Научная статья на тему 'МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ'

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ХИМИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Н.В.

В статье рассмотрены актуальные вопросы функционирования модульно-рейтинговой системы в высшей школе, представлены собственные наработки по использованию данной системы при изучении дисциплины «Химия» обучающимися направления подготовки 36.03.02 Зоотехния, а также приведены результаты социологического опроса студентов, позволяющего оценить проблемы и перспективы её дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULE-RATING SYSTEM IN HIGHER EDUCATION: FROM WORK EXPERIENCE

The article deals with topical issues of the functioning of the module-rating system in higher education, presents its own developments on the use of this system in the study of the discipline «Chemistry» by students of the training direction 36.03.02 Zootechny, and also presents the results of a sociological survey of students that allows assessing the problems and prospects for its further development.

Текст научной работы на тему «МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 37.01 ЕРМАКОВА Н.В.

кандидат биологических наук, доцент, кафедра продукты питания животного происхождения, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина

E-mail: chemistrysend@yandex.ru

UDC 37.01 ERMAKOVA N.V.

Candidate of Biology, Associate Professor, Department of Food Products of Animal Origin, Orel State Agrarian University Named after N.V. Parakhin E-mail: chemistrysend@yandex.ru

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ MODULE-RATING SYSTEM IN HIGHER EDUCATION: FROM WORK EXPERIENCE

В статье рассмотрены актуальные вопросы функционирования модульно-рейтинговой системы в высшей школе, представлены собственные наработки по использованию данной системы при изучении дисциплины «Химия» обучающимися направления подготовки 36.03.02 Зоотехния, а также приведены результаты социологического опроса студентов, позволяющего оценить проблемы и перспективы её дальнейшего развития.

Ключевые слова: модульно-рейтинговая система, высшее учебное заведение, химия, образование, обучение.

The article deals with topical issues of the functioning of the module-rating system in higher education, presents its own developments on the use of this system in the study of the discipline «Chemistry» by students of the training direction 36.03.02 Zootechny, and also presents the results of a sociological survey of students that allows assessing the problems and prospects for its further development.

Keywords: module-rating system, higher education institution, chemistry, education, training.

В последние десятилетия в мире особенно ярко прослеживается тенденция к усилению роли высшего образования в прогрессивном развитии общества, включающем в себя интенсификацию не только экономики, но и социально-культурной сферы. Основной задачей высшего образования в данном контексте представляется развитие и совершенствование интеллектуального ресурса человека как базового компонента благосостояния отдельно взятого государства и мира в целом. Происходящие в начале 21 века процессы глобализации и модернизации сферы высшего образования связаны с подписанием Болонской декларации и началом формирования единого образовательного пространства между европейскими странами [2]. Присоединение России к Болонскому процессу призвано удовлетворить возрастающую потребность общества в конкурентоспособных и высокоэффективных квалифицированных кадрах, способных к самообразованию и саморазвитию. Произошедшее реформирование в контексте современных требований, безусловно, создает предпосылки для дальнейшего совершенствования инновационных методов и приемов обучения, а также форм контроля над процессом и результатами учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Таким образом, разработка и внедрение эффективных моделей организации учебного процесса в высшей школе, направленных не только на простое воспроизведение учебного материала по изучаемой дисциплине, а в большей степени на применение полученной информации для решения научно-практических про-

блем, являются актуальными и востребованными. И модульно-рейтинговая система в этом отношении служит, не наш взгляд, оптимальным инструментом для повышения качества образовательного процесса и его перехода от репродуктивной формы к продуктивной.

Модульно-рейтинговая система представляет собой симбиоз модульной технологии обучения и балльно-рейтинговой системы оценки обучающихся. Модульная технология обучения предусматривает деление учебного материала на блоки (модули) - учебные единицы, каждый из которых представляет логически обособленный материал с четко выстроенной структурой содержания по определенной теме в рамках изучаемой дисциплины. В настоящее время модульная система имеет достаточно хорошо развитую методологическую базу и базируется на определенных принципах, вытекающих из критериальных подходов и закономерностей модульного обучения. Модуль выступает как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности и темпу учебно-познавательной деятельности обучающегося. В отличие от традиционного обучения, при модульной технологии студент учится сам, а преподаватель мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует.

Суть балльно-рейтинговой системы (БРС) заключается в определении успешности и качества освоения дисциплины через определенные интегральные количественные (рейтинговые) показатели - баллы. Балльная оценка выступает числовым выражением рейтинга

© Ермакова Н.В. © Ermakova N.V.

студента по дисциплине. По суммарному результату баллов обучающийся имеет право получить оценку в промежуточном аттестационном испытании автоматически, в соответствии с разработанной шкалой интервальных баллов, соответствующей итоговой оценке. Очевидно, что БРС позволяет повысить активность студента за счет прозрачности схемы оценки успеваемости в семестре, а также стимулирует его работу в течение всего периода обучения.

В ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина» накоплен большой опыт по успешному использованию в учебном процессе модульно-рейтинговой системы [1, 4]. В рабочих программах дисциплин модуль рассматривается как относительно самостоятельная организационно-методическая структурная единица, которая включает в себя цель, формируемые компетенции, имеет теоретическое и практическое наполнение, методическое руководство к его освоению и систему контроля, представленную фондом оценочных средств. Рабочая программа дисциплины «Химия» для обучающихся по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния предусматривает модульную технологию с рейтинговой оценкой знаний. Согласно учебному плану (ФГОС ВО 3++) общая трудоемкость дисциплины составляет 216 часов, что соответствует 6 зачетным единицам. Из них по очной форме обучения: лекции - 24 часа, лабораторные занятия - 52 часа, самостоятельная работа -113 часов, контроль - 27 часов. Вид промежуточной аттестации - экзамен.

Деление учебного материала осуществляется на 3 модуля:

1. Модуль №1 «Теоретические основы общей и неорганической химии. Общие закономерности химических реакций». Цель: сформировать теоретические и практические знания о химии как науке, о строении атома и вещества, роли периодической таблицы Д.И. Менделеева в познании картины мира, получить представления о закономерностях протекания химических реакций. В результате освоения данного модуля формируются компетенции: УК-1. Разделы дисциплины, формирующие данный модуль:

- Основные понятия и законы химии. Классификация неорганических веществ.

- Строение атома. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества. Химическая связь.

- Химическая термодинамика и кинетика.

Количество часов модуля - 69, из них контактная

работа во взаимодействии с преподавателем - 28, самостоятельная работа - 41.

2. Модуль №2 «Химические системы и их роль в природе и сельском хозяйстве». Цель: сформировать теоретические и практические знания о дисперсных системах, растворах, окислительно-восстановительных реакциях, электрохимических системах и их роли в природе и сельском хозяйстве. В результате освоения данного модуля формируются компетенции: УК-1. Разделы

дисциплины, формирующие данный модуль:

- Дисперсные системы. Растворы.

- Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические системы.

Количество часов модуля - 60, из них контактная работа во взаимодействии с преподавателем - 24, самостоятельная работа - 36.

3. Модуль №3 «Методы анализа веществ в сельском хозяйстве. Теоретические основы органической химии». Цель: сформировать теоретические и практические знания о методах идентификации веществ в сельском хозяйстве, об органических соединениях и их роли в природе и сельском хозяйстве. В результате освоения данного модуля формируются компетенции: УК-1. Разделы дисциплины, формирующие данный модуль:

- Методы анализа веществ в сельском хозяйстве.

- Теоретические основы органической химии. Основные классы органических соединений.

Количество часов модуля - 60, из них контактная работа во взаимодействии с преподавателем - 24, самостоятельная работа - 36.

При планировании тематики лекционных и лабораторных занятий большое внимание уделяется активным формам обучения, доля которых должна составлять не менее 30% от объема отведенных часов. В результате использования активных форм обучения в учебном процессе происходит стимулирование познавательной активности обучающихся, активизация мышления, формируется интерес к овладению новыми знаниями, умениями и навыками в их практическом применении [5]. Так, лекции читаются в формате лекций-провокаций, лекций-визуализаций, проблемных лекций и в рамках данной дисциплины на их долю приходится 50%.

Помимо лабораторных работ репродуктивного характера, при проведении которых студенты пользуются подробными инструкциями, разработаны работы поискового характера, которые характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания. Доля таких работ в объеме лабораторного практикума составляет 46%.

Очевидно, что организация учебного процесса с использованием активных форм обучения требует соответствующего материально-технического обеспечения. В Орловском ГАУ учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа оснащены необходимым мультимедийным оборудованием, включающим в себя проектор, проекционный экран, акустическую систему, видеокамеру, персональный компьютер с доступом в Интернет. В качестве программного обеспечения используются лицензионные программы офисного пакета Microsoft Windows Professional 8, Microsoft Windows XP Professional, Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1 (обновление до Microsoft Windows 10), Microsoft Office Professional Plus 2007, Microsoft Office 2013 Russian Academic, Антивирус Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - Стандартный Russian Edition.

Специализированные лаборатории общей, неорга-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

нической, органической и аналитической химии оснащены лабораторной мебелью, обучающими стендами, химической посудой, приборами и реактивами в соответствии с тематикой лабораторного практикума. Имеющийся в Орловском ГАУ Инновационный научно-исследовательский испытательный центр коллективного пользования (ИНИИ ЦКП), который располагает большим количеством самых современных приборов для выполнения широкого спектра исследований в области сельского хозяйства, позволяет обучающимся углубленно заниматься научной работой, принимать участие в различных конкурсах и грантах.

Важной составляющей образовательного процесса в современной высшей школе является внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСР). На этот вид умственной работы в процессе обучения делается все больший упор, так как процесс самообразования, самоорганизации и саморазвития является основой всего процесса получения знаний, их углубления, умелого применения в практической деятельности. Доля самостоятельной работы от общего объема часов по дисциплине «Химия» составляет 60% и включает в себя подготовку к занятиям и различным формам аттестации, самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение домашних контрольных работ, подготовку реферата и презентации, выполнение творческого индивидуального задания.

Для обеспечения успешной самостоятельной работы обучающиеся имеют неограниченный доступ к информационно-образовательной среде университета, где могут ознакомиться с учебным планом, рабочей программой дисциплины, электронными образовательными ресурсами (ЭБС ООО «Издательство Лань», ЭБС «IPRbooks», ЭБ eLibrary, НЦР РУКОНТ, ЮРАЙТ), методическими разработками, учебными и справочными пособиями. Авторизованный образовательный портал Орловского ГАУ на платформе eLearningServer 4G (разработчик Hypermethod) является дополнительным средством активизации самостоятельной работы студентов [6], проведения текущего и рубежного рейтинг-контроля, а также способствует формированию виртуального пространства коммуникации, что особенно важно в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Для оценки знаний при модульно-рейтинговом обучении химии используется балльная оценка знаний. Бакалавры направления подготовки 36.03.02 Зоотехния осваивают данную дисциплину на 1 курсе в 1семестре и в течение этого времени могут максимально набрать 100 баллов. Распределение баллов в семестре складывается из основных баллов по результатам текущего контроля знаний (55 баллов), дополнительных баллов по результатам самостоятельной работы и участия в активных формах обучения (20 баллов), поощрительных баллов по результатам научно-исследовательской и творческой работы (10 баллов) и баллов, полученных на экзамене (15 баллов). Таким образом, доля баллов, полученных в течение семестра, составляет 75%, а на

экзамене - 15%. Подобная градация стимулирует равномерную спланированную работу студентов в течение семестра, формирует и всесторонне развивает личностные характеристики человека, его способность к самоконтролю, позволяет избежать случайностей при сдаче промежуточной аттестации [3].

При изучении дисциплины предусмотрена система штрафных баллов, которая предусматривает вычитание за пропуски аудиторных занятий без уважительной причины определенного количества баллов из общей суммы рейтинга. Так, при пропуске 25% лекционных занятий вычитается 1 балл, 50% - 4 балла, 75% - 6 баллов, 100% - обучающийся не допускается до итоговых испытаний. За пропуски лабораторных занятий установлены следующие штрафы: при 20% пропусков вычитается 2 балла, 40% - 5 баллов, 50% - 7 баллов, 75% - 10 баллов, более 75% - обучающийся не допускается до итоговых испытаний.

Для перевода баллов в академическую экзаменационную оценку используется шкала, представленная в таблице 1.

Таблица 1.

Шкала интервальных баллов, соответствующая итоговой оценке

Балльная оценка от 0 до 54 от 55 до 69 от 70 до 84 от 85 до 100

Академическая оценка Неудовлетворительно Удовлетворительно Х о -рошо О т -лично

Очевидно, что использование модульно-рейтинговой технологии требует от преподавателя много времени и труда. Необходимо структурировать дисциплину на модули и обеспечить их наполнение всеми видами учебной работы, как самостоятельной, так и аудиторной, предусмотреть активные и интерактивные формы обучения. Кроме того, нужно методически грамотно разработать контрольно-измерительные материалы и критерии оценивания для каждого модуля в рамках фонда оценочных средств с учетом формируемых компетенций.

Студентам уже на первом занятии сообщается полная информация об организации учебного процесса по модульно-рейтинговой системе, включая календарный график проведения рубежного контроля по каждому модулю. Далее, в течение семестра, все накопленные баллы регулярно и своевременно фиксируются в журнале преподавателя и по требованию сведения о текущем рейтинге предоставляются на кафедру и в деканат. Такой подход обеспечивает максимальную прозрачность оценивания, а также позволяет легко выявлять обучающихся, проявляющих безответственность и недисциплинированность, тех, чьи знания заведомо не систематизированы и не имеют целостности.

Средний балл по дисциплине «Химия» бакалавров 1 курса направления подготовки 36.03.02 Зоотехния в 1 семестре 2020-21 уч.г.г. составил 4,25. Все студенты осваивали учебный предмет с использованием модульно-рейтинговой технологии, из них 89% полу-

чили экзамен-автомат с учетом суммарного рейтинга, остальные 11% - сдавали экзамен. Из числа экзаменующихся 8% улучшили результат, остальные не смогли получить более высокую оценку.

Для выяснения степени удовлетворенности результатами использования модульно-рейтинговой технологии при изучении дисциплины «Химия» с бакалаврами 1 курса направления подготовки 36.03.02 Зоотехния проводился анонимный анкетный опрос. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что в целом студенты положительно оценивают данную систему обучения (92%). Из её основных достоинств большинство бакалавров выделили: возможность иметь четкое представление о своих успехах в освоении дисциплины (80%), шанс избежать экзаменационных волнений и неожиданностей (75%), равномерность распределения учебной нагрузки в течение семестра (48%), доступность улучшения итоговой оценки по рейтингу путем сдачи экзамена (38%). Более 60% респондентов отметили, что испытывали сложности лишь на первых этапах работы (Модуль 1). Из них 47% объясняют это трудностью перехода на новую для них систему и необходимостью опыта работы в ней. Практически все опрошенные (95%) считают, что у них есть проблемы с управлением личным временем, а 87% испытывают по-

требность в систематическом контроле со стороны преподавателя для достижения успешного результата.

В качестве предложений по совершенствованию используемой модульно-рейтинговой системы все студенты поддержали введение дополнительного демпфинг-теста, который позволял бы обучающемуся в конце семестра улучшить свое положение в рейтинг-листе. Кроме того, 62% респондентов положительно высказались о введении входных модульных тестов, на основании результатов которых преподаватель смог бы формировать разноуровневые пакеты учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Таким образом, модульно-рейтинговая система является динамично развивающейся технологией обучения, интегрирующей в себе всё прогрессивное, что уже накоплено или в перспективе будет накоплено в педагогической теории и практике. И её активное реальное, а не формальное внедрение в образовательный процесс в высшей школе - важнейшая задача ученых и педагогов, преследующая своей целью повышение адекватности и адаптивности отечественного высшего образования стратегическим задачам социально-экономического и социокультурного развития России, мировым и европейским тенденциям реформирования высшей школы.

Библиографический список

1. Александрова Е.В., Зубова И.И. Опыт использования модульной технологии обучения в аграрном вузе// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: «Гуманитарные и социальные науки». 2013. №1 (51). С. 381-383.

2. Галочкин А.И., Петроченко Л.В., Ананьина И.В. Болонский процесс, качество образования и эволюция образовательных технологий// Вестник Югорского государственного университета. 2006. №2 (3). С. 32-52.

3. Дулепова Ю.В. Реализация педагогического контроля как одного из дидактических принципов модульного обучения// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. №25-1. С. 217-220.

4. Коношина С.Н. Модульно-рейтинговая система оценки знаний обучающихся как фактор формирования компетенций// Фундаментальные и прикладные исследования - сельскохозяйственному производству: материалы VIII Международной научно-практической Интернет-конференции. Орел, 2016. С. 242-249.

5. Коношина С.Н. Основные этапы и методы обучения как залог успешного развития профессиональных компетенций будущего специалиста// Ресурсосберегающие технологии при хранении и переработке сельскохозяйственной продукции: материалы XIV Международного научно-практического семинара. Орел, 2018. С. 287-290.

6. Лещёва С.В., Ерофеева Л.Н. Система дистанционного образования eLeaming server и принцип модульности в организации образовательного процесса// Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2015.№1.С. 20-30.

References

1. AlexandrovaE.V., ZubovaI.I. Experience of using modular training technology in an agricultural university// Scientific notes of the Orel State University. Series: "Humanities and Social Sciences". 2013. No. 1(51). Рр. 381-383.

2. Galochkin A.I., Petrochenko L.V., Ananyina I.V. The Bologna process, the quality of education and the evolution of educational technologies// Bulletin of the Ugra State University. 2006. No. 2(3). Pp. 32-52.

3. Dulepova Yu.V. Implementation of pedagogical control as one of the didactic principles of modular training// Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application. 2012. No. 25-1. Pp. 217-220.

4. Konoshina S.N. Modular rating system for assessing students ' knowledge as a factor in the formation of competencies/ / Fundamental and applied research - agricultural production: materials of the VIII International Scientific and Practical Internet Conference. Orel, 2016. Pp. 242-249.

5. Konoshina S.N. The main stages and methods of training as a guarantee of successful development of professional competencies of a future specialist// Resource-saving technologies in the storage and processing of agricultural products: materials of the XIV International Scientific and Practical Seminar. Orel, 2018. Pp. 287=290.

6. Leshcheva S.V, Erofeeva L.N. eLearning server distance education system and the principle of modularity in the organization of the educational process// Bulletin of the NSTU named after R. E. Alekseev. Series: «Management in social systems. Communication technologies». 2015. No. 1. Pр. 20-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.