Научная статья на тему 'Модульная система программной реализации электронного учебно-методического комплекса для автоматизации учебного процесса'

Модульная система программной реализации электронного учебно-методического комплекса для автоматизации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
61
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модульная система программной реализации электронного учебно-методического комплекса для автоматизации учебного процесса»

Модульная система программной реализации электронного учебно-методического комплекса для автоматизации учебного процесса

И.А. Савенков,

выпускник МГУП

Ю.Н. Ткачук,

к.т.н., доцент

Обзор программах средств для создания электронных учебников, выполненный в работе [1] показал, что в настоящее время существует несколько универсальных программных средств для создания электронных учебно-методических комплексов, которые не всегда вписываются в учебный процесс конкретного учебного заведения, учебного курса, дисциплины. Как правило, требуется сложная настройка оболочки с учетом новых требований или разработка новой системы, если настройка невозможна.

В результате анализа технических средств разработана методическая основа и программная оболочка модульной системы сетевого электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Технология и оборудование допечатных процессов».

Разработанный электронный учебно-методический комплекс включает в себя следующие модули (рис. 1):

1) модуль идентификации обучаемых пользователей;

2) модуль настройки пользовательского интерфейса;

3) модуль поиска;

4) модуль контроля уровня знаний (тестирование);

5) модуль адаптации к устройству вывода.

Сетевая версия электронного учебно-методического комплекса состоит из XHTML страниц, которые содержат текст учебного материала, поясняющего картинки и анимации. Помимо этого, на каждой

Модули

странице присутствует элемент дистанционного обмена информацией -виджет1 для комментариев социальной сети «ВКонтакте». Также к каждой странице подключаются перечисленные ранее модули, состоящие из скрипта встраиваемого языка программирования JavaScript и CSS-файла программного описания представления документа, написанного языком разметки. Рассмотрим отдельные модули.

1. Модуль — идентификация обучаемых пользователей

Для идентификации обучаемых пользователей разработан модуль взаимодействия с социальной сетью «ВКонтакте» через Open API [2].

Идентификация пользователя происходит по следующему

алгоритму:

1) пользователь, заходя на сайт учебного комплекса, нажимает на кнопку авторизации, расположенную в верхней части сайта на панели управления (рис. 2);

Рис. 2. Кнопка авторизации на панели управления

2) в открывшемся диалоговом окне администратор разрешает сайту учебного комплекса доступ к персональным данным в социальной сети (рис. 3);

Рис. 3. Диалоговое окно запроса доступа к персональным данным

1 Виджет (англ. widget) — примитив графического интерфейса пользователя (Graphical User Interface — GUI), имеющий стандартный внешний вид и выполняющий стандартные действия.

3) затем вызывается функция, запрашивающая идентификационные данные пользователя. Часть этих данных отображается на панель управления (рис. 4).

Рис. 4. Отображение данных о пользователе на панели управления

2. Модуль настройки пользовательского интерфейса

Для настройки интерфейса учебного комплекса под нужды обучаемого разработан модуль настройки пользовательского интерфейса.

Модуль настройки интерфейса предоставляет следующие возможности:

1) сохранение текущего местоположения в учебном комплексе;

2) загрузка ранее сохраненного местоположения в учебном

комплексе;

3) возможность перевода содержимого страницы на другие

языки;

4) возможность изменения гарнитуры и кегля шрифта;

5) так же на панели управления присутствуют кнопки навигации по учебному комплексу и вывода на печать учебного материала (рис. 5).

Рис. 5. Функциональные элементы, размещенные на панели управления

3. Модуль поиска

Для быстрого доступа к интересующей информации в учебном комплексе разработан модуль поиска. Он представляет собой кнопку поиска, расположенную на панели управления (рис. 6) и отдельную страницу, на которую выводятся результаты поиска. Для организации поиска используется технологии ООО «Яндекс» [3].

Если используемый браузер поддерживает голосовой поиск, то соответствующая иконка отображается в поле ввода поискового запроса (рис. 6). Для распознания речи используется технология Google [4].

1 Г" Иван Савенк... откл. Управление Навигация Интерфейс Форматирование текста L J M ГУЛ (печати) (бы . Р ff В? £ Ф " i " ЕЕШНН ЕЕЖ^^^НЕЯ ВИИ Поиск по учебному комплексу 1 je^EESE^E^^^H

Говорите

I Яндекс на шёл 20 ответов 4-

1. 1.3.5. Конструкции книги Форзац служит тзк-же элементом оформления книги и закрывает оборотную сторону nef Форзацы могут иметь различное оформление, а также конструкцию, www, prepress-book, narod .ru/... Konstrukcija-knlgi, htm 1 Отмена ]

tm

] 2. Технология и оборудование допечатных процессов 1.3.4. Основные виды издательской продукции. 1.3.5. Конструкция книги. 1.3.6. Периодические издания (журналы и газеты) 1.3.7. Брошюры и прочая печатная продукция. www, prepress-book, narod. ru Е

Рис. 6. Страница с результатами поиска

4. Модуль контроля уровня знаний (тестирование)

Для самостоятельного контроля уровня знания разработан модуль тестирования. Он представляет собой отдельную страницу с подключенным файлом базы данных тестов в формате JSON (рис. 7).

Несмотря на происхождение от JavaScript (точнее, от подмножества языка стандарта ECMA-262 1999 года), формат считается язы-конезависимым и может использоваться практически с любым языком программирования. Для многих языков существует готовый код для создания и обработки данных в формате JSON2 [5].

Рис. 7. Фрагмент файла БД тестов в формате JSON

Так же в страницу тестирования встроен код JavaScript, обрабатывающий переданные параметры тестирования в адресной строке и генерирующий тестовые задания из базы данных.

По окончании изучения раздела учебного комплекса пользователю предлагается пройти тестирование по изученному материалу. Начать тестирование так же можно, перейдя по соответствующей ссылке на тестирование в оглавлении (рис. 8).

5. Фотовыводные устройства Д |

5.1. Общие сведения и особенности электронного растрирования

5.2. Основные типы ФВУ

5.2.1. Плоскостные экспонирующие устройства типа capstan

5.2.2. Системы с «внутренним барабаном»

5.2.3. Система с «внешним барабаном»

5.3. Основные технические характеристики ФВУ

Рис. 8. Ссылка на тестирование в оглавлении

2 JSON (англ. JavaScript Object Notation) — текстовый формат обмена данными, основанный на JavaScript и обычно используемый именно с этим языком. Как и многие другие текстовые форматы, JSON легко читается пользователями.

Тестирование пользователя происходит по следующему алгоритму:

1) при переходе на страницу тестирования в адресной строке передаются параметры текущего сеанса тестирования (рис. 9);

¡jp Тестирование - Windows Internet Explorer ^ ^^^ ^от » ^мш •

т | a I—as—<

Рис. 9. Адресная строка страницы тестирования вместе с параметрами

2) на панели управления выводится таймер обратного отсчета времени до окончания тестирования (рис. 10);

Управление Навигация Интерфейс

ef * 1' ВН

Рис. 10. Панель управления в учебном комплексе

3) на основе этих параметров выбираются тестовые задания из заданного раздела и в указанном количестве (рис. 11);

Рис. 11. Панель управления в учебном комплексе

4) по окончанию тестирования синим цветом будут выделены выбранные правильные варианты ответов, а красным - выбранные неправильные ответы (рис. 12);

2. Значение коэффициента вторичной эннсош в ФЭУ сканера завишт от:

[7 обработки поверхности динода И количества сеток между динода ми □ ускоряющего напряжения [3 напряжения на фото катоде й __ С размера ячеек на сетках ФЭУ

[/ материала динода

Рис. 12. Выделение правильных и неправильных вариантов ответа

5) так же будет показан процент верно выполненных заданий и красным цветом обозначены темы для повторного изучения.

5. Модуль адаптации к устройству вывода

Сетевую версию электронного учебно-методического комплекса можно просматривать не только на персональном компьютере, но и любом другом устройстве имеющим доступ в сеть Интернет. Для адаптации содержимого учебного комплекса к размерам области отображения устройства вывода, а также для проверки поддержки устройством необходимых функций был разработан модуль адаптации к устройству вывода.

Он представляет собой встроенный в каждую страницу код JavaScript'а, который проверяет разрешение устройства вывода и поддерживаемые функции. На основании этих данных скрипт загружает ту или иную таблицу стилей, оптимизированную для вывода на конкретный тип устройства.

Это очень удобно. Например, при смене компьютера на телефон, пользователю не надо заходить на другой адрес учебного комплекса (рис. 13).

Рис. 13. Вид учебного комплекса при просмотре на мониторе компьютера, на планшете и мобильном телефоне

Так же можно распечатать любую страницу учебного комплекса, для этого достаточно нажать соответствующую кнопку на панели управления. К распечатываемой странице применяется специальная таблица стилей, т. е. служебные элементы (панель управления и комментарии), не печататься (рис. 14).

Выводы

Учебно-методический комплекс предназначен для работы преподавателям, а также студентам для самостоятельного изучения и овладения практическими навыками. В данной работе предложена разработка сетевого учебно-методического комплекса для автоматизации учебного процесса. В сетевой версии учебного комплекса можно авторизоваться через социальную сеть ВКонтакте, настроить гарнитуру и кегль шрифта и обмениваться комментариями с прикреплением ссылок, изображений, аудио- и видео файлов. При необходимости можно авто-

Рис. 14. Вид распечатываемой страницы учебного комплекса

матически перевести страницу учебного комплекса на любой из 102 языков и сохранить свое текущее местоположение в учебном комплексе.

Для самостоятельного контроля уровня знания - разработан модуль тестирования. Для быстрого доступа к интересующей информации - разработан модуль поиска с поддержкой голосового ввода. Также можно распечатать не только учебный материал, но и тестовые задания.

Помимо этого учебный комплекс оптимизирован для просмотра с мобильных устройств и планшетных компьютеров.

Библиографический список

1. Савенков И.А. Состояние, требования и средства создания электронных учебников // И.А. Савенков, Ю.Н. Ткачук // Вестник МГУП. - 2011. - № 1.

2. ООО «В Контакте». Open API // Документация для разработчиков http://vkontakte.ru/developers.php?o=-1&p=Open API

3. ООО «Яндекс». Поиск для сайта // Яндекс Документация http://help.yandex.ru/site

4. Google Inc. Голосовой поиск // Google App http:// www.google.ru/mobile/voice-search

5. ECMA International. Документация // JavaScript Object Notation http://www.json.org/json-ru.html

6. Google Inc. Google Transliterate API // Google Code http:// code.google.com/intl/ru-RU/apis/language/transliterate/overview.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.