Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ" В АГРАРНОМ ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ" В АГРАРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронкова М.В.

В статье рассмотрена возможность решения актуального вопроса высшего образования - формирования компетенций, в результате реализации учебной дисциплины «Биологическая химия», установленных программой бакалавриата по направлению подготовки 36.03.02 - Зоотехния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF KEY COMPETENCIES IN THE STUDY OF THE DISCIPLINE "BIOLOGICAL CHEMISTRY" IN AN AGRICULTURAL UNIVERSITY

The article considers the possibility of solving the current issue of higher education - the formation of competencies, as a result of the implementation of the academic discipline «Biological Chemistry», established by the bachelor’sprogram in the field of training 36.03.02 - Animal Science.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ" В АГРАРНОМ ВУЗЕ»

УДК 378.1 ВОРОНКОВА М.В.

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, кафедры продуктов питания животного происхождения Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина E-mail: Voronkova-m78@yandex.ru

UDC 378.1 VORONKOVA M.V.

Candidate of Agricultural Science Associate Professor Department of Food Animal Origin Orel State Agrarian University Named After N.V. Parakhin E-mail: Voronkova-m78@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» В АГРАРНОМ ВУЗЕ

FORMATION OF KEY COMPETENCIES IN THE STUDY OF THE DISCIPLINE «BIOLOGICAL CHEMISTRY» IN AN AGRICULTURAL UNIVERSITY

В статье рассмотрена возможность решения актуального вопроса высшего образования - формирования компетенций, в результате реализации учебной дисциплины «Биологическая химия», установленных программой бакалавриата по направлению подготовки 36.03.02 - Зоотехния.

Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, активные методы.

The article considers the possibility of solving the current issue of higher education - the formation of competencies, as a result of the implementation of the academic discipline «Biological Chemistry», established by the bachelor'sprogram in the field of training 36.03.02 - Animal Science.

Keywords: competencies, competence-based approach, active method.

В условиях современного развития социализированного общества важной задачей образования в целом является формирование личностного развития обучающегося. Показателем производственной грамотности будущего выпускника являются не только знания и умения, приобретенные за время обучения, но и сформи-рованность навыков практической деятельности, т.е. сформированность компетенций [3].

С точки зрения педагогики, компетенция - «конечный результат» образовательного процесса, который выражается в готовности обучающегося применять приобретенные знания, практические навыки и умения, сформированные в результате обучения, а также определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения [4].

При организации учебного процесса в высшем образовании на основании компетентностного подхода образовательным результатом является сформирован-ность актуальных компетенций выпускников, необходимых для достижения профессионального успеха в выполнении ситуационных задач [2].

Примером реализации компетентностного подхода в аграрном вузе может быть содержание учебной дисциплины «Биологическая химия» для студентов направления подготовки 36.03.02 - Зоотехния. Изучение данной дисциплины направлено на получение соответствующих знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего освоения профильных предметов.

Итогом изучения дисциплины «Биологическая химия» является сформированность у обучающихся

следующих компетенций: универсальная компетенция-УК-1, обще профессиональная компетенция - ОПК-1, профессиональная компетенция -ПК-3, установленных программой бакалавриата по направлению подготовки 36.03.02 - Зоотехния:

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

ОПК-1. Способен определять биологический статус, нормативные общеклинические показатели органов и систем организма животных, качество сырья и продуктов животного происхождения;

ПК-3. Способен оценить состояние животных по биохимическим показателям, физиологическим и это-логическим признакам.

Как учебная дисциплина «Биологическая химия» относится к дисциплине базовой части, предусмотренной ОПОП высшего образования для обучающихся по направлению подготовки 36.03.02 - Зоотехния Орловского ГАУ Изучается на 1 курсе, во II семестре. Количество зачетных единиц, отведенных на освоение дисциплины составляет 3 (108 часов). Из них: лекционный курс - 26 часов, 36 часов отводится на проведение лабораторных занятий и 2 часа предусмотрено для практического занятия. Весь учебный материал дисциплины поделен на три модуля:

Модуль №1. Биологическая химия, как наука. Роль воды и минеральных веществ в организме животного.

Модуль №2. Химия биоорганических соединений и их обмен.

© Воронкова М.В. © Voronkova M.V.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Модуль №3. Химия биологически активных веществ.

Текущий контроль осуществляется посредствам онлайн тестирования по темам модулей. Видом промежуточной аттестации является экзамен.

Итогом изучения дисциплины «Биологическая химия» является наличие у обучающихся теоретических знаний о сущности биохимических процессов, протекающих в животном и растительном организме, методов биохимической идентификации и определения веществ. Сформированность практических навыков и умений в процессе проведения биохимического анализа животных и растительных объектов, а также интерпретации результатов исследования.

Основной базой для изучения дисциплины являются знания, умения и навыки, приобретенные при изучении таких учебных предметов как химия, морфология и экология животных. Для дальнейшего изучения профильных предметов необходимо сформировать у обучающихся соответствующие компетенции, предусмотренные при освоении дисциплины «Биологическая химия».

Использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм обучения контактной работы в сочетании с внеаудиторной работой является главным в реализации компетентностного подхода при освоении данной дисциплины.

Материал лекционного курса представлен как лекциями в традиционном формате, так и лекциями с использованием различных активных и интерактивных форм обучения. Например, проблемная лекция -«Ферменты», лекция - консультация - «Содержание воды и минеральных веществ в организме животного», что способствует развитию познавательной деятельности у обучающихся. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.

Содержание лекционного курса определяется преподавателем с учетом федерального государственного стандарта высшего образования по соответствующему направлению подготовки. Тема каждой лекции представляет собой логически выстроенный материал, включающий план, теоретические вопросы, обобщения и выводы.

Курс лабораторных занятий по дисциплине проводится после изучения лекционного материала, что способствует приобретению знаний, умений и навыков в составе формируемых компетенций.

Лабораторные занятия проводятся в виде учебно-исследовательских, лабораторно-поисковых работ, круглого стола, деловой игры.

При таком подходе к лабораторным занятиям формируются навыки индивидуальной работы, работы в коллективе, что способствует повышению личностного развития обучающихся, а также способствует формированию соответствующих компетенций в пределах дисциплины. Преподавателю на таких занятиях отводится роль помощника, а не наставника.

Подготовка к лабораторным занятиям предусма-

тривает внеаудиторную работу обучающихся в рамках изучаемых тем, с использованием фонда оценочных средств, в котором представлены не только задания для внеаудиторной работы, но и разные уровни освоения компетенций: от неудовлетворительно до отлично.

Знание теоретического материала позволяет обучающимся на занятиях включиться в обсуждение актуальных вопросов, доказать свою точку зрения, сформировать отдельные практические навыки.

Наглядным примером компетентностного подхода при обучении биологической химии может служить лабораторное занятие по теме: «Биохимическое исследование сыворотки крови животных», включающее определение биохимических показателей сыворотки, необходимых для постановки диагноза и назначении правильного лечения, корректировки рационов кормления. Данный подход способствует формированию компетенций, определяющие в целом профессионализм и конкурентоспособность личности.

Практическое занятие на тему: «Терминальное окисление белков, углеводов, липидов. Энергетический обмен» позволяет развивать у обучающихся творческое мышление, сопоставлять полученные в ходе лабораторных работ экспериментальные данные, применять их в будущей практической деятельности.

Однако учебный процесс по дисциплине построен так, что выполнение различных видов работы подразумевает самостоятельный поиск информации в разных ресурсах, а также сравнение и анализ необходимой информации, включающей определенный круг вопросов, что и соответствует основам компетентностного подхода в обучении [1].

В современных условиях глобальной интеграции цифровых технологий важным при организации учебного процесса является демонстрация на занятиях обучающих видео фильмов и презентаций. Это способствует визуализации учебной информации, развитию профессионального мышления, умению конкретизировать понятия, анализировать данные. Подготовка презентаций в процессе обучения позволяет сформировать, развивать и совершенствовать навыки применения информационных технологий. Это необходимо для адаптации выпускников в постоянно изменяющихся условиях на рынке труда. Примером цифровизации обучения является проведение текущего контроля по результатам изучения модулей в форме онлайн тестирования на образовательном портале вуза. Данный вид текущей аттестации способствует развитию навыков наблюдательности, запоминания, знание эталонов времени, что способствует формированию личностной практической мотивации к восприятию профессиональных знаний и приобретению навыков.

В высшем образовании особая роль отводится самостоятельной (внеаудиторной) работе, как важной составляющей всего процесса образования. Этот вид интеллектуальной деятельности как процесс профессионального самообразования и саморазвития будущего специалиста является основой всего процесса форми-

рования заявленных компетенций.

Все виды учебной деятельности в рамках освоения дисциплины «Биологическая химия» должны быть развивающими, разнообразными, вызывать интерес.

Компетентностный подход при освоении учебной дисциплины «Биологическая химия» позволяет повы-

сить качество образования и качество подготовки обучающихся, является обязательным фактором в развитии личностных качеств обучающегося, способного адаптироваться, развиваться и реализовываться в условиях современного производства.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2014. 84 с.

2. Петренко А.А. Компетентностный подход в образовательном процессе/ А.А. Петренко: Современные проблемы науки и образования. 2007. № 1 С. 62-65.

3. Сулима В.Н. Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении/ В.Н. Сулима: Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 5. С. 74-78.

4. https://spravochnick.ru/pedagogika/kompetenciya_v_pedagogike/

References

1. Verbitsky A.A. Competence approach and the theory of contextual learning. M.: IC PKPS, 2014. 84p.

2. PetrenkoA.A. Competence approach in the educational process/ A. A. Petrenko: Modern problems of science and education. 2007. No. 1. Pp. 62-65.

3. Sulima V.N. Personal and professional development of students in the period of training in a higher educational institution/ V.N. Sulima: Vestnik Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2017. Vol. 23. no. 5. Pp. 74-78.

4. https://spravochnick.ru/pedagogika/kompetenciya_v_pedagogike/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.