Academia. Архитектура и строительство, № 3, стр. 112-121. Academia. Architecture and Construction, no. 3, pp. 112-121.
Исследования и теория Научная статья
DOI: 10.22337/2077-9038-2024-3-112-121
Модернизация и инновационное развитие городов: взаимообусловленные процессы
Кулешова Галина Ивановна (Москва). Советник РААСН, академик МААМ (Московское отделение). Отделение научно-исследовательских работ ГИПРОНИИ РАН (филиал ФГБУ «Комфортная среда») (Россия, 119333, Москва, ул. Губкина, 3). Эл. почта: [email protected]
Аннотация. Эффективность развития инновационной экономики и модернизация городов - взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс создания комфортных условий для проживания населения, улучшения инвестиционного климата и формирования предпринимательской среды. Для обеспечения этого процесса принят рад директивных документов, в рамках которых разрабатываются современные планировочные стратегии модернизации городской среды, направленные на привлечение высококвалифицированных специалистов, развивающих инновационную сферу. Во многих регионах этот процесс идёт с недостаточной скоростью и наполненностью, в связи с чем очевидны необходимость и целесообразность раскрытия сути теоретических предпосылок модернизационных процессов городской среды. Новизна подхода заключается в обосновании взаимосвязи и взаимообусловленности процессов модернизации городской среды и развития инновационной экономики.
Ключевые слова: научно-инновационное развитие, модернизация городской среды, средовой подход, креативный город, креативный класс, культурные ресурсы, редевелопмент территорий, общественные пространства
Для цитирования. Кулешова Г.И. Модернизация и инновационное развитие городов: взаимообусловленные процессы // Academia. Архитектура и строительство. - 2024. - № 3. - С. 112-121. - DOI: 10.22337/2077-9038-2024-3-112-121.
Modernization and Innovative Development of Cities: Interdependent Processes
Kuleshova Galina I. (Moscow). Advisor of RAACS, Academician of the Moscow branch of the International Academy of Architecture. The Research Department of Department of Research Works of the Head Design and Research Institute of the Russian Academy of Sciences (branch of the FGBU "Comfortable Environment") (3, Gubkina str, Moscow, 119333, Russia). E-mail: [email protected]
Abstract. The effectiveness of the development of the innovative economy and the modernization of the city is an interconnected and interdependent process of creating comfortabLeLiving conditions for the population, improving the investment climate and the formation of an entrepreneurial environment. To ensure this process, a number of policy documents have been adopted, within the framework of which modern planning strategies for the modernization of the urban environment are being developed, aimed at attracting highly qualified specialists developing the innovative sphere. In many regions, this process is proceeding with insufficient speed and fuLLness, and therefore the necessity and expediency of revealing the essence of the theoretical prerequisites for the modernization processes of the urban environment are obvious. The noveLty of the approach Lies in the substantiation of the reLationship and interdependence of the processes of modernization of the urban environment and the deveLopment of the innovative economy.
Keywords: scientific and innovative deveLopment, modernization of the urban environment; environmentaL approach, creative city, creative cLass, cuLturaL resources, redeveLopment of territories, pubLic spaces
© Кулешова Г.И., 2024.
For citation. Kuleshova G.I. Modernization and Innovative Development of Cities: Interdependent Processes. In: Academia. Architecture and Construction, 2024, no. 3, pp. 112-121, doi: 10.22337/2077-9038-2024-3-112-121.
В настоящее время в стране действует целый ряд директивных документов, прямо или косвенно направленных на преобразование и модернизацию городов и городской среды1 и связывающих эти процессы с условиями эффективного формирования инновационной экономики [1]. Безусловно, конечная цель этих документов и программ носит широкий характер, созвучный общемировой тенденции преобразования городов в ресурсосберегающие, креативные, цифровые и экологические. Формирование современного облика города и удобного городского пространства - необходимое условие для привлечения инвестиций, развития бизнеса и прироста населения, обеспечивающих ускоренное развития инновационной сферы.
Отечественные города (и, как представляется, многие города постсоветского пространства) с разной мерой успеха находятся в стадии перехода от типичного индустриального города к мегаполису цифровой эпохи. Успешность подобной трансформации зависит от сбалансированного развития в региональном масштабе, модернизации промышленности, стимулирования роста «экономики знаний» и других факторов. Важной задачей является редевелопмент промышленных и прочих территорий, исчерпавших свой старый функционал, занимающих в иных городах порядка 40%. Наиболее острые вопросы и вызовы в области градостроительства связаны с развитием транспортной инфраструктуры, формированием комфортных общественных зон, привлечением участников бизнес-сообщества к реализации урбанистических проектов, формированием узнаваемого и самобытного облика городов.
Инновационная экономика имеет существенное отличие по сравнению с индустриальным периодом: индустриальные процессы были направлены на простые формы деятельности, в инновационной экономике предметом работы становится собственно интеллектуальная работа, то есть мышление. Эксперт обращает внимание [2] на то важное обстоятельство, что для эффективной реализации процесса «индустриализации мышления» необходимо поддержание на компактной территории высокой плотности мышления и разнообразия видов деятельности.
Профессор Дероше [3], известный канадский специалист в области городской экономики и планирования, отмечал в своё время роль так называемого фактора Джейн Джекобс [4] в формировании успешного города - инновационного центра. Его суть сводится к следующему: инновации про-
исходят из соединения нового, доселе не пробованного сочетания, инновации активнее возникают там, где много людей с разным опытом: инженеров, гуманитариев, учёных, которые обмениваются разными идеями. Другими словами, инновации не только развиваются разными и многими отраслями сразу, но и поддерживаются совокупностью всех знаний как в естественных, так и в гуманитарных науках. Диверсифицированная экономика городов и урбанизированных ареалов создаёт больше возможностей для коммуникаций разных специалистов, а чем больше возможностей, тем больше инноваций, и чем больше инноваций, тем активнее экономическое развитие.
В настоящее время многие российские города, за исключением Москвы, всё еще существенно проигрывают в мировом сражении за человеческий потенциал, который давно требует осознания как основной экономический ресурс, поэтому с 2000-х годов на Западе активно изучаются тенденции формирования нового поколения жителей крупных городов - высококвалифицированных специалистов, общность которых названа «креативным классом» [5]. Это связано с наступлением эпохи информатизации, телекоммуникаций, которая привела в городах к небывалому ранее росту экономики услуг, возникновению совершенно новых профессий и специализаций. В свет начали выходить исследования, посвя-щённые развитию так называемых «креативных индустрий» (creative industries), которые формируют сектор экономики, специализирующийся на производстве и распространении знаний и информации. Этот сектор также называют «четвертичным сектором экономики»: по определению Департамента культуры, медиа и спорта Правительства Соединенного королевства, креативные индустрии - это «...деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несёт в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путём производства и эксплуатации интеллектуальной собственности»2. Первично в креативные индустрии вошли такие традиционные отрасли, как театральная, издательская, рекламная, художественная, музейная деятельность, архитектура и дизайн [6].
Американские эксперты, в дополнение к британской типологии, считают ядерным потенциалом креативных индустрий научные исследования и разработки, и связывают высокие показатели роста американской экономики в целом именно с опережающим развитием четвертичного сектора [7]. С ростом численности креативного класса возник феномен новой куль-
1 Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года, Федеральная программа Комфортная городская среда, Национальный проект «Наука», Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года и ряд других.
2 Mapping the Creative Industries // British Council's Creative And Cultural Economy Series (https://creativeconomy.britishcouncil.org/media/uploads/ resources/mapping_the_creative_industries_a_toolkit_2-2.pdf).
туры потребления - культуры «инвестиций в себя», которая должна быть обеспечена на материально-пространственном уровне. На привлечение кадрового ресурса, рекрутируемого именно из этого класса, ориентируются городские администрации и проектировщики при модернизации городов в Европе, США, Китае, развивающихся центрах Азии.
Отечественные города для превращения в инновационые центры должны быть обеспечены широкомасштабными программами модернизации, так как в их нынешнем состоянии им сложно конкурировать за привлечение новых высококвалифицированных специалистов. Острая необходимость в модернизации городских структур совпадает с конечной целью кластерной политики - открытием новых рынков, одним из способов запуска которых является перестройка городов. Популярные в последние годы рейтинговые опросы по всему миру свидетельствуют, что сегодня людей волнует не столько место, в котором они живут, но, главным образом, качество жизни и возможности самореализации и развития городского сообщества. Более того, сам термин «урбанизация» стал пониматься не только как процесс формирования городского пространства и среды, но и как процесс роста самосознания самого городского сообщества жителей.
Концепции формирования гуманистических подходов
к проектированию городов
Процессы модернизации городов идут уже значительное время, как минимум с начала прошлого века, поэтому представляется целесообразным и оправданным осветить те работы, которые подготовили эту идеологию на современном этапе. Однако необходимо сразу обговорить, что среди значительного ряда таких работ указаны те, которые, на наш взгляд, наиболее последовательно прокладывали путь к пониманию и значению для проектировщиков и территориальных (региональных) администраций гуманистических аспектов градостроительства.
Зарубежные исследования
Одной из первых концепций, посвящённых переходу от проектирования индустриального города к постиндустриальному, была концепция «средового подхода» Кевина Линча [8]. Её актуальность на новом этапе урбанизации объяснялась направленностью на человека, горожанина, на его восприятие городской среды.
Основные идеи этой теории основаны на работе с образами города, которые складываются у отдельных горожан и их сообществ. Ментальный образ города, или общественный образ, - это групповые образы, которые свойственны большому количеству городских жителей, по отношению к которым есть общее согласие. Именно групповые собирательные образы, в которых отражается город у значительного количества людей, интересуют городских проектировщиков, стремящихся моделировать среду или в развитие позитивных образов, или в преодоление негативных. К элементам, наиболее сильно
влияющим на формирование городского образа в концепции Линча, отнесены пути, границы, районы, узлы и ориентиры -именно на их формировании и проектировании должны быть сосредоточены усилия городских администраций и проектировщиков. В городе с хорошо читаемой визуальной средой горожанин чувствует себя легко и свободно, он ощущает её как свою, комфортную среду, дорожит принадлежностью к этому городу, к его отдельным фрагментам. В концепции средового подхода впервые потребности горожанина рассматривались как определяющий тренд в проектном процессе.
Концепция средового подхода К. Линча не решала всего многообразия задач, стоящих перед городскими менеджерами и проектировщиками, ограничиваясь только процессом восприятия города человеком и социальными группами. Но его концепция представляла собой первую практическую реализацию новой парадигмы городского проектирования, попытку обеспечения городского развития совершенно новыми средствами.
Это проектное направление, обеспечивавшее реализацию в городской среде подлинных потребностей и желаний горожан, было подхвачено и развито получившими мировое признание работами в русле «креативный город» английского урбаниста Чарлза Лэндри и профессора Университета Торонто Ричарда Флориды.
Креативный город - это город, для которого свойственны адаптивность к меняющимся условиям, понимание своего положения в современной «системе координат», чёткое видение своего будущего места в меняющемся мире.
Оба исследователя придерживаются весьма радикального взгляда на города, считая, что именно города, и в гораздо меньшей степени - регионы и страны, станут главными акторами новой эпохи, главными конкурентами. А главным объектом конкуренции станут талантливые и образованные люди - креативные профессионалы - главный ресурс и фактор производства постиндустриальной эпохи. Задачи управленцев, городских планировщиков и политиков - создать креативную среду в городах для привлечения высококвалифицированных кадров.
Исходя из таких предпосылок, Ч. Лэндри [9] зафиксировал главные тренды меняющегося мира: новая экономика; новые управленческие технологии; социальные перемены (общий подъём уровня образования, расширение сферы досуга, рост платёжеспособности, стремление к «самореализации» в работе и жизни); пространственные перемены, вызывающие глобализацию рынков при локализации производства.
Главное внимание на современном этапе городского планирования Ч. Лэндри отводит культурному компоненту городской среды. Культурные ресурсы - это исходный материал города, сырьё для производства его базовых ценностей и активов, приходящие на смену углю, стали и золоту. Креативность - метод эксплуатации и возобновления этих ресурсов. Задача городских управленцев и планировщиков - выявить такие ресурсы, управлять ими и эксплуатировать их со всей
ответственностью. Культура в таком случае должна очерчивать технические подробности городского планирования, а не восприниматься как несущественное и малорентабельное дополнение к таким важным вопросам, как жилищное строительство, транспорт и землепользование. Напротив, культурно наполненный перспективный план должен обуславливать направления дальнейшего планирования городской жизни, экономического и социального развития.
То, что Ч. Лэндри относит к культурному компоненту, Р. Флорида [5] обозначает как аутентичность городской среды. Статистически он подтвердил, что наблюдается исход представителей креативного класса из мест с нейтрально выстроенной в эмоциональном и этническом плане городской средой в города с ярко выраженным собственным лицом, с историческими кварталами, наполненными множеством единственных в своем роде зданий, сооружений, памятников, площадей, скверов. Эти города наполнены образами прошлого, связи истории и настоящего, они дают незабываемые впечатления художественного разнообразия и эмоционального богатства городской среды
Однако культурный компонент креативных городов содержит и другой аспект - разнообразие форм собственно культурной жизни, помимо работы и семьи: досуга, развлечений, личной творческой жизни индивидуума-горожанина. Например, Остин, столица Техаса, - не только один из самых растущих городов и активно развивающийся инновационный центр на основе своего университета, но и один из центров музыкальной жизни не только юга США, но и всей страны. Население современных городов увеличивается не за счёт естественного прироста (по этому показателю практически все города США и Европы уменьшаются), а за счёт миграции в города высококвалифицированных специалистов со всего мира, для привлечения которых создаются самые благоприятные условия.
Аналитические исследования Р. Флориды демонстрируют, что при выборе местожительства люди высоко ценят условия жизни, они уезжают из городов, где отсутствует инфраструктура повседневной жизни, соответствующая стилю креативного класса. Причём в ассортименте структурных элементов обустройства повседневной жизни креативного класса были выявлены особенности, прямо противоположные градоустроительным мероприятиям, которые до сих пор развивают администрации в большинстве городов. Флорида прямо пишет об ошибках администраций, характерных и типичных в равной мере для многих городов как Северной Америки, так и мира: «В большинстве случаев руководители администраций считают, что делают всё от них зависящее для развития технологий и инноваций. Но чаще всего они либо не могут, либо просто не понимают, как сделать то, что необходимо для создания обстановки, стимулирующей реализацию инновационных инициатив квалифицированных жителей. Поэтому управленцы на словах заботятся о привлечении талантливых людей, а на деле продолжают вкладывать ресурсы в крупную розничную торговлю, субсидировать строительство мегамоллов, нанимать операторские службы и тратить деньги налогоплательщиков на дорогостоящие стадионы. Или пытаются создавать новые жилые и торговые районы под копирку, заменяя старое и аутентичное новым и типовым - и тем самым отпугивают креативный класс» [5], между тем как представители креативного класса предпочитают более активный, неформальный вариант досуговых форм, позволяющий минимизировать круг участников при индивидуализации самореализации.
Привлекательность для креативного класса исторических городов с их старыми кварталами, сомасштабными человеку, где можно устроить множество клубов, студий и кафе «по интересам», маленьких выставочных залов, художественных
Рис. 1. Культурные ресурсы как основа проектирования креативного города. Авторская схема на основе изучения текста [9]
мастерских, антикварных лавок, музыкальных, танцевальных студий, огромна и безусловна. Возрождение английского Манчестера после сорока лет прозябания и застоя в связи с обрушением индустриального сектора в экономике города началось именно с освоения художественной богемой исторических кварталов. Теперь в город приходят высокотехнологичные компании, потому что высокий социальный кворум городской среды - неотъемлемый спутник работников научно-инновационной сферы: креативные сообщества выступают модуляторами разнообразия, инноваций и экономического роста.
Гарвардские социологи определяют новую роль в градоу-стройстве такого понятия как «условия жизни», назвав города «машинами развлечений», что иллюстрирует эволюционный сдвиг от производственных городов к «потребительским» [6]. Если в прошлые эпохи люди в своей массе занимались воспроизводством культурных образцов и традиций, то в странах постиндустриального мира люди в своей массе творят. Люди проектируют собственный образ, собственную жизнь, карьеру: отношение к собственному телу и здоровью как к некой данности сменилось проектным отношением. И этот креативный потенциал должен быть вовлечён в городское планирование: город, озабоченный своим развитием, должен ориентироваться прежде всего не на мегапроекты, а на развитие инфраструктуры, насыщения её элементами разнообразия, отвечающими на множественные быстро меняющиеся запросы горожан. Облагораживать, обихаживать существующую городскую среду, дополняя и насыщая необходимыми для удовлетворения креативного класса инфраструктурными элементами, опираясь на городское сообщество - вот задача городского менеджмента. Ключевой показатель для оценки работы городских администраций современного города - сколько талантливых образованных людей осталось в городе после учёбы и сколько привлечено условиями жизни из других городов и стран [1].
Российские урбанистические концепции
Здесь необходимо сказать о российских исследователях, подготовивших понимание важности гуманистических аспектов урбанизма. Главная заслуга этих учёных состоит в том, что, в эпоху тотального господства индустриальных концепций урбанизации они начали утверждать главенство социальных факторов в процессах урбанизации и необходимость их научного исследования.
Как очень важный, но недооценённый в отечественном урбанизме вклад в развитие социологических подходов в проектирование городов внёс советский архитектор, социолог Л.Б. Коган. Его главные идеи также были обращены к гуманистическим аспектам проектирования городов, что в силу известных обстоятельств не получило полного отражения в проектной практике советского директивного градостроительства: социология привлекалась лишь для того, чтобы решить проблему формирования городской среды «в чистом
поле» - в пространстве нового города, появление которого было результатом решения «сверху».
Книга Л.Б. Когана «Быть горожанами» [10] исследует такой аспект урбанизации, как процесс установления определённых соответствий между потребностями и интересами различных городских сообществ, различных районов и территорий, индивидуума и власти в ходе функционирования и развития городов. Это было первое отечественное исследование, посвящённое демократическим принципам городской и градостроительной политики, управления городом, важности развития самоуправления и гражданской инициативы горожан. Концепции Л.Б. Когана чрезвычайно актуальны, так как в стране до сих пор отсутствуют яркие и убедительные примеры городского самоуправления.
Идеологически близки взглядам Л. Когана работы одного из крупнейших отечественных урбанистов В.Л. Глазычева. Он начал с интересной темы, посвящённой методам взаимодействия между социальным заказом, проектированием и строительством, которые в СССР вообще не использовались. В. Глазычев вёл экспериментальные программы развития в Тихвине, Набережных Челнах и Елабуге, пытаясь найти формы взаимодействия жителей и властей, он отмечал принципиальную разницу в самосознании горожан за рубежом и в Отечестве: «Из-за отсутствия непосредственной связи "город - человек" в России нет "горожанства" как такового. Нет даже самого элементарного - городского права: об этом по сей день идут одни разговоры» [11]. Метод ролевых игр, который он внедрял в практику выявления потребностей в преобразовании городской среды, был направлен, прежде всего, на работу с наиболее трудным, по его мнению, человеческим материалом: главами городских и районных администраций, малых городов - муниципальными лидерами постсоветской реальности. В.Л. Глазычев рассматривает проблему формирования городов России в совершенно новом ракурсе, предлагая понятие «город» прежде всего как социальную организованность граждан: «Первым шагом к переосмыслению слободы в город или хотя бы протогород оказывается само признание индивидуальности всякой конкретной урбанизированной территории, трактуемой не в одних физических, но также и в социально-культурных параметрах» [там же].
Некоторые новые факторы конкурентоспособности
города в градостроительных аспектах
Эти новые запросы, во-первых, кардинально меняют роль урбанистов, градостроителей, архитекторов и управленцев -всех тех, кто отвечает за развитие города, а во-вторых, формируют новые факторы конкурентоспособности города, которым теперь уделяется первоочередное внимание. Как наиболее очевидные и актуальные можно выделить следующие [12].
Комфортность для жизни и привлекательность
городской среды
Лучшие города мира должны сохранять свою привлекательность даже во время экономического спада. Такими городами становятся Москва и Шанхай, которые продолжают
целенаправленно работать над городской средой, постоянно обеспечивая высокое качество жизни для большинства.
Самоорганизация, а не управление. Во всех успешных глобальных городах существует независимая от городской администрации организация заинтересованных граждан. В Нью-Йорке это Ассоциация городского планирования, в Сан-Франциско - совместное предприятие «Силиконовая долина». Эти организации мыслят дальше и стратегически, чем администрация, потому что администрации меняются, а жители остаются.
Равноправное разнообразие всех аспектов городской среды превращают качество городской среды в креативный фактор, направленный на производство инноваций, причём в самом широком смысле - от новых методов лечения, постоянно обновляющихся гаджетов и товаров широкого потребления до инновационных социальных технологий и новаторских приёмов модернизации городской среды.
Именно эти факторы конкурентоспособности обуславливают интенсификацию городского пространства. Особое значение в этом процессе приобретает создание и развитие общественных пространств для культурных, образовательных, рекреационных, спортивных, реабилитационных функций, «зелёная» реконструкция районов старой застройки. Первоочередными объектами для преобразований становятся бросовые территории, старые промышленные, складские, транспортные объекты, портовые и железнодорожные зоны, основная функция которых устарела и утрачена.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что модернизация городской среды - это не очередное благоустройство имеющихся садов, парков и пр. или строительство жилья, торговых и т.п. центров, или же их реконструкция. Модернизация - это именно полное преобразование функционального назначения территориальных ареалов на основе новых социальных, градостроительных, инфраструктурных технологий. Повышающим фактором в этом процессе является не просто чётко выраженная социальная направленность проектов, а активное участие горожан в разработке проектных предложений [13].
Вложения в социальную и культурную инфраструктуру, экологически и гуманитарно направленные преобразования го-
3 Все иллюстрации в статье, кроме особо оговорённых, взяты из открытого доступа сети Интернет
Рис. 23. Нью-Йоркю Хай-Лайн парк (High Line Park)- парк на рельсах
родской среды обеспечивают повышение рейтинга города и, как следствие, условия для экономического развития и процветания.
Примеры, приведённые ниже - это первые, ставшие культовыми, проекты переформатирования городской среды, оказавшие огромное влияние на дальнейшие процессы преобразования городов и модернизации городской среды
Примеры модернизации городской среды,
реализованные в направлении активной гуманизации
Парк линейного типа на месте бывшей линии железной дороги (Нью-Йорк, США) [14]
Исходная территория: надземная железная дорога Хай Лайн (High Line), проходившая через индустриальные кварталы Манхэттена.
Социальная технология: инициативные разработки группы горожан, объединившихся под именем «Друзья Хай Лайн» (1999).
Градостроительное решение: парковая зона располагается на эстакаде и полностью повторяет маршрут железной дороги.
Проектное решение: использованы экологические материал ы и неоновая подсветка, все девять входов в парк разработаны с учётом удобства для людей с ограниченными физическими способностями, рельсы оформлены как арт-инсталляция.
Результат:
- гражданская активность горожан может инициировать крупные модернизационные проекты, обеспеченные централизованным финансированием;
- модернизация транспортной территории, что до сих пор остаётся самым уникальным проектом в мире;
- реконструкция квартала протяженностью 1,6 км привела к замещению грязных фабрик фешенебельными отелями и галереями;
- идеальное сочетание исторических ценностей и новейших технологий в области дизайна.
Крупнейшее парковое пространство на месте приречной портовой зоны (Мадрид, Испания) [15]
Исходная территория: экологически неблагополучный район Мадрида - прибрежная портовая территория реки Ман-санарес, превращённая вредными отходами в сточную канаву.
Рис. 3 Проект «Мадрид Рио» (Madrid Rio Project). Фрагмент планировки
Социальная технология: конкурс на лучший детский рисунок «города мечты», объявленный в 2005 году властями города. На основе детских фантазий о море, солнце, аттракционах и играх на свежем воздухе в 2008 году началось преобразование территории.
Градостроительное решение: две крупные городские магистрали перенесены в подземное пространство; центральная часть города превращена в пешеходную зону с аллеями, река Мансанарес вновь обрела своё природное значение. Общая площадь - 121 га, стоимость - 4100 млн евро, из них на рекультивацию реки затрачено 410 млн.
Проект: в прибрежной зоне детский парк на 17-ти игровых площадках с аттракционами и купальнями в специально спроектированных с максимальной безопасностью речных лагунах; пляж и парки с экзотическими деревьями. На территории нескольких парков дизайнеры «спрятали» три фитнес клуба, футбольное поле, многочисленные дома отдыха и галереи, несколько центров для экстремальных видов спорта, комплекс для скалолазания и велодром. Над рекой перекинуты 32 пешеходных моста, по ним можно не только гулять, но ездить на велосипедах, скейтах, роликах, сидеть на лавочках. Набережная превращена в пешеходную зону с аллеями и скверами.
Результаты:
- создание полноценного курорта в самом центре города;
- резкое улучшение экологической ситуации;
- повышение комфортности среды;
- рост городской экономики за счёт резкого роста туристического потока;
- повышение аутентичности города за счёт нового публичного пространства в формах культурных традиций Мадрида.
Прибрежный парк на месте бывшего порта
(Тель-Авив, Израиль) [16]
Исходная территория: заброшенный порт со старыми, заросшими тиной доками.
Социальная технология: инициативная разработка израильского архитектора Мейслитса Кассифа, поддержанная общественностью и принятая мэрией города в качестве городской программы.
Проектная стратегия: программа предполагала создание экологического парка с гастрономической ярмаркой и фермерским рынком, формирование абсолютно нового ландшафта без стандартных посадок деревьев и зелени.
Проектное решение: архитектор не прибегал к «навороченным» технологиям, а всего лишь подобрал недостающие части конструктора: к свежему морскому воздуху он добавил деревянную дорожку и натуральные продукты. Значительное время занял подготовительный этап облагораживания территории, погружения грязных труб и газопроводов под землю. Прогулочная дорожка волнообразной формы, подражающая дюнам - природному ландшафту Израиля, оборудована футуристическими скамьями.
Результат:
- превращение заброшенной территории в знаменитую клубную часть Тель-Авива;
- появление урбан-площадки для занятий спортом, прогулок, танцев и ночных развлечений;
- ценность нового публичного пространства для горожан проявилась в общественном движении на запрет строительства вблизи торговых павильонов и застройки под офисы;
- возросший поток туристов.
Отечественный опыт в градостроительном аспекте
Как уже было сказано выше, многие российские города, созданные или развивавшиеся в активный период социалистического строительства, были построены на основе главенства индустриальной экономики, производство являлось основным градостроительным и градообразующим фактором. Принципы рационализации и оптимизации социально-экономических процессов в градостроительстве реализовывались в однообразии планировочных подходов, обеднявших и унифицировавших городскую среду.
В русле выявленных тенденций переформатирования городского пространства в институте «ГИПРОГОР»4 при участии автора был разработан ряд проектов развития городских территорий, в которых были предприняты попытки внедрить новые подходы на градостроительном уровне.
В проектах концепций пространственного развития городов и агломераций предлагались креативные подходы углубления исторического аутентичного образа города при внесении новых инновационных функционалов и основанных на них градостроительных объектов и зон. Один из таких примеров - предложение о создании Археологического
4 Руководитель АПМ-2 С.И. Бычков, зам генерального директора, к.т.н., заслуженный архитектор России, лауреат Золотой медали РААСН в области градостроительства.
Рис. 4. Квартал Намал (Namal)r Тель-Авив
кластера для развития туристической сферы города Великого Новгорода5 [17].
Здесь хотелось бы подробнее остановиться на разработке проекта модернизации городской среды в направлении «креативный город» для Севастополя - города федерального значения6.
Севастополь - совершенно особенный город: морские ворота России на Юге, наличие военно-морской базы и мощного куста оборонных предприятий с развитыми подразделениями НИОКР могут превратить Севастополь в своего рода русский Сан-Франциско - город высокого инновационного потенциала, город науки и культуры, который может и должен потянуть за
5 Разработан в составе проекта «Разработка концепции ревитали-зации туристического центра Великого Новгорода в целях создания современной комфортной городской среды», (Муниципальный контракт №0350300011820000207 от 28 декабря 2020 года между МКУ Великого Новгорода «Управление капитального строительства» и ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития («ГИПРОГОР»), авторским коллективом архитекторов в составе: Ю.В. Барковская, главный архитектор проекта, П.К. Неустроева, А.Т Мамедов, М.А Верховская - главный специалист по историко-культурному наследию, Кулешова Г.И. - главный специалист по научно-инновационному комплексу.
6 Проект выполнен при участии автора в составе проекта «Концепция стратегического развития города Севастополь до 2030 года»; ГИПРОГОР -Агентство стратегических инициатив (АСИ), 2014-2015 гг.
собой развитие всей научно-инновационной сферы Крыма. В городе и его предместьях размещается мощный ресурсный потенциал развития туристической индустрии: в Инкермане -зримые следы древней первоначальной христианизации южных земель России, Херсонес - центр крещения Руси и раскопки эллинского периода, Балаклава - исторический центр морского флота России на юге, многочисленные мемориальные памятники блистательных побед и трагических потерь русского оружия.
Градостроительная стратегия генерального плана направлена на достижение образа южной морской столицы России: упорядочение планировочной структуры с созданием крупных градостроительных осей и узлов, формирование морского фасада города. Дуга столичного проспекта, организующая всё пространство центральной части города, создание нового центра на высоких отметках Красной горки, сквозная магистраль от исторической части до Нового центра, а оттуда - до мемориала Сапун-горы и музея, канатная дорога до рекреаци-онно-развлекательного центра в Балаклаве - всё это должно связать ранее разобщённые территории и узлы города. Новые общественные пространства, которыми наполнены основные формируемые оси и узлы, придадут новый столичный масштаб Севастополю, поднимут его роль как драйвера инновационного развития Крыма и всего Юга России.
Рис. 5. Схема основных реперных точек преобразования городской среды Севастополя (источник: проектные схемы АО «ГИПРОГОР»)
Концепция «Севастополь - креативный город» - это развитие и углубление исторического образа города, основанного на таких позициях как:
Севастополь - город русской славы;
Севастополь - город на море;
Севастополь - город культуры, науки, инноваций.
Основные предпосылки разработки средовых подходов креативного направления в актуализации генерального плана города:
- осознание исторического центра и мемориалов как ментальной основы системы градостроительной идеологии развития;
- включение моря в пространство города: вывод магистралей с прибрежных территорий, организация новых прогулочных бульваров, нижних и верхних набережных со смотровыми площадками, исключение и сокращение функционально и визуально неоформленных пространств;
- формирование новых фокусов роста градостроительной системы, включающих научные, образовательные и культурные центры города, инновационные технопарки;
- формирование сети пешеходных улиц, в том числе крытых, и общественных пространств в масштабе застройки исторического центра, углубление образа «городской культуры»;
- использование в масштабе локальных возможностей новых видов транспорта: скоростного трамвая, канатных дорог и других экологичных видов транспорта, организация велосипедных и пешеходных трасс;
- использование квартального принципа в организации застройки реконструируемых и новых территорий при максимальной этажности в три-четыре этажа, уход от планировочных паттернов советских времён - микрорайонов, исключение высотной застройки на прибрежных территориях.
Уже к настоящему времени целый ряд проектов модернизации городской среды Севастополя, намеченных в Концепции, реализуется в рамках задекларированного средового подхода.
Список источников
1. Кулешова, Г.И. Территории инноваций: технопарки-технополисы-регионы науки / Г.И. Кулешова. - Москва : Научный мир, 2019. - 368 с. - ISBN 978-5-91522-480-2. - Текст : непосредственный.
2. Щедровицкий, П. Кластер может быть в любой области / П. Щедровицкий - Текст: электронный // Сайт НИУ «ВШЭ» . 2014. - URL: https://cluster.hse.ru/news/213382981.htmL (дата обращения 21.11.2023).
3. Дероше, П. Возможна ли новая Кремниевая долина? : Лекция Пьера Дероше о международном опыте создания экономических инновационных кластеров. 24 марта 2011 года, Политехнический музей / Nano News Net. - URL: https:// www.nanonewsnetru/articLes/2011/vozmozhna-Li-novaya-kremnievaya-dolina (дата обращения 21.11.2023).
4. Джекобс, Дж. Города и богатство наций: принципы экономической жизни / Дж. Джекобс ; под ред. канд. экон. наук
О.Н. Лугового ; пер. с англ. Д.А. Ананьев. - Новосибирск : Культурное наследие, 2009. - 243 с. - Текст : непосредственный.
5. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. - Москва : Классика-XXI, 2011. - 432 с. - Текст : непосредственный.
6. Гнедовский, В. Современные проблемы развития постиндустриального общества в городах США и Европы / В. Гнедовский. - Текст : электронный // URL: https://buk.irk. ru/exp_seminar/4/doc4.pdf (дата обращения 21.11.2023).
7. Фролов, А.В. Опыт инновационного развития США и его использование в России / А.В. Фролов. - Текст : непосредственный // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2013. - № 4. - С. 86-91.
8. Иванькина, Н.А. Концепция нового урбанизма: предпосылки развития и основные положения / Н.А. Иванькина, М.В. Перькова. - DOI: 10.12737/article_5b6d585f08a625.50385604. -Текст : непосредственный // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова.
- 2018. - № 8. - С. 75-84.
9. Лэндри, Ч. Креативный город / Ч. Лэндри. - Москва : Классика-ХХ1, 2011. - 399 с. - Текст : непосредственный.
10. Коган, Л.Б. Быть горожанами / Л.Б. Коган. - Москва : Мысль, 1990. - 205 с. - ISBN 5-244-00429-8
11. Глазычев, В. Город России на пороге урбанизации / В. Глазычев. - Текст : электронный // Viperson. - URL: https:// viperson.ru/articles/v-glazychev-gorod-rossii-na-poroge-urbanizatsii (дата обращения 13.02.2024).
12. Кулешова, Г. Экологизация городской среды как фактор повышения социальных стандартов / Г. Кулешова, К. Сергеев.
- Текст : электронный // Городское управление. - 2012. - № 4. - С. 62-68. - URL: http://emsu.ru/um/defaultasp?c=4279 (дата обращения 13.02.2024).
13. Кулешова, Г.И. Экологизация городской среды: стандарты и направления структурных преобразований / Г. Кулешова, К. Сергеев. - Текст : непосредственный // БСТ: Бюллетень строительной техники. - 2011. - № 11. - С. 28-31.
14. The World Looks to New-York: Successful Green Project "High Line" / Текст : электронный // Life on Roofs. - URL: https://zinco-usa.com/press-release/the-world-Looks-to-new-york (дата обращения 13.02.2024).
15. Madrid Río / Текст : электронный // Metalocus. - URL: https://www.metalocus.es/en/node/2264 (дата обращения 13.02.2024).
16. Асаф Замир- о платформах взаимодействия города и горожан / Замир А. - Текст : электронный // Сайт «Архсовет Москвы». - URL: https://archsovetmsk.ru/article/ot-pervogo-Lica/Asaf-zamir-o-platformah-vzaimodeistvia-gorda-i-gorogan (дата обращения 13.02.2024).
17. Кулешова Г.И. Великий Новгород. Концепт Археологического кластера - инновационный функционал развития туристической сферы города / Г.И. Кулешова. - DOI: 10.22337/2077-9038-2021-2-92-103. - Текст : непосредственный //Academia. Архитектура и строительство. - 2021. - № 2. - С. 92-103.
References
1. Kuleshova G.I. Territorii innovatsii: tekhnoparki-tekhnopolisy-regiony nauki [Territories of Innovation: Technoparks-Technopolises-Regions of Science]. Moscow, Nauchnyi mir Publ. , 2019, 368 p. ISBN 978-5-91522-480-2. (In Russ.)
2. Shchedrovitskii P. Klaster mozhet byt' vlyuboi oblasti [A Cluster Can Be in Any Area]. SaitNIU«VShE» [WebsiteHSE], 2014. URL: https://cluster.hse.ru/news/213382981.html (Accessed 11/21/2023). (In Russ.)
3. Deroshe P. Vozmozhnali novaya Kremnievaya dolina? [Is a New Silicon Valley Possible?], Lecture by Pierre Desrochers on international experience in creating economic innovation clusters, March 24, 2011, Polytechnic Museum. Nano News Net. URL: https://www.nanonewsnet.ru/articles/2011/vozmozhna-li-novaya-kremnievaya-dolina (Accessed 11/21/2023). (In Russ.)
4. Dzhekobs, Dzh., Lugovoi O.N. (ed.), Anan'ev D.A.(trans. from Engl.). Goroda i bogatstvo natsii: printsipy ekonomicheskoi zhizni [Cities and the Wealth of Nations: Principles of Economic Life]. Novosibirsk, Kul'turnoe nasledie Publ., 2009, 243 p. (In Russ.)
5. Florida R. Kreativnyi klass: lyudi, kotorye menyayut budushchee [Creative Class: People Who Change the Future]. Moscow, Klassika-XXI Publ., 2011, 432 p. (In Russ.)
6. Gnedovskii V. Sovremennye problemy razvitiya postindustrial'nogo obshchestva v gorodakh SShA i Evropy [Modern Problems of the Development of Post-Industrial Society in Cities of the USA and Europe]. URL: https://buk.irk. ru/exp_seminar/4/doc4.pdf (Accessed 11/21/2023). (In Russ.)
7. Frolov A.V. Opyt innovatsionnogo razvitiya SShA i ego ispol'zovanie v Rossii [Adaptation of US Innovation Experience for Russian Economy]. In: Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy i puti ikh resheniya, 2013, no. 4, pp. 86-91. (In Russ., abstr. in Engl.)
8. Ivan'kina, N.A. Per'kova M.V. Kontseptsiya novogo urbanizma: predposylki razvitiya i osnovnye polozheniya [The Concept of New Urbanism: Prerequisites for Development and Main Provisions], DOI: 10.12737/article_5b6d585f0 8a625.50385604. In: Vestnik BGTU im. V.G. Shukhova [Bulletin of BSTU Named after V.G. Shukhov], 2018, no.8, pp. 75-84. (In Russ., abstr. in Engl.)
9. Lendri, Ch. Kreativnyi gorod [Creative City]. Moscow, Klassika-XXI Publ., 2011, 399 p. (In Russ.)
10. Kogan L.B. Byt' gorozhanami [To Be Citizens]. Moscow, Mysl', 1990, 205 p.. ISBN 5-244-00429-8 (In Russ.)
11. Glazychev V. Gorod Rossii na poroge urbanizatsii [Russian City on the Threshold of Urbanization]. Viperson. URL: https://viperson.ru/articles/v-glazychev-gorod-rossii-na-poroge-urbanizatsii (Accessed 02/13/2024). (In Russ.)
12. Kuleshova G.I., Sergeev K.I. Ekologizatsiya gorodskoi sredy kak faktor povysheniya sotsial'nykh standartov [Ecologization of the Urban Environment as a Factor in Raising Social Standards]. In: Gorodskoe upravlenie, 2012, no. 4, pp. 62-68. URL: http://emsu. ru/um/defaultasp?c=4279 (Accessed 02/13/2024). (In Russ.)
13. Kuleshova G.I., Sergeev K.I. Ekologizatsiya gorodskoi sredy: standarty i napravleniya strukturnykh preobrazovanii [Greening of the Urban Environment: the Standards and Directions of Structural Transformations]. In: BST: Byulleten' stroitel'noi tekhniki [BST: Byulleten' Stroitel'noj Tehniki], 2011, no. 1, pp. 28-31.
14. The World Looks to New-York: Successful Green Project "High Line". In: Life on Roofs. URL: https://zinco-usa. com/press-release/the-world-looks-to-new-york (Accessed 02/13/2024). (In Engl.)
15. Madrid Rio. Metalocus. URL: https://www.metalocus.es/ en/node/2264 (Accessed 02/13/2024). (In Engl.)
16. Asaf Zamir- o platformakh vzaimodeistviya goroda i gorozhan [Asaf Zamir - about Platforms for Interaction between the City and Citizens]. Sait «Arkhsovet Moskvy» [Website "Arkhsovet Moskvy"]. URL: https://archsovet.msk.ru/article/ ot-pervogo-lica/Asaf-zamir-o-platformah-vzaimodeistvia-gorda-i-gorogan (Accessed 02/13/2024). (In Russ.)
17. Kuleshova G.I. Velikii Novgorod. Kontsept Arkheologicheskogo klastera - innovatsionnyi funktsional razvitiya turisticheskoi sfery goroda [Velikiy Novgorod. The Concept of the Archaeological Cluster is an Innovative Functionality for the Development of the City's Tourism Sector], DOI: 10.22337/2077-9038-2021-2-92-103. In: Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo [Academia. Architecture and Construction], 2021, no. 2, pp. 92-103. (In Russ., abstr. in Engl.)