МИР
МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Т. Л. Лихачева,
кандидат социологических наук, профессор РАЕ
Данная статья рассматривает и анализирует подходы к исследованию процессов социализации в системе российского образования в контексте модернизационных процессов современности.
The author considers and analyzes approaches to research of processes of sociolization in the Russian education system in a context of processes of modernization.
Ключевые слова: анализ, аналитика, культура, модернизация, образование, подходы, процесс, развитие, система, социализация, соци-окультурность.
Key words: the analysis, analytics, culture, modernization, formation, approaches, process, development, system, socialization.
Актуальность предложенной темы определяется тем, что наше современное российское общество, конца первого десятилетия XXI века, отличает необычайная сложность социальных процессов и явлений. Они проявляются в политической, экономической, национальной и культурной сферах его жизни, особенно в период системной модернизации как всего социума, так и одного из его ведущих социальных институтов - образования, в частности, и всей культуры, в целом. Необходимо отметить, что сложность культуры проявляется как в частных её процессах, так и на уровне единого целого, в котором культура выступает во всём разнообразии взаимозависимостей целого и частного, общего и специфичного. Специфичность же российской культуры (как в традиционном понимании, так и на момент модернизационных процессов) проявляется, прежде всего, в синтетичности, разнообразии базисных социокультурных и этнонациональных оснований, отсутствии единой ведущей религии, одновременном влиянии западных и восточных культур. Все указанные особенности отражены в механизмах её сохранения и обновления, в которых ведущая роль принадлежит процессам социализации и инкультурации, составляющих сущность социального института образования, в целом, и системы образования, в частности.
Эта система реализует значимые для общества нормы, ценности, смыслы и обычаи социокультурной практики посредством деятельности образовательных учреждений. В советский период единообразная система обучения и воспитания, обусловленная жёсткой регламентацией отношений центра и регионов, делала невозможным создание образовательных учреждений, выходящих за рамки традиционных школ. Сегодня же, новые условия жизни российского общества стимулиру-
ют появление образовательных учреждений нового типа, которые являются одним из аспектов мо-дернизационных процессов в образовании.
За последнее десятилетие (2000-2010 гг.) в Российской Федерации создано и открыто 923 образовательных учреждений нетрадиционного типа. Из этого многообразия можно выделить основные группы: светские и конфессиональные. К светским относятся: прогимназии и гимназии, колледжи, лицеи, реальные школы и училища, кадетские корпуса, а также и многоуровневые комплексные учебные модули; к конфессиональным - приходские воскресные школы, епархиальные училища, семинарии и академии различных вероисповеданий.
По видам собственности все эти образовательные учреждения относятся как к государственным, так и к общественным и частным. По направлениям - к гуманитарным, естественно-математическим, художественным и конфессиональным. По целям и содержанию образования - к дошкольным, начальным, основным, средним, профессиональным, высшим, послевузовским, дополнительным и т.д.
Создание и деятельность данных учебных заведений, как показывает анализ практики, сталкивается с огромным объёмом трудностей объективного и субъективного порядка. Перед организаторами образования, общественными организациями, юридическими и частными лицами встают многочисленные вопросы: «Как проектировать модели образовательных учреждений?»; «Основываясь на каких социокультурных критериях, пользуясь какой методикой, отобрать тип учебного заведения, адекватный условиям конкретной территории региона России?» и т.п. Дать один из возможных вариантов ответа на эти вопросы социокультурной жизни общества в условиях современного пе-
с
МОДЕРНИЗАЦИЯ
реходного модернизационного периода и ставит своей целью настоящая статья, содержащая анализ основных подходов к поиску ответов на поставленные вопросы.
Необходимо отметить, что в настоящее время существует несколько практических способов разрешения обозначенных вопросов. Анализ управленческого опыта, научной литературы, социокультурной и образовательной периодики позволяет выделить три основных способа.
Первый способ характеризуется попыткой практиков образования создать новые типы образовательных учреждений на основе обобщения местного (регионального, городского) педагогического опыта и с учётом национальных, этнических и экологических особенностей территорий. Они выделяют существенные признаки традиционно сложившихся форм и типов школ, и на их основе разрабатывают типологию образовательных учреждений, отвечающих конкретным условиям их местности 1.
Второй способ обусловлен необходимостью модернизации ранее созданных типов школ с учетом современных условий России конца первого десятилетия XXI века 2.
Третий способ, предлагаемый учёными-практиками, обосновывает целесообразность создания объединённых комплексных структур образовательных модулей разного уровня, отвечающих требованиям современного образовательного пространства 3.
Все указанные способы проектирования и моделирования учреждения образования опираются, в основном, на практику педагогического опыта и управления образовательными процессами. В рамках этих подходов невозможно разработать и спроектировать модели школ разных уровней
из-за отсутствия научно-обоснованной методики отбора и формализации внешних и внутренних условий их жизнедеятельности и социокультурных критериев выбора наиболее оптимальных моделей, адекватных реалиям конкретного региона. Анализ этих способов позволяет сделать следующий вывод: ни один из вышеназванных способов не в состоянии охватить всё многообразие внешних и внутренних факторов, определяющих специфику территорий и образовательных учреждений, и не даёт возможность определять взаимозависимости между конкретными специфическими условиями региона и внутренними особенностями деятельности конкретных школ, открываемых и уже существующих на этих территориях.
В указанных подходах не используются методики разработки проектирования и отбора образовательных учреждений, адекватных местным условиям. В них не выделяются критерии, на основании которых можно было бы обоснованно создавать и открывать новые общеобразовательные учреждения. Вместе с тем, современная социокультурная ситуация ставит наше общество перед необходимостью преодоления объективного противоречия между желанием заказчика (государственных структур, юридических или частных лиц, общественных организаций и т.д.) иметь определённый тип общеобразовательного учреждения современного уровня и социокультурными возможностями региона (территории, местности) иметь такое образовательное учреждение. Разрешение этого противоречия возможно через создание специальной технологии проектирования моделей образовательных учреждений и их отбора, адекватной конкретным условия региона на основании выявленных социокультурных критериев.
При таких установках данного исследования, его объектом становятся социальные и культурные условия, определяющие проектирование моделей,
1 Гарипов М.И. Подготовка школьников в условиях районного агропромышленного объединения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1987. - 16 с.; Гарунов Э.Г. Педагогические проблемы функционирования школ с многонациональным составом учащихся: автореф. дис. ... доктора пед. наук. - Тбилиси, 1985. - 50 с.; Качмазов Е.Я. Осетинская малокомплектная школа и трехлетнее начальное обучение: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тбилиси, 1971. - 18 с.; Курганов С. Школа диалога культур // Народное образование. - 1990. - № 7. - С. 96-98; Лазарев В.А. Профильные школы: воспитание талантов // Советская педагогика. - 1990. - № 6. - С. 15-18; Фирсов В.В. Единая и многообразная (К разработке новых моделей школ) // Советская педагогика. - 1989. - № 2. - С. 56-59.
2 Бурдина Е.И. Содержание и методы работы единой трудовой школы II ступени по воспиатнию социальной активности (1918-1930 гг.): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1987. - 16 с.; Виноградова М.Д. Вопросы организации учебной работы в школе-колонии им. А.М. Горького и школе-коммуне им. Ф.Э. Дзержинского: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1951. - 17 с.; Доватор А.Н. Русская «трудовая школа» конца XIX - начала ХХ в.: проспект программ // Советская педагогика. - 1990. - № 10. - С. 117-121.
3 Кузнецова Е.В. Школа XXI века? / Беседа с директором школы № 367 г. Москвы Е.В. Кузнецовой о новых типах школ // Советский патриот. - 1990. - № 47. - С. 13; Любимова Л., Успенская Н. Почему-бы и не все? (гуманитарно-экологический лицей в г. Свердловске) // Народное образование. - 1990. - № 7. - С. 32-37; Сковин Е. Тульский эксперимент // Народное образование. - 1989. - № 2. - С. 66-72; № 3. - С. 94-97.
МИР
13И
Т. Л. Лихачева
Модернизация российского образования: аналитические подходы к исследованию процессов социализации
отбор, создание и функционирование образовательных учреждений в трансформирующейся действительности. Как следствие данного определения объекта исследования, его предметом предстают взаимозависимости внешних и внутренних социокультурных факторов, обусловливающих эффективное развитие образовательных учреждений. Исходя из вышеизложенного, цель настоящего исследования состоит в разработке технологии создания и отбора проектов моделей образовательных учреждений в современных условиях системной модернизации. Для достижения этой цели предстоит решить следующие исследовательские задачи: определить основные группы доминирующих социокультурных факторов, влияющих на формирование и развитие образовательных учреждений в регионе; выявить основные группы социокультурных факторов внутреннего развития образовательных учреждений; разработать алгоритм формализации социокультурных процессов внутреннего развития образовательных учреждений и их взаимодействия с внешней средой; разработать и обосновать совокупности социокультурных критериев проектирования, моделирования и отбора образовательных учреждений; разработать методику проектирования и отбора учебных заведений, пригодную для практического использования в управленческой деятельности.
Естественно, что для решения этих непростых задач должны быть использованы определённые прогрессивные методы исследования, к которым, прежде всего, относятся: теоретический анализ условий социокультурной практики с использованием современных научных социологических и культурологических теорий (системно-функциональный анализ, теория систем, теория социального действия и т.д.); анализ статистических данных, представленных в образовательной практике и смежных областях; факторный анализ с использованием метода сравнения: вторичный анализ результатов социологических, экономических, демографических и культурологических исследований; метод экспертной оценки при проектировании эталонных матриц (моделей) объекта и среды; обобщение управленческого и педагогического опыта; социологические наблюдения явлений педагогической практики с точки зрения её новых социокультурных потребностей; опросы работников управления региональной системы образования, руководителей образовательных учреждений и педагогических коллективов; проектирование и компьютерное моделирование (матричный метод) и др.
Проектирование моделей выполняется при следующих допущениях:
• любое административное образование России характеризуется общими и специфическими
социокультурными факторами. Они могут быть выявлены, сгруппированы, формализованы и представлены в виде семантических (знаковых) моделей (матриц): а) эталонных, отражающих идеальную совокупность социокультурных факторов; б) конкретных, отражающих реальную совокупность социокультурных факторов;
• любое образовательное учреждение обладает общими и специфическими признаками, которые могут быть выявлены, классифицированы, формализованы и представлены в виде семантических моделей: эталонных, отражающих идеальную совокупность внутренних признаков; конкретных, характеризующих реальную совокупность признаков;
• проектирование, моделирование и отбор образовательных учреждений, адекватных региональным условиям, эффективны при наибольшем соответствии конкретных моделей совокупности эталонным моделям, то есть, при наибольшем приближении конкретных территориальных и образовательных моделей к эталонным. В случае, если процентное совпадение конкретных территориальных и образовательных моделей (матриц) по отношению к эталонным равно или превышает 50% , то на основании социокультурных критериев соответствия возможно проектирование, отбор, создание и эффективное использование предполагаемого образовательного учреждения в конкретных условиях регионов России;
• разработанные технологии (социокультурного проектирования моделей внешних и внутренних факторов развития образовательного учреждения; отбора проекта типа образовательного учреждения, адекватного конкретным территориальным условиям; экспертной оценки) строятся на основе разработанных алгоритмов и критериев соответствия конкретных территориальных матриц (далее - КТМ) и конкретных образовательных матриц (далее - КОМ) эталонным.
Прежде всего, необходимо отметить, что образование является органичной частью культуры, а поэтому должно нести в себе специфику и особенности той культуры, в рамках которой оно проявляется. Так как образование отражает в себе свойства культурного поля общества, то представляется необходимым, с одной стороны, рассмотрение и определение методологических оснований: принципов, закономерностей, функций и содержания культуры в целом, а с другой - изучение образования как процесса социализации и инкультурации человека и сообщества людей в многообразной подструктуре, культурной сущности Российского общества в условиях современного переходного периода системной модернизации.
Научно-практический журнал
июль-ноябрь 2010
МИР
Как очевидно из результатов аналитического исследования культуры как в широком, так и в узком смыслах, культура системна, функциональна, динамична и структурирована. Раз культура выступает во всех этих свойствах, то возможно ее рассмотрение как многоуровневой, широкоаспектной структуры. Так как культура характеризуется множеством социокультурных факторов, явлений и процессов, то это дает нам возможность исследования одной из ее подструктур, а именно - процессов социализации.
Процессы социализации имеют своей целью освоение индивидом или сообществом в целом традиционных способов мышлений и действий, характерных для культуры, к которой они принадлежат. Реализация норм, ценностей и значений происходит через их внедрение в структуру поведения и деятельности индивидов, через их приучение к социальным ролям и нормативам поведения к усвоению позитивных мотиваций и освоению принятых в обществе значений. Эти действия и операции составляют процесс социализации личности, важнейшими компонентами которого являются: обучение, воспитание, общение и самосознание индивида .
Обучение рассматривается как процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, как организация формирования знаний, умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности индивида в конкретной социокультурной ситуации 1. Воспитанию отводится роль планомерного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориен-таций, обеспечивающих необходимые условия для развития личности, подготовки ее к общественной жизни и производственному труду 2.
Общение следует рассматривать как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и понимание другого человека. Умение общаться играет огромную роль в приобщении личности к социокультурным особенностям того общества, в котором протекает его жизнь и деятельность. Наряду с перечисленными выше компонентами
социализации личности, огромное значение имеет и самосознание, то есть относительно устойчивая, осознанная, неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой строится его взаимодействие с другими людьми 3.
Все эти компоненты социализации личности выступают в тесном переплетении множественных зависимостей между собой и социокультурными реалиями конкретной ситуации. Процессы социализации определяются и поддерживаются особыми институтами: семьей, школой, профессиональными коллективами, неформальными объединениями и т.д., с одной стороны, и внутренними механизмами самой личности, с другой стороны. Внутренние механизмы социализации личности обусловлены самосознанием, самооценкой и самовоспитанием. Эти процессы имеют внутренний, подчас латентный характер и напрямую зависят от врожденных особенностей индивида и социокультурной среды его деятельности. Эти процессы носят изменчивый, динамичный характер, тогда как такая объективная данность, как семья, характеризуется статичностью социокультурных оснований.
Школу отличает многоуровневость, упорядоченность, целенаправленность процессов социализации, обеспечивающих приобщение личности к социокультурным особенностям общества, в рамках которого осуществляется жизнедеятельность данной личности. В рамках одного и того же общества возможно социокультурное расслоение людей по профессиональной принадлежности. Уровень значимости, престижность, денежно-вещевое обеспечение профессиональной занятости человека играют, подчас, превалирующее значение в процессах социализации. Как, каким образом, посредством каких усилий личность приобретает выбранную профессию накладывает свой отпечаток на социализацию индивида, группы людей и сообщества в целом.
Кроме рассмотренных выше компонентов, для процесса социализации играют большое значение так называемые «неофициальные, внегосу-дарственные, внесоциальные», т.е. неформальные структуры деятельности, которые, однако, оказывают свое определенное влияние на формирующуюся личность.
1 Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во политической литературы, 1990. - С. 243.
2 Там же. - С. 65.
3 Там же. - С. 475.
МИР
13И
Т. Л. Лихачева
Модернизация российского образования: аналитические подходы к исследованию процессов социализации
В рамках одного и того же общества большое значение для процессов образования и социализации имеет классовая, религиозная, национально-этническая, клановая, кастовая и социальная принадлежность индивида. На реальную судьбу личности влияет и соотношение между социальными условиями, субъективными стремлениями и возможностями личности, связанными с внутренней культурой. Все эти компоненты оказываются подвижными и изменчивыми. Конкретизируя детерминанты социализирующих процессов, следует отметить социально - групповую, культурно-религиозную и этническую принадлежности индивида, имеющие особую значимость для процессов социализации.
Особенности процессов социализации зависят еще и от исторически конкретной социально-экономической структуры типа социализации. Поэтому отдельно следует выделять особенности процессов социализации в различных общественно-экономических системах, и существенные отличия положения индивида в условиях доиндустри-ального, индустриального и постиндустриального обществ.
Доиндустриальная социальность основана на так называемых межличностных, коммунитарных, ком-муналистских, солидаристких отношениях. Основные социокультурные характеристики этого типа социальности выражаются следующими положениями: коммунократические связи личной зависимости индивида (род, семья, племя, каста, сословие, секта, религиозная общность, клан, этнос и т.д.) обусловливают его жизнеобеспечение и социализацию; наследственный профессионализм, т.е. передача по наследству как умений и знаний, связанных с тем или иным видом деятельности, так и места в системе производственных отношений; сложная многоступенчатая и целостная система социокультурной солидарности внутри групп и конфликтности между группами; строгая иерархичность, закрытость и дифференциация властных имущих структур; кастовость системы образования и др.
Итак, изложенный выше информационный материал дает возможность определения особенностей духовного производства доиндустриального общества, которые выражаются в следующих положениях:
1. Существует устойчивая мифологизация восприятия внешнего мира, выражающаяся в том, что социальные и природные процессы сознания уподобляются тому, что происходит в человеке или человеческом сообществе.
2. Нравственные добродетели (благородство, смелость, справедливость, честь, щедрость,
гордость, уважение к другим людям и т.д.) применимы только к своим единомышленникам.
3. Эгалитаризм и иерархизм социальной жизни проявляется в требованиях, являющихся способом защиты интересов низов общества, выраженных в ограничении запросов господствующего класса и мер эксплуатации.
4. Регуляторная и компенсаторная функции религии как способ воздействия властных структур на все вертикальные связи общества.
5. Деятельность человека и отношения между людьми не обрекаются в денежно-товарную или юридическую формы.
Исходя из вышеизложенного, определим характеристические особенности процессов социализации образования как факторы сохранения и обновления культуры в рамках доиндустриального общества. Они могут быть выражены в следующих положениях.
Во-первых, образование, воспитание, общение происходит в строгом соответствии с иерархической, имущественной, религиозной кастовой, родовой, племенной, клановой, этнической и профессиональной принадлежностью индивида.
Во-вторых, социализация личности характеризуется низкой степенью значимости индивидуального начала.
В-третьих, огромная значимость личностного объема информации и опыта индивида в практике социальной жизни.
Социокультурные особенности индустриального общества можно выразить совокупностью следующих характеристик: наличие развитого индустриального производства, основанного на преобладании накопленного прошлого (овеществленного) труда над живым трудом, где первый принимает форму капитала; развитие рыночных отношений, приобретающих товарно-денежную форму и утверждающих закрепление частной собственности на средства производства; культивирование духа предпринимательства; развитие информационных средств общения; рост уровня образования и просвещения граждан; формирование национальной культуры; развитие гражданских прав как компонента социокультурной регуляции; развитие и утверждение новых типов мышления и, тем самым, уменьшение доли антропоморфных образов, гуманитарных принципов и господство естественнонаучного взгляда на мир.
Особенности духовного производства сказываются в том, что:
Научно-практический журнал
июль-ноябрь 2010
1. Духовная культура превращается в индустриальную область.
2. Увеличивается социальная и духовная дифференциация широких масс общества
3. Углубляется антагонизм человека и техники, человека и природы.
4. Разрастается процесс урбанизации социопси-хической напряженности людей.
5. Массовая культура характеризуется стереотипностью и универсальностью, включенностью в широкое потребление, растиражированностью образов «идолов и кумиров», технологизацией.
Естественно, в индустральном обществе процессы социализации и образования как факторы сохранения и обновления культуры приобретают специфические черты, а именно:
• во-первых, образование, воспитание и общение не ограничиваются жесткими рамками иерархической имущественной, кастовой и др. принадлежностями индивида.
• во-вторых, социализация личности характеризуется средней степенью значимости индивидуального начала.
• в-третьих, происходит размывание значимости личного опыта индивида как информационного банка знаний, умений и навыков социокультурной жизнедеятельности.
Постиндустриальная социализация характеризуется: а) более высоким уровнем экономического и технологического развития сравнительно с индустриальным обществом; б) объединением частного и государственного капитала.
В рамках этого типа социализации духовная жизнь и духовное производство не отделяется столь резко и не носит столь элитарного характера, как в доиндустриальном и индустриальном обществах
и выражается следующей совокупностью особенностей:
• универсальностью образа жизни;
• размыванием социальных, религиозных и национально-этнических различий между различными слоями общества;
• культурным интернационализмом, формированием основ общемировой культуры;
• возрождением искусств, художественной культуры - «второй Ренессанс»;
• религиозным возрождением;
• усилением индивидуального начала в личности.
Исходя из отмеченных особенностей постиндустриального общества и сферы духовной жизни, естественно в этом периоде появление и новых характеристических особенностей, а именно:
• во-первых, благодаря высокому уровню экономики и технологий производства, образования и просвещения, общего культурного уровня нации происходит исчезновение классовых, имущественных, социальных, национально-этнических и половозрастных разграничений между членами общества;
• во-вторых, возведение в идеал индивидуального начала личности;
• в-третьих, люди постиндустриального общества становятся носителями признаков и особенностей совокупности множественных культур, создавая, тем самым, новую мировую культуру.
Мы рассмотрели особенности сущностного и функционального значения культуры в рамках исторического процесса развития человечества, определили свойства культуры и выявили особенности процессов социализации как факторов сохранения и обновления культуры в общем широком аспекте с точки зрения типологии общности людей в модернизационном контексте.
Лихачева Татьяна Львовна - кандидат социологических наук, профессор РАЕ