Научная статья на тему 'Модернизация высшей школы в советский период в российской историографии'

Модернизация высшей школы в советский период в российской историографии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1307
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / РЕФОРМЫ / ВУЗОВСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писанова А.К.

Представлены результаты историографического анализа отечественной литературы, вышедшей в 1918–2010 годах и посвященной попыткам модернизации высшей школы СССР в период с 1917 по 1991 год. Рассматриваются проблемы историографического анализа основных моментов истории формирования высшей школы, дана характеристика культурной атмосферы тех лет, образа жизни, определены основные болевые моменты модернизационного процесса в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of higher school in the soviet period in the russian historiography

The author describes the process of covering the history of Soviet higher school formation in different sources presenting the results of historiographic analysis of national literature published in 1918– 2010 and dedicated to the attempts to modernize the USSR higher school in the period from 1917 to 1991. Besides that, the author of the given paper considers the problems of the historiographical analysis of the principal moments of the history of higher school formation and gives characteristic features to the cultural epoch of those years as well as the way of life and defi nes the main painful moments of the modernization process in education.

Текст научной работы на тему «Модернизация высшей школы в советский период в российской историографии»

194

Исторические аспекты науки и техники

^ ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ

УДК 930.1

А. К. Писанова

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Представлены результаты историографического анализа отечественной литературы, вышедшей в 1918-2010 годах и посвященной попыткам модернизации высшей школы СССР в период с 1917 по 1991 год.

Рассматриваются проблемы историографического анализа основных моментов истории формирования высшей школы, дана характеристика культурной атмосферы тех лет, образа жизни, определены основные болевые моменты модернизационного процесса в образовании.

государственная политика в сфере образования, модернизация, высшая школа, реформы, вузовская интеллигенция, учебно-воспитательный процесс.

Введение

Устойчивое развитие высшего образования в современном мире оценивается международным экспертным сообществом как один из важнейших показателей мощного, динамично развивающегося государства. Система высшего образования, или высшая школа, в условиях построения инновационной экономики, разворачивающейся в России модернизации должна превратиться в одну из ведущих отраслей, обеспечивающих приращение человеческого капитала. Задача модернизации российского образования была провозглашена ещё в 2002 году, но российские вузы не числятся среди мировых лидеров.

Проблема реформирования, модернизации отечественной системы высшего образования возникала не раз. В 1918-1927 гг. проводилось революционное преобразование высшей школы. В 1928-1932 гг. в условиях индустриализации осуществлялась радикальная реформа высшего технического образования. В конце 1950-х годов

перед вузами ставились задачи укрепления связей с производством, интенсификации подготовки специалистов в условиях начавшейся научно-технической революции. Эти три реформы были попытками модернизировать высшую школу, перестроить работу вузов в соответствии с возросшими темпами социально-экономического и научнотехнического прогресса.

В данной статье предпринята попытка историографического осмысления опыта модернизации высшей школы в советский период нашей истории.

Главными проблемами, изучение которых необходимо для объективной и предметной оценки накопленного опыта реформирования вузов в нашей стране, были:

- государственная политика в отношении высшей школы, изменения в организации, управлении высшим образованием;

- новации в организации учебного процесса;

- качественное обновление профессорско-преподавательского состава и студенчества;

2013/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Исторические аспекты науки и техники

195

- финансирование, развитие материальнотехнической базы высших учебных заведений и социально-правовой статус вузовской интеллигенции и студенческой молодёжи;

- особенности модернизационных усилий по направлениям подготовки специалистов с высшим образованием;

- региональная специфика процесса модернизации высшего образования в Российской Федерации.

В статье представлены результаты анализа и историографическая оценка многочисленных трудов, вышедших в советский и постсоветский периоды нашей истории.

1 Революционные преобразования в высшей школе (1918-1927) в освещении советских и российских историков

Вслед за Декретом Совета Народных Ко -миссаров от 2 августа 1918 г. «О приеме в высшие учебные заведения», в соответствии с которым для поступления в вуз не требовалось документа об окончании средней школы, были отменены ученые степени и звания, экзамены, зачеты и коллоквиумы, обязательное посещение лекций и т. д. Председателем СНК РСФСР в этот период был

В. И. Ленин [1].

Весь советский период в официальных изданиях и работах историков было принято говорить о начавшейся революционной реформе, о демократизации состава студенчества и всего строя жизни высших учебных заведений [2].

В годы перестройки и особенно в постсоветский период попытка большевиков наскоком «овладеть высшей школой» была оценена более объективно, как проявление волюнтаризма и даже авантюризма, определенной «левизны», проявленных частью руководства Народного комиссариата просвещения (М. Н. Покровским и др.). Ленину пришлось сказать свое знаменитое: в высшей школе надо «поменьше ломать». В 1922 г., как не раз в последнее двадцатилетие, остро обсуждался вопрос о радикальном сокра-

щении сети вузов (до четырёх из полутора сотен). Острый «вузовский кризис» разрешился благополучно в условиях улучшения экономической ситуации в стране.

Но партийно-государственные органы избрали политику постепенной «осады» высшей школы. В ходе «борьбы за овладение высшей школой» использовались самые разные методы - от прямого политико-административного нажима до учёта некоторых предложений профессорско-преподавательского состава. Научно-педагогическая интеллигенция в той или иной форме привлекалась к сотрудничеству по реорганизации высшего образования, так как профессора и преподаватели ещё до революции обсуждали задачи модернизации дореволюционной системы образовании. Современные исследователи отмечают, что к концу первого десятилетия Советской власти профессорскопреподавательский состав лишь частично пополнился «красными профессорами». Различные учебно-методические новации, например введенная ректором Г. П. Переде-рием в Институте инженеров путей сообщения система «пятинедельников», не поддерживались в финансовом отношении [3].

В первое десятилетие после Октябрьской революции возникли рабочие факультеты, которые по сокращённой программе готовили рабочих, крестьян, их детей к обучению в вузах. Усилиям государственно-партийных органов, направленных на пролетаризацию состава студенчества, посвящено немало научных трудов [4].

В названный исторический период появилась производственная практика, изучение общественных наук в духе марксизма-ленинизма, началась подготовка «красных профессоров», возникали высшие учебные заведения в различных регионах РСФСР и СССР Тот исторически далеко отстоящий опыт необходимо помнить.

К концу первого десятилетия Советской власти высшая школа смогла выжить и стала приспосабливаться к новым историческим условиям, так как большинство научнопедагогических работников, вузовской интеллигенции являлись патриотами своей страны

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2013/1

196

Исторические аспекты науки и техники

и надеялись помочь народу в строительстве нового общества на разумных научных началах.

2 Реорганизация системы высшего образования как важнейшее условие социалистической модернизации в историографической дискуссии

После смерти Ленина в результате упорной внутрипартийной борьбы И. В. Сталин и его окружение фактически свернули новую экономическую политику. В 1928-1929 гг. развернулась форсированная модернизация экономики страны путем осуществления индустриализации и коллективизации. В культурной революции, которая началась после Октябрьской революции, обозначился резкий перелом [5]. Отрицательное отношение сталинского руководства страны к старой интеллигенции, особенно к инженерному составу, обострившееся после сфабрикованного «шах-тинского дела» (1928), обусловило новые изменения в высшей школе. Проводившиеся преобразования носили особо радикальный характер в отношении индустриальнотехнического высшего образования.

В советский период в официальных изданиях, в диссертационных исследованиях, монографиях И. П. Бармина, Ю. С. Борисова,

В. С. Волкова, М. Е. Главацкого, Ф. Н. Заузол-кова, Б. И. Сандина, Г. Г. Халиулина и других [6], а также во многих статьях не подвергались сомнению целесообразность, своевременность радикальной перестройки высшего технического образования. Авторами положительно оценивалось подключение хозяйственных наркоматов (Народного комиссариата тяжелой промышленности, Народного комиссариата путей сообщения и др.) к непосредственному управлению и финансированию технических вузов. Одновременно отмечалось, что с появлением в 1932-1936 годах важных партийных и государственных директивных документов, касающихся высшей школы, удалось выправить ситуацию после допущенных явных ошибок (появление множества слабых «карликовых» вузов, огромно-

го числа узких специальностей, ослабление роли университетов и т. д.).

К 1937/38 учебному году в сравнении с 1914/15 учебным годом количество высших учебных заведений в СССР выросло в 6,5 раз (со 105 до 683), в том числе высших индустриальных учебных заведений в 9 раз (с 18 до 162). Контингенты учащихся соответственно выросли во всех вузах в 4,3 раза (со 127,4 тыс. до 547,2 тыс. студентов), а в индустриальных вузах увеличились в 7,4 раза (с 24,9 тыс. до 184,6 тыс.). А. И. Трусь в свое время отмечал, что материально-техническая база учебных заведений ещё не обеспечивала высокого качественного уровня обучения, что многие вузы и техникумы не имели достаточно лабораторных и учебных площадей, необходимого оборудования для проведения на высоком уровне учебной и научноисследовательской работы [7].

В советский период много работ посвящалось резкому «орабочиванию» состава студентов высших технических учебных заведений, подготовке новых научно-педагогических кадров, марксистско-ленинскому воспитанию вузовской интеллигенции и студенческой молодежи, развитию высшего образования в отдельных регионах РСФСР.

В постсоветский период некоторые авторы считали, что высшее образование, особенно университетское, в условиях нажима сверху оказалось в состоянии кризиса, а меры по исправлению ситуации во многом восстановили дореволюционные основы функционирования учебно-воспитательного процесса. Но контроль за развитием высшей школы со стороны партийно-советского руководства стал всеобъемлющим, профессора и преподаватели превратились в почти безгласных исполнителей решений директивных органов.

В советский период было принято считать, что советская высшая школа как особый феномен в мировом развитии высшего образования сформировалась к концу 30-х годов. Свои выдающиеся качества советские вузы, по мнению многих авторов, продемонстрировали в годы Великой Отечественной войны и мощного ускорения научно-технического

2013/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Исторические аспекты науки и техники

197

прогресса в послевоенный период. СССР добился выдающихся успехов в развитии кос -моса, в создании оборонного щита, в некоторых других областях [8].

3 Высшая школа СССР

в послевоенный период.

Необходимость реформ как

историографическая проблема

В послевоенный период произошло быстрое восстановление, расширение и укрепление сети высших учебных заведений. Однако в условиях набиравшей темпы научно-технической революции в правление Н. С. Хрущева была предпринята очередная попытка модернизации высшей школы в направлении установления более тесных связей с производством. В 1950-70-х годах появились заводы-втузы, возникли многочисленные научные центры и лаборатории, ориентированные непосредственно на запросы производства, быстро росла доля педагогов высшей школы со степенями кандидатов и докторов наук, огромный масштаб приобрела научная работа студентов [9]. В 1980-е годы в высшей школе функционировало 63 НИИ, около 2 тыс. проблемных и отраслевых лабораторий, 38 КБ, 550 других научных учреждений. В этих структурах постоянные исследования вели более 100 тыс. научных работников. В ведущих вузах страны было сосредоточено около 40 % докторских и свыше 50 % кандидатских специализированных советов [10].

Всего за 1918-1985 годы вузы выпустили 20,7 млн специалистов, а средние специальные учебные заведения - 32,8 млн. В высшей школе из 500 тыс. научных и научнопедагогических работников 19 тыс. были докторами, 200 тыс. кандидатами наук. В 1985/86 учебном году система подготовки кадров включала в себя 7783 средних ПТУ, 4495 техникумов и 894 вуза. «Расширена подготовка квалифицированных кадров для создания и эксплуатации новой техники, автоматизированных производств с применением компьютеров, роботов, микропроцессоров, гибких

технологий, введен новый предмет «Основы программирования и вычислительная техника», ряд других изменений улучшают качество учебного процесса», - отмечалось в справочном издании, который с современных позиций воспринимается как издание обобщающего характера по советскому периоду в истории страны [11].

Однако реформа образования, по мнению ряда специалистов, в 1950-80-х годах проводилась непоследовательно. Как и во всей советской экономике, в сфере высшего образования возобладали подходы, которые обеспечивали постепенное экстенсивное развитие, улучшение разного рода формальных количественных критериев. Советская высшая школа в значительной степени продолжала жить прежними достижениями, всё меньше оказывалась способной готовить активных, самостоятельных, творчески мыслящих специалистов, способных работать в обстановке острого соревнования двух социально-политических систем. Такое соревнование удавалось выдерживать в рамках военно-промышленного комплекса, на содержание которого тратились огромные средства. Очень медленно преодолевался отрыв от мировых тенденций в развитии науки, образования, высшей школы, который стал реальностью в сталинский период советской истории [12].

Во второй половине 1980-х - в 1990-х годах XX в. состояние высшего образования в России было оценено критически, стала формироваться концепция модернизации, утвержденная в начале 2000-х годов.

Заключение

Историографическое осмысление истории высшего образования России с акцентом на анализ модернизационных попыток, предпринимавшихся в отношении высшей школы страны в советский период, позволило со всей очевидностью выявить крайнюю неравномерность в освещении различных аспектов проводившихся реформ. Отсутствие адекватной, всесторонней оценки отечественного

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2013/1

198

Исторические аспекты науки и техники

опыта осуществления модернизации в СССР в 20-50-х годах XX в. является одной из причин слабости методологической основы модернизации высшей школы, осуществляемой в настоящее время, в последние 10-12 лет.

Фактически отсутствуют специальные исследования, посвященные проблемам финансирования деятельности высших учебных заведений. Кто и как определял размеры финансирования на различных этапах развития отечественной высшей школы? Какие приоритеты и почему существовали в финансировании различных высших учебных заведений? В какой степени финансирование учитывало действительные потребности вузов? Каким образом финансирование влияло на интенсивность обновления работы высших учебных заведений?

Не привлекли должного внимания исследователей и разного рода нововведения в учебно-воспитательный процесс. Оправданным ли было огульное осуждение педагогических экспериментов 1920-х - начала 1930-х годов (бригадно-лабораторный метод и др.) и возвращение к фактически дореволюционным формам организации учебного процесса? В какой степени учебно-методические инновации были нацелены на то, чтобы будущие молодые специалисты могли работать самостоятельно и творчески? Удалось ли добиться оптимального соотношения между фундаментальной теоретической подготовкой и приобретением необходимых навыков практической работы в период обучения в высшей школе? В какой степени резкое снижение уровня владения иностранными языками и фактическая изоляция советской (российской) высшей школы от международного научно-педагогического сообщества сказались на темпах и качестве модернизаци-онных изменений в отечественных вузах?

В освещении различных сторон реформирования высшего образования в период существования СССР имеются значительные пробелы. В огромном числе работ, освещающих государственную политику в отношении высшего образования на протяжении почти ста лет, фактически отсутствуют характеристики технологий, «регламентов»,

порядка выработки тех или иных решений. Анализ литературы позволяет утверждать, что со второй половины 1920-х годов и до настоящего времени мнение собственно научно-педагогической интеллигенции при принятии решений учитывалось в закрытом, непубличном варианте. В советский период ученые советы, партийные, профсоюзные и комсомольские организации вузов лишь выражали одобрение очередным партийногосударственным директивным решениям и принимали их к исполнению.

Но и представленный краткий историографический анализ позволяет утверждать, что в истории советской высшей школы и осуществлявшихся модернизационных попыток имеется немало «белых пятен», слабо или совсем не изученных вопросов. Такое изучение представляется остро актуальным с учётом задач, которые стоят перед современной высшей школой в условиях модернизации, разворачивающейся в нашей стране.

Библиографический список

1. Ленинские декреты и создание органов руководства высшей школой (1917-1921) / Л. А. Шилов // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 1964. - № 1; В. И. Ленин о высшей школе и ее роли в формировании советской интеллигенции / В. И. Бессонова // В. И. Ленин и некоторые вопросы изменения социальной структуры советского общества в переходный период. - М., 1973; В. И. Ленин и реорганизация высшей школы / З. Ф. Федотова // Партийное руководство высшей школой СССР. - Л., 1982.

2. Высшая школа СССР за 50 лет / ред. В. П. Елютин. - М. : Высшая школа, 1967; КПСС -организатор революционного преобразования высшей школы в СССР / В. В. Украинцев. - М., 1965; Борьба КПСС за строительство советской высшей школы (1921-1927 гг.) / Н. Л. Сафра-зьян. - М. : Изд-во МГУ, 1977; Высшая школа Ленинграда в первые годы советской власти (1917-1925 гг.) / А. П. Купайгородская. - Л. : Наука, 1984.

3. История российских университетов : курс лекций / А. И. Аврус. - 2-е изд. - Саратов : Изд-во

2013/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Исторические аспекты науки и техники

199

Саратовского ун-та, 2005; Высшая школа России: исторические и современные сюжеты / В. И. Жуков. - М., 2000; Власть и интеллигенция (Исторический опыт формирования государственной политики в октябре 1917-1925 гг.) / И. Е. Каза-нин. - Волгоград, 2006; История высшей школы Санкт-Петербурга / А. А. Оводенко, Е. Э. Платова, В. В. Фортунатов. - СПб. : ГУАП, 2010.

4. Роль рабочих факультетов в формировании кадров народной интеллигенции СССР / Н. М. Ка-тунцева. - М., 1966; Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян / Н. М. Ка-тунцева. - М. : Мысль, 1977.

5. Анатолий Луначарский и советская политика в области культуры / Т. Э. О'Коннор. -М. : Прогресс, 1992. - 223 с.

6. Подготовка производственных кадров сельского хозяйства СССР в реконструктивный период / Ю. С. Борисов. - М., 1960; Из опыта работы КПСС и советского государства по созданию кадров советской интеллигенции (19281933 гг) / И. П. Бармин. - М., 1965; Перестройка Коммунистической партией управления втузами и техникумами (1928-1937 гг.) / Б. И. Сан-дин // XVIII Герценовские чтения. Социальноэкономические науки : тезисы докладов. - Л., 1965; Создание инженерно-технических кадров в годы построения социализма в СССР. 1926-1958 гг. / А. И. Лутченко. -Минск, 1973; Коммунистическая партия - организатор создания научной и производственно-технической интеллигенции СССР / Ф. Н. Заузолков. - М., 1973; КПСС и формирование технической интеллигенции на Урале (1926-1937 гг.) / М. Е. Гла-

вацкий. - Свердловск, 1974; Коммунистическая партия и техническая интеллигенция в период строительства социализма в СССР (1928-1937 гг.) / В. С. Волков. -Л., 1975; Формирование социалистической производственнотехнической интеллигенции в Западной Сибири (1921-1937 гг.) / Г. Г. Халиулин. - Томск, 1983.

7. Некоторые итоги деятельности Коммунистической партии по развитию высшей и средней специальной школы в период строительства социализма / А. И. Трусь // Партийное руководство высшей школой СССР : межвуз. сборник научных трудов. - Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982. -С. 82-83.

8. ВКВШ. Четверть века высшей школы СССР. - М., 1945; Развитие высшей школы в СССР / В. П. Елютин. - М., 1971; Высшая школа общества развитого социализма / В. П. Елютин. -М. : Высшая школа, 1980.

9. Советская интеллигенция (История формирования и роста 1917-1965). - М., 1967; Научные кадры СССР: динамика и структура / ред. проф. В. Ж. Келле, проф. С. А. Кугеля. - М. : Мысль, 1991.

10. Научно-технический потенциал вузов и пути его эффективного использования / Е. В. Ка-линкин. - М., 1982. - 127 с.

11. Советская интеллигенция : словарь-справочник / сост. В. С. Волков ; ред. Л. В. Иванова. - М. : Политиздат, 1987. - 222 с.

12. Высшее профессиональное образование: мировые тенденции / И. Б. Федоров, С. П. Ерко-вич, С. В. Коршунов. - М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. - 368 с.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2013/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.