Научная статья на тему 'Модернизация образовательной среды вуза в интересах устойчивого развития'

Модернизация образовательной среды вуза в интересах устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование в целях устойчивого развития / экономические дисциплины / универсальные компетенции / модернизация учебно-методической документации / самостоятельная работа студентов / новые функции преподавателя / education for sustainable development / economic disciplines / universal competence / modernization of educational and methodical documentation / independent work of students / new functions of teacher.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузина Л. В.

В статье рассматриваются опыт и проблемы интегрирования принципов устойчивого развития в процесс обучения экономическим дисциплинам на примере МГЭИ им. А. Д. Сахарова БГУ. В ходе проведенного исследования было выяснено, что для перехода к образованию в интересах устойчивого развития требуется комплексное решение следующих задач: модернизация образовательных программ, совершенствование компетенций преподавателей, создание новой образовательной среды университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF EDUCATIONAL EDUCATION IN THE INTEREST OF THE INTERNATIONAL

The article examines the experience and challenges of integrating sustainable development principles into the process of teaching economic disciplines on the example of the Belarusian State University. The study found that the transition to education for sustainable development requires a comprehensive solution to the following challenges: modernizing educational programs, improving the competence of teachers, creating a new educational environment for the university

Текст научной работы на тему «Модернизация образовательной среды вуза в интересах устойчивого развития»

Список литературы

1.Милгрэм Стэнли Эксперимент в социальной психологии. - 3-е международное издание. СПб.: Питер, 2001. - 336 с.

2. Тунберг Грета. No One Is Too Small to Make a Difference: [англ.].- Лондон: Penquin Books, 2019. - Сборник речей Греты Тунберг.

3. Чалдини Роберт. Психология согласия / Роберт Чалдини; [пер. Э. И. Мельник]. М.: Издательство «Э», 2017. - 400 с.

4. https://www.theguardian.com/environment/2019/feb/13/school-climate-strike-childrens-brave-stand-has-our-support

5. https://en.wikipedia.org/wiki/School_strike_for_the_climate#cite_note-Crouch-4

6. https://www.zeit.de/ politik/ 2019-09/ koalitionsausschuss- klimaschutz- klimakabinettklimapolitik- co2-steuer

УДК 378 (47)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ИНТЕРЕСАХ

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Кузина Л.В.

Белорусский государственный университет, МГЭИ им. А. Д. Сахарова БГУ,

Минск, Республика Беларусь E-mail: Olga 017@ yandex.by

Аннотация. В статье рассматриваются опыт и проблемы интегрирования принципов устойчивого развития в процесс обучения экономическим дисциплинам на примере МГЭИ им. А. Д. Сахарова БГУ. В ходе проведенного исследования было выяснено, что для перехода к образованию в интересах устойчивого развития требуется комплексное решение следующих задач: модернизация образовательных программ, совершенствование компетенций преподавателей, создание новой образовательной среды университета.

Ключевые слова: образование в целях устойчивого развития, экономические дисциплины, универсальные компетенции, модернизация учебно-методической документации, самостоятельная работа студентов, новые функции преподавателя.

MODERNIZATION OF EDUCATIONAL EDUCATION IN THE INTEREST

OF THE INTERNATIONAL Kusina L.V.

Belarusian State University, ISE BSU, Minsk, Republic of Belarus E-mail: Olga 017@yandex.by

Abstract. The article examines the experience and challenges of integrating sustainable development principles into the process of teaching economic disciplines on the example of the Belarusian State University. The study found that the transition to education for sustainable development requires a comprehensive solution to the following challenges: modernizing educational programs, improving the competence of teachers, creating a new educational environment for the university.

Keywords: education for sustainable development, economic disciplines, universal competence, modernization of educational and methodical documentation, independent work of students, new functions of teacher.

Преодоление экологического кризиса и реализация концепции устойчивого развития предполагают перестройку сознания и мышления людей, формирование новых человеческих качеств будущих специалистов. В республике несколько лет идет переход к инновационной модели образования - образованию для устойчивого развития (ОУР), но вопрос о его содержании продолжает оставаться дискуссионным. Зачастую ОУР остается для многих преподавателей непонятным и нераскрытым направлением, некоторые авторы рассматривается его как модное название экологического образования и полагают, что ОУР можно внедрить, ис-

пользуя для этой цели сложившуюся в республике систему экологического образования и воспитания. Однако такой подход вряд ли будет оправданным, поскольку знак равенства между экологическим образованием и ОУР ставить нельзя. Последнее, на наш взгляд, более многогранно и выходит за рамки экологического образования, поскольку его основные идеи нацелены на интеграцию экологических вопросов с социальными, культурными и экономическими. В то же время очевидно, что экологическое образование остается ведущим в системе ОУР. Нет единой точки зрения и по способам внедрения ОУР. Как правило, предлагаются два подхода: трансформация экологического образования в ОУР или создание новой инновационной самостоятельной системы образования. Второй вариант предполагает параллельное существование экологического образования и ОУР. На наш взгляд, более приемлемым для экономических дисциплин является первый подход, т. к. экологические компетенции входят в перечень универсальных компетенций и соответствуют целям устойчивого развития. С учетом того, что ни одна вузовская дисциплина не дает целостного представления о сути концепции устойчивого развития и механизмах ее реализации можно согласиться с предложениями о введении специального курса «Основы теории устойчивого развития» в качестве обязательного предмета или курса по выбору [2].

В связи с вступлением республики в Болонский процесс произошло закрепление перехода отечественной высшей школы на европейскую модель образования, в частности, компетентностного подхода. Но в отечественной педагогике до сих пор отсутствует единство в определении тех знаний, умений, навыков, способностей, которые необходимо сформировать и оценить для реализации компетентностного подхода. Состав универсальных компетенций, предлагаемый различными авторами, отличается весьма заметно. Считаем, что экологические и предпринимательские компетенции должны включаться в этот перечень как наиболее значимые. Сформированные универсальные компетенции обеспечат получение образования, которое позволит каждому человеку приобретать знания, навыки и ценности, расширяющие его права и возможности для принятия ответственных решений и осуществления действий во имя обеспечения целостности окружающей среды, экономической целесообразности и справедливого общества [1].

Актуальными остаются разработка целостной методологии, технологического обеспечения и требований к инфраструктурному составу системы непрерывного образования в целях устойчивого развития. На наш взгляд, было бы логичным совместить внедрение экологических компетенций в экономические дисциплины с процессом совершенствования деятельности университетов на основе модели «Университет 3.0. Многие исследователи и практики придерживаются следующей позиции: реализация модели университет 3.0 приблизит нас к университету устойчивого развития. Трансформация университетов предполагает непосредственное вовлечение студентов в предпринимательский процесс, как через формальное обучение, так и посредством создания инфраструктуры поддержки студенческого предпринимательства [4]. Но формированию у студентов предпринимательских навыков препятствуют следующие факторы: неразвитость учебной бизнес-среды вузов, как основы формирования предпринимательских компетенций студентов; отсутствие предпринимательского опыта у преподавателей; отсутствие системных связей университетов с потенциальными инвесторами. Видимо, преодоление указанных проблем должно осуществляться постепенно и предусматривать: формирование предпринимательской корпоративной культуры в сообществе преподавателей и студентов; ориентацию на постоянные изменения во внешней бизнес-среде; привлечение бизнес-сообщества к сотрудничеству в учебной, научной и инновационной деятельности; создание эффективной системы мотивации и стимулирования преподавателей к научной деятельности и коммерциализации результатов собственных исследований; развитие предпринимательской структуры в университетах с целью формирования у студентов предпринимательских компетенций в процессе обучения [3].

Чтобы «сфокусировать образование на устойчивости», необходимо знания, связанные с концепцией устойчивого развития, более активно включать в учебную документацию. Но в

стандартах третьего поколения не предусматривалось включение вопросов устойчивого развития в дисциплины социально-гуманитарного блока. Как следствие, по экономическим дисциплинам вопрос документального обеспечения ОУР не получил системного решения, а в учебниках по экономическим дисциплинам, и типовых учебных программах вместо «зеленого» зачастую отражается техногенное развитие экономики. Но, как показывает практика, даже частичное включение тематики устойчивого развития в различные дисциплины не всегда эффективно, поскольку такие включения носят не системный, а инициативный характер. Видимо, для начала следует разработать методику отражения содержания устойчивого развития в учебных программах по конкретным экономическим дисциплинам.

Сегодня вузы признаны готовить своих выпускников к профессиональной деятельности с учетом структуры потребностей экономики, поэтому учебный процесс постоянно совершенствуется, но вносимые изменения не всегда дают ожидаемый результат. Приходится констатировать, что современная система образования воспроизводит те же модели, реализация которых не приведет нас к устойчивому развитию. Так, в проектах новой Концепции оптимизации содержания, структуры и объема цикла социально-гуманитарных дисциплин, стандартов и типовых учебных программ (2019 г.) экологическая компетенция также не предусмотрена, и ее наличие в дисциплинах по-прежнему будет зависеть от энтузиазма, научной подготовки и гражданской ответственности преподавателей.

Учебных часов для насыщенных информацией курсов экономических дисциплин выделено явно недостаточно. Восполнить дефицит аудиторных часов может, на наш взгляд, изменение в соотношении внеаудиторной и аудиторной работы студентов. Например, индивидуальную работу можно проводить в виде письменного задания, поскольку данная форма учит студентов грамотно излагать свои мысли и позволяет хорошо усваивать учебный материал. При этом тематика работ должна быть связана с экологизацией экономики. Кроме того, необходимо учитывать специфику работы преподавателя в интернациональных группах. При наличии разнообразных коллективных форм обучения работа с иностранными студентами на 90% индивидуальна. И хотя значение индивидуальной работы с белорусскими и иностранными студентами признается на всех уровнях, затраты на ее методическое обеспечение и проведение в учебной нагрузке преподавателя не учитываются. Как известно, ОУР требует переориентации основного внимания с обеспечения знаний на проработку проблем и поиск эффективных решений, поэтому так важна самостоятельная работа студентов. Сформировать компоненты их самообразовательной деятельности возможно только путем целенаправленного обучения и развития самостоятельного мышления [5].

Следует отметить, что формирование новых компетенций студентов сможет обеспечить только инновационно-мыслящий преподаватель, который должен быть профессионалом, реализующим целостную парадигму - практику ОУР. Преподаватель перестает быть носителем «объективного знания», которое он пытается передать студенту. Его главной задачей становится мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. В связи с этим, вырисовывается совершенно новая модель компетенций профессорско-преподавательского состава [6]. Она включает четыре подсистемы: учебно-практическую, управленческую, научно-прикладную и креативную. Таким образом, наряду с традиционными видами деятельности преподавателя появились такие направления, как работа с иностранными студентами, поиск финансирования источников научных исследований, коммерциализация результатов собственных исследований. Сегодня особенно остро ощущается необходимость в формировании именно этих компетенций преподавателя. Так, в нашем университете преподаватели дисциплин социально-гуманитарного блока работают в группах, численностью до 30 человек, в некоторых половина - это иностранные студенты. Преподаватель, работающий в таких группах должен обладать такими качествами как коммуникабельность, стрессоустойчивость, умение преодолевать психологические барьеры в отношениях. Как минимум знать основы этнопсихологии и национально-психологические основы личности и средства коммуникации с представителями других культур. Все это требует огромных умственных, физических, временных и эмоциональных затрат [6]. Видимо, такая

многофункциональность и сложность педагогического труда преподавателя вуза требуют соблюдения ряда условий: восстановления престижа научно-педагогической деятельности, изменения учебной нагрузки и справедливого уровня оплаты труда. Учебная нагрузка преподавателей белорусских вузов не позволяет им эффективно выполнять новые функции. Не секрет, что она гораздо выше, чем у зарубежных коллег. Белорусский преподаватель работает в аудитории в 3 раза больше часов, чем польский и 6 раз больше, чем американский, о разнице в оплате даже не стоит говорить.

Наиболее узким звеном в продвижении ОУР является несоответствие квалификации ППС требованиям инновационного образования. В целом идеи устойчивого развития в системе образования воспринимаются положительно, однако насущной необходимостью выступают подготовка ППС к их реализации. Существующая в республике система повышения квалификации способна обеспечить подготовку ППС в соответствии с установленными законодательством нормами. Однако качество образовательных услуг вызывает обоснованные сомнения с точки зрения актуальности транслируемых слушателям знаний и технологий профессиональной деятельности. Система повышения квалификации, на наш взгляд, должна носить опережающий характер, поскольку функции преподавателя постоянно изменяются или наполняются новым содержанием.

Считаем, что для успешного перехода к новой модели университета должна быть создана принципиально новая структура, обеспечивающая научно-методологическое и информационно-организационное сопровождение и координацию деятельности по ОУР. Такой структурой может стать центр «Содействие устойчивому развитию», который будет создан в форме малого инновационного предприятия или другой организационно-правовой форме. Партнерами центра могут быть представители бизнеса, различные фонды, профсоюзы. Как известно, в республике схема инновационного цикла оказалась разорванной. Между наукой и производством практически отсутствует важнейшее звено - инновационно-ориентированные предприятия, которые готовы к риску и возможным потерям на стадии коммерциализации [4]. Существующие в вузах различные лаборатории и организации НИР также не могут обеспечить полный инновационный цикл, поскольку не в состоянии решить вопросы привлечения финансовых средств, разработать грамотный бизнес-план, учесть объем продаж и возможности рынка. Эти вопросы должны решаться специалистами созданного единого центра. Сотрудничество с бизнесом и другими структурами поможет центру решить вопросы финансирования деятельности по устойчивому развитию. Кроме того, это даст возможность университету разработать соответствующие подходы к преподаванию и обучению, которые отвечают современным потребностям студентов, бизнеса и общества в целом.

Список литературы

1. Игнатов С.Б. Экологическая компетентность в контексте образования для устойчивого развития // Образование и наука. 2011. №1. С.22-31.

2. Кузина Л.В. Образование в интересах устойчивого развития и перехода к зеленой экономике // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году экологии в Российской Федерации (кафедра Юнеско факультета философии и социологии Башкирского государственного университета), 27 апреля 2017 г. Уфа, Ч 2. С.106-112.

3. Королев Ю.Ю. Компетентностный подход в подготовке специалистов в системе высшего образования // Актуальные проблемы бизнес-образования: Материалы 16-й международной научно-практической конференции, 20-21 апреля 2017 г., Минск, 2017. С. 88-91.

4. Машевская О.В. Учреждения высшего образования и деятельность малых инновационных предприятий // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных наук. 2018. №2. С.41-46.

5. Образование в интересах устойчивого развития в Беларуси : теория и практика /под науч. ред. А. И. Жука, Н. Н. Копаль, С. Б. Савеловой. 2-е изд. Минск: БГПУ, 2017. - 640 с.

6. Прохорова Л. В. Имидж преподавателя высшей школы в контексте академического и культурного взаимодействия // Вышейшая школа. 2019. №5. С.18-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.