Научная статья на тему 'Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства го г. Кумертау'

Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства го г. Кумертау Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверьянова Е. В., Феофанова Н. В., Ташбулатова Р. С.

В данной статье рассмотрены проблемы жизненно важных аспектов проживания и работы в социуме, предоставления гражданам возможности определения формы управления многоквартирными домами. Проанализированы основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Сделаны выводы в результате анализа документации ремонтно-эксплуатационных участков. Проведены анализы структуры и деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства в городе Кумертау. Изучены опыты организаций городов Республики Башкортостан, России, Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аверьянова Е. В., Феофанова Н. В., Ташбулатова Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization and reforming of housing and communal services of Kumertau

The article reveals problems of essential aspects of living and working in the society, citizens’ opportunities of choosing an apartment house management. Main objectives of restructuring of housing maintenance and utilities board are analyzed. Conclusions based on the housing maintenance and utilities documentation analysis are made. Analysis of Kumertau housing maintenance and utilities board structure and activity are held. Utilities organizations’ experience of Bashkortostan, Russian Federation and Europe are studied.

Текст научной работы на тему «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства го г. Кумертау»

во многом от того, какой доход она приносит и какие перспективы дает. Можно сказать и иными словами, чтобы повысить престижность профессий сферы ЖКХ - сначала надо повысить зарплаты работникам. В Республике Башкортостан средняя заработная плата работников жилищно-коммунальной сферы на 01.01.2014 г. составляет 10,5 тыс. руб. Это в 2 раза меньше средней заработной платы по республике [4].

Во-вторых, необходимо проводить профориента-ционную работу, начиная со средней школы, направленную на повышение престижа рабочей профессии.

Обеспечение квалифицированными кадрами сферы ЖКХ крайне важно и актуально для современной экономики. Проблемой является то, что работники жилищно-коммунальной сферы должны иметь определенные навыки, которые отличаются от навыков специалистов рабочих профессий. Поэтому необходимо организовать систему непрерывного профессионального образования специалистов в сфере ЖКХ. Основная работа в данном случае ложится на учебные заведения среднего профессионального образования. На данный момент существует множество вопросов по подготовке федеральных государственных образовательных стандартов нового образца, учитывающих

профессиональные особенности сферы. Эти проблемы нужно решать в кратчайшие сроки, иначе в ближайшем будущем квалифицированных специалистов, желающих работать в сфере ЖКХ, попросту не будет.

Список литературы:

1. Дефицит подготовленных кадров может стать сдерживающим фактором при реализации реформы отрасли ЖКХ // Городское хозяйство и ЖКХ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gkh.ru/about/ news/82238/.

2. На конференции для региональных СМИ обсудили основные направления развития отрасли ЖКХ // Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]. -URL: http://www.fondgkh.ru/news/72755.html.

3. Реформе ЖКХ мешает недостаток квалифицированных кадров в отрасли [Электронный ресурс] // Росбалт. - URL: http://www.rosbalt.ru/ business/2012/07/26/1015520.htmL

4. Статистика по вакансиям в различных отраслях экономики [Электронный ресурс] // Информационный портал занятости населения Минтруда РБ. -URL: http://www.bashzan.ru/sectors.

Аверьянова Е.В.

заведующий кафедрой городского строительства и хозяйства Кумертауского филиала ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», Россия, г. Кумертау

Феофанова Н.В., Ташбулатова Р.С.

студенты,

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», Россия, г. Кумертау

МОДЕРНИЗАЦИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

ГО г. КУМЕРТАУ

УДК 332

В данной статье рассмотрены проблемы жизненно важных аспектов проживания и работы в социуме, предоставления гражданам возможности определения формы управления многоквартирными домами. Проанализированы основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Сделаны выводы в результате анализа документации ремонтно-эксплуатационных участков.

Проведены анализы структуры и деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства в городе Кумертау. Изучены опыты организаций городов Республики Башкортостан, России, Европы.

MODERNIZATION AND REFORMING OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF KUMERTAU

The article reveals problems of essential aspects of living and working in the society, citizens' opportunities of choosing an apartment house management.

Main objectives of restructuring of housing maintenance and utilities board are analyzed. Conclusions based on the housing maintenance and utilities documentation analysis are made.

Analysis of Kumertau housing maintenance and utilities board structure and activity are held. Utilities organizations' experience of Bashkortostan, Russian Federation and Europe are studied.

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:

- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Основными способами достижения указанных целей являются:

- совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;

- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

- совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Жилищный кодекс РФ, в рамках проводимых реформ ЖКХ и для целей эффективного управления и обеспечения жизненно важными аспектами проживания и работы в социуме, предоставил гражданам возможность определиться с формой управления многоквартирными домами - Управляющая компания (УК) или товарищество собственников жилья (ТСЖ).

В городе Кумертау действует лишь одна форма управления - Управляющие компании, которых в городе 10.

В результате анализа документации ремонтно-экс-плуатационных участков сделан следующие выводы:

- по количественным показателям ремонтно-эксплуатационных участков достаточно для эксплуатации жилищного фонда города;

- потребители коммунальных услуг не получают полной информации об условиях и порядке их предоставляемых, тарифы увеличиваются, что вызывает недовольство населения;

- в квитанции об оплате коммунальных услуг включен расход на общие домовые нужды (ОДН), сумма которого иной раз превышает разумные значения.

Проведен анализ структуры и деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства в городе Кумертау. Изучен опыт организаций городов Республики Башкортостан, России, Европы, на основе чего предлагаются следующие мероприятия:

1) изменение структуры управления ЖКХ города;

2) оплата за потребление ресурсов (газ, вода, отопление, электричество) непосредственно ресур-сопоставляющим организациям;

3) введение прозрачной системы по использованию ресурсов воды жителями подъезда многоквартирного дома;

4) увеличение размеров штрафов за самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, воды.

Итак рассмотрим каждое из мероприятий более подробно.

1. Объединение всех УК РЭУ в одну организацию (подразумевается объединение всех УК РЭУ в одну организацию, при этом для эксплуатации жилищного фонда участки будут разделены точно так же, как и в данный момент).

Выводы:

1. Оптимизация штатного расписания:

На каждом участке сократится по 6 штатных единиц (при наличии в городе 10 РЭУ общее сокращение штата ИТР составит 60 единиц).

Это приведет к сокращению расходов на заработную плату и содержание помещений, энергозатрат, лучшему оснащению рабочих мест инженерно-технических работников материально-техническими ресурсами.

Сэкономленные средства должны быть направлены на приобретение средств механизации (снегоуборочные, поливомоечные, транспортировочные машины, подъемники) и оборудования (счетчики для учета затрат энергоресурсов, штукатурные агрегаты, краскопульты), благодаря чему сокращаются расходы на аренду данных машин у иных организаций.

2. Пересмотр должностных обязанностей специалистов МУП «Жилкомсервис»:

Ожидаемые результаты:

1. Уменьшится состав инженерно-технических работников (ИТР) (при этом организация будет единая и иметь 1 директора, 1 бухгалтера, 1 главного инженера, участками будут управлять начальники участков).

2. Сократятся затраты на фонд заработной платы ИТР.

Появятся средства для приобретения нового оборудования (сокращение затрат на фонд заработной платы ИТР даст возможность для закупки нового оборудования, тракторов, машин, что приведет к экономии собственных средств организации, не нужно будет платить дополнительно за аренду машин и оборудования).

52

Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. № 1 (7), 2014

Снизится оплата коммунальных услуг (за счет приобретения своего оборудования затраты на эксплуатацию здания снижаются).

3. Оплата за потребление ресурсов (газ, вода, отопление, электричество) непосредственно ресур-сопоставляющим организациям.

Согласно Жилищному кодексу РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ, Раздел VII, потребитель имеет право выбирать схему оплаты за получаемые энерго-, теплоресурсы и т. п.

В настоящее время оплата этих услуг производится по квитанциям в управляющие компании, по сути, являющиеся фирмами-посредниками, и только после этого управляющие компании перечисляют деньги поставщикам. В данном случае управляющая компания несет перед собственниками всю полноту ответственности за ненадлежащее их предоставление.

Суть предлагаемого мероприятия заключается в том, что житель, как потребитель коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение), будет оплачивать напрямую поставщику «Теплосети», «Водоканал», «Горгаз».

Собственники заключают прямые договора непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. При этом ресурсники являются исполнителями этих коммунальных услуг, но отвечают за их надлежащее предоставление перед потребителями только до точки ввода в дом.

С УК РЭУ заключается договор на содержание и ремонт, и эта организация обязана обеспечить поступление ресурсов в квартиры жителей домов (воды, газа, тепла, света). За ресурсы, потраченные на общедомовые нужды, можно рассчитываться только через УК.

Если жители не заключат такой комплексный договор с управляющей организацией, то им придется самим оформлять все необходимые документы для установки и поверки приборов учета, снимать с них показания, искать подрядчиков для выполнения ремонтных работ и работ по содержанию дома.

При этом начисление и выставление квитанций за оплату коммунальных ресурсов является обязанностью ресурсников. Обслуживающая дом компания также отдельно выставляет счета собственникам и жильцам согласно договору на содержание и ремонт.

Ожидаемые результаты:

1. Уменьшение затрат на оплату предоставляемых услуг.

2. Взаимодействие потребителей с поставщиками напрямую.

3. Прозрачность для населения системы оплаты общедомовых нужд.

4. Введение прозрачной системы по использованию ресурсов воды, электроэнергии жителями подъезда многоквартирного дома.

До настоящего времени потребители воды оплачивали лишь те расходы, которые были учтены индивидуальными приборами учета. На данный момент в квитанции населения включен пункт расхода воды на общедомовые нужды.

Предлагается ввести прозрачную систему потребления воды и электроэнергии по каждому подъезду.

Необходимо установить отдельные общедомовые счетчики на свет в подъездах для обоснованного начисления размера ОДН.

В день разноса квитанций об оплате за холодное водоснабжение на доске объявлений каждого подъезда расклеивать показания счетчиков каждой квартиры данного подъезда и общедомовые показатели. С целью выявления недобросовестных потребителей самими жителями этого подъезда.

Ожидаемые результаты:

1. Прозрачность для населения системы оплаты общедомовых нужд.

2. Обоснованные платежи на ОДН по холодной воде и электроэнергии (т. е. уменьшение затрат населения на оплату ОДН).

Увеличение размеров штрафов за самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, воды.

Организовать систематический контроль за использованием ресурсов, посредством введения в управляющие организации соответствующей должности. За самовольное (безучетной) использование ресурсов назначать более высокие размеры штрафов.

Ожидаемые результаты:

1. Уменьшение количества нарушений по безучетному использованию ресурсов.

На основе данных мероприятий возможно достигнуть оптимальной и максимально продуктивной работы жилищно-коммунального хозяйства ГО г. Кумертау.

Список литературы:

1. Зыкова Т. Дело - за малым // Российская газета. -2012. - № 46 (5719).

2. Мазница Е.М Предпринимательство в жилищно-коммунальном комплексе: учет, налогообложение, потенциал, подготовка кадров. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2012.

3. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: Экономика, 2009.

4. Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) -М.: Прогресс, 2008.

5. Инновационный менеджмент: Учебник /Под ред. В.А. Швандара, В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.