Научная статья на тему 'Модернизация педагогической системы активного здоровьеформирования подрастающего поколения'

Модернизация педагогической системы активного здоровьеформирования подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / АКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБЩЕЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликов Л.М., Рыбаков В.В., Ярушин С.А.

MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL SYSTEM OF ACTIVE HEALTH FORMATION OF GROWING GENERATION L.M. Kulikov, professor, Dr,Hab. Ural state university of physical culture, Chelyabinsk V.V. Rybakov, associate professor, Ph.D. S.A. Yarushin, associate professor, Ph.D. Chelyabinsk state university, Chelyabinsk Key words: individual health, active health formation, continuous general sports education. The purpose of the study was to consider the problem of modernization of pedagogical system of active formation of health of growing generation. Analysis and generalization of scientific-methods literature; documentary materials, pracrical experience in the educational sphere, physical education and sports training of children, teenagers and youth promoted presentation of the model of active health forming of growing generation. The subjected approaches to organization of active health formation of the growing generation facilitated considerable increase of volume, effectiveness of organization of motor activity and effectiveness of using recreational influence. The latter gave an opportunity of considerable increase of health reserves of children, teenagers and youth. The marked problem determined the necessity of formation of all-Russian pedagogical system of active health formation, covering all spheres of human activity, focused on increase of human capital through mastering and personal realization of recreational technologies, first of all motor activity, careful attitude of growing generation to personal health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация педагогической системы активного здоровьеформирования подрастающего поколения»

УДК: 796.011

МОДЕРНИЗАЦИЯ

педагогической системы активного здоровьеформирования подрастаюшего поколения

Доктор педагогических наук, профессор Л.М. Куликов

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Рыбаков

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Ярушин

Челябинский государственный университет, Челябинск

Abstract

MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL SYSTEM OF ACTIVE HEALTH FORMATION OF GROWING GENERATION

L.M. Kulikov, professor, Dr,Hab. Ural state university of physical culture, Chelyabinsk

V.V. Rybakov, associate professor, Ph.D.

S.A. Yarushin, associate professor, Ph.D.

Chelyabinsk state university, Chelyabinsk

Key words: individual health, active health formation, continuous general sports education.

The purpose of the study was to

consider the problem of modernization of pedagogical system of active formation of health of growing generation.

Analysis and generalization of scientific-methods literature; documentary materials, pracrical experience in the educational sphere, physical education and sports training of children, teenagers and youth promoted presentation of the model of active health forming of growing generation.

The subjected approaches to organization of active health formation of the growing generation facilitated considerable increase of volume, effectiveness of organization of motor activity and effectiveness of using recreational influence. The latter gave an opportunity of considerable increase of health reserves of children, teenagers and youth.

The marked problem determined the necessity of formation of all-Russian pedagogical system of active health formation, covering all spheres of human activity, focused on increase of human capital through mastering and personal realization of recreational technologies, first of all motor activity, careful attitude of growing generation to personal health.

Ключевые слова: индивидуальное здоровье, активное здоро-вьеформирование, непрерывное общее физкультурное образование.

В настоящее время уровень и динамика здоровья населения России, и в первую очередь подрастающего поколения, представляет реальную угрозу для национальной безопасности. Если не принять кардинальных мер по изменению ситуации, она может стать тяжелым бременем для страны [1, 3, 8].

Возникает необходимость в модернизации педагогической системы активного формирования здоровья детей, подростков и молодежи по «вертикали» (дошкольные учреждения ^ общеобразовательная школа ^ средние специальные учебные заведения ^ высшие учебные заведения), тесно совмещенных с семейным воспитанием и обеспечивающих подготовку подрастающего поколения, «здоровье-соответствующего» требованиям текущей учебной, будущей профессиональной деятельности и воинской службе.

В основу обновления данной системы должны быть положены тенденции в развитии современной цивилизации, где все более отчетливо проявляется переход от повышения производительности труда к увеличению продуктивности использования ресурсов. Есть основания полагать, что можно жить в несколько раз лучше и в то же время тратить в несколько раз меньше ресурсов для устойчивого развития человечества в будущем [2]. Данная тенденция должна быть реализована в первую очередь в крайне напряженных, здоровьезатратных видах человеческой деятельности, к которым следует отнести и учебную деятельность в различных образовательных учреждениях, требующую от организма детей, подростков и молодежи максимального про-

явления функциональных резервов. В этом аспекте речь должна идти о переносе акцента с постоянного повышения основных параметров учебных нагрузок на все более полноценную реализацию возможностей и особенностей организма каждого учащегося в конкретном образовательном учреждении и условиях обучения при эффективном использовании внеучебных факторов.

Ключ к решению проблемы сохранения и совершенствования природы человека, повышения резервов здоровья и адаптивных возможностей как глобальной, общепопуляционной национальной идеи следует искать через индивидуальное (персональное) здоровье, которое должно стать центром всех оздоровительных, физкультурных и спортивных программ, социальной политики любого уровня [1, 6, 7, 10, 11].

Решение проблемы индивидуального (персонального) здоровья, на наш взгляд, предполагает такую последовательность операций: определение понятия «здоровье» ^ учет закономерностей и индивидуальных особенностей развития организма в основных периодах жизненного цикла ^ установление критериально-диагностического комплекса для оценки уровня и структуры здоровья ^ выявление факторов, лимитирующих здоровье ^ разработка и реализация оздоровительных: здоровьеформи-рующих (с рождения до 17-18 лет), здоровьеповы-шающих (с 19 - 20 до 35 - 40 лет) и здоровьесбере-гающих (40 лет и старше) технологий (схема 1).

В настоящее время приходится констатировать отсутствие общепринятой трактовки понятия «здоровье». Имеется достаточно много (более 300) определений данной категории, основанных на различных методологических подходах и критериях. Многообразие взглядов на сущность понятия «здоровье» и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение в значительной степени объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить кратко и однозначно.

На наш взгляд, в содержании понятия «здоровье» целесообразно выделить «стержень», «ядро», основу, общий компонент, в большей степени отражающие идеал, образец, модель здоровья. Ключевыми характеристиками последней являются: а) высокая адаптируемость к условиям среды; б) способность продуктивно выполнять биологические и социальные функции; в) максимальная по продолжительности и творческой активности жизнь. Данная общая модель конкретизируется применительно к определенному виду деятельности, возрасту, полу, индивидуальным психофизиологическим особенностям и др. При этом проявляется специфический компонент с соответствующими признаками и критериями здоровья. Здоровье также следует рассматривать и как состояние (множество одновременно существующих свойств объекта, выражение определенности свойств объекта, фиксированно-

Определение понятия «здоровье»

Закономерности и индивидуальные особенности развития организма (онтогенез):

целостность и фазность развития; соподчиненность (преемственность) возрастных этапов; неравномерность развития отдельных и гетерохронность формирования различных функциональных систем;

надежность и целенаправленность («установка развития»); единство наследственности и изменчивости

Критические (сенситивные) периоды

I I

Факторы, лимитирующие здоровье Критериально-диагностический . комплекс оценки здоровья

1 I

Разработка и реализация оздоровительных технологий: оптимизация развивающих (обучающих, тренирующих, закаливающих и др.) воздействий с учетом феноменов «узнавания», «эффекта погашения вегетативных реакций», принципов «зоны ближайшего развития» и «зоны умеренного напряжения функциональных систем»

Схема 1. Алгоритм реализации индивидуального (персонального) здоровья человека

го в известном промежутке времени; отражение устойчивости в форме стремления объекта сохранить свое состояние - своеобразный принцип инерции состояния) и как процесс (изменение состояний, мера изменчивости состояний через стадии и фазы их движения).

Понятие «здоровье» предполагает общие и частные, абсолютные и относительные, объективные и субъективные, количественные и качественные характеристики. Здоровье определяют через адаптивность, выживаемость, развиваемость, саморегуляцию, жизнеустойчи-вость, активность, высокий жизненный тонус, сбалансированность, компенсируемость, моби-лизируемость, резистентность, толерантность и др. К критериям здоровья популяции принято относить: уровень рождаемости, здоровье потомства, генетическое разнообразие, приспособляемость к различным климатогеографическим условиям, готовность к выполнению разнообразных социальных ролей и др.

На протяжении десятилетий предлагались различные методы и критерии интегральной оценки здоровья, нередко безотносительно факторов, его определяющих. Данные методы и критерии предполагали и учет показателей временной нетрудоспособности, и результаты профилактических осмотров, и сочетание отдельных заболеваний, и причинные факторы среды, следствием которых могут быть установление и измерение тесноты связи между отдельными причинными факторами и степенью их воздействия на статус здоровья людей. Опираясь на такую информацию, можно управлять состоянием здоровья путем устранения (или ослабления) воздействия негативных факторов и усиления влияния факторов позитивных.

Эксперты ВОЗ в 80-х гг. прошлого столетия ориентировочно установили соотношение основных факторов обеспечения здоровья современного человека: генетический фактор - 15-20 %, состояние окружающей среды - 20-25 %, медицинское обеспечение - 8-10 %, условия и образ жизни - 50-55 %.

На наш взгляд, к числу ключевых факторов следует отнести: а) условия и образ жизни(материальное и медицинское обеспечение, социально-психологический климат, гигиенические условия, питание, мировоззрение, знание о здоровом образе жизни, наличие или отсутствие вредных привычек, закаливание, двигательная активность и др.); б) наследственность (особенности генотипа, задатки, специфика личности и т.д.); в) экология (рациональное или нерациональное использование состояния окружающей среды).

Анализ и обобщение научно-методической литературы, документальных материалов, практического опыта в сфере образования, физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи позволили предложить следующую модель активного здоровьеформиро-вания подрастающего поколения (схема 2).

Реализация данной модели предполагает:

а) наличие здоровьеформирующей (здоро-вьеповышающей) среды применительно к условиям жизнедеятельности и требованиям современного образования: материально-техническая база (в том числе и для физического воспитания), соответствующая требованиям ГОСТа; рациональная организация образовательного процесса (расписание, соблюдение гигиенических требований, питание, рекреационные мероприятия) в учебных корпусах, общежитиях, в семье; квалифицированное кадровое обеспечение (преподаватели, методисты-организаторы) и т.п.;

б) объединение различных видов и форм оздоровления в единую и устойчивую функциональную систему, обеспечивающую «массированное» воздействие на основные компоненты здоровья детей, подростков и молодежи; формирование и реализацию личностных ценностных ориентаций, переход от регулируемой деятельности к саморегуляции активного здоровьеформирования;

в) повышение качества непрерывного общего физкультурного образования, направленного на формирование таких общечеловеческих ценностей, как физическое, психическое и социальное благополучие, повышение жизненных ресурсов человека, к числу важнейших из которых относится здоровье.

С данных позиций разработка и внедрение инновационных технологий активизации процессов здоровьеформирования подрастающего поколения становятся все более актуальной проблемой. В этом плане заслуживает внимания непрерывное общее физкультурное образование, предполагающее развитие интереса, формирование умений и

навыков и связанных с ними специальных знаний, представляющих собой основу для персонализа-ции активного здоровьеформирования. Актуализация проблемы непрерывного общего физкультурного образования обусловлена, во-первых, наличием серьезного противоречия между накопленным научно-теоретическим и технологическим потенциалом в сфере здорового образа жизни и оптимизации двигательной активности, с одной стороны, и уровнем его освоения отдельными людьми - с другой [4]. Во-вторых, на наш взгляд, система образования в сфере физической культуры и спорта во многом оторвана от практики работы в различных образовательных учреждениях в плане ее оздоровительной направленности, т.е. в лучшем случае, как показывает практический опыт, она имеет в виду, формирование и развитие двигательных умений и навыков, качеств и способностей. Акцентирование внимания преимущественно на одном компоненте здорового образа жизни - двигательной активности - существенно минимизирует возможности как самого здорового образа жизни, так и двигательной активности. В данном аспекте обозначается проблема взаимосвязи (интеграции, когерентности, взаимодополнения) образования в физкультурных вузах и непрерывного общего образования основных контингентов населения РФ (выпускники физкультурных вузов являются основными «носителями» непрерывного общего физкультурного образования).

Данные исходные предпосылки служат основанием определения подходов к решению проблемы непрерывного общего физкультурного образования (схема 3).

В данной модели отражены предметная (непрерывное общее физкультурное образование, интеллектуализация и активизация здоровьефор-мирования, оздоровительные технологии, компоненты здоровья) и субъективная (учащиеся различных общеобразовательных учреждений с их целями, ценностями, знаниями, умениями и навыками) структуры деятельности [9], направления обновления системы физкультурного образования и физического воспитания детей, подростков и молодежи в направлении ее демократизации и гуманизации, поливариантности и многообразия форм, средств и методов, интенсификации и оптимизации, реализации деятельностного подхода [3-5].

Ключевым звеном предложенной модели является интеллектуализация процесса обучения, поскольку именно расширение и углубление знаний о здоровом образе жизни, оптимизации двигательной активности обеспечивает высокую мотивированность и активность с персонализацией оздоровительных технологий. Это приводит, по крайней мере должно привести, к кардинальной перестройке образа жизни, определяющей формирование, повышение и сохранение основных компонентов здоровья.

Эффективность модели активного здоровьеформирования

Внедрение в учебный процесс образовательных учреждений и семейное воспитание

Достигнутый уровень здоровья, наличие знаний, умений и навыков активного здоровьеформирования

Технология

Персонализированное планирование процесса активного здоровьеформирования

Мониторинг резервов здоровья. Контроль и коррекция здоровьеформирующих воздействий

Приобретение знаний, формирование умений и навыков организации здорового образа жизни

Объединение форм и видов активного здоровьеформирования в функциональную систему, обеспечивающую повышение резервов здоровья

Виды активного здоровьеформирования (физические и дыхательные упражнения, закаливающие процедуры, саморегуляция, питание и т.д.)

Формы активного здоровьеформирования (учебные и внеучебные; специально организованные и самостоятельные; групповые и индивидуальные; теоретические, методические и

практические)

Предпосылки активного здоровьеформирования

Оценка реального уровня здоровья детей, подростков и молодежи

Определение понятия «активное здоровьеформирование»

Установление основных направлений активного здоровьеформирования

Выявление ключевых факторов и условий активного здоровьеформирования

Схема 2. Модель активного здоровьеформирования подрастающего поколения

Интеллектуализация рассматривается как целенаправленное обогащение детей, подростков и молодежи достаточным объемом необходимых знаний, создание системы информационно-образовательного обеспечения процесса формирования здорового образа жизни. Интеллектуализация различных сфер жизни вызвана как ходом развития человеческой цивилизации, так и развитием самого человека, в частности возникновением новой системы ценностей, где на одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказывается автономия (самоуправление) личности [9]. Последнее (автономия) определяет

необходимость персонализации в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в процессе здоровьеформирования.

Персонализация - это самореализация внутреннего, идеального представления о реальности, заключающаяся в действенных преобразованиях физической культуры личности в направлении овладения оздоровительными технологиями как базиса для адаптации каждого индивида к условиям жизнедеятельности в конкретном социуме.

Персонализация предполагает высокую активность. Представление об активности исходит из ее понимания как особого качества субъекта в системе социальных взаимодействий, как определенного личностного образования, характеризующего состояние человека и его отношение к деятельности. Активность обладает свойствами субъекта деятельности. Являясь принадлежностью человека, она характеризует не саму деятельность, а ее уровень и характер, влияет на процесс целе-полагания, осознания мотивации и способов деятельности.

Представленные подходы к организации активного здоровье-формирования подрастающего поколения позволяют существенно увеличить объем (число и продолжительность занятий, количество освоенных и используемых упражнений), результативность организации (рациональное сочетание в отдельных занятиях и более крупных структурных образованиях физических упражнений различной величины и направленности) двигательной активности и эффективность использования оздоровительных воздействий (формирование выраженных оздоровительных, профилактических и лечебных эффектов путем рационального сочетания двигательной активности, закаливающих процедур, рационального питания, дыхательных упражнений и саморегуляции). Последнее дает возможность значительно повысить резервы здоровья детей, подростков и молодежи.

Обозначенная проблема определяет необходимость становления общероссийской педагогической системы активного здоровьеформирова-ния, «сквозную», «пронизывающую» все сферы человеческой деятельности, ориентированную

Здоровый образ жизни

Высокая адаптируемость к условиям среды, способность продуктивно выполнять биологические и социальные функции, максимальная по продолжительности и творческой активности жизнь

Схема 3. Модель непрерывного общего физкультурного образования подрастающего поколения

на наращивание человеческого капитала через овладение и персональную реализацию оздоровительных технологий, в первую очередь двигательной активности, бережное отношение подрастающего поколения к личному здоровью.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.) / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 5. - С. 2-6.

2. Вайцзеккер, Э. Затрат половина, отдача двойная / Э. Вайц-зеккер, Э. Ловинс, Л. Ловинс: новый доклад Римскому клубу. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

3. Куликов, Л.М. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения: монография / Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков, С.А. Ярушин. - Челябинск: изд-во Челяб. гос. унта, 2009. - 275 с.

4. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лу-бышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 11-17.

5. Лях, В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. - № 1. - С. 5-10.

6. Макаров, Р.Н. Человеческий фактор: проблемы физической подготовки специалиста на этапе ускорения НТР / Р.Н. Макаров // Теория и практика физ. культуры. - 1991.

- № 11. - С. 37-41.

7. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.

8. Рожков, П.А. От великой спортивной державы - к здоровой России / П.А. Рожков // Теория и практика физ. культуры. -2001. - № 1. - С. 2-8.

9. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. - М.: Высшая школа, 1992. - 191 с.

10. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты / А.Г. Щедрина. - Новосибирск: СО РАМН, 2003. - 164 с.

11. Щедрина А.Г. Здоровый образ жизни / Л.Г. Щедрина.

- Новосибирск: ООО «Альфа-Виста», 2007. - 144 с.

Bibliography

1. Balsevich V.K. Health-forming function of education in the Russian Federation (Materials for development of the national project of recreation of Russian growing generation in the period of 2006-2026). (In Russian) / V.K. Balsevich// Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2006. - № 5. - P. 2-6.

2. Vaytszekker E. Half of expenses, dual return. (In Russian) / E. Vaytszekker, E. Lovins, L. Lovins: new report for the Roman club.

- Moscow: Akademiya, 2000. - 400 P.

3. Kulikov L.M. Motor activity and health of growing generation: monograph. (In Russian) / L.M. Kulikov, V.V. Rybakov, S.A. Yarushin. - Chelyabinsk: Publ. house of Chelyabinsk state un-ty, 2009. - 275 P.

4. Lubysheva L.I. The concept of physical training: methodology of development and technology of realization. (In Russian) / L.I. Lubysheva // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 1996. - № 1. - P. 11-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Lyakh V.I. The concept of physical training of children and teenagers. (In Russian) / V.I. Lyakh, G.B. Mayxon, L.B. Kofman // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 1996.

- № 1. - P. 5-10.

6. Makarov R.N. Human factor: problems of expert physical training on the stage of acceleration of STR. (In Russian) / R.N. Makarov// Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1991. - № 11. - P. 37-41.

7. Meerson FZ. Adaptation to stress situations and physical loads. (In Russian) / F.Z. Meerson, M.G. Pshennikova. - Moscow: Meditsina, 1988. - 256 P.

8. Rozhkov P.A. From great sports power to healthy Russia. (In Russian) / P.A. Rozhkov// Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. -2001. - № 1. - P. 2-8.

9. Stepin V.S. Philosophic anthropology and philosophy of science. (In Russian) / V.S. Stepin. - Moscow: Vysshaya shkola, 1992. - 191 P.

10.Schedrina A.G. Ontogenesis and health theory: Methodological aspects. (In Russian) / A.G. Schedrina. - Novosibirsk: СО РАМН, 2003. - 164 P.

11.Schedrina A.G. Healthy way of life. (In Russian) / A.G. Schedrina.

- Novosibirsk: Alfa-Vista, 2007. - 144 P.

Информация для связи с автором:

Сот. тел.: 8(912)79-39-570 e-mail: lza@csu.ru

Поступила в редакцию 16.11.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.