Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / INNOVATIONS / EDUCATION / KNOWLEDGE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко А.В.

В данной статье рассмотрен современный этап развития системы образования, определены негативные факторы, сдерживающие инновационное развития и модернизацию системы управления человеческими ресурсами российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

In this article, the current stage of the development of the education system is considered, negative factors deterring innovative development and modernization of the human resources management system of the Russian state are determined.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 2964

Глущенко А.В. студент магистратуры ЮРИУ РАНХиГС МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: В данной статье рассмотрен современный этап развития системы образования, определены негативные факторы, сдерживающие инновационное развития и модернизацию системы управления человеческими ресурсами российского государства.

Ключевые слова: инновации, образование, знание, компетенции.

Glushchenko A. V. Master of URIU RANEPA MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Annotation: In this article, the current stage of the development of the education system is considered, negative factors deterring innovative development and modernization of the human resources management system of the Russian state are determined.

Key words: innovations, education, knowledge, competence.

На современном этапе развития происходит процесс модернизации российской экономической системы, которая, несомненно, затрагивает различные сферы в контексте разворачивающейся революции, которая характеризуется переходом к новому - шестому технологическому укладу.[1]

Данный переход охарактеризован основанием и созданием квантовых компьютеров, генной инженерии, био- и нанотехнологий, а также усилением роли человеческих ресурсов и их потенциала.

Сегодня в России большое внимание уделяется обсуждению инноваций, цифровой экономики, производительности труда и конкурентоспособности. Однако эти планы нереализуемы без системного подхода к развитию человеческого капитала, включая как привлечение и удержание лучших умов, так и обеспечение условий для роста прогрессивных компаний-работодателей.

Но на сегодняшний день на территории Российской Федерации сложился ряд отрицательных факторов, мешающих инновационному развитию системы образования, в частности это:[2]

• В рейтинге конкурентоспособности талантов (GTCI) в 2017 году (всего 118 стран) Россия по привлекательности - на 81-м месте, по созданию возможностей для талантов - на 107-м месте;

• В России более 35% работников заняты низкоквалифицированным трудом, лишь 17%сотрудников относятся к категории «Знание»;

• Среднестатистическому школьному учителю 51 год, общий стаж работы около 21 года, из них 15 лет в одной школе;

• За период с 1993 по 2015 год прием в высшие учебные заведения в РФ увеличился больше чем в два раза при сокращении когорты абитуриентов на 36%;

• 60% работодателей отмечают острую нехватку практических профессиональных навыков у выпускников СПО.

От результатов того, как и каким образом Россия сможет обеспечить потенциал роста, который был заложен во многих стратегических документах страны, зависит способность и реальная возможность стать нашему государству одной из стран-лидеров по развитию научного потенциала. Данное обстоятельство предполагает факт разрешения различных противоречий между способностью обеспечить технологические результаты и прорывные технологии и необходимостью формирования класса новых молодых ученых. На сегодняшний день в России отсутствует целостная система устойчивого сохранения, воспроизводства и привлечения кадров для научно-технологического развития государства. Обеспечение создания подобной системы формирует сфера высшего образования, финансирование и обеспечение которой должно быть адекватно уровню поставленных задач.

Реализация приоритетов развития системы высшего образования, которые заложены в государственной программе «Развитие образования»[3], обуславливает развитие тренда научно -исследовательской и образовательной деятельности, что подразумевает изменение подхода к реализации и финансированию образовательных программ, стимулированию технологических и социальных инноваций в вузах.

Анализируя послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию 1 марта 2018 [4] года через призму происходящих в мире изменений, стоит отметить, что инновационное развитие России невозможно без системного подхода к решению задачи приумножения и развития человеческого капитала.

По результатам исследования рынка труда и человеческого капитала «Россия - 2025: от кадров к талантам» к 2025 году на территории Российской Федерации будет преобладать дефицит квалифицированных кадров, которые способны выполнять творческую, аналитическую, исследовательскую работу, самостоятельно принимать решения и анализировать большой объем информации. В частности, в данном исследовании выявлено, что с целью устранения дефицита в талантах выделены восемь основных этапов развития человеческого капитала, среди которых одним из основополагающих выступает построение целостной и эффективной образовательной системы, которая будет отвечать опережающим темпам подготовки работников, стимулирования притока талантливой молодежи в образовательную сферу и перенесения фокуса образовательных программ с запоминания и заучивания информации на

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 9(25) 2018

ЬШэ:/ЛЬгит-паика.ги

225

развитие междисциплинарных и личностных компетенций.

В сложившихся условиях эффективность и результативность образовательной политики характеризуется улучшением качества управления. От того в какой мере удастся решить задачу повышения качества управления и прежде всего избавиться от корпоративного управления зависит развитие системы высшего образования. Возможно, одним из первых этапов к трансформированию данной системы выступает разделение Министерства образования Российской Федерации на два самостоятельных министерства, в целях повышения эффективности управления системой образования.

Под влиянием технологических и макроэкономических трендов уже сегодня и тем более в горизонте 2025 года конкурентоспособность кадров определяется не столько «твердыми» навыками и знаниями, сколько развитием универсальных компетенций.

В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает задача интенсификации инновационных процессов в образовательных системах.

Использованные источники:

1. Романов Е.В., Высшее образование: состояние и перспективы развития // Экономическая политика. 2018. №3.

2. Россия 2025: от от кадров к талантам URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26- 175469.pdf (дата обращения: 03.09.2018).

3. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 15/

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Справочно-правовая система КонстультантПлюс URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_291976/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.