Научная статья на тему 'Модернизация понятийного аппарата как путь к совершенствованию государственного механизма охраны окружающей среды'

Модернизация понятийного аппарата как путь к совершенствованию государственного механизма охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / КОМПЛЕКСНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / STATE MECHANISM / INTEGRATED ENVIRONMENTAL PERMIT / THE MODERNIZATION OF THE LEGISLATION / NEGATIVE IMPACT ON THE ENVIRONMENT / PROTECTION OF THE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорокина Юлия Викторовна, Агаренков Сергей Валерьевич

В статье рассматриваются проблемы модернизации понятийного аппарата в сфере охраны окружающей среды на законодательном уровне. Дается краткий анализ некоторых последних изменений экологического законодательства и предполагаемых последствий их реализации на практике. Обозначаются актуальные причины совершенствования государственной политики в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сорокина Юлия Викторовна, Агаренков Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF CONCEPTUAL APPARATUS AS A WAY TO PERFECTION STATE MECHANISM OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

The article deals with the problems of modernization of the conceptual apparatus in the field of environmental protection at the legislative level. A brief analysis of some recent changes in environmental legislation and expected impact of their implementation in practice. Designated relevant reasons for improvement of the state policy in this sphere.

Текст научной работы на тему «Модернизация понятийного аппарата как путь к совершенствованию государственного механизма охраны окружающей среды»

3 См.: Каландаров К.Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования. М., 1999. С. 45.

4 См.: Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М., 1990. С. 591.

5 См.: Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник. М., 1998. С. 12-13.

6 Боголюбов С.А., Сулейменов М.К. Экологическое право — интегрированная отрасль. Проблемы теории экологического права. Диалог // Экологическое право. 2014. № 4. С. 32-38.

7 См.: Бринчук М.М. Практика экологизации законодательства // Экологическое право. 2008. № 6.

8 См.: Распоряжение Правительства Саратовской области от 19 ноября 2009 г. № 292-Пр «О Концепции экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы» (в ред. от 10 января 2014 г.) // Собр. законодательства Саратовской области. 2009. № 28; 2014. № 2.

9 См.: Распоряжение Правительства Саратовской области от 19 ноября 2009 г. № 292-Пр «О Концепции экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы» (в ред. от 10 января 2014 г.) // Собр. законодательства Саратовской области. 2009. № 28; 2014. № 2.

10 См.: Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Саратовской области в 2013 году. URL: http:// ex.saratov.gov.ru (дата обращения: 15.08.2016).

11 В Энгельсе торжественно открылся межмуниципальный полигон твердых бытовых отходов. URL: minforest.saratov.gov.ru (дата обращения: 15.08.2016).

12 Минприроды России публикует дополнительные разъяснения к вступившему в силу 1 августа 2014 г. Порядку ведения государственного кадастра отходов. URL: http://www.mnr.gov.ru (дата обращения: 15.08.2016).

13 Бринчук М.М. Практика экологизации законодательства // Экологическое право. 2008. № 6.

Ю.В. Сорокина, С.В. Агаренков

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА КАК ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В статье рассматриваются проблемы модернизации понятийного аппарата в сфере охраны окружающей среды на законодательном уровне. Дается краткий анализ некоторых последних изменений экологического законодательства и предполагаемых последствий их реализации на практике. Обозначаются актуальные причины совершенствования государственной политики в данной сфере.

Ключевые слова: государственный механизм, комплексное экологическое разрешение, модернизация законодательства, негативное воздействие на окружающую среду, охрана окружающей среды.

Yu.V. Sorokina, S.V. Аgагenkov

MODERNIZATION OF CONCEPTUAL APPARATUS AS A WAY TO PERFECTION STATE MECHANISM OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

The article deals with the problems of modernization of the conceptual apparatus in the field of environmental protection at the legislative level. A brief analysis of some recent changes in environmental legislation and expected impact of their implementation in practice. Designated relevant reasons for improvement of the state policy in this sphere.

Keywords: state mechanism, integrated environmental permit, the modernization of the legislation, the negative impact on the environment, protection of the environment.

Охрана окружающей среды — важнейшая функция государства, без эффективной реализации которой невозможно его нормальное существование,

© Сорокина Юлия Викторовна, 2016

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: al-sorokin@yandex.ru

© Агаренков Сергей Валерьевич, 2016

Аспирант кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: praevius@inbox.ru 187

а также достойное и благоприятное проживание его граждан. Экологическая, экономическая и социальная ситуация как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных регионов, в современном мире не отличается стабильностью, что требует постоянного совершенствования природоохранного и природоресурс-ного законодательства. В рамках модернизации этого законодательства целый ряд нормативных актов был подвергнут пересмотру. Необходимо отметить, что значительным изменениям подвергся понятийный аппарат в рассматриваемой сфере общественных отношений, в т.ч. появились совершенно новые термины («комплексное экологическое разрешение»), были скорректированы уже существовавшие определения («наилучшая доступная технология»), изменились отдельные функции экологического управления.

Совершенно по-новому зазвучало определение объектов охраны окружающей среды, под которыми теперь понимаются в совокупности компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Однако, на наш взгляд, оно не совсем полно отражает всего многообразия объектов охраны, в отличие от прежней редакции ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1.

Новеллой рассматриваемого Закона стало также выделение 4-х категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ст. 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Это произошло вследствие необходимости дифференциации опасных объектов, как было сделано еще в ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»2. Регулирование в сфере промышлен-з ной и экологической безопасности, к сожалению, достаточно долго базировалось на требованиях и нормативах советского периода и сильно отставало от реально 5. складывающихся условий развития промышленности. Более того, применение g единообразных требований обеспечения экологической безопасности по сути Ï различных объектов хозяйственной деятельности часто приводило к недоста-| точности государственного надзора в отношении объектов, оказывающих более

го

J серьезное влияние на жизнь и здоровье граждан, и в то же время к чрезмерной

| формализации и излишнему производственному контролю на предприятиях, не

| представляющих серьезной угрозы. В настоящее время Закон предусматривает

s

i" проведение федеральных плановых проверок на объектах, относящимся к I—III

° категориям опасности, на объектах IV категории осуществление таких проверок

« не предусматривается.

| Новым базовым понятием, разработанным законодателем на основе междуна-

0 родных соглашений и зарубежной практики, стало комплексное экологическое

1 разрешение (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»), которое ° в обязательном порядке выдается для объектов I категории и заменяет по сути

го

§ 3 вида разрешительной документации (разрешение на выбросы, сбросы, разме-| щение отходов). Следует отметить, что комплексное экологическое разрешение | пересматривается в случаях изменения технологических процессов производства или параметров воздействия на окружающую среду.

Одним из современных направлений государственной поддержки хозяйственной деятельности является содействие в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую 188 среду. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть изменения, ка-

сающиеся такого понятия, как «наилучшая доступная технология», которое в новом своем понимании нашло отражение в законодательстве и стало предметом споров в научной среде. Так, под наилучшей доступной технологией понимается технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Министерство промышленности и торговли РФ совместно с Министерством сельского хозяйства РФ, Росстандартом и Роспотребнадзором приступило к разработке 47 справочников с описанием наилучших доступных технологий для самых разных отраслей хозяйства и промышленности, при этом данные справочники должны будут пересматриваться не реже 1 раза в 10 лет. Профильными ведомствами была проведена большая подготовительная работа по выявлению таких технологий и возможности их применения в современных российских условиях3. В методических рекомендациях отмечается, какими критериями необходимо руководствоваться при отнесении той или иной технологии к разряду наилучших доступных, среди которых можно отметить наименьший уровень воздействия на окружающую среду, экономическую эффективность внедрения и эксплуатации, применение ресурсо- и энергосберегающих методов.

Значительным изменениям в связи с этими новациями подверглось законодательство об отходах, где также был усовершенствован понятийный аппарат Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»4, в т.ч. коренным образом изменился смысл и содержание по- | нятия «отходы». Так, отходами производства и потребления (отходами) теперь и признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производ- а ства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые о удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Думается, О что новое определение отходов более соответствует современным реалиям, т.к. О

п

теперь предмет, который необходимо признать отходом, не обязательно должен а утрачивать свои потребительские свойства, необходимо лишь намерение его уда- в

H

лить. Данная новелла позволяет использовать многие виды отходов в качестве О вторичного ресурса, тогда как ранее утрата потребительских свойств рассматри- ю

валась как потеря предметом своих первичных потребительских параметров, |

что на практике порождало случаи требования лицензии на обезвреживание К

отходов при вторичном их применении в технологическом процессе. Понятие а

«использование» заменено на более корректные «обработку» и «утилизацию». |

Законом устанавливаются также направления государственной политики в ||

области обращения с отходами, среди которых максимальное использование №

исходных сырья и материалов, предотвращение и сокращение образования от- 1

ходов, снижение их класса опасности, обработка, утилизация и обезвреживание. ~

Рассматриваемый Закон теперь не раскрывает содержания права собствен- 6 ности на отходы, как это было в предыдущей редакции, содержащей запрет на передачу отходов I-IV классов опасности организациям, ни имеющим соответствующей лицензии. В настоящее время ст. 4 содержит норму, отсылающую к гражданскому законодательству. 1 июля 2015 г. вновь введено почти полное лицензирование обращения с отходами. Лицензия требуется для сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов 189

I-IV классов опасности. К утилизации законодатель теперь относит и повторное использование отходов по прямому назначению (рециклинг), и возврат для применения после переработки (регенерация) и извлечение полезных свойств отдельных компонентов отходов для их дальнейшего применения (рекуперация).

Минприроды России подготовлен Проект постановления Правительства РФ от 22 июня 2015 г. «Об утверждении порядка, форм и сроков представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров»5. Данным Проектом предполагается, что отчетность будет составляться на основании сведений декларации о количестве выпущенных в обращении на территории России за предыдущий календарный год готовых товаров, в т.ч. их упаковки, а также сведений о выполнении нормативов утилизации хозяйствующим субъектом; предусматривается бесплатный и свободный доступ к сервисам для предоставления и составления данной отчетности, который будет обеспечиваться Росприроднадзором.

Вредные вещества накапливаются не только в форме отходов, но и в форме выбросов в атмосферный воздух, в т.ч. парниковых газов, за количеством которых должен осуществляться соответствующий надзор (контроль) со стороны государства. Президент России В.В. Путин в своем обращении к Генеральной Ассамблее ООН 28 сентября 2015 г. выразил намерение значительно сократить выброс парниковых газов в нашей стране путем внедрении новых технологий, не наносящих урон окружающему миру. Данное обращение имеет законодательную основу, а именно Распоряжением Правительства РФ от 22 апреля 2015 г. № 716-р6 были установлены 016 основные направления развития системы мониторинга, отчетности и проверки ? объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации. Этим документом 5. установлено, что к 2020 г. планируется достижение объемов выбросов парниковых газов в размере не более 75%, по сравнению с 1990 г. Систему мониторинга i предлагается формировать с поэтапным вовлечением регионов, предприятий,

1 чья деятельность сопряжена с выбросом таких газов. Цель создания системы J видится в более полном информировании государства, граждан и организаций | о выбросах парниковых газов с целью их минимизации. Принятая концепция | будет использоваться для дальнейшего совершенствования экологического за-

2 конодательства и уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

° Важнейшим элементом государственного механизма регулирования охраны

« окружающей среды является нормирование. Данный институт экологического | права всегда являлся достаточно проблемным в реализации природоохранной е политики, поэтому законодателем на протяжении длительного времени велась 1 работа по оптимизации правовых норм в рассматриваемой сфере, что выразилось

0

° в принятии Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон

го

§ „Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской

1 Федерации»7. Указанный Закон усиливает меры государственного экологиче-| ского надзора за предприятиями, оказывающими наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, для чего вводит экономические стимулы для одних хозяйствующих субъектов и снимает административные барьеры с других. Уточняется дефинитивная составляющая, в частности, подверглись изменениям понятия «нормативы допустимых выбросов», «временно разрешенные выбросы», «контроль в области охраны окружающей среды», что в дальнейшем исключит

190 разночтения в толковании федерального законодательства.

Ю.А. Плотникова, Е.А. Тарасова • Эколого-правовая составляющая энергетического сотрудничества

С внесением изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» федеральный государственный экологический надзор теперь осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которые включены в соответствующие перечни, утверждаемые Минприроды России для каждого субъекта РФ в отдельности8. На объектах, не включенных в указанные перечни, государственный экологический надзор организуется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, анализируя изменения в экологическом и природоресурсном законодательстве, можно сделать вывод о его модернизации, упорядочении понятийного аппарата и приведении его в соответствие с международными стандартами и требованиями современных реалий. Однако данные изменения необходимо рассматривать лишь как первый этап, и в ближайшее время ожидается принятие большого массива подзаконных нормативных актов, более подробно раскрывающих законодательные нововведения.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133; 2016. № 27, ч. 1, ст. 4187.

2 См.: Собр. законодательства. Рос. Федерации. 1997. № 30, ст. 3588; 2016. № 23, ч. 1, ст. 3294.

3 См., например: Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2014 г. № 2178-р «Об утверждении поэтапного графика создания в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 46, ст. 6379; Приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 665 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 26, ст. 3009; 2016. № 27, ч. 1, ст. 4187.

5 URL: http://regulation.gov.ru/ (дата обращения: 05.09.2016).

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 18, ст. 2737.

7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30, ч. 1, ст. 4220.

8 См., например: Приказ Минприроды России от 24 августа 2011 г. № 706 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Воронежской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» // Государственное управление ресурсами. Специальный выпуск. 2013.

Ю.А. Плотникова, Е.А. Тарасова

ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

В статье рассмотрены современные тенденции развития Дальнего Востока РФ. Раскрыта специфика экспорта электроэнергии из России в Китай; проанализированы отдельные направления энергетического сотрудничества Российской Федерации и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ключевые слова: энергетическое сотрудничество, территории опережающего развития, экспорт электроэнергии, инвестиционные проекты.

© Плотникова Юлия Анатольевна, 2016

Кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: plotn-yulya@yandex.ru

© Тарасова Елена Анатольевна, 2016

Старший преподаватель кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: plotn-yulya@yandex.ru 191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.