Научная статья на тему '2012. 04. 001. Обзорный доклад о модернизации в Китае (2001-2010) / пер. С англ. Под общей редакцией Н. И. Лапина; предисл. Н. И. Лапин, Г. А. Тосунян. - М. : весь мир, 2011. - 256 с'

2012. 04. 001. Обзорный доклад о модернизации в Китае (2001-2010) / пер. С англ. Под общей редакцией Н. И. Лапина; предисл. Н. И. Лапин, Г. А. Тосунян. - М. : весь мир, 2011. - 256 с Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
289
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ТЕОРИИ / НАПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 04. 001. Обзорный доклад о модернизации в Китае (2001-2010) / пер. С англ. Под общей редакцией Н. И. Лапина; предисл. Н. И. Лапин, Г. А. Тосунян. - М. : весь мир, 2011. - 256 с»

ФОРМАЦИИ. ЦИВИЛИЗАЦИИ. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

2012.04.001. ОБЗОРНЫЙ ДОКЛАД О МОДЕРНИЗАЦИИ В КИТАЕ (2001-2010) / Пер. с англ. под общей редакцией Н.И. Лапина; Предисл. Н.И. Лапин, Г. А. Тосунян. - М.: Весь мир, 2011. - 256 с.

«Великая нация должна открыто смотреть на мир, а цивилизованная страна - открыть ему свое сердце» (с. 74) - таким обращением начинался первый доклад Китайского центра исследования модернизации (М). Созданный при Китайской академии наук Центр с 2001 г. начал ежегодную публикацию обзорных докладов о «модернизации в мире и Китае». Все десять докладов включены в представленное российскому читателю издание.

В Китае, пишут авторы, М «является не спонтанной, а целенаправленной, что характерно при догоняющем типе модернизации. Для модернизации такого типа особенно важно учиться на опыте стран-первопроходцев, выбившихся в лидеры по уровню развития». Вместе с тем опыт стран, которые ранее провели М, «не может быть единственным примером» для решения проблем Китая. Для поиска такого решения «потребуются более глубокие исследования во всех областях и большое число инноваций во всех сферах жизни» (с. 244-245).

В середине ХХ в. «политической целью модернизации Китая было построение индустриального общества». В 1960-1970-х годах это было достижение «четырех модернизаций»: в сельском хозяйстве, промышленности, национальной обороне, а также в науке и технике. В 80-х годах основной политической целью стала реализация «трехшаговой стратегии» Дэн Сяопина (удвоение национального дохода на душу населения к 1990 г. по сравнению с 1980 г., к 2000 г. по сравнению с 1990 г., достижение уровня среднеразвитых стран к 2050 г.). «В XXI в. политические задачи модернизации Китая включают в себя достижение базовой модернизации к 2050 г. и

полноценной - к концу столетия», что означает «достижение Китаем уровня ведущих мировых стран» (с. 247).

М таким образом остается важнейшей целью страны на протяжении всего XXI в. Это «одновременно является мировой тенденцией и национальным возрождением». М затрагивает будущее каждого китайца - и требует соответствующих усилий от каждого (там же, курсив реф. - А.Г.).

«В этой связи на научное сообщество Китая ложится груз решения ответственной исторической задачи... Даже такой великий план может окончиться ничем, если при его осуществлении не будут руководствоваться теориями и результатами научных исследований. В современных условиях экономической глобализации знание характерных черт и закономерностей модернизации является важным основанием для выработки общенациональных и региональных стратегий, долговременной политики в экономической, социальной, культурной, научной областях» (с. 19).

В последние пять десятилетий XX в. волны интереса к изучению М поднимались трижды: «классические» исследования 1950-1960-х годов, «постмодернизационные» в 1970-1980-х годах и «неомодернизационные» в 1980-1990-х годах. Среди последних авторы выделяют экологическую и «рефлексивную» теорию М, теории «множественной модерности» и «продолжающейся модернизации».

Экологическая - это «коррективы», вносимые в ход всемирной М «в связи с осведомленностью об экологии и окружающей среде. Она включает в себя изменения в материальной экономике и ее переход к экологической экономике, материального общества -к экологическому, материальной цивилизации - к экологической; улучшение естественной среды и экологической системы, постоянное повышение экологической эффективности и качества жизни; глубинные изменения экологической структуры, системы и мысли; а также. в международной конкуренции и положении стран».

«Теория рефлексивной модернизации» была предложена немецким ученым Беком в 1980-х годах. Согласно ей, всемирная М состоит из «простой» и «рефлексивной» М, которая является переходом от индустриального к «обществу рисков», «модернизацией модернизации» (с. 237).

«Теория множественной модерности»1 является концептуальным обоснованием разнообразия современной культуры и нелинейной природы культурных изменений. Популярность теории и самого термина связана с тем вниманием, которое с 1990-х годов привлекает культурное разнообразие. Автор, израильский ученый Ш. Эйзенштадт, подчеркивал, что «плюрализм и разнообразие являются главными детерминантами возникновения уникальных и различных современных обществ», а «модерность» в целом - «особый вид цивилизации со своей уникальной системой и характерными чертами». Ее история - это «развитие, формирование и реструктуризация мультикультурных схем» человеческой деятельности с акцентом на постоянном расширении областей «личностной свободы и системной свободы» (с. 205).

Теория глобализации привлекла к себе пристальное внимание в 1990-х годах. Глобализация - исторический процесс расширения международных связей. Когда он охватит более половины стран мира, можно будет говорить о настоящей глобализации. Теория глобализации - накопленный багаж теоретических представлений об этом явлении. С учетом того, что процесс М является глобальным, а глобализация сопровождает М, можно «рассматривать теорию глобализации как особую теорию модернизации. Однако связать эти две теории воедино не представляется возможным, они развиваются раздельно и независимо друг от друга» (с. 239).

«Теория продолжающейся модернизации» была предложена немецкими социологами в 1990-х годах. Немецкий ученый Запф считал, что «ни одна из концепций "постматериального общества", "постиндустриального общества", "общества постмодерна", "информационного общества", "общества рисков" и т.п. не сможет просуществовать дольше, чем современное общество по определению». Теория М, будучи связанной с теорией конфликтов и теорией инноваций, может «послужить подходящей теоретической моделью для обоснования развития общества в настоящем и будущем». Необходима «постоянная модернизация самой теории модернизации», которая должна включать технологические и социальные инновации, механизм аккомодации социальных изменений, распространение ценностей М (с. 239).

1 В переводе русского издания «множественных модернити». - Прим. реф.

«Всемирная модернизация - это одновременно мировой тренд и рациональный выбор». Для человеческой цивилизации в целом модернизация - тренд; для стран и сообществ - выбор. «Страны, которые выберут модернизацию, будут двигаться в ее направлении. с разной скоростью». Те, которые от нее откажутся, будут стремиться «отстоять свой стиль жизни». В них также «могут происходить социальные изменения», но «от стандартов жизни развитой части человеческой цивилизации они будут отставать все дальше и дальше» (с. 231).

Представляя глубокое изменение человеческой цивилизации, М - всемирно-исторический процесс, в основе которого заключены универсальные и объективные закономерности. В то же время успешное осуществление этих закономерностей зависит от качеств и воли субъекта, поскольку модернизация - «соревновательный процесс». Это - «международное соревнование в стремлении достичь и удержать высокий по мировым меркам уровень развития» (с. 15).

«Конец всемирной модернизации не определен, так как она является динамическим процессом». С 60-х годов XVIII в. и до наших дней М можно разделить на две стадии: первичную и вторичную, и четыре волны: механизацию в XVIII в., электрификацию в XIX в., автоматизацию в 50-х годах XX в. и информатизацию, начавшуюся с 80-х годов ХХ в. Первичная М является «классической», и ее основными чертами являются индустриализация, урбанизация и демократизация, а вторичная - «неомодернизацией», и ее главные характеристики - интенсификация знаний, информатизация и глобализация. М может быть как «упреждающей» (на Западе), так и «догоняющей» (на Востоке), «эндогенной» и «экзогенной» (с. 229).

М обладает «отрицательными эффектами: на первичной загрязнение природной среды, разрыв между богатыми и бедными, периодические экономические кризисы, на вторичной - разрыв в доступе к информации, интернет-преступность, международные риски». Преодоление отрицательных эффектов предыдущей стадии развития покажет «новое направление прогресса цивилизации» и приведет к «снижению социальных затрат» на М (с. 231-232).

«Всемирная модернизация - одновременное проявление во всем мире как дифференциации, так и конвергентности»: «Разрыв в экономической эффективности будет расширяться, а разрыв в

экономической структуре - уменьшаться, разрыв в масштабах доходов на душу населения будет увеличиваться, а разрыв в социальной структуре - уменьшаться». Проявятся «различия в политическом поведении и международное сходство правительственных структур»; «разнообразие культурной мысли будет сочетаться со сходством индустриальных и культурных учреждений» (с. 232233, курсив реф. - А.Г.).

Объективно, в силу «всемирного тренда», модернизируются и те страны, что плетутся в хвосте мирового развития. Так было и с Китаем, который «упустил множество блестящих возможностей» вырваться вперед: в ХУШ в. первую промышленную революцию, в Х1Х в. вторую, наконец, в 1945-1970 гг. - «третью промышленную революцию (наилучший момент для автоматизации и создания индустриальной экономики)». Положение изменилось лишь с переходом к «политике реформ и открытости», который совпал с началом «четвертой промышленной революции (информатизацией)» (с. 79, 245).

Возможности, открываемые всемирно-исторической эпохой, подчеркивают авторы доклада, можно «ясно осознать» только «двигаясь с опережением», а почувствовать - только «находясь в ее авангарде». Даже великой, цивилизованной нации грозит регресс, если она не осознает «возможности, предоставляемые временем» и не сумеет их использовать: «На протяжении тысячи лет... (с 500 до 1500 г. н.э.) Китай был мировым лидером». Но XVIII в. оказался переломным: аграрный строй страны не выдержал конкуренции с индустриальной цивилизацией. Итак, если «в аграрную эру Китай был одним из столпов цивилизации», то во время промышленной революции «ему пришлось довольствоваться ролью учащегося на своих ошибках». Модернизируясь, Китай должен вернуть себе положение мирового лидера и в новую эру - «эру знаний» - стать «одним из ее первопроходцев» (с. 84, 249).

Специфику современной ситуации докладчики предлагают оценить через призму «теории вторичной модернизации», основные положения которой ее автор, руководитель академического Центра по модернизации Хэ Чуаньци, впервые опубликовал в 1998 г. Это «не просто теория модернизации в широком смысле, но и теория человеческой цивилизации, что сочетает теорию модернизации с теорией человеческой цивилизации в динамичное целое» (с. 238).

Приблизительно 40 лет тому назад в результате революции в области знаний и информации, пишет во введении Хэ Чуаньци, человек из «потребителя материальных благ превращается в потребителя духовных благ (ценностей); человечество вступает в период развития цивилизации знаний. Если считать, что переход от аграрной цивилизации к промышленной цивилизации был первой модернизацией, то переход от промышленной цивилизации к цивилизации знаний является второй модернизацией. Сущность модернизации в мире состоит в поступательном движении от одной эпохи к другой» (с. 8, курсив реф. - А.Г.).

Хэ Чуаньци относит свою теорию к «постмодернизацион-ным», возникновению которых авторы придают большое значение. Прежде всего «постмодернизационные» теории более адекватны для современного мира, чем классические теории М, которые исчерпали себя после того, как промышленные страны завершили в 60-х годах XX в. «классическую модернизацию» и выяснилось, что индустриальная экономика - «не конечная точка и не кульминация мирового экономического развития», а индустриальное общество -«не конечная точка развития человеческого общества». В явлениях деиндустриализации и дезурбанизации эволюция развитых стран демонстрирует, считают авторы доклада, преодоление «рамок индустриальной цивилизации» (с. 51).

Но главное для китайских авторов то, что «постмодерниза-ционные» теории более адекватны для развивающихся стран и прежде всего для самого Китая, поскольку в отличие от модерни-зационной «классики» в них М не отождествляется с вестернизаци-ей, а это открывает перспективы для учета специфики процесса, развертывающегося в настоящее время в развивающихся странах. «Теория вторичной модернизации» и предназначена для того, чтобы учесть эту специфику, которая выражается в наложении двух фаз процесса - «вторичной» на «первичную».

Сложность такого совмещения заключена в том, что две фазы М, будучи тесно связанными, подчиняются разным законам и обладают различными чертами. В большой мере первичная М закладывает основу для вторичной, например, индустриализация обеспечивает успех информатизации и глобализации или общее начальное образование на первой фазе служит ступенью для перехода к всеобщему высшему образованию на второй. В других слу-

чаях отмечается не просто несоответствие, но и столкновение противоположных тенденций, например - концентрации производства и децентрализации.

При проведении первичной М целью экономического роста является удовлетворение материальных потребностей населения и достижение экономической безопасности страны. При вторичной упор делается на повышение качества жизни с «целью удовлетворения потребности людей в счастье и самовыражении». В ходе первичной М экономическое развитие выступает основным приоритетом, от чего страдает экология; в ходе вторичной экономика и экология «приносят взаимную пользу» (с. 38, 95).

«Теория вторичной модернизации» предлагается в докладе в качестве обоснования «оптимальной национальной стратегии». За 50 лет «упорной работой» Китаю «удалось перейти от традиционного аграрного общества к индустриальному и вступить в фазу первичной модернизации». Теперь требуется завершить ее и одновременно «в максимально сжатые сроки» осуществить вторичную. В связи с этим у Китая возникает уникальный шанс - вырваться в лидеры именно успехами в информатизации и сфере знаний. Уже сейчас, подсчитали докладчики, «если основываться на индексе вторичной модернизации», уровень страны по сравнению с другими выше, чем «если делать сравнение по степени завершенности первичной» (с. 98).

Еще в 1998 г. три региона Китая из 34 двигались в направлении вторичной модернизации. Пекин вступил в подготовительную фазу вторичной модернизации, Тайвань - в начальную, а Гонконг уже дошел до фазы развития. Кроме того, в шести регионах индексы вторичной М превышали средний мировой показатель, а в семи -средний показатель в странах со средним уровнем дохода. В их число входили города Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Гонконг, а также Макао, Тайвань и провинция Ляонин. В настоящее время «индустриализация и информатизация идут вровень друг с другом», первичная и вторичная модернизации продвигаются вперед одним темпом. И «общее движение модернизации» в Китае «впечатляет своей скоростью» (с. 81, 98).

Однако поскольку вторичная фаза во многих аспектах «является противоречащей и нивелирующей первичную», наложение двух модернизаций представляет серьезнейшую проблему: «Китай

находится под давлением необходимости завершения первичной и одновременно - осуществления вторичной модернизации в максимально сжатые сроки». Такой вызов никогда не вставал перед развитыми странами. «Китаю требуется найти подходящий путь, и основная стратегия интегрированной модернизации представляется наиболее рациональным вариантом» на ближайшие 50 лет. Это предполагает «координированное», «гармоничное» развитие обеих фаз М (с. 95, 246, курсив реф. - А.Г.).

На протяжении длительной истории человеческой цивилизации различные нации развивались по-своему, и разные страны имели различные достижения. Темпы развития цивилизации разных народов и стран были отличными, поэтому всемирная М демонстрирует «асинхронность осуществления и неодинаковость результатов». Этой теме был посвящен доклад за 2010 г.

Международная структура всемирной модернизации

Развитые страны составляют 12-15%, за 1700-2006 гг. их число варьировалось от 12 до 20. М в развивающихся странах началась на 60-200 лет позднее, чем в странах с «упреждающим типом модернизации». Около 160 лет потребовалось развитым странам для завершения первичной М. К 2006 г. около 35 стран с численностью населения 1,13 млрд. человек (18% населения планеты) ее завершили. Около 90 стран ее осуществляют и около 12 (не считая сотни национальных меньшинств) остаются на уровне традиционного аграрного общества. Около 29 стран вступили во вторичную М, это 970 млн. человек (15% населения планеты). Согласно классификации стран по индексу вторичной М и интегрированному индексу модернизации, в число развитых стран в 2006 г. входили: США, Швеция, Япония, Дания, Финляндия, Норвегия, Австралия, Швейцария, Южная Корея, Канада, Нидерланды, Германия, Франция, Бельгия, Новая Зеландия, Великобритания, Австрия и Ирландия (с. 229-230).

Суммарная численность населения, «пользующегося благами модернизации», - от 850 млн. до 1 млрд. человек в 2006 г., что составляет от 13 до 16% населения планеты. Вероятность деградации развитых стран до состояния развивающихся в ХХ! в. касается

двух-четырех стран; вероятность прогресса развивающихся стран до состояния развитых - от одной до пяти (с. 230).

«В XXI в. предполагается около 20 развитых стран и более сотни развивающихся, последние будут бороться за пять мест среди развитых. Дополнительная численность населения, пользующегося благами модернизации, может составить 700 млн., из которых 500 млн. будут проживать в развивающихся странах. Иными словами, около 10 млрд. жителей развивающихся стран будут соперничать за то, чтобы 500 млн. из них получили возможность насладиться благами модернизации». Таким образом, межстрановая конкуренция в XXI в. будет «хоть и рационально обоснованной, но крайне жесткой» (с. 233-234, 249).

Уровень всемирной модернизации в 2007 г.

29 стран, включая США, вступили в период вторичной М, 22% от общей выборки; 35 стран, включая Польшу, достигли полноценной первичной М, и 27, включая Бразилию, в целом осуществили ее. Общая численность стран, так или иначе достигших первичной М в разной степени завершенности, составила около 50% выборки.

21 страна, включая Швецию, имела статус развитой; 25, включая Грецию, относились к числу среднеразвитых; 36, включая Китай, были предварительно развитыми; а 49, включая Индию, -отстающими. Десятку лучших по индексу вторичной М составляли США, Швеция, Дания, Финляндия, Япония, Норвегия, Южная Корея, Швейцария, Германия и Бельгия.

Уровень модернизации Китая в 2007г.

Первичная М осуществлена на 87%, индекс вторичной - 42, а интегрированной - 38 баллов, это 70, 63 и 78-е места соответственно среди 131 страны. По сравнению с 2006 г., рейтинг Китая по индексу вторичной М возрос на семь позиций, но индексы первичной и интегрированной М опустились на две и три позиции соответственно (с. 248-249).

Уровень региональной модернизации Китая в 2007 г.

В 2007 г. региональное развитие носило несбалансированный характер: Пекин вступил в период вторичной М, в то время как большинство регионов все еще находились на первичной стадии; по индексам вторичной М семь регионов, включая Пекин, были развитыми или среднеразвитыми, 24, включая провинцию Шань-дун, были «предварительно развитыми»; по индексам интегрированной М два региона, включая провинцию Гуйчжоу, были отстающими.

«Авангард региональной модернизации» континентального Китая приблизился к нижней границе уровня развитых стран. Например, ряд индикаторов Пекина и Шанхая был сопоставим с индикаторами Италии и Испании. Уровень М прибрежных областей в Восточном и Северном Китае достиг или даже превысил среднемировой. Гонконг, Макао и Тайвань вступили в период вторичной М и их индексы превышали уровень среднеразвитых стран.

Степень завершенности первичной модернизации в Китае в 2008 г.

В 2008 г. Китай достиг 90% первичной М; в Шанхае и Пекине она была осуществлена почти на 100%; в девяти регионах, включая Тяньцзинь, этот уровень был в промежутке от 90 до 98%; в 16, включая провинцию Цзилинь, - от 80 до 89%, а в четырех, включая Гуанси-Чжуанский автономный район, - от 75 до 79%. Если исключить Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Макао, Гонконг и Тайвань, в первую десятку по уровню первичной М в 2008 г. войдут провинции Чжэцзян, Гуандун, Цзянсу, Фуцзянь, Ляонин, Шаньдун, Хубэй, Цзилинь, город Чунцин и автономный район Внутренняя Монголия (с. 249).

Поскольку в осуществлении М требуется поддержка ресурсами, Китай нуждается «в большем международном пространстве». Уже современные масштабы М при 1 млрд. человек, пользующихся ее благами, оказали серьезное воздействие на мировые запасы ресурсов и окружающую среду, «достижение модернизации для 1,3 млрд. человек, проживающих в Китае, будет не меньшим ударом» даже с учетом «эффекта замещения, оказываемого экономикой знаний на материальные ресурсы». Вывод: «Китаю необхо-

димо всячески улучшать свое международное положение и расширять международное пространство» (с. 246).

Признавая значение внешнего фактора в выработке самой стратегии М, доклад за 2008 г. был специально посвящен формированию «модели международной модернизации Китая». Для конца правления династии Цин она сводилась к «изматывать, терпеть, продавать». После поражения в первой «опиумной войне» «правители избрали тактику изматывания, всячески замедляя развитие международных отношений. Поражение во второй «опиумной войне» привело к попытке вестернизации, в надежде на укрепление страны и армии западными технологиями. После неудачи в первой Японо-китайской войне была взята на вооружение тактика воздействия на одну страну через другую, в результате чего Китай оказался, по сути, продан ради краткосрочной выгоды, а династия Цин укрепила свое феодальное правление».

«Международная стратегия времен Китайской республики включала три аспекта. Во-первых, требовалось признание республики международным сообществом. Во-вторых, была сделана ставка на пересмотр международных договоров, чтобы избежать внешней угрозы и частично вернуть стране ее права. В-третьих, страна нуждалась в зарубежной помощи и потому участвовала во всемирном антифашистском Альянсе, чтобы спастись от японских захватчиков. После победы во Второй мировой войне Китай стал одним из инициаторов учреждения ООН».

«Международная стратегия Нового Китая заключается в независимой внешней политике мира, основанной на пяти принципах: взаимное уважение к территориальному единству и суверенности, взаимное отсутствие агрессии, невмешательство в чужие политические отношения, равенство и взаимная выгода и мирное сосуществование. Страна принимает участие в международном сотрудничестве, подняла международный авторитет и постепенно выправляет свое международное положение. Китай по-прежнему следует пяти принципам мирного сосуществования и независимой политике мира, концентрируясь на экономическом развитии и поддержании дипломатических отношений и стремясь к мирному объединению и гармонии со всем миром. Вокруг трех основополагающих отправных точек экономического роста, национального объединения и стремления к мировому спокойствию Китай вы-

строил международные связи с разными странами и развивает международные отношения во всех областях и на разных уровнях» (с. 182).

Специальный доклад Центра за 2009 г. посвящен вопросам культурной модернизации (КМ). КМ Китая - это вклад в общечеловеческую цивилизацию, в обустройство жизни на земле: «Если наша планета - физический дом всех людей, то культура должна быть их духовным домом». КМ является всемирно-исторической потребностью и одновременно рациональным выбором различных стран и народов, которые «должны нести ответственность за свой выбор», поскольку развитие национальной культуры - это созидание «духовного дома» всего человечества (с. 196, 198).

Во всемирно-историческом масштабе М начиналась именно с культуры: «В целом, ее можно соотнести по времени с эпохой Возрождения, религиозной Реформацией, научной революцией и эпохой Просвещения. Согласно опыту развитых стран, модернизации всегда предшествует идеологическая эмансипация». Промышленной революции в Англии, Американской и Французской революциям предшествовали научная революция и Просвещение. «В развивающихся странах, напротив, экономический рост и социальный прогресс могут стать толчком для культурной модернизации» (с. 199).

КМ может быть быстрой или относительно медленной; она может представлять собой революционные изменения или постепенные; она может быть как тихим и незаметным изменением, так и захватывающим дух социальным движением. Например, культурные изменения, вызванные Французской революцией XVIII в. или студенческими волнениями в США и Европе в 1960-х годах, носили ярко выраженный революционный характер. Изменения в инвайронментальной культуре, вызванные экологическим движением в 1970-х годах, носили характер социального движения. Изменения же в интернет-культуре, вызванные информационной революцией 1980-х годов, также можно охарактеризовать как революцию.

При анализе КМ следует избегать «одностороннего и механистического мышления». Она «не эквивалентна полному отказу от традиционной культуры», не должна «полностью отвергать традиционную культуру или, наоборот, развивать только ее». Речь должна идти о «частичном унаследовании и развитии традицион-

ной культуры» при «частичном отказе от нее», а главное - о «рациональном использовании». В процессе КМ традиционная культура продолжает существовать и выполнять свои функции, служа «источником вдохновения для культурной индустрии». В условиях глобализации роль культурного наследия возрастает, поэтому его «эффективное использование и рациональная защита» становятся «органичными и неотъемлемыми частями» КМ (с. 199-201).

Изменения в культуре могут иметь различный вектор. Переход от традиционной культуры к модерности, от нее к постмодернистской культуре или от «материальной» культуры к «экологической» носит «нелинейный» характер. А развитие науки и техники, культурных знаний, учреждений и индустрии является «частично линейным». КМ является «частично обратимой и при определенных условиях может пойти вспять» (с. 199, курсив реф. - А.Г).

КМ включает в себя две фазы - «дифференциацию и обратный ей процесс». Дифференциация означает, что область культуры отделилась от общества, став такой же автономной, как политика или экономика, что проявляется в специализации и профессионализации культуры. Обратный процесс подразумевает размывание граней между культурой, обществом и экономикой, что проявляется в «экономизации культуры, культуризации экономики, социализации культуры и культуризации общества» (с. 201).

Авторы выделяют особенности КМ на первой и второй фазах. «Первичная модернизированность» в сфере культуры предполагает: научное знание; рационализм мышления и секуляризацию, «веру в науку и технику, модернизм, экономику и национализм»; «дух свободы, демократии, науки, равенства и человечности»; новые цели: прогресс, богатство, самовыражение, развитие ценности личности и ее способностей; новый взгляд на мир, предполагающий эффективность, открытость и «стремление принимать участие», «ориентацию на доверие, ответственность, достижения и справедливость» (с. 205-206).

Черты вторичной КМ - «новые взгляды на культуру (культурная индустриализация, культурная диверсификация, защита культурного наследия, интернет-культура и культура инноваций), новые идеи развития (качество жизни, экологическое сознание и полноценное развитие человека), новые научные взгляды (дуализм науки, сверхнаука и высокие технологии), новые взгляды на обра-

зование (популяризация высшего образования, онлайн-образование и обучение в течение всей жизни), новые ценности (постматериализм, индивидуализация, толерантность, уважение к неопределенности и разнообразию) и новые взгляды на мир (гуманизация, культурная свобода и саморазвитие)» (с. 206).

Процесс КМ Китая, пишут авторы, - это «комплексный процесс взаимодействия традиционной и современной, национальной и зарубежных культур». Его исторические стадии, совпадая с основными стадиями М в целом, включают: начало (1840/60-1911), «частичную» КМ (1912-1949) и «полноценную» (с 1949 г.). К настоящему моменту Китай еще не завершил «первичную» фазу КМ, но «в нем уже наблюдаются многие элементы вторичной; уровень культурной жизни в стране достиг среднего в мире, а культурная конкурентоспособность сравнима с уровнем средних мировых держав» (с. 214).

В аграрную эпоху более тысячи лет Китай был «мировым культурным лидером». При этом никогда не прекращалось и его международное взаимодействие в культурной сфере. По мнению некоторых китайских ученых, культура Китая эпохи династии Мин «сопоставима с европейским Ренессансом». К тому времени относятся пять «классических работ» о науке и технике: «Компендиум лекарственных веществ», написанный Ли Шичжэнем (1578), «Трактат о музыкальной темперации» Чжу Цзайюя (1603), «Трактат о сельском хозяйстве» Сюй Гуанци, «Путевые заметки» Сюй Сякэи, «Использование вещей природы» Сун Инсина (1637). «Деградация китайской культуры началась в XVII в.», когда династию Мин сменила династия Цин1. Цины «заключали в тюрьму или казнили авторов при малейшем подозрении в вольнодумии, всеми силами стремясь сохранить феодальную культуру и сопротивляясь культурным инновациям» (с. 214-215).

Две «опиумные войны» «встряхнули китайскую цивилизацию». Началась трансформация китайской культуры, связанная с распространением знаний, науки и техники Запада, «новую силу начали набирать прогрессивные мысли о перенимании сильных сторон зарубежных захватчиков». Системный прогресс выразился в отказе от имперских экзаменов, появлении школ нового образца,

1 Цин - династия маньчжурских завоевателей Китая. - Прим. реф.

отправке студентов за рубеж, установлении системы патентов, отказе от стереотипных традиционных систем письма. Появились новые культурные учреждения (типографии, библиотеки, музеи), современные издательства и средства связи (почта, телеграф).

В республиканский период (1911-1949) «набрала хороший ход» «частичная» КМ. Прежде всего это был «прогресс в идеях»: «Движение за новую культуру», выступавшее за развитие демократии и науки, распространение марксизма и выдвижение «трех народных принципов» Сунь Ятсена. Научный прогресс выразился в развитии астрономии, математики, физики, метеорологии, географии, биологии и инженерных технологий. Развивался международный культурный обмен и происходила «культурная революция против феодализма и автократии» с появлением новой литературы, современных форм музыки и кино, а также новых предприятий, станций вещания, современных научных организаций и современных издательств (с. 215).

«Новый Китай стал ареной полномасштабной культурной модернизации, вместившей себя как потери, так и новые приобретения. китайские наука и техника достигли полноценного развития с очевидным акцентом на повышение качества национальной науки... Люди находились под впечатлением от таких проявлений прогрессивной мысли, как научные инновации и демократия, реформы и открытие границ, ориентации на человека и возможность выражать свои мысли и свободно и содержательно1. Развивались упрощенные системы письменности и устной речи, народная литература, появились телевидение и интернет-культура, "онлайн-литература"». Глубокая трансформация происходит в социальной культуре (виды семьи и брака, стиль одежды и архитектуры, формы этикета, организация свадеб, досуга, туризм). Прогрессируют «культурный профессионализм и индустриализация» культуры (с. 215-216).

Что же требуется для дальнейшего развития КМ в Китае?

Хотя М является естественным эволюционным процессом культурного развития человечества, она не вращается сама по себе, как «небесное тело, а движется вперед за счет инноваций и их

1 Под понятием «Новый Китай» докладчики из Центра исследования модернизации характеризуют преимущественно те культурные изменения, что произошли в период «реформ и открытости». - Прим. реф.

диффузии». Человеческая история - это «история инноваций», а культурные инновации «могут зависеть, от рыночной конкуренции», ибо КМ присущ дуализм как «средства защиты традиционных культурных устоев, прав и интересов», так и «средства повышения качества культурной жизни и конкурентоспособности». Как товары произведения культуры «могут быть произведены и проданы на рынке с целью получения прибыли». В результате «культурная конкурентоспособность постепенно становится главной конкурирующей силой страны», важнейшим козырем в международном соперничестве1 (с. 198-199, 201, 228, курсив реф. - А.Г).

Китай может в будущем, как было и в прошлом, претендовать на первенствующую роль во взаимодействии культур, каковой и является КМ, включающая «международное сотрудничество, обмен, конкуренцию и конфликты». Нет такой страны, которая «не впитала бы в себя элементы культуры других стран в ходе культурной модернизации», и «ни одна страна не должна отвергать международный культурный обмен и сотрудничество в ходе модернизации» (с. 200).

Вместе с тем «нет такого удачного примера осуществления культурной модернизации, который можно скопировать». Ведущие страны дают «пример для обучения, но не для подражания». М принимает разные формы, осуществляется по «разным моделям и в разных режимах». Требования КМ можно унифицировать, поскольку цель одна. Но «идут к этой цели разными путями» (с. 200).

Выбор страной своей модели М в значительной мере обусловлен ее культурным наследием. «Культурная глобализация. подчеркивает его историческое значение», а это - обеспечение национальной идентичности, «источник культурных инноваций», основа «культурной индустрии» и наконец - «составляющая культурной конкурентоспособности и влияния» (с. 201, 214).

Культура каждой страны и народа уникальна, и «с позиций международных законов и гуманизма, каждый тип культуры равен всем остальным и имеет равные шансы на сохранение и развитие». Однако разные культуры имеют «разную конкурентоспособность» и потому «не равноценны». «Центральными становятся несколько

1 Так в теоретическом плане подкрепляется одно из фундаментальных положений внешнеполитической доктрины КНР о роли «мягкой силы» в повышении международного авторитета страны. - Прим. реф.

крупных культур», влияние других слабеет, а часть культур «постепенно затухает», превращаясь в культурное наследие, элементы которого оказываются «лишь товаром на рынке». Некоторые вовсе «отмирают», не получив развития, защиты или поддержки (с. 195, 214).

«Всемирная модернизация включает в себя не только модернизацию жизни и структур», но и мысли. В век «экономики знаний» такая модернизация становится особенно важной. Закономерно, что «основной приоритет в модернизации Китая отдается индустриализации», однако «отставание в области мысли» может иметь отрицательный эффект. «Феодальные идеи в Китае обладают длительной историей, потому отказаться от них не слишком просто». А без их преодоления и «полной эмансипации сознания людей достижение модернизации в Китае представляется весьма сомнительным». М мысли все более становится «ключевым фактором общей модернизации Китая», а упор на нее - «стратегическим выбором» (с. 245, курсив реф. - А.Г.).

«Китайский народ является одним из крупнейших в мире, и его давними чертами являются стремление обучаться и созидать, тяга к миру и уважение к истории. Если в XXI веке удастся достигнуть культурной модернизации, китайская культура вернет себе доминирующее положение в мире и внесет неоценимый вклад в прогресс цивилизации» (с. 214, 216), - провозглашают авторы доклада о КМ.

Однако М не происходит «раз и навсегда», и культурная тоже «является частично обратимой и при определенных условиях может пойти вспять», - предупреждают китайские ученые, возлагая в то же время надежду на историю Китая: «Китай обладает великой историей, древней культурой и уникальными людьми. Ничто в мире не сможет остановить его развитие, принизить мудрость китайского народа, сдержать прорыв китайских инноваций или ограничить возможности развития страны. Инновации, способность к обучению, знания и человеческие ресурсы составляют главное богатство и одновременно являются теми крыльями, что помогут взлететь китайской нации. Неизвестно, что сулит нам будущее, но история строится людьми. Народ, обладающий великой историей, определенно способен создать великое будущее» (с. 81, 199, 234).

Во вступлении к русскому изданию Н.И. Лапин и Г.А. Тосу-нян, ссылаясь на разработки Обзорного доклада, утверждают, что и

2012.04.002-009

в России важно различать две стадии М, а также их динамику в разных по экономическому и социокультурному уровню регионах. «Требуются большие скоординированные усилия, направленные одновременно на скорейшее завершение первичной и развитие вторичной модернизации. Необходимо учитывать, что вторичная модернизация не может успешно развиваться без завершения первичной, т.е. без значительного повышения качества рабочих мест, улучшения благосостояния и здоровья населения, обеспечивающего рост продолжительности жизни. По сути, речь идет об интегрированной модернизации России - координации путей и результатов двух стадий модернизации» (с. 11).

А.В. Гордон

2012.04.002-009. ФИНАНСОВЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 2008-2009 гг. И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ. The financial and economic crisis of 2008-2009 and developing countries / Ed. by Dullien S. et al. - N.Y.; Geneva: UN, 2010. - XIV, 324 p.

From the cont.:

2012.04.002. DULLIEN S., KOTTE D.J. MARQUEZ A., PRIEWE J. Introduction. - P. 1-14.

2012.04.003. PRIEWE J. What went wrong? Alternative interpretation of the global financial crisis. - P. 17-52.

2012.04.004. YANG L., HUIZENGA C. China's economy in the global economic crisis: Impact and policy responses. - P. 119-147.

2012.02.005. Sen Gupta A. Sustaining growth in a period of global downturn: The case of India. - P. 149-170.

2012.04.006. OSАKWE P.N. Africa and the global financial and economic crisis: Impacts, responses and opportunities. - P. 203-222.

2012.04.007. MALGALHAES P.D., MACEDO CINTRA M.A. The emerging market economies in the face of the global financial crisis. -P. 53-72.

2012.04.008. Marquez A. The report of the Stiglitz commission: A summary and comment. - P. 225-254.

2012.04.009. KOTTE D.J. The financial and economic crisis and global economic governance. - P. 305-324.

Редакторы данного сборника С. Даллиен, А. Маркес и Я. Приве (Высшая школа экономики и техники, Берлин, Германия) (002) отмечают во введении, что в центре внимания авторов -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.