Научная статья на тему 'Модульно-рейтинговая система как средство формирования культуры познавательной деятельности курсантов в образовательных учреждениях МВД России'

Модульно-рейтинговая система как средство формирования культуры познавательной деятельности курсантов в образовательных учреждениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COGNITIVE ACTIVITY"S CULTURE / КУЛЬТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / PEDAGOGICAL CONDITIONS AND TECHNOLOGIES / MODULAR-RATING SYSTEM / FOREIGN LANGUAGE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вавилова Татьяна Евгеньевна

Рассмотрена модульно-рейтинговая система обучения иностранному языку как средство формирования культуры познавательной деятельности курсантов. Представлены педагогические условия и технологии формирования культуры познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вавилова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modular-rating system of foreign language training as a means of cognitive activity"s culture formation is described. Pedagogical conditions and technologies of cognitive activity"s culture formation are presented.

Текст научной работы на тему «Модульно-рейтинговая система как средство формирования культуры познавательной деятельности курсантов в образовательных учреждениях МВД России»

Т.Е. Вавилова,

кандидат педагогических наук

МОДУЛЬНО-РЕИТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ

MODULAR-RATING SYSTEM AS A MEANS OF CADETS’ COGNITIVE ACTIVITY CULTURE FORMATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

Рассмотрена модульно-рейтинговая система обучения иностранному языку как средство формирования культуры познавательной деятельности курсантов. Представлены педагогические условия и технологии формирования культуры познавательной деятельности.

Modular-rating system offoreign language training as a means of cognitive activity’s culture formation is described. Pedagogical conditions and technologies of cognitive activity’s culture formation are presented.

Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта проектирования и ис -пользования технологий обучения иностранному языку курсантов — будущих юристов в образовательных учреждениях МВД России позволил прийти к выводу о существовании следующих противоречий: 1) между складывающейся новой парадигмой высшего профессионального образования и преобладанием традиционно-консервативных подходов к его организации в ведомственных образовательных учреждениях; 2) между необходимостью творческого развития и саморазвития личности курсанта, формирования культуры познавательной деятельности в кон -тексте непрерывного образования и недостаточными возможностями их обеспечить применяемыми в учебном процессе технологиями обучения; 3) между наличием в образовательной практике инновационных технологий, обеспечивающих формирование профессиональной культуры, в том числе языковой культуры и ку льтуры познавательной деятельности в процессе обучения иностранному языку, и недостаточной разработанностью научно обоснованных рекомендаций и инструментария их применения.

Радикальным средством, направленным, в том числе, и на разрешение указанных проти -воречий, становится использование модульно-рейтинговой системы обучения курсантов ино -странному языку, разрабатываемой в контексте перехода на модульно-рейтинговое обучение всем дисциплинам учебного плана при подго -товке специалистов для органов внутренних дел в Воронежском институте МВД России.

Использование модульно -рейтинговой систе -мы обучения курсантов иностранному языку позволяет решить многие важнейшие задачи подготовки специалистов, в том числе — и задачу формирования культуры познаватель-ной деятельности курсантов.

Изучая возможности использования модульно-рейтинговой системы как средства формирования культуры познавательной деятель -ности курсантов, мы исходим из того, что оно осуществляется в процессе обучения курсантов. Учебный процесс в образовательных учрежде -ниях МВД России — это, прежде всего, про -цесс взаимодействия преподавателей и курсан -тов, имеющий целью через систему знаний, умений, навыков помочь приспособиться подрастающему поколению к реалиям современной жизни. Сообщая обучаемым те или иные зна-ния, педагоги всегда придают им нужную на -правленность, формируя как бы попутно, но на самом деле весьма обстоятельно, важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологиче -ские, нравственные и многие другие установки. Именно поэтому учебная деятельность включа -ет в себя интеллектуальный, психологический, физиологический и другие компоненты. Она состоит из процессов восприятия и накопления курсантами информации, её усвоения, система -тизации, переработки, сравнения, поиска и на -хождения новой информации. Иными словами, учебная деятельность есть совокупность после -довательных и взаимосвязанных действий пре-подавателя и курсанта, направленных на созна-тельное и прочное усвоение системы знаний,

формирование самостоятельного мышления, познавательных способностей курсантов, на овладение ими элементами ку льтуры.

Познавательная деятельность, рассматри-ваемая как составляющая учебной деятельно -сти и являющаяся сущностной характеристи-кой культуры, представляет творческую дея-тельность субъекта, ориентированную на по -лучение достоверных знаний о мире, на стремление к самостоятельному поиску реше-ний поставленной самим субъектом познава -тельной задачи, имеющей учебный, теоретиче -ский или практический смысл, путём анализа и мобилизации имеющихся у него (субъекта) знаний.

Культуру познавательной деятельности курсанта мы определяем как систему регулятивов его деятельности, несущую в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом; потенции деятельности, вытекающие из прошлого опыта; определённое представление о будущем и профессиональной правоохранитель -ной деятельности как его составляющей; о целях и смысле жизни. Система регулятивов субъекти -вируется, распредмечивается в деятельности курсанта; результатом её выступают знания, ко -торые, будучи отторгнутыми от добывшего их субъекта, становятся достоянием других субъектов.

Исходя из данного определения, следует в процессе обучения разъяснять курсантам ори -ентиры формирования культуры познаватель-ной деятельности, представляющей процесс трансляции и воспроизводства знаний, норм, ценностей, идей, являющих собой способ подготовки к самонаучению. Необходимость тако -го характера постановки целей объясняется особенностями познавательной деятельности, которая, по определению Р. С. Немова, состоит из трёхосновных этапов: мотивационного, ор -ганизационного и контрольно -оценочного. Мотивационный этап включает в себя потреб -ности, мотивы и цели; организационный — объект и операции; контрольно-оценочный — результаты, оценку и коррекцию [1.— С. 386].

Неотъемлемым элементом профессиональ-ной культуры, которую способно дать социо-культурное обучение иностранным языкам в ведомственном неязыковом вузе, является язы -ковая культура, под которой следует понимать свод знаний, позволяющий курсантам быть аде -кватными участниками межкультурной коммуникации. Структура языковой культуры, по убеждению П.В. Сысоева, [2.— С. 17], которое мы разделяем, включает в себя элементы со -циокоммуникации, особенности национальной ментальности, духовные ценности, формирующие национальное достояние. Однако мы рас -

сматриваем языковую культуру и как часть культуры общения, т.к. она содержит в себе материальную и духовную формы культуры, поскольку включает культуру мыслительной деятельности, коммуникативно -речевую куль -туру (в том числе её этическую и эстетическую составляющие), культуру создания текстов, хранения и пользования ими и, конечно же, ду -ховную культуру как содержание и цель рече-вой деятельности. Следовательно, языковая культура как часть культуры общения и культу -ры в целом представляет систему символов, знаков, текстов, изучающую осознанную рече -вую деятельность по созданию целенаправлен -ной и этически корректной эффективной речи в заданных или смоделированных условиях об -щения.

Формирование культуры познавательной деятельности курсантов в процессе обучения иностранному языку наиболее эффективно в условиях коммуникативного обучения, формирующего в свою очередь коммуникативную, ведь курсанты должны овладеть умением использовать иностранный язык как средство общения: читать, чтобы понять содержание прочитанного, аудировать, чтобы понять содержание прослушанного, говорить и писать, чтобы передать то новое, то интересное, о чем хотелось бы сообщить преподавателю или товарищу. В свою очередь, важным компонентом коммуникативной компетенции является лингвистическая компетенция , представляющая собой готовность ис-пользовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности. Необходимым и не менее важным компонентом коммуникативной компетенции, на наш взгляд, является также когнитивная компетенция, представляющая готов -ность к коммуникативно-мыслительной деятель -ности. Язык в коммуникативных целях может быть усвоен только как инструмент мысли, поскольку коммуникативное содержание в процессе общения не только передается, но и создается в результате речемыслительной деятельности. Следующим значительным компонентом коммуникативной компетенции является, по мнению Р.П. Мильруда и И.Р. Максимовой [3.— С. 15], информативная компетенция, т.е. владение содержательным предметом общения. Ведь языко -вая культура требует от человека владения речью, т.е. знания языковых средств, обеспечивающих общение, умение их варьировать и вы -бирать в соответствии со всеми слагаемыми ситуациями общения наиболее эффективные. Она рассматривается не только как средство гуманитаризации , оказывающее общеразвивающее воздействие на личность обучаемого, но и как часть его профессиональной подготовки.

Во все времена процесс обучения языку предполагал наличие большого образовательного потенциала, владение культурой познавательной деятельности. В чем же заключается его образовательная функция? По нашему мнению, она заключается, прежде всего, в том, что курсант, овладевая иностранным языком, развивается в своем языковом отношении. Правильное употребление языковых средств обеспечивает воз -можность понимать друг друга (это, в первую очередь, касается изучения иностранных язы -ков), воспринимать и передавать мысли (информацию) при общении. Изучение иностранных языков повышает также общую языковую куль -туру выражения мыслей как на иностранном, так и на родном языке. Все это вместе благотворно влияет на развитие мыслительных и речевых способностей курсантов при изучении ими других специальных гуманитарных и естественных учебных дисциплин. Процесс обучения иностранному языку в ведомственном учебном заведении также развивает логическое мышление курсантов, поскольку само овладение языком связано с такими операциями, как синтез, анализ, сравнение, умозаключение. Развитие связано не только с мышлением, но и с другими сферами личности курсантов.

Достижение целей по формированию культуры познавательной деятельности обеспечивается обстановкой в учебном коллективе, его са -мостоятельностью, состязательностью в овладе -нии новыми знаниями. Оно достигается также с помощью педагогических условий, направлен -ных на эффективное формирование культуры познавательной деятельности. Мы рассматрива-ем педагогические условия как совокупность объективных возможностей, связанных с органи -зацией учебного процесса, содержанием и методами обучения, способствующими повышению эффективности формирования культуры позна-вательной деятельности курсантов.

Для эффективного формирования культуры познавательной деятельности курсантов образовательных учреждений МВД в процессе их обучения иностранному языку необходимо, по на -шему мнению, создать следующие педагогиче-ские условия: 1) установка преподавателей и

курсантов на формирование культуры познавательной деятельности в сочетании с мотивацией постоянного повышения достигаемого курсантами уровня; 2) направленность используемых преподавателями во время учебных занятий по иностранному языку методов и средств на формирование культуры познавательной деятельно -сти курсантов; 3) творческое взаимодействие

преподавателей и курсантов на всех этапах реализации технологии, целенаправленной на формирование культуры познавательной деятельно -

сти; 4) наличие и использование средств эффективного контроля за результатами использования технологии формирования культуры познавательной деятельности в процессе обучения иностранному языку.

Для достижения поставленной цели — формирования культуры познавательной, творческой деятельности курсантов ведомственного вуза — преподаватели обычно используют сле -дующие технологии обучения: традиционную

(репродуктивную) технологию обучения, глав -ным методом которой является объяснение в сочетании с наглядностью, ведущие виды дея-тельности курсантов — слушание и запоминание; технологию развивающего обучения, вклю -чающую идею стимулирования рефлексии курсантов, т.е. осознания и осмысления ими собственных действий, приёмов, способов учебной деятельности, а также самоконтроль и самооценку; технологию адаптивного обучения, предпо -лагающего систему организации учебных заня-тий с учётом индивидуальных особенностей курсантов; при объяснении грамматического материала используют технологию программированного обучения, основными чертами которой являются разделение учебного материала на отдельные небольшие, легко усваиваемые части, а также последовательное выполнение определён -ных действий, направленных на усвоение каждой части, когда небольшой по объёму теоретический материал сопровождается определённой порцией или «шагом» практического материала, закрепляющего теорию, и проверка усвоения каждой части учебного материала; технологию проблемного обучения, которая предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности курсантов по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, раз -виваются способности, познавательная актив -ность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества; технологию ак-тивизации познавательной деятельности курсантов, которая имеет локальную цель — при -обретение навыков поиска и анализа определён -ной информации из внешней среды, с помощью которой на аудиторных занятиях возможно развитие их языковой культуры и др.

В рамках каждой технологии можно исполь -зовать адекватные ей методы и средства, позво -ляющие обеспечить максимальную эффектив-ность обучения и формирования культуры познавательной деятельности. Модульно -рейтинговая система — сквозное средство, кото -рое можно использовать применительно ко всем технологиям. Выделяя в изучаемой дисциплине отдельные тематические модули, важно учиты -вать возможности последовательного накопле-

ния знаний в сфере культуры в целом и языковой культуры в частности. Определение рейтингов курсантов становится эффективным средством мотивации познавательной активности курсантов, стимулирования их продуктивной самостоятельной познавательной деятельности. Однако важно помнить, что модульно-рейтинговая сис -тема — лишь средство, позволяющее преподава -телю решать задачи подготовки специалистов для органов внутренних дел на востребованном личностью, обществом и государством уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Немов Р. С. Психология. — М.: Просвещение, 1995. — 391 с.

2. Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. — 118 с.

3. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы

коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 4. — С. 9—27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.