Научная статья на тему 'Модернизированные системы маркетинга в медицинских организациях'

Модернизированные системы маркетинга в медицинских организациях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
249
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / MARKETING / FINANCE / MEDICAL FACILITIES / ФИНАНСИРЛАШ / ТИББИЙ МУАССАСАЛАР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мухсинов Бекзод Тохирович

Тиббиётда янги тадбиркорликни кириб келиши жамиятнинг социал-иктисодий ривожланиши ва илмий техникада ривожланишининг янгиликларини тез узлаштириши билан чамбарчас боглицдир. Бу шароитда маркетинг хизматининг ривожланиши муцимдир. Мацолада маркетинг системасининг тиббиётда ишлатилиши сабоцлари ва хусусий тиббий корхоналарда утказилган текширишлар натижалари келтирилган.Формирование нового предпринимательского подхода в медицине тесно связано с развитием социально-экономического устройства общества, с возможностью максимально быстро воспринимать результаты развития научно-технического прогресса. В этих условиях развитие службы маркетинга особенно важно и необходимо. В статье представлены преимущества применения системы маркетинга в медицинских учреждениях, а также результаты исследований, проведенных в частных медицинских клиниках системы.Formation of a new entrepreneurial approach in medicine is closely linked with the development of the socio-economic structure of society, with the ability to quickly perceive the results of scientific and technological progress. Under these conditions, the development of marketing services is particularly important and necessary. The article presents the advantages of the use of marketing in health care facilities, as well as the results of studies conducted in private medical clinics system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизированные системы маркетинга в медицинских организациях»

УДК: 654.01

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МУХСИНОВ БЕКЗОД ТОХИРОВИЧ

старший преподаватель Бухарский инженерно-

технологический институт АННОТАЦИЯ

Формирование нового предпринимательского подхода в медицине тесно связано с развитием социально-экономического устройства общества, с возможностью максимально быстро воспринимать результаты развития научно-технического прогресса. В этих условиях развитие службы маркетинга особенно важно и необходимо. В статье представлены преимущества применения системы маркетинга в медицинских учреждениях, а также результаты исследований, проведенных в частных медицинских клиниках системы.

Ключевые слова: маркетинг, финансирование, медицинские учреждения.

MODERNIZED MARKETING SYSTEMS IN MEDICAL ORGANIZATIONS

MUKHSINOV BEKZOD TAKHIROVICH

Senior Lecturer of Bukhara engineering and technological institute

ABSTRACT

Formation of a new entrepreneurial approach in medicine is closely linked with the development of the socio-economic structure of society, with the ability to quickly perceive the results of scientific and technological progress. Under these conditions, the development of marketing services is particularly important and necessary. The article presents the

advantages of the use of marketing in health care facilities, as well as the results of studies conducted in private medical clinics system.

Key words: marketing, finance, medical facilities.

ТИББИЙ МУАССАЛАРДА МОДЕРНИЗИРЛАНГАН МАРКЕТИНГ СИСТЕМАЛАР

МУХСИНОВ БЕКЗОД ТОХИРОВИЧ

Бухоро мухандислик-технология институти, Менеджмент кафедраси катта уцитувчиси. Бухоро шахри.

Узбекистон Республикаси.

АННОТАЦИЯ

Тиббиётда янги тадбиркорликни кириб келиши жамиятнинг социал-иктисодий ривожланиши ва илмий техникада ривожла-нишининг янгиликларини тез узлаштириши билан чамбарчас боглицдир. Бу шароитда маркетинг хизматининг ривожланиши муцимдир. Мацолада маркетинг системасининг тиббиётда ишлатилиши сабоцлари ва хусусий тиббий корхоналарда утказилган текширишлар натижалари келтирилган.

Калит сузлар: маркетинг, финансирлаш, тиббий муас-сасалар.

В процессе реформирования отношений в здравоохранении происходит разгосударствление медицинских учреждений, и приватизация ведут к тому, что лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка медицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств государственного бюджета. В большинстве случаев лечебно-профилактические учреждения предоставлены сами себе, и далеко не всем удается выжить, или перейти на самофинансирование

полностью, многие медицинские учреждения поликлиники, стационары, медик санитарные части не смогли адаптироваться к рыночным отношениям и нуждаются в дополнительной финансовой поддержке и вливаний государственного бюджета - [4]. Поэтому в новых рыночных условиях для обеспечения выживаемости медицинские учреждения переходят к новому механизму хозяйствования, при котором немалое значение занимает маркетинг.

Маркетинг в здравоохранении — дисциплина новая. Связано это с тем, что в течение ряда лет существования здравоохранения медицинские услуги не продавались, а оказывались независимо от их стоимости. Поэтому необходимости использования маркетинга как философии, стратегии и метода не было. Однако структурно-функциональная реформа отрасли, направленная на адаптацию существующей государственной системы здравоохранения к деятельности в условиях рыночной экономики, позволяет утверждать, что именно маркетинг является концептуальной основой выведения национальной системы здравоохранения из состояния стагнации и дезинтеграции, которая, усугубила кризис здравоохранения - [2].

Управление медицинскими учреждениями в условиях экономического реформирования здравоохранения представляет собой довольно сложный процесс, многие элементы теории менеджмента и маркетинга незнакомы руководителям учреждений здравоохранения - [3]. Развитие теории и практики управления медицинскими учреждениями идет методом проб и ошибок. Применение маркетинга в здравоохранении способствует оптимизации деятельности медицинских учреждений, что помогает учреждениям здравоохранения наиболее рационально планировать свою деятельность. Маркетинг даёт возможность прогнозировать

товарооборот, изучать потребности рынка медицинских услуг, применение маркетинговых исследований даёт возможность определить, какие услуги найдут спрос у потребителя, сколько потребитель готов за это заплатить и готов ли он платить вообще или нет - [1]. Функционирование здравоохранения и его субъектов в условиях переходной экономики осложняется рядом объективных и субъективных факторов: недостаточная развитость рыночных отношений в этой сфере, слабая подготовленность руководителей лечебно-профилактического учреждения по проблемам управления в условиях рыночной экономики - [2].

Знание механизма функционирования рынка медицинских услуг и правил взаимодействия рыночных контрагентов поможет руководителю здравоохранения в его работе по обеспечению нормальной жизнедеятельности вверенного ему лечебно-профилактического учреждения. В современных условиях, одним из важных моментов становится увеличение числа потребителей медицинских услуг, обращающихся в лечебно-профилактические учреждения. Это увеличивает объем медицинской помощи оказываемый населению и повышает доходы учреждений здравоохранения. Использование методов маркетингового управления, направлено на привлечение потребителей медицинских услуг и оптимизацию работы лечебно-профилактических учреждений. Поэтому необходимо исследовать рынок и принимать оптимальные управленческие решения, несмотря даже в условиях недостаточной информированности - [3]. Для лечебно-профилактических учреждений особенно важно выбрать свою нишу на рынке реализации медицинских услуг. Выбор такой ниши зависит во многом, как от состояния заболеваемости населения той или иной патологией, так и от основных целей и задач медицинского учреждения, а также его структуры и ресурсов,

СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ 154

которыми располагает конкретное лечебнопрофилактическое учреждение - [5].

Использование маркетинговых исследовательских коммуникаций в сочетании с маркетинговыми коммуникациями воздействия способно значительно увеличить обращаемость пациентов и повысить доходы учреждения здравоохранения. Применяя статистические методы исследования можно не только провести анализ эффективности методов маркетинга, но и определять долю платных медицинских услуг, в общем. Помимо получения лечебно-профилактическими учреждениями денежных средств, применение маркетинговых коммуникаций направлено на построение новых взаимоотношений между пациентами и медицинскими учреждениями - [2].

Маркетинговые коммуникации воздействия усиливают направленность лечебно-профилактической помощи населению на формирование у него потребности в собственном здоровье, что составляет одну из актуальных социально-гигиенических проблем для современного общества. При этом формируются новые потоки потребителей медицинских услуг в учреждения здравоохранения. Следствием этого должно явиться снижение количества случаев самолечения и обращаемости пациентов к неквалифицированным специалистам, что позволяет иметь резервы повышения качества здоровья - [4]. Грамотное управление лечебно-профилактическими учреждениями в сегодняшних социально-экономических условиях способно не только повысить качество здоровья населения Узбекистана, но и увеличить доходы медицинских учреждений в условиях активной деятельности конкурентов - [5].

Работа медицинского учреждения в условиях рынка может резко измениться, и под воздействием различных факторов, принимать как положительный результат (прибыль), так и

отрицательный (убыток). Роль государства в этой схеме ограничивается созданием условий для существования рынка медицинских услуг и защитой прав их потребителей, то есть государство обеспечивает гарантированный минимум медицинского обслуживания для всех граждан и проводит политику, направленную на полное удовлетворение социальных потребностей населения. А для того чтобы это стало возможным необходимо способствовать созданию и развитию отделов маркетинга в учреждениях здравоохранения со специально обученными специалистами маркетологами, которые бы учитывали возможности и барьеры рынка медицинских услуг и способствовали гармоничному развитию медицинских учреждений в условиях рынка.

Список литературы:

1. Крылова Г. Д., Ноздрева Р. Б., Соколова М. И., «Маркетинг» — учебное пособие, Москва, 2007 г.

2. Максимова С.И., «Маркетинг в здравоохранении» учебно-методическое пособие, Красноярск, 2011 г.

3. Белоусова Л.А., «Маркетинг в социальной сфере», Екатеринбург, 2005 г.

4. Вихров И.П., Андреас Кнот, «Менеджмент социальных услуг», учебно-методическое пособие, Караганда 2012 г.

5. Мамедова Г.Б., «Применение принципов маркетинга в системе здравоохранения» Материалы Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гигиенической службы Узбекистана» Ташкент 2011 год, 28 апреля, стр. 98-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.