НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ
МОДЕРНИЗАЦИЯ В КИТАЕ И РОССИИ: ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ
Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010)
Пер. с англ. Под общей редакцией Н.И. Лапина.
М.: ИЗД. «ВЕСЬ МИР», 2011.
В конце 2011 г. вышел в свет «Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010)»1, подготовленный специализированными структурами Китайской академии наук - Центром исследования модернизации и Группой изучения стратегий модернизации Китая под руководством профессора Хэ Чуаньци. В том, что актуальность доклада, его научная и практическая ценность высоко оценены российской академической общественностью, огромная заслуга руководителя Центра изучения социокультурных изменений Института философии Российской академии наук, члена-корреспондента РАН Николая Ивановича Лапина, который является инициатором и ответственным редактором русского издания.
Чтобы понять, каково дерево, - изучи его корни. Корни понятия «модернизация» следует искать во французском слове modern (что означает новейший, современный), которое, трансформи-
1 Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) Пер. с англ. / Под общей редакцией Н.И. Лапина / Предисл. Н.И. Лапин, Г.А. Тосунян. М.: Весь Мир, 2011.
руясь в modernization, прямо указывает, что следует делать: менять, меняться, чтобы соответствовать современным требованиям и нормам. Основное значение модернизации раскрывается и в докладе Китайской академии наук: «Становление современного и удовлетворяющего современным потребностям; новые черты и изменения, произошедшие с 1500 г.»2.
Модернизация есть преодоление, а также замена традиционных ценностей, препятствующих социальному изменению и экономическому росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих субъектов на инновационную деятельность. Это в первую очередь касается модернизации таких сфер, как экономика, общество, политика, культура, человеческие ресурсы, экология.
Модернизация требует не столько роста выпуска отдельных видов товаров, сколько создания возможностей для быстрой смены технологий. Для модернизации чрезвычайно важны включение страны в мирохозяйственные связи и использование научно-технических достижений партнеров и соперников. Таким образом, модернизация способствует сближению с ключевыми экономиками, которые служат импульсом технологических и социальных перемен в мире.
Впрочем, опять обратимся к докладу: «В целом модернизация - это глубинные изменения человеческой цивилизации, происходившие с XVIII в.; это понятие вбирает в себя формирование, развитие, изменения и между-
2 Там же. С. 235.
народное взаимодействие современной цивилизации, а также всемирную конкуренцию, в ходе которой разные страны стремятся, достигают и удерживают высокий по мировым стандартам уровень развития»3. Это определение можно признать эталонным и включить во все экономические словари, и не только экономические.
Не ее, модернизации, беда, что в России представление о метафорической природе этого явления оказалось утерянным, а само понятие стало вербальным воплощением очередной кампанейщины и политических лозунгов. Как верно заметил А. Рубцов, «общие показатели модернизации для России трудно оценить однозначно. Некоторые не слишком удручают, но многие намекают на скверный диагноз... На этом фоне самодовольство власти, млеющей от «стабилизации», выглядит неумным и безответственным». И трудно оспариваемый вывод: «модернизация в России все еще остается проблемой сознания: исследовательской, интеллектуальной, нравственной»4.
Замечательно, что доклад китайских ученых дает нам возможность вдохнуть жизнь в закостеневшие понятия, вспомнить об открытой природе многих используемых в экономической теории концепций, а заодно и всесторонне осмыслить нанесенный «удар по великодержавному гонору и высочайшей расслабленности».
В многолетнем исследовательском труде китайских ученых в широком цивилизационном контексте представлены данные о состоянии и тенденциях модернизации в 131 стране мира (включая Россию), на которые приходится 97% населения планеты. В докладе
3 Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) Пер. с англ. / Под общей редакцией Н.И. Лапина / Предисл. Н.И. Лапин, Г.А. Тосунян. М.: Весь Мир, 2011. С. 228.
4 Рубцов А. Модернизация: Уроки китай-
ского // Ведомости. 29.11.2011.
также приведены, начиная с 2001 г., резюме и оглавления десяти ежегодных «Докладов о модернизации в Китае»; каждый из них содержит анализ одного из ключевых аспектов модернизации и одновременно - характеристику ее состояния в мире и Китае5.
Доклад китайских ученых рисует картину модернизации во всем мире. Авторы выделяют две стадии модернизации - первичную и вторичную. Первичная модернизация началась с промышленной революции XVIII в. и завершилась в развитых государствах к 1960-му г., хотя в целом ряде стран еще продолжается. Вторичная модернизация знаменует переход к информационному обществу. При этом, как считают китайские ученые, индустриализация продолжается в новом качестве. И это новое качество определяется конкуренцией, которую подпитывают инновации - знаниевые, технические, технологические, институциональные.
На основе анализа (методика опирается на международную статистику и собственные индикаторы, разработанные Центром исследований модернизации) китайские ученые предлагают варианты модернизационной стратегии. У Китая, судя по докладу, три стратегических варианта: первый предусматривает завершение первичной модернизации и плавный переход к вторичной; второй призывает одновременно пройти обе стадии - индустриальную и информационную; третий вариант предлагает из любой точки развития сразу переходить к вторичной модернизации. В докладе детально рассматривается, почему крайне не эффективен первый вариант, абсолютно не реален третий и почему следует выби-
5 Последнее обстоятельство, на мой взгляд, может стать причиной некоторой дезориентации читателя. В названии доклада (в его русской версии) указанные в скобках годы (2001-2010) относятся, скорее, к процессу модернизации, происходящему в мире, а не ко времени публикации ежегодных докладов.
рать второй, учитывая численность населения, неравномерное экономическое развитие территорий и культурное разнообразие регионов страны.
Следует сказать об одной, чрезвычайно важной особенности доклада: в нем деликатно, по-восточному мудро, передано внимание, которое китайцы уделяют конкретному и специфическому, а также их осведомленность о многообразии и взаимосвязанности мира, стремление избегать абстрактного и абсолютного, уважение к государственной иерархии и природе.
Можно и дальше перечислять очевидные достоинства доклада китайских ученых. Все же хотелось бы остановиться на основополагающих принципах проведенного исследования, представить своего рода интеллектуальную матрицу, с помощью которой можно оценивать вклад китайских учёных в мировую экономическую и историческую науку.
Но сначала - вопрос, имеющий самое прямое отношение к модернизации: почему ученые изучают экономическую историю?
На этот вопрос ответил один из основателей современной клиометрики Дональд Мак-Клоски: «История, независимо от того, можно ли ее использовать для непосредственной проверки экономических законов или выработки экономической политики, представляет собой коллективную память и является источником мудрости»6. И далее: «Экономист без исторических знаний отличается узким взглядом на сегодняшние события, приверженностью к текущим, мелким экономическим идеям, неспособностью оценивать сильные и слабые стороны экономических данных и отсутствием умения прилагать экономический анализ к крупным пробле-мам»6.
6 Мак-Клоски Д. Полезно ли прошлое для экономической науки? // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Зима, 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 130-131.
Именно такое понимание продемонстрировали и блестяще реализовали в своем печатном труде китайские ученые.
Поскольку история более открыта для исследований, чем современность, китайские коллеги получили доступ и обработали огромный массив информации. С его помощью они смогли, в частности, погрузиться в изучение глубинных изменений человеческой цивилизации, т.е. модернизацию, разделив, таким образом, позицию выдающегося британского историка, философа, культуролога и социолога Арнольда Дж. Тойнби7: цивилизационный фактор рассматривается не как историческая данность, а как важнейшее обстоятельство, определяющее развитие.
По мнению китайских ученых, модернизация является одновременно и целью, и процессом развития цивилизаций. Но не все изменения цивилизации являются ее частью: к ним можно отнести только те, которые соответствуют стандартам модернизации. Стандарты в свою очередь определяются тремя основными критериями: увеличение производительности; социальная справедливость и прогресс; полноценное развитие человека. Правда, «в период вторичной модернизации эти критерии должны быть несколько скорректированы: увеличение производительности не должно наносить ущерб окружающей среде, социальная справедливость и прогресс не должны сказываться на экономическом развитии, а увеличение свободы человека и его полноценное развитие не должны нарушать социальную гармонию»8.
Китайские разработчики мегапроекта о модернизации обогатили экономическую теорию и экономическую политику, широко используя современные подходы и методы. Так, благодаря процессному анализу, анализу времен-
7 См.: Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс, 2002.
8 Обзорный доклад. С. 240.
ного ряда, кросс-секционному и анализу сценариев исследованы все виды модернизации в 131-й стране мира с ежегодным вычислением индексов модернизации для каждой.
В основные сведения о всемирной модернизациивключенаинтереснейшая информация. Отправной точкой всемирной модернизации стала промышленная революция в Англии в 60-х гг. XVIII в. Классическая теория модернизации окончательно сформировалась между 50-60-ми гг. XX в. как следствие классического социального эволюционизма XIX в. Позднее классическую теорию модернизации обогатили: теория зависимости и теория мировых систем (1970-е гг.); постмодернистские теории (1970-1980-е гг.); теория рефлексивной модернизации и теория вторичной модернизации (1980-1990-е гг.), а также ряд других теорий, касающихся экономической, социальной, политической, культурной, индивидуальной и сравнительной модернизации. Их дополняют шесть школ научной мысли: - школа структурного функционализма, школа процессов, бихевиористская школа, позитивистская школа, интегрированная историческая школа и футуризм.
Историко-экономический мате-
риал, глубоко изученные, систематизированные, проанализированные факты стали основанием для создания новых экономических теорий. Именно так родилась теория вторичной модернизации, обосновал которую профессор Хэ Чуаньци. Результатом вторичной модернизации для Китая, в частности, является «формирование и распространение таких черт вторичной модер-нити9, как опора на знания, информатизация, интенсификация услуг, сетевое взаимодействие, оцифровывание, глобализация, инновация, индивидуализация, диверсификация, децентрализация, экологизация, деиндустриали-
9 Под модернити в докладе подразумевается теоретическое резюме результатов модернизации.
зация (снижение доли производства), дематериализация (снижение важности материальных и энергетических ресурсов), субурбанизация, баланс между городом и деревней, обучение в течение всей жизни, распространение высшего образования и т.д.»10.
Судя по тому, что еще в 2006 г. Китай по вторичной модернизации занимал 70-е место из 131, а индекс вторичной модернизации составил 40% от уровня развитых стран (что позволило отнести Поднебесную к числу предварительно развитых стран), теории модернизации и результаты научных исследований в этой области явились надежным основанием для выработки общенациональных и региональных стратегий развития.
Как известно, экономическая история выполняет определенную прогнозирующую задачу. Исследуя то или иное явление в экономике, очень важно через обобщение разрозненно существующих экспертных позиций наметить наиболее вероятные траектории развития событий. И научное сообщество Китая, сознавая ответственность исторической задачи, на базе многолетних комплексных исследований предложило три направления развития страны: вторичная модернизация, догоняющая модернизация и интегрированная модернизация. Каждая из них включает как минимум 56 режимов, получаемых за счет комбинации факторов. К примеру, в разное время приоритет может быть отдан индустриализации, демократизации, ориентации на знания, информатизации и т.д.
Стоит сказать о влиянии проведенного китайскими учеными исследования на экономическую политику. Одна из целей истории, по Мак-Клоски, -расширение наших представлений о возможном. У экономиста, чья память ограничена недавним прошлым, об этом весьма суженное представление. Восхваляя или критикуя сегодняшние правительства, ученые могут быть вольными
10 Там же. С. 240-241.
или невольными рабами исторических аналогий, находиться в зависимости от ненужных или ошибочных представлений. И лишь исследования, многолетние накопления, проверка теории практикой позволяют на базе научных исследований, подобных китайскому мегапроекту, определять важные особенности, а также перспективы модернизации Китая.
Таким образом, с точки зрения экономической истории, вклад китайских ученых, разработавших научные основы всемирной модернизации, беспрецедентен.
Визуализируя карту модернизации в мире, китайские исследователи выполнили очень важный социальный заказ. В числе заказчиков, безусловно, нужно рассматривать всю мировую общественность, в том числе и Россию.
Сегодня мы имеем представление о географии всемирной модернизации: с Европой ассоциируется высокий уровень модернизации, Африка показывает низкий уровень, остальные части света - средний. Мы знаем, что для завершения первичной модернизации развитым странам (13% населения планеты) в среднем потребуется 160 лет и что в процессе вторичной модернизации находятся 29 стран (15% населения планеты). Мы склонны разделить вывод исследователей по поводу окончания всемирной модернизации: финиширование определить невозможно, поскольку модернизация является динамичным процессом.
Но дело даже не в этих общих, хотя и достаточно интересных и важных сведениях. Масштабные стратегические выводы, особенно подобные тем, к которым пришли китайские коллеги, имеют для нас огромное значение.
В обзорном докладе мы найдем много обобщенных данных по нашей стране. Если судить по исследованию китайских ученых, индекс первичной модернизации в России составляет 97% и соответствует 41-му месту; индекс вторичной модернизации равен 66% (31-е
место в мировом списке); индекс интегрированной модернизации - 59% (37-е место). Не слишком ли эти показатели комплементарны, даже с учетом ситуации пятилетней давности? И как они коррелируют с данными многочисленных международных рейтингов?11 Остается и главный вопрос: как через обобщенные данные выйти на конкретные результаты, а затем и на конкретные рекомендации?
По просьбе руководителя Центра социокультурных изменений Института философии РАН, редактора русского издания Н.И. Лапина профессор Хэ Чуаньци предоставил специализированные таблицы значений индикаторов первичной, вторичной и интегрированной модернизации России в 2006 г., а также данные о динамике трех индексов модернизации России с 2000 по 2006 г. В соответствии с методологией китайских коллег и на основе российской статистики эти таблицы были дополнены фазовыми значениями первой и второй стадий модернизации.
В результате проведенного индикативного анализа первичная модернизация в России должна была завершиться еще к 2010 г. «Но этого не случилось, -говорится во вступительном слове к русскому изданию, - потому что движение сдерживают две тяжелые «гири»: низкий доход на душу населения и упавшая ожидаемая продолжительность жизни населения; избавление от этих «гирь», даже при очень больших усилиях, вероятно не ранее 2015 г.»12.
11 По данным (2010 г.) международных рейтинговых агентств, мы далеко не самая счастливая в мире страна: 73-е место из 155. В рейтинге стран по качеству жизни находимся на 51-м месте (между Кубой и Турцией). По индексу развития человеческого потенциала занимаем 65-е место. По конкурентоспособности (основы модернизации!) - 49-е место из 59; по индексу глобальной технологической конкурентоспособности - 31-е место из 33.
12 Обзорный доклад. С. 10.
Российские ученые также констатируют: при росте в 2000-2004 гг. индекса реализации вторичной модернизации достижение фазы развития вторичной модернизации в России, не говоря уже о ее расцвете, также представляется проблематичным. Выше уже шла речь о признаках вторичной модернити -опора на знания, информатизация, сетевое взаимодействие, инновации и т. п. Вот как оценивается положение дел применительно к России: индекс инноваций в области знаний - 51%, качество экономики - 46%, патентная активность - 21%, ВНП на душу населения - 16% от стандарта вторичной модернизации.
То же можно сказать и об индексе интегрированной модернизации. «Наблюдается позитивная динамика индекса интегрированной модернизации России в 2000-2006 гг.: в этот период значения индекса выросли с 54 до 59, т. е. примерно на 1 пункт в год. Это может порадовать тех, кто склонен к простой экстраполяции: пусть медленно, но к середине XXI в. Россия станет вполне модернизированной страной! Однако это не самоосуществляющийся прогноз»13.
По мнению российских ученых, в России так же, как и в Китае, важно различать две стадии модернизации - индустриальную (первичную) и информационную (вторичную). Так же, как и в Китае, в России вторичная модернизация невозможна без завершения первичной, т. е. без значительного повышения качества рабочих мест, улучшения благосостояния и здоровья населения, обеспечивающего рост продолжительности жизни. Наконец, выбору модернизационной стратегии в России должен предшествовать фазовый анализ состояния модернизации в каждом субъекте Российской Федерации и их типология по соответствующим группам. «Это позволит определить задачи институциональных изменений, направления и объемы инвестиций
для каждой группы регионов. В результате можно будет надежнее прогнозировать эффективность использования финансовых ресурсов страны, определять потребности развития банковской системы и ее саморегулируемых организаций, возможности повышения их участия в процессах модернизации России и ее регионов»14.
Российские ученые предлагают ввести в модель оценки стадий модернизации России дополнительный параметр (группу индикаторов), который охарактеризует состояние технологических укладов народного хозяйства, основных отраслей экономики и позволит оценить динамику ее конкурентоспособности. Это неслучайно: ослабление индустриального потенциала российской экономики в 1990-е гг. является третьей «гирей», связывающей движение России по пути завершения первичной модернизации.
Беря на себя такую ответственность, ученые прекрасно представляют себе, насколько драматичным будет принятие этого решения, особенно на фоне явных провалов в социально-экономической сфере последних лет. Речь идет и об ускорении инфляции и росте цен на широкий круг потребительских товаров и услуг при падении покупательской способности населения; и о снижении уровня сбережений населения; и об увеличении оттока капитала из страны (по прогнозам Минэкономразвития, в 2011 г. он составит 50-80 млрд долл.). Даже если правительственные оценки показателя прироста ВВП в 2011 г. (4,2%) оправдаются, это нельзя считать успехом: мы продолжаем отставать по этому показателю от европейских стран, не говоря уже о Китае. С этой страной, похоже, нам надо будет очень и очень продолжать дружить.
Как считают сами китайцы, движение к сегодняшнему статусу предварительно развитой страны началось 160 лет назад. Чтобы достичь статуса
13 Обзорный доклад. С. 11. 186
14 Там же. С. 11-12.
среднеразвитой страны (к 2050 г.)15, они уже готовы многое сделать, причем по четко очерченным направлениям: экономическая модернизация; социальная модернизация; международная модернизация; культурная модернизация; модернизация человеческих ресурсов; экологическая модернизация; региональная модернизация16.
Вероятность становления Китая как развитой страны в XXI в. составляет около 4% - это по расчётам самих китайцев. Но как тут не вспомнить слова теоретика марксизма, философа Георгия Валентиновича Плеханова: в школе истории способных учеников переводят через класс.
Очень бы хотелось, чтобы подобный прогноз относился и к России. А напоследок еще одна мудрая мысль из обзорного доклада: «Модернизация - это тренд; для разных стран и сообществ она является рациональным выбором. Страны, которые выберут модернизацию, будут двигаться в ее направлении и в дальнейшем - разумеется, с разной скоростью. Те страны и сообщества, которые от нее откажутся, направят свои силы на то, чтобы отстоять свой стиль жизни. Хотя в них тоже могут происходить социальные изменения, от стандартов жизни развитой части человеческой цивилизации они будут отставать все дальше и дальше».
Т.М. ОРЛОВА, доктор экономических наук, профессор, действительный член РАЕН
15 Расчеты сделаны, исходя из среднего ежегодного роста уровня развития Китая в период с 1990 по 2005 г.
16 В докладе, между прочим, конкретно указано, что ждет население страны через 38 лет - и по доходам на душу населения, и по продолжительности жизни, и по пенсионному обеспечению, и по медицинскому страхованию, и по всем другим направлениям развития.