Научная статья на тему 'Модернизация школьного естественнонаучного образования на основе эколого-эволюционного подхода'

Модернизация школьного естественнонаучного образования на основе эколого-эволюционного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECOLOGICAL AND EVOLUTIONARY APPROACH / INTEGRATION / ESSENTIAL INTEGRATION / NATURAL-SCIENTIFIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбалко Л. Н.

В работе обоснованы пути модернизации школьного естественнонаучного образования на основе экологоэволюционного подхода, который рассматриваем как стратегию формирования содержания естественнонаучных школьных дисциплин в направлении фундаментализации и экологизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF SCHOOL SCIENCE EDUCATION BASED ON ECOLOGICAL AND EVOLUTIONARY APPROACH

The ways of modernization of school natural-scientific education are based on ecological-evolutionary approach, which was seen as a strategy for the contents of school subjects in the natural direction of the fundamental nature and greening.

Текст научной работы на тему «Модернизация школьного естественнонаучного образования на основе эколого-эволюционного подхода»

ределению вероятности, является комплект под редакцией Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина. В этих учебниках изучение стохастической линии опирается на реальные процессы, наблюдаемые в окружающем мире, на жизненный опыт ребенка. Решение комбинаторных задач, анализ эмпирических данных, развитие вероятностной интуиции - основное содержание этих учебников, которое разворачивается в последовательности: от решения комбинаторных задач и задач описательной статистики к статистическим исследованиям и вероятности.

5 класс - диаграммы, таблицы, столбчатые диаграммы;

6 класс - комбинаторные задачи, эксперименты со случайными исходами, частота и вероятность случайного события;

7 класс - частота и вероятность, оценка вероятности случайного события по частоте, вероятностная шкала;

8 класс - вероятность и статистика, таблица частот, классическая формула вычисления вероятности, геометрическая вероятность;

9 класс - статистические исследования, ранжирование данных, полигон частот, гистограмма, выборочная дисперсия, среднее квадратичное отклонение.

Важно отметить, что при этом семантика стохастических представлений и понятий раскрывается на основе внутрипред-метных связей с физикой, географией, биологией и т.д. в процессе решения задач по сбору и анализу данных, кодированию и обработке информации и т.п.

На уроках физики, химии, биологии при выполнении лабораторных и практических работ ученики должны уметь оформить результаты наблюдений в виде таблиц, графиков, диаграмм и обратно, извлекать информацию из данных таблиц и графиков.

Нам удалось найти только один комплект учебников для 1011 классов, под редакцией А.Г. Мордковича, в котором продолжена стохастическая линия основной школы. Однако последовательность изложения стохастического материала вызывает

Библиографический список

определенные вопросы, т.к. комбинаторные задачи и бином Ньютона изучаются после статистических и вероятностных задач.

Настораживает и тот факт, что после «взрыва» научно-методических публикаций в 2002-2005 годах, связанных с изучением вероятностно-статистической линии, сейчас наблюдается полный «штиль».

Анализ работы учителей нашего региона и беседы с ними, свидетельствуют о том, что с изучением стохастического материала в школе связано много проблем: во-первых, учителя недостаточно подготовлены в теоретическом и методическом плане; во-вторых, не хватает хороших учебников и методических пособий; в-третьих, курсы повышения квалификации по линии РИПКРО проводятся лишь для учителей старших классов и т.д.

Поэтому, с нашей точки зрения, нужен постоянно действующий научно-методический семинар для учителей на базе физико-математического факультета Горно-Алтайского государственного университета.

Что касается преподавания вероятностно-статистических дисциплин в вузе, в первую очередь следует отметить тот факт, что студенты испытывают трудности в понимании теоретических основ теории вероятностей и математической статистики, а также при решении вероятностно-статистических задач. Таким образом, одной из основных причин указанных выше проблем является отсутствие преемственности в изучении вероятностно-стохастической линии в школе. Студенты приходят в вуз без сформированных вероятностно-статистических представлений и поэтому испытывают большие трудности в восприятии и понимании смысла стохастических понятий и методов.

Мы считаем, что развитие этой линии должно идти непрерывно: детский сад - начальная школа - школа - вуз. Только в этом случае студенты будут готовы воспринимать идеи, понятия и методы теории вероятностей и математической статистики, понимать их взаимосвязь и различие.

1. Пуркина, В.Ф. Развитие начальных математических представлений у детей дошкольного возраста. - Горно-Алтайск, 1996.

2. Виленкин, Н.Я. Математика 1-3 кл. I Н.Я. Виленкин, Л.Г. Петерсон. - М., 1996.

3. Булычев, В.А. Изучение теории вероятностей и статистики в школьном курсе математики I В.А. Булычев, Е.А. Бунимович II Математика в школе. - 2003. - № 4.

Bibliography

1. Purkina, V.F. Razvitie nachaljnihkh matematicheskikh predstavleniyj u deteyj doshkoljnogo vozrasta. - Gorno-Altayjsk, 1996.

2. Vilenkin, N.Ya. Matematika 1-3 kl. I N.Ya. Vilenkin, L.G. Peterson. - M., 199б.

3. Bulihchev, V.A. Izuchenie teorii veroyatnosteyj i statistiki v shkoljnom kurse matematiki I V.A. Bulihchev, E.A. Bunimovich II Matematika v shkole. - 2003. - № 4.

Статья поступила в редакцию 12.03.13

УДК 37.091

Rybalko L.N. MODERNIZATION OF SCHOOL SCIENCE EDUCATION BASED ON ECOLOGICAL AND EVOLUTIONARY APPROACH. The ways of modernization of school natural-scientific education are based on ecological-evolutionary approach, which was seen as a strategy for the contents of school subjects in the natural direction of the fundamental nature and greening.

Key words: ecological and evolutionary approach, integration, essential integration, natural-scientific education.

Л.Н. Рыбалко, канд. пед. наук, с.н.с., докторант Института педагогики НАПН Украины, г. Киев,

Е-mail: [email protected]

МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЭКОЛОГО-ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОДХОДА

В работе обоснованы пути модернизации школьного естественнонаучного образования на основе экологоэволюционного подхода, который рассматриваем как стратегию формирования содержания естественнонаучных школьных дисциплин в направлении фундаментализации и экологизации.

Ключевые слова: модернизация, качество образования, эколого-эволюционный подход, естественнонаучное образование.

Стратегия модернизации естественнонаучного образования предусматривает улучшение его качества. Качество образования - актуальная проблема в реформировании национальных образовательных систем, начавшегося в конце ХХ века и происходящего сейчас во многих странах мира. Именно ка-

чественные показатели развития образования, по мнению украинских (В.Г. Кремень, А.Я. Савченко, А.И. Ляшенко, Е.И. Локшина) и российских (Б.С. Гершунский, В.А. Болотов, А.А. Аванесов, В.А. Качалов) ученых, определяют эффективность общественного развития государства в условиях глобализации

мира и повышения его конкурентной борьбы за качество жизни своих граждан.

Модернизация естественнонаучного образования предполагает обновление его содержания, которое должно обеспечить поиск ответов на новые вызовы современного общества, связанные с глобальными проблемами. Речь идет в буквальном смысле о предотвращении уничтожения человеком биосферы, физическом выживании человечества, о предупреждении необратимой нравственной деградации человеческих сообществ. Вместе с тем проблема касается и безразличия, безответственности, нравственного преступления ныне живущих поколений перед поколениями будущими, в наследство которым достанется разобщенный, раздираемый непримиримыми противоречиями и враждой мир.

В сознании современного человека должно утвердиться понимание о связи развития общества с проблемами экологии, о зависимости человека от природы (а не наоборот), что вселяет надежду на предотвращение глобальных катастроф [1, с. 234]. Школа, образование, общество должны готовить глобалистского человека, то есть человека, способного жить в глобальном пространстве. На этом настаивают И. В. Ильин и А.Д. Урсул: «Прежде всего, интеллектуальный потенциал должен обеспечить переход общества к устойчивому безопасному развитию, что требует качественного преобразования самого человека» [2, с. 114].

Оценивая в целом роль современного естественнонаучного образования в формировании образованного и ответственного перед будущими поколениями человека, можно утверждать, что именно образование должно дать ему основы естественнонаучной компетентности и гуманистических идеалов в их единстве. Анализ современной системы естественнонаучного образования показывает, что оно недостаточно удовлетворяет общественные потребности человечества в первую очередь потому, что принципы, заложенные в основу образовательной системы, не всегда созвучны с новыми реалиями мира. Все больше ученых склоняется к мысли, что новая образовательная система должна строиться на принципах экологического воспитания и историзма, которые формируют современное научное мировоззрение.

Современное естественнонаучное образование должно базироваться, во-первых, на достижениях естественных наук, во-вторых - на реализации новой образовательной парадигмы, ориентированной на основы устойчивого развития общества. Именно это даст возможность подготовить индивида к профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом, сформировать в его сознании новое мировоззрение, согласованное с естественнонаучной картиной мира на данном историческом этапе ее развития, а также общественными потребностями.

Модернизацию естественнонаучного образования видим во внедрении эколого-эволюционного подхода, который рассматриваем как стратегию формирования содержания всех без исключения естественнонаучных школьных дисциплин, фун-даментализации их содержания на основе концептуальных идей эволюции и экоцентризма. Эколого-эволюционный подход способствует целостному усвоению учащимися естественнонаучных знаний, формированию естественнонаучной картины мира, а соответственно и образа природы. В основе данного подхода положена совокупность научно-педагогических принципов, педагогических условий, внедрение которых способствует формированию у учащихся естественнонаучной

Библиографический список

компетентности, естественнонаучной картины мира и экологического мировоззрения.

Внедрение его в практику школьного обучения предусматривает:

- структурирование учебного материала предметов естественнонаучного цикла таким образом, чтобы сквозной смысловой линией были экологические знания, а объединение и объяснение основных элементов знаний происходило на основе принципа эволюции (развития). При этом каждый изучаемый объект рассматривается как система, составляющая эволюции, имеющая происхождение (своих предшественников) и последствия развития (выступает предшественником следующих линий эволюции). Поэтому основное внимание при изучении естественнонаучных знаний уделяется не столько особенностям внешнего и внутреннего строения объекта познания, сколько его развитию, выяснению внутренних системных и внешних экологических связей объекта с окружающей средой и роли, которую объект познания играет в функционировании целостной биосферы;

- изучение систем живой и неживой природы в их взаимосвязи, а прогнозирование деятельности человека - в направлении гармонизации отношений человечества с природой, сосредоточении внимания на динамике развития природных процессов, а не на статистических данных;

- формирование у учащихся кроме естественнонаучной картины мира и целостности знаний о природе, экологического мировоззрения, соответствующего им менталитета и системы жизненных ценностей.

Равноправное сосуществование с природой, коэволюция человека и биосферы - категориальный императив эколого-эво-люционного подхода, который ставит все системы (природные, искусственные) в центр естественнонаучной картины мира и требует экологизации образования и культуры.

Как показала школьная практика, эколого-эволюционный подход позволяет сформировать в сознании учащихся ценностное отношение к объектам природы, к самому себе и другим людям, наделяя жизнь высшей ценностью, что есть не мало важным в обществе, не смотря на присущие ему агрессию, насилие, зло. Данный подход предусматривает формирование в сознании учащихся синергетического типа научного экологического мировоззрения, включающего осознание связей между живой и неживой природой, между природой и человеком, углубление представления о материальном единстве мира, единстве внешней и внутренней природы человека, единой эволюции, что включает в себя эволюцию природы и человека. Он позволяет показать, что в основе целостности природы лежит эволюционная интеграция, экологическая согласованность, пространственная и временная упорядоченность. Кроме этого данный подход обеспечивает: преемственность естественнонаучных знаний и содержательных линий основной и старшей школы; предупреждение и ликвидацию фрагментарности и разрозненности учебного материала; экологическую наполняемость содержания естественнонаучного образования; направленность содержания естественнонаучного образования на формирование целостности знаний, целостности сознания учащихся, воспитание их экологической культуры мышления.

Таким образом, одним из приоритетных способов повышения качества школьного естественнонаучного образования считаем внедрение эколого-эволюционного подхода, который не только модернизирует его содержание, но и обеспечит решение экологических и других глобальных проблем общества на пути перехода к устойчивому развитию.

1. Гершунский, Б.С. Философия образования. - М., 1998.

2. Ильин, И.В. Эволюционная глобалистика (концепция эволюции глобальных процессов) / И.В. Ильин, А.Д. Урсул. - М., 2009. Bibliography

1. Gershunskiyj, B.S. Filosofiya obrazovaniya. - M., 1998.

2. Iljin, I.V. Ehvolyucionnaya globalistika (koncepciya ehvolyucii globaljnihkh processov) / I.V. Iljin, A.D. Ursul. - M., 2009.

Статья поступила в редакцию 12.03.13

УДК 378.147

Soloviova I.B. ETHNIC CULTURE IN TRAINING TEACHERS TECHNOLOGY. In the work the problem of the formation of high professional culture of the future technology teachers through the knowledge of the ethnic culture of the people, the national culture of the region, folk art within the discipline of the «Design and industrial design» and «Food technology».

Key words: folk art, folk costume, national cooking, ethnic culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.