Научная статья на тему 'Экономическая модернизация как предпосылка социально ответственного поведения и устойчивого развития бизнеса'

Экономическая модернизация как предпосылка социально ответственного поведения и устойчивого развития бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / MODERNIZATION / SOCIAL RESPONSIBILITY / INVESTMENTS / HUMAN CAPITAL / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клюева Анна Петровна

В статье рассматривается влияние модернизации на социально-ответственное поведение и устойчивое развитие бизнеса. Обоснована необходимость взаимодействия бизнеса, университетов и власти в процессе модернизации, установлена роль человеческого капитала в инновационной экономике, а также его влияние на устойчивое развитие общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC MODERNIZATION AS PREREQUISITE OF SOCIALLY RESPONSIBLE BEHAVIOUR AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF BUSINESS

In article influence of modernization on social and responsible behavior and a sustainable development of business is considered. Need of interaction of business, universities and the authorities in the course of modernization is proved, the role of the human capital in innovative economy, and also its influence on a sustainable development of society is established.

Текст научной работы на тему «Экономическая модернизация как предпосылка социально ответственного поведения и устойчивого развития бизнеса»

УДК: 334.7:005.599.6 ББК: У01

Клюева А.П.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

Klyueva A.P.

ECONOMIC MODERNIZATION AS PREREQUISITE OF SOCIALLY RESPONSIBLE BEHAVIOUR AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF BUSINESS

Ключевые слова: модернизация, социальная ответственность, инвестиции, человеческий капитал, устойчивое развитие.

Keywords: modernization, social responsibility, investments, human capital, sustainable development.

Аннотация: в статье рассматривается влияние модернизации на социально-ответственное поведение и устойчивое развитие бизнеса. Обоснована необходимость взаимодействия бизнеса, университетов и власти в процессе модернизации, установлена роль человеческого капитала в инновационной экономике, а также его влияние на устойчивое развитие общества.

Abstract: in article influence of modernization on social and responsible behavior and a sustainable development of business is considered. Need of interaction of business, universities and the authorities in the course of modernization is proved, the role of the human capital in innovative economy, and also its influence on a sustainable development of society is established.

В условиях практически полного исчерпания возможностей экспортно-сырьевой модели экономического роста российской экономики становится невозможным её устойчивое развитие без форсирования модернизации на основе реального взаимодействия государства, бизнес-струк-тур и гражданского общества. Экономическая модернизация, включающая технологическую, производственную и социальную составляющие, является для современной России таким же императивом, каким она была в 1950-е гг. для Японии, в 1960-е - для Южной Кореи и Тайваня, в 1970-е - для Бразилии, а во второй половине 1980-х и в 1990-е гг. - для Китая1.

В широком смысле экономическая модернизация сводится к формированию сильной не только в производственном, но и

1 Модернизация России: условия, предпосылки, шансы. Сборник статей и материалов. Выпуск 2 / Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2009. - 272 с.

в политическом, военном, научном и иных отношениях страны при росте благосостояния ее населения. В связи с этим в научных исследованиях под экономической модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политической власти, усиление пространственной и социальной мобильности, ведущие к формированию современного общества в противовес традиционному2.

Экономическая модернизация, как коренное обновление на современной научно-технической основе материально-вещест-венной базы и организационно-экономичес-ких структур хозяйствующих субъектов, предполагает, прежде всего, улучшение технологических и технико-экономических характеристик основных

2 Cm.: Why We Need a New Welfare State? Ed. G. Esping-Andersen. N.Y.: Oxford University Press, 2002. Ch. 1. Towards the Good Society, Once Again

фондов предприятий по отраслям реального сектора экономики, за счёт внедрения высоких технологий, детерминирующих структурные сдвиги в экономике.

В настоящее время можно по-разному относиться к командно-административной экономике, считая ее менее эффективной по сравнению с рыночной. Однако, в 1970 г. доля оборудования в возрасте до пяти лет составляла в нашей стране 40,8%, от шести до десяти лет - 30%, а в возрасте свыше двадцати лет - только 8,42%. Сравнение приведённых данных со значениями аналогичных показателей за 2012 год позволяет констатировать тот факт, что в возрастной структуре производственного оборудования за годы рыночных преобразований сформировался

своеобразный «российский крест».

На этом фоне экономика РФ предстает высокорискованной, что препятствует ее устойчивому развитию.

В то же время известно, что для устойчивого развития национальной экономики (и ее хозяйствующих субъектов) необходимо поддерживать определенный уровень инвестирования и усиливать его, обеспечивая обновление производственных фондов и ввод новых мощностей и производств. При этом инвестиционные процессы (особенно на крупных предприятиях и производствах) носят долгосрочный характер и должны вестись заблаговременно, за 5-10 лет до ввода объекта в эксплуатацию и ранее. Перебои с инвестированием экономики на современном этапе могут иметь неблагоприятные последствия не только в настоящее время, но и в будущем.

Современная Россия подошла к рубежу, за которым может быть навсегда потеряна собственная технологическая база

машиностроения, так как уже сейчас большая

доля импорта (50,3% от суммарного импорта товаров в Россию за 2012 г.) приходится на машины и оборудование. Такая ситуация явно противоречит современным тенденциям, имеющим место в мировой экономике, когда развитые страны, напротив, стремительно

наращивают экспорт основных производств обрабатывающего сектора, включая машины и оборудование (таблица 1).

В России в течение 1990-х гг. большинство предприятий решало проблему выживания, а не устойчивого развития, вследствие чего их инвестиционные вложения были

минимальными. В связи с этим экономика РФ нуждается в разработке такой долгосрочной инвестиционной политики, которая обеспечит приоритетное инвестирование промышленности (прежде всего, высокотехнологических видов деятельности в машиностроении) на основе развития научно-инновационных циклов, создания экономических механизмов стимулирования эффективного вложения инвестиционных ресурсов в инновационно активные производства с учетом индикаторов экономической безопасности. На наш взгляд, соблюдение таких индикаторов (не только на макро-, но и на микроуровне) будет способствовать устранению накопившихся негативных явлений в сфере реализации человеческого потенциала, повышению мотивации работников и росту отдачи от их труда на основе расширения возможностей для самореализации личности, которые открывает модернизация производства.

Таблица 1 - Структура экспорта ведущих стран мирового хозяйства (2007 г.)1

Страна Экспорт, всего, млрд. долл. Продукция основных производств обрабатывающего сектора Машины и транспортное оборудование (раздел 7 МСТК(3))

млрд. долл. % к итогу млрд. долл. % к итогу

Германия 1329,1 1242,7 93,5 630,0 47,4

Великобритания 436,0 367,5 84,3 150,0 34,4

Италия 449,9 451,4 90,3 189,0 37,8

Франция 542 ,0 464,5 85,7 215,7 39,8

КанаГруппа восьми» в 446рах. 2009. Ста т3б2р7сстат. - 72,7 126,6 30,4

МША9- - 131 с. 1163,0 931,6 80,1 537,3 46,2

Япония 709,7 696,9 98,2 449,2 63,3

В этой связи необходимо рассмотреть некоторые индикаторы экономической безопасности в инвестиционной сфере, которые должны соблюдать как бизнес, так и государство для обеспечения эффективного экономического роста и более полной реализации накопленного человеческого и социального потенциалов. Речь идет о следующих индикативных показателях:

а) уровень обновления основного капитала, обеспечиваемый путем

инвестирования выбытия основных фондов.

Превышение инвестиций в обновление основных фондов над возмещением их выбытия (1) свидетельствует о положительной тенденции основного капитала.

1без= (1обн / I) : (1выб / I) > 1 (1),

где, 1без - индикатор безопасности;

1обн - инвестиции в обновление основных фондов;

1выб - инвестиции на возмещение выбытия основных фондов;

I - инвестиции в основные фонды.

Для предельно изношенных фондов российской экономики индикатор

безопасности рекомендуется выдерживать на уровне 1без = 1,5, т.е. инвестиции в обновление основного капитала должны превышать выбытие по отношению к его первоначальной стоимости. Выполнение этого условия на микроуровне означает, что часть инвестиций направляется на возмещение выбытия фондов, а другая, - в инновации. По прогнозным оценкам Института экономики РАН, для полной модернизации и восстановления основного капитала всех отраслей реального сектора экономики России в ближайшие 10-12 лет потребуется порядка 3500-5000 млрд. долл., а в перспективном периоде - 6000-7000 млрд. долл.

В случае генерирования таких инвестиций Россия смогла бы на новой материально-технологической базе

восстановить свои позиции в мировой экономике в качестве постиндустриальной державы с мировым уровнем экономического развития и социально допустимыми

стандартами жизни населения.

б) индикаторы инвестиционных рисков, возникающих в сфере инвестирования хозяйственной деятельности в процессе капитализации финансовых и заемных средств, обусловленной необходимостью воспроизводства и накопления основного капитала.

Информационная система и методология оценки рисков использует факторы, снижающие поток чистых денежных доходов, а также состав рисков по потокам денежных затрат с оценкой возможного удорожания отдельных элементов инвестиционных вложений. Скорректированный с учетом факторов риска индекс доходности (PRI) определяется на основе отношения чистого дисконтированного дохода к

дисконтированным инвестициям.

Обобщающий показатель прироста индекса доходности с учетом страхования рисков (ДPRI) определяется по формуле:

ДРШ = РШ - Р1 (2)

Обновление основного капитала на предприятии (компании), обеспечивающее соблюдение указанных индикаторов экономической безопасности, должно быть также согласовано с пороговым значением обобщающего комплексного

макроэкономического индикатора

инвестиционной безопасности - долей накопления валовых инвестиций в ВВП. Фактическое значение этого индикатора в РФ не превышает в среднем 19-20% за последние 5-7 лет. В воспроизводственной структуре отечественной экономики преобладают капиталоемкие отрасли (прежде всего, топливно-сырьевые). Развитие наукоемких отраслей

промышленности, включая

машиностроение, в процессе

технологической модернизации потребует еще большего увеличения капиталоемкости (в 5-10 раз), последняя должна возрасти еще больше для внедрения нанотехнологий. В этой связи, по расчетам ученых, долю валового накопления в ВВП необходимо увеличить до 28-30%. (Для сравнения: в Китае в период максимума инвестиционной

активности в 1987-1996 гг. доля валового накопления в ВВП достигала 32-34% при темпах прироста ВВП в 8-10 %).

Инновационно-инвестиционной активности в рамках форсированной экономической модернизации должен способствовать инновационный российский бизнес. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем «Послании Федеральному Собранию Российской Федерации» от 12 декабря 2012 г. так определил социальную роль бизнеса: «Бизнес должен работать и на свой успех, и на страну, должен рождать талантливых, толковых организаторов, меценатов и патриотов, как это было в прежние времена в России»1.

В то же время инновационное развитие страны, в основе которого находится технологическая модернизация и инновационно-инвестиционная активность, выгодно и бизнесу, что неоднократно доказано как зарубежными, так и отечественными исследованиями. В этой связи следует использовать так называемую теорию «тройной спирали», появившуюся на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в Великобритании и Нидерландах, которая отражает

взаимоотношения участников

инновационной системы. Теория «тройной спирали» уточняет главные движущие силы инновационного развития, а именно: власть, бизнес и университет. Под властью понимаются все уровни и ветви власти, в том числе лица и организации, формально не состоящие на государственной службе и не являющиеся государственными, но уполномоченные государством на принятие решений. Университет также трактуется в широком смысле; обязательным условием его функционирования является генерация и распространение знаний. Безусловно, роль университета могут выполнять и корпорации с их исследовательскими департаментами, а также государственные и общественные академии, если в них обеспечивается пересечение потоков новых знаний и креативной молодежи.

Одним из важнейших параметров

Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года [Текст]. - М., 2012. - с. 11.

тройной спирали является ее динамика, характеризующая способность всех участников взаимодействия в интересах реализации инновационного проекта дополнять, замещать, перераспределять функции друг друга, оперативно использовать свои уникальные качества, предоставлять или наоборот изымать необходимые ресурсы и т.д.

1. Бизнес не может интересоваться инновациями, не разрешив модернизацию производства. Совершенно очевидно, что эти два направления не противоречат друг другу, но и не тождественны, они последовательны. Только закончив модернизацию, имеет смысл вкладываться в инновации, в прорывные технологии (а значит и в прорывные риски). Проекты в этих сферах имеют минимальные риски и не требуют проведения фундаментальных разработок.

Надежный способ измерения готовности экономики к инновационному развитию - это размер кредитной ставки, по которой бизнес в состоянии привлекать ресурсы для развития. Так, если стоимость кредита превышает 25% годовых, следует говорить о спекулятивном и нездоровом характере экономики, если ставка в диапазоне 10-25% - это период модернизации, и только если ставка меньше 10% годовых, значит другого пути, кроме реализации долгосрочных, рискованных инновационных проектов, у бизнеса уже не осталось.

2. Университеты не могут осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов в ситуации, когда бизнесу это не нужно. Государство, в свою очередь, не в состоянии трудоустроить (а, следовательно, и соответствующим образом оплатить их подготовку) миллионы инженеров.

3. Власть заинтересована в стабильности, которая, по определению противоречит инновациям. Власть может заниматься инновациями только в экстремальной ситуации, когда не будет другого выхода. Пока не будет проведена модернизация, сформулирована адекватная инфраструктура, имеется положительный торговый баланс, власть будет занята

другими делами: дорогами, стадионами и т.п. Именно такая ситуация сейчас и наблюдается в России.

При осознании того, что решить любую проблему можно только всем вместе, появляется так называемая тройная спираль. Участники инновационного процесса подошли к такому состоянию, при котором они могут поручить свою непрофильную деятельность партнерам. Предприятия формируют соответствующие структуры в действующих университетах; создают новые; университеты создают предприятия; власть поощряет независимую экспертизу и полагается на мнение партнеров. Взаимодействие партнеров при этом значительно усиливается.

В модели тройной спирали ко всем участникам инновационной системы предъявляются определенные требования.

Университет:

- обеспечивает мировой уровень фундаментальных и прикладных исследований и их коммерциализацию;

- осуществляет интеграцию предпринимательской деятельности в повседневную академическую работу университета, участвует в развитии экономики региона;

- проявляет готовность к формированию современных организационных структур в сфере взаимодействия с бизнесом и властью.

Что же касается бизнеса, то для него в качестве требований выдвигаются следующие:

- инновации должны стать центральным элементом стратегии развития;

- должен быть сформирован высокий уровень корпоративной культуры, повышая имидж профессии;

- проявление готовности к формированию гибридных взаимодействий с университетами и властью.

Требования к власти в модели тройной спирали выглядят следующим образом:

- развитие и укрепление институтов (частной собственности, информационного и интеллектуального права, гражданского общества, судопроизводства, экспертного сообщества и др.);

- научно-техническое прогнозирование (определение приоритетных направлений развития страны, региона, организации);

- реализация приоритетных направлений развития экономики за счёт выделения 3,5-5% от ВВП на науку и инновации;

- готовность к формированию гибридных организационных форматов, к передаче части полномочий экспертному сообществу.

Экономическая модернизация

обусловливает также требования к качеству человеческого капитала как относительно профессионально-квалификационного уровня населения, так и совершенствования его экономического сознания, которые свидетельствуют о способности homo informaticus овладеть модернизационными процессами. Для обеспечения устойчивого экономического развития необходимо учитывать, что модернизация осуществляется в конкретной стране и предполагает в полной мере учет национальных, исторических традиций, менталитета населения, его культуры, самобытности и уникальности, которые должны вписываться в модернизационные процессы, повышая их внутренний потенциал.

Таким образом, социальное партнерство, взаимодействие бизнеса, государства и гражданского общества в решении важнейших экономических и социальных задач в условиях модернизации экономики являются единственно возможной основой для устойчивого развития России, когда основным источником благосостояния не только самого бизнеса, но и занятого в нем населения, является рост конкурентоспособности производимых товаров и оказываемых услуг. Такой рост не может быть достигнут без применения высококвалифицированного и высококачественного труда. Без

высокообразованных носителей

интеллектуального капитала рост ВВП становится практически недостижимой задачей, вне зависимости от объема средств, инвестированных в производственное оборудование и технологии.

Из сказанного логично вытекает необходимость повышения качества человеческого капитала, а следовательно и конкурентоспособности рабочих мест. Лейтмотивом этого процесса должно стать не просто восполнение недостатка

квалифицированных кадров; акцент следует сделать на выявлении и обучении перспективных с точки зрения талантов работников во всех отраслях национальной экономики.

Модернизация обеспечивает

возможность создания новых рабочих мест, требующих высокой квалификации

проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в соответствии с требованиями

профессиональных компетенций и отраслевых квалификационных стандартов позволит обеспечить конкурентоспособность

выпускников на рынке труда. Особую

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1 - Становление системы независимой оценки качества

профессионального образования2 этой связи формируются актуальность работы в данном направлении

персонала. В новые социальные обязанности бизнеса, среди которых, на наш взгляд, следует отметить следующие.

А) Совместная разработка

университетом и бизнесом профессиональных компетенций.

В узком смысле компетенции - это знания, умения и навыки; это предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению определённого вида

деятельности. При более широкой трактовке, применяемой сегодня в научной литературе, компетенции включают в себя черты личности, что может дать представление о том, какова эта личность, а не только о том, как она работает. При глобальном же подходе можно говорить, что компетенции дают представление о мотивациях, целях, ценностях и установках личности1 . Таким образом, компетенции включают такие качества работника, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Совместная разработка вузами и работодателями перечня компетенций и

еще раз подчеркнул Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении на пленарном заседании 18-го Петербургского международного экономического форума, основной темой которого является «Укрепление доверия в эпоху преобразований»: «с участием российского бизнеса создан Национальный совет профессиональных квалификаций. За два года Совет должен принять

более 800 новых профстандартов, отвечающих требованиям современной экономики. В том числе 400 стандартов должно быть принято уже в текущем году, это очень большая работа. Именно на основе этих стандартов будут формироваться современные программы в системе профессионального образования и квалификационные требования к специалистам»3.

1 Шатон, Г. Компетенции работают тогда, когда ими управляют / Г. Шатон // Организационное консультирование. - 2012. - № 1 (37). - с. 4-21

Лучшие практики реализации мероприятий региональных комплексных программ развития профессионального образования по направлению

"Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации" Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. - М.: Министерство образования и науки РФ, 2013.

3 Стенографический отчёт о пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. Официальный сайт Президента России.

Отметим, что решение поставленной задачи позволит обеспечить уровень и качество подготовки персонала в соответствии с требованиями и тенденциями экономического развития.

В 30 пилотных субъектах РФ, реализующих в 2011-2013 годах региональные комплексные программы развития

профессионального образования, созданы 105 центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций (в 2011 году таковых было 31); средняя (по всем 30 регионам) доля выпускников программ профессионального образования и профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры составляет в 2013 году 11% против 3% в 2011 году (рисунок 1).

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.rU/transcripts/21080

Б) Привлечение работодателей к участию в попечительских советах вузов, в различных совместно создаваемых фондах.

Перспективным направлением

формирования стратегического партнерства вузов в части привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу образования является развитие механизма

благотворительной помощи - эндаумента, который уже многие годы успешно функционирует в промышленно-развитых странах и является эффективным инструментами софинансирования

образовательной сферы.

В) Формирование имиджа профессий и специальностей, потребность в которых возрастает в связи с модернизацией и переходом к модели устойчивого развития.

На современном рынке труда России наиболее востребованные профессии и специальности являются одновременно и наименее популярными. Однако следует отметить, что в настоящее время во многих субъектах РФ сформированы целевые программы или подпрограммы кадрового оснащения развития региональных экономик по формированию позитивного имиджа рабочих профессий, технических специальностей, востребованных на предприятиях реального сектора экономики.

Особое место в ряду инициатив государства в последние годы занимает создание корпоративных университетов, (в 2008 г. их создано 64, а если включить крупные корпоративные образовательные центры, их количество составит 150), нацеленных на подготовку и переподготовку специалистов среднего и высшего звена. Важную роль в решении этих задач призваны играть мероприятия, направленные на формирование имиджа профессии.

Г) Возрастающая потребность в инвестировании в непрерывное

образование.

Совершенствованию умений и навыков специалистов и большему их соответствию требованиям работодателей, а также освоению новых технологий могло бы в большей степени содействовать дальнейшее развитие института

непрерывного образования. Для некоторых

категорий высококвалифицированных

специалистов (например, инженеров) отмечается наличие отдельно взятых, конкретных программ, однако более широкие по охвату программы по развитию непрерывного обучения в РФ до сих пор отсутствуют.

Таким образом, форсированная модернизация российской экономики необходима для обеспечения ее устойчивого развития, что обусловливает новые задачи экономически и социально ответственного бизнеса (соответствие характеристик инвестиционной

деятельности бизнеса индикаторам экономической безопасности; создание новых высококвалифицированных рабочих мест в экономике, обеспечивающих на основе роста производительности труда рост заработной платы для преодоления «ловушки бедности», формирование имиджа профессий, необходимых для развития так называемых критических технологий в российской экономике).

Движение в направлении

эффективного и качественного

экономического роста, основой которого выступает человеческий капитал, потребует изменений в структуре национальной экономики и, в частности, занятости. Необходимо также переориентировать расходы и вместо финансирования общественных проектов и выплат предпринимателям субсидий,

стимулирующих занятость, направлять соответствующие средства на реализацию программ, способствующих повышению сбалансированности рынка труда по профессионально-квалификационному составу, - например, программ по обучению и переподготовке кадров и оказания целевой помощи соответствующим категориям граждан. Необходимо также переориентировать расходы с

государственных работ и субсидий по заработной плате в сторону программ, призванных решить проблему разрыва между потребностями работодателей и квалификацией рабочей силы, - таких, как переподготовка кадров. Следует продолжить и даже развивать практику направления федеральных трансфертов в

регионы с самым высоким уровнем безработицы, осуществлять целевую поддержку региональной мобильности рабочей силы и ее переквалификацию в моноиндустриальных городах.

Эффективность услуг занятости в госсекторе можно было бы повысить за счет уменьшения нагрузки из расчета на одного работника и дальнейшей разработки посреднических ИТ-инструментов. В целом, необходимо на более систематической основе изучать эффективность

действующих на рынке труда программ с помощью исследований по итогам их реализации.

Компании, которые стремятся контролировать влияние своего бизнеса на социальную среду, демонстрируют глубокий подход в понимании сути и действительного предназначения

социального инвестирования. Вложения в человека, определяющие будущий денежный и материальный доход компании, расцениваются ее собственниками уже как инвестиции в человеческий капитал. К такого рода инвестициям первоначально относятся расходы на образование, медицинское обслуживание и охрану здоровья, подготовку и повышение квалификации кадров на уровне компании, поиск работы и миграцию. По мере развития общества расходы превращаются в долгосрочные вложения капитала, характеризуя всё новые направления социального инвестирования. Каждое из них осуществляется на основе экономического интереса, социального эффекта и социальной эффективности.

При этом роль государства в процессе модернизации состоит в гарантировании решения социально-экономических

проблем, ради которого она и предпринимается. При этом государство имеет конечный ресурс воздействия на различные сферы общественной жизни, то есть не может управлять всем и вся. Конечность государственных ресурсов -первый фактор, определяющий место государства в процессе модернизации. Вторым является ответственность. Государство призвано быть организатором процесса модернизации, решать, каким

образом могут и должны быть модернизированы отдельные сферы общественной жизни. Его основной задачей следует считать установление справедливых правил и заключение соответствующего общественного договора. Иначе говоря, речь идет об обеспечении адекватной законодательной и нормативной базы для всего комплекса социально-экономических отношений, т.е. развития

институциональной среды, создающей стимулы для социально ответственного бизнеса и устойчивого развития экономики.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2 (31) 2014

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. «Группа восьми» в цифрах. 2009. Стат.сб. / Росстат. - M., 2009. - 131 с.

2. Лучшие практики реализации мероприятий региональных комплексных программ развития профессионального образования по направлению "Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации" Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. -М.: Министерство образования и науки РФ, 2013.

3. Модернизация России: условия, предпосылки, шансы: Сборник статей и материалов. Выпуск 2 / Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2009. - 272 с.

4. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года [Текст]. - М., 2012. - с. 11.

5. Стенографический отчёт о пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. Официальный сайт Президента России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/21080

7. Уваров, А.Ф. Региональная инновационная система: университет в тройной спирали экономики знаний // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/ 77/246/75398.php

8. Шатон, Г. Компетенции работают тогда, когда ими управляют / Г. Шатон // Организационное консультирование. - 2012. - № 1 (37). - с. 4-21

9. Why We Need a New Welfare State? Ed. G. Esping-Andersen. N.Y.: Oxford University Press, 2002. Ch. 1. Towards the Good Society, Once Again.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.