Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ"'

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА / РЕЦЕПТИВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Наталья Викторовна

Настоящая статья посвящена вопросам модернизации содержания обучения иноязычному профессиональному общению студентов СПО специальности «Технология машиностроения» в рамках федерального проекта «Профессионалитет», который предполагает сокращение сроков освоения профессиональной основной образовательной программы до 40 % за счет интенсификации учебного процесса и более плотного вовлечения студентов в процесс получения образования. Цель исследования заключается в выявлении предметных и процессуальных дефицитов имеющихся учебных материалов для указанной специальности и разработке онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для размещения на цифровой платформе «Цифровой колледж Подмосковья». Автор статьи определяет возможности электронного обучения единицам языка и рецептивным видам речевой деятельности с помощью онлайн-курса, а для обучения продуктивным видам речевой деятельности предлагает задания и упражнения для работы в учебной аудитории. Подобное разграничение позволяет достигнуть программных требований по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности (английский)» в сокращенные сроки и без потери качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE CONTENT OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION WITHIN THE FRAME OF THE FEDERAL PROJECT “PROFESSIONALISM”

The author views the issue of foreign language professional communication content for secondary vocational school students majoring in specialty “Mechanical engineering technology” modernization within the framework of the federal project “Professionalism”, that is aimed to tight involvement of students into the process of education thus reducing the period of mastering the professional basic educational program up to 40 %. The purpose of this study was to identify the subject and procedural deficiencies of the educational materials for this specialty and to develop an online course “English for Specific Purposes” for the digital platform “Moscow Area Digital College”. The author defines the possibilities of e-learning of language units and receptive types of speech activity using an online course and offers tasks and exercises for teaching productive types of speech activity to be used in a language class. Such a distinction makes it possible to meet the requirements defined for the discipline “English for Specific Purposes” in a shorter time and without loss of quality.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ"»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 9. P.

Научная статья УДК 377:372.881.1 https://doi.org/10.24158/spp.2022.9.

Модернизация содержания обучения иноязычному общению при реализации Федерального проекта «Профессионалитет»

Наталья Викторовна Матвеева

Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Россия, matveevanv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4325-9739

Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросам модернизации содержания обучения иноязычному профессиональному общению студентов СПО специальности «Технология машиностроения» в рамках федерального проекта «Профессионалитет», который предполагает сокращение сроков освоения профессиональной основной образовательной программы до 40 % за счет интенсификации учебного процесса и более плотного вовлечения студентов в процесс получения образования. Цель исследования заключается в выявлении предметных и процессуальных дефицитов имеющихся учебных материалов для указанной специальности и разработке онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для размещения на цифровой платформе «Цифровой колледж Подмосковья». Автор статьи определяет возможности электронного обучения единицам языка и рецептивным видам речевой деятельности с помощью онлайн-курса, а для обучения продуктивным видам речевой деятельности предлагает задания и упражнения для работы в учебной аудитории. Подобное разграничение позволяет достигнуть программных требований по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности (английский)» в сокращенные сроки и без потери качества.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессионалитет, иностранный язык в профессиональной деятельности, электронное обучение, иноязычное общение, единицы языка, рецептивные виды речевой деятельности, продуктивные виды речевой деятельности

Для цитирования: Матвеева Н.В. Модернизация содержания обучения иноязычному общению при реализации Федерального проекта «Профессионалитет» // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. ... https://doi.org/10.24158/spp.2022.9.

Original article

Modernization of the Content of Foreign Language Communication within the Frame of the Federal Project "Professionalism"

Natalya V. Matveeva

Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia, matveevanv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4325-9739

Abstract. The author views the issue of foreign language professional communication content for secondary vocational school students majoring in specialty "Mechanical engineering technology" modernization within the framework of the federal project "Professionalism", that is aimed to tight involvement of students into the process of education thus reducing the period of mastering the professional basic educational program up to 40 %. The purpose of this study was to identify the subject and procedural deficiencies of the educational materials for this specialty and to develop an online course "English for Specific Purposes" for the digital platform "Moscow Area Digital College". The author defines the possibilities of e-learning of language units and receptive types of speech activity using an online course and offers tasks and exercises for teaching productive types of speech activity to be used in a language class. Such a distinction makes it possible to meet the requirements defined for the discipline "English for Specific Purposes" in a shorter time and without loss of quality.

Keywords: secondary vocational education, professionalism, English for Specific Purposes, e-learning, foreign language communication, language units, receptive types of speech activity, productive types of speech activity

For citation: Matveeva, N.V. (2022) Modernization of the Content of Foreign Language Communication within the Frame of the Federal Project "Professionalism". Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (9), ........

Available from: doi:10.24158/spp.2022.9. (In Russian).

С 1 сентября 2022 года в системе среднего профессионального образования России реализуется федеральный проект «Профессионалитет». Профессионалитет как новый уровень

© Матвеева Н.В., 2022

среднего профессионального образования характеризуется как большей вовлеченностью студентов во взаимодействие c работодателем (Иванова, 2021), так и интенсификацией учебного процесса в целом.

В целом, в системе СПО имеются все условия для внедрения данного федерального проекта. Как показал анализ научно-методической литературы, во-первых, в системе СПО накоплен большой опыт инновационной деятельности, проведены научные исследования, защищены диссертации по использованию эффективных образовательных технологий в системе среднего профессионального образования: проектной деятельности1; игровых технологий2; кейс-метода3, модульных технологий4, дистанционного обучения5; организации конкурсной деятельности6.

Во-вторых, в системе среднего профессионального образования внедрены международные стандарты Worldskills, созданы новые, соответствующие международным стандартам Worldskills, учебные материалы по различным учебным дисциплинам и профессиональным модулям, учитывающие требования чемпионатов Worldskills и демонстрационных экзаменов. Издательский Дом «Академия Медиа», на базе которого была создана цифровая образовательная платформа «Цифровой колледж Подмосковья», не только предоставила колледжам свои ресурсы (учебники и учебные пособия, программные модули по компетенциям Worldskills, виртуальные практикумы и электронные учебно-методические комплексы), но и дала возможность преподавателям размещать на платформе авторские учебные материалы (Анисимова, Царапкина, 2020).

В-третьих, опыт дистанционного обучения периода пандемии COVID-19 послужил мощным стимулом развития электронного обучения в системе СПО, способствовал быстрому профессиональному росту преподавателей в части использования цифровых технологий (Когельман и др., 2020).

Новый ФГОС СПО для специальности 15.02.16 «Технология машиностроения» утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2022 г. N 4447. В этом новейшем стандарте указывается, что в рамках федерального проекта «Профессионалитет» объем профессиональной основной образовательной программы (ПООП) может быть уменьшен, но не более чем на 40 % от срока получения образования и объема образовательной программы, установленных ФГОС СПО. В Методических рекомендациях8 говорится, что уменьшение объема может быть достигнуто за счет использования интегративных подходов к конструированию учебных программ. Для дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» это означает исключение некоторых профессионально ориентированных тем и ситуаций общения и включение их в курс дисциплины «Иностранный язык», отбор значимых для специальности дидактических единиц, исключение лишнего, избыточного или повторяющегося материала и синхронизацию запросов рынка труда к конкретному работнику и результатов освоения дисциплины. Количество учебных аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплины «Иностранный язык в

1 Гренадерова С.В. Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа (на материале проектной деятельности): дисс. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2010; Митрофанова Г.Г. Формирование готовности студентов колледжа к проектной деятельности в процессе обучения иностранному языку: автореферат дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 2012; Сауренко Н.Е. Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа: автореферат дисс. ... канд. пед. наук. М., 2004.

2 Ефимова Т.О. Игровые технологии как средство профессиональной самореализации студентов ссузов в процессе обучения иностранному языку: дисс. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2009; Матвеева Н.В. Ролевые игры на занятиях по английскому языку при обучении устному профессиональному общению (среднее специальное учебное заведение): дисс. ... канд. пед. наук. М., 2004.

3 Деркач А.М. Кейс-метод в обучении органической химии при подготовке технологов пищевой промышленности в системе среднего профессионального образования: дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 2012.

4Драницына Е.Г. Модульная технология формирования профессиональной компетентности студентов среднего профессионального образования: дисс. ... канд. пед. наук. Самара, 2020.

5 Спицын В.А. Дистанционное обучение в средних специальных учебных заведениях как фактор обеспечения качества подготовки специалистов: дисс. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2006.

6Соловьева С. И. Конкурсная деятельность как средство повышения конкурентоспособности студентов учреждений среднего профессионального образования: дисс. ... канд. пед. наук. Пермь, 2021.

7 Приказ Минпросвещения России от 14.06.2022 N 444 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.16 Технология машиностроения" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2022 N 69122) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8 Методические рекомендации по реализации новой образовательной технологии «Профессионалитет» / А.С. Бахтов, М.С. Емельяненко, Е.Ю. Миньяр-Белоручева, Т.А. Юзефавичус. М., 2022. 250 с.

профессиональной деятельности» в рамках программы «Профессионалитет» (ПООП-П), сокращено до 124 учебных часов1.

В связи с этим мы прогнозируем появление у студентов новых психолого-педагогических проблем: от снижения способности концентрировать внимание на учебной деятельности при более плотном чередовании практического и теоретического обучения и обесценивания учебных дисциплин по сравнению с практическим обучением до пропусков занятий по причине физической усталости после практического обучения. Для удержания интереса студентов к изучению английского языка и исключения ситуаций, когда студент не получил какую-либо информацию, не запомнил, недостаточно затренировал на занятии определенные навыки, в данной работе рассматриваются вопросы модернизации содержания иноязычного образования студентов, обучающихся по новому Федеральному государственному образовательному стандарту 15.02.16 «Технология машиностроения», в условиях сокращения сроков обучения без потери качества подготовки.

Гипотезой исследования стало предположение, что интенсификация учебного процесса по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» достигается за счет использования цифровых образовательных платформ, с помощью которых возможно эффективное обучение определенным компонентам содержания иноязычного общения.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Определение компонентов содержания обучения иноязычному общению, успешно реализуемых с помощью цифровых технологий. Выявление содержательных дефицитов.

2. Разработка содержания онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов СПО по специальности 15.02.16 «Технология машиностроения» для размещения на образовательной платформе «Цифровой колледж Подмосковья» для закрытия выявленных дефицитов.

В соответствии с поставленными задачами исследование осуществлялось в два этапа:

1 этап: Анализ научно-методической и учебной литературы; разграничение компонентов содержания, обучение которым возможно в удаленном режиме с помощью цифровых технологий, и компонентов содержания для обучения в учебной аудитории оффлайн;

2 этап: Разработка онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов специальности 15.02.16 «Технология машиностроения».

При проведении исследования использовались следующие методы:

• анализ - проанализированы требования Примерной программы по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов специальности 15.02.16 «Технология машиностроения»;

• сравнение - на основе сопоставления содержания имеющихся традиционных и электронных учебных пособий, использующихся в учебном процессе в системе СПО, и требований Примерной программы выявлены содержательные дефициты;

• синтез - с учетом основных положений отечественной методики обучения иностранным языкам разработано содержание онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов специальности 15.02.16 «Технология машиностроения».

Содержание обучения общению на иностранном языке традиционно рассматривается в двух аспектах: предметное содержание и процессуальное2. К предметному содержанию общения относятся сферы, темы и ситуации общения, тексты. Процессуальное содержание общения включает в себя действия с единицами языка, отражающими предметное содержание, что ведет к овладению речью и речевой деятельностью. На первом этапе исследования было рассмотрено как предметное, так и процессуальное содержание обучения иноязычному профессиональному общению студентов специальности 15.02.16 «Технология машиностроения».

В учебном процессе по английскому языку студентами данной специальности за последнее десятилетие традиционно использовались учебные пособия серии Career Paths зарубежного издательства Express Publishing3. Эти учебники не в полной мере соответствовали требованиям Рабочих программ по иностранному языку системы СПО, но представленные в них аутентичные учебные тексты давали преподавателям английского языка колледжей России общее представление об актуальной для данной специальности тематике. Кроме того, данные учебные пособия

1 Примерная основная образовательная программа «Профессионалитет» специальность 15.02.16 Технология машиностроения. - 2022 [Электронный ресурс] // КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре - Межрегиональный центр компетенций». http://gaskk-mck.ru/images/02-abiturient/202-Professii/p-opop/15_02_16_63_Машиностроение_ПООП-П.pdf (дата обращения 13.09.2022)

2Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков. М., 2017, 288 с

3 Evans V., Dooley J. Career Paths: Mechanical Engineering. Student's Book. Express Publishing. 2012. 40 p.; Gleason C. Industrial Assembly. Student's Book. Express Publishing. 2012. 40 p.; Evans V., Dooley J., Kern J. Career Paths: Mechanical Engineering. Student's Book. Express Publishing. 2012. 40 p.

имели электронные приложения на сайте издательства, созданные в интересном формате, соответствующие возрасту, уровню владения иностранным языком и профессиональным интересам студентов СПО, и дополняющие традиционные бумажные издания. В период санкционных ограничений доступа к зарубежным учебникам и электронным приложениям к ним не будет.

Кроме зарубежных пособий, хороший выбор цифровых учебных материалов для студентов СПО предоставляет платформа электронного обучения, использующаяся в Московской области с 2018 года, - «Цифровой колледж Подмосковья». Платформа содержит следующие учебные материалы для изучения английского языка в профессиональной деятельности студентами специальности 15.02.16 «Технология машиностроения»:

• «Английский язык для компетенции «Обработка листового металла»;

• «Английский язык для компетенций «Фрезерные работы на станках с ЧПУ», «Токарные работы на станках с ЧПУ»;

• Компетенция «Обработка листового металла (Sheet Metalwork Technology)». Учебные материалы на английском языке;

• Компетенция «Токарные работы на станках с ЧПУ». Виртуальный практикум.

Нами было проанализировано тематическое содержание вышеперечисленных ресурсов платформы «Цифровой колледж Подмосковья». Проведенный анализ позволил выявить следующее:

1) при весьма насыщенном тематическом наполнении ни в одно из рассмотренных электронных изданий по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» не вошли такие разделы, темы и подтемы, как: «Рабочий день специалиста», «Организационная структура машиностроительного предприятия», «Цеха металлообработки», «Измерительные инструменты», «Детали машин», «Режущий инструмент», «Сборочные системы (конвейеры, роботизированные линии)», «Проектирование», «Склад сырьевых материалов и готовой продукции», «Сбыт готовой продукции», «Вопросы трудоустройства»;

2) ни один из вышеперечисленных электронных ресурсов платформы «Цифровой колледж Подмосковья» не содержит грамматического материала.

Теперь рассмотрим процессуальную составляющую содержания обучения иноязычному профессиональному общению.

Для усвоения значимых единиц языка и обучения рецептивным видам речевой деятельности (чтению и аудированию) в каждом из перечисленных электронных пособий платформы «Цифровой колледж Подмосковья» имеются определенные возможности.

Возможности для обучения лексической, грамматической и фонетической стороне языка:

• введение лексики осуществляется с помощью конструктивного элемента «карточки», на лицевой стороне которого указывается слово на иностранном языке, а на обратной стороне - его перевод на русский язык, к каждому слову прикреплен аудиофайл для ознакомления с его произношением;

• введение необходимого теоретического материала по грамматике возможно в виде представления правил в текстовом формате на русском языке;

• тренировка вновь введенных лексических единиц и грамматического материала возможна с помощью упражнений на выбор одного или нескольких вариантов ответа, заполнения пропусков, сортировки по тематическим группам, сопоставления и т. д., причем в наличии имеются аудиофайлы с правильным произношением каждого слова.

Возможности для обучения речи:

• в каждом параграфе представлен профессионально ориентированный текст, который чаще всего оформлен в виде презентации (сопровождается аудиофайлом);

• в каждом параграфе имеется достаточное количество послетекстовых и контрольных заданий и упражнений, которые могут быть упражнениями на выбор одного или нескольких вариантов ответа, заполнение пропусков, сортировку по тематическим группам, сопоставление и т. д. Выполнение таких упражнений направлено на правильное формулирование и закрепление замысла речевого высказывания, текста или его частей, формирование речевых навыков как способности выполнять действие с языковым материалом.

Необходимо также отметить, что образовательная платформа «Цифровой колледж Подмосковья» имеет свою систему управления процессом обучения LMS. Контроль осуществляется по двум показателям - «Прогресс в прохождении курса», если для учебных материалов, заданий и упражнений установлен проверочный режим, и «Результативность», если для заданий и упражнений установлен контрольный режим. Студенты могут обратиться к электронным учебным материалам в любое время для восполнения пробелов в знаниях и умениях (если таковые воз-

никли), а также для повторного выполнения заданий и упражнений с целью повышения результативности учебного процесса. По нашему мнению, это положительно сказывается на уровне владения иностранным языком.

Процесс обучения продуктивным видам речевой деятельности (говорение и письмо) необходимо организовать либо непосредственно в учебной аудитории, либо с помощью средств видеоконференций (если того требуют санитарно-эпидемиологические условия), предлагая студентам выполнение творческих упражнений, кейсов, подготовку и проведение ролевых игр. При развитии подготовленной речи большую ценность представляет собой проектная деятельность, результатом которой может стать создание студентами презентаций или видеороликов.

Рассматривая процессуальную сторону обучения иноязычному общению, необходимо также обратить внимание на четвертый компонент содержания обучения - обучение межкультурной коммуникации, культуре как совокупности результатов человеческой деятельности в производственной, общественной и духовной жизни. Ранее данный объект обучения рассматривался как знакомство с культурой стран изучаемого языка, сейчас этот компонент приобретает международный масштаб. Следует, однако, учитывать, что знакомство с культурой той или иной страны осуществляется с помощью английского языка как языка межнационального общения, так как студенты многих стран мира изучают английский язык как иностранный. В этом смысле нам еще предстоит осмысление содержания обучения культуре, и прежде всего, культуре общения в рамках установления образовательного сотрудничества с дружественными странами.

Выводы по первому этапу исследования:

1. Необходима активизация деятельности преподавателей по разработке недостающих разделов, тем и подтем курса «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов специальности 15.02.16 «Технология машиностроения».

2. Обучение речи и рецептивным видам речевой деятельности возможно в ходе выполнения заданий на электронной образовательной платформе, в то время как развитие продуктивных видов речевой деятельности студентов целесообразнее вести в учебной аудитории, предлагая творческие задания, решение кейсов и организуя ролевые игры. Студентов необходимо также готовить к осуществлению межкультурной коммуникации со своими сверстниками из-за рубежа.

На втором этапе в соответствии с обозначенными целями исследования мы составили Рабочую программу и разработали онлайн-курс по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов СПО, обучающихся по специальности 15.02.16 «Технология машиностроения», предложив его к размещению на образовательной платформе «Цифровой колледж Подмосковья».

При разработке содержания онлайн-курса мы ставили своей целью закрыть выявленные предметные и процессуальные дефициты содержания обучения иноязычному профессиональному общению студентов специальности 15.02.16 «Технология машиностроения», дополнительно включив в него как лексические темы, отсутствующие на других ресурсах, так и грамматический материал. Кроме того, мы разработали задания для развития продуктивных видов речевой деятельности:

• лексическая тема «Моя будущая специальность» - монологическое высказывание «Мой колледж: дисциплины, мастерские, любимые преподаватели»;

• лексическая тема «Рабочий день специалиста по обработке листового металла» - ролевая игра «Получение задания на изготовление деталей на рабочую смену»;

• лексическая тема «Металлообрабатывающий завод» - экскурсия «Первый рабочий день на заводе»;

• лексическая тема «Цех металлообработки» - экскурсия «Первый рабочий день в цехе»;

• лексическая тема «Ручные инструменты слесаря» - описание набора инструментов с объяснением;

• лексическая тема «Металлорежущие станки» - монологическое высказывание «Мой опыт работы на станках»;

• лексическая тема «Режущий инструмент» - викторина «Инструменты и их применение»;

• лексическая тема «Измерения. Контроль качества» - речевое упражнение «Снятие внешних и внутренних размеров детали микрометром и штангенциркулем»;

• лексическая тема «Конвейерные системы» - устное речевое упражнение «Описание наглядного пособия "Конвейер"»;

• лексическая тема «Роботы на производстве» - устное речевое упражнение «Описание наглядного пособия "Промышленный робот-манипулятор"»;

• лексическая тема «Проектирование строительства металлодобывающего комплекса» -ролевая игра «Заключение контракта на строительство металлодобывающего комплекса»;

• лексическая тема «Склад материалов и готовой продукции» - ролевое упражнение «Получение материалов и полуфабрикатов на складе»;

• лексическая тема «Продажи продукции металлообрабатывающего предприятия» - ролевая игра «Техническая поддержка покупателей металлопродукции»;

• лексическая тема «Охрана труда и безопасность на металлообрабатывающем предприятии» - ролевая игра «Экзамен по технике безопасности»;

• лексическая тема «Вопросы трудоустройства на металлообрабатывающее предприятие» - ролевая игра «Поиск работы».

Современные подходящие тексты, ставшие основой для созданных учебных материалов, были найдены в основном в открытых источниках сети Интернет. Поскольку нашей задачей являлась разработка онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности», нами были подготовлены видеоматериалы в формате содержательно насыщенных видеолекций продолжительностью 3-5 минут. Видеолекции представляют собой студийную запись монологов преподавателя с использованием дополнительных иллюстративных материалов: компьютерных презентаций и реальных предметов материального мира (чертежей, выполненных студентами в программе AutoCAD, и готовых изделий, изготовленные ими же в мастерской, наборов ручных, измерительных и режущих инструментов, наглядных пособий, таких как конвейер и робот-манипулятор на микроконтроллере с Ардуино).

По каждой теме была проделана следующая работа: выделены новые для студентов слова, оформлены карточки для введения лексики; каждое слово, словосочетание, тексты и диалоги снабжены аудиозаписями для тренировки произношения; составлены предтекстовые, по-слетекстовые и контрольные задания и упражнения. Конспекты видеолекций представлены также в текстовом формате.

В заключение обобщим результаты исследования. В статье определены возможности электронного обучения иноязычному профессиональному общению в рамках федерального проекта «Профессионалитет» как обучение единицам языка и рецептивным видам речевой деятельности. Анализ имеющихся учебных пособий позволил выявить содержательные дефициты. Разработанный онлайн-курс соответствует возрасту и интересам студентов СПО, имеет интересный современный формат и нацелен как на преодоление данных дефицитов, так и на обеспечение качества обучения в сокращенные сроки. Использование целенаправленно разработанных электронных учебных материалов, по нашему мнению, позволяет каждому студенту быть более успешным в учебной деятельности, независимо от внешних обстоятельств. Для обучения продуктивным видам речевой деятельности разработаны задания и упражнения для работы в учебной аудитории.

Список источников:

Анисимова А.В., Царапкина Ю.М. Особенности использования системы электронного обучения на платформе "Цифровой колледж Подмосковья" // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 2 (51). С. 178-186. https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2020.2.178.

Иванова О.Э. Вовлеченность как концепт взаимодействия стейкхолдеров экспериментального проекта «Профессионалитет» // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 4 (32). С. 13-22.

Когельман Л.Г., Печерский С.В., Печерская Т.Н. Использование в организациях СПО возможностей образовательного портала на базе LMS MOODLE для организации дистанционного обучения в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 // Современные информационные технологии. 2020. № 32 (32). С. 57-60.

References:

Anisimova, A.V., Tsarapkina, Y.M. (2020) Features of Use of the System of Electronic Learning on the Platform "Digital College of Moscow Region". Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology]. 2 (51), 178-186. Available from: doi:10.26456/vtpsyped/2020.2.178. (In Russian)

Ivanova, O.E. (2021) Involvement as a Concept of Interaction of Stakeholders of the Experimental Project "Professionalism". Innovative Development of Vocational Education. 4 (32), 13-22. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kogelman, L.G., Pechersky, S.V., Pecherskaya, T.N. (2020) Using the Capabilities of the LMS Moodle-Based Educational Portal for Distance Learning During the New Coronavirus Infection COVID-19 Pandemic in Secondary Vocational Education. Sovremennye informacionnye tekhnologii [Modern information technologies]. 32 (32), 57-60. (In Russian)

Информация об авторе

Н.В. Матвеева - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского и иностранных языков Российского университета транспорта (МИИТ), Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=379809.

https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57215122166.

https://ieeexplore.ieee.org/author/37088748228.

Information about the author N.V. Matveeva - PhD in Education Science, Associate Professor, Russian and Foreign Languages Department, Russian University of Transport, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=379809. https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57215122166. https://ieeexplore.ieee.org/author/37088748228.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 22.08.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 12.09.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 27.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.