Научная статья на тему 'Модульное обучение в технических вузах'

Модульное обучение в технических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДУЛЬ / MODULE / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MODULAR EDUCATION / КОНТЕНТ МОДУЛЯ / MODULE CONTENT / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' INDEPENDENT ACTIVITY / ПЕРЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ / PERCEPTIVE HABITS / СИСТЕМНОЕ КВАНТОВАНИЕ / SYSTEM QUAN-TIZATION / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД / REFLEXIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башмакова Ирина Степановна

Рассматривается актуальность постановки вопроса о модульной форме организации учебного процесса по иностранному языку в технических вузах с целью повышения у студентов мотивации обучения. Обсуждаются различные интерпретации термина «модуль», анализируются варианты структурирования контента модуля. Применяемые методы исследования: наблюдение, сравнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR EDUCATION IN TECHNICAL UNIVERSITIES

The article demonstrates the relevance of the modular form of foreign language training in technical universities in order to improve students' motivation level. Having considered various interpretations of the term of “module”, the structuring variants of module content are analyzed. The study is based on the empirical methods including comparison and obser-vation.

Текст научной работы на тему «Модульное обучение в технических вузах»

УДК 371.013

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ © И.С. Башмакова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается актуальность постановки вопроса о модульной форме организации учебного процесса по иностранному языку в технических вузах с целью повышения у студентов мотивации обучения. Обсуждаются различные интерпретации термина «модуль», анализируются варианты структурирования контента модуля. Применяемые методы исследования: наблюдение, сравнение. Табл. 2. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: модуль; модульное обучение; контент модуля; самостоятельная деятельность студентов; перцептуальные привычки; системное квантование; рефлексивный подход.

MODULAR EDUCATION IN TECHNICAL UNIVERSITIES I.S.Bashmakova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article demonstrates the relevance of the modular form of foreign language training in technical universities in order to improve students' motivation level. Having considered various interpretations of the term of "module", the structuring variants of module content are analyzed. The study is based on the empirical methods including comparison and observation.

2 tables. 5 sources.

Key words: module; modular education; module content; students' independent activity; perceptive habits; system quantization; reflexive approach.

Модульное обучение в качестве альтернативы традиционному обучению получило начало в 60-е годы в англоговорящих странах: Великобритании, США, Канаде. В дальнейшем данный подход привлек внимание ученых всего мира, достойно заняв место в отведенной ему «педагогической нише». Цель данной статьи - обозначить направление работы по подготовке материалов для модульного обучения в рамках технического вуза по дисциплине «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации». Актуальность работы исходит из новых подходов к обучению иноязычному общению в условиях перехода на смысловую образовательную парадигму. Теоретическая значимость исследования заключается в доказательстве точки зрения о том, что технология модульного обучения, осуществляемая путем создания особой системы работы со студентами, способствует более успешным результатам в обучении иностранному языку.

Считается, что именно модульное обучение интегрирует все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: из программированного обучения заимствуется идея активности обучаемого в процессе четких действий в определенной логике; из теории поэтапного формирования умственных действий используется ориентированная основа деятельности; из психологии применяется рефлексивный подход; из традиционной классно-урочной технологии обучения унаследованы принципы наглядности, по-

следовательности, регулярности, контроля, употребления учебной материальной базы; от Дальтон-плана - принцип индивидуальности обучения.

Основное отличие модульного обучения от других систем:

1. Содержание обучения представлено в виде информационных блоков с указанием дифференцированного объема содержания, структуры, уровня сложности, системы контроля (промежуточный, текущий, по окончанию модуля - итоговый контроль) и самоконтроля.

2. Усвоение информации осуществляется в соответствии с конкретной целью данного блока.

3. Дидактическая цель формулируется для конкретного студента, содержит указание на объем изучаемого материала, при этом определяется уровень усвоения материала.

4. Предлагается список дополнительных источников информации для более глубокой проработки материала.

5. Больший объем работы осуществляется студентом самостоятельно. При необходимости задание выполняется заново через учебный элемент (УЭ) «Резюме».

6. Каждому заданию модуля соответствует определенное количество баллов, обозначенное в модуле. Баллы заносятся в листок контроля студентом самостоятельно (см. табл. 1).

1 Башмакова Ирина Степановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 1, тел.: 89834033862, e-mail: [email protected]

Bashmakova Irina, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Technical Specialties no.

1, tel.: 89834033862, e-mail: [email protected]

Таблица 1

Листок контроля знаний_

Ф.И.О. студента; уровень Этапы работы (учебный элемент) Количество баллов по номерам заданий Итого баллов 1 УЭ/МЭ = 1 баллу

Проверка изученного материала (УЭ/МЭ 1) Входное тестирование 1 2 3 и т.д. 1 2 3 и т.д.

Изучение нового материала (УЭ/МЭ 2) 1 2 3 и т.д. 1 2 3 и т.д.

Закрепление нового материала (УЭ/МЭ 3) 1 2 3 и т.д.

Количество модульных/учебных элементов и его контент определяются входным тестированием и зависят от предварительной подготовки и направления специальности каждого конкретного студента. Методические указания модульных элементов представляют собой иллюстрированные конспекты с подробным описанием технологических действий, благодаря которым студент осваивает новую «порцию» знаний. Методические указания учебного элемента должны полностью заменять учебник и рабочую тетрадь студента. Самостоятельно, в индивидуальном темпе работы над материалом, студент сдает преподавателю учебный элемент, модульный блок и в целом модуль, завершающиеся текущими, промежуточными и итоговым тестированиями, содержащими как закрытую контрольную часть (по форме «зачтено - не зачтено»), так и творческое нормированное задание, предусматривающее тренировку (drilling) практического навыка. После выполнения всех теоретических и практических заданий текущего учебного элемента, студент переходит к следующим учебным элементам. Полностью выполненный (98-100%) тематический модульный блок завершается присвоением очередного уровня. Модульная программа может содержать большое количество учебных элементов, число которых не ограничено и возрастает по мере текущего усовершенствования программы. Взаимодействие студента с преподавателем осуществляется по регламенту, определяемому модульной программой, что в значительной мере позволяет снизить физические затраты обоих субъектов образовательного процесса. Темп прохождения модуля индивидуален, и у наиболее подготовленных студентов может составлять 1-2 месяца против 4-5 месяцев учебного семестра классно-урочной системы обучения в вузе.

Необходимо отметить психологическое сопровождение модульного обучения, а именно личностное становление студентов, формирование «Я-концепции», реализации потенциала возможностей. Реализация возможностей происходит только в учебной деятельности, ориентированной на выполнение практических заданий, повышение уровня знаний. Осознание своего «Я», уникальности своей личности

повышает мотивацию в обучении. Уход от традиционной классно-урочной системы обучения с фронтальной демонстрацией, пятибалльной системой оценок, не учитывающей индивидуальные особенности студента, только повысит уровень интереса обучающихся. Функция педагога варьируется от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

Под термином «модуль» изначально понималась замкнутая единица учебного процесса. Научные интерпретации термина продолжают разрабатываться и в наши дни. Так, Вербицкий А.А. [1] вводит понятие «деятельностный модуль», где модуль есть совокупность знаний, умений и навыков, т.е. системное качество, позволяющее успешно решать профессиональные задачи. Юцявичене П.А. характеризует модуль как «функциональный узел», являющийся законченным блоком информации [2]. Существуют несколько видов модульных технологий, основывающихся на принципах программированного блочного обучения: проблемно-модульная (М.А. Чошанов), модули трудовых навыков (Н.В. Блохин), адаптивное обучение (Басова Н.В.) и другие. Каждая из данных модульных технологий предполагает свою сферу применения. Например, проблемно-модульная технология используется при изучении предметов школьного курса; адаптивное обучение применяется в условиях высших учебных заведений; модули трудовых навыков предназначены для формирования профессиональных умений и навыков. Технология модулей трудовых навыков (практико-ориентированное обучение) позволяет в короткие сроки подготовить не только молодых специалистов, но и проводить переквалификацию взрослого населения.

В данной статье под модулем понимается логически завершенный блок/часть учебной программы по дисциплине «Иностранный язык», включающий в себя познавательный и прогрессивный аспекты, завершающиеся контролем знаний, сформированных в результате овладения контентом модуля. Модуль выступает средством модульного обучения, включающий целевой план работы, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических це-

лей, контрольные задания. Другими словами, модуль есть программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности студента.

В модуле различаются две части: познавательная (информационная) и учебно-профессиональная (дея-тельностная, или практическая). Задача первой заключается в формировании теоретических знаний, тогда как задача второй - формирование профессиональных умений и навыков. Преимущество модульного обучения заключается в том, что обучающийся может самостоятельно работать с предложенной ему программой, включающей в себя цель, задачи, банк информации, практическую часть и итоговый контроль. Необходимо отметить, что в условиях технического вуза предпочтительно совместить проблемное и модульное обучение с обязательным включением вводных и прикладных модулей. Данный подход позволит студенту самостоятельно выбрать модуль из числа предложенных и изучать контент в удобное для него время, в том режиме работы, который максимально подходит для самого студента. Таким образом выдерживается индивидуальный подход в обучении, учитываются личностные особенности обучающихся. Акцент делается на деятельность студента, а не на деятельность преподавателя, как при традиционном подходе обучения. При возможности проблемного и модульного совмещения обучения необходимо учитывать следующие принципы:

- проблемность (наличие проблемы обязательно);

- мотивация;

- модульность;

- когнитивная визуализация;

- системное квантование;

- контроль, опора на ошибки.

Под системным квантованием понимается часть учебного процесса, состоящая из логически раздельных элементов, обладающих информационной общностью. Укрупненная дидактическая единица обладает целостностью и системностью, устойчивостью к сохранению во времени и мгновенным проявлением в памяти [3].

Алгоритм построения учебного модуля различный:

- модуль с полной самостоятельной деятельностью студента;

- модуль с доминирующей рефлексивной деятельностью студента по отношению к роли преподавателя.

Интересна точка зрения Т.И. Шамовой на построение модуля. По мнению автора, лучше всего представлять модуль в виде дерева, где вершина - комплексная дидактическая цель, средняя часть дерева -интегрирующие дидактические цели, тогда как нижняя -частичные дидактические цели для построения учебных элементов. Т.И. Шамова считает, что необходимо начинать с выделения основных научных идей курса, затем структурировать учебное содержание вокруг идей в определенные блоки, создавая «трехслойную» модульную программу, сочетающую комплексные ин-

тегрирующие и частные цели, а также принцип обратной связи [4].

Примерная схема построения блока модуля по дисциплине «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации»

на материале: И.С. Башмакова. Английский язык для студентов технических вузов [5, 182-341].

MODULE 1

Computers & Computer Networks

Цель: совершенствование у студентов взаимосвязанных профессиональных навыков аудирования, чтения, перевода, монологической/диалогической речи. Цель грамматического блока - обеспечение более эффективного практического владения иностранным языком (английским).

Задачи (познавательные):

1. Изучить словарный минимум по теме «Компьютер и компьютерные сети».

С. 182-184; 203-206; 228-231; 252-255; 270273.

2. Прочитать, перевести тексты.

С. 186-190; 200-203; 207-213; 222-227; 232236; 247-251; 256-261; 274-278; 284-289.

3. Изучить грамматический материал.

С. 193-195; 216-217; 241-242; 264-265.

Задачи (практические/учебные):

1. Выполнить послетекстовые задания. С. 191 — 193; 206-207; 213-214; 231-232; 236-241; 261-263.

2. Выполнить грамматические задания. С. 194196; 217-218; 241-244; 265-267.

3. Прослушать текст. С. 197; 219; 244; 281.

4. Выполнить послетекстовые задания. С. 198199; 220; 244-246; 281-282.

5. Выполнить задания по разделу «Writing». С. 199-200; 221; 246-247; 283.

6. Выполнить тест. С. 316-324.

7. Принять участие в форуме. С. 330.

8. Резюме. С. 312-316; 331-341.

Уровень сложности: продвинутый.

Объем: 6 текстов по теме, 70 упражнений, 1 тест, участие в форуме. В том числе лексика: объем лексического минимума 250 единиц продуктивно; развитие рецептивного и продуктивных навыков словообразования; фонетика - [б, z, d3] в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения; грамматика: степени сравнения прилагательных и наречий, артикль, сложное подлежащее, сложное дополнение.

Оценка: Необходимое количество баллов - 50.

1 модульный элемент (МЭ) равен 1 баллу (см. табл. 2).

Итак, модуль состоит из ряда учебных/модульных элементов (МЭ), включающих тексты для перевода, пред- и послетекстовые задания, грамматический информационный материал и задания, тесты для промежуточного и итогового контроля, задания по аудированию, письму и говорению.

Думается, что разработка системного, всеобъемлющего модульного обучения является одним из перспективных научных направлений современного образования.

Таблица 2

Примерная схема подсчета баллов в модуле_

Form of Theme Contents Quantity mark in mod-

activity ule element

Part 1 The History of Computers Case-Study 1. The History of Personal Computers (text A) 5 МЭ

Case-Study 2. The History of Personal 4 МЭ

Computers (text B)

Grammar The Degrees of comparison of adjectives

Review (промежуточный Grammar exercises 4 МЭ

контроль)

Role play Forum/Chat Discuss in groups! Forum/Chat 1 МЭ

Listening & Speaking The First Personal Computers Task 1. Computer development (text) 1 МЭ

Task 2-4. Exercises on the text. 6 МЭ

Writing Task 1. The computer has found five spelling mistakes in the text. Read the text and correct them. 1 МЭ

Task 2. Make up your own sen- 1 МЭ

tences on the given words

Part 2 Computers. Further Development Case-Study. Punched card system. Computer Further Development 4 МЭ

Case-Study. Computer Hard- 4 МЭ

ware

Case-Study. Computer Soft- 4 МЭ

ware

Grammar Articles

Review Exercises 5 МЭ

(промежуточный контроль) on the grammar block

Role play Forum/Chat Discuss in groups! Forum/Chat 1 МЭ

Listening & Speaking Computer applications Task 1. Computer applications (text) 1 МЭ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Task 2-4. Exercises on the text 5 МЭ

Writing Computer further Development Task 1. The computer has found five spelling mistakes in the text. Read the text and correct them 1 МЭ

Task 2. Make up your own sen- 1 МЭ

tences

on the given words

Review Test b HTML 1 МЭ

(итоговый контроль)

Final task Forum Windows, Unix, 1 МЭ

(итоговый контроль) Mac OSX. What is better, more reliable and convenient in operation? In what cases?

Sources for 1.

additional 2.

information 3.

Резюме Выполняются задания на усмотрение студента

ИТОГО: 50 баллов (50 МЭ).

Выводы:

1. Внедрение модульного обучения требует организационной перестройки учебного процесса, включающего в себя планирование работы преподавателей, формирования контингента обучающихся, подготовки теоретической и практической базы, разработки соответствующего методического обеспечения, текущего и итогового контроля знаний.

2. Преимущество модульного обучения заключается в постоянной самодиагностике и стимулировании работы студента, в возможности диагностики текущего состояния успеваемости студента по рейтинговой шкале учета знаний.

3. Контент модуля наполняется с учетом поставленной цели обучения и в соответствии с образовательной программой по дисциплине.

4. Введение модульного обучения отменит традиционные зачетные недели ввиду индивидуального графика работы студента.

5. Повышается мотивация обучения, т.к. студент сам выбирает «модули» и заинтересован в получении необходимой информации.

6. Рейтинговая оценка знаний (по индивидуальному интегральному индексу) способствует повышению мотивации студента к изучению материала.

Статья поступила 07. 04. 2014 г.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.

2. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 272 с.

3. Эрдниев П.М. Укрепление дидактических единиц как технология обучения. М.: Просвещение, 1992. 175 с.

4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979. 96 с.

5. Башмакова И.С. Английский язык для студентов технических вузов: учеб. пособие. М.: Филоматис, Омега, 2010. 450 с.

УДК 947(47)+281.93-3

НА ФРОНТЕ И В ТЫЛУ: СТАРООБРЯДЦЫ БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© О.Б. Гордеева1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Освещается участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. закрытой этноконфессиональной группы се-мейских староверов, проживаюших в Забайкалье. На основе статистических данных и полевых записей выявлено активное участие старообрядцев в военных действиях против фашистской Германии, посильная финансовая и трудовая помощь забайкальских старообрядцев фронту. Особенное внимание уделено Восточному фронту, где в Забайкальской дивизии были сосредоточены основные силы староверов. Несмотря на давние религиозные расхождения с советской властью, староверы-семейские не поставили во главу угла свои верования, не сделали их фактом духовного раскола. Табл. 3. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: перепись населения; правительство СССР; Совет по делам религиозных культов; старое е-ры-семейские; Великая Отечественная война; возрождение духовной жизни.

ON THE FRONT AND IN THE REAR: BAIKAL SIBERIAN OLD BELIEVERS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR O.B. Gordeeva

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article describes the participation of the Transbaikalian closed ethnic and religious group of Old Believers (Se-meiskie) in the Great Patriotic War of 1941-1945. Statistical data and field recordings demonstrate active involvement of the Old Believers in hostilities against Nazi Germany, their feasible financial contribution and labor assistance to front. Particular attention is paid to the description of the Eastern Front, whose Trans-Baikal division was composed mostly of the Old Believers. Despite long-standing religious differences between the Old Believers (Semeiskie) and the Soviet authorities, Semeiskie did not allow that fact to cause spiritual schism. 3 tables. 7 sources.

Key words: population census; Soviet government; Council for Religious Cults; Old Believers (Semeiskie); the Great Patriotic War; revival of spiritual life.

1Гордеева Оксана Бенедиктовна, аспирант, тел.: (3952) 387607, e-mail: [email protected] Gordeeva Oksana, Postgraduate, tel.: (3952) 387607, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.