DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -8-24-27 ВОТЧЕНКО Ирина Артуровна,
NIION: 2018-0076-8/21-081 кандидат юридических наук, доцент,
MOSURED: 77/27-023-2021-08-280 профессор кафедры кадрового, правового
и психологического обеспечения, Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва, e-mail: [email protected]
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ 2020 Г.
Аннотация. В статье рассмотрены основные положения конституционной реформы 2020 г., изучены и проанализированы поправки, касающиеся положений глав с 3 по 8, и изменяющие полномочия Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания, местного самоуправления, закрепляющие конституционный статус Государственного Совета РФ. Проделан анализ взаимодействия данных поправок и изменение общего смысла новой редакции текста Основного Закона. Рассмотрены причины необходимости проведения конституционной реформы.
Конституция РФ, с одной стороны, является ядром и основой правовой системы государства, а с другой - фундаментом построения и организации системы публичной власти, определения способов ее осуществления, взаимодействия органов публичной власти между собой и обществом.
Ключевые слова: поправки, конституционная реформа, публичная власть, президент, правительство, местное самоуправление.
VOTCHENKO Irina Arturovna,
PhD in Law, Associate Professor, Professor of the Department of Personnel, Legal and Psychological Support, Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Moscow
MODERNIZATION OF PUBLIC POWER IN THE CONTEXT OF CONSTITUTIONAL REFORM IN 2020
Annotation. The article examines the main provisions of the constitutional reform of 2020, studies and analyzes amendments concerning the provisions of chapters 3 to 8, and changing the powers of the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation, the Federal Assembly, local self-government, securing the constitutional status of the State Council of the Russian Federation. The analysis of the interaction of these amendments and the change in the general meaning of the new edition of the text of the Basic Law is carried out. The reasons for the need for constitutional reform are considered. The Constitution of the Russian Federation, on the one hand, is the core and basis of the legal system of the state, and on the other hand, the foundation for building and organizing the system of public power, determining the methods of its implementation, interaction of public authorities between themselves and society.
Key words: amendments, constitutional reform, public authority, president, government, local government.
Положения Основного Закона всегда основываются на вызовах времени и меняются в соответствии с запросами общества и государства. Кроме того, они могут быть как навязаны народом под угрозой насильственного свержения власти, так и приниматься властью без согласия народа (или с помощью формального соблюдения процедур для обеспечения своих интересов).
Несмотря на то, что Конституция является относительно стабильным нормативно-правовым актом, не подверженным частым изменениям, а для внесения поправок существует более сложный механизм. Стоит отметить, что изменение действующей редакции, как и принятие принципиально новой Конституции, - естественный процесс, продиктованный социальной, экономической или политической необходимостью.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
Действующая до 2020 г. редакция Основного Закона страны не удовлетворяла современным реалиям и тенденциям развития государства и общества, а столь быстрое проведение масштабной конституционной реформы говорит о сильной необходимости проведения подобных преобразований для государства и общества. Более того, процесс внесения поправок показал на практике недостаточную проработанность положений предыдущей редакции Конституции РФ [1], конкретизирующих процесс внесения поправок [2].
В рамках данной реформы большая часть поправок затронула сферу модернизации публичной власти. В России впервые в истории закреплено в Конституции положение о Государственном Совете - законосовещательном органе, и впервые в новейшей истории появился институт пожизненного членства в высшем органе государственной власти.
В первую очередь необходимо отметить, что часть полномочий Правительства РФ передана Президенту РФ, и он фактически стал главой исполнительной власти. Функции Правительства РФ расширились в социально-экономической сфере и в области охраны окружающей среды.
Существенно расширились полномочия Президента РФ в отношении влияния на законодательную ветвь власти, путем увеличения числа сенаторов, назначаемых им в Совет Федерации, 7 из которых могут быть назначены пожизненно. Появилась возможность самому стать пожизненным сенатором. Более того, у Президента РФ появился выбор в плане роспуска Государственной Думы РФ в случае выражения ею недоверия Правительству РФ. Теперь ему фактически не нужно согласие Государственной Думы на утверждение кандидатуры Председателя Правительства РФ. К тому же, появилась возможность ограничить круг лиц для назначения на должность судей судов высших инстанций для представительных и судебных органов власти. У Президента РФ появились, закрепленные в Основном Законе страны, гарантии неприкосновенности после ухода в отставку или сложения полномочий.
Если Федеральное Собрание - это конституционный орган законодательной власти, который непосредственно занимается принятием законов, то Государственный Совет - это орган стратегического планирования. Именно он своей функцией имеет право ставить перед страной и обществом новые ориентиры развития, обозначать долгосрочные цели и задачи. Ранее Государственный Совет состоял только из высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и занимался вопросами развития регионов. Теперь же данный законосовещательный орган может включать деятелей из различных сфер и заслушивать
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
их предложения по модернизации публичной власти, правовой, социальной, экономической модели государства, предложения по решению острых проблем и недопущения проблемных моментов в будущем [4, с. 35].
В целях проведения модернизации публичной власти в соответствии с Законом о поправке к Конституции РФ Государственный Совет РФ собирается под началом Президента РФ и доводит до него свои соображения по различным проблемным вопросам, стоящим на повестке дня. Этот орган, конечно, не является законодательным, но именно он может формировать подходы для решения конкретных проблем, которые потом лягут в основу нормативно-правовых актов, регулирующих те или иные правоотношения. Особенностью Государственного Совета РФ является то, что он формируется в прямом смысле людьми из народа, представителями различных профессий, которые могут поделиться проблемами из любой сферы жизни государства и общества и предложить варианты выхода из сложных ситуаций и варианты совершенствования существующего уклада.
Тем не менее, кардинальных поправок, касающихся полномочий Совета Федерации и Государственной Думы РФ, внесено не было, члены Совета Федерации стали именоваться сенаторами, увеличилось количество сенаторов, назначаемых Президентом РФ, и для некоторых допускаются бессрочные полномочия. В противовес этому Федеральное Собрание получило возможность снятия неприкосновенности с Президента РФ, сложившего свои полномочия. Так же увеличилось число способов осуществления Советом Федерации и Государственной Думой РФ парламентского контроля. Анализируя данные нововведения, можно сделать вывод, что Президент РФ получил более широкие полномочия в сфере исполнительной власти - путем осуществления общего руководства Правительством РФ, назначения министров и непосредственного руководства силовыми ведомствами. Так же теперь Президент РФ может освободить от должности Председателя Правительства РФ без роспуска всего состава Правительства и назначить его без согласия Государственной Думы РФ и ее последующего обязательного роспуска, что делает необязательным одобрение Думой кандидатуры премьера. Кроме того, глава государства фактически теперь может назначать и освобождать от должности Генерального прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов без согласия Совета Федерации, т.к. введен новый термин «консультация», а не «одобрение», «разрешение» или «согласие» [3, с. 37].
Более того, увеличились полномочия главы государства в сфере законодательной власти -теперь количество сенаторов Совета Федерации, назначаемых президентом, увеличилось почти в 2 раза, притом, что некоторые, но не более 7, могут быть назначены пожизненно.
К расширению полномочий можно отнести и расширение обязанностей президента в сфере внесения представлений на назначение и снятия с должности судей судов высших инстанций. С одной стороны, представление не является назначением, с другой - назначение или снятие с должности может произойти только в отношении тех лиц, на которых укажет Президент РФ, т.е. он, по сути, в некоторой степени, ограничивает для представительных и судебных органов круг выбора назначаемых или снимаемых с должности лиц [5, с. 99].
Представляется целесообразным в связи с изменением полномочий Президента РФ рассмотреть и изменения полномочий Правительства РФ. С учетом расширения полномочий Президента РФ, Правительство РФ утратило некоторые полномочия, ранее закрепленные за ним. Во-первых, Правительство РФ осуществляет исполнительную власть под общим руководством Президента РФ. Во-вторых, Правительство РФ утратило полномочия по руководству силовыми министерствами и ведомствами, которыми теперь руководит Президент РФ. В-третьих, Председатель Правительства РФ не может представить Президенту РФ предложения по формированию структуры федеральных органов государственной власти, в случае если его предшественник освобожден от должности Президентом РФ.
В-четвертых, Председатель Правительства РФ не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии в течение года после своего назначения.
Далее целесообразно перейти к поправкам, изменяющим обязанности и задачи Правительства РФ. Первое, что необходимо упомянуть, Председатель Правительства РФ организует работу в соответствии с распоряжениями и указами Президента РФ и несет перед ним персональную ответственность за итоги работы. Теперь к Председателю Правительства РФ предъявляются требования по аналогии с депутатами Государственной Думы РФ и сенаторами по недопущению конфликта интересов, а именно: запрет иностранного гражданства и запрет владения счетами в зарубежных банках.
Для Председателя Правительства РФ действует возрастной ценз - 30 лет. Правительство РФ предпринимает меры для создания благоприятных экологических условий населения и сохранения окружающей среды. Немаловажным явля-
ется тот факт, что Председатель Правительства РФ вправе уйти в отставку без расформирования кабинета министров.
Обобщив эти изменения, проанализировав их суть, можно сделать определенные выводы. Во-первых, часть полномочий Правительства РФ передана Президенту РФ. Во-вторых, функции Правительства РФ расширились в социально-экономической сфере и в области охраны окружающей среды. В-третьих, Президент РФ стал фактически главой исполнительной власти. В-четвертых, расширились полномочия Президента РФ в отношении влияния на законодательную ветвь власти, путем увеличения числа сенаторов, назначаемых им в Совет Федерации, 7 из которых могут быть назначены пожизненно. Появилась возможность самому стать пожизненным сенатором. В-пятых, у главы государства появился выбор в плане роспуска Государственной Думы РФ в случае выражения ею недоверия Правительству РФ. В-шестых, по сути, Президенту РФ теперь не нужно согласие Государственной Думы на утверждение кандидатуры Председателя Правительства РФ.
Более того, у него появилась возможность ограничить круг лиц для назначения на должность судей судов высших инстанций для представительных и судебных органов власти. И необходимо также упомянуть, что у Президента РФ появились закрепленные в Основном Законе страны гарантии неприкосновенности после ухода в отставку или сложения полномочий. Это позволяет сделать заключение, что президентские полномочия расширяются, и глава государства фактически становится главой исполнительной власти [7, с. 156].
Необходимо отметить, что поправки вводят регулирование местного самоуправления и принципы его осуществления соответствующими федеральными законами, что снимает с Конституции РФ необходимость детально прописывать основные положения об организации местного самоуправления. Кроме того, введено принципиально новое положение о том, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, чего раньше не было, потому, что местное самоуправление не входило в систему органов государственной власти. Более того, закрепляется положение о том, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для более эффективного решения задач в интересах населения [6, с. 19].
Ранее Конституцией РФ декларировался обратный принцип - местное самоуправление не
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
входит в систему органов государственной власти, что было непосредственно закреплено в тексте Основного Закона. Теперь же анонсируется создание единой системы публичной власти, т.е. местное самоуправление теперь входит в систему органов государственной власти, а при учете того, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, то получается, что оно окончательно вливается в систему органов государственной власти.
По итогам проведения данного исследования, также, можно сделать вывод, что публичная власть в России после проведения конституционной реформы претерпела определенные изменения, модернизацию, которая обусловлена современными реалиями и вызовами времени. С внесением поправок объединенная административная структура управления именуется теперь системой публичной власти. В связи с этим местное самоуправление во многих аспектах станет подчинено органам власти субъектов РФ. Это одно из наиболее кардинальных изменений конституционных основ организации публичной власти, введенных поправками к Конституции РФ.
Список литературы:
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Росс. газ. - 2020. - 4 июля.
[2] Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Росс. газ. - 2020. - 16 марта.
[3] Берлявский Л.Г. Конституционная реформа в России 2020 г.: позиции экспертного сообщества // Конституционное и муниципальное право. - 2021. - № 4. - С. 35 - 38.
[4] Горбуль Ю.А. К вопросу о форме правления современной России в контексте конституционных поправок 2020 года // Государственная
власть и местное самоуправление. - 2021. - № 2.
- С. 31 - 35.
[5] Кузнецов С.А. Институт Президента РФ в свете конституционной реформы // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 2 (153). - С. 9l -99.
[6] Приходько Т.В., Федорова О.В. Местное самоуправление в контексте поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2021. - № 1.
- С. 16 - 19.
[l] Фарикова Е.А. Современные проблемы организации публичной власти // Современная научная мысль. - 2021. - № 1. - С. 153 - 15l.
Spisok literatury:
[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.0l.2020) // Ross. gaz. - 2020. - 4 iyulya.
[2] Zakon RF o popravke k Konstitucii RF ot 14.03.2020 g. № 1-FKZ \»O sovershenstvovanii reg-ulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcion-irovaniya publichnoj vlasti\» // Ross. gaz. - 2020. - 16 marta.
[3] Berlyavskij L.G. Konstitucionnaya reforma v Rossii 2020 g.: pozicii ekspertnogo soobshchestva // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2021. - № 4.
- S. 35 - 38.
[4] Gorbul' Yu.A. K voprosu o forme pravleniya sovremennoj Rossii v kontekste konstitucionnyh popravok 2020 goda // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2021. - № 2. - S. 31 - 35.
[5] Kuznecov S.A. Institut Prezidenta RF v svete konstitucionnoj reformy // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2021. - № 2 (153). - S. 9l - 99.
[6] Prihod'ko T.V., Fedorova O.V. Mestnoe samoupravlenie v kontekste popravok v Konstituciyu Rossijskoj Federacii 2020 goda // Municipal'naya slu-zhba: pravovye voprosy. - 2021. - № 1. - S. 16 - 19.
[l] Farikova E.A. Sovremennye problemy organizacii publichnoj vlasti // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2021. - № 1. - S. 153 - 15l.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021