Научная статья на тему 'Модификация конструкции клиновой запорной арматуры для АЭС, ТЭС и магистрального трубопроводного транспорта'

Модификация конструкции клиновой запорной арматуры для АЭС, ТЭС и магистрального трубопроводного транспорта Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
369
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНОВАЯ ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА / МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / МОДИФИКАЦИЯ / АЭС / ТЭС / SHUTOFF VALVES / MAIN PIPELINE TRANSPORT / MODIFICATION / NUCLEAR POWER PLANT / THERMAL POWER PLANT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шегельман Илья Романович, Колесников Геннадий Николаевич, Тихонов Евгений Андриянович

Рассмотрена оригинальная модифицированная конструкция клиновой запорной арматуры для АЭС, ТЭС и магистрального трубопроводного транспорта. Новая конструкция повышает надежность функционирования клиновой задвижки путем саморегулирования давления в полости над клиновым затвором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Шегельман Илья Романович, Колесников Геннадий Николаевич, Тихонов Евгений Андриянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modification of a design of maple shutoff valves for the nuclear power plant, thermal power plant and the main pipeline transport

The original modified design of maple shutoff valves for the nuclear power plant, thermal power plant and the main pipeline transport is considered. The new design increases reliability of functioning of a maple latch by pressure self-regulation in a cavity over a maple lock.

Текст научной работы на тему «Модификация конструкции клиновой запорной арматуры для АЭС, ТЭС и магистрального трубопроводного транспорта»

Модификация конструкции клиновой запорной арматуры для АЭС, ТЭС и магистрального трубопроводного транспорта

И. Р. Шегельман, Г. Н. Колесников, Е. А. Тихонов

Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ) участвует в реализации проекта «Создание высокотехнологичного производства шиберных и клиновых штампосварных задвижек для предприятий атомной, тепловой энергетики и нефтегазовой отрасли с применением наноструктурированного защитного покрытия», реализуемого на основе договора ЗАО «АЭМ-технологии» с Минобрнауки России [1], [2]. Опыт показал, что такое сотрудничество -эффективный путь к формированию новой интеллектуальной собственности [3], [4] и созданию инновационных технических решений [5], [6], [7].

Патентный поиск и использование функционально-технологического анализа позволило определить пути разработки новых технических решений, которые в соответствии с подразделами МПК F16K3/00 и F16K 3/12 относятся к трубопроводной арматуре с клиновидным запорными элементами, совершающими скользящее движение вдоль седловых поверхностей.

Узел затвора клиновой задвижки по патенту ЯИ 2382923 [8] содержит клин, уплотнительные поля которого взаимодействуют с ответными полями самоустанавливающихся и закрепляемых в корпусе седел, отличающийся тем, что в корпусе коаксиально проходному каналу выполнены расточки, торцевая поверхность которых контактирует с ответной поверхностью торцов седел, помещаемых в расточке корпуса, причем между упомянутыми торцевыми поверхностями помещена прокладка из упруго-деформируемого материала. Затвор клиновой задвижки по патенту ЯИ 2307274 [9] состоит из корпуса запорного органа, двух охватывающих его уплотнительных элементов. Уплотнительные элементы имеют двухсторонние уступы. Эти уступы взаимодействуют с фиксаторами. Однако надежность герметизации узла клиновой задвижки относительно корпуса по патентам [8] и [9] проблематична в

условиях воздействия высокого давления (более 10 МПа) и температуры (более 100° С) жидкой или газообразной среды, находящейся внутри корпуса задвижки.

Задвижка по патенту ЯИ 2131548 [10], которая содержит корпус, запорные диски, подпружиненный шток. Шток соединен с клином. Клин связан с запорными дисками посредством тел качения. Крышка соединена с корпусом крепежными элементами и герметизирована первым кольцом. Первое кольцо зафиксировано разрядным кольцом. Последнее размещено в проточке корпуса. Крышка уплотнена вторым кольцом. Второе кольцо расположено между наружной поверхностью крышки и первым кольцом. На крышке выполнены два прилива. Крепежные элементы связаны по резьбе с упомянутыми приливами и упираются в торцевую поверхность корпуса. Однако надежность данной задвижки недостаточна в условиях совместного воздействия жидкой или газообразной среды привысоком давлении (более 10 МПа) и температуре (более 100° С), находящейся в полости задвижки над клином.

Корпус двойной тарельчатой клиновой задвижки по патенту ЯИ 2050494[11] имеет перепускной канал и два уплотнительных седла. Между седлами расположены тарелка с возможностью перемещения посредством исполнительного штока и связанная с ней трубная перемычка, состоящая из соединенных компенсатором двух уплотнительных колец. Компенсатор выполнен в виде гофрированной трубной секции с периферийной выемкой. Однако эксплуатационная надежность данной задвижки недостаточна, поскольку задвижка содержит функционально важные узлы, расположенные с внешней стороны корпуса задвижки. Такое расположение узлов может послужить причиной их повреждения при монтаже, ремонте или эксплуатации, а поскольку давление в полости корпуса над тарелкой выше давления в перепускном канале при открытом положении задвижки, то создаются неблагоприятные условия для функционирования герметизирующих и уплотнительных элементов корпуса задвижки.

С учетом изложенного авторами предложено новое техническое решение, в котором изготовление элементов и сборка клиновой задвижки выполняется с использованием обычно используемых технологий арматуростроения. Другие технические решения в данной области рассмотрены в статьях [12] и [13].

Предлагаемая модификация клиновой задвижки содержит корпус (фиг. 1), снабжена крышкой, отличается наличием перепускного канала (фиг. 2).

Фиг. 1. Корпус задвижки

Крышка соединена с корпусом с помощью болтов. Для герметизации использованы уплотнения. Внутренняя поверхность корпуса имеет сопряжения с клиновым затвором. Конструкция корпуса, как и в известных аналогах, обеспечивает возможность скользящего движения клинового затвора вдоль седловых поверхностей при переводе задвижки из состояния «Открыто» («Закрыто») в состояние «Закрыто»(«Открыто»).

Фиг. 2. Фрагмент корпуса

Корпус клиновой задвижки снабжен перепускным каналом (фиг. 1 и 2). Перепускной канал бсоединяет полость над клином с областью на стыке задвижки с трубопроводом. Канал выполнен в виде отверстия диаметром, например, от трёх до пяти миллиметром, но не менее двух наибольших размеров твердых частиц, представляющих собой продукты износа деталей клиновой задвижки и примеси, которые могут находиться в транспортируемой через задвижку газообразной или жидкой среде. Обычно размеры этих частиц составляют примерно один миллиметр.

В задвижках для трубопроводов диаметром 250 мм и более объем полости над клином достаточно большой. Поэтому в состоянии «закрыто» при повышении давления и температуры в данной полости увеличивается опасность разрушения уплотнительных элементов задвижки. По этой причине необходим сброс повышенного давления, особенно для задвижек на трубопроводах большого диаметра. Маховик, шпиндель и другие детали клиновой задвижки не отличаются от известных аналогов и по этой причине на фиг. 1 и 2 не показаны, поскольку существенные отличия имеет только техническое решение корпуса задвижки.

Функционирование предлагаемого устройства определяется наличием перепускного канала (фиг. 2). Для клиновой задвижки возможны два состояния: «Открыто» и «Закрыто». Промежуточное состояние частичного открытия или частичного закрытия относится к состоянию «Открыто». Клиновая задвижка предназначена для транспортирования жидкой или газообразной среды в любом из двух возможных направлений.

Предлагаемое техническое решение обеспечивает следующие функциональные свойства клиновой задвижки:

- в состоянии «Открыто» давление транспортируемой среды в полости корпуса над клином задвижки не выше давления в перепускном канале;

- в состоянии «Открыто» давление транспортируемой среды в полости корпуса над клином задвижки не выше давления в областях стыков задвижки с трубопроводом;

- в состоянии «Закрыто» давление среды в полости корпуса над клином задвижки равно давлению в перепускном канале и в полости;

- с повышением температуры в полости корпуса над клином задвижки повышается также давление в той же полости. Под воздействием этого избыточного давления содержимое указанной полости по каналу транспортируется в полость на стыке задвижки с трубопроводом;

- в процессе функционирования предлагаемой конструкции давление в полости корпуса над клином не превышает опасных значений, создаются благоприятные условия для надежного функционирования герметизирующих и уплотнительных элементов корпуса задвижки.

Диаметр канала должен быть не меньше, чем удвоенный наибольший размер твердых частиц, представляющих собой продукты износа деталей задвижки и примеси (в ином случае возможно заклинивание двух или более частиц в канале).

В новом устройстве повышена надежность функционирования клиновой задвижки путем саморегулирования давления в полости над клиновым затвором, что обеспечивается расположением, размерами и функционированием перепускного канала в условиях воздействия высокого давления и температуры (более 100° С) жидкой или газообразной среды, находящейся в полости задвижки над клином.

Список литературы:

1. Шегельман, И.Р. Интеграция инновационного взаимодействия вуза и отечественного машиностроительного предприятия при реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства / И.Р. Шегельман, Щукин П.О. // Глобальный научный потенциал. - 2011. - № 8. - С. 136-139.

2. Шегельман, И.Р. Развитие атомной энергетики как фактор энергетической безопасности / И.Р. Шегельман, С.Н. Фомичев, С.С. Гладков // Микроэкономика, 2010, № 5. - С. 82-85.

3. Шегельман, И.Р. К построению методологии анализа и синтеза

патентоспособных объектов техники / И.Р. Шегельман // Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.ivdon.ru/magazine/latest/n3y2012/page/2. Загл. с экрана. - Яз. русский.

4. Шегельман, И.Р. Специфика комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства в рамках интеграции университета и машиностроительного предприятия / И.Р. Шегельман, П. О. Щукин, А.С. Васильев // Инженерный вестник Дона. 2012. № 3. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/latest/n3y2012/905/. Загл. с экрана. -Яз. русский.

5. Колесников, Г.Н. Использование высокопрочного чугуна с шаровидным графитом для изготовления корпуса ТУК-146 / Г.Н. Колесников, Е.А. Тихонов,

A.В. Романов // Атомная энергия. 2013. № 8. - С. 113-115.

6. Scientific and technical aspects of creating spent nuclear fuel shipping and storage equipment / Shegelman, I.R., Romanov, A.V., Vasiliev, A.S., Shchukin, P.O. // Nuclear Physics and Atomic Energy Volume 14, Issue 1, 2013. - Pp. 33-37.

7. Васильев, А.С. Некоторые направления модернизации демпфирующих устройств крупногабаритных контейнеров / А. С. Васильев, И. Р. Шегельман, А.

B. Романов // Инженерный вестник Дона. Вып. 3. Ростов-на-Дону, 2012. -

[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://ivdon.ru/magazine/latest/n3y2012/1024/, 25.09.2012. Загл. с экрана. - Яз. русский.

8. Патент RU 2382923, МПК F16K3/12, F16K1/42. Узел затвора клиновой задвижки. Дата публикации: 20.07.2009.

9. Патент RU 2307274, МПК F16K3/12. Затвор клиновой задвижки. Дата публикации: 27.09.2007.2131548.

10. Патент RU 2131548, МПК F16K3/12, F16K27/12. Задвижка (варианты). Дата публикации: 10.06.1999.

11. Патент RU 2050494, МПК F16K3/10. Двойная тарельчатая клиновая задвижка. Дата публикации: 20.12.1995.

12. Kim, D.W. et al. A study on a characteristic of stem friction coefficient for motor operated flexible wedge gate valve / D.W. Kim // Nuclear Engineering and Design. 2009. T. 239. - №. 10. - C. 1744-1749.

13. Li, W. Manufacturing of wedge rigid-seal gate valve body with embedded stainless steel valve seat by EPC (expandable pattern casting) / W. Li // Tezhong Zuzao Ji Youse Hejin (Special Casting & Nonferrous Alloys). 2013. - T. 33. - №. 5. - C. 443444.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.