УДК 656.1/.5:656.222.6:656.629:656.7.025 Волкова М.А., Горшков И.А., Меньшова И.И.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА - ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
Волкова Мария Александровна, студентка 2 курса магистратуры факультета цифровых технологий и химического инжиниринга, e-mail: [email protected];
Горшков Илья Алексеевич, студент 2 курса магистратуры факультета цифровых технологий и химического инжиниринга;
Меньшова Ирина Игоревна, к.т.н., доцент кафедры логистики и экономической информатики. Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 20
Представлен обзор текущего состояния транспорта Иркутской области и даны предложения по его модернизации. Рассмотрены железнодорожный, авиационный, водный и автомобильный транспорты. Обзор основан на официальных планах развития в Иркутской области транспортной инфраструктуры. Ключевые слова: железные дороги, авиация, судоходство, автомобиль, городской проект, Иркутск
MODERNIZATION OF TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM AS A TOOL FOR STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE REGION - IRKUTSK REGION Volkova Maria Alexandrovna, Gorshkov Ilya Alexeyevich, Menshova Irina Igorevna D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia.
A review of the current state of transport in the Irkutsk region was made and suggestions for its improvement were given. Railroad, aviation, water and automobile transport were considered. The review is based on the official plans of the Irkutsk region to improve the economy of the region.
Keywords: railroads, aviation, shipping, vehicle, city project, Irkutsk
Транспортная система Иркутской области представлена всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, воздушным, внутренним водным, трубопроводным,
электрическим городским, сетью автомобильных и железных дорог. В соответствии с [1] на 2020 - 2026 годы план мероприятий позволит привлечь значительный пассажиропоток и улучшить экономическое и социальное состояние региона.
Железнодорожный транспорт
По территории Иркутской области проходят участки Восточно-Сибирской и Красноярской железных дорог: Иркутск - Тайшет, Тайшет -Саянская, Иркутск - Улан-Удэ, Лена-Восточная -Северобайкальск, Тайшет - Лена-Восточная, Кварцит - Лепёшкино, Плашечная - Чунояр. Ежегодно около 10 млн человек пользуются услугами пригородных электропоездов. Громадный пассажиропоток, доступная стоимость проезда, а также высокий уровень транспортного обслуживания населения делают систему пригородных пассажирских перевозок главным видом транспорта на территории Иркутской области [2].
На сегодняшний день единственным перевозчиком пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом на полигоне обслуживания Восточно-Сибирской железной дороги является АО «Байкальская пригородная пассажирская компания» [3].
В сфере пригородных перевозок приоритетными задачами являются:
• повышение операционной эффективности пригородных пассажирских компаний;
• удовлетворение спроса на наиболее загруженных маршрутах и растущих рынках;
• рост привлекательности пригородных перевозок для потребителей за счет обновления подвижного состава, оптимизации расписания движения, роста маршрутной скорости, совершенствования систем продажи билетов;
• обеспечение полного покрытия выпадающих доходов по государственному заказу;
• развитие технологий внутригородских перевозок и интеграции городских железнодорожных маршрутов с пригородным сообщением и перевозками другими видами транспорта.
Достижение поставленных задач осуществляется реализацией следующих проектов:
1. Увеличение пропускной и провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей за счет работ по обеспечению безубыточности деятельности перевозчиков.
2. «Городская электричка» - перевозок в пригородном сообщении и развития транспортного обслуживания в агломерациях [4].
3. Обновление парка подвижного состава в связи с выбытием из-за окончания срока службы через программы ОАО «РЖД».
Авиационный транспорт
Аэропортовая сеть Иркутской области включает в себя 2 международных аэропорта федерального значения в городах Иркутск и Братск [5], а также 4 аэропорта местных воздушных линий в
Усть-Куте, Киренске, Ербогачене и посёлке Мама [6]. Суммарный годовой пассажиропоток аэропортов и посадочных площадок Иркутской области по результатам последних нескольких лет имеет положительную динамику и по итогам 2019 года составил 2 849,5 тыс. человек.
ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» является
балансодержателем имущества гражданских аэродромов и находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта. Указанное предприятие осуществляет управление имуществом аэродромных комплексов и выступает заказчиком по проектированию и строительству аэродромной инфраструктуры.
Иркутскую область обслуживают дела 26 авиакомпаний [7], что на 10 больше, чем 10 лет назад [6]. Это говорит о хорошем развитии авиатранспорта в регионе.
Основной проблемой такого транспорта является разрушенное состояние аэропортов и обслуживающих их структур [6].
Проекты по улучшению авиатранспорта Иркутской области делятся на 3 категории:
1. Реконструкция уже существующего аэропортового комплекса. Особенно остро в этом нуждается аэропорт Братск.
2. Строительство нового аэропортового комплекса. По геоэкономическим параметрам наиболее подходящим местом является город Бодайбо. В некоторых северных регионах Иркутской области нет сообщения, кроме воздушного, поэтому создание аэропортов крайне актуально [8].
3. Развитие малой региональной авиации во всех 4 аэропорта местного авиасообщения.
Водный транспорт
Судоходство в Иркутской области осуществляется по внутренним водным путям Байкало-Ангарского и Ленского бассейнов. Общая протяженность внутренних водных путей, входящих в перечень внутренних водных путей составляет 8074 км, из них 4039 км - с гарантированными габаритами судовых ходов.
Внутренние водные пути обслуживаются ФБУ «Администрация Байкало- Ангарского бассейна» и ФБУ «Администрация Ленского бассейна». Основные судоходные пути Иркутской области проходят по озеру Байкал, Иркутскому, Братскому и Усть-Илимскому, а также по рекам Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска, Непа, Витим, Киренга, Жуя, Мама и Чара. Судоходных гидротехнических сооружений в Иркутской области нет, имеются речные порты: Иркутский, Братский, Байкальский, Осетровский, Киренский, а также причал Усть-Кут. Благодаря множеству рек, водный транспорт составляет 10% от числа всех грузоперевозок [9].
Из-за снеготаяния и распутиц для некоторых территорий Иркутской области водный транспорт является безальтернативным, поэтому одним из
проектов модернизации такого транспорта является переоборудование, модернизация и ремонт судов в целях осуществления регулярного пассажирского сообщения.
Популярность озера Байкал привлекает туристов со всего мира, поэтому одним из актуальных трендов развития экономики Иркутской области является рост ее туристической привлекательности. В связи с этим необходимо улучшить качество, экологичность, комфортабельность транспортных услуг. Это достигается за счёт обеспечения безопасности судов, курсирующих по озеру, и строительства, реконструкции причальных сооружений на остановочных пунктах водного транспорта.
Внутренний водный транспорт является составной частью транспортного комплекса, обеспечивающего реализацию северного завоза для Иркутской области и Республики Саха. Поэтому необходимо субсидирование межрегиональных перевозок внутреннего водного транспорта.
Автомобильный транспорт
В настоящее время все городские округа Иркутской области имеют автотранспортное сообщение с областным центром. Большинство районных центров также связаны с городом Иркутском автобусными маршрутами регулярного сообщения.
С 90-ых годов наблюдается снижение использования автотранспорта и его замена железнодорожным [10].
В XXI веке важной задачей является переход автотранспорта на альтернативные виды топлива, так как около 40% суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходится на транспорт [11]. Использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду, повысить ресурс двигателей и срок эксплуатации транспортных средств.
Вышеописанный переход достигается за счёт развития рынка газомоторного топлива и обеспечения синхронизированного развития парка газомоторных транспортных средств. Поэтапность выполнения позволит снизить себестоимость перевозок, повысить энергоэффективность транспортной системы и уменьшить негативное воздействие транспорта на окружающую среду.
В связи с отсутствием автомобильных дорог, удовлетворяющих требованиям обеспечения безопасности дорожного движения, а также в связи со значительной удаленностью от областного центра не организовано регулярное автобусное сообщение из города Иркутска в Бодайбинский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский и Катангский муниципальные районы.
Проблема непригодности значительной части дорог по своему транспортно-эксплуатационному состоянию для установления регулярного автобусного сообщения должна решаться с помощью ремонта дорог, трамвайных путей и контактных
линий, что создаст условия для развития пассажирского городского автомобильного и наземного электрического городского пассажирского транспорта.
Для организации автобусного сообщения необходимо строительство новых автобусных остановок, парков и обновление автобусов, курирующих на территории Иркутской области.
Также остро стоит проблема износа уже существующего автомобильного и наземного электрического транспорта, в связи с чем актуален проект по модернизации и замене такого транспорта.
Строительство обходов крупных городов позволит увеличить пропускную способность путём перераспределения транзитных потоков, а также уменьшить транспортную нагрузку на улично-дорожную сеть, что в целом повысит безопасность дорожного движения и качество жизни населения.
Проекты по развитию сети дорог, обеспечивающих выход в северные районы Республики Бурятия, восточные районы Красноярского края и в Республику Саха, позволят развить межмуниципальное сообщение регионов России.
Общим решением комплексных проблем транспортного комплекса является:
1. Расширение перечня социально-значимых маршрутов транспорта;
2. Повышение качества оказываемых транспортных услуг;
3. Увеличение зоны покрытия услугами транспорта и связи для отдаленных и труднодоступных сельских населенных пунктов;
4. Обеспечение муниципальных районов и населенных пунктов круглогодичной автодорожной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования;
5. Комплексное обустройство автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения искусственным освещением, тротуарами и ограждениями в черте населённых пунктов;
6. Применение новых технологий и материалов;
7. Субсидирование регулярных пассажирских перевозок на социально значимых маршрутах транспорта.
Выводы
Перспективы развития транспортной инфраструктуры Иркутской области связаны модернизацией и реконструкцией объектов регионального и межмуниципального транспорта.
Список литературы
1. Постановление Правительства Иркутской области от 18 февраля 2019 года № 124-пп «О внесении изменений в государственную программу Иркутской области «Реализация государственной политики в сфере дорожного хозяйства»на 2019-2024 годы». Электронный ресурс. URL.
2. Чубарова И. А., Дудакова А. В. Развитие инфраструктуры пригородных железнодорожных перевозок Иркутской области //Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. -2018. - №. 3 (59). - С. 107-116.
3. РЖД и Иркутская область создадут Байкальскую пригородную пассажирскую компанию : сайт. - URL: https://www.irk.ru/news/20100909/company/ (дата обращения: 04.12.2022).
4. Оленцевич В. А., Упырь Р. Ю., Антипина А. А. Эффективность внедрения интервального регулирования движения поездов по системе" виртуальная сцепка" на участке //Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. -2020. - №. 2 (66). - С. 182-189.
5. Солдатов Я. Н. Стратегия развития региональных аэропортов //Символ науки. - 2019. - №. 5. - С. 50-56.
6. Шолохова Д. Л., Янашек Д. С. Региональный рынок коммерческих авиаперевозок в Иркутской области //Юридическая наука в XXI веке. - 2018. - С. 174-175.
7. Международный аэропорт Иркутск: Представительства авиакомпаний: сайт. - URL: https ://iktport. ru/ru/passengers/airlines.html (дата обращения: 05.12.2022).
8. Цыкунов Г. А. Малые города Иркутской области: анализ социально-экономического положения //Историко-экономические исследования. - 2020. - Т. 21. - №. 1. - С. 80-96. P. =.
9. Труфанов Д. А. Роль транспорта в региональной экономике: проблемы и перспективы развития //Global and Regional Research. - 2020. - Т. 2. - №. 2. - С. 114119.
10. Еделев А. В. Загрязнение байкальской природной территории: автомобильный транспорт //Прогрессивные научные исследования: теория, методология и практика применения. - 2020. - С. 33-36.
11. Зайцева Н. В. и др. Гигиеническая оценка динамики уровня загрязнения атмосферного воздуха в Российской Федерации //Анализ риска здоровью-2020 совместно с международной встречей по окружающей среде и здоровью Rise-2020 и круглым столом по безопасности пита.