3 См.: Каландаров К.Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования. М., 1999. С. 45.
4 См.: Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М., 1990. С. 591.
5 См.: Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник. М., 1998. С. 12-13.
6 Боголюбов С.А., Сулейменов М.К. Экологическое право — интегрированная отрасль. Проблемы теории экологического права. Диалог // Экологическое право. 2014. № 4. С. 32-38.
7 См.: Бринчук М.М. Практика экологизации законодательства // Экологическое право. 2008. № 6.
8 См.: Распоряжение Правительства Саратовской области от 19 ноября 2009 г. № 292-Пр «О Концепции экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы» (в ред. от 10 января 2014 г.) // Собр. законодательства Саратовской области. 2009. № 28; 2014. № 2.
9 См.: Распоряжение Правительства Саратовской области от 19 ноября 2009 г. № 292-Пр «О Концепции экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы» (в ред. от 10 января 2014 г.) // Собр. законодательства Саратовской области. 2009. № 28; 2014. № 2.
10 См.: Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Саратовской области в 2013 году. URL: http:// ex.saratov.gov.ru (дата обращения: 15.08.2016).
11 В Энгельсе торжественно открылся межмуниципальный полигон твердых бытовых отходов. URL: minforest.saratov.gov.ru (дата обращения: 15.08.2016).
12 Минприроды России публикует дополнительные разъяснения к вступившему в силу 1 августа 2014 г. Порядку ведения государственного кадастра отходов. URL: http://www.mnr.gov.ru (дата обращения: 15.08.2016).
13 Бринчук М.М. Практика экологизации законодательства // Экологическое право. 2008. № 6.
Ю.В. Сорокина, С.В. Агаренков
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА КАК ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В статье рассматриваются проблемы модернизации понятийного аппарата в сфере охраны окружающей среды на законодательном уровне. Дается краткий анализ некоторых последних изменений экологического законодательства и предполагаемых последствий их реализации на практике. Обозначаются актуальные причины совершенствования государственной политики в данной сфере.
Ключевые слова: государственный механизм, комплексное экологическое разрешение, модернизация законодательства, негативное воздействие на окружающую среду, охрана окружающей среды.
Yu.V. Sorokina, S.V. Аgагenkov
MODERNIZATION OF CONCEPTUAL APPARATUS AS A WAY TO PERFECTION STATE MECHANISM OF ENVIRONMENTAL PROTECTION
The article deals with the problems of modernization of the conceptual apparatus in the field of environmental protection at the legislative level. A brief analysis of some recent changes in environmental legislation and expected impact of their implementation in practice. Designated relevant reasons for improvement of the state policy in this sphere.
Keywords: state mechanism, integrated environmental permit, the modernization of the legislation, the negative impact on the environment, protection of the environment.
Охрана окружающей среды — важнейшая функция государства, без эффективной реализации которой невозможно его нормальное существование,
© Сорокина Юлия Викторовна, 2016
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Агаренков Сергей Валерьевич, 2016
Аспирант кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 187
а также достойное и благоприятное проживание его граждан. Экологическая, экономическая и социальная ситуация как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных регионов, в современном мире не отличается стабильностью, что требует постоянного совершенствования природоохранного и природоресурс-ного законодательства. В рамках модернизации этого законодательства целый ряд нормативных актов был подвергнут пересмотру. Необходимо отметить, что значительным изменениям подвергся понятийный аппарат в рассматриваемой сфере общественных отношений, в т.ч. появились совершенно новые термины («комплексное экологическое разрешение»), были скорректированы уже существовавшие определения («наилучшая доступная технология»), изменились отдельные функции экологического управления.
Совершенно по-новому зазвучало определение объектов охраны окружающей среды, под которыми теперь понимаются в совокупности компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Однако, на наш взгляд, оно не совсем полно отражает всего многообразия объектов охраны, в отличие от прежней редакции ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1.
Новеллой рассматриваемого Закона стало также выделение 4-х категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ст. 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Это произошло вследствие необходимости дифференциации опасных объектов, как было сделано еще в ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»2. Регулирование в сфере промышлен-з ной и экологической безопасности, к сожалению, достаточно долго базировалось на требованиях и нормативах советского периода и сильно отставало от реально 5. складывающихся условий развития промышленности. Более того, применение g единообразных требований обеспечения экологической безопасности по сути Ï различных объектов хозяйственной деятельности часто приводило к недоста-| точности государственного надзора в отношении объектов, оказывающих более
го
J серьезное влияние на жизнь и здоровье граждан, и в то же время к чрезмерной
| формализации и излишнему производственному контролю на предприятиях, не
| представляющих серьезной угрозы. В настоящее время Закон предусматривает
s
i" проведение федеральных плановых проверок на объектах, относящимся к I—III
° категориям опасности, на объектах IV категории осуществление таких проверок
« не предусматривается.
| Новым базовым понятием, разработанным законодателем на основе междуна-
0 родных соглашений и зарубежной практики, стало комплексное экологическое
1 разрешение (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»), которое ° в обязательном порядке выдается для объектов I категории и заменяет по сути
го
§ 3 вида разрешительной документации (разрешение на выбросы, сбросы, разме-| щение отходов). Следует отметить, что комплексное экологическое разрешение | пересматривается в случаях изменения технологических процессов производства или параметров воздействия на окружающую среду.
Одним из современных направлений государственной поддержки хозяйственной деятельности является содействие в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую 188 среду. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть изменения, ка-
сающиеся такого понятия, как «наилучшая доступная технология», которое в новом своем понимании нашло отражение в законодательстве и стало предметом споров в научной среде. Так, под наилучшей доступной технологией понимается технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Министерство промышленности и торговли РФ совместно с Министерством сельского хозяйства РФ, Росстандартом и Роспотребнадзором приступило к разработке 47 справочников с описанием наилучших доступных технологий для самых разных отраслей хозяйства и промышленности, при этом данные справочники должны будут пересматриваться не реже 1 раза в 10 лет. Профильными ведомствами была проведена большая подготовительная работа по выявлению таких технологий и возможности их применения в современных российских условиях3. В методических рекомендациях отмечается, какими критериями необходимо руководствоваться при отнесении той или иной технологии к разряду наилучших доступных, среди которых можно отметить наименьший уровень воздействия на окружающую среду, экономическую эффективность внедрения и эксплуатации, применение ресурсо- и энергосберегающих методов.
Значительным изменениям в связи с этими новациями подверглось законодательство об отходах, где также был усовершенствован понятийный аппарат Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»4, в т.ч. коренным образом изменился смысл и содержание по- | нятия «отходы». Так, отходами производства и потребления (отходами) теперь и признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производ- а ства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые о удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Думается, О что новое определение отходов более соответствует современным реалиям, т.к. О
п
теперь предмет, который необходимо признать отходом, не обязательно должен а утрачивать свои потребительские свойства, необходимо лишь намерение его уда- в
H
лить. Данная новелла позволяет использовать многие виды отходов в качестве О вторичного ресурса, тогда как ранее утрата потребительских свойств рассматри- ю
"О
валась как потеря предметом своих первичных потребительских параметров, |
что на практике порождало случаи требования лицензии на обезвреживание К
отходов при вторичном их применении в технологическом процессе. Понятие а
«использование» заменено на более корректные «обработку» и «утилизацию». |
Законом устанавливаются также направления государственной политики в ||
области обращения с отходами, среди которых максимальное использование №
исходных сырья и материалов, предотвращение и сокращение образования от- 1
ходов, снижение их класса опасности, обработка, утилизация и обезвреживание. ~
Рассматриваемый Закон теперь не раскрывает содержания права собствен- 6 ности на отходы, как это было в предыдущей редакции, содержащей запрет на передачу отходов I-IV классов опасности организациям, ни имеющим соответствующей лицензии. В настоящее время ст. 4 содержит норму, отсылающую к гражданскому законодательству. 1 июля 2015 г. вновь введено почти полное лицензирование обращения с отходами. Лицензия требуется для сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов 189
I-IV классов опасности. К утилизации законодатель теперь относит и повторное использование отходов по прямому назначению (рециклинг), и возврат для применения после переработки (регенерация) и извлечение полезных свойств отдельных компонентов отходов для их дальнейшего применения (рекуперация).
Минприроды России подготовлен Проект постановления Правительства РФ от 22 июня 2015 г. «Об утверждении порядка, форм и сроков представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров»5. Данным Проектом предполагается, что отчетность будет составляться на основании сведений декларации о количестве выпущенных в обращении на территории России за предыдущий календарный год готовых товаров, в т.ч. их упаковки, а также сведений о выполнении нормативов утилизации хозяйствующим субъектом; предусматривается бесплатный и свободный доступ к сервисам для предоставления и составления данной отчетности, который будет обеспечиваться Росприроднадзором.
Вредные вещества накапливаются не только в форме отходов, но и в форме выбросов в атмосферный воздух, в т.ч. парниковых газов, за количеством которых должен осуществляться соответствующий надзор (контроль) со стороны государства. Президент России В.В. Путин в своем обращении к Генеральной Ассамблее ООН 28 сентября 2015 г. выразил намерение значительно сократить выброс парниковых газов в нашей стране путем внедрении новых технологий, не наносящих урон окружающему миру. Данное обращение имеет законодательную основу, а именно Распоряжением Правительства РФ от 22 апреля 2015 г. № 716-р6 были установлены 016 основные направления развития системы мониторинга, отчетности и проверки ? объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации. Этим документом 5. установлено, что к 2020 г. планируется достижение объемов выбросов парниковых газов в размере не более 75%, по сравнению с 1990 г. Систему мониторинга i предлагается формировать с поэтапным вовлечением регионов, предприятий,
1 чья деятельность сопряжена с выбросом таких газов. Цель создания системы J видится в более полном информировании государства, граждан и организаций | о выбросах парниковых газов с целью их минимизации. Принятая концепция | будет использоваться для дальнейшего совершенствования экологического за-
2 конодательства и уменьшения вредных выбросов в атмосферу.
° Важнейшим элементом государственного механизма регулирования охраны
« окружающей среды является нормирование. Данный институт экологического | права всегда являлся достаточно проблемным в реализации природоохранной е политики, поэтому законодателем на протяжении длительного времени велась 1 работа по оптимизации правовых норм в рассматриваемой сфере, что выразилось
0
° в принятии Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
го
§ „Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской
1 Федерации»7. Указанный Закон усиливает меры государственного экологиче-| ского надзора за предприятиями, оказывающими наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, для чего вводит экономические стимулы для одних хозяйствующих субъектов и снимает административные барьеры с других. Уточняется дефинитивная составляющая, в частности, подверглись изменениям понятия «нормативы допустимых выбросов», «временно разрешенные выбросы», «контроль в области охраны окружающей среды», что в дальнейшем исключит
190 разночтения в толковании федерального законодательства.
Ю.А. Плотникова, Е.А. Тарасова • Эколого-правовая составляющая энергетического сотрудничества
С внесением изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» федеральный государственный экологический надзор теперь осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которые включены в соответствующие перечни, утверждаемые Минприроды России для каждого субъекта РФ в отдельности8. На объектах, не включенных в указанные перечни, государственный экологический надзор организуется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Таким образом, анализируя изменения в экологическом и природоресурсном законодательстве, можно сделать вывод о его модернизации, упорядочении понятийного аппарата и приведении его в соответствие с международными стандартами и требованиями современных реалий. Однако данные изменения необходимо рассматривать лишь как первый этап, и в ближайшее время ожидается принятие большого массива подзаконных нормативных актов, более подробно раскрывающих законодательные нововведения.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133; 2016. № 27, ч. 1, ст. 4187.
2 См.: Собр. законодательства. Рос. Федерации. 1997. № 30, ст. 3588; 2016. № 23, ч. 1, ст. 3294.
3 См., например: Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2014 г. № 2178-р «Об утверждении поэтапного графика создания в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 46, ст. 6379; Приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 665 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 26, ст. 3009; 2016. № 27, ч. 1, ст. 4187.
5 URL: http://regulation.gov.ru/ (дата обращения: 05.09.2016).
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 18, ст. 2737.
7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30, ч. 1, ст. 4220.
8 См., например: Приказ Минприроды России от 24 августа 2011 г. № 706 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Воронежской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» // Государственное управление ресурсами. Специальный выпуск. 2013.
Ю.А. Плотникова, Е.А. Тарасова
ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
В статье рассмотрены современные тенденции развития Дальнего Востока РФ. Раскрыта специфика экспорта электроэнергии из России в Китай; проанализированы отдельные направления энергетического сотрудничества Российской Федерации и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ключевые слова: энергетическое сотрудничество, территории опережающего развития, экспорт электроэнергии, инвестиционные проекты.
© Плотникова Юлия Анатольевна, 2016
Кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Тарасова Елена Анатольевна, 2016
Старший преподаватель кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 191