Научная статья на тему 'Модернизация университетской системы подготовки научных кадров в Германии: опыт и проблемы'

Модернизация университетской системы подготовки научных кадров в Германии: опыт и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ / "НОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ" / УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ / НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / "THE NEW PUBLIC MAN-AGEMENT" / HIGHER EDUCATION / SYSTEM FOR TRAINING OF SCIENTIFIC PERSONNEL / DEGREE / RESEARCH MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибанькова А. А., Мямина М. А.

В статье на примере немецких университетов рассматриваются особенности реформ в системе подготовки научных кадров, осуществляемых в последнее десятилетие в ев-ропейских странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION OF UNIVERSITY SYSTEM IN THE FIELD OF SCIENTIFIC STAFF TRAINING IN GERMAN: EXPERIENCE AND PROBLEMS

In this article, the example of German universities, considered the features of the reforms in the administration of training for scientific personnel undertaken in the last decade in Euro-pean countries.

Текст научной работы на тему «Модернизация университетской системы подготовки научных кадров в Германии: опыт и проблемы»

МОДЕРНИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В ГЕРМАНИИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

А.А. Грибанькова1, М.А. Мямина2

Российский государственный университет имени Иммануила Канта 236041 г. Калининград, ул. А. Невского, 14 1E-mail: AGribankova@kantiana.ru 2E-mail: mmyamina@kantiana.ru

В статье на примере немецких университетов рассматриваются особенности реформ в системе подготовки научных кадров, осуществляемых в последнее десятилетие в европейских странах.

Ключевые слова: высшее образование, система подготовки научных кадров, «новое государственное управление», ученая степень, научный руководитель.

В начале 1990-х почти все европейские страны были вынуждены констатировать, что их университетские программы подготовки исследователей (PhD) оказались далеки от своей изначальной цели - подготовки молодых ученых, способных проводить оригинальные самостоятельные исследования. С учетом этого факта во многих европейских странах был выдвинут целый ряд инициатив для исправления ситуации путем создания новых режимов управления докторскими (PhD) программами и системой высшего образования в целом [1].

Хотя изменения в плане подготовки аспирантов и докторантов во многих европейских странах привели к значительному успеху, несколько стран, в том числе Германия, предпочли ограничиться косметическими реформами в этой области. Пренебрежение важностью реформы в системе подготовки исследователей удивительно, если учесть, что исследовательские программы многих экономических вузов и кафедр в значительной степени опираются на работу, проведенную аспирантами. Аспиранты и докторанты вносят большой вклад в научные исследования немецких экономистов [2], но, как показывает распределение исследовательских грантов Европейского исследовательского совета (2008), потенциал молодых немецких исследователей по-прежнему мало ценится на фоне исследователей других стран. Неспособность готовить конкурентоспособных исследователей и докторантов грозит утратой академического престижа, если не угрожает самому существованию немецких кафедр, поскольку Совет по науке (Wissenschaftsrat) как регулирующий орган в этой сфере рекомендует запретить кафедрам и факультетам, на которых не ведутся самостоятельные исследования, присуждать докторские степени.

Правительства (федеральное и региональные) являются основными игроками в области немецкого высшего образования. Они сталкиваются с растущими финансовыми трудностями и в то же время со все более громкими требованиями предъявления отчетности со стороны налогоплательщиков. В Германии высшее образование находится в ведении земельных правительств, а не федерального министерства образования и науки. Например, в Земле Северный Рейн - Вестфалия земельное прави-

1Анжела Алексеевна Грибанькова, (к.х.н.), доцент, заместитель начальника УНИР по аспирантуре, зав. каф. химии

2 Мария Алексеевна Мямина, (к.х.н.), доцент каф. химии

тельство после введения в 2007 г. закона, устанавливающего возможность введения платы за обучение, разрешило самим университетам устанавливать размер такой платы или же вообще отказаться от нее. Это привело к тому, что во многих университетах Германии, где плата была введена, начался отток студентов, и их число снизилось примерно на 40%. В университетах же, которые ее не ввели, например в университете Дюссельдорфа, считающемся не самым лучшим, число студентов увеличилось на 50%. К этому еще стоит добавить, что управление процессом введения и сопровождения платного обучения потребует новых рабочих мест в структуре администрации университетов (в бухгалтерии, отделе кадров, иностранном отделе), заработная плата этих сотрудников «съест» значительную долю планируемой прибыли. Остаток же их будет сведен к нулю, поскольку плата за обучение облагается государственными налогами.

Для координации работы вузов на федеральном уровне создана Германская конференция ректоров, которая также собирает сведения о зарубежных вузах.

В Германии, как и в России, пока существует двухступенчатая система: кандидата (promotion) и доктора (habitation) наук. Однако имеется степень доктор-инженер, которая соответствует одновременно и кандидату, и доктору технических наук и позволяет занимать профессорскую должность. Профессорских должностей становится все меньше, а желающих их занять все больше. Поэтому в последнее время введена должность временного профессора, которая дает вполовину меньшую зарплату и ограничена пятью годами. Замещение должности профессора в Германии не ограничено во времени (до пенсии, выход на которую не только желателен, но и обязателен, так как в денежном выражении это почти то же самое, но без обязанности читать лекции).

В последнее время ситуация меняется и вводится новая сетка, в соответствии с которой появились ограниченные во времени (4 года) профессорские ставки с вдвое меньшей оплатой и требованием привлечь в университет средства из дополнительных источников. Таким образом, по своему финансовому обеспечению они сравнялись со ставками научных сотрудников, но только с большей учебной нагрузкой.

Аспирантуры как таковой в Германии не существует. Можно закрепить свою тему и получить научного руководителя, что, как и само присуждение степени, утверждается советом факультета. Аспирант (или, как его называют в Германии, Dok-torand) не получает никакой стипендии и может писать свою работу всю жизнь. И находиться на половине ставки научного сотрудника, если научный руководитель имеет проекты или возможность взять его в штат своей кафедры, но не более того, так как считается, что остальное время он пишет диссертацию.

Длительность договора с научным сотрудником, служащим по своему статусу, а не чиновником, не может превышать пяти лет в данной земле (соответствует нашему субъекту Федерации) Германии. После защиты, однако, может не оказаться места профессора или выйдет возрастной ценз, и тогда нужно искать иные возможности для заработка. А поскольку на полставки прожить трудно, диссертант ищет все время возможность подработать, что затягивает сроки защиты. Все это нужно иметь в виду тем молодым людям, которые мечтают защититься в германском университете. Написанная диссертантом работа оценивается двумя рецензентами и научным руководителем, ее текст не должен содержать ранее опубликованных материалов и работа должна быть опубликована за свой счет (в последнее время разрешается электронная публикация). Защита диссертации проходит в узком кругу рецензентов и научного руководителя под председательством декана данного факультета, а перед этим сдается экзамен по трем специальностям (основной и дополнительным). Основной специальностью может быть, например, философия, а дополнительными -

социология и химия или германистика и история. Диссертанта экзаменуют по каждой из этих специальностей по полчаса без всяких билетов члены комиссии, состоящей из трех специалистов, под председательством декана или его заместителя (по всему кругу вопросов).

Кроме того, в Германии платят не за степень, а за должность. В последнее время там все чаще обсуждается вопрос об упразднении второй ступени защиты диссертации, но многие понимают, что это приведет к снижению научного уровня и критикуют эту позицию.

Нельзя забывать, что в Германии, кроме университетов, существуют также крупные исследовательские центры (Общества им. Гельмгольца), где основная ставка исследователя (как правило, финансируемая федеральным министерством науки и образования) не требует даже защиты диссертации, хотя она там все же желательна (но не влияет на уровень зарплаты). Они финансируются из общественного сектора (т.е. по правительственным программам), имеют смешанную организационную структуру (частично институты и другие структурные подразделения, частично временные рабочие коллективы с гибкой проектной организацией). Часть ставок, таким образом, финансируется через проекты, и поэтому они ограничены во времени. Эти исследовательские организации выполняют весь спектр научно-исследовательских работ от фундаментальных исследований до выпуска опытного образца. Работа в таком центре не связана с трудностями преподавания и неплохо финансируется (существенно лучше, чем в университетах, в смысле командировочных расходов). Один из ведущих центров Общества Гельмгольца - Исследовательский центр г. Карлсруэ

- получил от правительства в 2003 г. 217 млн евро, не считая привлеченных средств от различных фондов и фирм [3]. Этот центр, включающий десятки исследовательских институтов и насчитывающий 2,5 тыс. сотрудников, организован в форме общества с ограниченной ответственностью, но основные ставки научных работников и обслуживающего персонала выделены и финансируются правительством как ставки служащих федерального уровня. Центр, кроме того, может образовывать временные рабочие коллективы за счет дополнительных финансовых средств, полученных по проектам, финансируемым различными германскими или международными фондами и фирмами. Научные сотрудники этих центров занимаются только научноисследовательской работой и подготовкой аспирантов, но не проводят учебных занятий, хотя ведущие ученые этих центров часто совмещают научноисследовательскую работу с преподавательской в высших учебных заведениях, что не входит в их служебные обязанности на основном месте работы.

Не так давно был проведен конкурс среди университетов, победителям которого будет придан статус элитных центров. Им выделено дополнительное финансирование на исследовательские цели в размере нескольких миллионов евро. Из 10 университетов, прошедших в последний тур, были выбраны только три, причем те их них, которые пошли на альянс с исследовательскими организациями, а именно: Мюнхенский университет, соединивший свои исследовательские силы с силами исследовательских институтов Общества Макса Планка, традиционно занимающегося фундаментальными проблемами науки; Технический университет Мюнхена, вступивший в альянс с Обществом Фраун-хофера, институты которого ориентированы на разработку прикладных проблем, и университет Карлсруэ, объединившийся с Исследовательским центром г. Карлсруэ в Сообществе Германа Гельмгольца, занимающемся фундаментальными проблемами, связанными с разработкой технологий будущего. Университет Карлсруэ, например, создал совместно с Исследовательским центром г. Карлсруэ новое исследовательское образование КІТ - Карлсруйский институт технологий.

Меры по «модернизации госуправления» и - как его части - высшего образования привели к тому, что приоритетными целями реформ в области образования стало расширение управляемой рыночной конкуренции и сокращение государственного регулирования в пользу большей автономии общественных организаций [4].

Оценка воздействия инструментов нового государственного управления (НГУ) на систему подготовки исследователей пока мало представлена в текущих научных публикациях.

В целом можно утверждать, что до середины 1980-х годов общая модель управления в большинстве континентальных европейских университетов предполагала сочетание академического самоуправления и регулирования и контроля высокого уровня со стороны государства. С тех пор новые инициативы в области управления были направлены на уменьшение государственного регулирования и более активное внедрение «квазирыночных» элементов [5]. Эта тенденция опирается на представления о том, что университеты с большей автономией во внутренних делах и управленческой иерархии более конкурентоспособны.

Анализ систем высшего образования на макроуровне может помочь объяснить различия в управлении между странами. Clark [6], например, предположил, что управление можно дифференцировать по трем различным аспектам координации: рыночные механизмы, государственное регулирование и академическая олигархия. Соответственно van Vught [7] классифицировал системы управления в двумерной модели государственного контроля и государственного надзора. McDaniel [8], однако, предполагает, что сравнение структуры управления учреждениями высшего образования не может останавливаться на уровне различия между странами, а должно идти глубже - до уровня конкретных организаций и действующих в них организационных практик и инструментов. В последнее время de Boer [4] предложил более тонкий способ категоризации новых стилей управления в системе высшего образования, учитывающий пять основных измерений: конкуренция, академическое самоуправление, надзор со стороны учредителей и заинтересованных сторон, государственное регулирование и экономическое самоуправление.

Противопоставляя режимы управления, основанные на традиционных моделях управления и НГУ, и опираясь на грубое дихотомическое разделение характеристик каждого измерения на «низкое» либо «высокое значение», Schimank [4] выделяет два идеальных типа управления в университетах. «Совершенное» новое управление университетами объединяет высокую конкуренцию, низкую степень академического самоуправления, высокую степень участия в управлении акционеров и заинтересованных сторон, низкую степень государственного регулирования и высокий уровень самоуправления в области экономической деятельности. «Совершенная» традиционная модель управления имеет прямо противоположные характеристики в каждом из этих пяти измерений управления.

Но даже страны с самым большим опытом осуществления НГУ, такие как Великобритания и Нидерланды, во многом не достигли «совершенного» НГУ. А в таких странах, как Германия и Австрия, в данный момент реализованы только некоторые аспекты НГУ [1]. Что касается конкретной конструкции системы подготовки исследователей, Schimank [4] убедительно предположил, что не только «совершенные» формы реализации НГУ, но и смешанные конфигурации могут быть эффективны.

Таким образом, в целом европейский опыт свидетельствует, что высшие учебные заведения демонстрируют различные темпы изменений их структуры управления на разных уровнях, в результате чего обнаруживается гетерогенность моделей управления высшим образованием между странами и внутри стран.

1. Бехман Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. - М.: Логос, 2010. - 248 с.

2. De Boer H., Leisyte L., Enders J. The Netherlands - steering from a distance // B. Kehm & U. Lanzendorf (Eds.), Reforming university governance. Changing conditions for research in four European countries. - Bonn: Lemmens, 2006. - P. 29-96.

3. DFG. Die zukuenftige Foerderung des wissenschaftlichen Nachwuchses durch die DFG. Emp-fehlungen der Praesidialarbeitsgruppe Nachwuchsfoerderung. Deutsche Forschungsgemein-schaft, 2000. URL: www.dfg.de/aktuelles presse/reden stellungnahmen/2000/index.html. Accessed 17 Oct 2003 (дата обращения: 21.12.2010).

4. De Boer H., Enders J., & Schimank U. On the way towards new public management? The governance of university systems in England, the Netherlands, Austria and Germany. In D. Jansen (Ed.), New forms of governance in research organizations. - Dordrecht: Springer, 2007. - P. 137-152.

5. Kehm B., Lanzendorf U. Germany - 16 Laender approaches to reform // B. Kehm, U. Lanzendorf (Eds.). Reforming university governance. Changing conditions for research in four European countries. - Bonn: Lemmens, 2006. - P. 135-186.

6. Clark B.R. The higher education system. Academic organizations in cross-national perspective. Berkeley CA: University of California Press, 1983.

7. Van Vught F.A. Combining planning and the market: an analysis of the government strategy towards higher education in the Netherlands // Higher Education Policy. - 1997. - № 10 (3/4).

- P. 211-224.

8. McDaniel O. C. The paradigms of governance in higher education systems // Higher Education Policy. - 1996. - № 9 (2). - P. 137-158.

Поступила в редакцию - 10/03/2011 В окончательном варианте - 15/03/2011

UDC 378.048.2

INNOVATION OF UNIVERSITY SYSTEM IN THE FIELD OF SCIENTIFIC STAFF TRAINING IN GERMAN: EXPERIENCE AND PROBLEMS

Angela Gribankova1, Maria Myamina2 Immanuel Kant State University of Russia 14 A. Nevsky st., Kaliningrad, Russia, 236041 :E-mail: AGribankova@kantiana.ru 2E-mail: mmyamina@kantiana.ru

In this article, the example of German universities, considered the features of the reforms in the administration of training for scientific personnel undertaken in the last decade in European countries.

Keywords: higher education, system for training of scientific personnel, "the new public management", degree, research manager.

Original article submitted - 10/03/2011 Revision submitted - 15/03/2011

Angela Gribankova, Deputy chief of department of the research works, Head of chemistry chair, Chemistry Doctor, Maria Myamina, Chemistry Doctor, Professor of chemistry chair.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.