Научная статья на тему 'Модернизация национальной экономики Республики Таджикистан как условие реализации программы импортозамещения'

Модернизация национальной экономики Республики Таджикистан как условие реализации программы импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
669
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Модернизация экономики / креативная модернизация / адаптационная модер- низация / демодернизация / деиндустриализация / импортозамещающий рост. / Economic modernization creative modernization / adaptation / modernization / de-modernization / de-industrialization / import-substituting growth

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиджанов Джамшед Абдукаюмович

В статье рассматриваются вопросы модернизации экономики Респу-блики Таджикистан как одно из главных условий импортозамещающегоэкономического роста. Анализируется современное состояние экономикиРеспублики Таджикистан, которое ярко характеризуется промышлен-ным спадом национальной экономики. Выявлено, что причинами застояпроизводства в реальном секторе экономики республики является отсут-ствие реальной долгосрочной программы; слабая и устаревшая техниче-ская оснащенность промышленных и сельскохозяйственных предприятий.При рассмотрении основных видов модернизации, выявлены механизмыадаптационного типа модернизации национальной экономики Республи-ки Таджикистан. Обосновывается важность и необходимость систем-ной модернизации основных (ключевых) отраслей народного хозяйствадля реализации мероприятий по стимулированию импортозамещающегороста. Также даются рекомендации для налаживания тесного сотрудни-чества со странами, которые уже имеют относительные преимуществав техническом перевооружении производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the national economy of the Republic of Tajikistan as a condition of realization of the program of import substitution

In the article the questions of modernization of economy of the Republic of Tajikistan as one of the main conditions of import-substituting economic growth. Analyzes the current state of the economy of the Republic of Tajikistan, which clearly characterized the industrial downturn of the national economy. It is revealed that the reason for the stagnation of production in the real sector of economy of the Republic is the lack of real long-term program; a weak and outdated technical equipment industrial and agricultural enterprises. When considering the main types of modernization, identifi ed the mechanisms of adaptive type of modernization of national economy of the Republic of Tajikistan. The importance and the need for a systemic modernization of core (key) industries of the national economy for the implementation of measures to stimulate import-substituting growth. Provides recommendations for close cooperation with countries that already have a relative advantage in technical re-equipment of production

Текст научной работы на тему «Модернизация национальной экономики Республики Таджикистан как условие реализации программы импортозамещения»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Д.А. Алиджанов

МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Импортозамещение в любых своих формах предусматривает создание определенных предпосылок, способных обеспечить эффективное использование всего существующего потенциала национальной экономики. В свою очередь, эти предпосылки могут быть разными в условиях конкретно взятой экономической системы. При господстве механизмов цивилизованной рыночной экономики и относительной развитости отраслей, производящих специальные машины и оборудование, к этому числу предпосылок можно отнести и существующую материально-техническую базу, и развитую рыночную инфраструктуру. В условиях усеченного рынка и становления всех составляющих рыночной экономики, предпосылки реализации импортозамещения меняются коренным образом. Вместе с тем, существуют и общие предпосылки, создание которых является необходимым при любой экономической системе.

В условиях переходной экономики, когда меняется вся парадигма экономических отношений, создание предпосылок для реализации мер по стимулированию импортозамещающего экономического роста, также могут видоизменяться. Поэтому в условиях Республики Таджикистан для задействования всего существующего потенциала отраслей национальной экономики в обеспечении импортозамещающего роста, кроме повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, необходимым условием являются меры по повышению эффективности использования факторов производства, способы и приоритеты диверсификации структуры национальной экономики с выбором направлений ее модернизации. Предусмотренные предпосылки представляются вполне возможными в условиях Республики Таджикистан, которые, на наш взгляд, позволят при эффективном использовании существующего потенциала отраслей национальной экономики создать основу для реализации стимулирующих мер импортозамещающего роста.

Модернизация национальной экономики, представляющая усовершенствование функционирования производственных предприятий, является неотъемлемой составляющей перехода экономики от импортной зависимости к эффективному самообеспечению. Как основополагающая предпосылка реализации стратегии стимулирования импортозамещающего

25

роста, модернизация отечественного производства предполагает подтягивание отраслей национальной экономики до современных стандартов или же приближения к таковым. В общем плане модернизация предполагает качественные изменения общества. Она трактуется как общественноисторический процесс, как совокупность технологических, экономических, социальных, культурных и политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом, ее подсистем и сфер деятельности, включая и национальную экономику, ее комплексы и потенциалы, виды экономической политики и т.д.1

На современном этапе социально-экономического развития, Таджикистан стоит перед необходимостью модернизации национальной экономики в целях развития отечественного производства и снижения степени своей зависимости от множества внешних факторов. Ни для кого не секрет, что в условиях преодоления последствий трансформационного кризиса, материальные и финансовые возможности национальной экономики в реализации мер по модернизации жестко ограничены. Кроме того, Таджикистан как и другие республики СНГ, испытывает дефицит информационных и интеллектуальных ресурсов для осуществления процесса модернизации своей экономики.

Опыт развития стран мирового сообщества наглядно показывает, что осуществление процесса модернизации возможно при одновременном использовании как собственных - национальных - ресурсов, так и привлекаемых в страну иностранных ресурсов, инвестиций и технологий. Исходя из этих свойств модернизации экономики, российские ученые Вардомский Л. и Шурубович А. вполне уместно отмечают, что модернизация становится креативной (пионерной), если разработанные в стране технологические и институциональные нововведения получают признание и начинают распространяться по миру, принося стране определенный рентный доход. Другой тип модернизации эти ученые определяют как адаптивный, который осуществляется путем внедрения заимствованных нововведений (в виде, например, промышленной сборки), что связано с определенными издержками на приобретение авторских прав, патентов, лицензий, оборудования, на инжиниринг, сервисное обслуживание и т.д.2

Следует отметить, что в реальной действительности креативный и адаптивный типы модернизации могут сочетаться в разных пропорциях, которые зависят от экономического и инновационного потенциала страны. Тем не менее, в каждой стране при реализации модернизации экономики к выбору наиболее приемлемого ее типа уделяется самое пристальное внимание. Прежде всего, это обусловлено реалиями функционирования национальной экономики, ее особенностями и возможностями. Поэтому при выборе типа модернизации необходимо исходить из существующего состояния национальной экономики и основополагающих целей социально-экономического развития страны.

26

Осуществление рыночных реформ в начале 1990-х годов на всем постсоветском пространстве и в Таджикистане в частности, преимущественно начались с внедрением в экономическую систему институциональных преобразований, которые не совсем хорошо взаимодействовали с присутствующими элементами командно-административной системы. В Республике Таджикистан данная ситуация усугубилась политической нестабильностью и потерей хозяйственных связей с другими союзными республиками. Этот период для Республики Таджикистан оказался очень трудным, с присущими для него процессами деиндустриализации, растущей безработицей и на ее фоне бедности населения. В этих условиях многие производственные предприятия из-за возникших барьеров межреспубликанского разделения труда и неумения действовать в совершенно новых условиях хозяйствования сократили или вообще прекратили свою деятельность.

Трансформационный спад производства и прекращение функционирования большинства производственных предприятий в условиях рыночных реформ не позволяли осуществлять процесс даже простого воспроизводства. В сложившихся условиях, связанных с издержками переходного периода, большая часть населения из-за потери постоянного место работы была вынуждена заняться частной предпринимательской деятельностью. Особенно это коснулось торгового предпринимательства, распространение которого после начала рыночных реформ получило высокий, по сравнению с недавним временем, положительный импульс. Однако возникшие новые виды деятельности не смогли компенсировать все потери, связанные с процессом трансформации экономики.

За прошедшие 24 года государственной независимости и проведения рыночных преобразований в Республике Таджикистан не были осуществлены даже самые примитивные процессы модернизации национальной экономики, основывающиеся на адаптации существовавших производственных единиц к суверенному существованию, не говоря уже о поиске новой позиции в глобальной мировой экономике. Даже в период так называемого «восстановительного роста» таких сдвигов не случилось.

Рекомендации зарубежных консультантов (особенно МВФ) по поводу быстрой реализации программы приватизации государственных предприятий в целях их адаптации к рыночным условиям и поддержании производственной деятельности в Республике Таджикистан не дали ожидаемых результатов, а наоборот привели к параличу многих промышленных предприятий. Согласно проведенному анализу статистических материалов, за годы суверенитета численность предприятий и организаций в целом имели тенденцию к увеличению (таблица 1).

27

Таблица 1. Распределение предприятий и организаций по видам экономической деятельности

Показатели Годы 2013г. к 1991г. в разах

1991 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Всего 8797 55787 63351 19024 25083 29068 32684 39824 4,5

Сельское хозяйство, охота 1402 23030 27513 4451 6183 8536 8959 9744 7,0

Горнодобывающая промышленность 76 241 253 67 90 161 196 271 3,6

Обрабатывающая промышленность 742 2511 2670 1117 1519 1599 1817 2479 3,3

Электроэнергия, газ и водоснабжение 108 352 376 128 158 162 164 147 1,4

Строительство 1014 2828 2993 1211 1626 1844 2027 2362 2,3

Торговля 1074 9266 10373 2066 2710 3324 3845 7214 6,7

Гостиницы и рестораны 57 248 280 74 89 99 126 997 17,5

Транспорт, складное хозяйство и связь 286 973 1166 528 693 861 993 1128 3,9

Источник: Таджикистан: 20 лет государственной независимости. Статистический ежегодник. Душанбе, 2011. С. - 374. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе, 2014. С. - 205.

По данным таблицы 1 можно заметить тенденцию изменения численности предприятий и организаций по всем отраслям экономической деятельности в Республике Таджикистан за годы суверенитета и трансформации экономической системы. Лишь за отдельные периоды времени наблюдается некоторое сокращение количества предприятий и организаций (особенно в 2009 г.), что, безусловно, объясняется влиянием мирового финансового кризиса. Несмотря на такую картину динамики предприятий и организаций, сравнительный анализ показателей 2013 г. с 1991 г. показывает, что их численность возросла в 4,5 раза; по сельскому хозяйству в 7,0 раза; горнодобывающей промышленности - 3,6 раза; в обрабатывающей промышленности - 3,3 раза; в секторе электроэнергии, газе и водо-

28

снабжении - 1,4 раза; в строительстве - 2,3 раза; в торговле - 6,7 раза; гостиницы и рестораны - 17,5 раза; и в транспорте, складскому хозяйству и связи в 3,9 раза.

Такие количественные преобразования не могли не сказаться на уровне производства соответствующих отраслей национальной экономики.

Рис. 1. Уровень производства продукции промышленности и продукции сельского хозяйства по отношению к 1991г. (1991г. - 100%).

Источник: Таджикистан: 20 лет государственной независимости. Статистический ежегодник. Душанбе, 2011г. С. 10-15. Статистический ежегодник Республики Таджикистан 2014. Душанбе, 2014. С. 10-12.

Диаграмма, отраженная в рис. 1, показывает, что, несмотря на увеличение численности предприятий в этих жизненно важных отраслях национальной экономики по сравнению с 1991 г., в последующие периоды объем производства продукции снижается. И только в 2008 г. в республике был достигнут уровень производства продукции сельского хозяйства 1991 г. А по производству продукции промышленности, несмотря на увеличение числа промышленных предприятий, объемы производства 1991г всё еще не достигнуты, и говорить о каких-либо позитивных моментах в развитии этой отрасли очень трудно.

На первый взгляд, анализ рис. 1 позволяет отметить положительные моменты в развитии производства продукции сельского хозяйства, так как в 2013 г. объем производства этой отрасли составил 157,4% от уровня 1991 г. Однако, если измерить объемы производства продукции сельского хозяйства и продукции промышленности в расчете на душу населения, можно увидеть некоторые негативные моменты тенденций рассматриваемых показателей.

29

Рис. 2. Уровень производства продукции промышленности и продукции сельского хозяйства на душу населения (1991г. - 100%).

Источник: Таджикистан: 20 лет государственной независимости.

Статистический ежегодник. Душанбе, 2011г. С. 10-15. Статистический ежегодник Республики Таджикистан 2014. Душанбе, 2014. С. 10-12.

Наблюдаемый бурный рост производства сельскохозяйственной продукции, как видно из рис. 2, передается высокими темпами роста населения. Если уровень производства продукции сельского хозяйства был достигнут в 2008 г. то этот же показатель, но только в расчете на душу населения, достиг уровня 1991 г. лишь в 2012 г. Достижение уровня 1991 г. по производству продукции промышленности на душу населения на данном этапе развития экономики Таджикистана пока что представляется невозможным.

Таким образом, первичные меры по построению рыночной экономики и проведению соответствующих мер по ее модернизации в начале 1990-х годов, кроме количественных изменений в численности предприятий и организаций, не позволили достичь каких-либо качественных сдвигов в экономике.

Причины такого состояния производства в реальном секторе экономики республики кроются в отсутствии реальной долгосрочной программы, слабой и устаревшей технической оснащенности промышленных и сельскохозяйственных предприятий. По расчетам д.э.н. Пулатовой И.Р., износ основных фондов промышленных предприятий является критическим и по промышленности в целом составляет 37%, в легкой промышленности 68%, пищевой промышленности 43%, химической и нефтехимической отрасли 61%, в машиностроении и металлообработке 61%, в электроэнергетике 64%, в промышленности строительных материалов 39%, в отрасли цветной металлургии 36% и

30

в прочих отраслях промышленности 73%. Вместе с тем, коэффициент их обновления очень низок3.

Не требуется особых доказательств, что для Республики Таджикистан самым приемлемым в сегодняшних условиях является адаптационный тип модернизации национальной экономики. Однако некоторые отечественные экономисты, в частности д.э.н. профессор Абдугаффор Рауфи, без каких-либо обоснований отмечают, «что для создания конкурентоспособной экономики неэффективно делать упор на импорт зарубежных машин и технологий при слабом финансировании затрат на технологическую модернизацию, научно-технические и инновационные разработки». По его мнению, «для создания и закрепления устойчивых и долговременных конкурентных преимуществ ориентация на импорт технологии экономически не оправданна, поскольку создает иллюзию их достижения, отдаляет и ограничивает возможности высокотехнологичных производств в тех видах деятельности, где это возможно и экономически оправданно»4. Мы никак не можем согласиться с Рауфи А. по поводу неприемлемости импорта производственных машин и оборудования и приоритетности развития в стране наукоемких производств и экспорта знаний, материализованных в новых технологиях5. Ни для кого не секрет, что Таджикистан в своей истории никогда не отличался, а также не специализировался в производстве средств производства, и тем более в наукоемких производствах. Если перевести экономику на траекторию специализации по производству высокотехнологичных и наукоемких производств, такая попытка еще больше усугубит негативные реалии национального хозяйства, и реализация такой модернизации приведет к тупику социально-экономического развития. Рауфи А. должно быть известно, что развитие перечисляемых им видов производств традиционно считается более капиталоемким, и, соответственно, требует высоких инвестиционных затрат, к которым, к большому сожалению, наша страна пока не готова.

Если прислушаться к этим рекомендациям и направлять свои усилия в техническую и технологическую модернизацию за счет собственных сил, то это может обернуться еще более глубоким техническим и технологическим отставанием. На данном этапе Республика Таджикистан не имеет возможностей в обеспечении национальных предприятий отечественными технологиями и соответствующим оборудованием. Поэтому при реализации программы импортозамещения и мероприятий по модернизации отраслей народного хозяйства нам необходимо учесть заимствованные технологии и производственное оборудование, т.е. их импорт. Поэтому динамика импорта машин и оборудования (без учета транспортных средств) на душу населения с определенной долей вероятности может демонстрировать темпы модернизации национальной экономики. В таблице 2 мы произвели расчеты удельного веса импорта машин и оборудования в общем объеме импорта, а также объем импорта машин и оборудования на душу

31

населения. Согласно приведенным данным таблицы 2 можно заметить, что удельный вес импорта машин и оборудования в общем объеме таджикского импорта не превышает 18%, а за отдельные периоды его значение составляет 10,5% (2012г.) и по анализируемому периоду не имеет четкой тенденции. Такая же картина наблюдается в изменении объема импорта машин и оборудования на душу населения, который в 2013г. составил 56 долл., а самый высокий показатель относится к 2008 г. - 65 долл.

Таблица 2. Импорт машин и оборудования в Республику Таджикистан на душу населения

Показатели Годы

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Объем импорта (млн. долл.) 2547,2 3272,6 2569,6 2657 3206 3778,4 4150,7

Импорт машин и оборудования (млн. долл.) 453,4 471,6 274,3 292,6 410,7 396,1 463

Удельный вес импорта машин и оборудования в общем объеме импорта 17,8% 14,4% 10,7% 11% 12,8% 10,5% 11,2%

Импорт машин и оборудования на душу населения (в долл.) 64 65 37 38 53 50 56

Рассчитано по: Статистический ежегодник Республики Таджикистан 2014. Душанбе, 2014. С. - 10, 332-333.

Сравнительный анализ импорта машин и оборудования на душу населения с другими странами СНГ показывает, что Республика Таджикистан по этому показателю занимает последнее место. К примеру, импорт машин и оборудования на душу населения в 2006 г. в Казахстане составлял 454 долл., в Беларуси 406 долл., в России 297 долл., в Азербайджане 196 долл., в Украине 184 долл., в Грузии 157 долл., в Молдове 115 долл., в Армении 110 долл. и в Кыргызстане 83 долл.6

Сравнивая импорт машин и оборудования на душу населения Таджикистана с другими странами СНГ, мы можем согласиться с мнением российских ученых Вардомского Л и Шурубовича А. о том, что Республика Таджикистан, как и Узбекистан и Кыргызстан относятся к странам, в которых технологическая модернизация практически не началась.7

И действительно, Таджикистан, не имеющий возможности самостоятельно производить машины и оборудование, должен их импортировать из-за границы. Однако, несмотря на это, в структуре импорта республики доля машин и оборудования очень мала.

32

Если с одной стороны в промышленности республики наблюдается физическое и моральное старение основного капитала, то с другой стороны в сельскохозяйственной отрасли кроме физического и морального износа, происходит систематическое сокращение количества сельскохозяйственной техники (таблица 3).

Таблица 3. Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий сельскохозяйственной техникой по Республике Таджикистан

Наименование сельскохозяйственной техники Годы

1991 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Тракторы 37054 17295 15951 14477 13697 13015 12222 11003

Зерноуборочные комбайны 1383 857 757 668 604 567 536 495

Тракторные плуги 9449 4143 3923 3633 3253 3367 3288 3087

Тракторные сеялки 6078 3429 3204 2997 2883 2734 2579 2351

Пресс-подборщики 1502 385 320 253 233 207 199 165

Кормоуборочные комбайны 1236 376 319 255 259 218 192 172

Кукурузоуборочные комбайны 324 101 90 72 62 58 61 46

Хлопкоуборочные машины 3011 511 406 178 170 161 145 131

Грузовые автомобили 18307 5822 5299 4875 4305 4177 3837 3360

Составлено по: Таджикистан: 20 лет государственной независимости. Статистический сборник. Душанбе 2011. С. 506-507. Статистический ежегодник Республики Таджикистан, Душанбе 2014. С. 289-290.

Согласно приведенным данным в таблице 3 по всем видам сельскохозяйственной техники по республике наблюдается явная тенденция их сокращения. Ни по одному виду сельскохозяйственной технике в республике не наблюдается увеличения количества. Сравнительный анализ показывает, что численность тракторов в 2013 г. по сравнению с 1991 г. сократилось в 3,4 раза, зерноуборочных комбайнов в 2,8 раза, тракторных плугов в 3 раза, тракторных сеялок в 2,6 раза, пресс-подборщиков в 9 раз, кормоуборочных комбайнов в 7,2 раза, кукурузоуборочных комбайнов в 7 раз, хлопкоуборочных комбайнов в 23 раза, грузовых автомобилей 5,4 раза. Особую озабоченность представляет обеспеченность сельскохозяйственных предприятий хлопкоуборочными комбайнами. По статистическим данным, кроме

33

Согдийской области, в других регионах республики эта разновидность сельхозтехники просто отсутствует8. Схожая картина наблюдается и в обеспечении сельского хозяйства зерноуборочными комбайнами.

Отмеченный факт еще раз доказывает, что в Республике Таджикистан за годы рыночных изменений и суверенного существования никакой технологической модернизации проведено не было. Наоборот, в стране за все эти годы наблюдается демодернизация национальной экономики, которая послужила основной причиной высокой импортной зависимости.

Если принять во внимание тот факт, что без цивилизованной модернизации отраслей национальной экономики невозможно реализовать стратегию импортозамещающего роста, то становится очевидной необходимость скорейшего проведения тотальной модернизации ключевых отраслей экономики. В этом контексте важно учесть факт, который мы подчеркивали выше, что для Республики Таджикистан самым приемлемым является адаптационный тип модернизации, предусматривающий заимствование производственной техники, технологии, машин и оборудования. Республике Таджикистан следует опираться на импортозамещение низшего порядка со стимулированием импорта производственной техники, технологий, машин и оборудования. Для реализации этого мероприятия особая роль принадлежит привлечению иностранного капитала в форме лизинга производственной техники, технологии, машин и оборудований. В этих целях целесообразным является повышение инвестиционной привлекательности республики и введение либерального режима предпринимательской деятельности. По индексу экономической свободы, рассчитываемому Heritage Foundation в 2014-2015 гг. среди 178 стран мира, Республика Таджикистан с показателем индекса 52,7 занимает 140 место9. По классификации этого индекса, Республика Таджикистан квалифицируется как «экономически несвободное». По 10 контрольным показателям данного индекса, включающего: 1) права собственности; 2) свободу от коррупции; 3) фискальную свободу; 4) участие правительства; 5) свободу предпринимательства; 6) свободу труда; 7) монетарную свободу; 8) свободу торговли; 9) свободу инвестиций; 10) финансовую свободу, позиции Таджикистана относительно высоки по 3 и 4 показателям. Средние по 5, 7 и 8 контрольным показателям. По остальным показателям рейтинг нашей республики очень низкий. Особенно это касается показателей права собственности, свободы от коррупции и свободы инвестиций.

Следует заметить, что адаптивный тип модернизации требует в основном свободу выбора деятельности, деловых партнёров и направления инвестиций. Поэтому для реализации адаптивной модернизации отраслей национальной экономики Республики Таджикистан необходимо повысить рейтинг страны по показателям прав собственности, свободы от коррупции и свободы инвестиций.

34

Из-за отсутствия четкой экономической политики, большинство предприятий не имеют финансовых возможностей для налаживания производственной деятельности. Нехватка финансовых ресурсов для обеспечения основных и оборотных средств предприятий становится серьезным препятствием на пути возобновления производств на достаточном уровне. Отсутствие вторичного рынка ценных бумаг становится тормозом на пути развития промышленности республики. Общеизвестно, что при преобладающем количестве предприятий с акционерной формой собственности, наличие и эффективное функционирование вторичного рынка ценных бумаг выступает в роли перевалочного механизма в финансовом обеспечении предприятий. Однако в силу отсутствия данного механизма, предприятия, образованные в качестве акционерных обществ, не имеют возможности привлекать финансовые ресурсы для своего нормального функционирования. Поэтому в целях скорейшей модернизации отраслей национальной экономики необходимо принять конкретные меры по наладке и функционированию вторичного рынка ценных бумаг. Это позволит в некоторой степени устранить дефицит финансовых ресурсов в реальном секторе, и по возможности обеспечить достаточный уровень производства основных видов продукций, которые в данный момент импортируются.

Для осуществления эффективной модернизации национальной экономики как ключевой предпосылки стимулирования импортозамещающего экономического роста нужны специалисты нового качественного уровня. Поэтому реализация программ модернизации национальной экономики должна опираться на повышение качества человеческого капитала, на достижения национальной науки как собственного источника кадрового потенциала, технологических новшеств и благоприятной среды для заимствования и приобретения иностранной техники и технологий.

Примечания

1 Шимов В.Н., Крюков Л.М. Модернизация национальной экономики - императив времени. // Белорусский экономический журнал. 2013. № 2 С. 18-42. С. 23.

2 Вардомский Л., Шурубович А. Модернизация экономики в странах СНГ: типы, ресурсы, инструменты. // Экономическое обозрение ЕврАзЭС. - 2008. №1 (13). С. 4-8.

3 Пулатова И.Р. Формирование и развитие промышленных агломерационных зон в регионе (теория, методология и практика). Автореф. дисс. на соискание уч. степени док.экон.наук. Душанбе - 2012. С. 27

4 Рауфи А. Конкурентная экономика. Под общей редакцией профессора Бобое-ва О.Б. - Душанбе: «Дониш», 2014. С. 25-27.

5 Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе, 2014. http://www. heritage.org/index.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.