Научная статья на тему 'Информационное сопровождение реформы органов охраны правопорядка'

Информационное сопровождение реформы органов охраны правопорядка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
222
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION SUPPORT / РЕФОРМА МВД / REFORM OF THE MINISTRY OF INTERIOR / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ПОЛИЦИЯ / POLICE / МИЛИЦИЯ / MILITIA / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СМИ / MEDIA CONTENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Веденеева Яна Витальевна

Модернизация правоохранительной системы сфокусировала общественное внимание на деятельности реформируемого ведомства. Рассмотрение различных аспектов трансформации системы органов охраны правопорядка в СМИ формирует представление читателей о социальной сути внедряемых изменений. В данной статье представлены результаты компаративного анализа способов репрезентации реформы МВД, используемых в ведомственных и гражданских изданиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF THE REFORMS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

The paper states that modernization of the law enforcement system has drawn public attention on the activities of the reformed agencies. Media coverage of different aspects of the transformation of the system of law enforcement agencies shapes public perception of the proposed changes and their social significance. The paper presents the results of a comparative analysis of the method so describing police reform that are used in departmental press and national newspapers.

Текст научной работы на тему «Информационное сопровождение реформы органов охраны правопорядка»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 004.9:342.56

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА

INFORMATION SUPPORT OF THE REFORMS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Веденеева Яна Витальевна

Vedeneyeva Yana Vitaliyevna

аспирант кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы, ФГБОУ ВПО «СГТУ им. Гагарина Ю.А.», г. Саратов

postgraduate student of the department of sociology, social anthropology and social work, Saratov state technical university, Saratov

e-mail: vedeneeva_yv@mail.ru

Модернизация правоохранительной системы сфокусировала общественное внимание на деятельности реформируемого ведомства. Рассмотрение различных аспектов трансформации системы органов охраны правопорядка в СМИ формирует представление читателей о социальной сути внедряемых изменений. В данной статье представлены результаты компаративного анализа способов репрезентации реформы МВД, используемых в ведомственных и гражданских изданиях.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационное обеспечение, реформа МВД, модернизация, полиция, милиция, контент-анализ СМИ.

The paper states that modernization of the law enforcement system has drawn public attention on the activities of the reformed agencies. Media coverage of different aspects of the transformation of the system of law enforcement agencies shapes public perception of the proposed changes and their social significance. The paper presents the results of a comparative analysis of the method so describing police reform that are used in departmental press and national newspapers.

Keywords: information security, information support, reform of the ministry of interior, modernization, police, militia, media content analysis.

Одной из ключевых характеристик современного общества является главенствующая роль информационной среды, оказывающей влияние на все сферы жизни социума. Предпринимаемые в рамках государственной модернизации меры задают направление развития информационного пространства страны. Вопросы информационного сопровождения государственной политики приобретают все большую актуальность. Методов предоставления информации о процессах, имеющих социальное значение, становится все больше. В целях обеспечения информационной безопасности важно соблюдение требований достоверности и исключение возможности искажения трактовок внедряемых нововведений.

Любые трансформации структур государственного устройства всегда вызывают неоднозначные оценки как со стороны населения, так и со стороны специалистов, включенных в изменяемую систему. Существуют различные способы воздействия на сознание людей для корректировки их восприятия перемен. В числе наиболее эффективных способов контроля над отношением общества к происходящим процессам - воздействие через СМИ. Благодаря освещению в открытой печати те или иные события жизни социума приобретают статус значимых, обретая социальный смысл. Разжигание интереса вокруг процесса реформирования системы органов правопорядка позволило легитимировать спорную по своей необходимости и дорогостоящую модернизацию. Г. Блумер пояснял, что «социальная проблема должна приобрести необходимую степень респектабельности, дающую ей право быть рассматриваемой на признанных аренах общественного обсуждения» [1]. Одной из таких арен по праву можно считать информационное поле, формируемое СМИ.

Анализ СМИ позволить выявить механизмы формирования общественного отношения к реформе МВД и проанализировать способы контроля над восприятием идей реформирования, ориентированные на население и сотрудников правоохранительных служб. Целью исследования стал компаративный анализ способов конструирования образа реформы органов охраны правопорядка, используемых ведомственными и общегражданскими СМИ. Для реализации исследовательской цели проанализированы периодические издания с помощью метода контент-анализа, позволяющего использовать тексты публикаций в качестве элементов социальной репрезентации. С целью увеличения внешней валидности результатов анализа в основу исследования печатных СМИ положен метод триангуляции, за-

ключающийся в совмещении качественных и количественных методов исследования.

В качестве единицы анализа избрана одна печатная статья. Анализ репрезентаций процесса реформирования системы МВД в СМИ произведен в двух плоскостях - ведомственной и общегражданской. Подобный подход позволяет подвергнуть компаративному анализу способы конструирования идей о целесообразности модернизации правоохранительной системы, используемые как внутри реформируемой системы, так и в обществе. Кроме того, появляется возможность выявить общее и различия, вскрыть противоречия в методах освещения вопросов трансформации правоохранительных служб.

В исследовании применялась нечастотная модель контент-анализа, смысл которой заключается в том, что «анализируемый материал не кодируется по заранее созданной схеме, а наоборот - последняя является результатом анализа и представляет собой модель содержания текста» [10]. В качестве источника исследования были использованы периодические издания, выпускаемые под эгидой МВД и ориентированные на сотрудников органов внутренних дел, и общегражданские СМИ, целевой аудиторией которых является вся совокупность населения страны. Для исследования ведомственных публикаций нами были выбраны центральные издания, выпускаемые объединенной редакцией МВД России (журнал «Полиция России», до апреля 2011 г. носивший название «Милиция»; газета «Щит и меч», журнал «Профессионал»), и популярные российские информационные издания («Российская газета», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда»).

Мы обращаемся к периоду 2010 - 2014 гг., так как отсчет начала реформирования ведется с декабря 2009 г., когда Президентом РФ был объявлен курс на модернизацию ведомства. Анализу были подвергнуты все номера обозначенных изданий, выпущенные в период с 2010 по 2014 гг. Статьи отбирались по принципу соответствия содержания публикации изучаемой тематике реформирования органов охраны правопорядка и наличию слов «реформа милиции», «реформа полиции», «реформа МВД», «реформирование полиции», «реформирование МВД», «модернизация». Всего было просмотрено 360 номеров ведомственных изданий, из которых отобрано 400 статей и 926 номеров общегражданских газет, из которых, соответственно, отобрано 824 статьи.

Анализ публикаций СМИ позволил выделить определенные тематические секторы в ведомственных изданиях:

1) содержание реформы (обоснование значимости, актуальности, необходимости, оценку результатов, общие вопросы модернизации);

2) открытость деятельности органов МВД (публичность как фактор достижения доверия населения);

3) взаимодействие правоохранительных органов с институтами гражданского общества (общественные советы, дружины, общественный контроль деятельности полиции, партнерский тип отношений);

4) нововведения, внедряемые в ходе реформы (переход к новым принципам работы, новое законодательство, суть изменений);

5) социальную защищенность сотрудников (социальные гарантии, денежное довольствие, обеспечение жильем);

6) новую кадровую политику (новые подходы к кадровой обеспеченности, требования к сотрудникам);

7) изучение общественного мнения населения как критерии деятельности органов внутренних дел;

8) роль СМИ в формировании положительного образа полиции;

9) антикоррупционные механизмы в деятельности МВД (вопросы переаттестации, снижение коррупционных рисков в контексте реформы).

В общегражданских изданиях были выделены следующие темы, освещаемые в контексте реформирования системы охраны правопорядка:

1) противоправные действия сотрудников органов внутренних дел (коррупция, превышение должностных полномочий, несоответствие занимаемой должности, правонарушения полицейских);

2) общие вопросы реформы (оценки эффективности, анализ результатов);

3) критика идей реформы;

4) социальное положение сотрудников полиции;

5)нововведения, привносимые в деятельность правоохранительных служб, в процессе модернизации.

Анализируя динамику освещения различных аспектов модернизации органов охраны правопорядка в СМИ, отметим пик публикационной активности за период I и III кварталов 2010 г. и I, III и IV кварталов 2011 г. Возможно, причиной этого является принятие нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы реорганизации МВД, в обозначенные периоды. 7 августа 2010 г. началось онлайн-обсуждение законопроекта «О полиции», после чего 27 октября 2010 г. он был внесен на

рассмотрение в Государственную думу, а в феврале 2011 г. одобрен Советом Федерации и принят Президентом РФ, вступив в силу 1 марта 2011 г. В июле 2011 г. был принят долгожданный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (№ 247-ФЗ), а в ноябре 2011 г. - Закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (№ 342-ФЗ). Следующий всплеск интереса к проблемам реформирования полиции был только во II квартале 2012 г., когда произошла смена руководства МВД, и в I квартале 2013 г., когда была обнародована «Дорожная карта», ставшая началом второго этапа реформы.

Выделенные тематические разделы можно рассмотреть в виде дискурсивных полей, формируемых вокруг модернизации Министерства МВД. Исследовательский фокус при анализе выявленных тем обращен на смысловое наполнение каждого из блоков, ведь «анализ дискурса заключается в том, чтобы реконструировать процессы социальной объективации, коммуникации, легитимизации смысловых структур на основе описания практики институтов, организаций соответствующих коллективных акторов и проанализировать социальное влияние этих процессов» [6].

Для наиболее полного анализа способов конструирования реформы МВД в СМИ необходимо подробно рассмотреть каждое из зафиксированных полей.

Схожей для общегражданских и ведомственных изданий стала тема освещения общих вопросов реформирования, в рамках которой даются разъяснения сути модернизации, обосновывается ее необходимость, анализируются результаты. Общее количество публикаций по данному направлению составило 303 единицы, из которых 72 - в изданиях МВД, 231 - в общенародных газетах. Это одно из наиболее популярных полей обсуждения модернизации правоохранительной системы, наблюдаемых в изучаемых изданиях. В части из них (таких как «Полиция России», «Профессионал», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты») в этой связи появилась специальная рубрика «Реформа МВД», содержащая информацию о различных аспектах трансформации института охраны правопорядка. Освещение вопросов реорганизации правоохранительных органов представлено в виде комментариев к принимаемым вновь нормам права, выступлениям официальных лиц государства, попыткам анализа имеющихся результатов, формулировке новых задач: «...реформа внесла серьезные изменения в образ современного полицейского, что, безусловно, определило

новые приоритетные направления профессиональной подготовки» (Стопичев А. «Изменился стиль нашей работы» // Полиция России. 2014. № 3. С. 27); «...за прошедшие два года сделано немало, и это не ритуальная фраза - система МВД реально меняется» (Система МВД реально меняется // Профессионал. 2011. № 6. С. 2.); «...МВД должно быть эффективным, мобильным, сильным ведомством, нерасхлябанным, способным решать задачи, которые стоят во всем мире перед правоохранительными структурами. преобразования назрели» (Соответствовать современности // Щит и меч. 2011. № 43. С. 1). Однако издания общегражданской направленности дают менее оптимистичные оценки и прогнозы: «...реформа МВД не оправдала ожиданий общества» (Замахина Т. Участковые стали «писателями» // Российская газета от 31.10.2013. URL: http:// www.rg.ru/2013/10/30/ref0rma-mvd-site. html; дата обращения -15.12.2014), не пренебрегая использованием негативных установок в артикуляции: «...реформа завершена, однако уже в следующем году произошел ряд громких преступлений с участием полицейских» (Клещенко А. Как реформировали МВД: История вопроса // Аргументы и факты от 25.06.2013. URL: http://www.aif.ru/ dontknows/1225638; дата обращения к ресурсу - 15.12.2014). Сравнивая методы репрезентации внутри одной группы, видим, что общегражданские СМИ более склонны к критике идеи реформы, что отражается в постановке информационного содержания и фактически является показателем функционирования социального контроля в системе взаимодействия силовых структур и гражданского общества [11]. Издания МВД также допускают критически ориентированные высказывания, описывая процесс реформы, но в более мягкой форме: «...в ходе проводимой в системе МВД реформы наряду с положительными моментами, которых немало, возникло и множество досадных нестыковок» (Татаринцев В. Никакой магии - просто жесткий контроль // Полиция России. 2014. № 4. С. 30 - 32). Причиной этого может послужить предположение о некоей ангажированности изданий ведомственного толка, ведь все они издаются под контролем МВД и не в полной мере могут быть свободны в форме высказываний. Подобная позиция объяснима с точки зрения П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой, описывающих в категориях социальной антропологии стремление профессий отстаивать занимаемое в социальной иерархии место - «достижения профессионального статуса должны гарантиро-

вать высокие материальные награды, исключать внешние оценки качества услуг» [8]. Силовые ведомства всегда характеризовались высокой степенью отчужденности от общегражданского критического дискурса. Вот почему правоохранители так болезненно воспринимают обсуждения, сформировавшиеся вокруг института охраны правопорядка.

В этой связи логично будет перейти к рассмотрению следующей группы публикаций, характерной исключительно для ведомственных изданий, в которой ставится вопрос о роли СМИ в формировании имиджа новой полицейской структуры. Данное проблемное поле составляют 40 единиц анализа, посвященных изучению воздействия продукции масс-медиа на отношение населения к сотрудникам и правоохранительной деятельности. В качестве обоснования своих опасений ведомственные авторы приводят результаты многочисленных исследований и наблюдений, доказывающих ведущую роль общегражданских изданий в формировании негативного имиджа полицейских: «...свое черное дело сотворила агрессивная пропаганда, продукция которой ежедневно и ежечасно тоннами сваливается на молодое поколение» (Лыков В. Фильмы нашего времени // Полиция России. 2011. № 4. С. 60); «...мощнейшим атакам со стороны СМИ подверглись милиция, прокуратура, органы государственной безопасности» (Лыков В. Ностальгия по героям // Милиция. 2010. № 4. С.10). Затронутая проблематика становится чрезвычайно актуальной для МВД, ведь в условиях реформы, одной из главных задач которой является создание положительного образа сотрудников, недопустимо нарочитое противопоставление населения и полицейских. Это объясняет активность изучения возможных форм нивелирования устоявшихся практик негативизации сотрудников на страницах популярных изданий.

Журнал «Профессионал» опубликовал результаты мониторинга, проведенного независимыми социологическими службами по заказу МВД, осуществленного методом контент-анализа СМИ, подчеркнув, что «. работа с критическими публикациями в печатных СМИ является одним из важнейших направлений по минимизации предвзятых оценок в общественном мнении» (Организация работы с критическими публикациями СМИ о деятельности органов внутренних дел // Профессионал. 2010. № 1. С. 29). Масштабность мероприятий, направленных на контроль деятельности СМИ в совокупности с большим количеством публикаций, посвященных этой проблеме, подтверждает предположение о

том, что правоохранители заинтересованы в установлении доверительного взаимодействия с населением, а это невозможно в современных условиях, осложненных модернизацией МВД. Необходимо разделять «объективную критику милиции, порожденную необходимостью совершенствования правоохранительных институтов, и политически ангажированную критику, цель которой - дестабилизировать ситуацию» [7]. Действительно, совокупность факторов современной социальной ситуации сформировала предпосылки формирования отрицательного восприятия «стражей порядка», что подтверждается многочисленными исследованиями общественного мнения, проведенными как до, так и в процессе реформы.

Перейдем к анализу группы публикаций ведомственных изданий, затрагивающих аспекты изучения общественного мнения.

Согласно нормам законодательства новым критерием эффективности деятельности органов охраны правопорядка является общественное мнение. Это чрезвычайно актуализировало рассмотрение подходов к изучению общественного мнения в правоохранительных структурах, что нашло отражение в большом количестве публикаций в периодике МВД (40 единиц анализа), в которых журналисты разъясняют сотрудникам значимость мнения общества: «...результаты проведенных исследований необходимо рассматривать в качестве важного этапа формирования современной системы информационного обеспечения, позволяющей оценить эффективность работы милицейских подразделений, определить проблемные области взаимоотношения общественности с органами внутренних дел» (Обратная связь как залог доверия общества // Профессионал. 2010. № 1. С. 16); «...суть реформы органов внутренних дел нацелена на повышение роли социальной составляющей в их работе, требует сосредоточить особое внимание на анализе сложных процессов взаимодействия общества и МВД в новых условиях» (О состоянии и перспективах изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел // Профессионал. 2011. № 6. С. 25).

Подобная тенденция, на наш взгляд, является признаком готовности правоохранителей к переходу на качественно новый уровень взаимодействия с населением.

В контексте модернизации весьма уместно пересмотреть имеющийся исторический опыт организации отношений с населением и, учитывая современную обстановку, сформулировать новую концепцию взаимодействия. Для

того чтобы адекватно понимать основные претензии граждан к деятельности правоохранительных органов, необходимо проведение систематических исследований, фиксирующих динамику основных показателей, определяющих степень удовлетворенности работой правоохранителей.

Значимость социологических исследований относительно деятельности полиции для социума не раз ставилась под сомнение ввиду отсутствия гарантий достоверности данных. Известны случаи серьезных расхождений данных независимых исследовательских агентств (таких как «Левада-Центр») и выполняющих государственный заказ организаций (таких как ВЦИОМ, ФОМ), что заставляет нас задуматься «о статусе и об общественном доверии не только в отношении полиции, но и в отношении социологов и пиар-специалистов, которые создают "образ жизни профессионалов"» [15]. Вопросы обеспечения достойного уровня доверия представителям правопорядка и правоохранительной системе в целом со стороны населения являются одними из ключевых для реформируемого ведомства.

Под воздействием этого в данном исследовании были выделены две концептуальные группы публикаций ведомственных изданий, рассматривающие доверие как способ установления эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества (28 единиц) и предполагающие, что залогом доверительного диалога с населением станет открытость системы МВД, пропагандируемая нормами реформы (152 единицы анализа). О значении доверия как отдельной категории социологического анализа рассуждал Э. Хьюз, предполагая, что «поскольку профессионал обещает, то он требует, чтобы ему доверяли» [12]. К сожалению, в российской действительности уровень доверия населения к полиции по-прежнему невысок, несмотря на все предпринимаемые усилия системы МВД. В публикациях МВД многократно подчеркивается важность общественного доверия к полиции и поддержки ее гражданами и необходимость «...выстраивания партнерских отношений с каждым отдельно взятым человеком и гражданином» (Кулик В. Штрихи эпохи перемен // Щит и меч. 2011. № 42. С. 1). Рассуждая о причинах сохранения недоверия к «стражам правопорядка», можем предположить, что негативный отпечаток опыта прошлых лет не позволяет резко пересмотреть отношение к новой структуре под называнием «полиция», в одночасье исключив из памяти впечатление об устраненной «милиции». Для этого должно пройти длительное время, а может, даже и

должна произойти смена поколений. Ведь, как утверждает В.Н. Ярская, «носителем коллективной памяти является группа, ограниченная в пространстве и во времени» [13]. Формирование нового типа общественного договора «полиция - общество» представляется возможным только после преодоления стеорети-пизированного восприятия правоохранительных структур. Одним из факторов укоренения образа сотрудника правоохранительных органов как носителя угрозы является ориентация на контрольно-репрессивные функции полиции в нашем государстве. Чтобы нивелировать устоявшиеся деструктивные практики в системе МВД, важно понимать, что «косвенное влияние осуществляется посредством более высокой социальной и экономической безопасности, более низкого уровня страха, менее карательных установок и особенно более высокого социального доверия» [5]. Переход к взаимно эффективному взаимодействию населения и силовиков является одним из приоритетных направлений модернизации, выстраивающихся в отдельные линии реформы.

Одной из первоочередных задач реформирования системы органов охраны правопорядка является обеспечение открытости ведомства. Закрытость системы органов охраны правопорядка, являющаяся неотъемлемой характеристикой функционирования МВД как тотальной институции, в нынешних условиях сильно затрудняет переход к новым стандартам работы. Тенденции к «закрытости» наблюдаются с 1993 г., когда из общего доступа исчезли ежегодные статистические сборники «Преступность и правонарушения» [3], что свидетельствовало о стремлении руководства МВД ограничить возможность населения изучать динамику криминогенной обстановки, а значит - и оценивать работу правоохранительных органов. Современная полиция, напротив, предпринимает все возможные меры для укрепления принципов публичности и прозрачности их работы; на страницах ведомственных изданий профессионалов призывают обеспечить «возможность всех заинтересованных лиц знакомиться с содержанием принимаемых решений и документов, знать и четко представлять содержание работы полиции» (Принцип открытости и публичности - в действии // Профессионал. 2011. № 5. С. 2). Действительно, в процессе реформы официальный сайт Министерства внутренних дел обогатился новыми рубриками и разделами, ориентированными специально на гражданское население, где каждый желающий может задать вопрос руководству, просмотреть законодательные акты, ознакомиться с данными

статистических исследований и др. Подобные меры призваны повысить репутационный рейтинг органов внутренних дел.

Следующая группа публикаций, попавшая в исследовательский фокус, объединила статьи, разъясняющие суть нововведений, характерна и для ведомственных (60 единиц анализа), и для общегражданских (120 единиц) изданий. Предпринимаемые в рамках модернизации изменения, реформационные мероприятия весьма подробно излагаются на страницах рассматриваемой периодики. Причем если в ведомственных изданиях главный посыл таких статей - описание, то вневедомственные газеты допускают рефлексию относительно необходимости каждой из мер и возможных последствий: «. сокращение сотрудников МВД, проведенное в рамках реформы ведомства, аукнулось жителям российской глубинки: полицейских там стало резко не хватать» (Бойко А. Глава МВД создает подразделения по вытрезвлению граждан // Комсомольская правда. 25.06.2012. URL: http://www.kp.rU/daily/25904.5/2861603/; дата обращения - 15.12.2014). От постановки вопроса о потребности в той или иной инновации во многом зависит степень принятия ее обществом. Как выявило наше исследование, общегражданские СМИ часто используют некорректные формулировки в своих статьях, что переопределяет восприятие такой информации гражданами. О повышении требований к физической подготовке сотрудников полиции «Комсомольская правда» написала так: «...толстые и пузатые не пройдут» (Министр МВД Рашид Нургалиев: «Толстые и пузатые не пройдут!» // Комсомольская правда от 29.06.2011. URL: http://www.kp.ru/ daily/25711/911498/; дата обращения -15.12.2014). Применение эмоционально окрашенных высказываний в конструировании вопросов реорганизации органов власти недопустимо, так как это заряжает читателей настроением автора статьи.

Общей для ведомственного (12 статей) и гражданского (38 статей) секторов периодики стала группа публикаций, освещающих проблему коррупции в условиях реформирования системы МВД. Степень важности направления реформатирования МВД, ориентированного на снижение коррупционных механизмов в правоохранительных органах, никогда не ставилась под сомнение. Анализ разрабатываемых в данном направлении мер представляет интерес для широкого круга исследователей: социологов, юристов, политологов, криминологов, психологов. Газеты и журналы, анализируемые в нашем исследовании, освещают

некоторые аспекты этого явления. Издания МВД подают информацию с позиций освещения эффективного выполнения функциональных обязанностей соответствующих подразделений: «...силами сотрудников УСБ рассмотрено более 16 тыс. обращений, в том числе 12 тыс. жалоб и заявлений граждан» (Астафьев В. Рассмотрение жалоб и заявлений в подразделениях собственной безопасности МВД России // Профессионал. 2014. № 2. С. 22). Гражданские же пишут о проблемах коррупции СМИ в жанре разоблачения: «...374 сотрудника полиции задержаны службой собственной безопасности за взятки в нынешнем году» (Фалалеев М. Чужие среди своих // Российская газета от 19.12.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/12/1g/makar0v.html; дата обращения - 15.12.2014). Несмотря на все предпринимаемые усилия, коррупционные практики в российской полиции полностью не искоренены. Я. Гилинский определил несколько обстоятельств, сохраняющих коррумпированность российских органов охраны правопорядка: «...фактическая безнаказанность и массовое распространение коррупции превратили взяточничество в социальную "норму"» [2]. Рассуждать о сокращении коррупции в органах необходимо в контексте анализа общегосударственной ситуации по данному вопросу. Ведь полиция является элементом государственной системы управления. До тех пор пока порочные практики не будут исключены в целостной системе, трансформация отдельных ее структур весьма затруднена.

В общегражданских СМИ проблематика противоправной деятельности сотрудников развернута гораздо шире. Рассматриваются различные прецеденты незаконного поведения сотрудников органов охраны правопорядка. Несмотря на переаттестацию и переход к новым принципам работы органов охраны правопорядка, в их деятельности по-прежнему наблюдаются действия вне рамок закона: превышение должностных полномочий, использование служебного положения в корыстных интересах, использование насилия и пр. СМИ общегражданской направленности часто публикуют подобные заметки: «. сотрудники милиции с начала 2011 г. совершили более 50 тыс. правонарушений, в том числе 2 тыс. преступлений» (Сотрудники милиции 50 тыс. раз нарушили закон // Аргументы и факты от 27.06.2011. URL: http://www. adigea.aif.ru/s0ciety/31g68g; дата обращения -15.12.2014); «...всего зафиксировано 3,5 тыс. преступлений, пресечено 165 тыс. дисциплинарных проступков, совершенных сотрудниками органов внутренних дел» (Фалалеев М.

Стоп-кадры // Российская газета от 18.12.2013. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/ makar0v.html; дата обращения - 15.12.2014), что, безусловно, влияет на отношение общества к полиции. К основным причинам нарушений сотрудниками полиции прав человека можно отнести чрезмерное значение результатов в работе полиции. Ориентация сотрудников на выполнение предписания руководства любой ценой, продолжающееся использование официально устраненной «палочной системы» ведут к номинальному пониманию поставленных задач вразрез с интересами и правами граждан.

Жесткая установка руководства МВД на пресечение подобных случаев с последующим увольнением и преследованием по закону сотрудников, уличенных в нарушении норм права, сформировала условия для пересмотра системной кадровой политики. Этому процессу уделено немало внимания на страницах ведомственных изданий. Группа публикаций, освещающих новые подходы к формированию штата полиции, составила 44 статьи, основным лейтмотивом которых стало ужесточение требований, предъявляемых к кандидатам на должности органов охраны правопорядка всех уровней: «...должна быть повышена внутренняя дисциплина и спрос с руководителей за действия своих подчиненных» (Итоги подведены, задачи поставлены // Полиция России. 2014. № 4. С. 4). Впервые за долгие годы к объектам изменений причислена не только правоохранительная система в целом, но и каждый отдельный сотрудник - вне зависимости от занимаемой должности. Такой подход призван обеспечить понимание меры индивидуальной ответственности за становление и развитие новой структуры правопорядка, а мотивацией к добросовестному выполнению профессионального долга стали предложенные оптимизированные социальные гарантии сотрудникам полиции.

Тематическое поле, рассматривающее совершенствование мер обеспечения социальной защищенности сотрудников, присуще как ведомственному (36 статей), так и общегражданскому дискурсу (132 статьи). Публикации изданий МВД подробно разъясняют новые методы исчисления заработной платы, право на получения жилья, пенсионные пособия: «. в настоящее время порядок медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел регламентирован ст. 11 ФЗ-247» (О медицинском обеспечении // Полиция России. 2014. № 5. С. 52). А авторы газет народной ориентации в контексте обсуждения увеличения пакета социальных гарантий и заработной платы

подчеркивают стоимость данных нововведений: «...на реформу МВД и увеличение денежного довольствия в 2012 г. запланировано 84,5 млрд руб., в 2013 г. - 132,5 млрд руб.» (Орлов П. На реформу МВД в бюджете заложено 200 млрд руб. // Российская газета от 08.09.2010. URL: http://www.rg.ru/2010/09/ 08/kudrin-mvd-site-anons.html; дата обращения - 15.12.2014), нередко применяя неуместные в освещении официальных данных сравнения: «...кроме ведомственных инструкций и ограничений, новоявленным копам необходим социальный пряник» (Коц А. Закон о социальных гарантиях полицейским подписан // Комсомольская правда от 19.07.2011. URL: http://www.kp.ru/daily/25721/2713560/; дата обращения - 15.12.2014). Избранный гражданскими изданиями подход к формированию информационного потока относительно процесса реформирования правоохранительной системы комплексно формирует латентное неприятие внедряемых нововведений у своих читателей. В целях налаживания эффективного взаимодействия правоохранителей с институтами гражданского общества важно призвать редакции популярных изданий отказаться от подобных установок.

Последней рассматриваемой группой публикаций, выявленных в гражданском блоке изданий, стали статьи критической ориентации, объектом рассмотрения которых является процесс реформирования МВД (231 единица анализа). Сохраняя выявленную нами ранее тенденцию к трансляции негативного образа реформы, авторы народных газет представляют широкому кругу читателей далеко не всегда конструктивную критику: «. у нас пытались реформировать правоохранительные органы изнутри, но так невозможно справиться» (Гарбузняк А. Там просто всех уволили». Политолог о разнице реформ МВД в России и Грузии // Аргументы и факты от 28.10.2013. URL: http://www.aif.ru/society/ law/1009099; дата обращения - 15.12.2014); «. если мы начнем очередную реорганизацию в переходных условиях, мы полностью дезориентируем полицию и всю правоохрани-

тельную систему» (Гришин А. Генерал-лейтенант милиции в отставке А. Гуров: «К концепции реформы МВД, предложенной группой Кудрина, не стоит относиться серьезно» // Комсомольская правда от 11.11.2013. URL: http://www.kp.ru/daily/ 26157.5/3045333/; дата обращения -15.12.2014). Аргументируя представляемую точку зрения, издатели гражданских газет привлекают в качестве экспертов публичных лиц, имеющих и не имеющих отношение к деятельности полиции. Анализируя причины столь явной незаинтересованности гражданских СМИ в проведении реформы МВД, мы пришли к выводу о том, что в погоне за высокими рейтингами читаемости их изданий журналисты народных газет используют те конструкты, которые принесут большую популярность. С учетом копившейся годами противопоставленности населения и полиции в переходных условиях проще всего критиковать попытки установления диалога.

Таким образом, подводя итоги, подчеркнем, что компаративный подход к анализу публикаций позволил вскрыть противоречие, наблюдаемое между правоохранительными и гражданскими изданиями. В то время как силовики пытаются наладить эффективное взаимодействие с населением, увеличив степень доверия и предложив новые форматы взаимодействия, журналисты народных газет программируют своих читателей на критику каждого действия Министерства МВД.

Очевидно, что в условиях трансформации правового института полиции чрезвычайно важно обеспечить должный уровень информационной безопасности, не допустив искажения и вольного трактования направлений реформы. В целях установления эффективного диалога с гражданским обществом ресурсы СМИ могли бы оказать серьезную помощь. Необходимо скоординировать деятельность общегражданских и ведомственных изданий для создания единой толерантной информационной зоны, стимулирующей взаимодействие населения с правоохранительными органами.

Библиографический список (References)

1. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение // Социальные проблемы: Конструктивистское прочтение: хрестоматия / сост. И.Г. Ясавеев. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. С. 11 - 25.

Blumer G. (2007) Sotsial'nyye problem kakkollektivnoye povedeniye. [Social problems as collective behavior.] // Sotsial'nyye problemy: Konstruktivistskoye prochteniye: khrestomatiya / sost. I.G. Yasaveyev. Kazan': Izd-vo Kazansk. un-ta. S. 11 - 25.

2. Гилинский Я. Девиантность, преступность и социальный контроль в «новом мире». СПб.: «Алеф-Пресс», 2013. С. 206, 348.

Gilinskiy Y.A. (2013) Deviantnost', prestupnost' i sotsial'nyy kontrol' v «novom mire». [Deviance, crime and social control in the «new world».] SPb.: «Alef-Press». S. 206, 348.

3. Он же. Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: «Юридический центр "Пресс"», 2007. С. 201, 528.

Gilinskiy Y.A. (2007) Deviantologiya: Sotsiologiya prestupnosti, narkotizma, prostitutsii, samoubiystv i drugikh «otkloneniy». [Deviantology: Sociology of crime, drug abuse, prostitution, suicide and other «deviations».] SPb.: «Yuridicheskiy tsentr "Press"». S. 201, 528.

4. Карпова Г.Г., Рыгина С.С. Репрезентация гендерных отношений в аспектах социальной политики, законодательства, социального обеспечения и социальной работы в региональной прессе // Гендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне. Саратов: «Научная книга», 2003. С. 292 - 322.

Karpova G.G., Rygina S.S. (2003) Reprezentatsiya gendernykh otnosheniy v aspektakh sotsial'noy politiki, zakonodatel'stva, sotsial'nogo obespecheniya i sotsial'noy raboty v regional'noy presse. [Representation of gender relations with regard to social policy, legislation, welfare and social work in regional press.] // Gendernaya ekspertiza sotsial'noy politiki i sotsial'nogo obsluzhivaniya na regional'nom urovne. Saratov: «Nauchnaya kniga». S. 292 -322.

5. Лаппи-Сепала Т. Доверие, всеобщее благосостояние и политическая экономия: Национальные различия в использовании тюремного заключения // Журнал исследований социальной политики. 2013. Т. 11. № 1. С. 119 - 134.

Lappi-Sepala T. (2013) Doveriye, vseobshcheye blagosostoyaniye i politicheskaya ekonomiya: Natsional'nyye razlichiya v ispol'zovanii tyuremnogo zaklyucheniya. [Trust, general welfare and political economy: National differences in penitentiary systems.] // Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki. T. 11. № 1. S. 119 - 134.

6. Мещеркина Е.Ю. Феминистский подход к интерпретации качественных данных: Методы анализа текста, интеракции и изображения // Введение в гендерные исследования. Ч. 1 / под ред. И. Жеребкиной. СПб.: Алетейя, 2001. С. 197 - 237.

Meshcherkina Ye.Yu. (2001) Feministskiy podkhod k interpretatsii kachestvennykh dannykh: Metody analiza teksta, interaktsii i izobrazheniya. [Feminist approach to the interpretation of qualitative data: Methods of text analysis, interaction and image.] // Vvedeniye v gendernyye issledovaniya. CH. 1 / pod red. I. Zherebkinoy. SPb.: Aleteyya. S. 197 - 237.

7. Нургалиев Р.Г. МВД России: Вчера, сегодня, завтра. М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2010. С. 22, 432.

Nurgaliyev R.G. (2010) MVD Rossii: Vchera, segodnya, zavtra. [Ministry of Internal Affairs of Russia: Yesterday, today and tomorrow.] M.: BINOM; Laboratoriya znaniy. S. 22, 432.

8. Олейник А.Н. Триангуляция в контент-анализе. Вопросы методологии и эмпирическая проверка // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 17, 65 - 79.

Oleynik A.N. (2009) Triangulyatsiya v kontent-analize. Voprosy metodologii i empiricheskaya proverka. [Triangulation in content analysis. Methodological issues and empirical testing.] // Sotsiologicheskiye issledovaniya. № 2. S. 17, 65 - 79.

9. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Антропологические исследования профессий // Антропология профессий: сб. науч. ст. / под ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов: ЦСПГИ: «Научная книга», 2005. С. 13 - 49.

Romanov P.V., Yarskaya-Smirnova Ye.R. (2005) Antropologicheskiye issledovaniya professiy. [Anthropological research of professions.] // Antropologiya professiy: sb. nauch. st. / pod red. P.V. Romanova i Ye.R. Yarskoy-Smirnovoy. Saratov: TSSPGI: «Nauchnaya kniga». S. 13 - 49.

10. Таршис Е.Я. Перспективы развития метода контент-анализа // Социология: Методология, методы и математическое моделирование // Социология. 2002. № 15. С. 71 - 92.

Tarshis Ye.Ya. (2002) Perspektivy razvitiya metoda kontent-analiza // Sotsiologiya: Metodologiya, metody i matematicheskoye modelirovaniye. [Prospects for the development of the content analysis method.] // Sotsiologiya. № 15. S. 71 - 92.

11. Суркова И.Ю. Социальная политика в системе гражданско-военных отношений. М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2013. С. 51, 376.

Surkova I.Yu. (2013) Sotsial'naya politika v sisteme grazhdansko-voyennykh otnosheniy. [Social policy in the system of civil-military relations.] M.: OOO «Variant», TSSPGI. S. 51, 376.

12. Хьюз Э. Профессии // Антропология профессий: Границы занятости в эпоху нестабильности / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2012. С. 31 - 46.

Hughes E. (2012) Professii // Antropologiya professiy: Granitsy zanyatosti v epokhu nestabil'nosti / pod red. P. Romanova, Ye. Yarskoy-Smirnovoy. [Professions // Anthropology professions: Borders of employment in an era of instability.] M.: OOO «Variant»; TSSPGI. S. 31 - 46.

13. Ярская В.Н. Инверсия времени как механизм памяти в контексте культуры // Власть времени: Социальные границы памяти / под ред. В.Н. Ярской и Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2011. С. 11 - 24.

Yarskaya V.N. (2011) Inversiya vremeni kak mekhanizm pamyati v kontekste kul'tury. [Time inversion as a memory mechanism in the context of culture.] // Vlast' vremeni: Sotsial'nyye granitsy pamyati / pod red. V.N. Yarskoy i Ye.R. Yarskoy-Smirnovoy. M.: OOO «Variant»; TSSPGI. S. 11 - 24.

14. Ярская-Смирнова Е.Р. Создание академического текста: учеб. пособие для студентов и преподавателей вузов. М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2013. С. 156.

Yarskaya-Smirnova Ye.R. (2013) Sozdaniye akademicheskogo teksta: ucheb. Posobiye dlya studentov i prepodavateley vuzov. [Creating academic text: textbook for students and teachers.] M.: OOO «Variant»; TSSPGI. S. 156.

15. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Те самые профессии: Шкалы престижа и рамки публичности / / Антропология профессий: Границы занятости в эпоху нестабильности / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2012. С. 7 - 29.

Yarskaya-Smirnova Ye.R., Romanov P. V. (2012) Te samyye professii: Shkaly prestizha i ramki publichnosti. [Those same professions: Prestige and public awareness.] // Antropologiya professiy: Granitsy zanyatosti v epokhu nestabil'nosti / pod red. P. Romanova, Ye. Yarskoy-Smirnovoy. M.: OOO «Variant»; TSSPGI. S. 7 - 29.

УДК 327(470+57l)

ОГРАНИЧЕНИЕ РИСКОВ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОНТЕКСТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LIMITING THE RISK OF INTEGRATION IN THE CONTEXT OF ENSURING NATIONAL INFORMATION SECURITY OF RUSSIA

Касаева Татьяна Викторовна

Kasayeva Tatyana Viktorovna

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов

Cand. Sc. (Law), associate professor, head of the department of theory and history of state and law, Saratov socio-economic institute (branch) of Ple-khanov Russian University, Saratov

e-mail: kasayev@rambler.ru

Мазилкина Елена Ивановна

Mazilkina Yelena Ivanovna

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, внешнеторговой деятельности и учета на предприятиях, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина (филиал) ФГБОУ ВПО «РАНХиГС при Президенте РФ», г. Саратов

Associate professor of the department of marketing, foreign trade and accounting, Volga Region Institute ofAdministration (branch) of Presidential academy of national economy and public administration, Saratov

e-mail: elivma@yandex.ru

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-03-00352.

1 ■

Информационная безопасность регионов. 2015. № 1(18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.