Научная статья на тему 'Модернизация здравоохранения путем цифровизации отрасли'

Модернизация здравоохранения путем цифровизации отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
842
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / система здравоохранения / медицинские услуги / информационные услуги.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация здравоохранения путем цифровизации отрасли»

Гнездова Ю.В.

д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики, Смоленский государственный университет

Iuliy_67@mail.ru

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПУТЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОТРАСЛИ

Ключевые слова: цифровизация, система здравоохранения, медицинские услуги, информационные услуги.

В 2017 году цифровая революция вошла в решающую фазу - к Интернету подключился каждый второй житель Земли. Сегодня у России появляется уникальный шанс реализовать свой потенциал в ходе цифровой революции и занять достойное место среди ее лидеров.

Россия уже живет в цифровой эре: по количеству пользователей Интернета она занимает первое место в Европе и шестое - в мире. За последние три года смартфонов у нас стало вдвое больше - теперь они есть у 60% населения. Это больше, чем в Бразилии, Индии и странах Восточной Европы. А количество пользователей порталов государственных и муниципальных услуг увеличилось в два раза только за один 2016 год и достигло 40 млн. человек.

Цифровизация преобразует социальную парадигму жизни людей. Она открывает небывалые возможности для получения новых знаний, расширения кругозора, освоения новых профессий и повышения квалификации. Возникают новые социальные лифты. Расширяются географические горизонты возможностей. Благодаря более комфортным для жизни городам, эффективным государственным учреждениям и доступным госуслугам улучшаются условия повседневной жизни граждан. Государства, настроенные на инновации и исследования, как магнит притягивают квалифицированные кадры - ключевой ресурс цифровых экономик.

Однако на сегодняшний день перед системами здравоохранения во многих странах мира стоит ряд сложных вопросов, включая старение населения и рост стоимости медицинской помощи. По официальным данным, за 19922013 годы родилось 31,3, а умерло 44,6 млн. россиян. Если с 1970 по 1990 год население России увеличилось на 17 млн. человек, то с 1990 по 2012 год - уменьшилось на 5,2 млн. человек. Наиболее эффективный ответ на эти вызовы - цифровое преобразование отрасли, которое затрагивает широкий спектр аспектов, включая автоматизацию операционных процессов, алгоритмов и протоколов лечения, внедрение электронного сбора данных о работе медицинских учреждений, клинических показателях пациентов и последующее применение статистических методов анализа, использование удобных онлайн и мобильных приложений, внедрение инструментов телемедицины.

Использовать новые информационные технологии в России начинают не только частные клиники, но и многие государственные медицинские учреждения. Применение информационных технологий повышает эффективность работы персонала и качество диагностики. Благодаря ему соблюдаются единые стандарты лечения, медицинские услуги становятся доступней как в больших городах, так и в малонаселенных районах.

Несмотря на наличие заметных положительных тенденций, уровень цифровизации российского здравоохранения нельзя считать удовлетворительным. Чтобы реализовать потенциал развития этой сферы, важно продолжать вкладывать ресурсы в развитие цифровых инструментов, в разработку и массовое внедрение новых ИТ-систем и платформ, а также оснащать учреждения необходимым оборудованием и электронными устройствами, уделяя особое внимание обучению пользователей - персонала и пациентов.

Информационные технологии все шире используются в российском здравоохранении. В Москве муниципальные взрослые и детские поликлиники постепенно переходят от бумажных медицинских карт к электронным. По состоянию на 2016 год на них полностью перешли 69 поликлиник Департамента здравоохранения города Москвы [1], а более чем в 80 медицинских учреждениях этот сервис внедрен частично. Новые электронные медкарты могут создавать уже приблизительно 30% врачей [2].

В Республике Башкортостан создан Единый медицинский портал, в Республике Татарстан - Портал здравоохранения, в Санкт-Петербурге - Официальный портал записи на прием к врачу Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга.

В пилотных форматах в регионах начинается применение инструментов телемедицины. Один из таких проектов был посвящен предоставлению онлайн-консультаций эндокринолога пациентам с диабетом, проживающим в сельской местности. После шестимесячного наблюдения у пациентов значительно улучшились клинические показатели (уменьшился уровень гликированного гемоглобина, снизился уровень диастолического артериального давления).

Сохраняется весомый потенциал повышения доступности медицинской помощи в малонаселенных регионах страны, не имеющих достаточного количества медицинских сотрудников. Телеконсультации существенно повышают доступность медицинской помощи на Дальнем Востоке: средняя плотность населения там составляет 1 человек на кв. км, а в сельской местности, где проживает 24% населения, на 10 тыс. человек приходится 14 врачей (в среднем по РФ -49 врачей на 10 тыс. человек) [2].

Для распространения высококачественных цифровых медицинских технологий в масштабах страны имеет смысл продолжать совместную работу государственных и муниципальных органов власти и телекоммуникационных компаний по обеспечению медицинских учреждений высокоскоростным доступом в Интернет. Наконец, ускоренное внедрение инструментов телемедицины и телеконсультаций потребует соответствующей нормативно-правовой поддержки.

Использование информационных технологий в сфере здравоохранения дает значимый положительный эффект по целому ряду показателей, таких как эффективность медицинского персонала, качество диагностики и лечения в целом, стандартизация медицинских услуг, эффективность управленческих решений, доступность медицинской помощи.

В европейских странах автоматизация операционных процессов существенно повышает эффективность медицинского персонала. У врачей появляется больше времени для работы с пациентами, улучшается качество осмотра и назначенного лечения. У медицинских сестер, в свою очередь, высвобождается время для предварительного осмотра пациентов, сбора анамнеза, проведения отдельных процедур, помощи пациентам в поиске нужного кабинета или отделения.

При этом автоматический сбор данных о пациентах, таких как истории диагнозов, клинических показателей, фактов вызова скорой и неотложной помощи, сведения о случаях госпитализации, отзывы об удовлетворенности медицинскими услугами и т.п., позволяет существенно улучшить качество лечения и преемственность медицинской помощи. В частности, повышается качество работы отдельных врачей - врач, имея полную медицинскую историю пациента, видя динамику клинических показателей и оперативно получая сведения о рецидивах, может более эффективно, качественно и своевременно корректировать курс лечения. Например, американская компания ChenMed, предоставляющая медицинские услуги пожилому населению, благодаря эффективному сбору и анализу информации о пациентах лучше контролирует течение хронических заболеваний, значительно сокращая количество дней пребывания в стационаре для своих пациентов.

Применение статистических методов и анализа данных способствует повышению качества медицинских услуг и подходов к лечению в целом. По сводным статистическим данным руководитель может отслеживать динамику экстренных вызовов скорой помощи и случаев госпитализации своих пациентов, делая выводы о группах риска среди пациентов, требующих дополнительного обследования, и о качестве работы медицинских сотрудников. В то же время методы аналитики на основе больших данных применяются для поиска более эффективных способов диагностики и лечения, направленных, в частности, на предотвращение обострений (например, ряд компаний в Америке и Европе уже предлагают альтернативные подходы к лечению онкологических заболеваний, а также в сфере репродуктологии, борьбы с болезнью Альцгеймера и в других областях). Автоматизация алгоритмов и протоколов лечения позволяет повысить качество медицинских услуг и установить единые стандарты их оказания для разных врачей и медицинских учреждений. Кроме того, автоматизированные алгоритмы диагностики дают пациентам возможность самостоятельно оценить состояние здоровья и определить необходимость обращения за медицинской помощью, отвечая на определенную последовательность вопросов (в частности, такой подход практикует британская компания Babylon).

Автоматический сбор операционных показателей деятельности медицинского учреждения повышает ее прозрачность для руководства, что, в свою очередь, способствует оперативному и эффективному принятию управленческих решений. В частности, руководители могут в режиме онлайн оценивать операционную эффективность, наблюдая за такими показателями, как доступность медицинской помощи, возможность записи к определенным специалистам, длительность ожидания в очереди, выполнение нормативов по длительности приемов.

Однако мобильные и онлайн-приложения и прочие интерфейсы самообслуживания, такие как электронные терминалы для пациентов и Интернет-портал ЕМИАС, делают взаимодействие с поликлиниками гораздо более удобным, позволяя быстро записываться на прием, обращаться к информации о прошлых приемах, узнавать результаты анализов, получать подробные сведения о назначенном лечении и напоминания о следующих приемах.

Гонка за внедрением цифровых инноваций - это одновременно и спринтерский рывок, и марафон. В изменившемся мире людям будет необходимо развивать новые профессиональные навыки и адаптироваться к быстро меняющемуся рынку труда. Государству - развивать новые цифровые сервисы и компетенции, чтобы предоставлять населению доступные и качественные услуги и сделать работу органов управления эффективнее. Стартапы, инновационные компании и малые предприятия будут получать максимум благ от цифровых технологий, в то время как для крупных компаний, основанных и развивавшихся в ХХ веке, цифровизация будет представлять серьезную угрозу, если они не научатся жить в динамичном мире постоянных инноваций и не станут сами генераторами новых идей. На цифровом пьедестале нет места тем, кто занимает выжидательную позицию. Для победы нужна пассионарность - потребуется и готовность инвестировать в смелые проекты, и нацеленность на конкретный результат, и гибкость на уровне менталитета, и желание много работать и экспериментировать. Зато перед компаниями, которым удастся стать лидерами цифровой экономики, и гражданами, научившимися в полной мере использовать возможности цифрового мира, откроются практически безграничные перспективы.

Список источников

1. Чем удобна электронная медкарта? // ЕМИАС. 2016. - 18 августа. - http://emias.mos.ru/press-center/our-news/2016/08/18/chem-udobna-elektronnaya-medkarta/

2. В системе ЕМИАС зарегистрировались 75 процентов москвичей / Официальный сайт Мэра Москвы. 2016. - 15 июля. -https://www.mos.ru/mayor/themes/18299/3437050/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.