Научная статья на тему 'Модернизация установки деасфальтизации гудрона пропаном 36/2м цеха 101 завода масел ОАО "АНХК"'

Модернизация установки деасфальтизации гудрона пропаном 36/2м цеха 101 завода масел ОАО "АНХК" Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
1545
682
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СВЕРХКРИТИЧЕСКАЯ РЕГЕНЕРАЦИЯ РАСТВОРИТЕЛЯ / АРОМАТИЗИРОВАННОЕ МАСЛО-ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТОКИ / ПЕЧЬ / ТЕПЛООБМЕННИКИ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Дегтярёв П.А., Замковой Н.П., Шмаков Н.В.

Приведены основные актуальные проблемы установки 36/2М: энергоёмкая технология, неполная регенерация растворителя-пропана и неэффективное устаревшее оборудование. Предложен проект комплексной модернизации установки, позволяющий решить эти проблемы. Приведены экономические показатели проекта модернизации установки, капитальные затраты и ожидаемый экономический эффект, свидетельствующие об эффективности проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Дегтярёв П.А., Замковой Н.П., Шмаков Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical upgrade of tar oil solvent deasphalter with propane at 36/2M workshop 101 lube oil factory of OF JSCo ''Angarsk petrochemical company''

The main problems of 36/2M solvent deasphalter are described: energy intensive technology, incomplete recovery of propane as a solvent and inefficient outdated machinery. The article offers a project of a comprehensive installation modernization solving these problems. The economic performances of modernization project, investment costs, and economic potential are highlighted. These economic indicators argue for its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Модернизация установки деасфальтизации гудрона пропаном 36/2м цеха 101 завода масел ОАО "АНХК"»

УДК 665.6/.7

МОДЕРНИЗАЦИЯ УСТАНОВКИ ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ ГУДРОНА ПРОПАНОМ 36/2М ЦЕХА 101 ЗАВОДА МАСЕЛ ОАО «АНХК»

П.А. Дегтярёв, Н.П. Замковой, Н.В. Шмаков

ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»,завод масел, 665830, Иркутская область, г. Ангарск, pashkad@inbox.ru

Приведены основные актуальные проблемы установки 36/2М: энергоёмкая технология, неполная регенерация растворителя-пропана и неэффективное устаревшее оборудование. Предложен проект комплексной модернизации установки, позволяющий решить эти проблемы. Приведены экономические показатели проекта модернизации установки, капитальные затраты и ожидаемый экономический эффект, свидетельствующие об эффективности проекта. Ил. 5. Табл.1. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: проблемы установки; модернизация; сверхкритическая регенерация растворителя; ароматизированное масло-теплоноситель; технологические потоки; печь; теплообменники.

TECHNICAL UPGRADE OF TAR OIL SOLVENT DEASPHALTER WITH PROPANE AT 36/2M WORKSHOP 101 LUBE OIL FACTORY OF JSCo 'ANGARSK PETROCHEMICAL COMPANY'

Degtyarev P.A., Zamkovoy N.P., Shmakov N.V.

JSCo 'Angarsk petrochemical company', Lube oil factory, 665830, Angarsk, Irkutsk Region, Russia, pashkad@inbox.ru

The main problems of 36/2M solvent deasphalter are described: energy intensive technology, incomplete recovery of propane as a solvent and inefficient outdated machinery. The article offers a project of a comprehensive installation modernization solving these problems. The economic performances of modernization project, investment costs, and economic potential are highlighted. These economic indicators argue for its effectiveness.

5 figures. 1 table. 7 sources.

Key words: solvent deasphalter problems; supercritical solvent recovery; lube thermal oil; process streams; tube heater; heat exchangers.

ВВЕДЕНИЕ

В данной статье поднимаются основные проблемы установки 36/2М завода масел ОАО «АНХК» и предлагается комплексное их решение.

Основные проблемы установки 36/2М:

1. Большая энергоёмкость процесса. Технология деасфальтизации гудрона пропаном была разработана еще в середине прошлого века и до настоящего времени существенно не

изменилась. Ежегодно на установке потребляется около 300 000 тонн водяного пара на 154 млн руб. и электроэнергии на 17,6 млн руб. По энергозатратам установка значительно уступает зарубежным аналогам, на которых используется более современная и экономичная технология.

2. Неполная регенерация растворителя. В качестве растворителя в процессе деасфальти-

зации используется пропан, который в дальнейшем в несколько ступеней выделяется из жидкой фазы продукта. О недостаточно полной регенерации можно судить по выходу из строя секций воздушных холодильников пропана Т-3...Т-3г, в трубках которых откладывается продукт и постепенно их забивает. Эта проблема также является результатом недостатков существующей технологии и негативно влияет на процесс деасфальтизации и работу некоторых аппаратов.

3. Устаревшее, неэффективное и небезопасное оборудование. Сюда относятся физически и морально устаревшие аппараты воздушного охлаждения Т-3..Т-3г, о которых уже упоминалось выше. Эти аппараты имеют низкий КПД, потребляют значительное количество электроэнергии и при этом не обеспечивают оптимальных температур захолаживания пропана. Также к этой группе мы относим существующую печь П-2Р, которая уступает по эффективности современным промышленным печам. Кроме того, в 2006 г. печь подверглась значительной деформации каркаса, вследствие прогара змеевика печи. Локальный ремонт, выполненный в 2007 г., не обеспечивает длительной безопасной эксплуатации всей конструкции, так как прочностные свойства материала каркаса снизились. Таким образом, дальнейшая эксплуатация печи невыгодна и небезопасна.

Цели проекта:

1. Снижение себестоимости продукции.

2. Улучшение процесса регенерации растворителя.

3. Повышение надежности и безопасности производства.

Задача проекта - комплексная модернизация установки 36/2М.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для снижения себестоимости продукции и улучшения процесса регенерации пропана предлагается:

1) внедрение энергосберегающей технологии регенерации пропана из раствора деас-фальтизата в сверхкритических условиях;

2) использование органического теплоносителя для нагрева раствора деасфальтизата в процессе регенерации вместо пара;

3) более эффективное использование тепловой энергии потоков (пропан высокого давления, асфальт с установки);

4) замена воздушных холодильников Т-3...Т-3г на современные теплообменники испарительного типа. Для повышения надежности и безопасности производства, данным проектом предлагается замена печи П-2Р на цилиндрическую печь с более высоким коэффициентом

полезного действия.

Регенерация растворителя в сверхкритических условиях

По существующей технологии раствор де-асфальтизата после экстракционных колонн разделяется на две фазы (деасфальтизат и пропан) при Т = 120 °С и Р = 28 кгс/см2 в испарителях, и далее с увеличением температуры и понижением давления в отстойных и отпарных колоннах.

Предлагаем внедрить на установке 36/2М более современную и экономичную технологию регенерации растворителя в сверхкритических условиях. Она еще нигде не применяется на предприятиях Роснефти, но уже давно успешно используется за рубежом и в России, например на «Ново-Уфимском НПЗ».

Суть технологии в следующем: разделение раствора производится в разделителях (рис. 1) при температуре 120 оС, такой же, как и в существующей технологии, но почти вдвое большем давлении 5МПа. В таких условиях пропан находится в сверхкритическом состоянии, т. е. при такой температуре и при таком давлении он является жидкостью и газом одновременно. Необходимое давление в 5 МПа создается бу-стерным насосом Н-21, температура 120 оС поддерживается клапаном на подаче теплоносителя в подогреватель Т-25. Из нижнего отверстия разделителя выходит деасфальтизат, из верхнего - пропан. Данные научных экспериментов, а также практика использования этой технологии показывают, что содержание деас-фальтизата в пропане на выходе разделителя не превышает 0,5%, что позволяет вернуть его в экстракционные колонны сразу же, без дополнительной очистки. Внедрение технологии сверхкритической регенерации на установке 36/2М позволит исключить из технологической схемы отбойники деасфальтизата колонны К-6, К-6АР, а также большую часть испарителей.

Использование органического теплоносителя вместо пара

Как уже говорилось выше, для того чтобы выделить пропан из раствора деасфальтизата необходимо нагреть его до 120 оС. Для этого в настоящее время используется водяной пар, который подается в испарители. Одновременно с внедрением сверхкритической регенерации мы предлагаем использовать для нагрева раствора деасфальтизата ароматизированное масло-теплоноситель АМТ-300 вместо пара. Это масло имеет высокую термическую стабильность и температуру самовоспламенения, что позволяет его использовать в наших целях. Для этого необходимо реализовать схему циркуляции теплоносителя (рис. 2).

Теплоноситель насосом Н-10/1,2 прокачи-

Рис. 1. Схема работы и устройство разделителя Р-1

вается через змеевики печи П-2р, где нагревается до температуры 270 °С и поступает в распределительный коллектор, а затем в подогреватели Т-25, Т-26 (где теплоноситель нагревает раствор деасфальтизата перед поступлением в разделители) и оставшиеся испарители Э-1, Э-2. Отдав тепло продукту, теплоноситель поступает в теплообменник Т-5, где нагревается потоком асфальта с установки, а затем поступает в буферную емкость Е-11. Для поддержания химического состава масла в схему периодиче-

ски подкачивается свежее масло из емкости Е-12. Для предотвращения закоксовывания необходимо обеспечить нагревание масла в печи не более рекомендуемой производителем температуры - 280 °С. Переход на органический теплоноситель позволит отказаться от дорогостоящего теплоносителя - водяного пара.

Эффективное использование тепловой энергии потоков

Разумно ли бросать деньги на ветер? Конечно, нет! Однако некоторые участки суще-

Н-10/1,2

Рис. 2. Схема циркуляции масла-теплоносителя

ствующей технологической схемы установки 36/2М отлично справляются с этой задачей. Мы имеем высокую температуру асфальта на выходе с установки - около 250 оС, но не используем ее в полной мере, кроме того тратим деньги в виде расходов на электроэнергию (около 1 млн руб. в год), чтобы сбивать температуру до требуемых норм воздушным холодильником Т-10.

Мы предлагаем:

1. Внедрение экономичной технологии сверхкритической регенерации пропана позволит освободить теплообменник Т-5 (рис. 3). Предлагаем использовать его для предварительного нагрева теплоносителя АМТ-300 перед его основным нагревом в печи.

2. Также убрать воздушный холодильник Т-10, и вместо нагревания воздуха будем нагревать гудрон перед его поступлением в экстракционные колонны, применяя винтовой теплообменник Т-10. Тем самым мы сможем исключить служивший для этой цели теплообменник Т-1 и дополнительно экономить пар на сумму 6,4 млн руб. в год.

Имеем еще один высокотемпературный поток - пропан на выходе с разделителей Р-1, Р-2 (его температура 120°С). В дальнейшем нам нужно его охлаждать и конденсировать, поэтому предлагаем использовать его температуру для предварительного нагревания потока

деасфальтизата перед разделителями в теплообменниках Т-21, 22 и нагревания раствора асфальта перед печью в теплообменниках Т-28, 29. Тем самым сэкономим топливо, сжигаемое в печи.

Замена воздушных холодильников типа АВЗ Т-3..Т-3Г

Также достаточно большая проблема установки - это воздушные холодильники Т-3...Т-3г (рис. 4). Они морально и физически устарели, имеют низкий КПД: при большом потреблении электроэнергии плохо захолаживают пропан. Коррозионный износ трубок и их разгерметизация приводит к ежегодному дорогостоящему ремонту - около 3,5 млн руб. в год. Мы предлагаем заменить их на современные теплообменники испарительного типа фирмы БаШтоге. Они совмещают в себе преимущества воздушных холодильников и закрытых градирен, обладают высокой эффективностью - два таких теплообменника заменят 5 старых, при этом потребляя меньше электроэнергии.

Замена печи П-2Р

Как уже говорилось выше при описании проблем, дальнейшая эксплуатация существующей печи (рис. 5) небезопасна по причине снижения прочности конструкции в результате пожара. Кроме того печь имеет низкий КПД -около 62%.

Данным проектом предлагается замена пе-

Рис. 3. Предлагаемая технологическая схема установки 36/2М

Рис. 4. Воздушные холодильники Т-3...Т-3г

чи на современную цилиндрическую печь с более высоким КПД (до 93%), что позволит сократить расход топлива. Кроме того цилиндрические печи более компактны.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты от внедрения проекта:

1. Значительное сокращение потребления пара - на 50%;

2. Эффективная регенерация пропана из раствора деасфальтизата: содержание деас-фальтизата в пропане на выходе разделителей - менее 0,5%, что позволяет вернуть его в экстракционные колонны сразу же, без дополнительной очистки.

3. Повышение надежности и безопасности процесса производства, в результате замены

печи П-2Р.

Экономические показатели проекта

Основные экономические показатели проекта модернизации приведены в таблице. Как можно заметить у проекта большой срок окупаемости, и его реализация выглядит достаточно рискованным делом, с точки зрения возврата денежных средств. Однако здесь следует отметить, что снижение себестоимости продукции не было единственной целью проекта. Целями были также: улучшение процесса регенерации пропана и повышение безопасности производства, достижение которых не даст ощутимого экономического эффекта, но положительно скажется на качестве продукта и сделает работу персонала более безопасной.

а) б)

Рис. 5. Существующая Г-образная печь (а) и предлагаемая цилиндрическая (б)

Сводная таблица экономических показателей

Таблица 1

Экономические показатели Значение

Объем инвестиций на реализацию проекта Экономический эффект Коэффициент экономической эффективности Срок окупаемости Срок окупаемости с учетом дисконтирования 309,508 млн руб. 85,316 млн руб./год 0,276 3,63 года 9,6 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение проекта характеризуется технологической и экономической эффективностью. В результате его реализации произойдет: сни-

жение себестоимости продукции, улучшение процесса регенерации растворителя, повышение надежности и безопасности производства.

1. Бабицкий И.Ф., Вихман Г.Л., Вольфсон С.И. Расчёт и конструирование аппаратуры нефтеперерабатывающих заводов. М.: Недра, 1965. 904 с.

2. Дытнерский Ю.И. Основные процессы и аппараты химической технологии. М.: Химия, 1991. 496 с.

3. Емельянов А.И., Капник О.В. Проектирование систем автоматизации технологических процессов: справочное пособие по содержанию и оформлению проектов. М.: Энергоатомиздат, 1983. 400 с.

4. ОСТ 26-291-94. Сосуды и аппараты сварные

ЖИЙ СПИСОК

стальные. Общие технические условия. Введ. 01.01.96.

5. Скобло А.И., Трегубова И.А., Егоров Н.Н. Процессы и аппараты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. М.: Гостопте-хиздат, 1962. 652 с.

6. Султанов Ф.М. Энергосберегающая технология сольвентной деасфальтизации нефтяных остатков: автореф. дисс... д-ра техн. наук. Уфа, 2009.

7. Технологический регламент установки 36/2М, ТР-1.05.528.

Поступило в редакцию 17 декабря 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.