Научная статья на тему 'Формирование экологического мировоззрения учащихся с помощью эколого-эволюционного подхода к изучению естественнонаучных дисциплин'

Формирование экологического мировоззрения учащихся с помощью эколого-эволюционного подхода к изучению естественнонаучных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / УБЕЖДЕНИЕ / ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭКОЛО-ГО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбалко Лина Николаевна

В статье обоснована актуальность проблемы формирования экологического мировоззрения в учащихся. Раскрыта роль эколого-эволюционного подхода в естественнонаучном образовании с позиции формирования целостных знаний, экологического мировоззрения, жизнеутверждающего образа мира. Доказано, що именно концептуальне идеи эколого-эволю-ционного подхода (идея эволюции и экологического реализма), служащие интегрирующим фактором, средством объединения элементов знаний о природе в целостность, способствуют формированию в учащихся целостных знаний о природе, естественнонаучной компетентности и соответствующего экологического мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологического мировоззрения учащихся с помощью эколого-эволюционного подхода к изучению естественнонаучных дисциплин»

УДК 37.091

Рыбалко Лина Николаевна

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института педагогики Национальной академии педагогических наук Украины, lina-ribalko@yandex.ru, г. Полтава, Украина

формирование экологического мировоззрения учащихся с помощью эколого-эволюционного подхода к изучению естественнонаучных дисциплин

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы формирования экологического мировоззрения в учащихся. Раскрыта роль эколого-эволюционного подхода в естественнонаучном образовании с позиции формирования целостных знаний, экологического мировоззрения, жизнеутверждающего образа мира. Доказано, що именно концептуальне идеи эколого-эволю-ционного подхода (идея эволюции и экологического реализма), служащие интегрирующим фактором, средством объединения элементов знаний о природе в целостность, способствуют формированию в учащихся целостных знаний о природе, естественнонаучной компетентности и соответствующего экологического мировоззрения.

Ключевые слова: экологическое мировоззрение, убеждение, целостное восприятие, эколо-го-эволюционный подход, естественнонаучное образование.

Rybalko Lina Nikolaevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Scientist of Institute of Pedagogy, National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, lina-ribalko@yandex.ru, Poltava, Ukraine

formation of environmental outlook students with ecological and evolutionary approach to education natural science disciplines

Abstract. The urgency of the problem of formation of ecological worldview in students. The role of ecological and evolutionary approach to science education from the perspective of a holistic knowledge of environmental outlook, life-affirming image of the world. Proved is conceptual ideas ecological and evolutionary approach (the idea of evolution and ecological realism) that serve an integrating factor, a means of combining the elements of knowledge about the nature of integrity, promote the formation of the pupils' holistic knowledge of nature, natural-scientific picture of the world and related environmental outlook.

Keywords: holistic worldview, belief, perception of holistic, ecological and evolutionary approach to science education.

Педагогическая наука достигла определенных успехов в ХХ1 веке. Однако кардинальные изменения в общественной жизни, происходящие в последние годы и связанные с последствиями экологических катастроф, выдвигают новые задачи в подготовке подрастающего поколения к современной жизни, сознательному активному участию в различных областях социальной практики. Одна из таких задач - это повышение качества образования учащихся, совершенствование форм и методов обучения, направленных на формирование в их сознании экологического мировоззрения и

жизнеутверждающего образа мира, как его результата.

Проблеме повышения качества образования посвящено множество исследований. Тем не менее, проблема формирования экологического мировоззрения учащихся как результат повышения качества естественнонаучного образования остается особо актуальной.

Действительно, для преодоления диспропорции между интенсивным ростом объема знания и возможностями его усвоения важна разработка стержневых направлений совершенствования обучения и воспитания. Та-

ким направлением мы считаем формирование у учащихся целостной системы знаний и умений, что приводит к формированию такого научного мировоззрения, такого мировоззрения, наличие которого обеспечит безопасное существование человечества сегодня и в будущем,

Разработке теоретических и практических основ формирования целостных знаний посвящено немало исследований. Анализ научно-методической литературы показывает, что большинство ученных Украины (С. У Гончаренко, К. Ж. Гуз, В. Р. Ильченко, Ю. И. Малеванный, А. В. Степанюк), России (Б. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин, В. М. Федотов, В. Л. Хромов, М. П. Честиков), разрабатывающих проблему формирования целостного мировоззрения учащихся, особое внимание обращали на значение интеграции в обучении, которая приводит к целостности. Некоторые ученые решение проблемы формирования целостного мировоззрения видят во внедрении специальной методики преподавания или технологии обучения (И. Д. Зверев, Л. Я. Зорина, В. К. Кириллов, В.П. Кузьмин, И.Н. Сараева, А.Ю. Цофнас), объясняя это тем, что «... традиционная система организации учебного процесса в средней школе, где преобладает объяснительно-иллюстративная методика, не стимулирует проблемно-поисковую деятельность, требующую от ученика познавательную активность и самостоятельность; недостаточно развивает логическое мышление, видение частного на фоне общего, целого, что существенно влияет на качественные показатели знаний и практических умений учащихся» [4, с. 286-287].

В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к планированию и организации учебного процесса, формированию целостного содержания образования, целостного его усвоения. Таким видим эко-лого-эволюционный подход (ЭЭП) к естественнонаучному образованию, нацеленный на формирование в учащихся целостных знаний о природу и экологического мировоззрения.

Мировоззрение - система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу и общество) [2, с. 14]. На-

учное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

Наиболее вероятно применение эколого-эволюционного подхода к содержанию естественнонаучного образования. Это объясняется тем, что базовые понятия и ведущие идеи, на которых основывается этот подход, имеют экологическое и эволюционное содержание, они же встречаются чаще всего в биологии, экологии и частично в физике, химии, географии, которые объединяются естественнонаучным образованием.

Естественнонаучное мировоззрение - система взглядов на мир, определяющая связь между различными знаниями, их понятиями, образующими естественнонаучную картину мира. В качестве элементов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде.

Применение ЭЭП обусловливает формирование в учащихся не только целостного взгляда на мир, но и обобщенное представление о природе, человеке как составляющей природы, складывающееся в понимании и переживании за будущее свое и биосферы в целом. При этом сформировавшееся мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие убеждения.

Убеждения - субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей. Люди усваивают знания, накопленные обществом в процессе развития общественной практики. Таким образом, воздействие на личность осуществляется в процессе утверждения в ее сознании научного знания о природе и обществе. Убеждения - это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Они определяют весь духовный строй личности - ее направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, поступки [3, с. 34].

В реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение. Фак-

ты действительности становятся фактами науки, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. В процессе формирования экогического мировоззрения надо уделить особое внимание формированию тех экологических понятий, теорий и принципов, которые интегрируют естественнонаучные знания на основе идеи экологического воспитания, выступая сквозной интегрирующей идеей, тем обобщением, которое способствует формированию целостных знаний, ведущих к экологическому мировоззрению.

Уже в 5-6 классах существует принципиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, закономерностей, принципов, которым подчинено всякое движение и развитие в природе. Пониманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. Например, начальные представления о сезонных изменениях в жизни природы, материальном единстве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречиях и др.

Подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерности и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам и обобщениям. Вместе с тем для подростков свойственно неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию. В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. У старшеклассников формируются фундаментальные идей высокого уровня обобщенности, твердые взгляды и убеждения. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение.

Процесс формирования у учащихся экологического мировоззрения обеспечивается благодаря взаимопроникающим связям в пределах одного предмета и между учебными предметами экологического характера. Осуществление межпредметных связей по-

зволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем.

Содержание естественнонаучного образования позволяет ребенку познавать мир Природы, себя, закономерности развития Мира, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами окружающей среды, осознать, что человек (и сам ребенок) его составляющая часть.

Внедрение ЭЭП в практику естественнонаучного образования способствует пониманию закономерностей развития окружающего мира (в частности природы), устанавливать внешние экологические и внутренние связи между объектами природы, находить причинно-следственние связи в процессах и явлениях природы, осознавать необходимость сохранения биосферы и приумножения ее биоразнообразия с целью обеспечения человечеству безопасного будущего.

Ведущая роль ЭЭП принадлежит принципам целостности и образности. Учащиеся видят мир благодаря образу, а не отдельным элементам. После целостного восприятия идет размышление, развитие действий. Урок превращается в живой процесс, где знания принимаются не на веру, а с помощью практической, исследовательской деятельности и наблюдения; знания выращиваются, воплощаются в умения и навыки.

Кроме того ЭЭП способствует целостному восприятию мира, формированию при этом целостных, системных знаний о природе, структурированных соответственно логике системного познания мира и отражающих объект таким, каким мы понимаем его состояние в природе. Основоположник геш-тальтпсихологии М. Вертгеймер утверждал, что «продуктивное мышление человека протекает по пути обнаружения осмысленных связей между элементами объекта; при этом возникает целостная картина, отображающая все свойства объекта» [1, с. 85].

Согласно выше сказанному применение ЭЭП предусматривает изучение структуры различных систем природы, обнаружения и осмысления их внутренних и внешних связей, развития с позиции идей эволюции и экологического реализма, способствуя целостному восприятию мира, что ведет к формированию экологического мировоззрения.

ЭЭП основывается на концептуальных идеях - эволюции (развития), и экологического реализма (экологического воспитания) - которые служат интегрирующим фактором, средством объединения элементов знаний о природе в целостность; принципами формирования в сознании учащегося естественнонаучной картины мира и соответствующего экологического мировоззрения.

Реализация идеи эволюции в содержании естественнонаучного образования позволяет показать учащимся, что органический мир развивался и развивается в направлении усложнения строения организмов, что соответствует приспособительным возможностям и специфике окружающей среды, иллюстрирует родственные связи между различными объектами живой природы, объясняя закономерные исторические преобразования в строении и процессах жизнедеятельности организмов разных систематических категорий, взаимные связи между ними в природе. Осознание целостности природы сквозь идеи эволюции является важным компонентом критического и биоцентрического мышления подрастающего поколения.

Идея экологического реализма заключается в том, что истинность знаний о действительности, природе мы познаем только в непосредственном взаимодействии с окружающей средой. Как составную ЭЭП, эту идею следует понимать в аспекте выяснения связей и отношений между объектами природы в окружающей среде. Она обеспечивает осознание связей между обществом и его природной средой, природных условий жизни Вселенной, объектов живой и неживой природы во взаимосвязи и отношениях, пути развития биосферы и выживания человечества.

Реализация идеи экологического реализма в комплексе с идеей эволюции способствует формированию у подрастающего поколения экологической культуры мышления, ценностного отношения к природе и соответствующего поведения в окружающей среде, что в итоге приводит к экологическому мировоззрению с определенными ценностными установками в отношении к природе и ее объектов.

ЭЭП дает возможность показать, что в основе целостности природы лежит эволюционная интеграция, экологическая со-

гласованность, пространственная и часовая упорядоченность. Пространственная упорядоченность живых систем в природе - это, некоторым образом, их размещение в природе, упорядоченность по своей структурной организации. Пространство - это среда со всей ее насыщенностю. Любой живой объект, который эмпирически познается, невозможен вне пространства. Общей характеристикой пространства является единство непрерывности и самопроизвольности процессов в природе. Изучая те или иные живые системы в природе, следует всегда иметь в виду, что они воплощают в себе общие свойства пространства какого-то конкретного его участка и сами собой представляют пространственную организацию биологических систем на молекулярном, клеточном и орга-низменном уровнях.

Ознакомление учащихся с пространственным упорядочением живых систем дает им возможность осознать, что мир вокруг - это целостность, которая включает в себя бесконечную множественность систем, причем не только реально существующих, но и тех, что уже закончили свое существование и ушли в прошлое. Мир является целостным именно потому, что представляет собой то единое целое, с которым соотносится в отношении к миру человек.

Часовая упорядоченность рассматривает природные системы в их непрерывности бытия, как те, что способны к воспроизведению, изменению. Если пространство предстает формой упорядочения систем в природе, то час выражает тем самым структурную характеристику их не в пространстве, а во часовом измерении.

Эффективность процесса формирования экологического мировоззрения учащихся средней общеобразовательной школы становится возможным и управляемым, если:

- эколого-эволюционный подход будет положен в основу проектирования целостного содержания естественнонаучных дисциплин;

- будут созданы оптимальные педагогические условия реализации ЭЭП в учебный процесс предметов естественнонаучного цикла;

- учебно-воспитательный процесс будет базироваться на новой педагогической технологии, базовыми элементами которой яв-

ляются ведущие идеи ЭЭП;

- будут выявлены потенциальные возможностей учебных предметов естественнонаучного цикла использовать ЭЭП в достижении целостных знаний и умений учащихся, уровня профессионально-педагогической готовности учителей к реализации ЭЭП в обучении;

- будет осуществляться систематическая работа по формированию у учащихся целостной системы знаний и экологического мировоззрения.

Следует отметить, что проведенный педагогический эксперимент (2010-2012 гг.) в общеобразовательных школах № 24, № 16 г. Полтавы, № 2 г. Кобеляки Полтавской области (Украина), суть которого заключалась в апробации на уроках биологии в 7-8 классах методики, воплощающей эколого-эво-люционный подход в содержании обучения, отмечен как весьма результативный. Сравнивая уровни сформированости целостных знаний о живой природе в учащихся экспериментальной группы в 7 классе, а потом в 8 классе обнаружили количественные изменения. Уменьшилось количество учащихся с начальным (с 1,5 % до 0 %) и средним уровнями (с 18 % до 11 %), в то время как выявлена тенденция к возрастанию количества учащихся с достаточным (с 48 % до 64 %) и высоким (с 16 % до 23 %) уровнями сформированности целостных знаний о живой природе.

Исследование свидетельствует, что реализация ЭЭП в учебном процессе 7-8 классов на уроках биологии существенно повлияла на качество знаний учащихся, показателями которых является полнота, глубина, систем-

ность и обобщенность знаний. При этом в ходе анализа полученных результатов мы попытались доказать, что применение ЭЭП способствует не только целостному восприятию мира учащимися общеобразовательной школы, но и формированию в их сознании экологического взгляда на реальную действенность, биоцентрического и критического мышления, жизнеутверждающего (а не агрессивного) образа мира.

Таким образом, под качеством образования подразумеваем систему социально обусловленных отношений к миру, которыми должен обладать ученик. Формированию экологического мировоззрения предшествует сформированость целостных знаний. Заметим, что именно эта стратегия и реализуется за счет внедрения эколого-эволюционного подхода в систему естественнонаучного образования, что доказано экспериментально. Подчеркнем, что результатом применения эколого-эволюционного подхода к содержанию естественнонаучного образования является экологическое мировоззрение учащихся.

Библиографический список

1. Вертгеймер М. О. Гештальт-теории / Хрестоматия по истории психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 276 с.

2. Крымский С. Б. Мировоззренческие категории в современном естествознании // Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 12-18.

3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. -М.: Наука, 1991. - 178 с.

4. Сараева И. Н. Целостность знания как критерий понятности объекта // Логика и системные методы научного понимания. - М.: Изд. АН СССР, 1986. - 388 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.