Научная статья на тему 'Модернизация образования высшей школы в условиях применения интернет-технологий'

Модернизация образования высшей школы в условиях применения интернет-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ГИПЕРМЕДИА / REMOTE TRAINING / INTERNET / INTERNET-TECHNOLOGIES / INFORMATION OF EDUCATION / AN INFORMATION SOCIETY / INFORMATION / NEW INFORMATION TECHNOLOGIES / TECHNOLOGY HYPERMEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девтерова Зурета Руслановна

Рассмотрена модернизация образования высшей школы в условиях применения интернет-технологий. Интернет-технологии успешно внедряются в систему образования, позволяя подготовить специалистов к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности, применению сервисов Интернета в повседневной жизни и общении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher School Education Modernization in Conditions of Application of Internet Technologies

Education modernization of higher school in the conditions of Internet technologies ap-plication is considered. Internet technologies successfully take root into system of edu-cation, allowing preparing experts for use of information technology in professional ac-tivity, to apply services of the Internet in everyday life and communication

Текст научной работы на тему «Модернизация образования высшей школы в условиях применения интернет-технологий»

УДК 378:004.738.5

Девтерова Зурета Руслановна Zureta Devterova

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

HIGHER SCHOOL EDUCATION MODERNIZATION IN CONDITIONS OF APPLICATION OF INTERNET TECHNOLOGIES

Рассмотрена модернизация образования высшей школы в условиях применения пнтернет-техноло-гий. Интернет-технологии успешно внедряются в систему образования, позволяя подготовить специалистов к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности, применению сервисов Интернета в повседневной жизни и общении

Елючевые слова: дистанционное обучение, Интернет, интернет-технологии, информатизация образования, информационное общество, информация, новые информационные технологии, технология гипермедиа

Education modernization of higher school in the conditions of Internet technologies ap-plication is considered. Internet technologies successfully take root into system of edu-cation, allowing preparing experts for use of information technology in professional activity, to apply services of the Internet in everyday life and communication

Key words: remote training, Internet, Intemet-tech-nologies, information of education, an information society, information, new information technologies, technology hypermedia

На протяжении всей истории человечества процесс постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человеческого общества, неизменно сопровождался процессом развития и совершенствования информационной техники и технологии. Специфика образования состоит в том, что знания приобретаются обучаемыми в ходе специально организованной учебной деятельности со специальным образом организованной информацией.

Стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, возможности которых соответствовали бы требованиям информационного века. Информатизация

— одно из наиболее значимых направлений мирового научно-технического прогресса. Вместе с тем, она является важнейшим

фактором развития современного общества, оказывающим влияние на общественные отношения как внутри каждой страны, так и между странами и народами. В настоящее время осознаны реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер. Неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством [1].

Информатизация системы высшего образования, ориентированная на воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни

условиям информационного общества — основная перспективная задача перехода к информационному обществу. Важную роль в информатизации образования должны сыграть культурно-информационные центры, электронные библиотеки и Интернет.

Модернизация высшей школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Она должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Глобальные изменения, связанные с процессом информатизации высшего образования, предъявляют новые требования к современному специалисту, диктуют новые задачи образования. Система образования как социальная система откликается на заказ общества, государства. В настоящее время цели образования в большинстве стран цивилизованного мира отражают идеи гуманистического направления в педагогике, философии образования [2]. Это означает, что основные цели образования направлены на формирование и развитие личности. Личностно-ориентированный подход к образованию, развитию личности наиболее полно отражает современные цели образования.

Система образования — целостная, но открытая система, одной из существенных характеристик которой является ее информативность. Но это вовсе не означает, что в системе образования предполагается только усвоение информации. Главное — это активная работа с информацией, в основе которой как раз и предусматривается самостоятельное критическое и творческое мышление. Вряд ли в начале третьего тысячелетия можно ограничиваться целью передачи и усвоения опыта, накопленного человечеством. Только активное приобретение опыта познания, самостоятельное приобретение все новых знаний на основе примене-

ния ранее усвоенных может отвечать потребностям современного поколения.

На пути растущей технократизации, которая в последние годы становится все более заметной, мир подстерегает опасность, что в обществе будет доминировать технократия. Здесь очень важно не потерять гуманитарных ценностей общества, не допустить подмены этих ценностей технократическими. Дегуманизация общества представляется в стратегическом плане крайне опасной. Ведь только нравственное воспитание может дать людям надежду на сравнительно спокойное будущее. Наш мир становится все более опасным, и высокие технологии эту опасность не только не снимают, но и еще более усиливают. Здесь уместно вспомнить слова Иммануила Канта: «Есть две вещи, которым я не перестаю удивляться: звездное небо над головой и моральный закон во мне». Нравственный императив — вот что может служить реальной гарантией безопасного развития человечества [3].

Если подходить к образованию с этих позиций, то естественен вывод, что информационное обеспечение системы высшей школы не может и не должно ограничиваться такими источниками знаний, как учитель, учебник, учебные и справочные пособия и т.д. Для воспитания и развития человека с ориентацией на указанные ценности необходим не просто значительно больший объем информации, а большая вариативность информации, отражающая разные точки зрения, разные подходы к решению одних и тех же проблем. Только в этом случае у обучающегося появится предмет для собственного размышления, собственного поиска истины, фактов, аргументов в поддержку или опровержение той или иной идеи, точки зрения. Современная система образования, опираясь на традиционные источники информации и управления процессом познания, реализуемая под руководством учителя, требует расширения информационного поля. Такая система требует и другой дидактической системы, иных методов и технологий обучения, адекватных личностно ориентированному подходу в образовании.

В последние годы к этим источникам прибавился еще один мощнейший информационный резервуар — Интернет, глобальная телекоммуникационная сеть, охватывающая все развитые страны мира. С появлением сети Интернет создалась принципиально новая ситуация и в системе образования. С одной стороны, сеть наполнена негативной информацией, с другой, возможности сети для целей образования и развития личности поистине уникальны. Отсюда вновь со всей актуальностью встает проблема формирования собственной нравственной социальной позиции, самостоятельного критического и творческого мышления. Умение самостоятельно анализировать информацию, критично к ней относиться — единственный путь к правильному отбору информации.

В условиях развивающегося информационного общества свободный доступ ко всему богатству данных, накопленных человечеством, практически обеспечивается интернет-технологиями, глобальной инфраструктурой Интернет. Научить жить и работать в быстро изменяющейся среде обитания — важнейшая из задач высшей школы. Происходит переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации [4].

В связи с развитием интернет-технологий и формированием глобального информационного общества обозначились некоторые принципиально важные гуманитарные тенденции. Одна из них заключается в глобализации индивидуального и общественного сознания. Суть этого нового гуманитарного феномена состоит в том, что человек больше не чувствует себя оторванным от других людей. Он быстро узнает обо всех событиях, которые происходят в мире и становится сопричастным к этим событиям. И эти возможности появляются именно благодаря развитию средств информационных коммуникаций. Происходит осознание взаимной информационной связанности человечества, всех людей, независимо от их культуры, расы, религиозных и политических убеждений.

Принципиально новые возможности открываются перед человеком в интеллектуальной сфере информационного общества. В первую очередь, здесь необходимо выделить повышение доступности качественного образования для все более широких слоев населения. Этому содействуют следующие основные факторы:

— развитие системы дистанционного образования с использованием телекоммуникационных сетей и новых достижений педагогической информатики;

— развитие системы «открытого образования» и «виртуальных университетов». Они дают возможность обучаться одновременно в нескольких учебных заведениях, что позволяет выбрать собственную образовательную траекторию в получении новых знаний;

— гуманитарные последствия развития этих возможностей — существенное повышение общего уровня образованности людей и качества их профессиональной подготовки.

Важная гуманитарная тенденция развития интернет-технологий проявляется в том, что происходит формирование новой информационной культуры общества. «Информационная культура общества характеризует его способность формировать и использовать информационные ресурсы, современные средства информатики и информационные технологии в интересах обеспечения жизнедеятельности и развития общества» [3]. Здесь многое зависит от уровня развития системы образования, так как именно она дает человеку широкий кругозор, формирует у них новые информационные потребности. В развитых странах мира формируется новый, информационный образ жизни людей. Новая информационная среда общества достаточно быстро формирует у людей новые привычки, стереотипы поведения, новые культурные запросы и даже новые ценности — новая информационная среда изменяет и самого человека, его стиль жизни и профессиональной деятельности. Мы можем вполне успешно организовать совместную работу над общим проектом, даже если участники

проживают в разных городах или разных странах. Сетевая экономика, сетевые распределенные коллективы — все это становится реальностью.

Использование интернет-технологий в образовательном процессе будет способствовать повышению эффективности и качества обучения только в том случае, когда оно согласовано и взаимосвязано педагогическими, организационными инновациями в сфере образования.

Разработка и распространение технологических инноваций, применение в образовательном процессе интернет-технологий является ведущим фактором развития инновационного учебного процесса. Постоянное совершенствование новых информационных технологий в последние десятилетня стимулирует и ускоряет нововведения в сфере образования.

К настоящему моменту за основу представления информации во всемирной паутине взят гипертекст, что было широко распространено и раньше, прежде всего, как способ создания справочников к программному обеспечению (т.е. несло функцию обучения). В основе гипертекста лежит расширенная модель энциклопедии — веками отработанного средства информационной поддержки образования. Современная электронная энциклопедия, помимо фотографий, содержит звукозаписи, музыкальное сопровождение и видеофрагменты. Модель энциклопедии включает следующие принципы: свобода перемещения по тексту; сжатое (реферативное) изложение информации; необязательность сплошного чтения текста; справочный характер информации; использование перекрестных ссылок.

Технология гипермедиа позволяет организовать, структурировать и связать между собой различные элементы содержания образования, которые могут быть не только в форме теста, но и в форме неподвижных и движущихся изображений, речи, звука, видеороликов и т.д. Это предоставляет разработчикам содержания образования колоссальные возможности организации педагогического процесса на качественно новом уровне.

Рассматривая основные направления модернизации современного образования, развитие новой информационной образовательной среды, следует сделать вывод о том, что создаются предпосылки, способствующие развитию инновационной деятельности преподавателя. Использование интернет-технологий в образовательной деятельности способствует активизации субъектов в условиях новой информационной образовательной среды, демократизации отношений между преподавателями и учащимися. Отношения утрачивают характер принуждения и подчинения. Они не могут быть лишь как отношения взаимодействия, взаиморегуляции, взаимопомощи равных. В процессе учения становится преобладающим индивидуально-личностное начало, ценностным основанием которого выступает сотворчество преподавателя и учащегося. Меняется роль преподавателя, развивается содержание его деятельности, с одной стороны, но для успешного овладения всеми преимуществами новой информационной образовательной среды условий, возникающих при использовании интернет-технологий, необходимо выявить основные направления развития содержания деятельности преподавателя для того, чтобы создать эффективную методическую систему обучения и использования интернет-технологий в образовательной деятельности.

При наличии доступа к Интернету ключевой фигурой учебного процесса становится преподаватель. Именно его способность отбирать подходящий и самый современный, оперативно получаемый материал определяет успешность обучения. Преподаватель же, используя соответствующие педагогические технологии, организует учащихся на самостоятельный поиск информации в Интернете по той пли иной теме, проблеме [2].

Информатизация образования — это не только установка компьютеров и подключение их к Интернету, это, прежде всего, трудный процесс изменения содержания, методов и организационных форм образовательной подготовки студентов.

Интеграция в образование интернет-

технологий предлагает новые формы общения, отличные от чтения книг, просмотра видео или работы в группе. Предоставляет новые возможности для социального развития, позволяет объединять создаваемую новую действительность с коммуникациями, что делает возможным создание мирового пространства с возможностью самых разных форм социальных взаимодействий. Подобная интеграция окажет глубокое воздействие на все аспекты нашей жизни — от художественного творчества до ежедневной практической деятельности, от нашей работы до наших развлечений. Один из наиболее естественных и продуктивных

способов вводить интернет-технологии в учебный процесс состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем [5].

Таким образом, интернет-технологии способствуют модернизации высшей школы, развитию личности учащихся на основе свободного доступа к информации, являются мощным фактором, влияющим на изменение и развитие содержания деятельности преподавателя в условиях развивающейся информационной образовательной среды.

Литература

1. АндреевА.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. — М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. — С. 32-33.

2. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед./ Под ред. Е.С. Полат. - М.: Владос, 2001,- 272 с.

3. Колин К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство // «А1тата1ег» (Вестник высшей школы). — М., 2000. — №6.

4. Тихонов А.Н. Образование и информатика на пороге 21 века // Международное сотрудничество. Образование и новые информационные технологии. — 1996. —№2. — С. 5-6.

5. Уваров А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов. — Барнаул: БГПУ, 2001. — 146 с.

Коротко об авторе

Briefly about the author

Девтерова З.Р., канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков факультета информационных систем в экономике и юриспруденции, Майкопский государственный технологический университет (МГТУ)

[email protected]

Z. Devterova, Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor of foreign lan-guages department, faculty of information systems in economics andjurispru-dence, Maikop State Technological University

Научные интересы: общая педагогика

Scientific interests: general pedagogics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.