Научная статья на тему 'Разработка сетевого учебно-методического комплекса для автоматизации учебного процесса'

Разработка сетевого учебно-методического комплекса для автоматизации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка сетевого учебно-методического комплекса для автоматизации учебного процесса»

Автоматизация полиграфического производства

Разработка сетевого

учебно-методического

комплекса

для автоматизации

учебного процесса

И.А. Савенков,

студент группы ДЦуи 5-1

На основе анализа имеющийся научно-методической литературы была разработана методическая основа и выбрана модульная система программной реализации электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Технологии и оборудование допечатных процессов». Учебно-методический комплекс предназначен для работы преподавателей, а также для самостоятельного изучения и овладения практическими навыками студентами высших учебных заведений.

Разрабатываемый электронный учебно-методический комплекс включает в себя следующие модули (рис. 1):

- модуль идентификации обучаемых пользователей;

- модуль настройки пользовательского интерфейса;

- модуль поиска;

- модуль контроля уровня знаний (тестирование);

- модуль адаптации к устройству вывода.

Сетевая версия электронного учебно-методического комплекса состоит из XHTML-страниц, которые содержат текст учебного материала, поясняющие картинки и анимации. Помимо этого на каждой странице присутствует элемент дистанционного обмена информацией -виждет1 для комментариев социальной сети «ВКонтакте». Также к каждой странице подключаются перечисленные ранее модули, состоящие из скрипта встраиваемого языка программирования JavaScript и CSS-файла программного описания представления документа, написанного языком разметки.

1 Виждет (англ. widget) — примитив графического интерфейса пользователя (Graphical User Interface — GUI), имеющий стандартный внешний вид и выполняющий стандартные действия.

Модули

Оформление

Модуль идентификации обучаемых пользователей

Для идентификации обучаемых пользователей разработан модуль взаимодействия с социальной сетью «ВКонтакте» через Open API [1].

Идентификация пользователя происходит по следующему

алгоритму:

1. Пользователь, заходя на сайт учебного комплекса, нажимает на кнопку авторизации, расположенную в верхней части сайта на панели управления (рис. 2).

Рис. 2. Кнопка авторизации на панели управления

2. В открывшемся диалоговом окне разрешается сайту учебного комплекса доступ к персональным данным в социальной сети (рис. 3).

В Контакте - Windows Internet Explorer

□ i

| Q http; vko nta kte, ru/l og i n, ph p ? a p p=2175630 fiil ay о ut= о p en a p i &setti n g s=1

□ контакте

Иван Савенков (выйти)

Иванг Вы собираетесь разрешить данному сзйту доступ к Вашим данным ВКонтакте.

Приложение запрашивает доступ к Вашим данным

ч/ Разрешить приложению присылать Вам уведомления

Ф Иктернет | Защищенный

режим: быкл.

4 * »

Рис. 3. Диалоговое окно запроса доступа к персональным данным

3. Затем вызывается функция, запрашивающая идентификационные данные пользователя. Часть этих данных отображается на панели управления (рис. 4).

Рис. 4. Отображение данных о пользователе на панели управления

Модуль настройки пользовательского интерфейса

Для настройки интерфейса учебного комплекса, под нужды обучаемого, разработан модуль настройки пользовательского интерфейса.

Модуль настройки интерфейса предоставляет следующие возможности:

1. Сохранение текущего местоположения в учебном комплексе.

2. Загрузка ранее сохраненного местоположения в учебном

комплексе.

3. Возможность перевода содержимого страницы на любой из 102 языков.

4. Возможность изменения гарнитуры и кегля шрифта.

5. А также на панели управления присутствуют кнопки навигации по учебному комплексу и печати учебного материала (рис. 5).

Рис. 5. Функциональные элементы, размещённые на панели управления

Модуль поиска

Для быстрого доступа к интересующей информации в учебном комплексе разработан модуль поиска. Он представляет собой форму поиска, распложенную на панели управления (рис. 6), и отдельную страницу, на которую выводятся результаты поиска. Для организации поиска используется технология ООО «Яндекс» [2].

Рис. 6. Страница с результатами поиска

Голосовой поиск

Если ваш браузер поддерживает голосовой поиск, то соответствующая иконка отображается в поле ввода поискового запроса (рис. 6). Для распознания речи используется технология Google [3].

Модуль контроля уровня знаний (тестирование)

Для самостоятельного контроля уровня знаний, разработан модуль тестирования. Он представляет собой отдельную страницу с подключенным файлом базы данных тестов в формате JSON2 (рис. 7).

Несмотря на происхождение от JavaScript (точнее, от подмножества языка стандарта ECMA-262 1999 года), формат считается язы-конезависимым и может использоваться практически с любым языком программирования. Для многих языков существует готовый код для создания и обработки данных в формате JSON [4].

Рис. 7. Фрагмент файла БД тестов в формате JSON

Также в страницу тестирования встроен код JavaScript, обрабатывающий переданные параметры тестирования в адресной строке и генерирующий тестовые задания из базы данных.

По окончании изучения раздела учебного комплекса, пользователю предлагается пройти тестирование по изученному материалу. Также начать тестирование можно, перейдя по соответствующей ссылке в оглавлении (рис. 8).

Рис. 8. Ссылка на тестирование в оглавлении

Тестирование пользователя происходит по следующему алгоритму:

1. При переходе на страницу тестирования в адресной строке передаются параметры текущего сеанса тестирования (рис. 9).

2 JSON (англ. JavaScript Object Notation) — текстовый формат обмена данными, основанный на JavaScript и обычно используемый именно с этим языком. Как и многие другие текстовые форматы, JSON легко читается людьми.

Тестирование

- Windows Internet Explorer

ф m |Ц|ГУ1 n 11

Ч EÜ I *t |"x]'1 Я Яндекс

Рис. 9. Адресная строка страницы тестирования вместе с параметрами

2. На панели управления выводится таймер обратного отсчета времени до окончания тестирования (рис. 10).

Рис. 10. Панель управления в учебном комплексе

3. На основе этих параметров выбираются тестовые задания из заданного раздела и в указанном количестве (рис. 11).

Тестирование по темам

4. Системы и технология анализа и ввода изображений

4.1. Преобразование сигнала изображения

4.2. Общие сведения и техническая характеристика

4.3. Основные элементы конструкции сканеров

4.4. Принципы построения сканирующих устройств

4.5. Классы сканеров

4.5.1. Настольные планшетные сканеры

4.5.2. Барабанные сканеры

4.6. Принципиальные схемы работы планшетного и барабанного сканеров

1. Фотоэлектронные умножители в качестве светочувствительных приборов используются в:

О проекционных сканерах >; ■ планшетных сканерах

• цифровых фотоаппаратах

• ■ барабанных сканерах

2. Значение коэффициента вторичной эмиссии в ФЭУ сканера зависит от:

В обработки поверхности динода С количества сеток между динодами |Г] ускоряющего напряжения □ напряжения на фотокатоде В В размера ячеек на сетках ФЭУ О материала динода

Рис. 11. Панель управления в учебном комплексе

4. По окончании тестирования синим цветом будут выделены не выбранные правильные варианты ответов, а красным - выбранные неправильные (рис. 12).

2. Значение коэффициента вторичной эмиссии в ФЭУ сканера зависит от:

[71 обработки поверхности динода [71 количества сеток между динодами П ускоряющего напряжения [7] напряжения на фото катоде Э □ размера ячеек на сетках ФЭУ [7] материала динода

Рис. 12. Выделение правильных и неправильных вариантов ответа

5. Также будет показан процент верно выполненных заданий и красным цветом обозначены темы для повторного изучения.

Тестовые задания

Модуль адаптации к устройству вывода

Сетевую версию электронного учебно-методического комплекса можно просматривать не только на персональном компьютере, но и любом другом устройстве, имеющим доступ в сеть Интернет. Для адаптации содержимого учебного комплекса к размерам области отображения устройства вывода, а также для проверки поддержки устройством необходимых функций был разработан модуль адаптации к устройству вывода.

Он представляет собой встроенный в каждую страницу код JavaScript'а, который проверяет разрешение устройства вывода и поддерживаемые функции. На основании этих данных скрипт загружает ту или иную таблицу стилей, оптимизированную для вывода на конкретный тип устройства.

Это очень удобно, например, при смене компьютера на телефон пользователю не надо заходить по другому адресу учебного комплекса (рис. 13).

Рис. 13. Вид учебного комплекса при просмотре на мониторе компьютера, на планшете и мобильном телефоне

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также можно распечатать любую страницу учебного комплекса, для этого достаточно нажать соответствующую кнопку на панели управления. К распечатываемой странице применяется специальная таблица стилей, т. е. служебные элементы (панель управления и комментарии) не печатаются (рис. 14).

Вывод

В данном проекте выполнена разработка сетевого учебно-методического комплекса для автоматизации учебного процесса. В сетевой версии учебного комплекса можно авторизоваться через социальную сеть «ВКонтакте» настроить гарнитуру и кегль шрифта и обмениваться комментариями с прикреплением ссылок, изображений, аудио- и видеофайлов. При необходимости можно автоматически пе-

Рис. 14. Вид распечатываемой страницы учебного комплекса

ревести страницу учебного комплекса на любой из 102 языков и сохранить свое текущее местоположение в учебном комплексе.

Для самостоятельного контроля уровня знания разработан модуль тестирования. Для быстрого доступа к интересующей информации разработан модуль поиска с поддержкой голосового ввода. Так же можно распечатать не только учебный материал, но и тестовые задания.

Помимо этого учебный комплекс оптимизирован для просмотра с мобильных устройств и планшетных компьютеров.

Библиографический список

1. ООО «В Контакте». Open API // Документация для разработчиков http://vkontakte.ru/developers.php?o=-1&p=Open API

2. ООО «Яндекс». Поиск для сайта // Яндекс Документация http://help.yandex.ru/site

3. Google Inc. Голосовой поиск // Google App http:// www.google.ru/mobile/voice-search

4. ECMA International. Документация // JavaScript Object Notation http://www.json.org/json-ru.html

5. Google Inc.. Google Transliterate API // Google Code http:// code.google.com/intl/ru-RU/apis/language/transliterate/overview.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.