8. Шакирова Э. Ф. Формирование социальной активности у студентов с ограниченными возможностями здоровья во вне-учебной деятельности / Э. Ф. Шарикова // Вестник университета : социология и управление персоналом. - М. : Государственный университет управления. - 2007. - № 11 (37) -С. 120-121.
Н. Ю. Фоминых
УДК004.85:378.09.147:81'243
МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
^ егодняшнее мировое цивилизованное сообщество во всех своих сферах базируется на использовании информационно -коммуникационных технологий. Повсеместный процесс информатизации обусловил развитие новой формы человеческого бытия -информационного общества, где информационная культура становится частью повседневной жизни специалистов всех без исключения отраслей деятельности. Активное внедрение технологий информатизации современного общества не могло не коснуться и системы образования. Обеспечение сферы образования теорией, методикой и практикой разработки и использования информ ационно -коммуникационных техно -логий (ИКТ) является одним из важнейших
средств реализации новой государственной образовательной парадигмы, направленной на создание максимально благоприятных условий для саморазвития личности будущих профессионалов.
Изменения в мировой общественной, политической и экономической жизни оказывают заметное влияние как на развитие системы образования в целом, так и на определение роли и места иностранного языка, в частности. Современный этап развития общества характеризуется повсеместной глобализацией и бурным развитием коммуникации. В свою очередь, социальный заказ обнаруживает потребность в конкурентоспособных специалистах нового поколения, которые смогут органично адаптироваться к профессиональной деятельности в мире разнообразных контактов как личностных, так и профессиональных. В связи с этим возрастают требования к иноязычной профессиональной подготовке будущих специалистов всех профилей, что подтверждается Программой «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов, где провозглашено, что «...владение иностранным языком является неотъемлемой частьюпрофессиональной подготовки всех специалистов в вузе» [11, С. 24].
Проблема иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов постоянно находится в поле повышенного внимания педагогов всего мира, среди них наработки Г. Борозинец [3], И.М. Колко-вой [15], И.Л. Сальной [12], О. Тарнополь-ского [13], Е. Ггепёо [17], других. Однако, иноязычная профессиональная подготовка будущих специалистов требует модернизации в соответствии с современным уровнем развития информационно-коммуникационных технологий, поскольку профессиональная деятельность всех без исключения профессионалов осуществляется в открытом глобальном просторе, как реальном, так и виртуальном, на основе использования компьютера, Интернета и всевозможных современных мобильных устройств. Поэтому
базисом для наших научных изысканий стали работы, связанные с проблемой информатизации образования (В. Быков [2], В. Грин-шкун [5];М. Жалдак [6]; Е. Машбиц [10]), в частности иноязычного (Е. Воробьева [4]; Л. Морская [11]; Е. Полат [7]; С. Титова [14]; N. Hockly [16]). В последнее время в работках отечественных и зарубежных авторов (А. Андреев [1], В. Куклев [9], Е. Патаракин, R. Cobcroft [19], D. Kelly [18]) наряду с различными учебными формами и методами электронного обучения встречается термин «мобильное обучение», подразумевающее использование разнообразных мобильных (портативных) устройств в учебно-воспитательном процессе, независимо от места и времени, что, безусловно, расширяет возможности и качество современной системы образования.
В связи с этим целью статьи является всестороннее рассмотрение возможностей использования мобильного обучения для модернизации иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов.
Сегодня мобильные устройства широко используются всеми членами информационного общества, и особенно популярны среди молодежи.Удешевление, демократизация доступа и последующее широкое распространение смартфонов, мобильных телефонов, планшетов и других портативных или компактных автономных устройств предопределили одно из важнейших направлений развития информационно-коммуникационных технологий в образовании - мобильное обучение (mobilelearning). Согласно ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании: Термины и определения», мобильное обучение -это электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося [8]. Действительно, тот факт, что учебный процесс, основанный на использовании мобильных устройств, не ограничивает свободу передвижения студентов, делает мобильное обучение своевре-
менным, полным, достаточным, исчерпывающим и максимально персонализированным. Такой подход развивает у студентов высокую степень сознательности и самостоятельности, поскольку постепенно к ним приходит осознание того, что обучаться можно и необходимо постоянно, все время, в любом месте. Именно мобильное обучение призвано реализовать идею об обучении на протяжении всей жизни, поскольку формирует у молодого поколения полезную привычку учиться.
Дисганцн онное обучение
Э/1 ек финние обучение
Мобильное обучение
Рис. 1. Разновидности обучения с использованием ИКТ
При этом следует отличать электронное, дистанционное, смешанное и мобильное обучение. Электронное обучение основано на использовании информационно-коммуникационных технологий. Дистанционным является обучение на расстоянии, не всегда с применением ИКТ (так, например, возможна доставка печатного образовательного контента почтой или корреспонденция с преподавателем). Смешанное обучение предполагает различные комбинации традиционных и электронных форм, методов и технологий обучения; мобильное же является разновидностью электронного обученияи предполагает использование определенного вида устройств и приложений (портативных
или мобильных). Схематически соотношение видов обучения с использованием ИКТ можно представить в виде концентрических окружностей (рис. 1).
Проблема мобильного обучения на сегодняшний день находится в центре изучения мирового педагогического сообщества, что подтверждается результатами работы уже ставших традиционными конференций: International Conference «Mobile-learning» (http://www.mlearning-conf.org/), Международной выставки и конференции «Современные технологии обучения в компаниях и учебных учреждениях» (http://www.elearnexpo.ru/), Международной конференции «Cloud & Mobility» (http:// www.iksmedia.ru/cloud_2013/conference.html), Всемирного конгресса
«MobileWorldCongress 2013»
(http://www.mobileworldcongress.com/).
Анализ материалов приведенных выше международных конференций и проектов позволил определить некоторые положения по поводу мобильного обучения. Прежде всего, основной проблемой по внедрению мобильного обучения в учебно-воспитательный процесс является не перенос учебных материалов из учебников (бумажных и электронных) на портативные устройства, а создание новых мобильных учебных материалов, основанных на инновационных подходах и новых формах подачи обучающего контента: социальные сети, новостные ленты,
В Севастопольском институте банковского дела, а также Крымском гуманитарном университете (г. Ялта) проводилось экспериментальное исследование, в рамках которого в учебно-воспитательный процесс по английскому языку внедрялось использование мобильных телефонов и других устройств. Приведем примеры мобильных приложений, которые засвидетельствовали свою эффективность для изучения английского языка будущими специалистами. Отметим, что нами были определены три большие группы мобильных приложений: 1) приложения, на основе которых препо-
даватели и студенты могут создавать собственные учебные задания; 2) готовые обучающие модули по английскому языку; 3) приложения, не предназначенные специально для использования в учебно-воспитательном процессе. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп программ.
Прежде всего, следует обратить внимание на бесплатные электронные оф-лайн словари для мобильных приложений, в базе которых представлен такой диапазон лексических единиц: английский словарь дефиниций (WordNet), словари анаграмм, сино-номов, англо-русский (Muller) и русско-английский словари. Возможность работы оф-лайн делает словарную помощь более удобной и своевременной, а наличие такого обширного лексического запаса - полной, достаточной и исчерпывающей.
Следующий сервис, заслуживающий внимания - Quizlet(http ://quizlet. com/) - бесплатное приложение для изучения слов и терминов, эффективный сервис для пополнения профессионально ориентированного словаря будущих специалистов, позволяет создавать лексические карты с терминами и дефинициями, озвученными дикторами носителями более 20 языков мира. На основе разработанных преподавателем набора лексических карточек Quizlet автоматически строит тренировочные упражнения, игры и тесты, при этом для каждого студента генерируется индивидуальное задание с автоматической проверкой. Сервис бесплатно устанавливается на мобильные телефоны, работает под операционной системой Android, студенты самостоятельно могут разрабатывать собственные наборы лексических карт по учебным текстам на занятии или дома. В Quizletтакже предусмотрен режим работы оф-лайн, предоставляющий возможность выполнять предварительно сгенерированные упражнения и игры.
Засвидетельствовал свою эффективность в ходе изучения грамматики и лексики английского языка будущими специалистами бесплатный сервис для создания ментальных
или интеллект-карт Mindomo (http:// www.mindomo.com/). Ментальные карты считаются альтернативным видом записи или ведения нелинейного конспекта. Элементами ментальной карты являются те же, что и в обычном представлении информации: текст, картинки, плюс аудио файлы и гиперссылки, однако, в линейном тексте ориентироваться гораздо сложнее. Преимуществами ментальной карты являются: четкость, логичность, взаимосвязь, систематизация, обобщение, визуализация представленной информации. Что касается иноязычной подготовки, то Mindomo является продуктивным сервисом для создания обобщающих динамических грамматических схем, элементами которых выступают: правила употребления грамматической структуры, формы образования, примеры, гиперссылки на упражнения и дополнительные источники. Таким образом, учащиеся формируют собственные грамматические справочники по тем темам грамматики, которые вызывают у нихособые затруднения. Что касается изучения лексики, то данный сервис предоставляет возможность разработки тематических иллюстрированных словарей, что также позволяет каждому студенту построить собственную траекторию овладения профессионально ориентированным словарем.
Эффективный вид самостоятельной работы на основе Mindomo - осмысленное домашнее чтение. В этом случае студент разрабатывает две карты: 1) словарь незнакомых слов с дефинициями, переводом или иллюстрациями значения; и 2) основные положения текста.
На занятии обе карты могут использоваться для пересказа текста или обсуждения его основных идей в парах или микрогруппах, поскольку разработанные самостоятельно интеллект-карты позволяют не просто перечислить новые слова, а визуализировать их в смысловом и тематическом контексте, тем самым значительно повышают их запоминание; дают возмож-
ность вспомнить содержание текста в любое время. Mindomo предусматривает два режима работы - он-лайн и оф-лайн.
ESL Daily English VOA (Voice of America for English Learners) - новостной радио-подкаст для изучающих английский язык. Он предоставляет доступ к аутентичным звуковым и текстовым материалам, есть возможность загрузки аудио файлов на телефон, работает в он-лай и оф-лайн режимах. Установив ESL Daily English VOA на мобильные устройства,студенты получают возможность погружения в иноязычную среду во время и после занятий. Одним из расширений использования сервиса может быть включение студентов во встроенный чат-обсуждение новостей со студентами по всему миру, что делает процесс иноязычной подготовки будущих специалистов коммуникативным и приближенным к реалиям современной жизни.
Не вызывает сомнения необходимость использования блогов в изучении английского языка. В иноязычной профессиональной подготовке будущих специалистов значительная роль отводится формированию умений письма. В свою очередь, сложно представить современное обучение письму без использования компьютера, мобильных устройств и специальных сервисов, среди которых одним из самых распространенных является Blogger (https://www.blogger.com/). Установив этот сервис на мобильное устройство, студенты получают мгновенный доступ к своим блогам, что значительно повышает результативность, поскольку сокращается время публикаций новых сообщений и реагирования на комментарии в блоге. В процессе иноязычной профессиональной подготовки будущим специалистам рекомендовано ведение Reflective English Learning Blog, где студенты делятся своими впечатлениями, успехами, достижениями, прогрессом или отмечают собственные трудности в процессе изучения английского языка. Обязательным заданием является ежемесячный SWOT analysis (Strength, Weaknesses,
Opportunities, Threats), что позволяет самостоятельно отслеживать собственный прогресс в овладении английским языком и обозначить ближайшие цели и проблемные темы, требующие повторного изучения.
Современный этап развития общества характеризуется большой вероятностью получения информационного стресса вследствие лавины информации, которая обрушивается на человека ежедневно, поэтому каждому индивиду необходимо уметь отсекать так называемый информационный мусор, находить валидные источники информации и сохранять их. На пути решения этой проблемы эффективными могут быть сервисы социальных закладок, позволяющие сохранять найденную информацию за считанные секунды, делиться найденным с другими пользователями и получать доступ к своему профилю из любой точки мира. Особенно актуально использование социальных закладок студентами, поскольку им необходимо создавать копилку обучающих ресурсов, засвидетельствовавших результативность. Кроме того, в ходе иноязычной профессиональной подготовки с использованием ИКТ студенты проектируют множество собственных разработок в области изучения английского языка: ментальные карты, набор лексических карточек, рефлективные блоги, презентации, ссылки на которые также требуют хранения в сети Интернет. Примером сервиса социальных закладок для мобильных устройств может быть Pinterest (http://www.pinterest.com/). Название этого сервиса представляет собой слияние двух английский слов: pin - булавка и interest-интерес, что свидетельствует о его назначении - доска объявлений, которая позволяет сохранить неограниченное количество ссылок, систематизированных по тематическим разделам. Студентам рекомендуется обязательное создание таких досок: My Toolsto Study English (обучающие программы, словари, ссылки на полезные сайты), MyProjects (собственные разработки студентов: презентации, блоги, ментальные карты).
Кроме описанных выше мобильных приложений, которые позволяют преподавателям и студентам создавать собственный учебный контент, следует также отметить готовые разработки по изучению английского языка, предполагающие предпочтительно тренировочный режим работы. Сре-диних: многочисленныепредложения British Council (Learn English: Johnny Grammar's Word Challenge; British Council Podcasts, Learn English Everyday), University of Cambridge (Phrasal Verbs Machine). Приложения представлены в игровой форме и могут быть полезны на начальной ступени овладения английским языком, процесс обучения проходит ненавязчиво, однако большим недостатком готовых тренировочных модулей является невозможность их использования на продвинутом этапе изучения языка, исключение творчества и построения собственной траекторией иноязычного образования.
Существует также возможность использования в учебном процессе по английскому языку мобильных приложений, которые изначально для этого не предназначались, например, Skype, Facebook, QR ^de Reader, Evernote. Обучающий потенциал Skype, особенно для изучения иностранных языков безграничен, данное приложение обеспечивает мгновенную связь с преподавателем или носителем языка, что значительно упрощает и ускоряет учебно-воспитательный процесс. Если говорить о социальной сети Facebook, то она предоставляет возможность создания обучающих социальных групп, примерами которых могут быть международная студенческая группа SEOL (Students of English Online), где студенты мирового образовательного пространства делятся советами и ссылками по изучению английского языка, работа группы координируется несколькими преподавателями-администраторами, которые корректируют работу учащихся и направляют ее в нужном направлении. Примером профессиональной преподавательской группы является EOL (English
Online). Что касается приложения CodeReader, то оно может эффективно использоваться для организации поисковой проектной деятельности студентов он-лайн. На основе приложения Evernote студенты могут эффективно организовать свой учебный график, спланировать свободное время, записывать лекции за преподавателем, организовывать совместную работу над документами, использовать приложение в качестве записной книжки. То есть программаявляется мощным инструментом самоорганизации, неотъемлемым условием успешности процесса обучения.
Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа по модернизации иноязычной профессиональной подготовки на основе внедрения мобильного обучения, позволила сделать ряд следующих заключений:
1) мобильное обучение, безусловно, имеет неограниченные возможности для иноязычного образования будущих специалистов;
2) среди отличительных черт мобильного обучения, прежде всего, необходимо отметить своевременность, оперативность, гибкость, вариативность, удобство, продуктивность, индивидуализация, персо-нализация, автономность, сознательность, неформальность, интерактивность;
3) мобильное обучение обеспечивает безграничный доступ к аутентичным учебным материалам, наполняет аудиторные формы работы современным содержанием, стирает границы между очным и дистанционным обучением, предоставляет обратную связь с преподавателем и мировым учебным сообществом, прививает студентам привычку учиться непрерывно, повышает автономность учащегося, способствует построению высокоперсонализи-рованной среды обучения для каждого студента;
4) рынок программного обеспечения предлагает образованию широкий спектр приложений для мобильных устройств. Однако наиболее эффективными и результативными для обучения являются именно те
приложения, которые позволяют студентам принимать активное участие в отборе и создании учебного контента, что делает их сопричастными конструированию учебно-воспитательного процесса.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается актуальный вопрос использования мобильного обучения для модернизации иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов. Автором определено местоположение мобильного обучения в системе электронного обучения, приведены примеры мобильных приложений, эффективных для иноязычного образования, обозначены ключевые черты и преимущества иноязычного мобильного обучения.
Ключевые слова: иноязычная профессиональная подготовка, мобильное обучение, мобильные приложения, информационно-коммуникационные технологии, электронное обучение.
SUMMARY
The article deals with a very actual problem of using mobile learning in order to modernize prospective specialists' foreign language professional training. The author defines the place of mobile learning in the system of e-learning, the examples of effective for foreign language training applications are given, key features and advantages of mobile foreign language education are described.
Key words: foreign language professional training, mobile learning, mobile applications, information and communication technologies, e-learning.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев А. А. Направление и методика применения портативных персональных компьютеров в ДО / А. А. Адреев // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st101.html
2. Биков В. Ю. Моделi оргашзацтних систем вщкршо освии: Монографiя / В. Ю. Биков. - К. : Атика, 2008. - 684 с.
20А///
3. Борозенец Г. К. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка : дис. ... доктора пед. наук : 13.00.08 / Борозенец Галина Кузьминична. - Тольятти, 2005. -335 с.
4. Воробьева В. И. Информатизация иноязычного образования: основные направления и перспективы: монография / В.И. Воробьева. - Архангельск : Поморский университет, 2011. - 123 с.
5. Гриншкун В. В. Развитие интегратив-ных подходов к созданию средств информатизации образования : дис. ... доктора пед. наук : 13.00.02 / В. В. Гриншкун. - Москва, 2004. - 554 с.
6. Жалдак М. I. Комп'ютерно-орieнто-ваш системи навчання в загальноосвинш середнш школi / М. I. Жалдак // 1нформатика та шформацшш технологи в навчальних закладах. - 2008. - № 5. - С. 4-9.
7. Интернет в гуманитарном образовании : учеб. пособие для вузов / [под ред. Е. С. Полат]. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 272 с.
8. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: Термины и определения: ГОСТ Р 52653-2006. - [Утвержден и введен в действие 27 декабря 2006 г.].
9. Куклев В. А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании : автореф. . док. пед. наук : 13.00.02 «Общая педагопка, история педагопкии образования» / В. А. Куклев. -Ульяновск, 2010. - 46 с.
10. Машбиц Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. / Е. И. Машбиц. - М. : Знание, 1986. - 80 с.
11. Морська Л. I. Теоретико-методичш основи розробки та застосування комп'ютер-ного педагопчного тесту : монографiя. -Тернопшь : Астон, 2006. - 160 с.
12. Сальная Л. К. Обучение профессионально ориентированному иноязычному общению / Л. К. Сальная. - Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. - 198 с.
13. Тарнопольский О. Б. Методика обучения английскому языку для делового
общения: учебное пособие / О. Б. Тарнопольский, С. П. Кожушко. - К. : Ленв^, 2004. -192 с.
14. Титова С. В. Теоретические основы компьютерно-информационной модели обучения иностранным языкам : дис. ... доктора пед. наук : 13.00.02 / С. В. Титова. - Москва,
2004. - 512 с.
15. Языковое образование в ВУЗе: метод. пособие для преподавателей высшей школы, аспирантов и студентов / [под общей редакцией М. К. Колковой]. - СПб. : КАРО,
2005. - 160 с.
16. Dudeney G. How to Teach English with Technology / Gavin Dudeney, Nicky Hockly. -Pearson Longman, 2008. - 192 p.
17. Frendo E. How to Teach Business English / Evan Frendo. - Pearson Longman, 2008. - 162 p.
18. Kelly D. Lessons Learned from the mLearnCon 2011 Backchannel / D. Kelly // [Electron Resource]. - Access Mode: http:// www.learningsolutionsmag.com/articles/705/ lessons-learned-from-the-mlearncon-2011-backchannel
19. Opportunities and challenges for learners, teachers, and institutions / Rachel Cobcroft, Stephen Towers, Judith Smith, Axel Bruns Mobile learning in review: // Proceedings Online Learning and Teaching (OLT) Conference : Queensland University of Technology, Brisbane, 2006. - p. 21-30.