тировать, а не пользоваться сконструированными стереотипами. Возможно, ставить гриф 18+ на сборник стоило уже потому, что умение думать - опасней сексуальности.
Список источников
Марков А. Изобретение «подавляющего большинства», 2013 // http://gefter.ru/archive/9433 (дата обращения: 27.09.2014).
Самутина Н. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение. 2013. 12 (3): 187-195.
Здравомыслова Е., Темкина А. Феминистские рефлексии о полевом исследовании // Laboratorium. 2014. 6 (1): 84-112.
Яна Веденеева
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ОБЗОР ПРОБЛЕМАТИКИ
Обзор включает краткую информацию об эмпирическом исследовании, проведенном в 2010-2014 гг. на территории Саратовской области (сбор и анализ интервью с сотрудниками полиции (N=20) и анализ нормативно-правовых актов, составляющих основу реформы системы правоохранительных органов, начатой в 2009 г.). Вокруг процесса реформирования правоохранительной системы сформировалось неоднородное дискурсивное поле. Представители гражданского общества, правозащитники, эксперты транслируют критически ориентированные мнения, в то время как официальные лица и ведомства дают сухие статистические данные, указывающие на успешную реализацию реформ.
Переход от милиции к полиции формирует условия для пересмотра привычных профессиональных правил и практик, внедрения новых методов и принципов работы, трансформируется профессиональная идеология (Ярская-Смирнова, Романов 2011: 70), которая становится более лояльной и гибкой. Рассмотрение профессиональных стратегий правоохранителей позволило выделить ряд ключевых моментов, оказывающих влияние на служебную мотивацию, дисциплину, принципы организации рабочего процесса и степень удовлетворенности результатами. Как показало исследование, для информантов выбор рискованной профессии осознанный, основанный на патриотическом стремлении исполнять гражданский долг, хотя встречаются и те, для кого принятие реше-
Яна Витальевна Веденеева - аспирант Саратовского государственного технического университета имени Гагарина. Ю. А. Саратов, Россия. Электронная почта: vedeneeva_yv@mail.ru
ния о работе в органах охраны правопорядка носило случайный характер. В процессе реформирования МВД произошли изменения в принципах расчета денежного довольствия сотрудников, и повышение уровня заработной платы должно было стать одним из факторов привлечения молодых квалифицированных кадров.
Положение рядового полицейского состава определяется сегодня условиями работы «на земле», в то время как правоохранители, занимающие статусные и «кабинетные» позиции, оказываются в более защищенных обстоятельствах. Сотрудники, прошедшие аттестацию при переходе от милиции к полиции, отмечают исключительно формальный подход к организации ознакомления личного состава с информацией о реформе и принимаемых в ее рамках решениях. Информанты, осуществляющие свою профессиональную деятельность на должностях, не предусматривающих «выход в поле», являющиеся руководителями разного уровня, также фиксируют негативные тенденции развития представляемого ими ведомства.
Переходя от рефлексии представителей правоохранительного ведомства к мнению граждан, отметим, что согласно результатам исследования ФОМ 2013 г. 54 % не почувствовали каких-либо перемен в работе полиции в последние год-два, а исследователи Левада Центра отмечают, что 65 % граждан не заметили перемен в работе полиции в последние два года (Результаты исследования... 2014: 3). Эти данные показывают сближение оценок населения с оценками представителей ведомства. Далеко не все блюстители правопорядка оказались готовы перейти от привычных методов работы к новым правилам, сопротивляясь задачам реформы. Представления гражданского населения о переменах в полиции строятся, конечно, не только на основе газетных и теленовостей, рассказов знакомых, но и личного ситуативного опыта взаимодействия. Профессионалы же могут оценить изнутри влияние нововведений на каждодневную работу, ориентированы критически.
Полицейские отмечают, что после принятия Закона «О Полиции» и перехода к новым стандартам работать стало намного сложнее - увеличились нагрузки, повысились требования, внимание, критичность со стороны населения. Пересмотр принципов оценки деятельности органов внутренних дел стал одним из самых ожидаемых элементов реформирования, на который возлагались большие надежды. Благодаря отказу от прежней системы оценки исчезнет необходимость манипулировать отчетностью (Панеях, Титаев 2011: 5).
Вместе с тем, новая система оценки эффективности, по мнению специалистов, не совершенна, и в этой связи подразделения вынуждены анализировать результаты прежними способами. Первоочередной мерой по корректировке реформирования системы органов охраны правопорядка должна, видимо, стать оптимизация принципов оценки деятельности структурных подразделений.
Отдельное направление процесса реформирования правоохранительных органов задает приказ МВД РФ № 118 от 24.02.2012 г., который закрепляет общественное мнение как один из источников оценки деятельности системы. Насколько оправдано введение данной инновации - спорный вопрос. Учет общественного мнения можно считать проявлением надведом-ственного контроля, «речь идет об оценке результатов работы не только с точки зрения профессиональных, но и общесоциальных интересов, аксиологических оценок» (Сухинин 2014: 125). Есть мнение, что «правовое сознание россиян отличается значительной амбивалентностью» (Андреев 2004: 27), а это означает доминирование в оценках граждан субъективности и ситуативности. В то же время принятие Закона «О Полиции» предполагает снижение уровня репрессивной нагрузки мер государственного принуждения до минимально необходимого (Макарейко 2013: 118), и полицейские должны использовать меры силового воздействия исключительно в случае крайней необходимости.
В современных условиях, характеризующихся нарастанием социальной дифференциации общества, «усиливается отчуждённость населения от государства» (Плотников 2013: 98), важны, как никогда, вопросы взаимного доверия. Елена Ярская-Смирнова и Павел Романов обращают внимание на то, что в российском обществе низок уровень институциального доверия (Ярская-Смирнова, Романов 2012: 14). Анализ мнений сотрудников позволил сделать вывод, что вместо того чтобы произвести качественную фильтрацию штата по признаку соответствия квалификационным требованиям, управления внутренних дел затратили огромное количество усилий и средств на помпезное оформление неэффективной аттестации. Подобный подход лишь усугубляет степень недоверия граждан. Доверие к полицейским как представителям отдельной профессии в период реформы находилось на нестабильном уровне (47 % россиян... 2014).
Согласно ст. 9 Закона «О Полиции» органы охраны правопорядка «при осуществлении своей деятельности должны стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан» (Федеральный Закон 2011: 18). Министерство внутренних дел одним из приоритетов определило достижение доверия со стороны населения, подчеркивая его важность для эффектной деятельности сотрудников. Последние отмечают, что за период проведения реформы степень доверия граждан, по их наблюдениям, возросла. Опросами Левада-центра и фонда «Общественный вердикт» зафиксирован резкий рост доверия к полиции после второго витка реформы МВД: если в 2012 г. полиции доверяли 24 % опрошенных, то в 2014 г. таких стало 41 % (Аналитический центр: 2014). В период реформы большое внимание уделялось необходимости создания положительного имиджа сотрудника полиции. Образ идеального полицейского в представлении граждан в целом совпадает с факторной структурой профессионально важных качеств сотрудников (Дубнякова 2013: 21).
Немаловажную роль в формировании положительного образа полицейского играют средства массовой информации. Предлагают даже данную меру в качестве основной в оптимизации процесса реформирования органов внутренних дел (Кичирек 2014). Создание общественных советов, народных дружин свидетельствуют о том, что в российском обществе предпринимаются попытки построения партнерских отношений между правоохранителями и населением. Но для успешного становления подобных практик важно не допустить, чтобы это взаимодействие стало «формальным и носило декларативный характер» (Ханин 2014: 72).
Реформирование системы органов государственной власти осуществляющих правоохранительную функцию, растянувшееся на несколько лет, невозможно оценить как успешное или неудачное, сложно измерить уровень эффективности изменений. Исследователи могут оценивать общественное мнение относительно внедряемых новшеств, изучать оценки сотрудников на предмет глубины перемен внутри системы, учитывать высказывания экспертов, но не стоит пытаться сформулировать однозначное заключение о результатах модернизации. Главным выводом, сделанным благодаря анализу оценок реформы с позиций профессионалов, является заключение о переменах в работе правоохранительных органов. Установление доверительных отношений с населением, сокращение противоправных практик, повышение эффективности деятельности сотрудников - результат реформы, вместе со сменой высшего руководства ведомства. Дальнейшее развитие органов охраны правопорядка во многом связано с реформированием других правоохранительных структур - Следственный комитет Российской Федерации (СК России), прокуратура, Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Федеральная миграционная служба (ФМС России), Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).
Список источников
47 % россиян считают, что полиция не способна защитить их от преступников, 73 % - что полиции надо помочь. 19.05.2014 // http://goo.gl/jLLyZa (дата обращения: 12.02.2015).
Андреев А. Л. Правовой менталитет и отношение к милиции в Российском обществе: социокультурные аспекты //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004. (4): 26-37.
Дубнякова А. И. Образ сотрудника полиции в сознании граждан // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. (4): 19-21.
Кичирек Е. В. Реформа полиции в России: проблемы и перспективы // Власть. 2014. (7): 59-63.
Макарейко Н. В. Федеральный Закон «О Полиции» как источник административного принуждения // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской Академии МВД России. 2013. (21): 118-122.
Панеях Э. Л., Титаев К. Д. От милиции к полиции: реформа системы оценки деятельности органов внутренних дел // Аналитические записки по проблемам правоприменения. СПб.: ИПП ЕУ СПб, 2011.
Плотников А. А. Общественный контроль в современной России: правовые и организационные проблемы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2013. (3): 97-103.
Результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. 2014. (1): 2-18.
Сухинин А. В. Общественная критика полиции как форма социального контроля // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.5 Юриспруденция. 2014. (2): 123-129.
Федеральный Закон «О Полиции». М.: Эксмо, 2011.
Ханин С. В. Организационно-правовые основы партнерских отношений между полицией и обществом в условиях демократических преобразований в РФ // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. (1): 69-73.
Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П. В. Те самые профессии: шкалы престижа и рамки публичности // П. Романов, Е. Ярская-Смирнова (ред.) Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2012: 7-28. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П. В. Идеология профессионализма и социальное государство // П. Романов, Е. Ярская-Смирнова (ред.) Антропология профессий или посторонним вход запрещен. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2011: 64-81.
Екатерина Серёжкина
ТЕОРИИ И ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ВО ФРАНЦИИ
Профессиональное выгорание, социально-психологические риски в настоящее время активно обсуждаются в социальной психологии, социальной политике, управлении человеческими ресурсами. Актуализация этих тем связана со структурными изменениями в сфере занятости, которые наполняют трудовую жизнь неопределённостью, имеющей принципиально иные формы (Bell 1973; Castells 1997). Некоторые авторы отмечают появление нового типа трудовой организации, направленной на достижение цели, более гибкой и инновационной, имеющей меньше иерархических ступеней, по сравнению с традиционной (Boltanski, Chiapello 1999). Это сопровождается введением иных форм управления и контроля, которые ведут одновременно к возрастанию автономии работников и повышению интенсивности труда (Baudelot, Gollac 2003). Контроль над работниками также при-
1 Екатерина Васильевна Серёжкина - аспирантка кафедры методов сбора и анализа социологической информации социологического факультета НИУ ВШЭ, Москва, Россия. Электронная почта: eserezhkina@hse.ru
REVIEWS, OVERVIEWS
Maria Shklyaruk SCIENCE 18+
Book review: Na pereputye: metodologia, teoria i praktika LGBT i kvir-issledovaniy: sbornik statey [On the Crossroads: Methodology, Theory and Practice of LGBT and Queer Studies: Collected Volume] / Ed. by A. Kondakov. St. Petersburg: Centre for Independent Social Research, 2014. —XXII p., 466 p.
References
Markov A. (2013) Izobretenie "podavlyayushchego bol'shinstva" [Invention of the "Overwhelming Majority"]. URL: http://gefter.ru/archive/9433 (accessed 27 September 2014). Samutina N. (2013) Velikie chitatel'nitsy: fanfikshn kak forma literaturnogo opyta [The Great Readers: Fan-Fiction as a Form of Literary Experience]. Sotsiologicheskoe obozrenie [Sociological Review], 12(3): 187-195.
Zdravomyslova E., Temkina A. (2014) Feministskie refleksii o polevom issledovanii [Feminist Reflections on Field Research]. Laboratorium, 6(1): 84-112.
Yana Vedeneeva
MODERNIZATION OF THE NATIONAL LAW ENFORCEMENT SYSTEM
References
47 % rossiyan (2014) 47 % rossiyan schitayut, chto politsiya ne sposobna zashchitit' ikh ot prestupnikov, 73 %o - chto politsii nado pomoch' [47 %o of Russians Believe that the Police Can Not Protect Them from Criminals, 73 % - that Police is Necessary to Help]. Available at: http://goo.gl/jLLyZa (accessed 12 February 2015).
Andreev A. L. (2004) Pravovoy mentalitet i otnoshenie k militsii v Rossiyskom obsh-chestve: sotsiokul'turnye aspekty [Legal Mentality and Attitude of the Police in the Russian Society: Socio-Cultural Aspects]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonom-icheskie i sotsial 'nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes], (4): 26-37.
Dubnyakova A. I. (2013) Obraz sotrudnika politsii v soznanii grazhdan [The Image of the Police in the Minds of Citizens]. Psikhopedagogika vpravookhranitel'nykh organakh [Psychological Pedagogy in Law Enforcement], (4): 19-21.
Federal'nyy Zakon (2011) Federal'nyy Zakon "O Politsii" [Federal Law on Police], Moscow: Eksmo.
Iarskaya-Smirnova E.R., Romanov P. V. (2011) Ideologiya professionalizma i sotsial'noe gosudarstvo [The Ideology of Professionalism and the Welfare State]. P. Romanov, E. Iar-skaya-Smirnova (eds.) Antropologiya professiy ili postoronnim vkhod zapreshchen [Anthropology of Professions, or Personnel Only], Moscow: Variant, TsSPGI: 64-81. Iarskaya-Smirnova E.R., Romanov P. V. (2012) Te samye professii: shkaly prestizha i ram-ki publichnosti [The Very Profession: the Scale of Prestige and Part of a Public]. P. Ro-
Maria Shklyaruk - PhD (kandidat nauk) in economics, LLM, researcher at The Institute for the Rule of Law, European University at St. Petersburg, Russian Federation. Email: mshklyaruk@eu.spb.ru
Yana V. Vedeneeva - PhD student, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov (SSTU), Russian Federation. Email: vedeneeva_yv@mail.ru
Reviews, overviews
manov, E. Iarskaya-Smirnova (eds.) Antropologiya professiy: granitsy zanyatosti v epo-khu nestabil'nosti [Anthropology of Professions: Border Employment in an Era of Instability], Moscow: Variant, TsSPGI: 7-28.
Khanin S. V. (2014) Organizatsionno-pravovye osnovy partnerskikh otnosheniy mezhdu politsiey i obshchestvom v usloviyakh demokraticheskikh preobrazovaniy v RF [Organisational and Legal Basis for Collaboration between the Police and Society during Democratic Reforms in Russia]. Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii [Nizhegorod-sky Police Academy Review], (1): 69-73.
Kichirek E. V. (2014) Reforma politsii v Rossii: problemy i perspektivy [Police Reform in Russia: Problems and Prospects]. Vlast' [Power], (7): 59-63.
Makareyko N. V. (2013) Federal'nyy Zakon "O Politsii" kak istochnik administrativnogo prinuzhdeniya [Federal Law "On Police" as a Source of Administrative Coercion]. Yu-ridicheskaya nauka i praktika. Vestnik Nizhegorodskoy Akademii MVD Rossii [Jurisprudence and Practice.Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry Internal Affairs of Russia], (21): 118-122.
Paneyakh E. L., Titaev K. D. (2011) Ot militsii k politsii: reforma sistemy otsenki deya-tel'nosti organov vnutrennikh del [From the Police to the Police: the Reform of the Evaluation System of Internal Affairs Bodies]. Analiticheskie zapiski po problemam pravo-primeneniya [Analytic Reviews of the Institute for the Rule of Law]. St. Petersburg: Institute for the Rule of Law at European University at St. Petersburg. Plotnikov A. A. (2013) Obshchestvennyy kontrol' v sovremennoy Rossii: pravovye i organi-zatsionnye problemy [Public Control in Modern Russia: Legal and Organizational Problems]. VestnikSevernogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta [Bulletin of Northern (Arctic) Federal University], (3): 97-103.
Rezul'taty issledovaniya (2014) Rezul'taty issledovaniya obshchestvennogo mneniya ob urovne bezopasnosti lichnosti i deyatel'nosti organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federa-tsii [Results of the Study of Public Opinion about the Level of Security of the Person and Work of the Internal Affairs of the Russian Federation]. Professional, (1): 2-18. Sukhinin A. V. (2014) Obshchestvennaya kritika politsii kak forma sotsial'nogo kontro-lya [Public Criticism of the Police as a form of Social Control]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.5 Yurisprudentsiya [Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Russian Interior Ministry. Series 5. Law], (2): 123-129.
Ekaterina Serezhkina
THEORY AND POLITICS OF WORKPLACE STRESS MANAGEMENT IN FRANCE
References
Agence Européenne pour la sécurité et la santé au travail (2002) Stress au travail. Facts. Available at: https://osha.europa.eu/fr/publications/factsheets/22 (accessed 12.03.2013). Agence Européenne pour la sécurité et la santé au travail (2007) Available at: http://osha. europa.eu/fr/topics/stress/index_html/definitions_and_causes (accessed 15.05.2013).
Baudelot C., Gollac M. (2003) Travailler pour être heureux? Le bonheur et le travail en France, Paris: Fayard.
Bell D. (1973) The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. Castells M. Тhe information age: economy, society and culture. The rise of the network society, Oxford: Blackwell.
Boltanski L., Chiapello E. (1999) Le nouvel esprit du capitalisme, P.: Gallimard.
Ekaterina V. Serezhkina- post-graduate student at the chair for methods of collecting and analyzing sociological information National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation. E-mail: eserezhkina@hse.ru