Научная статья на тему 'Модернизация российского образования в контексте тенденций глобализации'

Модернизация российского образования в контексте тенденций глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация российского образования в контексте тенденций глобализации»

В результате проделанной работы значительно расширилась сфера деятельности студентов в экономической жизни региона. Это организация и работа в студенческих отрядах, коммерческих структурах, создание студенческих бирж труда, вовлечение школьников в посильную трудовую деятельность, сервисные услуги (АЗС, выполнение почтовых услуг, оказание помощи нетрудоспособной части населения и т.д.), составление бизнес-проектов и их внедрение в хозяйственную жизнедеятельность региона. Значительные изменения в ходе исследования произошли в предпринимательской культуре и оказании благотворительных услуг. Так, например, нашими воспитанниками, ставшими преуспевающими предпринимателями создаются реабилитационные центры и базы отдыха для детей, пострадавших во время грузино-осетинского конфликта в Южной Осетии и от террористического акта в Беслане РСО-Алания, учебные аудитории оснащаются аудио-видео технологией, расширяется сеть местного телевидения «ИР» и радиовещания, частично задействованы промышленные и сельскохозяйственные объекты, оказывается помощь в закупке сельхозтехники, транспорта, наиболее преуспевающим студентам выдаются именные стипендии, они посылаются на учебу за рубеж, учителя награждаются поощрительными и денежными призами за их результативный труд.

Анализ педагогической практики показал уровень готовности студентов к применению на практике экономических знаний, их способностей к анализу педагогических задач и ситуации, встречающихся в деятельности образовательных и учебно-производственных системах Республики Южная Осетия

Литература

1. ЯковлевА.И. Интеграционные процессы в высшей школе. Л., 1980.

2. Прикладная экономика: Учеб. пособие: Пер. с англ. М., 1992.

Северо-Осетинский государственный университет 15 сентября 2006 г.

© 2006 г. Б.С. Липшиц

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕНДЕНЦИЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Последние десятилетия XX в. принесли с собой существенные изменения в глобальном распределении экономических, производственных и финансовых рычагов влияния. Экономическая глобализация связана прежде всего с формированием единого рынка, в том числе и труда, с ростом и качественным изменением межнациональных торговых, технико-технологических и финансовых связей и взаимозависимостей. В результате беспрецедентного прогресса информатизационных технологий, создания сете-

вых систем общения и передачи информации изменился сам характер социального взаимодействия. Мир стал, образно говоря, более тесным и в силу этого более контролируемым. Резкий скачок в технико-технологической области, прежде всего в сфере высоких технологий, привел к новому витку экономического роста развитых стран, нарастанию отрыва от них стран развивающихся. Произошло уплотнение рынка, обострились конкурентные отношения, стала очевидной ограниченность ресурсов. Более жесткой стала конкуренция, возросли ее ставки. Формирование глобального центра, концентрирующего интеллектуальный, информационный, технико-технологический потенциал планеты, привело к конституированию глобальной периферии, где произошло сосредоточие нехватки всех категорий потенциала.

Вхождение России в мировое экономическое пространство предполагает среди прочего ее участие в глобальном рынке труда, что предъявляет определенные требования к качеству и характеру подготовки профессиональных кадров. Следовательно, соответственно этой задаче должна быть модернизирована российская система образования. С другой стороны, мо-дернизационные изменения в институциональной структуре системы образования, в стратегии образовательного и воспитательного процесса являются необходимой составляющей общего процесса реформ, поскольку старые институты образования по характеру функционирования во многих отношениях перестали быть адекватными новой институциональной среде рыночного общества. Вызовы глобализации - жесткие вызовы для любого участника мирового порядка, в том числе и для России, которая вступила в XXI в. далеко не фаворитом.

Наконец, насущность изменений в сфере образования определяется приоритетами и вызовами информационного общества, необходимостью качественно более высокого уровня информатизации учебного процесса.

Официальное начало включению России в глобальное образовательное пространство было положено 17 сентября 2003 г., когда она подписала Бо-лонское соглашение, объединяющее европейские страны на основе общих критериев качества образования и конвертируемости квалификационных документов. Мотивом послужила потребность европейских стран в объединении усилий при обострении конкурентной борьбы в условиях роста значимости владения знаниями и информацией. В этой связи в апреле 2003 г. Президент России поставил задачу обеспечения конкурентоспособности страны на всех уровнях, в том числе в плане качества образования. Для достижения основных национальных стратегических целей: преодоления бедности населения и обеспечения устойчивого экономического роста с удвоением ВВП к 2010 г. Качество российского образования должно соответствовать глобальным стандартам, в противном случае России определено место на периферии мировой экономики.

Необходимо учитывать, что XX в. был в целом очень продуктивен для развития российского образования. В результате длительного мобилизационного соперничества сверхдержав СССР и США сложился фактически равный качественный уровень образования в этих странах в отношении фундаментальных наук, связанных в первую очередь с развитием ВПК и соответствующих технологий. Достигнутые Россией результаты в настоящее время являются весьма привлекательными для европейских стран, которые рассчитывают после подписания Россией Болонского соглашения получить к ним свободный доступ.

Существуют и внутрироссийские причины и факторы, обусловливающие необходимость изменения системы образования. Это ускоренное развитие нового сектора - инновационной экономики, «экономики знаний»; расширение межнациональных экономических связей, интернационализация и глобализация экономики; растущая прозрачность границ национальных государств; повышение наукоемкости современного производства и соответствующий рост необходимых государственных расходов на качественное и адекватное запросам современности образование. Основным фактором социально-экономического развития становится инновационный потенциал общества, тесно связанный с качеством и современным уровнем системы образования.

Отсюда вытекает увеличение потребности общества в развитии и переходе на новый качественный уровень квалификации многих профессиональных групп, их готовности и способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни. Прежде всего речь идет о качествах научно-технической интеллигенции и образовательного сообщества. Ряд потребностей технико-технологического развития уже не могут быть удовлетворены традиционной системой массового и узко ориентированного профессионального образования. Необходима модернизация всей системы образования исходя из критериев и потребностей инновационного развития общества и экономики.

Фактически речь идет о создании и развитии в России новой парадигмы образования, включающей изменение самой системы индикаторов качества образовательной деятельности. Основным моментом изменения является переход к владению новыми понятиями и методами и развитие способности их применения в конкретных ситуациях, при решении разнообразных практических задач. Изменения становятся необходимым условием роста конкурентоспособности страны в масштабе глобального рынка. На сегодня, несмотря на наличие по-прежнему сильной школы в области фундаментальных наук, Россия в вопросах качества и конкурентоспособности образования движется вниз. В 2003 г., по данным мониторинга международной комиссии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия заняла 27 место среди 32 развитых стран, пропустив

вперед в первые ряды финских, канадских, новозеландских и других учащихся.

Модернизационные изменения в российской системе образования предполагают развитие деятельности в следующих стратегических направлениях: формирование новых специализаций, создание учебных заведений новых типов; разработка программ развития и совершенствования уже существующих учебных заведений; развитие у студентов и аспирантов способностей и навыков работы с информацией, коммуникативных навыков и умений, способностей работать в команде специалистов различного профиля. Способность к работе в команде, развитие навыков групповой мобилизации вообще имеют особое значение в контексте задач модернизации образования. Принципиальная значимость придается развитию способности, умения и желания находиться в процессе непрерывного образования и самообразования, актуализации своего творческого потенциала и организационных качеств. Большая роль в этом процессе отводится внедрению и развитию проектно-ориентированных и проблемноориентированных методов обучения, аспектов междисциплинарного синтеза в организации подходов к обучению. Важно развитие способности студентов к самостоятельному мышлению и плодотворной внеаудиторной работе с помощью компьютерных средств и методов обучения.

Модернизация образования сопряжена с формированием новых моти-вационных установок деятельности студентов, преподавателей, научных организаций, бизнеса и власти. Эти установки включают в себя, помимо прочего, понимание необходимости сохранения и творческого использования локальных культурных традиций и адаптации к ним внедряемых в практику инноваций глобального характера.

Наконец, еще одно значимое направление модернизации системы образования связано с созданием и развитием условий для дистанционного обучения. Внедрение на качественно новом уровне информационных технологий и компьютеризации позволит осуществлять в массовом порядке дистанционное обучение, что сделает образование гораздо более доступным и открытым, а систему его получения - более демократичной. Это потребует также разработки и внедрения дистанционных моделей образования, основанных на сетевой коммуникации.

Открытости образования будет также способствовать организация сотрудничества учебных заведений и структур, локализованных в различных странах, входящих в европейское образовательное пространство, создание образовательных консорциумов по образцам, уже имеющимся в ряде европейских стран. Например, практика создания консорциумов в данной сфере успешно имеет место в Дании и Швеции, где с этой целью объединены 12 вузов.

Таким образом, модернизация системы российского образования представляет собой многоплановый процесс, организация и успешная реализа-

ция которого потребует значительных средств и усилий. Это процесс безальтернативный в своих основных чертах и направлениях, поскольку диктуется потребностями обеспечения конкурентоспособности России в глобальном масштабе.

Однако есть мнение, что неоднозначность последствий интеграции в европейское и глобальное образовательное пространство, неизбежность на этом пути определенных потерь в плане утраты ряда национальных образовательных, научных и воспитательных традиций вполне реальны. Действительно, заимствование западных стандартов и парадигм воспитания и образования обязательно означает ту или иную степень культурной унификации, разрыва духовной преемственности поколений российской интеллигенции. Так, согласно А. Запесоцкому [1], унификация культурных образцов означает утрату для молодых поколений опоры на духовные основания российской национальной культуры, что опасно для общества и сохранения им культурной и духовной идентичности, способности его к осуществлению нормального социокультурного воспроизводства. В этом отношении необходимо отметить, что отечественная педагогика и богатая практика российского и советского образования обладает бесценным опытом решения воспитательных задач. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью процесса образования, и формы и методы, а также общая направленность этого процесса должны быть адекватными национальным культурным образцам и идеалам. Переориентация на европейские или североамериканскую модели воспитания ни в плане содержания, ни в плане воспитательных технологий не может быть эффективной в условиях России. Модернизация образования неизбежно подразумевает реорганизацию воспитательного процесса и переориентацию его на формирование нравственных качеств и характеристик, соответствующих достижительным стандартам глобальной культуры, а это может означать для российской культуры не столько приобретение, сколько утрату. От государства необходима формулировка базового социального воспитательного заказа, определение в качестве цели воспитательного процесса требуемой обществом системы фундаментальных ценностей, качеств личности.

Проблематичным остается и выбор оптимальной модели модернизации российских институтов образования. Не следует при этом забывать, что модернизация образования, как и всех социальных институтов российского общества, представляет собой догоняющий процесс, перспективы которого определяются уже сложившимся мировым экономическим и социальным порядком. Вписывание российской системы образования в глобальный контекст означает переориентацию ее на потребности сложившегося разделения труда, в рамках которого интеллектуальная элита российской молодежи будет постоянно находить трудовую самореализацию за пределами нашей страны. Здесь следует отметить, что политика ЕС и ВТО в сфере образования базируется преимущественно на неолиберальных подходах,

нацеливающих на формирование более открытой и адаптированной к запросам глобального рынка труда системы обучения, создание высококонкурентной среды, обеспечивающей демократизм получения и применения образования, востребованность профессионального труда. Однако эти же принципы, при их абсолютизации ведут к обострению проблемы неравенства возможностей в получении высококачественного образования, способствуют выделению замкнутой высокообразованной интеллектуальной элиты, росту социального расслоения в системе образования. Развитие профессионализма как принципа организации и ориентации системы образования, являясь составной частью модернизационного процесса, способствует деформированному развитию способностей и навыков личности, в результате чего остается открытой проблема личностной гармонии и полноценного индивидуального бытия.

Проблема нахождения оптимальной для России модели модернизации образования является остроактуальной для настоящего времени и требует объединения усилий специалистов разного профиля. Актуальность ее, на наш взгляд, определяется неотложностью перехода к модернизации российской системы образования и ее интеграции в глобальное и европейское образовательное пространство; дискуссионностью выбора модели институциональных изменений в системе образования; амбивалентностью содержания глобализационных вызовов в образовательной сфере с точки зрения долгосрочных перспектив существования России как национального государства и необходимостью научного обоснования выбора стратегии реформы российской системы образования. Все это в комплексе делает перспективной работу в этом направлении.

Литература

1. Запесоцкий А. С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. 2002. № 1.

Краснодарский университет МВД России 20 сентября 2006г.

© 2006 г. Р.В. Терюха

ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТИВОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Одним из актуальных аспектов модернизации национальной системы высшего профессионального образования является обеспечение качества подготовки специалистов. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», коснулись и ведомственного обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.