальную и горизонтальную мобильность студентов на общеобразовательной и профессиональной ступенях образования. В образовательном процессе следует учитывать опыт субъективных переживаний в эмоционально-ценностных отношениях студентов [4].

Фундаментализация при обучении конкретному предмету может быть достигнута, если в содержании обучения выделять обобщенные структурные элементы предметной области и раскрывать логические связи между ними [5].

Отсюда следует необходимость переосмысления взаимосвязи фундаментальной и специальных составляющих, формирования многоуровневой интеграции специального и фундаментального знания. К фундаментальным относят естественные науки: физика, химия, биология, науки о космосе, а также математика, информатика и философия, среди которых физике отводится главная роль.

Мы в нашем исследовании рассматриваем проблемы фундаментализации физического образования по формированию технического мышления. Учебная дисциплина «физика» позволяет объединить ряд дисциплин в единый цикл, так как она формирует современную картину мира, умение работать с информацией в условиях ее нарастания.

Попытки использовать принципы фундамен-тализации на одном лекционном или практическом занятии или в одном разделе физики не дают положительного результата и оказываются малоэффективными.

Для реализации принципов фундаментализа-ции мы используем программный продукт МооШе, позволяющий создавать дистанционные курсы. МооШе - это комплексный программный продукт, позволяющий обеспечить набор сервисов сетевого обучения, доступ и управление программными инструментами, цифровыми ресурсами, техническими и пользовательскими приложениями, структурированными данными [6].

Рассмотрим разработанный нами модульный дистанционный курс «Основы электродинамики» (www.moodle.bsu.ru), предполагающий изучение 15-ти тем по четырем модулям: электростатика, законы постоянного тока, электрический ток в различных средах, магнитное поле и электромагнитная индукция. Дистанционный курс предполагает выполнение системы лабораторных работ.

При изучении курса используются лекции,

тесты, задачи для самостоятельного решения и т.д. Основным материалом при изучении некоторых модулей (например, электростатика) являются кратковременные лабораторные работы, домашние эксперименты. Для повышения мотивации образовательной деятельности студентов используется форум, где они обсуждают результаты лабораторных работ. При изучении других модулей (например, законы постоянного тока) используются разработанные виртуальные лабораторные работы, созданные в программе Electronics Work bench multisim v 10. При изучении модуля «Электрический ток в различных средах» студенты проводят исследовательские лабораторные работы. В этом случае отчеты представляются в виде презентаций. При изучении таких модулей, как магнитное поле и электромагнитная индукция, студенты выполняют проектные работы согласно перечню, такие как, например: «Альтернативные источники использования электрической энергии», «Цепь переменного тока с различными потребителями», «Производство и передача электрической энергии» и др.

Модульный дистанционный курс предназначен для студентов обучающихся на I-м курсе СПО базы 9, рассчитан на 64 ч., является фундаментом для изучения электротехника, электронная техника, а также специальных предметов: направляющие системы электросвязи, радиосвязь и др. Курс разработан, исходя из конкретных условий материально-технической базы, интересов студентов, предназначен для непрерывного обучения по повторению и углублению практических знаний студентов по теме «Основы электродинамики». В рамках курса студенты повторяют основы электростатики, законы постоянного тока, выполняют домашние и виртуальные лабораторные работы.

Представленный нами дистанционный курс имеет модульную структуру. Изучение физики представляет собой единую функционально взаимосвязанную совокупность учебных модулей, при изучении которых рассматриваются сквозные лабораторные работы для студентов средней и высшей школы. В виде таблицы представлены сквозные лабораторные работы.

В данном курсе формируется компетенция по организации собственной деятельности, умению выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, а также развивать навыки самостоятельной работы с физическими приборами, умение увидеть проблемы и наметить пути их решений.

Таблица 1

№ п/п СПО ВПО

1. Изучение закона Бойля-Мариотта Проверка закона Бойля-Мариотта

2. Определение коэффициента поверхностного натяжения воды Изучение зависимости коэффициента поверхностного натяжения от содержания поверхностного активного вещества (ПАВ) и соли (Кае!)

3. Проверка законов колебаний маятника Определение ускорения силы тяжести при помощи математического маятника

4. Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы Моделирование оптических систем

5. Определение длины световой волны при помощи дифракционной решетки Определение длины электромагнитной волны методом дифракции Фраунгофера. Определение угловой дисперсии и разрешающей способности дифракционной решетки

6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям Изучение закона ослабления гамма- излучения

В ходе выполнения практических, домашних, лабораторных работ студенты приобретают навыки проведения эксперимента, исследовательские умения, учатся обрабатывать и обобщать полученную информацию. Система Moodle позволяет студентам работать по индивидуальной траектории, используя различные виды самостоятельной работы и контроля знаний. Сформированные умения (наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы, отбирать необходимые приборы, выполнять измерения, предъявлять результаты в виде таблиц и графиков, интегрировать результаты эксперимента, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии), позволяют студентам выполнять творческие работы в условиях лаборатории физики, а также принимать участие в конференциях.

В современной образовательной практике особое внимание уделяется обеспечению преемственности звеньев всей образовательной системы. Реализация фундаментализации образования в образовательной системе опирается на ее «вертикальную интеграцию», т. е. преемственность формального образования - дошкольного, школьного - послешкольного (колледж, вуз) -послевузовского, при которой каждый уровень образования предполагает возможность перехода на последующий. Важный содержательный признак фундаментализации образования - это

«горизонтальная интеграция», т. е. возможность соотнесения образования, получаемого вне образовательной системы (например, спонтанно приобретенного жизненного опыта) с образованием в рамках различных учебных заведений и специально организованных образовательных программ.

Условия для этого, на наш взгляд, можно создать в дистанционном обучении. Обучение с соблюдением преемственности и принципов непрерывного обучения в различных модулях возможно в системе Moodle. В этой среде кроме компьютерной обработки и хранения материалов, можно воспитывать действенность, активность студентов в усвоении знаний и умений, способность оперативно их использовать при решении теоретических и практических задач.

В соответствии с принципом фундаментали-зации студентам необходимо свертывать и систематизировать учебный материал, а затем, при практическом применении, уметь углублять, расширять. Так, студенты в результате работы в модульно-дистанционном курсе подготовили более 30 проектов по различным темам, в т.ч. 9 проектов заняли призовые места в конференциях различного уровня, что усиливает образовательную эффективность системы дистанционного обучения Moodle, создает условия для совершенствования учебного процесса в условиях постоянно обновляющихся знаний и технологий.

Литература

1. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие [Е.С.Полат., М.В.Моисеева, А.Е.Петров и др]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2006. - С.3.

2. http://www.dissercat.com/content/fundamentalizatsiva-obrazovaniva-v-kontekste-ustoichivogo-razvitiva-obshchestva-sushchnost-k

3. Ёлгина Л.С. Фундаментализация образования в контексте устойчивого развития общества: сущность, концептуальные основания. - Улан-Удэ, 2000.

4. Колин К. К. На пути к новой системе образования. - М., 1997. - С. 11.

5. Дондокова Г.Г. Образовательный комплекс как средство реализации непрерывного личностно-ориентированного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2004. - С.4.

6. Самойлик Е.Н. Предметная подготовка будущих учителей информатики // Применение новых технологий в образовании: материалы XVIII Междунар. конф. - Троицк: Байтик, 2007. - С. 368.

7. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. - Самара : Новая техника, 2006. - 462 с.

8. Концепция непрерывного образования. - М., 1998. - 13 с.

9. Турченко В. Н. Непрерывное образование как система // Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и научно-технической революции. - М., 1991. - 286 с.

10. Долженко О. Очерки по философии образования. - М., 1995. - С. 5.

Николаева Лариса Владимировна, преподаватель физики БФ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ». E-mail: nlvnlvnlv@rambler.ru/

УДК 37+378

© С.Л. Новолодская Проблема поликультурного образования в современном вузе

Актуальность темы статьи обусловлена обострением межнациональных отношений, проблем нетерпимости, разобщенности, непонимания. Ответом на данные проблемы является разработка теоретических основ поликультурного образования. Особое внимание уделяется формированию умений и навыков поликультурной личности будущего специалиста для осуществления взаимодействия в условиях поликультурности как российского, так и мирового сообщества.

Ключевые слова: межнациональные отношения, поликультурное образование, формирование поликультурной личности, умения, навыки, компетентность.

S.L. Novo/odskaya

Problem of Polycultural Education in a Modern High Educational Establishment

The actuality of article’s topic is specified by the exacerbation of international relations, problems of intolerance, dissociation and misunderstanding. The answer to these problems is the development of theoretical basements of polycultural education. The formation of skills and abilities of future specialist’s polycultural personality for realization of interaction in polycultural conditions of Russian and worldwide society.

Keywords: international relations, polycultural education, formation of polycultural personality, skills, abilities, competency.

Современная социальная ситуация в мире, в России характеризуется ростом локальных этнических конфликтов. Задачи сохранения безопасности требуют постоянной образовательной и воспитательной работы в поликультурном обществе, а также поиска эффективных путей преодоления возникающих трудностей на этнической почве. Образование не может не реагировать на происходящие события в обществе. Все это ставит серьезные задачи перед вузовским образованием. Как показывает опыт многих стран, переживших этнические конфликты, вузы иногда остаются единственными структурами, в которых проводится целенаправленная миротворческая политика. Поэтому считается, что

образование может помочь сформировать у молодежи гуманную модель поведения и отношения к людям других наций. Важно отметить, что проблема организации обучения в поликультур-ном пространстве является очень важной для всех государств. Исследователей в области образования интересуют следующие вопросы: насколько высшее образование способствует развитию межнациональных отношений, представляет разнообразие культур и способствует их развитию, является ли высшее образование силой, стимулирующей интеграцию в обществе? Эти вопросы отражают общую тенденцию, которая наблюдается в мировом педагогическом сообществе и связана с ориентацией на выжива-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.