УДК 330.341
СОЗДАНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ КРЕАТИВНОГО КЛАССА
© Скорнякова А. А., 2015
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Для успешного развития инноваций в городах, главную роль играет креативный класс, как двигатель прогресса, однако для функционирования креативного класса важно создать благоприятную городскую среду, в том числе обеспечить доступ к технологиям. Взаимодействие городских объектов друг с другом, при условии применения инновационного подхода, может позволить создание территориального инновационного кластера, определяющего место данного города в инновационной системе развития всей страны.
Ключевые слова: городская среда, креативный класс, инновации.
В наше время формирование городской среды — это одна из самых важных проблем человечества. Под городской средой подразумевается пространство, где обитают и осуществляют производственную деятельность люди, совокупность как природных, так и социальных, техногенных и экономических условий жизни, которые существуют в городе на определенной территории. Однако важно создать не просто городскую среду, а инновационную городскую среду в связи с непрерывным прогрессом и инновационным развитием городов и стран. Для формирования инновационной городской среды в городе необходима устойчивая система взаимодействия таких ключевых областей, как наука, инновации и городские объекты.
Россия изначально стояла на этапе отставания от инновационных стран-лидеров. Помимо этого, в России всегда отмечалась «недооценка роли образования, науки и технологий, если только, не было военной угрозы со стороны высокотехнологического противника» [1].
На настоящий момент Россия выделяет на науку в семь раз меньше финансов, чем Япония, и в 17 раз меньше, чем Соединенные Штаты Америки. В несколько раз уменьшилось количество научных исследователей, которые занимаются разработками в России, в результате чего возникает ряд серьезных проблем в процессе создания сильного инновационного потенциала страны [2].
Однако в настоящее время Россия сделала некоторые шаги по направлению к инновационному развитию. В декабрe 2010 годa был разработан проект,
который включает в себя стратегию инновационного развития России до 2020 года, под названием «Ин-швационная Россия 2020».
На рис. 1 представлены этапы реализации предлагаемой стратегии инновационной политики в России.
Очевидно, что создание эффективной городской среды непосредственно влияет на инновационное развитие в городах России. Однако наиболее значимым классом населения, который непосредственно влияет на формирование в городе инновационной городской среды, является креативный класс.
Креативный класс формируется из людей, которые производят экономические ценности в процессе своей творческой деятельности. Флорида разделяет креативный класс на две составляющие: суперкреативное ядро, которое включает в себя инженеров, ученых, профессоров, писателей, художников, дизайнеров, архитекторов, деятелей культуры, — то есть людей, которые способны формировать общественное мнение и зарабатывают этим на жизнь [3]. Второй составляющей креативного класса является группа креативных специалистов, которые трудятся в отраслях, основанных на знаниях: информационные технологии, здравоохранение, финансы, а также бизнес. Такие люди могут создать новые технологии или продукты, но это не входит в их должностные обязанности.
В связи с тем, что роль творчества во всех сферах и областях увеличивается, все больше ценятся люди с креативным подходом, которые могут найти себе место в креативном классе.
124
Бизнес-образование в экономике знаний
№ 1 • 2015
Рис. 1. Этапы реализации предлагаемой стратегии инновационной политики в России
Однако для формирования и поддерживания креативного класса необходимо создание городской среды, только в этом случае креативный класс сможет раскрыть весь свой потенциал. Таким образом, в городской среде должны найти место технологии, талант и толерантность.
Итак, как формируется городская среда в Иркутске? На сегодняшний день разрабатываются и приведены в жизнь некоторые крупные проекты.
Один из них — проект 130 квартала. Первоначальный проект готовили ОАО «Иркутскграждан-проект», компания «Институт «Ленгипрогор» и Автономная некоммерческая организация «ВосточноСибирский научно-творческий центр» — филиал Российской академии архитектуры и строительных наук.
Впервые вопрос о реконструкции 130 квартала подняли на Международном Байкальском Зимнем градостроительном университете, который проходил в Иркутске в 2008 году. Несколько архитекторов предложили проект, связанный с возрождением деревянных построек в центре города. После этого идею поддержали не только участники университета, но и Иркутские власти. Стал разрабатываться план реконструкции 130 квартала. В процессе работы над данным проектом архитекторы «Гражданпроекта» и Восточно-Сибирского научно-творческого центра РААСН поставили перед собой задачу воссоздания исторического квартала, где традиционные деревянные дома должны выполнять не только общественные функции, но и функции качественного частного жилья.
Основной идеей проекта стало создание нового
общественного пространства на основе исторического наследия. Квартал органично вписался в центр города и дополнил его. 130 квартал не просто стал замечательным и интересным местом для пешеходных прогулок горожан и туристов, он также и исполняет свою жилую функцию. В данном проекте много предложений, которые будут реализованы в Иркутске впервые. К таким решениям можно отнести подогрев площади-амфитеатра или проходной тоннель под пешеходным бульваром, позволяющий производить необходимый осмотр и ремонт сетей без нарушения благоустройства 130 квартала.
130 квартал в Иркутске стал прототипом Императорского квартала в Томске. Императорский квартал имеет огромное историко-культурное значение. К нему относятся старейший в Сибири Богородице-Алексеевский монастырь и здания бывшей духовной семинарии, где в 1918 году была провозглашена независимость Сибири [4]. Основным отличием проектов стало то, что в Томске постройки не функционируют и музеифицированы, в отличие от Иркутского 130 квартала, где постройки не просто не музеифи-цированы, но и являются жилыми зданиями.
В центре Красноярска через три года также может появиться уголок старого города, воссозданная улица образца конца XIX — начала XX века. Исторический квартал будет размещен в пределах улиц Горького, Бограда, Декабристов и Маркса. В концепции проекта предполагается реконструировать сохранившиеся здания по правой стороне ул. Горького, а также на другой стороне улицы воссоздать утраченные здания конца XIX — начала XX века [5]. Проект включает не только строительство и рекон-
№ 1 • 2015
Бизнес-образование в экономике знаний 125
струкцию зданий, но и создание общественного пространства, которое будет сформировано с помощью Центрального парка, при воссоздании в нем патриархальной атмосферы городского сада конца XIX — начала XX века, и левобережной набережной. Таким образом, в центре города появится общественная зона, где смогут отдыхать не только жители Красноярска, но и приезжие. При подготовке к реализации проекта нового исторического квартала архитекторы стараются учитывать опыт уже реализованных похожих проектов — реновации 130-го квартала в Томске и Иркутске.
Следующим примером проекта по формированию городской среды в Иркутске стал проект качественного преобразования городской среды на территории бывшего китайского рынка («Шанхайка»). «Сибирская лаборатория урбанистики», а также иркутские и французские архитекторы по поручению городской администрации подготовили
и представили концептуальный проект развития городской среды на территории бывшей китайской барахолки. Проект состоит в том, что на месте бывшего китайского рынка появятся многофункциональные кварталы, торговый формат которых будет рассчитан на более высокий потребительский сегмент, а кроме того, будет хорошо сочетаться кафе и ресторанами и с жильем бизнес-класса. Более того, будут реализованы новые площади, зеленые зоны, пешеходные дорожки.
В основу проекта были положены четыре главных принципа. Первым принципом является многофункциональность пространства (торговля, жилая застройка, гостиницы, общепит, зеленые зоны прекрасно сочетаются). Второй принцип — сохранение памятников архитектуры — как реставрация существующих объектов, так и не нарушение ограничений по плотности застройки, высотности и прочим критериям [6]. При всем этом данный проект не должен стать подобием 130 квартала, где акцент был сделан на историчности. Третий принцип — создание благоприятной атмосферы с помощью ограничения этажности, а также использования зеленых зон, ограничений в передвижении частного транспорта [7]. Наконец, четвертым принципом стал принцип синергетического эффекта. Пространство должно быть выдержано в едином стиле.
Очевидно, что реализация любых проектов начинается с зарождения идеи проекта. Именно креативный класс является генератором идей, причем именно суперкреативное ядро. Далее креативные специалисты помогают претворить проект в жизнь. При функционирующей благоприятной городской среде увеличивается возможность возникновения и реализации новых идей и проектов, а также снижается риск «утечки» талантов за границу, где им могут предложить более комфортные условия для разработки инновационных проектов.
При текущих условиях, когда инновации выходят на первый план в развитии городов, важно понимать, что именно формирование городской среды стимулирует инновационное развитие города. ■
1.Абрамешин А. Е. Менеджмент инновационной организации : учеб. пособие / А. Е. Абрамешин, С. Н. Аксенов и др. — М. : Европейский центр по качеству, 2005. — 408 с.
2.Зубарев А. С. Создание региональной инновационной системы — показатель устойчивого развития региона / А. С. Зубарев, С. Г. Емельянов, Л. Н. Борисоглебская // Инновации. — 2007. — № 7. — С. 59-63.
3.Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида.— М. : Классика-ХХ1, 2005. — 430 с.
4.Кетова Н. В. Кластер «Информационные технологии и электроника Томской области» / Н. В. Кетова, Е. А. Мо-настырный, А. Ф. Уваров // Инновации. — 2014. — № 8. — С. 55-64.
5.Кузык Б. Н. Россия и мир в XXI веке / Б. Н. Кузык. — М. : Институт экономических стратегий, 2005. — 544 с.
6.Лэндри Ч. Креативный город / Ч. Лэндри. — М. : Издательский дом "Классика-ХХ1, 2011. —399 с.
7.Кузык Б. Н. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. — М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 632 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамешин А. Е. Менеджмент инновационной организации : учеб. пособие / А. Е. Абрамешин, С. Н. Аксенов и др. — М. : Европейский центр по качеству, 2005. — 408 с.
Зубарев А. С. Создание региональной инновационной системы — показатель устойчивого развития региона / А. С. Зубарев, С. Г. Емельянов, Л. Н. Борисоглебская // Инновации. — 2007. — № 7. — С. 5963.
Кетова Н. В. Кластер «Информационные технологии и электроника Томской области» / Н. В. Кетова, Е. А. Монастырный, А. Ф. Уваров // Инновации. — 2014. — № 8. — С. 55-64.
Кузык Б. Н. Россия и мир в XXI веке / Б. Н. Кузык. — М. : Институт экономических стратегий, 2005. — 544 с.
Кузык Б. Н. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. — М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 632 с.
Лэндри Ч. Креативный город / Ч. Лэндри. — М. : Издательский дом "Классика-ХХ1, 2011. —399 с.
Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида.— М. : Классика-ХХ1, 2005. — 430 с.
Urban Environment for Creative Class
© Skornyakova A., 2015
For successful development of innovations in cities, the major role belongs to a creative class that is responsible for overall progress. To make a creative class work, it is critical to secure auspicious urban environment and access to technologies. If an innovative approach is made, interaction of urban entities makes it possible to create territorial innovative clusters that determine the place of a given city in the innovative system of the entire country's development.
Keywords: urban environment, creative class, innovation.
126 Бизнес-образование в экономике знаний
№ 1 • 2015