1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)
1.1. МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В СВЕТЕ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д.А.МЕДВЕДЕВА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ 2011 ГОДА
Сербин Михаил Викторович, к.ю.н., доцент, вицепрезидент Молодежного Союза Юристов России. Должность: заместитель декана юридического факультета. Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. E-mail: [email protected] Аннотация: В представленной статье рассматриваются вопросы правового регулирования избирательной системы Российской Федерации и возможные пути ее совершенствования в свете послания Президента РФ Федеральному Собранию. Предлагаются конкретные меры по реформированию избирательной системы России, которые призваны способствовать ее дальнейшей модернизации.
Ключевые слова: выборы, избирательная система, избирательное законодательство, избиратель, избирательный процесс, модернизация, политические партии.
MODERNIZATION OF THE ELECTORAL SYSTEM OF RUSSIA IN A VIEW OF THE MESSAGE OF THE PRESIDENT OF RUSSIAN FEDERATION D.A.MEDVEDEV TO FEDERAL ASSEMBLY 2011
Serbin Michael Viktorovich, PhD at law, associate professor, Vice-president of the Youth Union of Lawyers of Russia. Position: deputy dean of law department. Place of employment: St.-Petersburg state university for space instrument making. E-mail: [email protected] Annotation: In presented article questions of legal regulation of an electoral system of the Russian Federation and possible ways of its perfection in a view of the message of the President of the Russian Federation to Federal Assembly are considered. Specific measures on reforming an electoral system of Russia which are called up to assist its further modernization are offered. Keywords: elections, an electoral system, the
selective legislation, the voter, selective process, modernization, political parties.
22 декабря 2011 г. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации1 обозначил принципиально новый курс на модернизацию политической системы государства. Впервые за последние годы глава государства столь детально и подробно остановился на проблемах политической системы и предложил давно назревшие в России изменения в избирательное законодательство.
Президент России Дмитрий Медведев предложил, в частности проводить выборы глав регионов прямым
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета, N 290 от 23.12.2011
голосованием, в упрощенном порядке регистрировать партии, изменить систему выборов в Госдуму.
«Я предлагаю комплексную реформу нашей политической системы», - сказал Медведев, оглашая послание парламенту. «Считаю необходимым следующее: перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов, ввести упрощенный порядок регистрации партий - по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны», - заявил Президент Российской Федерации2.
По его словам, необходимо сократить количество подписей избирателей, необходимое для участия в выборах Президента РФ, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий - до 100 тысяч. «Кроме того, предлагаю изменить систему выборов в Госдуму, считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам», - сказал
Д.А.Медведев3. Он отметил, что «эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте». «Сейчас, к сожалению, и все это знают, некоторые субъекты федерации не имеют даже одного депутата, избранного местными жителями», - подчеркнул глава государства.
Президент также напомнил, что о необходимости изменения политической системы недавно говорил также и председатель правительства РФ Владимир Путин, и отметил, что поддержал эти инициативы. «Хотел бы сказать, что я слышу тех, кто говорит о необходимости перемен, и понимаю их. Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни», - подчеркнул Д.А.Медведев.
После краткого перечисления предложений Д.А.Медведева, хотелось бы особо заострить внимание на последней фразе главы государства о том, что он слышит тех, кто говорит о необходимости перемен. А действительно ли так новы предложения, высказанные Д.А.Медведевым относительно порядка назначения руководителей субъектов РФ, выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента РФ, порядка создания политических партий? Для того чтобы ответить на этот вопрос, попробуем проанализировать предложенные Президентом РФ новеллы в свете действующего избирательного законодательства.
Начнем, пожалуй, с первого предложения, касающегося изменения порядка наделения полномочиями глав субъектов Российской Федерации.
Напомним, что Россияне перестали выбирать глав субъектов в сентябре 2004 года. Тогда на расширенном заседании Правительства РФ с участием губернаторов, сенаторов и депутатов Государственной Думы Президент России выступил с программой политических реформ. Наиболее масштабными были две инициативы главы государства - отмена прямых выборов глав регионов в связи с необходимостью укрепления вертикали власти для более эффективного противодействия террористической угрозе и создание Общественной палаты как органа контроля граждан за действиями государства.
2 Президент пообещал вернуть прямые выборы губернаторов // "Российская газета" - www.rg.ru от 22.12.2011
3 См.: Там же.
В научных и политических кругах произошел раскол. Были убежденные сторонники того, что идея отмены прямых выборов глав субъектов является оправданной и своевременной, а также ярые противники данного нововведения.
На сегодняшний день главы регионов России наделяются полномочиями следующим образом. Статья 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федера-ции»4 в редакции от 30.11.2011 устанавливает, что гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном вышеназванным Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Президент Российской Федерации вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) из числа кандидатур, предложенных политической партией в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях»5.
В случаях, предусмотренных пунктом 14 статьи 26.1 Федерального закона "О политических партиях", Президент Российской Федерации определяет кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в том числе из лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров, и вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Перед внесением Президентом Российской Федерации представления о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проводятся консультации по представляемой кандидатуре.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение десяти дней со дня внесения представления.
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не принял решение о наделении пред-
4 Собрание законодательства РФ, от 18.10.1999, N 42, ст. 5005
5 Собрание законодательства РФ от 16.07.2001, N 29, ст. 2950
ставленной Президентом Российской Федерации кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или о ее отклонении, либо отклонил указанную кандидатуру, проводятся консультации с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и политической партией, внесшей Президенту Российской Федерации предложение об этой кандидатуре. С учетом результатов консультаций Президент Российской Федерации вправе повторно внести представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Как видно из представленной конструкции, на сегодняшний день в процессе наделения полномочиями глав регионов участвуют три субъекта - Президент Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, политические партии (приоритет, безусловно, у победившей в регионе политической партии). Однако на практике, все сводилось к тому, что региональные парламенты беспрекословно соглашались с той позицией, которую высказывал Президент России и, не желая портить отношения с главой государства принимали и пока принимают решения о наделении представленной Президентом Российской Федерации кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации полномочиями.
С введением в 2004 г. описанного выше порядка наделения полномочиями глав субъектов РФ можно было бы много говорить о нарушениях демократических принципов и начал, установленных Конституцией России, если бы не Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 136.
В частности, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что само по себе право законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации на участие в формировании исполнительного органа власти данного субъекта Российской Федерации не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации;
Право принимать участие в прямых выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и быть избранным на эту должность не закреплено в качестве конституционного права гражданина Российской Федерации. Нет такого права и в числе тех общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, которые в Конституции Российской Федерации не названы.
Не имея непосредственного конституционного закрепления, эта возможность по своему нормативному содержанию не является необходимым элементом ни
6 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 января 2006 г. № 3 ст. 336
конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, ни иных конституционных прав, таких как право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства и право на доступ к государственной службе, закрепленных статьей 32 Конституции Российской Федерации, - она была введена законодательными актами, регулирующими порядок формирования органов государственной власти, в качестве составной части конституционно-правового института организации органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и, следовательно, произ-водна от организации государственной власти в субъекте Российской Федерации и предопределяется порядком замещения указанной должности, который устанавливался федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерацией7.
Внося изменения в установленный Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), федеральный законодатель исключил из числа правомочий гражданина по участию в данной процедуре право избирать и быть избранным на эту должность посредством прямых выборов. Тем не менее, по мнению Конституционного Суда РФ поскольку из Конституции Российской Федерации не вытекает, что прямые выборы являются единственно правомерным способом получения гражданином Российской Федерации полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), новый порядок не может рассматриваться как ограничение конституционного права и тем самым - как нарушение статей 32 и 55 Конституции Российской Федерации.
Справедливо возникает вопрос: почему в 2005 году Конституционный Суд РФ признал нормы Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не противоречащими Конституции РФ, а в 2011 г. Президент говорит о том, что необходимо вернуться к выборам глав субъектов РФ? Хочется верить, что нынешний Президент России Д.А.Медведев осознал неэффективность существующей модели наделения полномочиями глав субъектов РФ и в ближайшее время внесет предложения по изменению действующего законодательства в части возврата к прямым выборам глав субъектов России гражданами, проживающими на территории данного региона. По нашему мнению, только прямые выборы являются формой непосредственной демократии, посредством которой граждане должны решать, кто будет управлять регионом, в котором они проживают. Именно такая модель является истинно демократичной и соответствует духу правовых норм, закрепленных в Основном законе нашей страны.
Очень хочется надеяться, что предложение Президента РФ не будет трансформировано в модель, когда населению будут предлагаться кандидатуры на должность руководителя региона тем же Президентом РФ,
7 См.: Там же.
и будет исключена возможность участия в выборах самовыдвиженцев. По нашему мнению, уровень правовой культуры населения достаточен для того, чтобы самостоятельно определить достойного кандидата (будь он представитель от политической партии или самовыдвиженец) и именно за данного кандидата отдать свой голос. Полагаем, что демократия по указке не может считаться демократией в принципе, а подобного рода проявления схожи с зародышем тирании.
Следующее предложение Президента РФ касается порядка избрания депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в соответствии с которым, на выборах должна использоваться смешанная (мажоритарно-пропорциональная), а не исключительная пропорциональная избирательная система.
Итак, рассмотрим порядок выборов Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, который пока существует в Российской Федерации.
18 мая 2005 был принят Федеральный закон № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в котором в частности говорится, что депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Как известно, предыдущая редакция Закона о выборах депутатов Государственной Думы давала возможность участвовать гражданам в выборах как по одномандатным округам (т.е. независимо от партийной принадлежности), так и по партийным спискам. Можно возразить и сказать, что и действующий закон содержит норму, формально дающую право быть избранным депутатом Государственной Думы беспартийному гражданину, но, так ли это?
В соответствии со ст. 7 ФЗ 18 мая 2005 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Эта же статья гласит, что «Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии». Как видим, данная норма не является императивной и лишь дает право партиям включать беспартийных граждан в состав федерального списка, что например, продемонстрировала партия «Единая Россия», включив Президента России Дмитрия Медведева под номером «1» в состав федерального списка партии на прошедших 4 декабря 2011 г. выборах депутатов Государственной Думы. Не трудно догадаться, какое место смог бы занять в любой из партии, беспартийный гражданин России, пожелавший выдвинуть свою кандидатуру на выборах депутатов Государственной Думы.
Полагаем, что уже на тот момент отмена смешанной избирательной системы в России и замена ее на пропорциональную являлась противоречащей Конституции РФ. Равенство всех граждан ограничивалось (и пока, в соответствии с действующим законодательством ограничивается) дополнительными условиями, которые государство навязывает гражданину.
Бесспорно, избирательная система является важнейшим и обязательным элементом любого демократического режима. Это объясняется тем, что демократия в обществе не может функционировать без полномочного представительства, формируемого для
участия в управлении делами общества, а такое представительство не может быть демократичным, если само общество не участвует в его формировании.
Во время обсуждения в Центральной избирательной комиссии РФ проекта Закона о полном переходе в России к выборам по партийным спискам некоторые члены ЦИК выступали с обоснованными возражениями со ссылкой на международную практику. Член ЦИК доктор юридических наук Е.И. Колюшин заявил, что введение такого порядка выборов «не приведет к прогрессу на парламентских выборах, отрицательно повлияет на развитие правового государства и гражданского общества». На его вопрос «Почему страны «Большой восьмерки», за исключением Германии, не используют пропорциональную систему» руководство ЦИК парировало: «Пусть эти страны и отвечают». Вот такое было «всестороннее, научно-правовое и конституционное обсуждение» судьбоносного закона об избирательной системе, «с учетом международного опыта». В результате ведущая роль политических партий узаконивается вопреки воле более 90% избирателей8. Как уже было сказано, международный опыт, и нормы международного права в действующем законе о выборах депутатов ГД ФС РФ были абсолютно не учтены. В частности, п. 4 ст. 3 и п.3 ст.10 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, закрепляют право граждан избираться в представительные органы не только в составе партийных списков, но и в порядке самовыдвижения9.
Рассмотрим более подробно некоторые недостатки существующей пропорциональной избирательной системы в Российской Федерации:
Во-первых, на выборах в Государственную Думу списки кандидатов от каждой политической партии официально публикуются после их регистрации, однако избиратель вряд ли сможет изучить несколько тысяч фамилий. Однако, главное состоит в том, что такая оценка кандидата со стороны избирателя никому не нужна: ведь он отмечает только партию, за которую голосует, а кандидаты получат мандаты без его участия, в порядке очередности в списке. Этот порядок определяется руководителями партий, в том числе с учетом финансовой поддержки партии со стороны того или иного кандидата. Избиратель на этот порядок никак не влияет ни при составлении списков, ни при голосовании. Причем первая тройка кандидатов от той или иной партии в избирательном бюллетене указывается вместе с названием и эмблемой партий. На первом месте среди этих трех стоит лидер партии, а двое других зачастую к партии не имеют прямого отношения, по крайней мере, отношения к тому, чтобы руководить ее делами. Это может быть известный кинорежиссер, борец, певец и т.д.10 При включении в списки партии «звездные кандидаты» зачастую прямо и откровенно заявляют, что они «сидеть» (то есть работать) в Государственной Думе не будут и при избрании передадут свое место следующему в списке кандидату. Это, кстати касается и тех регионов, где спи-
8 Карапетян Л.М.Конституция и партийно-политическая избирательная система в России// Конституционное и муниципальное право, 2006, №2 С.57
9См.: Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств//Собрание законодательства РФ. 28 ноября 2005 г. N 48. Ст. 4971.
10 Чиркин Й.Е.Оптимальная избирательная система для России
(субъективные заметки) //Журнал российского права, 2004, № 11
С.83
ски возглавляют губернаторы, которые заведомо понимают, что не будут работать в избираемом органе власти (кстати говоря, данный тезис подтвердился 4 декабря 2011 г., когда многие губернаторы, в том числе и губернатор Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко, отказались от мандатов депутатов Гос. Думы). Трудно понять ученых, которые ратуют за пропорциональную систему, которая применяется в нашей стране. Голосование за бренд, за узнаваемое и популярное лицо сходно с обманом потребителя, который покупая продукт в красивой упаковке, получает дешевую подделку11.
Другой слабой стороной пропорциональной избирательной системы является наличие заградительных барьеров (в Израиле - 1,5%, в Дании - 2%, в Швеции -4%, в Германии - 5%, в России 7%!), которые исключают возможности для участия в распределении мандатов мелких партий.
Насмешкой над небольшими политическими партиями можно считать положение ФЗ «О выборах Депутатов Государственной Думы ФС РФ» в котором, в частности говорится, что до распределения депутатских мандатов осуществляется передача депутатских мандатов федеральным спискам кандидатов, получившим менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов. При этом федеральному списку кандидатов, получившему менее 6, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передается один депутатский мандат, а федеральному списку кандидатов, получившему менее 7, но не менее 6 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передаются два депутатских мандата. Трудно сравнить 3-5 депутатов от «мелких» политических партий в Государственной Думе с реальной оппозицией, когда существующие политические фракции крайне вяло проявляют свой оппозиционный характер.
Поддерживая слова Президента РФ, еще раз утвердительно заявим о необходимости введения соотношения пропорциональной и мажоритарной частей системы выборов, тем самым не ущемляя конституционные права миллионов беспартийных россиян12. Другими словами, неизбежен возврат к смешанной избирательной системе на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, при которой 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам на основе единой нормы представительства (мажоритарная система), а 225 - по единому федеральному избирательному округу (по партийным спискам).
Хочется и в данном случае надеяться на то, что предложения Президента РФ будут законодательно реализованы таким образом, что дадут возможность, в том числе, беспартийным гражданам участвовать на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве самовыдвиженцев наравне с кандидатами от политических партий (а никак не наоборот). В случае же, если
11 Сербин М.В. Совершенствование избирательной системы России: от необходимости - к неизбежности // Закон и право. 2011. № 5. С. 16.
12 Сербин М.В. Проблемы дальнейшего совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации //Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 3. С. 50.
право на самовыдвижение по 225 одномандатным избирательным округам будет законодательно запрещено, то такая избирательная система вновь не будет истинно демократичной, т.к. в Российской Федерации доля граждан, которые состоят в той или иной политической партии составляет менее двух процентов, что свидетельствует о том, что, во-первых, ведется слабая работа самих политических партий по привлечению новых членов в свои ряды, во-вторых, крайне сложный порядок создания новых политических партий создает препятствие активным гражданам участвовать в политической жизни страны, создавая новые партии .
Упомянув о том, что в Российской Федерации крайне усложнен порядок создания политических партий, нельзя еще раз не вспомнить о еще одной инициативе Президента РФ, касающейся упрощенного порядка регистрации партий - по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны. По сравнению с существующим порядком регистрации политических партий, предложение Д.А.Медведева гипер упростит задачу тем, кто уже многие годы стремится создать политические партии, но сталкивается с различными трудностями, которые заложены в законе.
Напомним, в соответствии с действующим Федеральным законом «О политических партиях» в политической партии должно состоять: с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года - не менее сорока пяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот пятидесяти членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот членов политической партии; с 1 января 2012 года - не менее сорока тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее ста пятидесяти членов политической партии. Такое установление численности политических партий привело к тому, что за последние несколько лет количество партий в России сократилось в несколько раз до семи политических партий. Описанную выше инициативу Д.А.Медведева можно, безусловно, расценивать как положительный шаг в развитии многопартийности в нашей стране, однако, по нашему мнению, регистрация партий по инициативе 500 человек может привести к тому, что их количество вырастет если не до сотни, то, как минимум может приблизиться к цифре со-рока-пятидесяти, а это в свою очередь не будет способствовать привлечению граждан к участию политической жизни государства. Полагаем, что для оптимизации процесса регистрации политических партий в Российской Федерации инициатива по их созданию должна исходить как минимум от 4-5 тысяч граждан. Данная цифра позволит оградить политическую систему России от различного рода сепаратистских и националистических движений, которые могут попытаться создать политические партии в нашей стране.
Возвращаясь к тому вопросу, который мы задали в начале статьи, дадим на него следующий ответ: действительно, предложенные Президентом России Д.А.Медведевым инициативы, касающиеся модернизации политической и избирательной систем страны
являются далеко не новыми и на протяжении последних лет активно обсуждались и предлагались и учеными и политиками. Однако необходимо признать и то, что государство, в лице Президента РФ Д.А.Медведева услышало тех, кто без устали настаивал на тех переменах, время которых, по всей видимости, пришло.
Дело за малым, чтобы все сказанное было претворено в жизнь. Мы ждем от Вас новых смелых шагов уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Список литературы:
Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета, N 290 от 23.12.2011
Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 января 2006 г. № 3 ст. 336
Президент пообещал вернуть прямые выборы губернаторов // «Российская газета» - www.rg.ru от 22.12.11
Карапетян Л. М. Конституция и партийно-
политическая избирательная система в России// Конституционное и муниципальное право, 2006, №2 С.57
Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Госу-дарств//Собрание законодательства РФ. 28 ноября 2005 г. N 48. Ст. 4971.
Сербин М.В. Совершенствование избирательной системы России: от необходимости - к неизбежности // Закон и право. 2011. № 5. С. 16.
Сербин М.В. Проблемы дальнейшего совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации //Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 3. С. 50.
Чиркин В.Е.Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) //Журнал российского права, 2004, № 11 С.83