Научная статья на тему 'Модернизация образования важнейший элемент устойчивого развития региона'

Модернизация образования важнейший элемент устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
122
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / РЕЙТИНГ / НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / РЕГИОНЫ / HIGHER EDUCATION / INDEX OF DEVELOPMENT OF HUMAN POTENTIAL / RATING / LEGISLATION ACTIVITY / INNOVATIVE PROGRAM / PERSONNEL SELECTION / CLUSTER ANALYSIS / REGIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сивцев Иннокентий Семенович

The author studied a role of higher education in the development of human dimension and conditions of higher institutes of education during a difficult period of radical changes in the 90-s of the last century and in the 2000-s in the Republic of Sakha (Yakutia). It is analyzed the management policy of Republic of Sakha (Yakutia) towards the higher education; the results are described in the context of modified index of human potential development (MIHPD). Achievements of Russian Federation regions are considered during analysis of a role of educational process in the republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of education is an important element of a regional sustainable development

The author studied a role of higher education in the development of human dimension and conditions of higher institutes of education during a difficult period of radical changes in the 90-s of the last century and in the 2000-s in the Republic of Sakha (Yakutia). It is analyzed the management policy of Republic of Sakha (Yakutia) towards the higher education; the results are described in the context of modified index of human potential development (MIHPD). Achievements of Russian Federation regions are considered during analysis of a role of educational process in the republic.

Текст научной работы на тему «Модернизация образования важнейший элемент устойчивого развития региона»

2) в качестве возможного варианта преодоления этих противоречий предложены новая концепция исследования функций на убывание и возрастание, соответствующий этой концепции подход и адекватный инструментарий;

3) в рамках нового подхода сформулирована основная задача исследования функций на убывание и возрастание, разработана схема исследования функций на основе классификации точек её области определения;

4) разработаны методические рекомендации реализации нового подхода в средних школах и вузах.

Предложенные новая концепция исследования функций на убывание и возрастание и соответствующий подход в аспекте фундаментализации математического образования в средней школе и вузе будут полезны авторам учебников по математическому анализу и высшей математики, преподавателям математики, студентам и старшеклассникам.

Литература

1. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеоб-разоват. учреждений / А. Н. Колмогоров. А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын, Б. М. Ивлев, С. И. Шварцбурд.' Под ред. А. Н. Колмогорова. - 14-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 384 с.

2. Ильин В. А. и др. Математический анализ. Начальный курс. В 3-х т. Т.1. / В. А. Ильин, В. А. Садовничий, Бл. X. Сендов. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 425 с.

3. Райков Д. А. Одномерный математический анализ: Учеб. пособие. - М.: Высш. школа, 1982. -415 с.

4. Блох А. Я. Возрастание функции в точке и на множестве //Математика в школе. - 1978. - № 6. - С. 21-23.

5. Математический энциклопедический словарь / гл. ред. Ю. В. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - 847 с.

6. Новиков А. Д. Возрастание и убывание функций на дискретных множествах //Высшее образование сегодня. -

2008.-№12.-С.83-85.

УДК 378. 014 (571.56) И. С. Сивцев

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Раскрыто значение высшего образования в развитии общества, состояние высшей школы Якутии в сложнейший период радикальных преобразований 1990-х и реформ 2000-х гг. Изложена политика руководства Республики Саха (Якутия) в сфере высшего образования в Якутии и некоторые её итоги в разрезе модифицированного индекса развития человеческого потенциала, место образовательного процесса в РС (Я) на фоне достижений регионов России.

Ключевые слова: высшее образование, индекс развития человеческого потенциала, рейтинг, нормотворческая деятельность, инновационная программа, кадровая политика, кластерный анализ, регионы.

I. S. Sivtsev

Modernization of education is an important element of a regional sustainable development

The author studied a role of higher education in the development of human dimension and conditions of higher institutes of education during a difficult period of radical changes in the 90-s of the last century and in the 2000-s in the Republic of Sakha (Yakutia).

It is analyzed the management policy of Republic of Sakha (Yakutia) towards the higher education: the results are described in the context of modified index of human potential development (MIHPD). Achievements of Russian Federation regions are considered during analysis of a role of educational process in the republic.

Key words', higher education, index of development of human potential, rating, legislation activity, innovative program, personnel selection, cluster analysis, regions.

СИВЦЕВ Иннокентий Семенович федры политологии ИФ СВФУ. E-mail: sivinsem@mail. ru

к.и.н., профессор ка-

Развитие политической системы, как правило, нацелено на усовершенствование управления обществом, отвечающее требованиям времени. Важнейшим звеном становится развитие человеческого потенциала, а последнее во многом зависит от решения проблем образования. В 1990-е гг., когда начался процесс разрушения государственности и вытеснения ее со всех сфер жизнедеятельности общества, приведший к развалу СССР, а затем подобное бедствие назрело и в постсоветском пространстве России, руководство регионов предприняло шаги по развитию подлинного федерализма субъектов. Данное явление получило оценку в трудах политологов как отрицательное, центробежное, экстремистское. Но оно грешит определенной односторонностью. Ведь в тот период действующая Конституция Российской Федерации во многом уже не отвечала новым реалиям, а нормотворческая деятельность федерального центра затормозилась из-за противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти России что, обрекало власть субъектов стать в хвосте стихии народных волнений с непредсказуемыми итогами. Подобное явление не устраивало руководство регионов и вынудило их опережать Центр по ряду направлений экономической, политической, социальной сфер жизни общества.

Заключение Федеративного договора от 31 марта 1992 года между Центром и регионами стало фактом единения субъектов страны в составе единого неделимого Российского государства. Это был классический пример совместной нормотворческой деятельности Федерации и ее субъектов. Первый Президент Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаев отметил, что «именно Федеративный Договор буквально спас Россию от распада» [1, с. 115]. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. привело к практике заключения двусторонних договоров и соглашений по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и представителями власти субъектов всех видов. Это касалось вопросов собственности, бюджетных и финансовых взаимоотношений. что способствовало развитию регионов, возглавлявшимися государственными политиками, нацеленными на достижение благополучия народов региона. «Сильный регион - сильная Россия. Сильная Россия

- сильный регион», - такова была концепция взаимоотношений субъектов с Центром,

Руководство Якутии приняло на себя ответственность, взяло под контроль закона важнейшие сферы жизнедеятельности людей и стало эффективно управлять громадным по масштабу регионом - Республикой Саха (Якутия). И это удалось сделать, благодаря новому государственному статусу республики в составе Российской Федерации, справедливой доли доходов от эксплуатации природных ресурсов и праву самостоятельно устанавливать приоритеты своего развития. М. Е. Николаев вспоминал: «В ту пору положение республики по сравнению с другими регионами было незавидным. Статистические обзоры по России приходи-

лось читать с конца: куда ни глянешь, мы на последних строчках. Дело тут не в алфавите, а в достижениях. ...Мы учли, что Россию великой державой сделали не нефть и газ, якутские алмазы и золото, а ее достижения в науке, технике, культуре. Поэтому решающим фактором, ключом к решению наших проблем должен был стать человеческий ресурс, его высочайший потенциал» [2].

Руководство Якутии выдвинуло стратегическую цель - образование. Была разработана и внедрена Концепция обновления и развития национальной школы, обеспечено динамичное развитие высшего образования. Политическая элита РС (Я) окончательно отвергла остаточный принцип финансирования образования. Если в 1991 г. Якутия занимала среди субъектов РФ 77 место по величине расходной части бюджета на образование, то в 1992 г. - 49, в 1993 г. - 12 место. Но по коэффициенту роста расходной части бюджета РС (Я) находилась на 84 месте среди 89 субъектов РФ. Вскоре республика вышла в число лидеров по этим расходам - до 30% республиканского бюджета [2]. Все это способствовало обновлению материально-технической базы системы образования, строительству новых типовых школ со всеми удобствами, оснащенных современнейшим оборудованием; были подготовлены соответствующие педагогические кадры, инновационные программы, новейшие технологии обучения.

Генеральный директор ЮНЕСКО по образованию профессор К. Пауэр подчеркнул международное значение якутского опыта и назвал его «якутским педагогическим чудом». Федеральное Министерство образования по итогам эксперимента по проведению единого государственного экзамена выставило участникам из Якутии высший индекс продвинутости [1, с. 122].

В октябре 1994 г. Президент РС (Я) М. Е. Николаев провел республиканское совещание по проблемам подготовки кадров. Участники выразили законную тревогу из-за отставания республики в подготовке кадров высшей квалификации в области естественно-технических наук, культуры и искусства, духовной среды и ряда гуманитарных наук для обеспечения прорыва в сфере освоения природных богатств республики, техники и технологий разработки ресурсов, обеспечения связей с регионами и Центром развития международного сотрудничества. В одном из выступлений было отмечено, что по России сокращается численность студентов вузов: к тому времени в РФ на 10 тысяч населения приходилось 190 студентов, а в РС (Я) - 74, в «соседней» Аляске - 368 студентов [3]. Совещание подтвердило взгляды первого лица республики на модернизацию высшего образования.

В области образования и высшей школы своевременно создавалась соответствующая нормативноправовая база. Только за 1992-2000 гг. в области высшего образования были подписаны 36 указов, 46 распоряжений Президента РС (Я), 113 постановлений и распоряжений Правительства РС (Я). В 1993 г. была открыта высшая школа музыки; в 1995 г. Якутский сель-

скохозяйственный институт прошел государственную аттестацию, лицензирование и аккредитацию, получил статус академии, и при ней были созданы два филиала: в г. Олекминске (1995 г.) и в пос. Октемцы (1999 г.); два филиала Якутского госуниверситета были преобразованы в Политехнический институт (филиал ЯГУ) в г. Мирный, Технический институт (филиал ЯГУ) в г. Не-рюнгри, некоторые факультеты ЯГУ получили новый статус, возникли Медицинский, Финансово-экономический, Физико-технический институты. Институт математики и информатики. Институт физической культуры и спорта при университете. В 1999 г. был создан Чурапчинский институт физической культуры и спорта: в 2000 г. в г. Якутске начали свою деятельность новые вузы: Арктический государственный институт культуры и искусств. Якутский инженерно-технический институт с многоуровневой подготовкой специалистов начального, среднего и высшего профессионального образования, а также Институт управления при Президенте РС (Я).

Придавая важное значение государственной кадровой политике, в целях комплексного подхода к прогнозированию, подготовке и расстановке кадров Департамент по подготовке кадров в Российской Федерации, странах СНГ и за рубежом при Правительстве РС (Я) в 1998 г. был преобразован в Департамент при Президенте Республики Саха (Якутия) по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров [4.]. Выпускники школ Якутии стали обучаться в лучших вузах России, СНГ и дальнего зарубежья. В 2003 г, они обучались в 350 вузах за пределами Республики Саха (Якутия). В МГУ якутское студенческое землячество было самым крупным. В 1991 г. на 10 тысяч жителей Якутии было 75 студентов, в 2003 г. - 320.

Основным показателем, характеризующим уровень человеческого развития, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Исследователь данной проблемы Е. Н. Тупикина на основе существующей международной методологии ООН вместе с коллегами рассчитали модифицированный индекс развития человеческого потенциала (МИРЧП) Российской Федерации. В структуру МИРЧП вошли индекс денежных доходов, индекс уровня занятости, индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекс образования населения. По этим показателям была выставлена таблица, включающая рейтинги 79 регионов РФ [5, с. 220-221]. Авторы определили первую пятерку явных лидеров за 2001 и 2006 гг., выделили 19 регионов с уровнем МИРЧП выше среднероссийского в 2001 г. -

0,723; в 2006 г. таковых оказалось только 8 с индексом

- 0,754. А третью группу составили аутсайдеры (МИРЧП - менее 0,700) в 2001 г. их было 22 региона, в 2006 г. - 7 регионов [5],

В данной статье мы использовали показатели пяти лидеров из 15-ти национальных республик, включая Республику Саха (Якутия), и некоторых субъектов Дальневосточного Федерального округа, приведенных

группой Е. Н. Тупикиной (табл.). Как видно из материалов этой таблицы, в 2001 г. список лидеров возглавила Тюменская область, а за ней выстроились города Москва, Санкт-Петербург, Мурманская и Томская области. Республика Саха (Якутия) по индексу доходов оказалась на 4-м месте, по индексу занятости - на 10-м, по индексу долголетия - на 48-м, по индексу образования - на 38-м месте и в общем итоге заняла 6-е место, но возглавила вторую группу с уровнем МИРЧП выше среднероссийского. Здесь как раз просматривается положительный итог деятельности руководства РС (Я) в предшествовавшие 1990-е гг. в социально-политической, хозяйственно-экономической сферах.

Спустя пять лет, в 2006 г., произошли существенные изменения в рейтингах по величине МИРЧП. Группу лидеров покинули Мурманская и Томская области, их места заняли Республика Татарстан и Самарская область, но в иной конфигурации: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Самарская, Тюменская области. Якутия улучшила свои показатели в индексе образования, переместившись с 38 - го места на 14-е, а по долголетию с 48-го на 43-е место. Однако по индексам доходов и занятости оказалась на 15 и 28 местах соответственно, но осталось в составе восьми регионов с уровнем МИРЧП выше среднероссийского.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что образование, составляя важнейший компонент человеческого развития, расширяя возможности индивида в области приобретения профессиональных навыков, формирует человеческий потенциал и служит источником экономического развития. При этом, безусловно, сам человек является главным звеном в этом развитии. А для успешного развития индивида необходимо, кроме образования, здоровье, доступ к ресурсам, труд, обеспечивающие материальное состояние и становление личности. В этом смысле представляет интерес система мониторинга уровня человеческого развития, состоящая из 23-х показателей, предложенная группой Е. И. Тупикиной [5, с. 223, 224]. Они произвели кластерный анализ каждого региона России, представленного вектором в 23-мерном пространстве фактов. Это позволило разбить регионы на кластеры (однородные экономические зоны), то есть в 2006 г. выделили однородные группы территорий. Авторы оговорились, что ряд регионов не вошел ни в один из имеющихся кластеров за счет высоких и низких значений показателей. Например, Тюменская область, г. Москва, Чукотский автономный округ и Сахалинская область имеют наивысшие значения показателей, а Республика Ингушетия и Республика Алтай не входят ни в одну группу в силу наименьших значений показателей человеческого развития.

В выделенных 6 кластерах в первую группу вошли 12 регионов с «относительно высокими» показателями человеческого развития.

Таблица

Рейтинги некоторых регионов Российской Федерации по величине МИРЧП

Ранги за 2001 г. Ранги за 2006 г.

МИРЧП Индекс доходов Индекс занятости Индекс долголетия Индекс образова- ния МИРЧП Индекс доходов Индекс занятости Индекс долголетия Индекс образова- ния

Первая пятерка лидеров

Тюменская обл 1 1 9 13 34 Г.Москва 1 1 3 3 1

г.Москва 2 25 2 9 1 г.С-Петербург 2 3 2 9 2

г.С-Петербург 3 14 6 23 2 Респ. Татарстан 3 6 35 8 9

Мурманская обл. 4 6 12 29 66 Самарская обл. 4 10 8 26 12

Томская обл. 5 7 50 31 3 Тюменская обл. 5 2 60 13 25

Регионы с уровнем МИРЧП выше среднероссийского (МИРЧП РФ:2001-0.723;2006-0,754)

Республика Саха (Якутия) 6 4 10 48 38 Чукотский АО 7 7 1 78 74

Магаданская обл. 8 8 4 38 76

Респ. Коми 9 2 38 42 71 Магаданская обл. 8 16 6 64 3

Камчатский край 13 9 7 55 67

Удмуртская Респ. 16 26 17 34 21 Республика Саха (Якутия) 11 15 28 43 14

Респ. Татарстан 18 59 22 8 9

Чукотский АО 19 5 1 68 79 Республика Башкортостан 13 11 54 18 28

Республика Башкортостан 21 20 53 14 15

Аутсайдеры (МИРЧП < 0.700)

Респуб.Адыгея 58 69 71 5 19 Республика Адыгея 73 77 75 11 60

Еврейская АО 62 45 47 73 38

Респ. Мордовия 67 78 49 10 14 Республика Алтай 75 74 67 72 63

Респ. Алтай 68 67 43 71 27

Карачаево-Черкесская Республика 69 72 76 4 56 Республика Бурятия 76 67 73 73 53

Республика Калмыкия 72 75 70 19 53

Кабардино-Балкарская Республика 74 76 75 6 27 Еврейская АО 77 63 72 76 69

Республика Бурятия 75 33 73 69 56

Республика Дагестан 77 79 78 2 24 Республика Тыва 78 76 78 79 48

Республика Ингушетия 78 77 79 1 78 Республика Ингушетия 79 79 79 1 79

Респ. Тыва 79 55 77 79 59

Это Республики Татарстан, Башкортостан, Коми; области Свердловская, Кемеровская, Челябинская, Омская, Томская, Липецкая; Пермский край и г. Санкт-Петербург. Коэффициенты экономической активности находились на достаточно высоком уровне, здесь отмечены низкие показатели уровня безработицы. Данный кластер отмечен высокими показателями денежных доходов и заработной платы по отношению к среднероссийскому уровню. Уровень бедности, по сравнению с другими регионами, был наименьшим. Численность населения с доходами ниже прожиточного уровня не превышала 15%. Уровень образования данных территорий также находился на лидирующих позициях.

Вторую групп}7 составили 3 региона: Мурманская, Магаданская области и Республика Саха (Якутия), Особенностью этой группы явились высокие экономические показатели. Денежные доходы и заработная плата также находились на достаточно высоком уровне по сравнению со среднероссийским, но в регионах этой группы была высокая стоимость жизни: стоимость фик-

сированного набора товаров и услуг выше, чем в среднем по России на 38%. Данный кластер отмечен наиболее высоким уровнем занятости населения. Уровень бедности не превышал 19% [5, с. 225, 226]. Таким образом, Республика Саха (Якутия), по данным 2006 г., находилась во второй группе кластеризации со схожим уровнем развития человеческого потенциала. В этих достижениях значителен вклад коллектива Якутского государственного университета имени М. К. Аммосова и других вузов Якутии, их выпускников в развитие образования, науки, культуры, экономики, народного хозяйства края.

В 2009 г., на 75-летнем юбилее высшего образования в Якутии, президент РС (Я) В. А. Штыров отметил достижения Якутского государственного университета имени М. К. Аммосова, говорил что в области научных исследований и разработок по геологии, совершенствования технологии поисков в переработке стратегически важных видов минерально-сырьевых ресурсов, математического моделирования, экологического мониторинга

природных и техногенных объектов, здоровьесберегающих технологий на Севере, биологического разнообразия, его сохранения и воспроизводства республика достигла хороших результатов. В университете продолжают функционировать признанные научные школы в области истории, археологии, этнографии, северной филологии и культурологии. В 2004-2009 гг. объем инвестиций из средств республиканского бюджета в развитие материально-технической базы университета составил 3 млрд ру блей [6, с. 5-6].

Создание Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова - важнейшее свидетельство структу рной модернизации региональной системы высшего профессионального образования. Стратегическая миссия федерального университета - формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала на основе создания и реализации инновационных услуг и технологических разработок. Федеральные университеты и высокая наука, человеческий фактор сыграют решающую роль в реализации геостратегических интересов России.

Отличительные признаки федерального университета заключаются в следующем:

- широкий спектр инновационных образовательных программ основного высшего и дополнительного профессионального образования, переподготовка и повышение квалификации кадров на основе применения современных технологий, дифференцированных программ по целевым группам и уровням;

- широкий спектр фундаментальных и прикладных междисциплинарных и трансдисциплинарных научных исследований, проводимых университетом, включая приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

- широкое участие в региональных общенациональ-

ных и международных программах и проектах, обеспечивающее устойчивую диверсифицированную структуру доходов в консолидированном бюджете университета [6, с. 120]. В настоящее время выстраивается современная система управления федеральным университетом, система научного и образовательного менендж-мента, предложены новые организационные решения, ориентированные в значительной мере на развитие сетевых форм взаимодействия с учреждениями профессионального образования и научными организациями как на территории географического размещения федерального университета, так и за её пределами.

Литература

1.Николаев М. Е. От имени республики: Выступления. Статьи. Интервью. - Якутск: Бичик, 2004. - 384 с.

2. Николаев М. Е. Наш выбор в пользу образования был верным. // Якутия. 2003. 30 октября. - С. 4.

3. Маркова Т. Подготовка кадров - забота не только вузов. // Саха Сирэ, 1994. 15 октября. -СЛ.

4. Указы и распоряжения Президента Республики Саха (Якутия), постановления и распоряжения Правительства Республики Саха Якутия в области высшей школы. / Сост. Ноговицын Р. Р.. Барахова Л. Д. - Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН. 2001.-186 с.

5. Тупикина Е. Н. Человеческий потенциал: новое Измерение в условиях региональной дифференциации. // Факторы устойчивого развития регионов России: монография. /Под общ. ред. С. С. Чернова. - Книга 6 - Новосибирск: ЦРНС,

2009. - 326 с.

6. Пединститут - Госуниверситет - Федеральный университет: к 75-летию высшего образования в Якутии. 1934-2009 гг. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2009. - 122 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.