Научная статья на тему '\ модный продукт \ клановое хозяйство'

\ модный продукт \ клановое хозяйство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ модный продукт \ клановое хозяйство»

\ модный продукт\

Клановое хозяйство

Сегодня Family Office готов взять на себя хлопоты состоятельной семьи, будь то юридическое сопровождение сложной сделки или бронирование билетов в миланскую оперу. Но главная цель подобной структуры — помочь сохранить, приумножить и передать через поколения семейные состояния, превышающие $200 млн.

Татьяна Штаб-квартира семьи

Наумова Family Office («семейный офис») — это единый центр, осу-

ществляющий управление активами состоятельной семьи. Речь идет не столько об управлении финансовыми потоками, сколько о «координации» интеллектуальных, человеческих и социальных активов обеспеченной семьи. Кроме того, Family Office — это идеология глобального распоряжения капиталами, которая подчас реализуется через особые корпоративные, трастовые и страховые структуры с пропиской в странах с мягким налоговом климатом. В принципе, модель Family Office очень напоминает структуру публичной компании. Те же независимые дирек-

Объединение гигантов: Ротшильды и Рокфеллеры «сливают» капиталы

В конце мая стало известно, что две самые известные династии финансистов в Европе и США — Ротшильды и Рокфеллеры — объединяют свои активы в рамках стратегического партнерства. Об этом сообщает издание Financial Times со ссылкой на «источники, знакомые с ситуацией». Как сообщает издание, семьи планировали объединение своих активов еще два года назад, однако обсуждение конкретики началось в прошлом году, когда гендиректор Rockefeller

& Co. вступил в переговоры с французским банком Societe Generale, купившим пакет акций финансовой группы в 2008 году. В рамках сотрудничества принадлежащая Ротшильдам инвестиционная компания RIT Capital Partners приобретет 37% акций компании Rockefeller Financial Services, управляющей активами семьи Рокфеллеров. Сумма сделки пока не разглашается. Стратегический альянс позволит RIT и Rockefeller Financial Services создать инвестиционные фонды и рассмотреть возможности совместного приобретения компаний по управлению активами.

тора (в случае «семейного офиса» — команда, предоставляющая услуги семье) действуют в интересах акционеров (владельцев состояния). Точно так же, как и в акционерном обществе, менеджеры берут на себя вопросы оперативного управления — от переговоров с контрагентами до контроля над эффективностью инвестиций.

Потребность в Family Office, как правило, возникает, когда семейное состояние преодолевает порог в несколько десятков, а то и сотен миллионов долларов. «Неизбежно возникает масса юридических, административных, инвестиционных и других проблем, которые необходимо решать, привлекая для этих целей разнообразных специалистов: юристов, бухгалтеров, налоговых, инвестиционных консультантов и т.д., работу которых необходимо координировать. «Семейный офис» распределяет финансовые ресурсы таким образом, чтобы их структура наилучшим образом отображала природу ценностей членов семьи. Для одних это получение образования, для других — реализация себя в сферах далеких от бизнеса — творчестве, искусстве, науке, культуре. Цель «семейного офиса» — обеспечить благосостояние семьи в долгосрочной перспективе, из поколения в поколение», — поясняют эксперты инвестиционной компании «Консалтинг. оценка. Инвестиции» («КоИН»).

Оценки «базового» капитала «на вход» разнятся весьма серьезно — от $50 до $500 млн. Подобный разброс объясняется наличием двух принципиально разных формаций Family Office. Сейчас существуют два вида «семейного офиса»: компании, занимающиеся управлением активами одной семьи (Single-Family Office, SFO), и так называемые «многосемейные» управляющие офисы (Multi-Family Office, MFO), в руках которых находятся капиталы сразу нескольких состоятельных фамилий. Для односемейных офисов «входной билет» в среднем оценивается на уровне $200 млн. Хотя многие управляющие говорят и о более солидной цифре в $500 млн. В частности, именно такую сумму надо иметь на балансе, чтобы получать услуги «семейного офиса» от известного швейцарского инвестбанка Pictet & Cie. А вот если состояние семьи не превышает $50 млн, то создание «семейного офиса» вряд ли оправдано — намного выгоднее отнести деньги в мультисемейный офис или даже инвестбанк, который предлагает похожие услуги.

Услуги и цены

В связи с закрытым характером бизнеса оценки по содержанию такой структуры, как Family Office, также разнятся. Единственное, в чем соглашаются все эксперты: содержать FO дороже, чем пользоваться услугами банкиров. Чаще всего можно услышать цифру в $2-2,5 млн за год, или 1-1,5% от средней планки состояния для клиентов FO. Если же разговор идет об «управлении» $300-500 млн, то здесь стоимость ежегодного обслуживания может достигать $21 млн с учетом зарплаты и бонусов сотрудников, аренды помещения, содержания бэк-офиса и прочих сопутствующих расходов.

«В управлении семейным благосостоянием есть два пути. Можно создать «семейный офис» самостоятельно — нанять на рынке нужных специалистов, определить им задачи, выплачивать зарплату, бонусы

72

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 7 (123) 2012

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

и т.д. Тогда расходы по управлению — это содержание команды специалистов. Если этим занимается финансовый институт, то оплата сводится к определенному уровню комиссионных. Например, в США за услуги «семейного офиса» берут 0,5-1,5% от активов, находящихся под управлением, 2-3% предполагают уникальность услуг. Размер комиссионных — это результат переговоров, установленных стандартных ставок нет. Иногда клиентам бывает более комфортно выплачивать не комиссионные, а фиксированную сумму за объем услуг», — комментируют ситуацию со стоимостью содержания РО в «КОИН».

Типичный «семейный офис» состоит из четырех человек, — рассказал глава независимого МРО из США, пожелавший остаться неназванным, — управляющего, юриста, инвестиционного менеджера и специалиста по планированию образа жизни. Юрист зачастую совмещает функции бухгалтера, а вся команда не только должна оказывать все необходимые услуги, но и оценивать, как сегодняшние решения повлияют на реализацию общесемейных целей в будущем.

«Доверие — это фундамент любого «семейного офиса». Ведь именно возможность доверить решение проблемы и быть уверенным в успешном выполнении задачи зачастую приносит долгожданное спокойствие и ощущение равновесия.

К расширенному «семейному офису» также относятся: доверенный управляющий, финансовый отдел, секретарь, бухгалтер, отдел по управлению недвижимостью, адвокат, специалист по личной безопасности, домашний персонал.

Общая семейная стратегия включает планирование развития семейного в

[Ш пл

ш III

состояния и бизнеса, защиту интересов членов семьи и стратегию передачи капитала будущим поколениям. Доверенный управляющий помогает ориентироваться в тонкостях финансово-банковского мира, а также в осуществлении необходимых мероприятий и контролировании их исполнения», — поясняют эксперты «КОИН».

История возникновения

Принято считать, что первые Family Office появились в США еще в XIX веке — следом за становлением первых промышленных империй Нового Света. Разбогатевшим, но еще совсем не опытным в вопросах накопления и приумножения капитала американцам стала требоваться различная помощь — от консультаций юристов и финансистов до услуг личного ассистента или даже стилиста.

Одним из первых с подобной потребностью столкнулся Джон Рокфеллер — нефтепереработчик-монополист и первый долларовый миллиардер в истории человечества. В итоге уже в 1882 году он передает управление активами своей семьи группе доверенных людей. Еще раньше свой FO организует и семья Морган (одна из богатейших североамериканских фамилий, крупнейшая финансовая семья и группа США) — в 1838 году на свет появляется «Дом Моргана» (House of Morgan).

Именно «великие американские промышленные капиталы» и спровоцировали спрос на специалистов, готовых создавать специальные офисы для управления семейными ресурсами клиентов. Постепенно некоторые «семейные офисы» стали оказывать дополнительные услуги

it ПЛ

Л 1Л

ГШ ГП1 m пл in ГШ

■ 111 л ш ■ lit

• ■ * • JL

ГШ пл mid

Я Ш ■ ■ in

if) fffl

lit

_ -1

Финансовое администрирование: оплата текущих счетов, управление долгами, подготовка отчетности

Координация

банковских,

брокерских,

юридических,

страховых

и других услуг

Инвестирование семейного капитала

Благотворительные программы

W

Планирование

пенсионного

обеспечения

in*

Организация образовательного процесса для разных поколений семьи

Налоговое планирование

Разрешение конфликтов внутри семьи

пиЛЛ

■I

Вложения в недвижимость

Организация семейных встреч и собраний

Планирование наследования (передача имущества в наследство) и использование трастов

Планирование образа жизни

ФУНКЦИИ FAMILY OFFICE

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 7 (123) 2012

73

\ МОдный продукт\

Типичный «семейный офис» состоит из четырех человек — управляющего, юриста, инвестиционного менеджера и специалиста по планированию образа жизни.-

другим фамилиям и со временем превратились в самостоятельный бизнес. Сегодня многие из них оперируют уже десятками миллиардов долларов и сопоставимы по объему активов с крупнейшими финансовыми структурами. Например, преемник «семейного офиса» Джона Рокфеллера — компания Rockfeller & Co. обслуживает около 200 богатых семей и имеет под управлением сумму, превышающую $35 млрд.

Кстати, в Европе модель «семейного офиса» получила распространение сравнительно недавно. Первыми им-плементировать практику FO стали старейшие европейские частные банки. Совсем не удивительно, что лидирует по количеству компаний, предлагающих подобные услуги в Старом Свете, Швейцария. Сейчас в стране функционирует 17 компаний, занимающихся управлением активами одной семьи, 45 независимых многосемейных офисов и четыре MFO, принадлежащих банкам (среди которых всемирно известные Credit Suisse и UBS).

До экономического кризиса 2008 года в ЕС насчитывалось около 11,3 тыс. семей, состояние которых составляло $100 млн и более (по данным Всемирного банка). А суммы, передаваемые семьями из поколения в поколение, стали исчисляться уже миллиардами долларов. Значительно увеличился и спрос на «семейные офисы»: число компаний, предоставляющих услугу Family Office, за последнее время возросло в десятки раз.

Family Office в России

Мнения по поводу развития и текущего состояния FO в России разнятся от крайне настороженного до абсолютно пессимистичного. Некоторые эксперты утверждают: в России нет классического FO, потому что отсутствуют клиенты, стандартно запрашивающие подобные услуги. «Полный комплекс услуг классического западного Family Office в России пока еще не востребован в силу молодости капитала. В России пока есть представители единственного поколения, с самими создателями крупного бизнеса. И до недавних пор для них главным было не сохранить и приумножить, а просто заработать», — отмечают аналитики компании UNIKOM.

«Что касается рынка услуг «семейного офиса» в России, то он пока находится в зачаточном состоянии, и сейчас трудно оценить его масштабы и реальные объемы. Часто на сайтах банков и управляющих финансовых компаний можно увидеть информацию об оказании услуг семейного офиса. Однако, как показывает опыт, под такими объявлениями чаще всего скрываются услуги Life Style Management, помогающие VIP-клиентам подобрать хорошего врача, учителя или школу для ребенка, организовать путешествие и т.д., то есть с умом потратить деньги. Все это, конечно же, входит в функции Family Office, но составляет лишь их незначительную часть», — констатируют эксперты «КОИН».

Тем не менее сегодня существует несколько сотен семей, владеющих состоянием от $25 млн и заинтересованных в его защите и грамотном распределении активов. Главные участники топ-листа Forbes уже обзавелись специалистами по организации Family Office. Правда, в большинстве своем доверяют они западным банкам или управляющим компаниям, а также специалистам, имеющим опыт работы в Европе или США. Впрочем, тренд может быть переломлен уже в ближайшем будущем: развитие российского консалтингового рынка и повышение спроса со стороны российских миллиардеров сделают свое дело.

«Семейный офис» — достаточно консервативный финансовый продукт. В его основе лежит долгосрочное управление семейным капиталом, при этом учитываются интересы представителей нескольких поколений. Здесь в отличие от Private Banking (PB) помимо финансовых продуктов значимыми являются и нефинансовые услуги. Например, медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (от англ. alternative dispute resolution, когда ситуацию разрешают при помощи третьей — нейтральной — стороны, медиатора. — Ред .). С Family Office, который по-прежнему является весьма привлекательным бизнесом, в последнее время стал конкурировать PB. Эта конкуренция обостряется. Ранее «семейный офис» за счет

комиссионного дох ода от управления значительным капиталом мог позволить себе подбирать для своего клиента наилучшие на рынке решения, выгодно отличаясь от РВ, который предлагал, в первую очередь, продукты собственного банка. Теперь же многие участники рынка, развивающие PB, используют принцип так называемой «открытой архитектуры», в рамках которого предлагают своим клиентам доступ к неограниченному спектру продуктов ведущих финансовых организаций мира. Сегодня семейный капитал существует в условиях быстро меняющегося, глобализирующегося рынка, когда постоянно появляются новые финансовые инструменты. При этом надо решать менее долгосрочные задачи. Появляется спрос на услуги так называемого упрощенного «семейного

офиса», которые, в частности, может предложить или внешняя юридическая компания (например, по вопросам наследования), или банковский PB, часто не столько PB, сколько корпоративный блок банка (по вопросам реструктуризации бизнеса). И это вполне оправданный подход в условиях, когда столь радикально меняется внешняя среда, и сам консервативный «семейный офис» уже отчасти подготовлен к подобной эволюции. Ведь тот же столь популярный сейчас переход от модели SFO к MFO есть не что иное, как попытка заработать на тиражировании опыта одной семьи, далее последует переход к MCFO (многоклиентский «семейный офис»). В этих условиях можно говорить о новом видении бизнеса «семейного офиса», в частности в России.

Алексей ГУсЕв,

научный

руководитель

Института

финансового

планирования:

74

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № Т (123) 2012

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.