С внесением изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» федеральный государственный экологический надзор теперь осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которые включены в соответствующие перечни, утверждаемые Минприроды России для каждого субъекта РФ в отдельности8. На объектах, не включенных в указанные перечни, государственный экологический надзор организуется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Таким образом, анализируя изменения в экологическом и природоресурсном законодательстве, можно сделать вывод о его модернизации, упорядочении понятийного аппарата и приведении его в соответствие с международными стандартами и требованиями современных реалий. Однако данные изменения необходимо рассматривать лишь как первый этап, и в ближайшее время ожидается принятие большого массива подзаконных нормативных актов, более подробно раскрывающих законодательные нововведения.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133; 2016. № 27, ч. 1, ст. 4187.
2 См.: Собр. законодательства. Рос. Федерации. 1997. № 30, ст. 3588; 2016. № 23, ч. 1, ст. 3294.
3 См., например: Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2014 г. № 2178-р «Об утверждении поэтапного графика создания в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 46, ст. 6379; Приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 665 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 26, ст. 3009; 2016. № 27, ч. 1, ст. 4187.
5 URL: http://regulation.gov.ru/ (дата обращения: 05.09.2016).
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 18, ст. 2737.
7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30, ч. 1, ст. 4220.
8 См., например: Приказ Минприроды России от 24 августа 2011 г. № 706 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Воронежской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» // Государственное управление ресурсами. Специальный выпуск. 2013.
Ю.А. Плотникова, Е.А. Тарасова
ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
В статье рассмотрены современные тенденции развития Дальнего Востока РФ. Раскрыта специфика экспорта электроэнергии из России в Китай; проанализированы отдельные направления энергетического сотрудничества Российской Федерации и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ключевые слова: энергетическое сотрудничество, территории опережающего развития, экспорт электроэнергии, инвестиционные проекты.
© Плотникова Юлия Анатольевна, 2016
Кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Тарасова Елена Анатольевна, 2016
Старший преподаватель кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 191
Ju.A. Plotnikova, E.A. Tarasova
EKOLOGO-PRAVOVAYA THE COMPONENT OF THE ENERGY COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE ASIA-PACIFIC REGION
In article current trends of development of the Far East of the Russian Federation are considered. Specifics of export of the electric power from Russia to China are disclosed and the separate directions of an energy cooperation of the Russian Federation with Asia-Pacific countries are analysed.
Keywords: an energy cooperation, the territories of the advancing development, export of the electric power, investment projects.
Настоящие условия развития России и мира в целом невозможно назвать благоприятными в связи со сложившимися неустойчивыми экономическими рынками, антироссийскими экономическими санкциями, наложенными Евросоюзом, «недобросовестной» международной политикой. Российская Федерация занимает последовательную позицию добрососедства и взаимовыгодного экономического сотрудничества, в первую очередь Российского государства и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (далее — АТР). В целях содействия расширения международного сотрудничества в АТР и ускоренного развития Дальнего Востока Указом Президента РФ от 19 мая 2015 г. № 250 «О Восточном экономическом форуме» был учрежден Восточный экономический форум1.
На пленарном заседании первого Восточного экономического форума (Владивосток, 3-5 сентября 2015 г.) В.В. Путин объявил, что национальным приоритетом XXI в. является инновационное развитие Дальнего Востока2.
К приоритетным направлениям данного форума следует отнести: укрепление международных связей инвесторов, перспективных представителей российского бизнес-сообщества, федеральных, органов государственной власти (федеральных, региональных и местных); проведение экспертной оценки социально-экономического потенциала Дальневосточного региона РФ, а также повышение его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности на российском и международном уровнях. Отдельное внимание уделяется территориям опережающего развития, Свободному порту Владивосток, господдержке перспективных инвесторов в аспекте инвестирования и развития бизнеса3.
Сохранение биоразнообразия и поддержание экологического баланса в АТР заявлено в качестве важнейшей проблемы второго Восточного экономического форума (Владивосток, 2-3 сентября 2016 г.), поскольку Дальний Восток на 82% образует ресурсную базу российского рыболовства. Так, ежегодно в Дальневосточном бассейне добывается более 3 т водных биоресурсов, которые в 2015 г. решением Государственного совета России принято предоставлять в обмен на инвестиционные обязательства — 20% этих ресурсов (строительство новых судов рыбопромыслового флота на отечественных верфях и организация новейших рыбоперерабатывающих производств на российском берегу).
Древесины заготавливается на Дальнем Востоке порядка 100 млн м3, при этом в аренду переданы лесные участки с объемом заготовки древесины немногим более 20 млн м3, а для более полного освоения лесных ресурсов требуются инвестиции в обмен на лесные участки на льготных условиях.
Следует отметить и то, что представителям бизнес-сообщества могут предоставляться ценные месторождения россыпного и рудного золота, платины, титана, олова, редкоземельных металлов, железной руды, угля и углеродов4. В соответствии со ст. 13.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 3 июля 2016 г. № 279-ФЗ)5 19 августа 2016 г. Амурнедра провели 13 аукционов по участкам россыпного золота. Так, были проданы участки с запасами золота от 200 кг до 600 кг в верхнем течении реки Ольга и бассейнах ручьев Покосный, Развальный, Крестовый в Магдагачинском районе, в бассейне реки Олонгро в Тындинском районе и т.д. Право недропользования возникло у таких компаний, как: «Юсмо», «Азимут», «ИНСТЕП» и «Лапри Майнинг»6. Закономерный интерес вызывает у инвесторов инфраструктурная поддержка проектов Российским государством и другие стимулирующие факторы. При этом необходимо подчеркнуть, что, начиная с 2012 г., национальная золотодобывающая отрасль значительно увеличила объемы добычи в Сибири и Дальнем Востоке (90% от всей добычи российского золота)7.
Отметим, что к настоящему времени в Российской Федерации уже разработаны и приняты нормативные правовые акты, направленные на социально-экономическое развитие Дальнего Востока в аспекте сохранения окружающей среды и рационального природопользования в Российской Федерации. Так, согласно нормам Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (в ред. от 3 июля 2016 г. № 252-ФЗ)8 механизмом развития Дальнего Востока по пути глобализации, конкурентноспособности и взаимодействия со странами АТР в регионе должны создаваться территории опережающего раз- е вития (далее — ТОР). Законодатель определяет ТОР как экономические зоны, и на которых в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый а правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. ТОР о будет создаваться на 70 лет с возможностью продления данного срока. На сегод- К няшний день на Дальнем Востоке создано 13 таких территорий, в которых пла- о
с
нируется к реализации около 140 крупных инвестиционных проектов. Особый | режим предусматривает для инвесторов льготные ставки платы за пользование в
е
недвижимостью управляющей компании территории, приоритетное подключе- о
ние к объектам инфраструктуры, применение процедуры свободной таможенной р
зоны, освобождение от налогов на имущество организаций, земельного налога |
и др. Резидентами территории могут быть индивидуальные предприниматели и К
юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (кроме унитар- а
ных предприятий), заключившие соглашение об осуществлении деятельности на |
территории и включенные в реестр резидентов. Также разработана и реализуется ии
Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Бай- №
9 5
кальского региона9, включающая десятки крупных инвестиционных проектов. 1
Значимость Дальневосточного региона для укрепления стратегических, по- ) литических и социально-экономических позиций в АТР отмечается во всем 1
СТ)
мировом сообществе. Действительно, российский Дальний Восток занимает уникальное географическое и экономическое положение, которое имеет для Российской Федерации огромное геополитическое значение. Территориальными «соседями» России являются Китай, Япония, США. Транспортные системы железнодорожных магистралей (Транссибирской и Байкало-Амурской) напрямую соединяются с дальневосточными портами. Северный морской путь проходит 193
вдоль берегов Дальнего Востока. Заинтересованность в сотрудничестве с Россией стран АТР, таких как Сингапур, Малайзия, Китай, Япония, Корея объясняется не только географическим положением Дальнего Востока, но и богатством его минерально-сырьевой базы, а также перспективами научно-технического и оборонного потенциалов.
Т.Л. Сербичева справедливо отмечает, что территориально выгодное положение Дальнего Востока России к странам АТР предопределяет перспективы успешной экономической интеграции, эффективного сотрудничествами со странами АТР. Особое место в этом ряду стран принадлежит Китаю, исторически являющемуся нашим стратегическим, политическим и экономическим партнером10.
Важно отметить, что российско-китайские отношения являются одним из центральных мест во внешней политике обеих стран. Их контакты наглядно демонстрируют реальность устойчивого и многовекторного развития в сложившихся геополитических условиях. Китай — крупнейшая держава АТР. Ему принадлежит ведущее место среди стран со стремительно развивающейся экономикой. Он располагает огромными трудовыми и природными ресурсами, планомерно проводит эффективную социально-экономическую политику. Предпосылкой развития экономики и новой экологической политики стал XXII съезд Коммунистической партии Китая (1982 г.), на котором была принята стратегия модернизации общества, состоящая из трех этапов:
I этап — увеличение валовой продукции промышленности и сельского хозяйства в целях роста благосостояния народа к 2000 г. Следует отметить, что эта этот этап был завершен досрочно к 1995 г.;
II этап — к 2021 г. повысить социально-экономический уровень Китая в соответствии с международными параметрами до показателя среднеразвитых стран;
III этап — к 2049 г. Китай должен стать передовым и высокоразвитым государством11.
Ряд специалистов отмечают, что развитие новой экологической политики Китая поддерживается всей мощью финансовых и административных ресурсов страны. Так, в настоящее время активно ведется реализация намеченных экологических преобразований, в частности: ликвидация части устаревших производств; модернизация и реконструкция действующих предприятий; проведение мероприятий по восстановлению лесов, охране атмосферного воздуха, обеспечение качества питьевой воды и т.п.; увеличение инвестиций в развитие альтернативной энергетики до 61 млрд долл; привлечение общественности к решению проблем охраны окружающей среды.
Важнейшим направлением в природоохранной сфере Китая стала принятая в 2013 г. программа сокращения избыточных производственных мощностей12.
Заслуживает внимания активная деятельность китайских ученых в области охраны окружающей среды. Тем не менее, отмечаются негативные тенденции наших партнеров по планированию и реализации проектов строительства «предприятий-загрязнителей» на граничащих с Российской Федерацией территориях, которые приводят к дополнительной экологической нагрузке на окружающую среду территорий российского Дальнего Востока.
В этой связи следует отметить, что в годы перехода к рыночным отношениям в экономике нашей страны дальневосточные регионы оказались «заложниками» масштабной деятельности по экспорту природных ресурсов. Экспорт нефти и газа осуществлялся в сопредельные страны, приоритет среди которых при-
надлежал Китаю. В настоящее время, которое можно определить как время экологической значимости дальневосточных природных ресурсов Российской Федерации следует отказаться от сложившейся системы «природные ресурсы Дальнего Востока — для развития экономик стран АТР».
На площадках второго Восточного экономического форума отмечалось, что в АТР наблюдается увеличение спроса на энергию. Среди стран-участниц форума возникла тенденция диверсификации сложившихся схем поставок энергии. Российский Дальний Восток обладает уникальными природными преимуществами, которые могут быть использованы в разработке и реализации многосторонних энергетических проектов. Наиболее перспективным является проект создания международного энергетического кольца Россия — Япония — Корея — Китай — Монголия, который потребует объединенных инвестиционных вложений. В ближайшее время планируется создание сети газопроводов и высокотехнологичных энергетических мостов, которые позволят объединить сетевые комплексы стран АТР.
Нет сомнения, что сотрудничество России и Китая в области экспорта электроэнергии в настоящее время является одним из значимых направлений экономического сотрудничества двух государств. Предполагается, что к 2025 г. рост спроса Китая на энергоресурсы увеличится на 2,6 % против 1,4 %13. Поэтому Россия для Китая остается выгодным партнером в энергетическом сотрудничестве. Однако в целях охраны окружающей среды и рационального природопользования следует обратиться к требованиям определения экологической эффективности намечаемой экономической деятельности на территории Дальнего Востока. Охрана окружающей среды при реализации инвестиционных проектов обеспечивается | путем осуществления заложенных в проекты технических и технологических и решений, которые соответствуют современным международным и националь- а ным стандартам. Так, в зависимости от объемов поставок электроэнергии из о России в Китай экспортирование может производиться за счет использования О избыточных мощностей электростанций, работа которых рассчитана на вну- О
п
треннее потребление. Другой вариант экспорта предусматривает строительство а
новых электростанций, рассчитанных исключительно на внешнее потребление. в
|
Например, в Амурской области расположены три межгосударственные линии О электропередачи, ориентированные на китайского потребителя: «Благовещен- ю
Т5
ская — Хэйхэ», «Благовещенская — Айгунь», «Амурская — Хэйхэ»14. В этом |
случае потребуется дополнительное строительство линий электропередач, кото- К
рые потеряют экономическую значимость, если не будет устойчивого спроса на а
электроэнергию со стороны Китая. Их переключение на других потребителей |
региона технологически невозможно. Такой проект будет носить весьма сомни- ||
тельные перспективы как с экономической, так и с экологической точки зрения. №
Экономисты подсчитали, что экспорт газа в Китай более выгоден, чем строи- 1 тельство новых электростанций и линейных объектов для передачи электроэнергии. По мнению Е. Симонова, отдельные энергетические проекты приведут к экс- 6 пансии экологических проблем на территории России, поскольку строительство новых ГЭС на реках российского Дальнего Востока очень выгодно для Китая, но не безопасно для окружающей среды нашей страны. Рассматриваемый проект строительства 9-ти ГЭС на притоках Амура предоставит Китаю к 2030 г. 60 млрд кВт-ч в год. Это поможет китайской стороне снизить загрязнение воздуха в своей стране за счет вывода из эксплуатации старых ТЭЦ и предотвращения 195
строительства новых угольных ТЭЦ. Однако перед Российской Федерацией встанут серьезные экологические проблемы, поскольку строительство плотин, водохранилищ и вспомогательных гидросооружений нанесет непоправимый экологический ущерб приграничным с Китаем территориям. Экосистемы дальневосточных рек подвергнуться вредному воздействию ГЭС из-за залповых сливов воды по руслам рек для снижения пиковых нагрузок, нарушений температурного режима вод и др.15
На основании изложенного можно сделать вывод, что современная экономика России выходит на новый уровень «импортера-экспортера» передовых технологий, параллельно отказываясь от примитивной торговли природными ресурсами. Поэтому сотрудничество России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона в условиях глобальной конкуренции в энергетической сфере должно основываться на сотрудничестве в развитии и внедрении инновационных технологий, строительстве объектов электроэнергетики на территории других стран, применении российскими специалистами передовых логистических методик при реализации международных энергетических проектов и гармонизации российского и международного экологического законодательства. Это позволит создать инновационный и эффективный энергетический сектор Дальнего Востока, соответствующий потребностям развивающейся экономики региона и международным интересам России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
1 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 21, ст. 3088.
2 См.: Кривошапка И. Дальневосточные контрасты: от надежд к реальным преференциям // Эффективное антикризисное управление. 2015. № 4 (91). С. 8-15.
3 См.: Информация о Форуме. URL: https://forumvostok.ru/o-forume (дата обращения: 01.09.2016).
4 См.: Деловая программа II Восточного экономического форума (г. Владивосток, 2-3 сентября 2016 г.). URL: https://forumvostok.ru/uchastnikam/delovaya-programma (дата обращения: 01.09.2016).
5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 10, ст. 823; 2016. № 27, ч. I, ст. 4212.
6 См.: Одиннадцать участков золота в Приамурье продано 19 августа. URL: http://nedradv.ru (дата обращения: 04.09.2016).
7 См.: Самсонов Н.Ю., Дудкин Н.В. Золотодобыча в России: куда движемся? // ЭКО. 2013. № 11 (473). С. 159.
8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1, ч. I, ст. 26; 2016. № 27, ч. I, ст. 4183.
9 См.: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Социально-экономическое развите Дальнего Востока и Байкальского региона"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18, ч. I, ст. 2154.
10 См.: Сербичева Т.Л. Анализ внешнеэкономической деятельности Амурской области в условиях преодоления экономического кризиса // Вопросы экономики и права. 2015. № 2. С. 101-104.
11 См.: Карелина Е.А. Ретроспективные тенденции развития экономики Китайской Народной Республики в XX в. как основополагающая база макроэкономического роста страны // Вопросы экономики и права. 2015. № 1. С. 55-57.
12 См.: Глазырина И.П., Забелина И.А., Клевакина Е.А. Экологическая составляющая экономического развития: приграничные регионы России и Китая // ЭКО. 2014. № 6 (480). С. 5-23.
13 См.: Демина О.В. Энергетическая сфера Азии: экспорт электроэнергии из России в Китай // ЭКО. 2014. № 6. С. 56-63.
14 См.: Там же.
15 См.: Симонов Е. Россия превращается в энергетический придаток Китая // Экология и право. 2013. № 5 (53). С. 20-21.