Научная статья на тему 'МОДИФИКАЦИЯ ФЕНОМЕНА "СОФИСТИКА" В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ'

МОДИФИКАЦИЯ ФЕНОМЕНА "СОФИСТИКА" В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOPHISTS / SOPHISTIC EDUCATION / PAIDEYA / TUTORS / TUTORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безолюк С.П.

The article reveals the theoretical aspects of education in the context of the teaching of the "sophists". The author considers the main prerequisites for the emergence of sophists, the idea of education and the organization of activities. The author draws attention to the role of "sophists" in the formation of the Western educational system and highlights the trends of "sophistic teaching" specific for modern educational systems. The article deals with the modification of the phenomenon of "sophists" in modern times. A comparative theoretical analysis is carried out on two different-time educational "practices": "sophists" and "tutors". The novelty of theoretical research is in an attempt to rethink the phenomenon of "sophistic education" in modern realities. The author reveals the prerequisites for the appearance of tutoring, provides a theoretical review of sources on the problems of modern "tutoring". The author shares the point of view on the phenomenon of "tutoring" as a socio-pedagogical phenomenon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODIFICATION OF THE PHENOMENON OF "SOPHISTRY" IN MODERN REALITIES

The article reveals the theoretical aspects of education in the context of the teaching of the "sophists". The author considers the main prerequisites for the emergence of sophists, the idea of education and the organization of activities. The author draws attention to the role of "sophists" in the formation of the Western educational system and highlights the trends of "sophistic teaching" specific for modern educational systems. The article deals with the modification of the phenomenon of "sophists" in modern times. A comparative theoretical analysis is carried out on two different-time educational "practices": "sophists" and "tutors". The novelty of theoretical research is in an attempt to rethink the phenomenon of "sophistic education" in modern realities. The author reveals the prerequisites for the appearance of tutoring, provides a theoretical review of sources on the problems of modern "tutoring". The author shares the point of view on the phenomenon of "tutoring" as a socio-pedagogical phenomenon.

Текст научной работы на тему «МОДИФИКАЦИЯ ФЕНОМЕНА "СОФИСТИКА" В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ»

DOI: 10.18522/2070-1403-2020-80-3-216-231

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37

С.П. Безолюк

Донской государственный технический университет г. Ростов-на Дону, Россия sveta-ya7@yandex .ru

МОДИФИКАЦИЯ ФЕНОМЕНА «СОФИСТИКА» В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

[Svetlana P. Bezolyuk Modification of the phenomenon of "sophistry" in modern realities]

The article reveals the theoretical aspects of education in the context of the teaching of the "sophists". The author considers the main prerequisites for the emergence of sophists, the idea of education and the organization of activities. The author draws attention to the role of "sophists" in the formation of the Western educational system and highlights the trends of "sophistic teaching" specific for modern educational systems. The article deals with the modification of the phenomenon of "sophists" in modern times. A comparative theoretical analysis is carried out on two different-time educational "practices": "sophists" and "tutors". The novelty of theoretical research is in an attempt to rethink the phenomenon of "sophistic education" in modern realities. The author reveals the prerequisites for the appearance of tutoring, provides a theoretical review of sources on the problems of modern "tutoring". The author shares the point of view on the phenomenon of "tutoring" as a socio-pedagogical phenomenon.

Key words: sophists, sophistic education, paideya, tutors, tutoring.

Современное образование в условиях транзитивного общества находится на стадии поиска решений, новых тенденций, перехода к новым, и переосмысление старых стандартов. Значительно расширяется рынок частных образовательных услуг. Репетиторство - как «неотъемлемая часть» жизни практически каждого старшеклассника, сопровождает образование, и, по мнению многих исследователей, является его «теневой стороной» [2]. Свои истоки частная практика имеет в древности, она была довольно распространена в Древней Греции, Риме, средневековой Европе. Многие знаменитые мыслите-

ли практиковали частные уроки, главным образом, обучая аристократические слои населения. Проблема особенностей и ценностей современного репетиторства на сегодняшний день весьма актуальна.

Сегодня, все чаще обращаясь к проблемам современного образования, мы отдаем себе отчет, что стандарт, иначе говоря «эталон» европейского образования уходит корнями в мир «древнегреческой пайдейи». Греки впервые, в отличие от других народов, рассматривают воспитание, как процесс осознанного построения человека [22, с. 21]. Основная идея современного образования, основанная на гуманистических идеях, провозглашая своей целью воспитание в человеке прежде всего «человечности», заставляет нас вновь обратить внимание на изучение античного культурного наследия.

Методологической основой обращения нами к данному исследованию, служит философское осмысление диалога культур М.М. Бахтина, Т.С. Чер-мантеевой. Именно через диалог культур европейская культура раскрывается как внутренне целое. Понимание этого диалога, сохранение его последующими поколениями, переосмысление в новом контексте приводит к тому, что культура «продолжает жить» [22, с. 11].

В работах В. Йегеря находим утверждения, что именно греки впервые создали культуру воспитания «совершенного человека», которая впоследствии стала основой для духовной жизни европейских народов. Первыми такими «учителями» являются «софисты». Благодаря им "пайдейя" вошла в мир в смысле осознанной идеи и теории образования и была поставлена на рациональный фундамент [8, с. 347].

Интерес к феномену «софистика» на сегодняшний день не случаен. В модификации данного образовательного течения мы обнаруживаем некое сходство с современными реалиями. Именно этот факт заставил нас по-новому взглянуть «софистическое образование» и провести сравнительно-теоретический анализ двух разновременных практик: «репетиторы» и «софисты».

1.1. Репетиторы

Причиной внимания к феномену «репетиторство», как к «частной образовательной практике» является его массовый характер не только в России, но и за рубежом. Подготовка к ЕГЭ, неуспеваемость школьников по некоторым школьным предметам, востребованность индивидуальной подготовки, а зачастую недоверие родителей к уровню школьного образования сделало «репе-

титорство» неотъемлемой частью учебного процесса [23, с. 40]. И если в советский период «рынок частных образовательных услуг» оставался в тени, то в настоящее время он существует совершенно открыто.

Дискуссии по проблеме «репетиторства» в научных публикациях являются на сегодняшний день открытыми. По мнению Н.Г. Крыловой, «репетиторство - это теневой социальный институт общества по использованию социальных ресурсов, позволяющий удовлетворить определенные потребности общества...» [12, с. 180]. М. Брей обращает внимание политиков и исследователей на проблему «частного дополнительного обучения», как «теневой стороны образования» [2]. А.А. Наумова - анализ современной, зарубежного опыта, репетиторской практики, формирование портрета современного репетитора [19]. Л.М. Нуриева, С.Г. Киселев выступили с исследованием против критики низкой продуктивности деятельности репетиторов [20]. Л.Б. Рай Хельгауз рассматривает «репетиторство - как социально-педагогический феномен» [21]. Проведя анализ отечественных и зарубежных публикаций, он выделяет три мотива обращения к частному репетиторству: со стороны ученика, со стороны родителей, со стороны школьной системы [21, с. 108]. Мы разделяем точку зрения Л.Б. Рай Хельгауза и склонны рассматривать репетиторство, как закономерное социально-педагогическое явление, связанное с транзитивностью современного общества и трансформациями современных образовательных систем. Во-первых, слабая мотивация со стороны обучающихся, неуверенность и страхи, пропуски занятий, неумение организовывать свое время, все это вынуждает обращаться к тем, кто может в свободное время «разъяснить» и «повторить». Неспроста термин «репетитор» происходит от лат. сл. «repetitor», тот, кто повторяет. Во-вторых, мотивация родителей, которые, чтобы успокоить себя, «перестраховаться», обращаются к репетиторам. Ведь от качественной подготовки зависит высокий балл, а соответственно, и будущее «бюджетное поступление» их ребенка. И в-третьих, мы склонны считать, что в период реформирования системы, не только образования, но вообще любой, появление новых явлений будет вполне закономерным. Переход к новым образовательным стандартам, замена традиционных для советского периода вступительных экзаменов на тестирование в формате ГИА, переосмысление дидактических основ обучения, а также транзитивность современного общества, сделало возможным популяризацию явления «репе-

титорство». Изменения рынка труда, в связи с этим новые требования к компетенциям выпускников высших учебных заведений, реформирование системы высшего образования - вот малые предпосылки массового распространения этого явления вполне легально.

История появления репетиторства в России, уходит своими корнями в XVIII в., когда дворяне(помещики) нанимали иностранных гувернеров, которые, являясь одновременно и учителями, и наставниками, и воспитателями, «за жалование», а порою, и за проживание, занимались с их детьми. Довольно часто эти первые в России «домашние учителя» не имели никакого образования. В XIX в. в Российской империи уже существует законодательство, согласно которому «учитель-репетитор» должен был получить это звание и иметь «свидетельство особого образца» [10, с. 11]. Такая ситуация просуществовала до начала XX в., когда, в связи с реформированием системы отечественного образования, учебные заведения, выполняя государственный заказ, стали давать все необходимые знания для поступления в ВУЗы, потребность в репетиторах исчезает. С начала 60-70-х гг. репетиторство существует «полуподпольно». Хороший репетитор, мог подготовить к поступлению престижный ВУЗ и «давал знаний» больше, чем в школьной программе. Начиная с 90-х гг. и по сей день репетиторство имеет официальный статус. Сейчас «репетитором» называют человека, который проводит частные занятия с учеником на дому или дистанционно и делает это «за плату». Главная цель репетиторов не «воспитание», а «передача знаний». Вот основная причина критики их со стороны школьных учителей. Не похожую ли критику софистов, обращаясь на тысячелетия назад, мы встречаем в диалогах Платона и Сократа. Образование - это не сумма знаний. Можно продать умения, а научить быть человеком нельзя.

1.2. Софисты

Появившись во второй половине V в. до нашей эры в Древней Греции, софисты, известные нам, в первую очередь по работам Платона и Аристотеля, становятся неким «явлением», встреченным, по словам А.Н. Гилярова «с восторгом» греческим населением, прежде всего Афин [6, с. 3]. С греческого слова sophos "мудрый" означал всякого, кто имел знания в определенной области или ремесле, а, следовательно, посвящал себя умственной деятельности. Первоначально, термин «софизм» употребляется как негативный.

На протяжении длительного времени в истории, философами поддерживалась оценка греческих философов. И лишь в последнее время значительно увеличился интерес к идеям «софистов» в исследованиях, посвященных не только истории образования, но и педагогики. Остановимся несколько подробнее на изменениях в политической и культурной жизни Афин, которые и повлекли за собой появление софистов.

Сложившаяся в V в. в Афинах прямая демократия, выдвигала требования в людях, умеющих «убеждать словом», а значит получить выборную должность, можно было лишь, умея красноречиво и убедительно «говорить». Кроме того, экономические изменения, расслоение общества, делало необходимым наличие у людей таких качеств как инициативность, предприимчивость, способность самостоятельно защитить свои права. Знания становятся орудием для достижения власти. Ответом на все эти потребности древнегреческого общества становится появление софистов, преподавателей ораторского искусства, готовых «за плату» развить эти качества.

Будучи в большинстве знатного происхождения, всегда нарядно и богато одетые, имея, как правило, большое влияние в городах, так как привлекали вместе с учениками и финансовые потоки, способствуя процветанию Греции, софисты, несомненно, пользовались успехом [17, с. 244]. Выступления софистов доставляли удовольствие зрителям: "они слушали его, как сладкоголосого соловья, пораженные и восхищенные легкостью его языка, модуляциями и гибкостью его голоса, и его ритмами, говорил он в прозе, или пел речитативом" [16, с. 242]. Нередко среди них встречались и «шарлатаны», так как софистом быть было выгодно. «Знания-товар!» - утверждали софисты, хочешь стать политиком, достичь желаемой должности, красноречиво говорить - плати! Появление таких «смелых» людей свидетельствует о глубоких структурных изменениях в сущности греческого государства. По словам В. Йегеря, это была «потребность в новом воспитании, чьей целью стал бы человек полиса» [8, с. 336]. Изначальная цель софистов «оснастить ум для государственного поприща, сформировать личность будущего лидера государства» [15, с. 76].

Таким образом, в V в. в Греции складываются все предпосылки для появления нового образовательного движения, споры о котором не утихают до сих пор.

1.3. Идеи образования в трудах софистов

До софистов, частная практика представляла собой индивидуальные занятия, когда учитель «брал» себе на «воспитание» ученика. Иногда обучали группы, в основном молодых людей из знатных аристократических слоев. За обучение денег не брали. Софисты, передвигаясь из города в город, предлагают любому получить знания, но за деньги. И к ним приходят в основном те, кто хочет сформироваться как политик и в будущем получить выборную должность, а также те, кто сам планирует стать софистом [4]. Используя различные методы обучения: показательные речи, учебные практикумы, словесные битвы, эристические споры, практика выступлений в суде, софисты не задаются вопросами ни о том, что лежит в основании мироздания, то есть не занимались исследованиями «сущего ради самого сущего» [5, с. 4]. Их интересовало другое: что мы можем сказать о мире, и в какой мере наш язык и наша речь способны выражать его смысл. Умение говорить, умение мыслить ставятся ими во главу угла, а значит, любой может купить мудрость, заплатить за знания. «Образованный человек уверен в себе, способен противостоять толпе, силен мыслью, оружие его - слово» - утверждали софисты.

В. Йегер называет образовательный процесс у софистов «воспитанием ума» и выделяет два, в корне различных вида умственного воспитания: сообщение энциклопедических познаний и формальное воспитание ума в различных областях [8, с. 342]. Софистов увлекают множество разных проблем, их интересы разносторонние, хотя какой-то из «предметов» или направление они знают глубже. Так, Гиппий, например, обучал астрономии, метеорологии, геометрии и музыке; а Пол был сведущ в учениях физики [4]. Софисты писали руководства, это были первые письменные руководства, в которых были изложены принципы ведения спора. Первыми подобными работами считаются сочинения сицилийских риторов Коракса и Тисия, которых вместе с Протагором считают первыми софистами.

А.-И. Марру называет «софистов - группой новаторов второй половины V века...», а явление софистики «...великой педагогической революцией, в ходе которой греческое образование сделало решительный шаг по направлению к своей зрелой форме.» [15, с. 76]. В. Йегер называет их «новые люди..., явление первого ранга истории образования» [8].

Кратко рассмотренные нами теоретические аспекты образования в контексте учения софистов, позволяют нам, опираясь на научные исследования «софистического образования» отражают тот вклад, который они внесли в развитие и становление западноевропейского образования. Греческая система высшего образования сейчас господствует во всем мире, и именно софисты являются ее родоначальниками. Выделим некоторые тенденции «софистического учения», присутствующие в современных образовательных системах:

• демократичность образования, доступность получения любым гражданином за определенную плату;

• доступность образования, знания становятся доступными не только аристократии, но и любому гражданину полиса, который может за них заплатить;

• начало нового аспекта развития гуманистических идей. Впервые в истории философии софисты сделали Человека - центром всего. «Человек - есть мера всех вещей» - утверждал Протагор;

• становление филологических дисциплин, а именно, теоретическая и практическая разработка риторики;

• регулярность (в современной трактовке - непрерывность образования -С.Б.). Образованный человек для успешной карьеры должен был знать риторику, логику, философию, уметь красноречиво произносить речи, убеждать, отстаивать свои позиции и это обучение не должно заканчиваться уроками «софистов»;

• популярность образования. Именно от «софистов» идет идея о том, что «Знания - есть орудие достижения власти», которая актуальна и сейчас;

• развитие критического мышления. Софисты принуждали человека анализировать, уметь высказывать свое мнение, слушать и анализировать высказывания других.

Подводя итог видим, что «учительский состав Греции», как называл «софистов» Гегель, представлял собой выдающееся явление в истории образования. Идея образования, а не «воспитания» вот главная заслуга софистов. И здесь мы обнаруживаем некую модификацию данного феномена в современных реалиях.

1.4. Софисты и репетиторы

Мы, не в коем случае, не ставим целью отожествления этих явлений в истории педагогики, речь идет о некой трансформации двух разновременных практик. Проведя аналитическое исследование и обращаясь к теоретическим аспектам современного образования в контексте учения софистов, обнаруживаем два аспекта сходства: внешнее и глубинное, содержательное сходство.

Внешние схожие черты:

• некое сходство целей деятельности: у «софистов» - подготовка человека к участию в политической жизни общества, у репетиторов, как правило, подготовка к сдаче экзамена, а, следовательно, и подготовка человека к будущему поступлению в ВУЗ [23, с. 41]. Нельзя не отметить сходную практичность целей: «Верно, что софисты, помимо поиска знаний как такового, преследовали цели чисто практические, и для них существенно было искать учеников» [7, с. 54]. «Софист есть торговец своими и чужими знаниями и рассуждениями ради приобретения денег» - такое определение софистам давал Платон [11, с. 76]. Не этим ли занимаются репетиторы?;

• платное обучение. Обучение и у софистов было платное и стоило немало, но любой человек, как мы говорили выше, мог воспользоваться этими услугами. Сходное, находим и у репетиторов. Обратившись на любой крупный сайт, например «Ваш репетитор», мы обнаруживаем весьма широкий диапазон цен на платные образовательные услуги. Софисты брали за обучение те деньги, которые мог заплатить обучающийся. И сейчас цена за занятие - есть предмет договора между «продавцом образовательных услуг» и «покупателем» [3];

• отсутствие постоянного места для проведения уроков. Софисты не имели постоянного места для преподавания, более того, покидая полис, их часто лишали гражданства, укоряли в «бродяжничестве» [7, с. 55]. «Учительство» было для них единственным источником дохода. И сейчас очень многие педагоги предпочитают «частные уроки» в частных образовательных центрах подготовки к ЕГЭ или преподавание на дому;

• популярность обоих частных практик. Софисты были популярны, «у знаменитого Протагора, приехавшего в Афины желал за плату поучиться сам Гиппократ». Не секрет, что и к «хорошему репетитору» до-

вольно тяжело попасть. Популярность и массовость репетиторства за рубежом отражена в исследованиях А.А. Наумовой [19]. При этом, будучи популярными, по словам В. Йегеря «не у всех софистов было столь высокое представление об их профессии» [8, с. 349]. Исследования об отношении репетиторов к их деятельности в научных публикациях отсутствует. В законодательных документах, нет официальной должности «репетитор» [23, с. 40].

Внутренние (глубинные, содержательные) черты:

• методы обучения. Обучение у софиста предполагало развитие «школьных» навыков и более глубокое изучение таких стандартных предметов, как письмо и чтение, искусство и культура, счет или арифметика, гимнастика [15, с. 76]. Согласно исследованиям, на первом месте при выборе репетитора стоят именно эти задачи: подготовка к ЕГЭ (то есть углубленное изучение того или иного предмета) и «подтягивание» по школьной программе [18]. Среди методов, практикуемых репетиторами, чаще всего схожие с софистами встречаем: учебные практикумы («натаскивание» по сборникам подготовки к ЕГЭ);

• узкая специализация. Как мы отмечали выше, софисты имели разносторонние интересы, но некоторые предметы знали глубже. Согласно анализа данных профессионального он-лайн сообщества А.А. Наумовой, доли репетиторов в региональном образовательном пространстве больше половины опрошенных репетиторов практикуют занятия по одному, чаще всего преподаваемому предмету [18, с. 71];

• отсутствие целостной педагогической системы. М.Н. Вольф считает «софистика - это не школа... это не закрепленный территориально институт, который решал бы какую-то проблему.» [5, с. 288]. В современных публикациях в защиту философских учений софистов выступает П.В. Кучковский. «Софисты тщательным образом исследовали все философские учения древних и своего современника Демокрита, и нашли ответ в самой жизни» [13]. И здесь мы обнаруживаем сходство с репетиторами. Занятия, направленные на «натаскивание», влекут за собой основную цель - отвечать на запросы родителей, оплачивающих образовательные услуги [23, с. 42]. Хотя, здесь нельзя обобщать. Есть репетиторы, построившие свои авторские системы

подготовки, пользующиеся большим спросом, а главное, имеющие результативность. Например, создатель масштабного электронного ресурса «Решу ЕГЭ» Д. Гущин;

• индивидуализация как форма обучения. Изначально софисты обращаются только к избранным, к ним приходят те, кто хочется сформироваться как политик. Согласно исследованиям А.А. Щипковой, 54% опрошенных репетиторов считают индивидуальный подход к ученику главным направлением своей работы [23, с. 42]. Положительное, терпеливое отношение к обучаемому, прогнозирование его успехов и результатов, личностно-ориентированное, индивидуальное обучение в комфортных условиях делают «репетиторство» таким привлекательным;

• гуманистические тенденции. Д. Реале пишет: «софисты совершили подлинную революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики физиса и космоса к проблеме человека, его жизни как члена общества.» [7, с. 53]. А.Н. Краснопольская отмечает в софистических, педагогических приемах «неистощимый интерес к движению внутри личности [11, с. 161]. Направленность на личностно-ориентированное обучение, чтобы каждый ученик стал самодостаточным, творчески свободной личностью как нельзя отожествляет идеи предлагаемые софистами за много веков назад. Ведь именно воспитание Человека, свободно мыслящего, рефлексирующего, исследующего самого себя и свое мышление ставили во главу угла «софисты». Не такой ли Человек нужен сейчас современной России;

• «уход от пайдеий». Древнегреческая «пайдейя», «культура», «образование», в основе которой лежит процесс воспитания, формирования души человека, предполагала не формирование человека, профессионально разбирающегося в какой-то области, а образование и воспитание гармоничной, и телесно, и духовно, личности. Ставя своей целью, воспитание политика, имеющего познания в экономике, праве, математике, умеющего вести споры, и т.д., софисты частично отходят от идеи «пайдеий», за что и критикуются Сократом и Платоном. У репетиторов, основными целями которых является «передача знаний» конкретной дисциплины, «натаскивание на предметную область», формирование не личностных, а предметных компетенций учеников же наблюдаем «полный уход» от идеи «пайдейи»;

• и в завершении критика обоих образовательных практик. Во-первых, софистов критикуют за недостоверность их знаний. Платон, исследовав рассматриваемое понятие в диалоге «Софист», делает вывод: "Софист оказался обладателем какого-то мнимого знания обо всём, а не истинного" [6]. Сократ, полагал, что знания софистов - поверхностны и неэффективны, в них нет бескорыстия поиска истины, а взамен явно обозначены цели «наживы» [6].

Б. Рассел приводит интересную характеристику софистов: "Ненависть, которую вызывали к себе софисты, была обязана своим существованием их интеллектуальной честности [1]. Школьные учителя, негласно разрешая заниматься дополнительно, в то же время так же негативно отзываются о репетиторах, считая, что знания, которые они дают, не соответствует программе, учебному плану и методам обучения. Научные исследования, подтверждающие наши выводы, отсутствуют.

Во-вторых, выход за «государственный контроль» в образовании, еще одна причина критики обоих практик. Платон, критикуя софистов, предлагал именно государственную опеку образования. Спустя века, репетиторство, получившее широкое распространение в постсоветский период набирает обороты. Не смотря на меры правительства РФ, которые позволят «вывести репетиторов из тени» на сегодняшний день в РФ работают около 33 млн самозанятых граждан (по состоянию на 2018 г.) [9].

В заключение обратимся к словам исследователя А.Н. Гилярова: «...нет ни

одного примера такой судьбы, какую испытали софисты......Встреченные

при первом своем появлении с восторгом, они почти вслед за тем навлекли на себя позор, который тяготел над ними более двадцати двух столетий» [6, с. 4]. Историки философии на протяжении длительного времени поддерживали оценку знаменитых греческих философов, и лишь настоящее время сделало возможным по-новому взглянуть на явление софистов. По словам А.Ф. Лосева «софисты - первые теоретики, первые европейские интеллигенты, странствующие учителя красноречия: первые «методисты» и учителя-филологи.» [14, с. 76]. И в античность, и сейчас софистов называют «платные учителя мудрости». Репетиторы, в общей массе, не являются ни выдающимися мыслителями, ни теоретиками, ни философами, но, как и софисты, беря на себя ответственность учить других «непременно должен обладать определенной широ-

той взглядов, навыками во многих областях» [6, с. 296]. Нельзя отрицать то огромное влияние, которое оказывает «репетиторство» на современное мировое образование. Будучи популярным, постоянно востребованным, оно «адаптируется к трансформациям современного общества» [19, с. 78].

Данное теоретическое исследование представляет интерес с точки зрения обращения к истокам истории образования и педагогики. Модификация феномена «софисты» в современных реалиях говорит, скорее о той выдающейся роли, которую сыграли эти «платные учителя мудрости» в становлении западноевропейского образования, и за что интерес к исследованию их учения не угасает до сих пор.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней / Пер. с англ. М.: Академический проект, 2000.

2. Брэй М. Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий // Вопросы образования. 2007. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chastnoe-dopolnitelnoe-obuchenie-repetitorstvo-sravnitelnyy-analiz-modeley-i-posledstviy (дата обращения 29.02.2020).

3. Ваш репетитор [Электронный ресурс]. URL: https://rnd.repetitors.info

4. Вольф М.Н. «Дедалы речей». Софистика в современных исследованиях // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2014. Т. 8, № 2.

5. Вольф М.Н. Софистическое образование [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sofisticheskoe-obrazovanie (дата обращения 29.09.2019).

6. Гиляров А.Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. Киев: Типолитография тов-ва Кушнарев и К, 1891.

7. Реале Дж., Антисере Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 1. Античность. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997.

8. Йегер В. Воспитание античного грека / Пер. с нем. А.И. Любжина. М: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001.

9. Кашурников С.Н., Кириллов А.А. Репетиторство в России: статус, значение, проблемы // Теория и практика общественного развития. 2019. № 4 (134). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/repetitorstvo-v-rossii-status-znachenie-problemy (дата обращения 01.04.2020).

10.Кондратьева Г.В., Кондратьева А.С. К вопросу об эволюции форм обучения в отечественной системе образования XIX в. // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2018. № 1.URL:https://cyberlenmka.m/article/n/k-voprosu-ob-evolyutsii-form-obucheniya-v-otechestvennoy-sisteme-obrazovaniya-xix-v (дата обращения 20.03.2020).

11.Краснопольская А.П. Софистика и педагогика // Противоречие и дискурс. М.: ИФ РАН, 2005.

12.Крылова Н.Г. Репетиторы выходят из тени // Народное образование. 2011. № 5

13.Кучковский П.В. Апология софистов - педагогов-парадоксологов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64327 (дата обращения 30.09.2019).

14.^осев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М: Искусство, 1969. Т. 2.

15.Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция): Новаторство первой софистики / Пер. с франц. А.И. Любжина, М.А. Сокольской, А.В. Пахомовой. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998.

16.Мейдер В.П. Пайдейя и алетейя: очерки философии образования. М.: Флинта, 2014.

17.Мельникова А.С. Социальный статус софиста в "Жизнеописании софистов" Флавия Филострата / Под ред. Э.Д. Фролова. СПб., 2002.

18.Наумова A.A. Репетиторство как частная преподавательская практика: анализ зарубежного опыта // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (53). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/repetitorstvo-kak-chastnaya-prepodavatelskaya-praktika-analiz-zarubezhnogo-opyta (дата обращения 29.02.2020).

19.Наумова А.А. Портрет современного репетитора в оценках обучающихся и родителей: региональный анализ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (56).

20.Нуриева Л.М., Киселев С.Г. О бедном репетиторе замолвите слово (еще раз об эффективности репетиторства для подготовки к ЕГЭ) // Образование и наука. 2018. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-bednom-repetitore-zamolvite-slovo-esche-raz-ob-effektivnosti-repetitorstva-dlya-podgotovki-k-ege (дата обращения 29.02.2020).

21.Раи Хельгауз Л.Б. Репетиторство как социально-педагогический феномен // Социально-политические исследования. 2019. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/repetitorstvo-kak-sotsialno-pedagogicheskii-fenomen (дата обращения 29.02.2020).

22. Чермантеева Т.С. Античное наследие и европейский гуманизм // Авто-реф. дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1991.

23.Щипкова И.Н. Репетиторство как проблема педагогической науки и практики // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2.

R E F E R E N C E S

1. Bertrand Russell. The history of Western philosophy and its connection with political and social conditions from antiquity to the present day / Trans. from English M.: Academic project, 2000.

2. Bray M. Private additional training (tutoring): a comparative analysis of models and consequences // Issues of education. 2007. No 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/chastnoe-dopolnitelnoe-obuchenie-repetitorstvo-s-ravnitelnyy-analiz-modeley-i-posledstviy (accessed 29.02.2020).

3. Your tutor [Electronic resource]. URL: https://rnd.repetitors.info

4. Volf M.N. "The Daedalus of Speech." Sophistry in modern research // Sc-hole. Philosophian Antiquity and Classical Tradition. 2014. V. 8. No. 2.

5. Volf M.N. Sophistic education [Electronic resource]. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/sofisticheskoe-obrazovanie (accessed September 29, 2019).

6. Gilyarov A.N. Sources about sophists. Plato as a historical witness. Kiev, 1891.

7. Reale J., Antiser D. Western philosophy from its origins to the present day. Volume 1. Antiquity. SPb., 1997.

8. Yeager V. The Education of the Ancient Greek / Transl. from German. A.I. Lubzhin. M, 2001.

9. Kashurnikov S.N., Kirillov A.A. Tutoring in Russia: status, significance, problems // Theory and practice of social development. 2019. No 4 (134). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/repetitorstvo-v-rossii-status-znachenie-prob-lemy (date of appeal 01.04.2020).

10.Kondratyev G.V., Kondratyev A.S. To the question of the evolution of teaching forms in the domestic education system of the 19th century // Bulletin of the Moscow State Educational Institution. Series: Pedagogy. 2018. No. 1. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-evolyutsii-form-obucheniya-v-otech-estvennoy-sisteme-obrazovaniya-xix-v (accessed 20.03.2020).

11.Krasnopolskaya A.P. Sophistry and pedagogy // Contradiction and discourse. M., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12.Krylova N.G. Tutors come out of the shadow // Public education. 2011. No 5.

13.Kuchkovsky P.V. Apology of sophists - teachers-paradoxologists // Modern scientific research and innovation. 2016. No. 2 [Electronic resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64327 (accessed September 30, 2019).

14.Losev A.F. The history of ancient aesthetics. Sophists. Socrates. Plato. M: Art, 1969.Vol. 2.

15.Marru A.-I. The history of education in antiquity (Greece): Innovation of the first sophistry / Trans. from French A.I. Lyubzhina, M.A. Sokolsky, A.V. Pakhomova. M., 1998.

16.Mader V.P. Paideia and Aleteia: Essays on the Philosophy of Education. M., 2014.

17.Melnikova A.S. The social status of the sophist in the "Biography of sophists" Flavius Fi-lostrata / Ed. E.D. Frolova. SPb., 2002.

18.Naumova A.A. Tutoring as a private teaching practice: analysis of foreign experience // Bulletin of Surgut State Pedagogical University. 2018. No 2 (53). [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/repeti-torstvo-kak-chastnaya-prepodavatelskaya-praktika-analiz-zarubezhno-go-opyta (accessed 02.29.2020).

19.Naumova A.A. Portrait of a modern tutor in assessments of students and parents: a regional analysis // Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. 2018. No. 5 (56).

20.Nurieva L.M., Kiselev S.G. Say a word about a poor tutor (once again about the effectiveness of tutoring to prepare for the exam) // Education and Science. 2018. No. 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-bednom-repeti-tore-zamolvite-slovo-esche-raz-ob-effektivnosti-repetitorstva-dlya-podgo-tovki-k-ege (accessed 29.02 .2020).

21.Ray Helgauz L.B. Tutoring as a socio-pedagogical phenomenon // Socio-political studies. 2019. No. 3. [Electronic resource]. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/repetitorstvo-kak-sotsialno-pedagogicheskii-fenomen (date of treatment 02.29.2020).

22.Chermanteeva T.S. Antique Heritage and European Humanism. Thesis Abstract. Rostov-on-Don, 1991.

23.Schipkova I.N. Tutoring as a problem of pedagogical science and practice // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2018. No. 2.

_24 апреля 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.