развития личностно-профессионального самосознания и креативного мышления учащихся как субъектов непрерывного образования1.
Степанова О.А.
к.п.н., в.н.с. НИИ развития профессионального образования
e-mail: [email protected]
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: БАРЬЕРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
По состоянию на 1 октября 2010 года в Российской Федерации насчитывается 13,15 млн. инвалидов, среди них к первой, самой тяжелой группе инвалидности относятся 1,9 млн. человек, второй - около 7 млн., третьей - 3,76 млн.2 По данным Росстата, в 2009 году впервые были признаны инвалидами 934 тыс. человек, среди них 46,7% - люди трудоспособного возраста3.
Отдельная учитываемая Минздравсоцразвития РФ категория - это дети-инвалиды до 18 лет - 545 тыс. человек4, которые, в свою очередь, включаются в более широкую категорию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), не имеющих статуса инвалидов, и в совокупности с ними составляют до 8% от детской популяции5. По данным 2008/2009 гг., только чуть больше 17 тыс. из них не подлежат обучению (по заключению психолого-медико-педагогических комиссий), а 152 тыс. посещают ДОУ/группы компенсирующей направленности и около 2,5 тыс. - группы кратковременного пребывания, 364 тыс. - государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения (специальные (коррекционные) школы/классы)6.
Таким образом, за сухими цифрами статистики скрывается серьезная проблема: как обеспечить широкий доступ к качественному общему и профессиональному образованию для весьма разнообразной и чрезвычайно полиморфной социальной группы, состоящей из детей и молодежи с недостатками двигательного, сенсорного, интеллектуального развития, соматическими заболеваниями, комплексными нарушениями и др.? Возможность получить образование и овладеть профессией/специальностью, несмотря на имеющиеся ограничения здоровья, для них еще более значима, чем для их здоровых сверстников: она дает возможность обрести в будущем экономическую самостоятельность, вести более независимый образ жизни, реализовать свои личностные и трудовые амбиции.
Как следует из материалов коллегии Министерства образования и науки РФ, состоявшейся 19 мая 2010 г., в последние годы наметилась тенденция к увеличению количества учреждений профессионального образования, осуществляющих обучение инвалидов, и численности обучающихся инвалидов7. В 2009 году по всем формам обучения в государственных учреждениях высшего профессионального образования (ВПО) обучалось более 24 тысяч инвалидов, среднего профессионального образования (СПО) - более 14 тысяч инвалидов и более 26 тысяч - в учреждениях начального профессионального образования (НПО)8.
Вместе с тем исследования, проведенные в 2007-2010 гг. лабораторией профессионального образования лиц с ОВЗ НИИ развития профессионального образования (Москва), свидетельствуют о том, что эффективному решению вопросов расширения доступности и повышения качества профессионального образования лиц данной социальной группы препятствует ряд барьеров. Назовем среди них главные.
1. Расхождение между декларируемыми правами лиц с ОВЗ на профессиональное образование любого уровня и реальной возможностью его получения; отсутствие нормативных правовых и программно-методических документов, регламентирующих порядок приема, формы и условия обучения данной группы. Например, принятый Правительством Москвы закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» № 16 от 28.04.2010 из-за отсутствия к нему подзаконных актов в отношении системы профессионального образования лиц с ОВЗ оказывается не работающим.
2. Значительная часть учреждений НПО-СПО-ВПО не располагает условиями для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». И дело не только в архитектурно-планировочных решениях, расширяющих возможности посещения учреждений образования для маломобильных групп обучающихся (с двигательными и/или сенсорными нарушениями), но и в обеспечении им доступа к информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.
1 При поддержке гранта Научного фонда НИУ ВШЭ «Учитель-ученик» N11-04-0051 «Рефлексивное развитие личностно-профессионального целеобразования студенческой молодежи».
2 http://www.minzdravsoc.ru/social/invalid-defence/79. Дата доступа: 23.01.2011.
3 http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/healthcare /b273bf80446245b682bcb26964b99b0f#. Дата доступа: 23.01.2011.
4 http://www.minzdravsoc.ru/social/invalid-defence/79. Дата доступа: 23.01.2011.
5 http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml. Дата доступа: 23.01.2011.
6 Дети в России -2009: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2009.
7 http://mon.gov.ru/press/reliz/7271/ Дата доступа: 23.01.2011.
8 К сожалению, данных о количестве обучающихся в системе профессионального образования более широкой по охвату категории - лиц с ограниченными возможностями здоровья - найти не представилось возможным.
3. Во многих учреждениях требует улучшения материальная база для организации профессиональной подготовки таких обучающихся, отсутствуют учебно-методические материалы (учебники, дидактические пособия, технические средства обучения и др.), отвечающие образовательным потребностям разных категорий лиц с ОВЗ, не созданы условия для их комплексной - психолого-педагогической и медико-социальной - реабилитации. В этой ситуации выпускник специальной (коррекционной) школы/класса 1-УШ видов при переходе в новую для него образовательную систему (НПО-СПО) нередко оказывается вне поля специализированной поддержки, что может в значительной степени нивелировать успешные результаты его предшествующего обучения.
4. Учреждения НПО-СПО-ВПО недостаточно укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами, обладающими необходимыми знаниями для организации обучения лиц с ОВЗ исходя из состояния их здоровья, академических знаний, умений и навыков и уровня социальных притязаний. Опыт показывает, что стихийное (то есть без создания специальных условий в образовательном учреждении, должной подготовки и формирования мотиваци-онных установок к принятию лиц с ОВЗ у педагогического корпуса и студентов данного учреждения) «вливание» обучающихся с ОВЗ в учебные группы может иметь негативные последствия как с точки зрения результатов обучения, так и установления социальных контактов.
Применительно к системе НПО-СПО можно выделить и такие барьеры, как снижение среди молодежи престижа рабочих профессий/специальностей; низкая конкурентоспособность лиц с ОВЗ на открытом рынке труда; проблемы трудоустройства и создания работодателями рабочих мест для инвалидов. В то же время сравнение двух действующих документов - Перечня приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам возможность быть конкурентоспособными на региональном рынке труда1 и Перечня профессий начального и специальностей среднего профессионального образования, остро востребованных экономикой города Москвы2 - свидетельствует об их пересечении по многим позициям и дает основание утверждать, что лицам с ОВЗ в столичных учреждениях НПО-СПО предлагаются для освоения действительно те профессии/специальности, в которых нуждается региональный рынок труда.
Перечисленные барьеры подчеркивают необходимость разработки межведомственной стратегии модернизации системы среднего профессионального образования лиц с ОВЗ, дающей однозначные ответы на вопросы «кого учить?», «где, как, по каким профессиям/специальностям учить?», «где, как трудоустраивать?» и учитывающей:
- статистические данные о численности выпускников специальных (коррекционных) школ/классов 1-УШ видов, школ надомного обучения, средних общеобразовательных школ, работающих в режиме инклюзии и их запросов на начальное и среднее профессиональное образование (в целом по России, в субъектах РФ);
- данные социальных служб, запросы работодателей о необходимости профессионального обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации инвалидов и других категорий лиц с ОВЗ из числа взрослого трудоспособного населения;
- индивидуальные возможности и потребности этой крайне разнообразной по своему составу социальной группы в профессиональном образовании различного уровня;
- образовательные, финансовые, материально-технические, кадровые, информационные и иные ресурсы учреждений НПО-СПО;
- требования региональных рынков труда и перспективы трудоустройства лиц с ОВЗ.
На наш взгляд, в число приоритетных направлений при разработке данной стратегии должны быть включены следующие:
1. Закрепление в нормативных правовых актах для лиц с ОВЗ государственных гарантий на получение профессионального образования разного уровня по востребованным на рынке труда профессиям/специальностям в наименее ограничивающей образовательной среде в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями, интересами и склонностями к трудовой деятельности; прав на комплексную реабилитацию в период профессионального обучения и при необходимости - на поддерживаемое трудоустройство.
2. Разработка пакета нормативно-правовых, финансово-экономических и управленческих документов, конкретизирующих механизмы ресурсного обеспечения различных моделей профессионального образования лиц с ОВЗ в пределах затрат, покрывающихся за счет нормативного подушевого финансирования, спонсорской помощи и др. источников.
3. Комплексный анализ современного состояния, проблем и перспектив развития профессионального образования лиц с ОВЗ, возможностей их рационального трудоустройства на открытом рынке труда.
4. Поэтапное преобразование инициативно возникающих, разрозненных и децентрализованных в настоящее время форм профессиональной подготовки лиц с ОВЗ в организационно-целостную, гибкую, открытую, эффективно действующую и планово развивающуюся подсистему профессионального образования, обладающую собственной структурно-содержательной спецификой; определение механизмов и условий, позволяющих данной подсистеме функционировать в режиме устойчивого развития.
5. Научно-теоретическая и организационно-методическая разработка вариативных моделей профессиональной подготовки лиц с ОВЗ на основе учета их индивидуально-типологических особенностей и разумного сочетания, с одной стороны, интеграционных/инклюзивных подходов в профессиональном обучении, а с другой - получения ими профессии (специальности) в условиях сегрегирующей специализации (в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях/группах, в форме надомного обучения с использованием дистанционных технологий обучения
1 Утвержден постановлением Министерства труда Российской Федерации от 08.09.1993 № 150.
2
Приложение 4 к постановлению Правительства Москвы от 02.12.2008 № 1103-ПП.
и др.); оптимизация моделей, содержания, методов, технологий и ресурсного обеспечения профессиональной подготовки лиц с ОВЗ из числа выпускников специальных (коррекционных) школ/классов 1-УШ видов и др. общеобразовательных учреждений, а также взрослого населения.
6. Разработка пакета дидактико-методических, инструктивно-технических, учебных и иных материалов, раскрывающих особенности организации и содержания профессионального обучения, его коррекционно-компенсаторную направленность, специфику материально-технического и информационного обеспечения учебного процесса, контроля и оценки результатов профессиональной подготовки разных категорий лиц с ОВЗ.
7. Проведение междисциплинарных научно-прикладных исследований, задающих вектор экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений в области профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, специального обучения, личностной самореализации, развития интеллектуального потенциала и социокультурной интеграции обучающихся с ОВЗ.
9. Обеспечение учреждений профессионального образования квалифицированными руководящими и педагогическими кадрами, обладающими необходимым и достаточным уровнем компетентности в области специальных (кор-рекционных) технологий обучения; разработка и реализация в этих целях программ дополнительного профессионального образования.
10. Разработка программы взаимодействия учреждений профессионального образования с социальными партнерами (предприятиями реабилитационной индустрии, общественными организациями, бизнес-сообществом и др.), в целях повышения качества и улучшения материально-технической оснащенности профессиональной подготовки лиц с ОВЗ, формирования у работодателей заинтересованности в их приеме на работу, рациональном трудоустройстве (в том числе в сфере малого и частного бизнеса), профессионально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции.
Степанова Е.И.
к.соц.н., с.н.с. БГТУ «ВОЕНМЕХ», Санкт-Петербург
ПОИСК ИННОВАЦИОННЫХ КООРДИНАТ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ ВОЕНМЕХ И ПОЛИТЕХ)1
Перед данным исследованием мы поставили ряд вопросов. Каковы особенности обучения профессиям в вузах? Насколько студенты знакомы со спецификой подготовки своей профессии? Достаточно ли задействованы инновационные формы обучения в вузах? Как воспринимаются перспективы профессии и работы по окончании вуза?
Методологические аспекты исследования
В данном исследовании были проведены пилотажные опросы по инноватике в двух вузах: (1) Балтийский Государственный Технический Университет - «ВОЕНМЕХ» и (2) Санкт-Петербургский Государственный Технический Университет - «ПОЛИТЕХ».
По рефлексивной методике опрошены: в ВОЕНМЕХе студенты Аэрокосмического факультета по специальности «инженеры лазерных технологий», 4 курс - 21 чел.; в ПОЛИТЕХе - студенты факультета Технической кибернетики по специальностям: «Информатика и вычислительная техника»; «Программное обеспечение»; «Вычислительные машины»; «Сети ЭВМ и телекоммуникации»; «Автоматизированные системы обработки информации и управления», курсы 3-5 - 41 чел. Итого 62 человека, в том числе 23% (14) девушек.
Предполагается получить возможность учесть ряд принципиальных факторов:
- требование серьезного технического оснащения (требующие и не требующие - как, например, 1Т - специальности вообще НЕ требуют оснащения),
- в том числе обеспеченность материально-технической базой самого ОБУЧЕНИЯ.
- требование серьезной материально-технической базы РАБОТЫ по специальности как таковой;
- оценка социально-экономического и технического «измерения» фактического современного состояния ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА в сфере приложения профессионального образования.
Категория студентов рассматривается нами не сама по себе, не как носитель сугубо молодежных настроений или персонифицированных профессионально-учебно-жизненных коллизий, а как доступная категория продвинутых субъектов, выступающая своего рода диагностическим «химическим реактивом», позволяющим актуализировать характеристики социальной ситуации. Эта учащаяся молодежь опосредованно отражает настроения населения, молодежи, своих семей в отношении перспектив социально-экономического положения в стране, настроения/ощущения, возникающие при обучении в вузе, складывающиеся представления о возможностях реализации в работе и профессии. И, наконец, респонденты представляют и непосредственно самих себя, свой индивидуальный опыт, свои планы и настроения, которые были рождены, отнюдь, не в безвоздушном пространстве.
1 Степанова Е.И. - старший научный сотрудник Института Лазерной техники и технологий Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова.
Научные интересы: Инновации в образовании, Академическая мобильность, Альтернативное образование, Болонский процесс и реформирование образования, Гражданские права наркозависимых и ВИЧ-инфицированных людей, Потенциал общественных организаций в решении социальных проблем, Эмпирические методы в социологии.