Научная статья на тему ' Модернизация школьного геоэкологического ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЛХА (ЯКУТИЯ)'

Модернизация школьного геоэкологического ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЛХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О М. Кривоилапкина

Определены факторы, оказывающие положительное и отрицатель­ ное влияние на реализацию геоэкологического образования в условиях Рес­ публики Саха (Якутия). В частности, подчеркнута особая роль культур­ ного наследия циркумполярной цивилизации: экологической этики, этнопедагогики, этнопсихологии и этнозкологии, Намечены пути преодоления факторов, определяемых региональной спецификой территории (экстре­ мальность природных условий и др.) и затрудняющих осуществление гео­ экологического образования. Выявлены научно-методинеские основы реа­ лизации национально-регионального компонента, геоэкологического обра­ зования: экологизация образовательных учреждении, понимаемая как придание экологических аспектов всей педагогической системе школы, и система геоэкологического краеведения. Предложена мод ель модерниза­ ции геоэкологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upgrade of school geoecological education in Republic Saha (Yakutia)

The facton, influencing positivly and negatively on realization o f school geo-ecologica! education in Saha-Jakutia Republic are defmded. Particular role o f cultural heritage o f circum-palar civilization is underlined Namely: ecologi­ cal ethics, ethnopedagogics, ethnopsychology, ethnoecology. The ways ofover­ coming the factors, determinated by specific features o f regional territories are outlined: extremeness o f natural conditions and some others factors making obstacles in realization geo-ecological education. Ecologization o f educa­ tional institutions, comprehended as e cologization o f pedagogical system and system o f geo-ecological regionology are defined as scientific and methodic foundations o f realization o f national-regional component o f geo-ecological education.

Текст научной работы на тему « Модернизация школьного геоэкологического ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЛХА (ЯКУТИЯ)»

позполит увеличить реальные доходы от сферы туризма и туристского бизнеса в 2-3 раза.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО I 'ЕО ЖО ЛОГИ ЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

О.М.Кривошапкина

Якутский государственный университет им M К. Аммосова 677007, г Якутск, ул. Орджоникидзе, 46, тел, факс 8-41 ¡-2-34-30-55, Е-mail: seometodfa ilj Определены факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на реализацию геоэкологического образования в условиях Республики Саха (Якутия). В частности, подчеркнута особая роль культурного наследия циркумполярной цивилизации, экологической этики, этнопе-дагогики, этнопсихологии и этноэкологии. Намечены пути преодоления факторов, определяемых региональной спецификой территории (экстремальность природных условий и др.) и затрудняющих осуществление геоэкологического образования. Выя&пены научно-методические основы реализации национально-регионального компонента геоэкологического образования: Экологизация образовательных учреждении, понимаемая как придание экологических аспектов всей педагогической системе школы, и система геоэкологического краеведения. Предложена мод ель модернизации геоэкологического образования.

Upgrade of school geoecological education in Republic Saha (Yakutia) O.M.Krivoshapkiria The factors, influencing positivly and negatively о n realization of school geo-ecological education in Saha-Jakutia Republic are definded. Particular rule of cultural heritage of circum-polar civilization is underlined Namely: ecological ethics, ethnopedagogics, ethnopsychology. ethnoecolagy. The ways of overcoming the factors, determinated by specific features of regional teiritories are-outlined: extremeness of natural conditions and some others factors making obstacles in realization geo-ecological education. Ecologization of educational institutions, comprehended as ecologization of pedagogical system and system of geo-ecological regionology are defined as scientific and methodic foundations of realization of national-regional component of geo-ecological education.

Осуществление геоэкологического образования в Республике Саха (Якутия) в настоящее время происходит под воздействием двух противоположно направленных влияний: способствующих и препятствующих его реализации. Выделяются три группы факторов, благотворно влияющих на геоэкологическое образование: а) экологическая этика; б) этнопедагогика, этнопсихология и этноэко-

148

логия; в) передовой педагогический опыт. Первая группа факторов вытекает, прежде всего, из общепризнанных особенностей тысячелетних взаимоотношений человека и окружающей среды на Севере, достижений циркумполярной цивилизации, экологической этики коренных народов Якутии.

На основе исторического анализа, сопоставления работ якутских ученых (Г.Н. Максимов, A.M. Рафаилов и др.) выявлена смена этапов хозяйственного освоения природной среды на Севере: от охотничье-рыболовно-собирательского (40-35 тыс.лет назад), оленеводческого (2 тыс. лет назад), скотоводческого (1 тыс. лет назад), скотоводческо-земледельческого (17 век) до современного индустриального, начало которого приходится на 30-е годы XX века, а также грядущего этапа и соответствующие им системы воспитания и обучения, зависящие от главной культурной ценности эпохи (ге-нотеизм, шаманизм, учение айыы, христианство, хозяйство и техника, нравственность и экологическая этика). Первые два этапа соответствовали народному первобытному (подражающему) воспитанию и обучению, затем с приходом якутов сменилась система народного воспитания - возникла якутская этнопедагогика «кут-сгор», которую можно отнести к предостерегающему типу. Основой народной педагогики стало учение «Айыы» - этико-экологическая теория (система религиозных запретов, обычаев, традиций) якутского народа, его взгляды на природу, общество, человека. I loe гу-латы этого религиозно-философского учения просты и действенны: «Береги отечество, родные места. Бессмысленно не разрушай деревья и растительность, не убивай животных и птиц и не наноси вреда природе. Не загрязняй водоемы, озера, реки. Поклоняйся горам, курганам, аласам, лесам. Не давай дорогам зарасти травами. Береги отчий дом, домашний очаг. Соблюдай чистоту и порядок в доме. Почитай священный символ - сэргэ. Поклоняйся огню». Известный якутский ученый-экономист И.И. Поисеев объясняет успехи якутов в освоении огромных северных пространств особым их отношением к природе: «Якуты никогда ни одним словом не принижали природу, не считали себя ее хозяевами, господами, а всегда считали себя се детьми. Именно такая позиция усиливает приспособительные механизмы, углубляет связь с природными, космическими силами.... Северная цивилизация сформировалась как результат учения айыы. Тысячелетний апробированный опыт превращался в знание и передавался из поколения в поколение. ... Благодаря этому учению

149

якуты смогли освоить такой суровый край». В этот период, на наш взгляд, зародилась экологическая этика, которая смогла сохраниться в народе до настоящего времени. Поскольку свои этико-экологические теории были развиты у всех коренных народов Якутии, в том числе у эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, долган, тс у этих народов рано возникло «экологическое сознание», формирование которого можно назвать «воспитанием совести» (Г.-И. Фиткау и Г. Кессель).

Последующий период народного воспитания связан с появлением русского населения, когда в Якутии параллельно действовали две народные системы: якутская этнопедагогика «кут-сюр» и русская - «домострой». Затем существовал переходный период, когда происходила перестройка системы воспитания - от преобладания народной к преобладанию научной. Однако, несмотря на то, что мы определили современный период как этап научности образования, у коренных народов Якутии всегда сохранялась система народного воспитания, экологическая этика. Научный период, как и везде, характеризуется кризисом воспитания, поэтому основой этой системы н грядущем этапе хозяйственного освоения территории Якутии должно стать ноосферное воспитание, ведущее к формированию экологической культуры. Таким образом, развитие экологической »тики у коренных народов Якутии происходило по спирали, иногда виток развития приводил к тому, что народные экологические постулаты сохранялись только в семейно-бытовой среде, не отражаясь в содержании образования формальной школы.

Однако в связи с процессом развития и обновления национальной школы Якутии, начиная с 1991 года, происходит реконструкция, переосмысление и обновление древних экологических традиций рационального природопользования, возникает понимание их педагогической ценности и необходимости использования в современной педагогической практике. Северные этносы, в своем большинстве, всегда соблюдали народные праздники, выполняли охотничьи и другие обряды, связанные с природопользованием, с сезонными изменениями в природе. Этот процесс в настоящее время углубляется, восстанавливаются, казалось бы, уже забытые обряды, позволяющие человеку сблизиться, слиться с природой.

Подчеркнем, что для достижения следующего, ноосферного этапа взаимоотношения человека и природной среды, в целях формирования ноной «экологической совести» необходимо опираться

150

на этико-экологические ценности циркумполярной цивилизации, созданные ее аборигенами. Тем более, что признаками северной ци-Езилизации являются, гармонические отношения с природой, а отсюда - жизнь в экологически чистой среде; относительно нысокий уровень жизни; сознательное ограничение потребления; социальная гармония; высокий уровень информативности каждого члена общества об окружающем мире и умение этой информацией пользоваться (A.B. Абрамов). Перечисленные особенности, как мы видим, могут служить характеристиками грядущего культурного этапа - ноо-сферного. Таким образом, сохранение, изучение и использование культурного наследия циркумполярной цивилизации - экологической этики, могут и должны послужить целям воспитания и человеческому прогрессу.

Кроме экологической этики как фактора, способствующего' осуществлению геоэкологического образования, существуют и другие положительно влияющие условия: целенаправленное возрождение традиций рационального природопользования у коренных народов республики и возможность опираться при формировании экологической культуры на этот опыт; наличие локальных территорий (например, занимаемых родовыми общинами), концентрирующих 1армопичпые отношения с природой и пригодных для формирования экологической культуры местного и приезжего населения; передовой и признанный в России опыт республики по формированию экологической культуры населения, накопленный в последние годы.

Группа факторов, затрудняющая осуществление геоэкологического образования, связана с региональной спецификой территории: а) существующими проблемами природопользования и охраны природы; б) особенностями национального состава населения республики, выражающегося, прежде всего, в функционировании двух типов школ: национальной и русскоязычной; в) сложностями реализации естественнонаучного (в том числе географического) образования в условиях реформы национальной школы, в том числе: отсутствием пропедевтического естественнонаучного курса в начальных классах якутской школы; г) особенностями подготовки учителей естественнонаучных предметов к осуществлению экологического образования школьников в условиях классического университета в Якутии: д) слабостью научного и методического обеспечения курсов региональной географии и региональной экологии,

151

особенно для якутской школы. Наконец, осложняют реализацию I еоэкологического образования экстремальные природные условия, затрудняющие, особенно в зимний период, общение с природной средой и тем более исследовательскую деятельность школьников в окружающей средс.

Не раскрывая особенности каждой проблемы и возможные пути их преодоления, скажем, что если на решение проблем природопользования и охраны природы повлиять достаточно сложно, также как на формирование законодательной базы экологического образования, то в области других проблем могут быть предложены необходимые решения для модернизации геоэкологического образования (рисунок).

В частности, принятая в республике авторская «Концепция географического образования в Республике Саха (Якутии) «География для будущих поколений» (2001 год) позволит решить некоторые проблемы естественнонаучного, прежде всего географического, образования. Например, предлагается: привести в соответствие внутреннюю структуру географии в русскоязычной и якутской школах, вернув географию в старшее звено национальной школы.

В ответ на необходимость развития и обновления национальной школы ввести курс «География Якутии» в 9 классе как русскоязычной, так и якутской школах, в 5 классе вместо «природоведения» н русскоязычной школе ввести курс «Родной край» (краеведение) с элементами природопользования (в якутской школе, уже имеющей опыт изучения данного курса, этот вариант реализуется без проблем); для восстановления опорных межпредметных связей между начальной и средней ступенями образования вернуть курс природоведения (или «Окружающий мир») в якутскую начальную школу; для логического завершения фундаментального естественнонаучного образования, для экологизации всего учебно-воспитательного процесса в школе ввести курс «Геоэкологии» как основу природопользования в 11 классе. В этом случае география будет восприниматься как необходимая практикоориентированная наука, реально связующая прошлое и настоящее, прогнозирующая будущее.

[ ЛДилеришация оОр.иоедния

Л

I Ксдислшт иОрц -и., шя и )'(.(»!

еогржрн» гт*

:Нлушн* поколений"

] Г.-зраЬотка ННК (нормативы. с^дсрх:аииС. тгхпп.кпи»!

ООр2ЛПВДИШ|

НРК г со ц.п логич;ск»1

I цЬ )ад>паиия

3

| Региональные нзмикнив структуры I п-'ографцц и обдам.а . .и ш «аст

¡!|1М И П>_КрЖ.1т1» ШКОЛЬНО!! •ум ' с.кпужаинцни м и п ^ 1

НгюлЯпне ЛВнтша

учиоги к_\ к

на-кии^нум

«утеку«!

0|ки««ие жилою- I

ку .илуршк.ч ичес^'их ] комтшйпч.ч1 (модумя) ц | начальную шкЫф К (якутскуч) и | отсскгипычиую)_

11р01 рам\1 «и-метпли'кскос обеспечения 1:РК I »ли рлфич.сии!« геозкыпгичцеюим обра !окишя

+ *■ ч

М|. и окружающий мяр Ролнпн Кр£Й. 1 ГО 1 рифим Ргижолсгня. 1

1 - 5 класс ^ К С11Ч' 1 1 КЮЛ'

VI чуп-мещди'шскис иадхн; хуиушпМ РК ггшкп инич^ксжк'Лр^ичч ш

п>Л1>|Н ПОрЛГ ^ателкныу

; iiu.i jc.mifi (тройская, сйлюкзр

III -.О ЧМ.

ими II 10Л0Ч1: -»кологичиского и'.'рл Ршиия школьников.

П<С.М 1Г11111.1С в КОЯГрСГНОЙ

¡¿I и »м:ин ориентированной шкале: пргапиэаикинш-шязгигическис ус.чория фупкииоии^тлиия

кштичсскн орнгитнрпвзштй ткгпы: г: ноэкишппацня учебно-нг«. иI: л I■-■.•п.пит процесса (У 1

( тема кп то пи пч(ч:ко1Ч< крагне.'ЛМтч

Оспигмюс оАра«и|| ш"- 1 Доночтгк: к

б[ЫЧООЛИНС

♦ 4 *

Ьа яьшпи геоа кол о ги к лй ир.-|— икум

Гелпкллоги ческ ая

лар<1К1с|Ш4.'1иг.л Л'р(Ч1 горим I игеи

местной! и

Сне школьиыь м> мигьхш

КУчзплскш'Х- 1П1-, ченне экол. состояния '■тер чеу. н».нл *Г5тчшгичсскак карти«аЯьчт| __« ~

Эьо.книч. ы и. М71Ч (оДплмтянндс и>] Р*— »| кп ^иич. пГкщщмцщ ,щ дцш^.п.цоуц. |

Он 1нмнз;41ня эхо.мго-педагогике ком но.*" монии

Рис. Модель модернизации геоэкологического образования в Якутии

С!

Основными научно-методическими подходами, способствующими реализации национально-регионального компонента (HPK) экологического и геоэкологического образования, выявлены: 1) экологизация образовательного учреждения, понимаемая как придание экологических аспектов всем субъектам и самому учебно-воспитательному процессу (создание экологически ориентированной школы); 2) создание системы геоэкологического краеведения.

Первый научно-методический подход экологизация - состоит из трех слагаемых: целей и задач экологического образования школьников, поставленных в конкретной экологически ориентированной школе; организационно-педагогических условий функционирования экологически ориентированной школы; эгноэкологиза-ции учебно-воспитательного процесса (УВП). Организационно-педагогические условия складываются из повышения квалификации педагогических кадров в области экологического образования; экологизации: учебного процесса, воспитательной работы и дополнительного экологического образования, работы с родителями учащихся, работы учебно-вспомогательного персонала школы; а также педагогической диагностики эффективности экологического образования; улучшения материально-технического оснащения процесса экологического образования учащихся; создания базы дли летнего экологического лагеря учащихся. Этноэкологизация учебно-воспитательного процесса может осуществляться различными путями, в том числе введением сквозной линии «Экологическая культура коренных народов Якутии» в содержание всех школьных предметов, воспитательных и других мероприятий; использованием художественных произведений писателей Якутии и произведений народного творчества, раскрывающих красоту и непреходящую ценность природы; погружением городских школьников в этническую среду, а также обучением и городских, и сельских школьников на практике на положительных примерах традиционного природопользования и др. Немаловажное значение имеет повышение компетентности педагогического коллектива в области этноэкологнн. Создание реальной экологически ориентированной школы апробировано нами в сельских и городских местностях, отличающихся факторами политико-правового, экологического, технико-экономического, демографического окружения.

Другим важнейшим научно-методическим подходом к реализации содержания HPK геоэкологического образования служи г создэ

154

ние системы геоэкологического краеведения, реализуемой путями основного и дополнительного образования: основной и наиболее эффективной для осуществления ГЭК формой дополнительного образования предложено считать школьные научные экологические лагеря как основу для комплексного изучения состояния окружающей среды; учет специфики северной республики; эколого-психологическая диагностика и коррекция отношения детей к природе; проведение Большого геоэкологического практикума в курсе географии, состоящего из практических работ, объединенных в оптимальное количество серий: картографических, этноэкологических и др. Установлено инвариантное ядро" Большого геоэкологического практикума - геоэкологическая характеристика территории, которую предлагается ввести в содержание географического образования (5 и 9 классы). Учащиеся должны научиться составлять геоэкологическую характеристику своей местности в ходе обучения географии, в то же время составление геоэкологической характеристики принимается за комплексный критерий эффективности системы геоэкологического краеведения.

Модернизация школьного геоэкологическо! о образования лежит также и на пути оптимизации эколого-недагогической подготовки учителя географии. Нами разработана система эколого-недагогической подготовки студентов географического отделения; определена совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешное функционирование указанной системы. В качестве условий предложены: 1- коррекция целей подготовки учителя географии в ЯГУ за счет обоснования цели эколого-педагогического образования; 2- выявление и нахождение путей решения проблем оптимального соотношения федерального, национально-регионального и вузовского компонентов ГОСа, которое зависит от специальности; оптимальным можно считать, по-видимому, долю в 10 %, однако по некоторым специальностям, например по географии, HPK может быть значительно больше; 3- выявление возможностей учебного плана по введению HPK в содержание общегуманитарной, естественнонаучной, общепрофессиональной подготовки студентов, в том числе введение инвариантных составляющих HPK высшего профессионального образования в Якутии, в частности интегрированного курса «Якутия» для всех специальностей ЯГУ. Основной целью курса является осознание места и значения региона в природном, демографическом, экономическом, политическом и

155

культурном пространствах; 4- коррекция учебного плана связана также с усилением профессиональной эколого-педагогической подготовки за счет введения новых дисциплин специальной подготовки «Методология и методика педагогических исследований», «Возрастная и педагогическая психология». «Методика геоэкологического образования», «История и методология географической науки». «Научные основы школьной географии», «Развитие и закрепление практических навыков»; 5- экологизация содержания блока методических дисциплин, педагогических и производственных практик; 6- приобщение студентов к педагогическим исследованиям, связанным с экологическим образованием школьников; 7- технология подготовки студентов к экологс-педагогической деятельности способом погружения в обучающую педагогическую среду (летние научные экологические лагеря школьников); 8- учет этнопсихологических особенностей обучаемых. Сравнивая результаты обучения студентов географического отделения, часть которых специализировалась на кафедре методики обучения биологии, химии и географии и в связи с этим получила усовершенствованную эколого-исдагогическую подготовку, особенно во время педагогических и летних производственных практик, в ходе проведения курсовых и дипломных педагогических исследований, отметим их большую уверенность в способности соответствовать уровню требований к работе современного учителя (по результатам социологических исследований). Значительной части этих студентов рекомендовано продолжение обучения в аспирантуре, их дипломные исследования - к печати и дальнейшему использованию.

Таким образом, анализ проблем реализации геоэкологического образования в Якутии показал значительный их разброс, в связи с чем решение лежит на путях модернизации как общего, так и профессионального образования.

основные эколого-географические показатели

водных ресурсов р. Ангары и каскада действующих

гидроэлектростанций

В.А.Арасланова, Л.Н.Летчеева, ЕМ.Еуева, А.Е.Иметхенов

Устъ-Илимский филиал ВС1ТУ (г. Усть-Илимск) Бурятский государственный университет Описывается сложившаяся экологическая ситуация на гидроэлектростанциях. Происходит резкое ухудшение качества ангарских вод. В ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.