и городские научно-практические мероприятия, т.е. продумать систему не только научно-теоретических, конференций и олимпиад, но и чисто практических (прикладных) проектов с последующим конкретным результатом и возможностью саморазвития и тиражирования. С этой целью возможно создание межведомственных экспериментальных площадок и центров.
2. Организация (создание) активной целенаправленной информационно-образовательной среды для формирования общественного экологического сознания и мировоззрения (мироощущения).
3. Организация экологической подготовки и переподготовки различных категорий работников производственной и непроизводственной сфер на основе договоров со специализированными научно-образовательными учреждениями (БГУ, ВСГТУ, БГСХА, ВСГАКИ, БНЦ СО РАН и др.). С этой целью создать при предприятиях, организациях и учреждениях специальные экологические фонды и разработать систему экологической аттестации работников.
4. Разработка в соответствии с требованиями государственного стандарта системы учебных планов, соответствующих различным уровням аттестации (сертификаты, удостоверения, дипломы).
5. Создание учебно-мегодичсской литературы для дошкольных, школьных, учреждений дополнительного образования, ССУ-Зов, вузов и слушателей курсов и семинаров различных категорий природопользователей.
6. Организация курсов, семинаров и консультаций для различных категорий природопользователей.
7. Содействие становлению и развитию экотуризма в Байкальском регионе и ближайшем окружении населенных пунктов.
Модернизация школьного геоэкологического образования в Республике Саха (Якутия) О.М. Кривошапкина
канд. пед. наук, доцент ЯГУ, г. Якутск
В статье рассматриваются вопросы геоэкологического образования, направленного на рационализацию взаимодействия человека и природной среды, а также роль регионального компонента образования в его реализации.
The questions of the geoeco logical education directed on rationalization of interaction of the person and a natural habitat, and also a role of a regional component of education in its realization are considered in this paper.
Осуществление геоэкологического образования в Республике Саха (Якутия) (РС(Я) в настоящее время происходит под воздействием двух противоположно направленных влияний: способствующих и препятствующих его реализации. Выделяются три группы факторов, благотворно влияющих на геоэкологическое образование: а) экологическая этика; б) этнопедагогика, этнопсихология и этно-экология; в) передовой педагогический опыт.
Первая группа факторов вытекает, прежде всего, из общепризнанных особенностей тысячелетних взаимоотношений человека и окружающей среды на Севере, достижений циркумполярной цивилизации, экологической этики коренных народов Якутии.
На основе исторического анализа, сопоставления работ якутских ученых (Г.Н. Максимов, A.M. Рафаилов и др.) выявлена смена этапов хозяйственного освоения природной среды на Севере: от охот-ничье-рыболовно-собирательского (40-35 тыс. лет назад), оленеводческого (2 тыс. лет назад), скотоводческого ( 1 тыс. лет назад), ско-товодческо-зсмледельческого (XVII век) до современного индустриального, начало которого приходится на 30-е гг. XX в., а также грядущего этапа и соответствующие им системы воспитания и обучения, зависящие от главной культурной ценности эпохи (геноте-изм, шаманизм, учение айыы, христианство, хозяйство и техника, нравственность и экологическая этика). Первые два этапа соответствовали народному первобытному (подражающему) воспитанию и обучению, затем с приходом якутов сменилась система народного воспитания - возникла якутская этнопедагогика «кут-сюр», которую можно отнести к предостерегающему типу. Основой народной педагогики стало учение «Айыы» - этико-экологическая теория (система религиозных запретов, обычаев, традиций) якутского народа, его взгляды на природу, общество, человека. Постулаты этого религиозно-философского учения просты и действенны: «Береги отечество, родные места. Бессмысленно не разрушай деревья и растительность, не убивай животных и птиц и не наноси вреда природе. Не загрязняй водоемы, озера, реки. Поклоняйся горам, курганам, аласам, лесам. Не давай дорогам зарасти травами. Береги отчий дом, домашний очаг. Соблюдай чистоту и порядок в доме.
Почитай священный символ - сэргэ. Поклоняйся огню». Известный якутский ученый-экономист И.И. Поисеев объясняет успехи якутов в освоении огромных северных пространств особым их отношением к природе: «Якугы иикогда ни одним словом не принижали природу, не считали себя ее хозяевами, господами, а всегда считали себя се детьми. Именно такая позиция усиливает приспособительные механизмы, углубляет связь с природными, космическими силами. ... Северная цивилизация сформировалась как результат учения айыы. Тысячелетний апробированный опыт превращался в знание и передавался из поколения в поколение. ... Благодаря этому учению якуты смогли освоить такой суровый край». В этот период, на наш взгляд, зародилась экологическая этика, которая смогла сохраниться в народе до настоящего времени. Поскольку свои этико-экологические теории были развиты у всех коренных народов Якутии, в том числе у эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, долган, то у этих народов рано возникло «экологическое сознание», формирование которого можно назвать «воспитанием совести» (Г.-И. Фиткау и Г. Кессель).
Последующий период народного воспитания связан с появлением русского населения, когда в Якутии параллельно действовали две народные системы: якутская этнопедагогика «кут-сюр» и русская - «домострой». Затем существовал переходный период, когда происходила перестройка системы воспитания - от преобладания народной к преобладанию научной. Однако, несмотря на то, что мы определили современный период как этап научности образования, у коренных народов Якутии всегда сохранялась система народного воспитания, экологическая этика. Научный период, как и везде, характеризуется кризисом воспигания, поэтому основой этой системы в грядущем этапе хозяйственного освоения территории Якутии должно стать ноосферное воспитание, ведущее к формированию экологической культуры. Таким образом, развитие экологической этики у коренных народов Якутии происходило но спирали, иногда виток развития приводил к тому, что народные экологические постулаты сохранялись только в ссмейно-бытовой среде, не отражаясь в содержании образования формальной школы.
Однако в связи с процессом развития и обновления национальной школы Якутии, начиная с 1991 года, происходит реконструкция, переосмысление и обновление древних экологических традиций рационального природопользования, возникает понимание их
педагогической ценности и необходимости использования в современной педагогической практике. Северные этносы, в своем большинстве, всегда соблюдали народные праздники, выполняли охотничьи и другие обряды, связанные с природопользованием, с сезонными изменениями в природе. Этот процесс в настоящее время углубляется, восстанавливаются, казалось бы, уже забытые обряды, позволяющие человеку сблизиться, слиться с природой.
Подчеркнем, что для достижения следующего, ноосферного этапа взаимоотношения человека и природной среды, в целях формирования новой «экологической совести» необходимо опираться на этико-экологические ценности циркумполярной цивилизации, созданные ее аборигенами. Тем более что признаками северной цивилизации являются гармонические отношения с природой, а отсюда — жизнь в экологически чистой среде; относительно высокий уровень жизни; сознательное ограничение потребления; социальная гармония; высокий уровень информативности каждого члена общества об окружающем мире и умение этой информацией пользоваться (A.B. Абрамов). Перечислегшые особенности, как мы видим, могут служить характеристиками грядущего культурного этапа — ноосферного. Таким образом, сохранение, изучение и использование культурного наследия циркумполярной цивилизации — экологической этики, может и должно послужить целям воспитания и человеческому прогрессу.
Кроме экологической этики, как фактора, способствующего осуществлению геоэкологического образования, существуют и другие, положительно влияющие условия: целенаправленное возрождение традиций рационального природопользования у коренных народов республики и возможность опираться при формировании экологической культуры на этот опыт; наличие локальных территорий (например, занимаемых родовыми общинами), концентрирующих гармоничные отношения с природой и пригодных для формирования экологической культуры местного и приезжего населения; передовой и признанный в России опыт республики по формированию эколог ической культуры населения, накопленный в последние годы.
Т руппа факторов, затрудняющая осуществление геоэкологического образования, связана с региональной спецификой территории: а) существующими проблемами природопользования и охраны природы; б) особенностями национального состава населения республики, выражающегося, прежде всего, в функционировании двух
типов школ: национальной и русскоязычной; в) сложностями реализации естественнонаучного (в том числе географического) образования в условиях реформы национальной школы, в том числе отсутствием пропедевтического естественнонаучного курса в начальных классах якутской школы; г) особенностями подготовки учителей естественнонаучных предметов к осуществлению экологического образования школьников в условиях классического университета в Якутии; д) слабостью научного и методического обеспечения курсов региональной гео1рафии и региональной экологии, особенно для якутской школы. Наконец, осложняют реализацию геоэкологического образования экстремальные природные условия, затрудняющие, особенно в зимний период, обшение с природной средой и тем более исследовательскую деятельность школьников в окружающей среде.
Не раскрывая особенности каждой проблемы и возможные пути их преодоления, скажем, что если на решение проблем природопользования и охраны природы повлиять достаточно сложно, так же как на формирование законодательной базы экологического образования, то в области других проблем могут быть предложены необходимые решения для модернизации геоэкологического образования (рис.).
В частности, принятая в республике авторская Концепция географического образования в Республике Саха (Якутии) «География для будущих поколений» (200! год) позволит решить некоторые проблемы естественнонаучного, прежде всего географического, образования. Например, предлагается привести в соответствие внутреннюю структуру географии и русскоязычной и якутской школах, вернув географию в старшее звено национальной школы. В ответ на необходимость развития и обновления национальной школы ввести курс «География Якутии» в 9 классе как в русскоязычной, так и в якутской школах; в 5 классе вместо «природоведения» в русскоязычной школе ввести курс «Родной край» (краеведение) с элементами природопользования (в якутской школе, уже имеющей опыт изучения данного курса, этот вариант реализуется без проблем); для восстановления опорных межпредметных связей между начальной и средней ступенями образования вернуть курс природоведения (или «Окружающий мир») в якутскую начальную школу; для логического завершения фундаментального естественнонаучного образования, для экологизации всего учебно-воспитательного процесса
в школе ввести курс «1 еоэкологии» как основу природопользования в 11 классе. В этом случае география будет восприниматься как необходимая практикоориентированная наука, реально связующая прошлое и настоящее, прогнозирующая будущее.
Мплспмизлкия оАпжитлиии
I
К 0№ (еонин пЙпачоцяиия л РП
«География для
будущих поколений»
Национально-региональный компонент (НРК) ГОС общего среднего обра щрянмя
НРК гоочкологичс-ского оОраюканм
Рхтабптга НРК гиопч.ттивм сопепжаняе технология^
НРК географическою образования 11РК геоэкологического образования
Региональные изменения структуры н содержание школьной географии и обраювательной области "окружающий мир"
Введение естественно-научного курса в начальную яку скую школу
Ваедеиис эколого-краевсдческих н культурологических компонентов (модулей) в начальную школу (якутскую и русскоязычную)
Програиыно-мстодичеехое обеспеченна НРК геиграфячсскою И геоэкологического образованна
Мы и окружающий Родной край. География Яку- Геоэкология,
мир 1-3(4) классы 5 класс тии, 9 класс 11 масс
Ня-\г«шо -методические ППШП'Ы гевлизнлии НРК теткллпгычесьпгп пбпя-итянм«
Экологизация образовательных учреждений {городская, сельская школы):
- цели н задачи экологического образина иия школьников, поставленные в конкретной экологически ориентированной школе;
- организационно-педагогические условия функционирования экологически ориентированной школы;
- этноэкологиэацня учебно-воспитательного процесса (УВП)
Система геожол»н ического кплйвеле-
Основное образование Дополнительное образование
- 1 — _ ,
Большой геозкологи ческий практикум Гсоэколо-гнчес-кая характеристика территории Система школьных ШО.ЮГИ- чес-кнх лагерей
Комплексное изучение экол. состояния своей местности Экологическая картина Якутии
▼ Зкологич обоснованная деятельность
Зкологич купьтчра (образованность)
0|Т| имнчлин и эколого-педагогической полготовки учителя
Основными научно-методичсскими подходами, способствующими реализации национально-регионального компонента (HPK) экологического и геоэкологического образования, выявлены: 1) экологизация образовательного учреждения, понимаемая как придание эколО|-иче-ских аспектов всем субъектам и самому учебно-воспитательному процессу (создание экологически ориентированной школы), и 2) создание системы геоэкологического краеведения. Первый научно-методический подход - экологизация - состоит из трех слагаемых: целей и задач экологического образования школьников, поставленных в конкретной экологически ориентированной школе; организационно-педагогических условий функционирования экологически ориентированной школы; этноэкологизации учебно-воспитательного процесса (УВП). Организационно-педагогические условия складываются из: повышения квалификации педагогических кадров в области экологического образования; экологизации: учебного процесса, воспитательной работы и дополнительного экологического образования, работы с родителями учащихся, работы учебно-вспомогательного персонала школы; а также педагогической диагностики эффективности экологического образования; улучшения материально-технического оснащения процесса экологического образования учащихся; создания базы для летнего экологического лагеря учащихся. Этноэкологизация учеб-но-воспитатсльного процесса может осуществляться различными путями, в том числе введением сквозной линии «Экологическая культура коренных народов Якутии» в содержание всех школьных предметов, воспитательных и других мероприятий; использованием художественных произведений писателей Якугии и произведений народного творчества, раскрывающих красоту и непреходящую ценность природы; погружением городских школьников в этническую среду, а также обучением и городских и сельских школьников на практике на положительных примерах традиционного природопользования и др. Немаловажное значение имеет повышение компетентности педагогического коллектива в области этноэкологии. Создание реальной экологически ориентированной школы апробировано нами в сельских и городских местностях, отличающихся факторами политико-правового, экологического, технико-экономического, демографического окружения.
Другим важнейшим научно-методическим подходом к реализации содержания HPK геоэкологического образования служит создание сисгемы геоэкологическою краеведения, реализуемой путями основного и дополнительного образования: основной и наиболее эффек-
тивной для осуществления ГЭК формой дополнительного образования предложено считать школьные научные экологические лагеря как основу для комплексного изучения состояния окружающей среды; учет специфики северной республики; эколого-психологическая диагностика и коррекция отношения детей к природе; проведение Большого геоэкологического практикума в курсе географии, состоящего из практических работ, объединенных в оптимальное количество серий: картографических, этноэкологических и др. Установлено инвариантное «ядро» Большого геоэкологического практикума - геоэкологическая характеристика территории, которую предлагается ввести в содержание географического образования (5 и 9 классы). Учащиеся должны научиться составлять i-еоэкологическую характеристику своей местности в ходе обучения географии, в то же время составление геоэкологической характеристики принимается за комплексный критерий эффективности системы геоэкологического краеведения.
Модернизация школьного геоэкологического образования лежит также и на пути оптимизации эколого-педагогичсской подготовки учителя географии. Нами разработана система эколого-педагогической подготовки студентов географического отделения; определена совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешное функционирование указанной системы. В качестве условий предложены: 1) коррекция целей подготовки учителя географии в ЯГУ за счет обоснования цели эколого-педагогического образования; 2) выявление и нахождение пугей решения проблем оптимального соотношения федерального, национально-регионального и вузовского компонентов ГОСа, которое зависит от специальности; оптимальным можно считать, по-видимому, долю в 10%, однако по некоторым специальностям, например по географии, HPK может быть значительно больше, 3) выявление возможностей учебного плана по введению HPK в содержание общегуманитарной, естественнонаучной, общепрофессиональной подготовки студентов, в том числе введение инвариантных составляющих HPK высшего профессионального образования в Якутии, в частности, интегрированного курса «Якутия» для всех специальностей ЯГУ. Основной целью курса является осознание места и значения региона в природном, демографическом, экономическом, политическом и культурном пространствах; 4) коррекция учебного плана связана также с усилением профессиональной эколого-педагогической подготовки за счет введения новых дисциплин специальной подготовки «Методология и методика педагогических иссле-
дований», «Возрастная и педагогическая психология», «Методика геоэкологического образования», «История и методология географической науки», «Научные основы школьной географии», «Развитие и закрепление практических навыков»: 5) эколотзация содержания блока методических дисциплин, педагогических и производственных практик; 6) приобщение студентов к педагогическим исследованиям, связанным с экологическим образованием школьников; 7) технология подготовки студентов к эколого-педагогической деятельности способом погружения в обучающую педагогическую среду (летние научные экологические лагеря школьников); 8) учет этнопсихологических особенностей обучаемых. Сравнивая результаты обучения студентов географического отделения, часть которых специализировалась на кафедре методики обучения биологии, химии и географии и в связи с этим получила усовершенствованную эколого-педагогическую подготовку, особенно во время педагогических и летних производственных практик, в ходе проведения курсовых и дипломных педагогических исследований, отметим их большую уверенность в способности соответствовать уровню требований к работе современного учителя (по результатам социологических исследований). Значительная часть этих студентов рекомендована для продолжения обучений в аспирантуре, их дипломные исследования - для печати и дальнейшего использования.
Таким образом, анализ проблем реализации геоэкологического образования в Якутии показал значительный их разброс, в связи с чем решение лежит на путях модернизации как общего, гак и профессионального образования.
Реализация регионального компонента в системе педагогического образования по подготовке учителя географии (из опыта работы кафедры экономической географии НГПУ)
H.H. Пономарева, канд. reoip. наук, доцент Г.М. Позднякова, канд. геогр. наук, доцент НГПУ, г. Новосибирск
В статье описывается опыт включения регионального компонента в учебную программу и научно-исследовательскую работу на естественно-географическом факультете НГПУ.