Научная статья на тему 'Модульное обучение как средство самоуправления учебной деятельностью в сфере физической культуры'

Модульное обучение как средство самоуправления учебной деятельностью в сфере физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL TRAINING / TECHNOLOGY / SELF-GOVERNMENT / COGNITIVE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямалетдинова Галина Александровна

В статье рассматривается внедрение технологии модульно-проективного обучения, которая способствует созданию, реализации и коррекции личностных проектов здорового стиля жизни с использованием информационных технологий и обеспечивает формирование у студентов умений самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью в сфере физической культуры и в будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ямалетдинова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modular teaching as a method of self-government in the sphere of physical training

The article concerns the application of the modular teaching technology, which promotes creation, realization and correction of individual projects of healthy style of life with the use of information technology and provides students with generation of abilities to manage their own cognitive work in the sphere of physical training independently in their future profession.

Текст научной работы на тему «Модульное обучение как средство самоуправления учебной деятельностью в сфере физической культуры»

творческие мастерские. Последние худо-бедно существуют в классах некоторых преподавателей, первые же практически отсутствуют. А ведь будущему педагогу-музыканту просто необходимо оттачивать навыки показа и объяснения буквально всего учебного материала, прежде чем ему дадут живого ученика. Для этого прекрасно могут подойти его собственные однокурсники или студенты младших курсов благодаря, например, такой ролевой игре, как «педагог - ученик».

Таким образом, многие проблемы, стоящие перед современным музыкальным образованием, могут быть решены уже сегодня, так как все необходимые для этого средства существуют и успешно применяются на практике вот уже несколько лет. Судьба Болонского процесса, в котором принимает участие и наша страна, также зависит от наличия эффективных инновационных методов и систем высшего образования, подобных рассмотренным в настоящей работе и способных органично функ-

ционировать в рамках двухуровневой системы образования.

Литература

1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной

игры. М.: Дека-ВС, 2007. 332 с.

2. Нейгауз Г.Г. Ребёнок за роялем. М., 1981.

333 с.

3. ТепловБ.М. Психология музыкальных спо-

собностей. М., 1947. 345 с.

4. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных

различий. М., 1961. 536 с.

5. Мартинсен К.А. Индивидуальная форте-

пианная техника на основе звукотворчес-кой воли. М., 1966. 217 с.

6. Мартинсен К.А. Методика индивидуаль-

ного преподавания игры на фортепиано. М., 1977. 126 с.

7. Макиннон Л. Игра наизусть. М., 2004. 151 с.

8. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пи-

анистических навыков. Л., 1985. 70 с.

9. Карась С.С. Образное мышление в форте-

пианной игре. Пенза, 1992. 159 с.

10. Карась С.С. Метод формирования пианистического мышления. Пенза, 1995. 82 с.

KLIMAYE. V. MODERN TENDENCIES IN MUSICAL EDUCATION The paper touches upon the new approaches and tendencies in modern musical education. They include: the possibility of learning at any age, training of independent and creative working skills, the efficiency of various educational methods.

Keywords: musical pedagogy, musical psychology, educational approach, artistic image, creative personality.

Модульное обучение как Гл. ямалетдинова, доцент средство самоуправления

Гуманитарный университет,

г. Екатеринбург учебной деятельностью в

сфере физической культуры

В статье рассматривается внедрение технологии модульно-проективного обучения, которая способствует созданию, реализации и коррекции личностных проектов здорового стиля жизни с использованием информационных технологий и обеспечивает формирование у студентов умений самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью в сфере физической культуры и в будущей профессии.

Ключевые слова: физическаякультура, технология, самоуправление, познавательная деятельность.

Концепция современной модели обра- выбора человеком своего образовательно-зования «Российское образование -2020» го пути и ответственности за этот выбор. затрагивает экзистенциальные вопросы Новизна подхода, который используется

174 Высшее образование в России • № 7, 2009

при создании данной модели, заключается в том, что «проектирование ведется, исходя из интересов потребителя образовательных услуг - человека с его образовательными потребностями, в течение всей жизни повышающего свой образовательный потенциал,. Предлагается строить сферу образования так, чтобы ни одна образовательная траектория не стала тупиковой. Как нельзя раз и навсегда чему-то научиться, также нельзя лишать человека возможности переобучения, изменения своего образовательного уровня в зависимости от интересов и жизненных обстоятельств. Система образования должна быть устроена так, чтобы человек в любой момент мог обновить свои знания, «взять » тот или иной модуль, повысить квалификацию или пройти переподготовку» [1].

Философская трактовка сущности образования как самообразования [2] была реализована при разработке проекта Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО), где проводится идея расширения прав студента на формирование собственного образовательного проекта. Предполагается, что это повлечет «необходимость концептуальной перестройки организации учебного процесса, придания ему качеств индивидуализации, объективности контроля и оценки достижений студентов, восприимчивости к совершенствованию, диверсификации образовательных технологий »[3], при этом отмечается важность самостоятельной работы и оптимального соотношения между часами аудиторной и самостоятельной работы [4].

Одним из эффективных инструментов управления своей познавательной деятельностью является использование учащимся технологии модульного обучения. Как известно, она позволяет решать ряд педагогических задач обеспечения индивидуального темпа учения, учета возможностей, склонностей и потребностей студента, обучения самостоятельному управлению различными информационными потоками, самоконтроля и коррекции [5]. Таким обра-

зом, реализация модульно-проективной технологии для включения самого студента в процесс управления своей познавательной деятельностью является весьма актуальным в связи с ориентацией на непрерывное образование.

В данном исследовании нами представлена модульно-проективная технология самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов в сфере физической культуры как средства по созданию, реализации и коррекции проектов здорового стиля жизни.

Процесс управления своей учебно-познавательной деятельностью в сфере физической культуры достигнет своей цели, если активизируется и интенсифицируется процесс перехода управления в самоуправление. Процесс самоуправления включает формулирование дидактических целей (комплексныхи частных), определение содержания взаимосвязанных и взаимопроникающих блоков (теоретического, методического, практического), входящей и выходящей информации с выделением базового и элективного уровней усвоения. Структурирование блоков как укрупненных дидактических единиц осуществляется с учетом специфики образовательного пространства физической культуры [6]. В рамках нашего исследования рассматриваются модули информационных потоков в физкультурной деятельности групп оздоровительной, профессиональной и физ-культурно-спортивной направленности.

Учебные группы формируются в начале каждого семестра в соответствии со сделанным студентами выбором дисциплин и преподавателей. Как показал анализ литературных источников, именно это обеспечивает условия для подлинной индивидуализации учебных планов, расписаний, образовательных траекторий, академической и иной мобильности студентов [3].

Перед началом семестра студенты получают рабочую программу, в которой содержится понедельный план заданий на самостоятельную работу. Бюджет време-

ни на выполнение недельных заданий определен кафедрой и известен студентам. Каждый блок представляет собой двухуровневую структуру и реализуется на базовом и элективном уровнях. Базовый включает обязательные структурные единицы, элективный уровень - упражнения по выбору. Контроль и оценку практического модуля самостоятельной работы студентов осуществляет ответственный преподаватель, ведущий занятие по виду спорта или системе физических упражнений. Контроль и оценка теоретического и методического модуля осуществляются в виде собеседования, опроса, компьютерного тестирования, презентации проектов здорового стиля жизни и др. Начисленные преподавателем за выполнение каждого учебного задания баллы суммируются (в соответствии с правилами используемой нами бал-льно-рейтинговой системы оценивания) и значимо влияют на итоговую оценку студента по дисциплине. Это повышает ответственность студентов, обеспечивает регулярность и результативность их учебной работы в течение семестра.

Расчет нагрузки студента предполагает ряд образовательных действий, для определения которых существенны следующие аспекты: учебные мероприятия, которые проводит преподаватель (лекция, семинар, консультация, самостоятельное обучение, самостоятельное обучение под руководством, практика, подготовка проекта программ и т.д.); учебные действия, которые должен выполнить студент, чтобы получить оценку, соответствующую его работе (посещение лекций и других аудиторных занятий; выполнение специальных заданий; написание реферативных работ, чтение учебно-методической литературы, подготовка тезисов; анализ и сравнение своих результатов с нормами, участие в контрольных и оценочных мероприятиях и т.п.); оценка (устная презентация, бланковое и компьютерное тестирование, текущее оценивание, исходное, итоговое и т.д.) и другие.

Нагрузка и условия выполнения учеб-

ной программы регулируются преподавателем: он планирует образовательный модуль и определяет количество часов работы студента. Вместе с тем сами студенты указывают фактическое время, потраченное ими на выполнение учебных действий по освоению модуля, что дает возможность проверить соответствие расчетной нагрузки реальной.

В соответствии с уровнем подготовленности студента единицы могут интегрироваться по различным схемам; их полный функциональный состав образует управленческий цикл. При этом процесс самоуправления реализуется поэтапно: завершение одного цикла является началом нового. Таким образом происходит реальное движение управленческих действий.

Эффективность самоуправления обеспечивается соблюдением ряда условий:

• организационно-функциональных (диагностика, дифференцированная и индивидуальная помощь студентам в самопознании и самоопределении в физкультурно-спортивной деятельности);

• процессуально-содержательных (предоставление возможности студентам свободного выбора форм, видов и целей физкультурно-спортивной деятельности, осуществление индивидуальной формирующей или коррекционно-развивающей учебно-познавательной деятельности и психологической поддержки студентов в поэтапном освоении физической культуры);

• управленческихи информационных (осуществление программно-методического обеспечения, дифференцированная помощь студентам в овладении ценностями физической культуры, выделение критериев эффективности реализации предложенного подхода).

Оценка качественных и количественных изменений в самоуправлении познавательной деятельностью по реализации программы предполагает выявление критериев и показателей, характеризующих влияние результатов педагогического воздействия и самовоздействия на состояние субъектов

176 Высшее образование в России • № 7, 2009

как меры решения поставленных задач. В связи с этим была разработана система критериев и показателей, характеризующих уровень самоуправления учебно-познавательной деятельностью в сфере физической культуры.

Критерии мы рассматриваем как конкретные признаки, на основании которых производится оценка результатов деятельности, отвечающих определенным требованиям. Для каждого критерия определены показатели, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка самоуправления учебно-познавательной деятельностью в сфере физической культуры

Этапы Критерии Показатели

Диагностико-аналитический Умение осуществлять диагностику и самодиагностику физического здоровья с использованием комплекса информационно-методического обеспечения. Способность к анализу, сравнению собственных результатов Наличие знаний по теории и методике физической культуры. Исходные показатели самооценки уровня способности к самоуправлению, физического здоровья (адаптационный потенциал, биологический возраст, степень утомления и риска заболеваний сердца), теоретической и практической подготовленности (физической, профессиональной и специальной подготовленности)

Мотивационно-целевой Избирательность, подвижность знаний. Осознанная постановка цели. Удовлетворенность процессом, результатами, перспективой учебно-познавательной и двигательной деятельности. Убежденность в необходимости приобретения социального опыта Осознание возможностей физической культуры в самоуправлении учебно-познавательной деятельностью. Владение базовыми знаниями. Сформиро-ванность мотивации на здоровый стиль жизни. Потребность в учебно-познавательной деятельности. Самостоятельная постановка реальной личной цели и задач. Показатели практической подготовленности

Познавательно-проектировочный Проектирование индивидуальной программы здорового стиля жизни. Сравнительный анализ своего физического здоровья. Умение определять и обосновывать цель проекта на основании самодиагностики. Показания и противопоказания к физической нагрузке. Структура и содержание проекта. Рекомендации с учетом индивидуальных особенностей и интереса к двигательной деятельности. Подготовка проекта к презентации. Методические знания по определению компонентов физической нагрузки (компьютерный тест для определения уровня методических знаний). Овладение метазнаниями. Владение организаторскими и проектировочными умениями. Поиск вариантов решения нестандартных задач

Деятельностно-практический Доступность реализуемой программы, средств, методов, форм, рациональное их использование. Владение методами поддержки своего физического здоровья и управление им средствами физической культуры Умение регулировать свою физическую нагрузку с учетом индивидуальных особенностей. Показатели физического здоровья и практической подготовленности. Самостоятельное участие в физ-культурно-спортивной деятельности

Результативно-оценочный Контроль за своим физическим состоянием. Самооценка качества своей деятельности. Адекватность самооценки. Результативность применяемых средств, методов, форм организации (получение информации о результатах своих действий) Самооценка интегрального уровня самоуправления учебно-познавательной деятельностью. Участие в мини-конференции с презентацией индивидуального проекта (показатель уровня методических умений). Показатели самооценки уровня способности к самоуправлению, физического здоровья, практической подготовленности.

Коррекционный Коррекция рассогласования между результатом и конечной целью. Способность к переосмыслению и исправлению своих недостатков и ошибок с целью повышения эффективности самоуправления. Определение необходимых воздействий для устранения нежелательных (функциональных, физических, социальных) отклонений и изменений.

К основным результатам эксперимента в сфере физической культуры относятся статистически значимые различия между интегральными показателями в разных группах:

• по количеству студентов, мотивированных на повышение уровня теоретических знаний и методических умений для разработки и реализации проектов здорового стиля жизни;

• по улучшению уровня физического здоровья (адаптация организма к условиям среды, коррекция биологического возраста, снижение степени утомления, риска заболеваний сердца);

• по повышению уровня физической подготовленности, профессионально-прикладной, специальной физической и технической подготовленности в избранном виде спорта или системе физических упражнений.

Наиболее информативными оказались показатели в группе физкультурно-оздоровительной направленности, где темп прироста показателей увеличивается почти вдвое.

Модульно-проективная технология может использоваться как средство самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов в сфере физической культуры. Она позволяет использовать активные методы обучения и средства формирования самоуправления студентов в процес-

се физического воспитания в большем объеме, дает возможность научить студентов диагностике и самодиагностике физического здоровья, обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход на основе выбора содержания, способов, форм и видов физкультурно-спортивной активности, способствует становлению студента как субъекта учебно-познавательной деятельности, направляя процессы управления в самоуправления.

Литература

1. http://mon.gov.ru/

2. Зборовский Г.Е, Шуклина Е.А. Самообра-

зование - парадигма XXI века // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 25-32.

3. Сазонов Б. Академические часы, зачетные

единицы и модели учебной нагрузки// Высшее образование в России. 2008. № 11 С. 25-32.

4. Гребнев Л. Кредит-часы, зачетные едини-

цы и оплата труда преподавателей // Высшее образование в России. 2008. № 11. С. 21-33.

5. Коваленко Т.Г, Рыжкина М.Г, Моисеева

О.А. Модульное обучение и индивидуальный подход к физвоспитанию студентов СМО // Тез. докл. научно-методической конференции. Омск, 1999. С. 168-169.

6. Юцявичене П.А. Создание модульных про-

грамм // Советская педагогика. 1990. № 2. С. 55-60.

YAMALETDINOVA G. MODULAR TEACHING AS A METHOD OF SELF-GOVERNMENT IN THE SPHERE OF PHYSICAL TRAINING

The article concerns the application of the modular teaching technology, which promotes creation, realization and correction of individual projects of healthy style of life with the use of information technology and provides students with generation of abilities to manage their own cognitive work in the sphere of physical training independently in their future profession. Keywords: physical training, technology, self-government, cognitive work.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.